Психология
УДК 159.9.07
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры практической психологии Лебедева Оксана Валерьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры языкознания и иностранных языков Коларькова Оксана Геннадьевна
Приволжский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Нижний Новгород); аспирант 1 года обучения направление «Психологические науки», педагог-психолог Калинина Ирина Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород), МАОУ № 94 (г. Нижний Новгород)
СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОНЯТИЙ «САМОСОЗНАНИЕ» И «САМОПОЗНАНИЕ» В АСПЕКТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Аннотация. В статье представлен анализ отечественной и зарубежной психологической литературы по проблеме развития самосознания в период старшего школьного возраста; рассмотрены различные подходы к пониманию сущности данного явления, выделению его структурных компонентов, в том числе с позиции уровневого подхода к определению понятий «самосознание» и «самопознание»; выявлены средства самопознания как когнитивного компонента самосознания старшего школьника. Рассматривая самопознание в качестве базового компонента структуры самосознания, мы склонны разделять точку зрения отечественных педагогов и психологов относительно необходимости пристального внимания всех субъектов образования к процессу развития возможностей самопознания старшеклассников. Что связано, на наш взгляд, не только с ярко выраженной сензитивностью данного возрастного периода к развитию самосознания и самопознания, но и с теми возможностями социальной среды, которые заложены в сфере взаимодействия старшеклассника со значимыми для него другими (родителями, сверстниками, учителями, психологами, администрацией образовательного учреждения).
Ключевые слова: самосознание, самопознание, старшеклассники, рефлексия, самовоспитание, профессиональное самоопределение, ключевые компетенции.
Annоtation. The article presents the analysis of both national and foreign psychological literature on the problem of self-oonsciousness development in the period of high school age; it considers various approaches to the essence of this phenomenon, to its structural components, including from the level approach to the definition of the concepts of "self-consciousness" and "self-knowledge"; the means of self-knowledge as a cognitive component of a senior student's self-consciousness are highlighted. Considering self-knowledge as a basic component of the self-consciousness structure, we tend to share the point of view of Russian teachers and psychologists relating to the necessity to make all educational subjects pay close attention to the process of developing high school students' self-knowledge capabilities. In our opinion, it is connected not only with the pronounced sensitivity of this age period towards the development of self-awareness and self-knowledge, but also with the possibilities of social environment that are inherent in the sphere of a high school student's interaction with other significant ones (parents, peers, teachers, psychologists, educational institution authority).
Key words: self-awareness, self-knowledge, high school students, reflection, self-education, professional self-determination, key competencies.
Введение. Проблема развития самосознания и самопознания обучающегося старшей школы не является исключительно новой для системы отечественного образования. Безусловно, вклад развитой системы осознания себя, своих лучших и худших сторон, своего места в окружающем мире в процесс становления себя как личности активной, творческой, целеустремленной является необходимым этапом взросления. Вместе с тем, в современном обществе данный процесс имеет свои особенности, связанные с общественным запросом на раннее профессиональное самоопределение старшеклассников, а также необходимостью развития у молодых людей ключевых компетенций цифровой экономики, благодаря которым они будут востребованы на рынке труда в различных областях общественной жизни.
Изложение основного материала статьи. Проблеме самосознания посвящены труды отечественных и зарубежных психологов, в частности, исследованию его сущности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.М. Попов, Е.Т. Соколова, В.В. Столин, И.С. Кон, З. Фрейд, К. Хорни и др.); структуры (О.Е. Андронова, У. Джеймс, А.В. Захарова, М.И. Лисина, А. Маслоу, В.С. Мерлин, К.Р. Роджерс, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Э. Эриксон и др.); генезиса (М.Г. Елагина, Т.В. Гуськова, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова и др.).
В самосознании как сложном структурном психическом образовании, как подчеркивает И.И. Чеснокова, в глубоком внутреннем единстве выступают следующие структурные компоненты: познавательный - эмоционально-ценностный -регулятивный (самопознание - самоотношение - саморегуляция) [11; С. 134]. Это осознание себя как активного, действующего субъекта в совокупности своих реальных и желаемых (идеальных) качеств, эмоционально-чувственное отношение к себе на основе когнитивного (знаниевого) представления о себе.
При этом активность, по О.А. Андроновой, рассматривается как готовность к самоизменению, непротиворечивость характеризуется отсутствием внутренней конфликтности, а рефлексивность - «готовностью к самопознанию, дифференцированному содержанию «Образа Я», высокому осознанию целей в жизни» [1, С. 151]. И в этом процессе, по мнению Л.С. Выготского, именно рефлексивный анализ дает возможность посмотреть на себя со стороны: «Мы сознаем себя, потому что мы сознаем других,.. мы сами в отношении себя являемся тем же самым, чем другие в отношении нас» [2; С. 38].
Можно выделить несколько способов познания себя: самонаблюдение за своими действиями, мыслями, переживаниями; самоанализ как размышление о себе, о своих положительных и отрицательных качествах, аффективных и поведенческих проявлениях; сравнение себя с другими людьми, идеалами, с принятыми в обществе нормами (в качестве некой абстрактной «мерки, измерения, примеривания» выступают шкалы дихотомии «умный-глупый», «добрый-злой», «трудолюбивый-ленивый», «щедрый-жадный», «справедливый-несправедливый», «экстраверт-интроверт», «эгоист-альтруист»); моделирование себя путём отображения отдельных свойств своей личности, а также отношений с другими людьми (чувство симпатии-антипатии, доминирование, подчинение, внушаемость, конформность, конфликтность) с
помощью знаков и символов; осознание единства противоположностей как в личностном качестве, так и в поведенческой характеристике с позиции самопринятия как отправной точки самовоспитания.
Старший школьный возраст - сензитивный период в развитии самосознания как целостного личностного образования. Согласно И.С. Кону, самосознание имеет «когнитивный, аффективный, поведенческий компонент» [5; С. 63]. Рассматривая самопознание в качестве когнитивного компонента (в разной степени осознанного, дифференцированного и обобщенного) самосознания, исследователи (Р. Бернс, А.В. Захарова, И.С. Кон, B.C. Мухина, M. Розенберг, И.И. Чеснокова и др.) подчеркивают его особую роль в жизни и деятельности человека.
На основе принципа уровневой организации В.В. Столин в структуре самосознания особо выделяет следующие уровни (организмический, индивидный, личностный) и компоненты самопознания: «опорный, дифференцирующий и присоединяющий» [10]. Познание себя, своих особенностей происходит на биологическом уровне (биологический индивид), социальном уровне (социальный индивид) и личностном уровне (личность как системное качество индивида).
При этом, как подчеркивает Н.Н. Крылова, в развитии системы самосознания самопознание первично, так как изначально знания человека о себе приобретаются в социальном взаимодействии с другими людьми и лишь затем концентрируются в самооотношение [6]. Потребность самопознания своих личностных характеристик (отличительных особенностей своего темперамента, волевых и нравственных характерологических качеств, склонностей, общих и специальных способностей) с целью формулирования собственной ценностно-смысловой системы представлений о себе и окружающем мире, обоснования собственной жизненной позиции (поиски смысла жизни), самореализации в культуре и самоактуализации своих знаний, умений, навыков в определенных видах деятельности - все это, по мнению исследователей (Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, И.С. Кон, М.Р. Гинзбург и др.), является характерными особенностями периода старшей школы.
В формирования знания о себе большую роль имеет взаимодействие старших школьников с другими людьми (Т.К. Комарова, В.Э. Пахальян, Т.П. Скрипкина, Н.Б. Шкопоров и др.). Как отмечает Т.К. Комарова, «значимый другой, являясь для старшеклассника носителем определенных эталонных качеств, выступает как своего рода "живая мерка";.. посредством введения определенных характеристик этого человека в эталон...» [4].
Эффективное самонаблюдение (интроспекция) предусматривает знание основ психологии чувств и психологических механизмов изучаемых явлений или «объектов размышления» (по Ю.М. Орлову): «Для того, чтобы думать о том, как устроена моя обида, мое тщеславие, мой стыд и мой страх, надо прежде всего знать, как вообще „устроены" эти психологические реальности» [8; С. 168]. Однако в реальной образовательной практике прослеживается несоответствие между интересом старшеклассников к самопознанию и недостаточностью у них знаний по общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности и индивидуальности, а также способами их приобретения в учебном процессе школы и неумением учителей создать соответствующие условия. Именно поэтому модернизация системы высшего педагогического образования нацелена не только на подготовку будущего учителя как компетентного в своей научно-практической области специалиста, но и личностно зрелого человека, способного к познанию самого себя в постоянно меняющихся условиях общественной жизни, а также способного к созданию условий для благоприятного развития психики обучающихся [9]. Ведь «решение поступить в педагогический вуз и стать учителем - это начальный этап длительного и сложного процесса профессионального самоопределения» [3; С. 130].
Познать себя - значит осознать особенности своих познавательных, эмоционально-волевых процессов, личностных свойств в качестве субъекта практической и учебно-познавательной деятельности. Человек может быть исключительно продуктивен в познании закономерностей окружающего мира вещей, предметов, явлений, в том числе функционирования психики живого существа, однако это научное познание не принесет желаемых результатов, пока не станет способом решения проблем, которые возникают перед каждым из нас ежедневно. Самопознание, как подчеркивает Е.В. Лушина, «путь к жизненному самоопределению: определение для чего и почему стоит жить» [7]. Сегодня саморазвитие в условиях неопределенности рассматривается как ключевая универсальная компетенция, предполагающая способность человека ставить перед собой образовательные цели с учетом новых жизненных задач, находить способы решения и средства развития (посредством также информационно-коммуникационных технологий) других необходимых компетенций.
Изучение интереса к самопознанию в старшем школьном возрасте обусловлено его значимостью не только для процессов самовоспитания, саморазвития, но и не менее важного процесса профессионального самоопределения. Исследователи (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.О. Кон, А.В. Мудрик и др.) склонны рассматривать самопознание как важнейшее условие для удовлетворения потребности в истинном самоопределении в период ранней юности, что, на наш взгляд, предполагает овладение теми ключевыми компетенциями (4К): коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление, которые сегодня являются чрезвычайно востребованными на рынке труда и могут обеспечить эффективность профессиональной самореализации нынешнего старшеклассника в различных отраслях общественной жизни.
Выводы. Итак, рассмотрение понятий «самосознание» и «самопознание» позволило определить семантическое поле каждого из этих сложных структурно организованных явлений человеческой психики во взаимосвязи и взаимопроникновении. Безусловно, в пределах возрастного этапа старшей школы изучаемые явления представляют собой актуальность и поле для пристального внимания со стороны всех участников образовательно-воспитательного процесса. Учитель, классный руководитель, психолог, родитель, сверстник - каждый из этих социально значимых других способен, пусть и в разной степени, оказать влияние на процесс самопознания старшеклассника. Именно поэтому так важно организовать квалифицированное психолого-педагогическое сопровождение старшего школьника в аспекте развития способов его самопознания и самовоспитания в процессе учебной и внеклассной деятельности (чтения художественной литературы, просмотра и обсуждения кинофильмов, посещения театра, выставок, участия в конкурсах и олимпиадах, посещения уроков психологии, участия в индивидуальных и групповых консультациях, тренингах, мастер-классах, профориентационных мероприятиях, волонтерском движении и т.п.).
Литература:
1. Андронова, О.А. Проблема компонентов, характеристик и основных типов самосознания в психологии / О.А. Андронова // Вестник ТГУ. - 2007. - № 305. - С. 149-152.
2. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.
3. Коларькова, О.Г. Мотивы профессионального самоопределения иностранных студентов в условиях педагогического вуза / О.Г. Коларькова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - № 76-2. - С. 128-132.
4. Комарова, Т.К. Психологические особенности самопознания у старшеклассников: автореферат дис. ... канд. пс. н.: 19.00.07 / Татьяна Константиновна Комарова. - Гродно, 1987. - URL: http://childpsy.ru/dissertations/18767/ (дата обращения: 30.04.2022)
5. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
6. Крылова, Н.Н. Самосознание: строение и взаимодействие структурных компонентов / Н.Н. Крылова // Вестник ПГУ. - 2015. - № 1 (9). - С. 36-40.
7. Лушина, Е.В. Самосознание и самопознание как основные компоненты духовно-нравственного воспитания личности студента / Е.В. Лушина // Молодой ученый. - 2009. - № 12 (12). - С. 383-387. - URL: https://moluch.ru/archive/12/904/ (дата обращения: 30.04.2022).
8. Орлов, Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера / Ю.М. Орлов. - М.: Просвещение, 1987. - 224 с.
9. Повшедная, Ф.В. Профессиональная культура и профессиональная компетентность будущего учителя / Ф.В. Повшедная. О.В. Лебедева // Известия ВУЗа. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. - № 2 (34). -С. 148-156.
10. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 288 с.
11. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. - М.: Наука, 1977. - 144 с.
Психология
УДК 159.99
старший преподаватель Макарова Оксана Александровна
Елабужский институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)
ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ОПЕРАТОРОВ
ПОЛУЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО СТЕКЛОВОЛОКНА
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию психологических свойств, умений и навыков рабочих нефтегазохимического производства, в частности операторов получения непрерывного стекловолокна (далее - операторы ПНС). Установлено, что данные характеристики могут выступить в качестве внешних условий профессионального роста. Также описаны возможные личностные факторы, способствующие возникновению ошибок на производстве на основе опроса экспертов. В качестве экспертов выступили мастера, старшие мастера, технологи производства и сотрудники отдела труда. По мнению экспертов, оператору ПНС для успешного выполнения рабочих функций необходима высокая концентрация внимания, позволяющая отслеживать технологический процесс. Ответственность позволит осознать высокую значимость производимого продукта для человечества. Наличие опыта выполнения действий, аккуратность и точность в выполнении действий обеспечат безошибочную деятельность. Быстрота реакций поможет оперативно устранить неполадки на производстве. Трудолюбие и исполнительность оператора могут многое сказать о его стремлении выполнить свою работу качественно. Терпеливость и склонность к однообразной работе могут предотвратить наступление негативных психоэмоциональных состояний. К ошибкам на производстве могут приводить недостаточная профессиональная подготовка и измененное состояние оператора. Отмечено, что опасными для производства могут быть низкий уровень интеллектуальных и некоторых личностных профессионально важных качеств. В этой части исследования эксперты были достаточно единодушны. Особенностью данного исследования является именно внешняя оценка успешности оператора. В перспективе данное исследование может развиваться в направлении сравнения самооценок и оценок со стороны.
Ключевые слова: нефтегазохимическое производство, операторский труд, профессиональный рост, быстрота реакций, концентрация внимания, критерии успешности, внешние критерии успеха, внутренние критерии успеха.
Annotation. This article is devoted to the study of the psychological properties, skills and abilities of workers in the petrochemical industry, in particular, operators for the production of continuous fiberglass. It has been established that these characteristics can act as external conditions for professional growth. It also describes possible personal factors that contribute to the occurrence of errors in production based on a survey of experts. Foremen, senior foremen, production technologists and employees of the labor department acted as experts. According to experts, in order to successfully perform work functions, the operator needs a high concentration of attention, which allows him to monitor the technological process. Responsibility will make it possible to realize the high significance of the product for humanity. Having experience in performing actions, accuracy and accuracy in performing actions will ensure error-free activity. The speed of response will help to quickly eliminate problems in production. The diligence and diligence of the operator can say a lot about his desire to do his job efficiently. Patience and a tendency to monotonous work can prevent the onset of negative psycho-emotional states. Insufficient training and an altered state of the operator can lead to errors in production. It is noted that a low level of intellectual and some personal professionally important qualities can be dangerous for production. In this part of the study, the experts were quite unanimous. A feature of this study is precisely the external assessment of the success of the operator. In the future, this study can develop in the direction of comparing self-assessments and assessments from the outside.
Key words: petrochemical production, operator's work, professional growth, speed of reactions, concentration of attention, success criteria, external success criteria, internal success criteria.
Введение. Сложно представить себе такого человека, который не стремился бы достичь высоких результатов в своей работе, стать успешным. И совершенно не важно, каким видом и родом деятельности человек занимается. Даже если профессия не является престижной, индивид, посвятивший некоторый промежуток своей жизни какой-то работе, старается выполнить качественно.
Роль человеческого фактора является определяющей во многих профессиях, даже с учетом использования современных технологий, новшеств, и это влияет на то, за какие психологические особенности работодатель будет ценить своего сотрудника. Выявление психологических факторов становления успешного специалиста может обеспечить более эффективный профессиональный отбор и качественное психологическое сопровождение уже работающих специалистов. Эту мысль подчеркивают все представители психологии труда, занимавшиеся изучением данного вопроса.
Профессиональный рост значимая характеристика любой профессиональной деятельности. Его изучению посвящены работы таких отечественных и западных психологов, как Бодров В.А. [1], Зеер Э.Ф. [2], Климов А.Е. [3], Родина О.Н. [4], Пряжников Н.С. [5], Толочек В.А. [8], Graham Р. [13], Reeser L.C. [14], Rodriguez J.J. [15]. В их трудах раскрываются также и смежные понятия: «профессиональная успешность», «эффективность труда», «результативность» и др., предлагаются различные подходы к их оценке.
Действительно, в современной психологии постоянно осуществляются попытки описать успешность в той или иной профессии. Но можно обозначить некий дефицит работ, посвященных изучению факторов и критериев роста в профессиях, связанных с управлением техническими средставами. В этом направлении достаточно распространенными являются работы по исследованию профессионального труда водителей или пилотов, есть также работы по операторскому труду. Однако