"Культурная жизнь Юга России"
№ 2 (31), 2009
музыки. Педагогу следует подготовить ученика к разнообразному репертуару и обратить его внимание на формы и методы работы над музыкальным произведением.
Эмоциональное восприятие музыки способствует ее лучшему усвоению, установлению закономерных связей между звуками мелодии, порождает в сознании первые яркие образы. Эмоциональная отзывчивость поддается развитию и ее планомерная тренировка должна начинаться уже в раннем детском возрасте. Следует помнить, что, работая с учащимися 1-4-го классов, необходимо учитывать их возрастные особенности. Ключевыми моментами эмоционального развития детей младшего школьного возраста являются:
- художественно-образное освоение воспринимаемых и исполняемых сочинений;
- двигательное отображение музыкального образа;
- осознание роли средств музыкальной выразительности.
Таким образом, развитие каждого из компонентов творческого воображения - операционально-творческого, мотивационно-потребностного, эмоционально-ценностного - в той или иной мере
влияет на его развитие в целом и на формирование у учащегося следующих качеств:
1) продуктивности воображения - способности генерировать максимальное количество идей в ответ на проблемную ситуацию;
2) оригинальности воображения - способности выдвигать новые, оригинальные идеи (все задания в классе фортепиано должны быть направлены на проявление творческого воображения);
3) гибкости воображения - способности быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать необычные ассоциативные связи.
Все вышеперечисленные компоненты творческого воображения формируются в процессе развития индивидуальных способностей ребенка, в результате создания благоприятной атмосферы творчества в классе фортепиано.
Литература
1. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 57.
3. Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. 1987. .№ 4. С. 23.
3. Николаева Е. И. Психология детского творчества. М., 2006. С. 53.
L. V. SHUMNAYA. THE STRUCTURE OF YOUNG PIANISTS' CREATIVE IMAGINATION
The article examines the motive-required, operative-creative and emotional-valuable components of young pianists' creative imagination.
Key words: creative imagination structure, the first stage of pianists' training.
А. И. ЩЕРБИНА
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ САМОСОЗНАНИЯ
В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
в статье обобщаются подходы к интерпретации компонентов самосознания, выделению анализа его «нормы» и «отклонений».
Ключевые слова: личность, структурные компоненты самосознания, самопознание, идентификация.
Одним из основоположников изучения личности в отечественной психологии является С. Л. Рубинштейн. Изданный в 1935 году его фундаментальный труд «Основы общей психологии» стал отправной точкой развития многих направлений в исследовании человека. Самосознание личности ученый рассматривал в контексте жизненного пути. «Психология, - писал он, - является чем-то большим, чем поприще для досужих упражнений ученых книжных червей <...> стоит того, чтобы живой человек отдал ей свою жизнь и силу, не может ограничиться абстрактным изучением отдельных "функций" самих по себе; она должна, проходя через изучение функций, процессов и т. д., в конечном счете приводить к действительному познанию реальной жизни» [1].
Личностью является человек, который достаточно полно осознает и строит свое отношение к
миру. Личность самоопределяет себя, и это выражается в ее самосознании. «Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний <...> Самосознание человека - это вообще не только теоретическое, познавательное, но и моральное сознание. Корнями своими оно уходит в общественное бытие личности» [2].
Подобные идеи мы находим и у Л. С. Выготского, который полагал, что личность можно постичь через ее самосознание. В то же время психолог придавал большое значение познанию социальных условий: «Овладеть правдой о личности и самой личностью нельзя, пока человечество не овладело правдой об обществе и самим обществом» [3]. Идеи ученого о предпосылках личностного
№ 2 (31), 2009 "Культурная жизнь Юга России" ^
развития человека приняты в отечественной психологии как основополагающие. А. Н. Леонтьев развил их в своей работе «Деятельность, сознание, личность» (1977).
В более позднее время значимость самосознания как самостоятельного объекта исследования в отечественной психологии стали обсуждать ученые И. С. Кон (1978), М. И. Лисина (1986), В. С. Мерлин (1970), В. С. Мухина (1975-1995), И. И. Чеснокова (1977), В. В. Столин (1983), Д. В. Ольшанский (1984) и др.
В. С. Мерлин под самосознанием понимает свойство человека осознавать себя субъектом деятельности со специфической психологической и социально-нравственной характеристикой. Рассматривая самосознание как сложное синтетическое образование, он путем сравнительного психопатологического анализа деперсонализаций при различных заболеваниях выделил следующие его компоненты: «сознание тождественности», сознание «Я», осознание своих психических свойств, социально-нравственная самооценка. Связь этих составляющих определяет структуру самосознания. Ее источниками являются направленность личности и предметное сознание. Важнейшую роль во взаимовлияниях компонентов структуры самосознания играет самооценка. По мнению автора, четыре компонента самосознания находятся в определенной генетической связи: первый из них формируется к 11-12 месяцам жизни ребенка, второй - к 2,5-3 годам и последние два - в подростковом возрасте. В. С. Мерлин ставит вопрос об отклонениях в развитии структурных компонентов самосознания. В качестве таковых выступают: отчуждение от собственного тела в целом или его частей, отчуждение от своей личности (чужими кажутся мысли, чувства, представления и вся психическая деятельность) [4].
И. И. Чеснокова рассматривает самосознание как особый интегрирующий процесс психики и видит в нем центральное образующее в структуре личности. Сущность этого процесса сводится к формированию понятия «Я» как субъекта, отличного от других. В структурном отношении самосознание представлено единством трех сторон: познавательной (самопознание), эмоционально-ценностной (самоотношение), действенно-волевой (саморегуляция). Названные компоненты самосознания прослеживаются на уровне «Я - другой», когда человек для познания себя использует приемы самовосприятия и самонаблюдения, и на уровне «Я - Я», где применяются приемы самоанализа и самоосмысления. В онтогенетическом плане самосознание представлено в качестве постепенно развертывающегося во времени интегративного процесса психики, в основе которого лежит все более усложняющаяся деятельность самосознания, эмоционально-ценностное отношение к себе, способность регулировать свое поведение. Новообразования в самосознании «привязаны» к кризисным возрастам, выделяемым согласно принятой в отечественной психологии периодизации [5].
Д. В. Ольшанский сделал акцент на анализе структурных компонентов самосознания и их фун-
кций при ориентировании человека в комплексе собственных внутренних установок и целей своей деятельности. Для построения схемы экспериментального исследования психики автор выделил как основные составляющие самосознание и самооценку. Под первым понимается преимущественно рациональный процесс, результатом которого выступает знание о себе. Ольшанский считает, что самосознание изучается неравнозначно с точки зрения представленности в нем рационального и эмоционального компонентов. Поэтому он подробнее останавливается на анализе и исследовании эмоционально-смысловой самооценки, которая далеко не всегда осознается человеком. Каждый компонент самосознания выполняет свои специфические функции, в целом связанные с программированием поведения личности. Но эмоционально-смысловая самооценка в большей степени участвует в этом процессе, тогда как рациональная преимущественно связана с регулированием и корректированием поведения [6].
Экспериментальное изучение структуры самосознания осуществил В. В. Столин. Под самосознанием автор прежде всего мыслит процесс познания себя и формирования отношения к себе. Самосознание характеризуется своим продуктом - представлением о себе («Я-концепцией»). В составе этой содержательной единицы конфликтный смысл «Я» вбирает в себя когнитивную, эмоциональную и отношенческую компоненты. Развивая идею об уровневом строении самосознания, автор предлагает в соотнесении с видами активности человека выделять организмический, индивидуальный и личностный уровни. Столин вводит понятия «горизонтального» и «вертикального» строения самосознания [7]. Для описания «горизонтального» уровня самосознания ученый использует два понятия: «самоотношение» и «самопознание». Самоотношение - это довольно устойчивое чувство, пронизывающее самовосприятие и образ «Я». Оно первично в процессе генезиса относительно самопознания, и его развитие зависит от детско-родительских взаимоотношений.
Особое место в ряду исследования самосознания занимает концепция В. С. Мухиной, которая под ним подразумевает психологическую структуру, представляющую понятое в самой себе единство, находящее свое выражение в каждом из ее звеньев. В свою очередь, структура самосознания личности есть совокупность устойчивых связей, обеспечивающих ее целостность и тождественность во все периоды развития человеческой истории. Она строится во временном и социальном пространстве. В основу закладываются те образования, которые обеспечивают эмоционально положительное отношение индивида к самому себе (оно формируется людьми, особенно близкими, на ранних этапах онтогенеза). Это изначальные звенья структуры самосознания, которые можно определить как систему следующих притязаний: признание своего «Я» (своего имени, внешних физических данных и внутренней психической сущности); социальное признание; признание своей сущности как представителя пола (половая идентификация). Это
1 ^^ "Культурная жизнь Юга России"
№ 2 (31), 2009
сфера изначальных основ самосознания. Еще два ее звена формируются в онтогенезе личности позднее: психологическое время личности (психологическое прошлое, настоящее и будущее); социальное пространство личности (формирование долга перед самим собой, а также формирование права личности на все ценности современного мира, в том числе и на самоуважение). В основе функционирования самосознания, согласно данной концепции, - механизм идентификации (обособления), обеспечивающий освоение человеком своей сущности (родовой и одновременно индивидуальной) [8].
Отличительная особенность изложенной концепции состоит в универсальности предложенной структуры и соблюдении традиционного для психологической науки подхода к изучению любого феномена, в описании и обосновании структурных звеньев, рассмотрении их генезиса, отклонений в развитии, а также в наличии оригинальных методов их диагностики и коррекции. Тезаурус рассматриваемой концепции в отличие от других отечественных теорий содержит понятие «звенья структуры самосознания», которое дает возможность наглядно представить схему «устройства» самосознания.
Отечественные концепции самосознания по сравнению с зарубежными четче ориентированы на саму жизнь и более единодушны в использовании тезауруса, описывающего реальность, лежащую за терминами «самосознание» и «структура самосознания». Большинство разделяет определение самосознания как основной и производной части сознания, направленного на себя как самоотражающее. Оно понимается как процесс познания человеком самого себя, в результате которого образуется представление о себе как субъекте переживаний и действий, складывается отношение к самому себе.
Таким образом, мы можем акцентировать внимание на двух подходах в отечественной психологии к изучению самосознания.
Первый характеризуется тем, что каждая авторская концепция вводит «новый» компонент в содержание самосознания. И хотя формально признается единство и целостность функционирования всех его структур, однако сами они изучаются традиционными методами в отрыве друг от друга (в модификациях, соответствующих задачам исследования). Единица анализа самосознания не выделяется. Проблема коррекции либо не ставится, либо сводится к общим рекомендациям по созданию благоприятной психологической обстановки для развития самосознания (В. С. Мерлин, И. И. Чеснокова, М. И. Лисина и др.).
Для второго подхода характерно выдвижение оригинальных концепций структуры самосознания. Делаются попытки показать ее феномены в динамике, разработать новые методы изучения и коррекции последних (В. С. Мухина, В. В. Столин). Формулируются понятия единицы анализа и «отклонений» самосознания.
Литература
1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2003. С. 634.
2. Там же. С. 640.
3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997.
4. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности // Учен. зап. Перм. гос. пед. ин-та. Т. 77. Вып. 6. Пермь, 1970. С. 8-212.
5. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
6. Ольшанский Д. В. Об экспериментальном изучении структуры самосознания // Новые исследования в психологии. М., 1984. С. 17-21.
7. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.
8. Мухина В. С. Личность: Мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). Екатеринбург, 2007.
П. Ю. РЫБАЧУК
ЗДОРОВЬЕОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
в статье рассматривается реализация здоровьесберегающих моделей и основных тенденций физического воспитания, формирование умений, компетенций в образовательном пространстве.
Ключевые слова: компетенция, здоровьесбережение, здоровьеобразовательная среда.
A. I. SHCHERBINA. THE MAIN RESEARCH APPROACHES TO THE PROBLEM OF SELF-CONSCIOUSNESS IN HOME PSYCHOLOGY
The article generalizes the approaches of self-consciousness' components' interpretation and indicates the analysis of its «norm» and «deviations».
Key words: personality, structural components of the self-consciousness, identification.
По мнению разработчиков «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», система универсальных знаний,
умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся представляют собой комплекс ключевых