Научная статья на тему 'Особенности развития самосознания в юношеском возрасте'

Особенности развития самосознания в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5808
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / ОНТОГЕНЕЗ / "ОБРАЗ Я" / САМООЦЕНКА / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / "SELF-IMAGE" / SELF-CONSCIOUSNESS / ONTOGENY / SELF-CONCEPT / EMOTIONAL AND VALUABLE ATTITUDE / PROFESSIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горская Наталья Евгеньевна, Глызина Вера Евгеньевна

Рассматриваются теоретические подходы к проблеме самосознания в зарубежной и отечественной психологии, излагаются основные теории относительно факторов, определяющих развитие самосознания, онтогенез, «Образ Я». Особое внимание уделяется таким структурным компонентам самосознания, как самооценка, эмоционально-ценностное отношение, уровень субъективного контроля. Подчеркивается значение профессиональной направленности как главное новообразование в юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SELF-CONSCIOUSNESS DEVELOPMENT IN ADOLESCENCE

The article deals with the theoretical approaches to the problem of self-consciousness in the foreign and domestic psychology. The authors present basic theories regarding the factors that determine the development of self-consciousness, ontogeny, and the «Self-image». Particular attention is paid to such structural components of self-consciousness as self-concept, emotional and valuable attitude, and level of subjective control. The authors emphasize the importance of professional orientation as the main neoformation in adolescence.

Текст научной работы на тему «Особенности развития самосознания в юношеском возрасте»

Библиографический список

1. Масарик Т.Г. Россия и Европа. СПб.: Изд-во Русского Христ. гуманит. ин-та, 2000. 446 с.

2. Пыпин А.Н. Панславизм в прошлом и настоящем. М.: АКИРН, 2002. 195 с.

3. Багдасарян В. Россия и панславизм. Скрытая угроза [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russkie.org/index.php?module=fullitem&id=29

4. Московские ведомости. 1894. № 84. 26 марта.

5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. М.: Эксмо, 2003.

6. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Фонд 373. Погодин М. П. Опись 1. Дело 46.

7. Гильфердинг А.Ф. Собрание сочинений. В 2 т. СПб.: Печатня В. Головина, 1868. Т. 2. 494 с.

8. Фадеев Р.А. Кавказская война. М.: Эксмо, 2003. 634 с.

9. Струве П.Б. Великая Россия. Из размышлений о проблеме русского могущества // Русская мысль. 1908. № 1.

10. «Дранг нах Остен» и народы Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы 1871-1918 гг. / отв. ред. В.К. Волков. М.: Наука, 1977. 320 с.

УДК 159.9.37.015 3

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

1 2 Н.Е. Горская , В.Е. Глызина

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет,

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

2Байкальский государственный университет экономики и права,

664015, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.

Рассматриваются теоретические подходы к проблеме самосознания в зарубежной и отечественной психологии, излагаются основные теории относительно факторов, определяющих развитие самосознания, онтогенез, «Образ Я». Особое внимание уделяется таким структурным компонентам самосознания, как самооценка, эмоционально-ценностное отношение, уровень субъективного контроля. Подчеркивается значение профессиональной направленности как главное новообразование в юношеском возрасте. Библиогр. 26 назв.

Ключевые слова: самосознание; онтогенез; «Образ Я»; самооценка; эмоционально-ценностное отношение; профессиональная направленность.

FEATURES OF SELF-CONSCIOUSNESS DEVELOPMENT IN ADOLESCENCE N.E. Gorskaya, V.E. Glyzina

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074. Baikal State University of Economics and Law 11, Lenin St., Irkutsk, 664015.

The article deals with the theoretical approaches to the problem of self-consciousness in the foreign and domestic psychology. The authors present basic theories regarding the factors that determine the development of self-consciousness, ontogeny, and the «Self-image». Particular attention is paid to such structural components of self-consciousness as self-concept, emotional and valuable attitude, and level of subjective control. The authors emphasize the importance of professional orientation as the main neoformation in adolescence. 26 sources.

Key words: self-consciousness; ontogeny; «Self-image»; self-concept; emotional and valuable attitude; professional orientation.

Становление самосознания и его роль в структуре личности в настоящее время широко исследуется специалистами различных областей науки. В наше время труд человека всё больше и больше механизируется, вследствие этого реальные взаимоотношения между людьми утрачиваются, на смену им приходит общение человека с машиной, человеку всё труднее

искать пути самореализации. Поэтому проблема самосознания как фактора, влияющего на развитие личности, очень актуальна.

В зарубежной и отечественной психологии имеется немало научных трудов, в которых обстоятельно рассматривается происхождение и сущность самосознания, его структура и эмоционально-ценностная ха-

1Горская Наталья Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры английского языка, тел.: 89025680932, e-mail: Natgo2010@mail.ru

Gorskaya Natalia, Candidate of Psychology, Associate Professor of the chair of English Language, tel.: 89025680932, e-mail: Natgo2010@mail.ru

2Глызина Вера Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, тел.: 89025680387, e-mail: Vecotd@yandex.ru

Glyzina Vera, Candidate of Philology, Associate Professor of the chair of Foreign Languages, tel.: 89025680387, e-mail: Vecotd@yandex.ru

рактеристика. Пристальный интерес учёных к этой проблеме объясняется её большой значимостью в контексте решения задач, связанных с разработкой общей теории личности. Связь возникновения и формирования самосознания ребёнка с его вхождением в человеческую культуру, в общение и деятельность людей служит отправной точкой для развития конкретных представлений о самосознании у учёных самых различных методологических и философских ориентаций. Смысл этих общих представлений сводится к тому, что ребёнок становится полноправным представителем человеческой общности только тогда, когда в той или иной мере овладевает ценностями, нормами, эталонами и способами действования, общения, оценивания и самооценивания. Это овладение касается также способов и форм самосознания.

Подход к решению психологических вопросов проблемы самосознания и использование возможных методов её исследования всегда находится в непосредственной зависимости от общефилософской позиции, которой определяется та или иная психологическая концепция.

Изучение свойств самосознания, адекватности самооценок, самоотношения, структуры и функций «Я-концепции» представляет не только теоретический, но и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности.

Психологический аспект анализа самосознания в науке связан с выделением его как сложного явления человеческой психики, направленного на саморегулирование поведения, своих действий в структуре деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе.

Первые исследования самосознания принадлежат У. Джемсу, который выдвинул ряд положений о соотношении сознания и самосознания, и актуальны до настоящего времени. Согласно Джемсу, самосознание является как бы двойственным - частью познаваемым и частью познающим, частью объекта и частью субъекта: в нём необходимо различать две стороны, одну из которых он называл личностью, а другую - «Я» [24]. В рамках психоаналитической концепции сознание и самосознание выступают как одна определённая сфера жизни, отличная от бессознательного [21, 25]. З. Фрейд при выделении «Оно» (врождённые инстинкты, бессознательные психические явления и импульсы), «Я» (центр, регулирующий процесс сознательной адаптации), «Сверх-Я» (своеобразная моральная цензура) чётко не разграничивал сознание и самосознание. Они заняли второстепенное место по отношению к бессознательной сфере, которая, по существу, управляет ими.

Один из психологов-интроспекционистов - А. Пфендер, построение концепции самосознания начинает с разграничения «Я» и самосознания. По мнению учёного, «Я» не имеет отношения к реальному субъекту, личности, действующей в системе различных связей. «Я» имманентно по своему существу, оно развивается, правда, в течение всей жизни, но имеется в психической деятельности человека уже с самого его рождения [7].

Сторонники бихевиоризма подчёркивали влияние окружающей действительности на психическую деятельность человека. Они устранили из сферы психической жизни такие понятия, как сознание и самосознание, отказавшись от них как от ненаучных, сведя всю психическую деятельность к механически толкуемым реакциям организма на внешние стимулы [4, 18].

Позиции представителей различных подходов к факторам, определяющим развитие самосознания, расходятся в зависимости от того, где идёт поиск решающих обстоятельств развития: внутри личности или вне её. Суждение по этому вопросу разделилось по линии основных факторов развития: наследственности и внешней среды [20].

Сторонники биологизаторских теорий утверждали, что развитие личности определяется только врождёнными предпосылками и задатками [20, 25]. Так, теория З. Фрейда основывается на двух предпосылках. Первая (генетическая) делает упор на то, что переживания раннего детства играют решающую роль в формировании личности, основной фундамент которой закладывается в раннем детстве. Вторая предпосылка основывается на том, что главным фактором, определяющим развитие человека, является сексуальный инстинкт. Неофрейдисты А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм отвергали идею о том, что развитие личности можно объяснить только инстинктивными побуждениями биологической природы, придавая большое значение влиянию окружающей среды [22]. Приверженцы социологизаторских теорий отрицали роль природных предпосылок в развитии личности и утверждали, что психическое развитие личности полностью определяется влиянием социальной среды [18].

В гуманистической психологии А. Маслоу и К. Роджерс главными факторами развития личности определяют потребности, связанные с самоактуализацией [11]. Концепция К. Роджерса и других представителей гуманистического подхода не отвергает важнейшей роли и значения социума, но и не относит его к главному фактору становления личности [15].

Таким образом, названные подходы при внешнем различии взглядов на движущие силы развития личности сходны в том, что саму личность рассматривают в качестве пассивного объекта биологического или социального влияния.

Отечественные психологи рассматривают самосознание как особую качественно своеобразную форму психического, тесно связывая его с сознанием, но не отождествляя с ним. При этом выделяются три основные точки зрения на соотношение сознания и самосознания. Одна из них принадлежит В.М. Бехтереву, который считал, что простейшее самосознание в развитии ребёнка предшествует сознанию и состоит в неясном чувствовании собственного существования [3]. И.М. Сеченов рассматривал самосознание как этап в развитии сознания, подготовленный развитием произвольных движений и речи, ростом самостоятельности личности и связанными с этим изменениями в её взаимоотношениях с окружающими людьми [17]. По мнению К.К. Платонова, самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием, когда к ощущениям, вызванным внешними предметами, всегда

«примешиваются» ощущения, вызванные собственной активностью организма. Первые - объективные, они отражают внешний мир; вторые - субъективные, они отражают состояние тела (самоощущения). Ребёнок, сталкиваясь с задачей разобщить, диссоциировать эти ощущения, соответственно решает задачу их отдельного осознания. Такое осознание оказывается возможным благодаря накопленному опыту активности во внешнем мире [14].

Отечественная психологическая наука, признавая важную роль наследственности и среды в развитии личности, рассматривает эти факторы не как движущие силы психического развития, а как необходимые условия этого процесса. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и другие учёные разработали так называемый деятельностный подход, суть которого состоит в том, что личность - это не просто результат биологического созревания или отпечаток специфических условий жизни, но и субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид приобретает (или не приобретает) личностные черты [5, 16]. Среди факторов развития сознания и самосознания они выделяли коллективный труд, включённость человека в речевое общение, что позволяет через овладение языковой системой стать сопричастным общественному опыту.

Большинство психологов рассматривают самосознание как единство трех сторон: самопознания, саморегулирования и эмоционально-ценностного отношения к себе. Данная точка зрения берёт начало от П.Р. Чаматы и И.И. Чесноковой [23].

Особое место в проблеме самосознания занимает его онтогенез. В психологии существуют различные точки зрения относительно времени возникновения самосознания. По мнению многих авторов (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, И.И. Чеснокова и др.), формирование самосознания в онтогенезе проходит определённые стадии, связанные с возрастными этапами психического и физического развития человека. Каждая стадия в развитии самосознания имеет специфический уровень и свойственное для данного уровня своеобразие возможностей познания себя, способности к самооценке и саморегуляции деятельности и поведения [1, 2, 9, 12, 16, 23]. Онтогенетические уровни самосознания детерминированы степенью развития сознания и психики в целом. Некоторые авторы утверждают, что элементарные формы самосознания существуют уже в младенческом возрасте (М. Льюис, Дж. Брукс-Ганн, Д.В. Ольшанский). Другие учёные зарождение самосознания относят к раннему детству (Р. Мейли, Р. Заззо) [12]. Согласно точке зрения Б.Г. Ананьева, самосознание возникает в период, когда ребёнок начинает выделять себя в качестве субъекта своих действий [1]. В.Г. Асеев, М.И. Лисина, Е.Н. Анкудинова указывают на дошкольный возраст [2,

9].

Как отмечается многими авторами, основным содержательным компонентом самосознания является «Образ Я». Существуют различные подходы в изучении и понимании «Образа Я» [6, 7, 10, 13]. Многие отечественные психологи рассматривают «Образ Я» как разновидность установочной системы, выделяют в ней познавательный, эмоциональный, поведенческий

компоненты [7]. М.И. Лисина считает, что «Образ самого себя» отражает преимущественно когнитивный момент, при этом в структуре «Образа Я» различается «периферия» (частные, конкретные переживания субъекта о своих способностях и возможностях) и центрально-ядерное понятие субъекта о самом себе [10]. В.Н. Козиев рассматривает «Образ Я» как некоторую систему знаний, чувств и оценок самого себя [6]. А.Р. Петруллите считает, что понятие «Образ Я» в общей структуре самосознания отражает его результативную сторону, а понятие «рефлексия» - процессуальную [13]. Исследуя «Образ Я», авторы пытаются выделить основные его функции. Так, А.Н. Крылов в качестве ведущей функции выделяет целеполагание, дополнительно - функцию ориентировки. Он считает, что наибольшее выражение этот процесс приобретает в подростковом возрасте [8]. В. В. Столин в представлениях об «Образе Я» полагал, что этот образ участвует в целеобразовании, влияет на подбор целей, служащих достижению мотивов, которые с ним согласуются, служит формой самоконтроля, влияет на развитие тех или иных черт, на развитие личности в целом [19].

Периодом возникновения сознательного «Я», как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст. Так, Ж.-Ж. Руссо подчеркивал резкий перелом, каким сопровождается переход от детства к возмужалости, и называл юность эпохой «второго рождения». Немецкий психолог Эдуард Шпрангер в 20-х годах прошлого века построил целую теорию «открытия Я» как главного новообразования юношеского возраста, который продолжается, по его мнению, с 13 до 19 лет у женщин и с 14 до 22 лет у мужчин. Л.С. Выготский уточнил, что речь идёт не об открытии чего-то раннее существовавшего, но неизвестного ребёнку, а о формировании интегративного самосознания. Он согласился, что процесс этот составляет квинтэссенцию и главный итог переходного возраста, хронологические границы которого считал подвижными. Как справедливо отмечал Л.С. Выготский, «личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других... За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей». Л.С. Выготский, а вслед за ним и все отечественные психологи главным новообразованием подросткового возраста считают «чувство взрослости». Хотя ориентация на взрослые ценности и сравнение со взрослыми зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным, но в отличие от ребёнка он уже не считает такое положение нормальным и стремится его преодолеть. С этим связана противоречивость подросткового чувства взрослости: претендуя на то, что бы быть взрослым, он в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всём подтверждён и оправдан. Это его побуждает рассматривать себя как представителя особого, полувзрослого «третьего мира».

Практически все отечественные психологи считают юность критическим периодом формирования самосознания. Уровень самосознания и степень слож-

ности, интегрированности и устойчивости «Образа Я» всегда тесно связаны с развитием интеллекта. В этом отношении ранняя юность также знаменует собой определённый рубеж.

В отличие от конкретного детского мышления, в 16-17-летнем возрасте человек уже оперирует обобщёнными логическими формулами; он способен абстрагировать мыслительные операции от тех объектов, над которыми эти операции производятся. Юношеское мышление более гибко и одновременно более реалистично, чем детское. Оно схватывает многозначность слов и понятий. Центральный психологический процесс юношеского возраста - развитие самосознания побуждать личность соизмерять все свои стремления и поступки с образом собственного «Я». Юношеское «Я» ещё не определено, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растёт потребность в общении, и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.

Представление юноши о себе всегда соотносится с групповым образом «Мы», то есть образом типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «Мы» полностью. По мнению И.С. Кона, чем старше и более развит человек, тем больше находит он различий между собой и «усреднённым» сверстником.

Исключительно важной инстанцией самосознания, во многом закладываемой в ранней юности, является самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворённость собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального «Я». В зависимости от того, идёт ли речь о целостной самооценке себя как личности или о каких-либо отдельных исполняемых социальных ролях, различают общее и частное самоуважение. Высокое самоуважение ассоциируется с положительными эмоциями, а низкое - с отрицательными. Мотив самоуважения - это личная потребность максимизировать переживание положительных и минимизировать переживание отрицательных установок по отношению к себе. Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное самочувствие и социальное поведение личности. Для юношей с пониженным самоуважением типична общая неустойчивость образов «Я» и мнений о себе. Они больше других склонны «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то «ложное лицо», представляемое «Я».

Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны, они болезненнее других реагируют на критику, осмеяние, порицание. Их больше всего беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они болезненно реагируют, если у них что-то не получается в работе, или если они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Пониженное уважение побуждает

уклоняться от всякой деятельности, в которой имеется момент соревнования. Такие люди часто отказываются от достижения поставленной цели, так как не верят в собственные силы.

В юношеском возрасте в рамках становления нового уровня самосознания идёт и развитие нового уровня отношения к себе. Одним из центральных моментов здесь является смена оснований, критериев для самооценки - они смещаются «из вне во внутрь», приобретая качественно иные формы, сравнительно с критериями оценки человеком других людей. В юношеском возрасте отмечаются две противоположные тенденции в общении: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию, обособление - с другой. Общаясь с людьми, юноши и девушки ощущают потребность в нахождении своей позиции в их среде, своего "Я". Но осмысление этой потребности и путей её реализации возможно при наличии потребности в уединении.

Переход от частных самооценок к общей, целостной (смена оснований) создаёт условия для формирования в подлинном смысле слова собственного отношения к себе, достаточно автономного от отношения и оценок окружающих, частных успехов и неудач, всякого рода ситуативных влияний. Оценка отдельных качеств сторон личности играет в таком собственном отношении к себе подчинённую роль, а ведущим оказывается некоторое общее, целостное «принятие себя», «самоуважение». Именно в юности формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, то есть «оперативная самооценка» начинает основываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений, результатов деятельности. В юности обостряются способности к чувствованию состояния других лиц, способности переживать эмоционально эти состояния, как свои. Именно поэтому юность может быть столь сензитивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в идентификации с ними. Идентификация утончает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее.

Относительно вопроса развития человека как субъекта труда существует несколько точек зрения. У разных авторов имеются некоторые расхождения в названиях, количестве этапов, стадий, фаз. Однако общность их взглядов состоит в выделении следующих этапов: подготовка к выбору профессии, профессиональная подготовка, непосредственно профессиональная деятельность, которая включает и конец профессиональной деятельности человека.

Многие психологи считают, что юношеский возраст является одним из важнейших периодов в развитии личности, её профессионального и творческого потенциала. Профессиональная направленность является наиболее значимым новообразованием в этом возрасте. Она, с одной стороны, формируется в результате социально-нравственного, профессионального, личностного самоопределения в процессе осуществления учебно-профессиональной деятельности, а с другой - самообуславливает и самоопределяет деятельность. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте способствует активизации самосознания субъекта в связи с необходимостью решения

задачи профессионального самоопределения. Именно в ранней юности происходит осознание своего места в будущем. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, в ходе которой индивид осуществляет поиск смысла жизни и поиск самого себя. Это не просто деятельность по овладению профессией, а, скорее всего, присвоение через будущую профессию ценностей общества и превращение их в индивидуальные ценности. В юношеском возрасте когнитивный компонент самосознания выступает на первый план вместе с эмоциональным. Рост осознанного отношения к себе ведёт к тому, что знание о себе начинает регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся к собственному «Я». Складываются относительно устойчивые представления о себе как о целостной личности, отличной от других. По мнению Б.Г. Ананьева, как правило, именно в юношеском (студенческом) возрасте достигают максимума в своём развитии не только физические, но и психологические свойства, и высшие психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции и чувства. Этот факт позволил учёному сделать вывод о том, что

данный период жизни максимально благоприятен для обучения и профессиональной подготовки [1]. Е.А. Климов также считает, что в этот период происходит активное формирование индивидуального стиля деятельности. Преобладающее значение в познавательной деятельности начинает приобретать абстрактное мышление, формируется обобщённая картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности. Ю.Н. Пароходов и В.П. Саврасов указывают, что степень осознания студентом свойств и особенностей собственного «Я», значимых для учебной и профессиональной деятельности, зависит от интеллектуального развития и от осознания себя как субъекта деятельности.

Таким образом, самосознание в юношеском возрасте приобретает качественно-специфический характер. Оно связано с необходимостью оценивать качества своей личности с учётом конкретных жизненных устремлений, в связи с решением задачи профессионального самоопределения.

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. М.: Педагогика, 1980.

2. Асеев В.Г. Возрастная психология. Иркутск: Изд-во ИГПУ, 1989. 196 с.

3. Бехтерев В.М. Сознание и его границы. Казань, 1888.

4. Вульфсон Б.Л., Мальков З.А. Сравнительная педагогика. Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 1996. 256 с.

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1982-1984.

6. Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1980. 18 с.

7. Кон И.С. Открытие «я». М.: Политиздат, 1978. 366 с.

8. Крылов А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1984. 20 с.

9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 156 с.

10. Лисина М.И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинёв: Штиинца, 1983. 145 с.

11. Маслоу А. Психология бытия / пер. с англ. М.: Рефл-бук, 1997. 304 с.

12. Мейли Г.Р. Структура личности // Экспериментальная психология / под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1975. Вып. 5. С. 196-283.

13. Петруллите А. Р. Когнитивный и эмоциональный компоненты в структуре образования у студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1979. 16 с.

14. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 256 с.

15. Подлиняев О.Л. Становление личности. Актуальные концепции: монография. Иркутск: Изд-во ИГПУ, 1997. 132 с.

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 1. 485 с.

17. Сеченов И.М. Избранные произведения. В 2 т. М.: Изд-во АН СССР, 1952. Т. 1. 772 с.

18. Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии: 30-60-е годы ХХ века. М.: Мысль, 1986. С. 60-95.

19. Столин В.В. Практикум по психодиагностике. М. 1986. 278 с.

20. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. В 2 т.; 2-е изд. М., 1923. Т. 1. 250 с.

21. Фрейд З. Я и ОНО. Л.: Академия, 1924. 62 с.

22. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. 608 с.

23. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.

24. Этика и идеология. М.: Наука, 1983. 153 с.

25. Юнг К. Конфликты детской души. М.: Канон, 1995. 333 с.

26. Tolor A., Reznikoff M. Relation between insight, repression sensitization, internal-external control and death, anxiety //J. of Abnormal Psychology 1967. V. 72. P. 426-430.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.