5. Никифоров, Р.О. Рекрутинговый бизнес в России / Р.О. Никифоров. - М.: ПАИМС, 2001. - 31 с.
6. Тарасов, В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров / В.К. Тарасов. - Л., 1989.
Психология
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент Глузман Алина Александровна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
НАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И САМОПОЗНАНИЕ В
ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПСИХОЛОГИИ
Аннотация. Рассматриваются исторические аспекты проблемы самосовершенствования и самопознания личности в контексте психологической науки. Раскрываются особенности основных категорий «самосовершенствование» и «самопознание» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Сформулированы положения основных подходов к проблеме самосовершенствования и саморазвития в трудах зарубежных и отечественных психологов.
Ключевые слова: самосовершенствование, самопознание, саморазвитие, история психологии, научные подходы.
Annotation. The historical foundations of self-improvement and self-development of an individual in the context of psychological science are considered. The features of the main categories "self-improvement" and "self-knowledge" in the works of foreign and domestic scientists are revealed. The provisions of the main approaches to the problem of self-improvement and self-development in the works of foreign and domestic psychologists are formulated.
Keywords: self-improvement, self-knowledge, self-development, history of psychology, scientific approaches.
Введение. Актуальность исследуемой проблемы нашла свое отражение в положениях международных документов, связанных с развитием образования в условиях глобализации и европейской интеграции. В резолюциях Форума министров европейских стран «Европейская школа XXI столетие» (2011) и Педагогической конституции Европы, принятой на Форуме ректоров педагогических университетов европейского пространства (2013) нашли отражения положения о том, что «в условиях мирового кризиса, глобальных природных катаклизмов, техногенных катастроф, цивилизационных открытий, с ускоряющимися требованиями к существованию человечества в целом выдвигает свои концепты. Ученые, объединенные общей целью, сохранения лучших достижений современности, указывают на необходимость осмысленного существования индивида в природной среде, особо акцентируя познание личностных возможностей каждого, кто не утратил способности к здравомыслию и дальнейшему самосовершенствованию» [1, с. 6].
Цель статьи: систематизация идей о самосовершенствовании и самопознании личности в психологической науке.
Анализ научной литературы предоставляет возможность выявить значительный ресурс исследований в области личностно-профессионального самосовершенствования и самопознания в контексте психологического знания. Психологический аспект самосовершенствования и саморазвития личности обосновано в работах отечественных ученых К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского,
A.Н. Леоньева, А.А. Леоньева, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, Ю.А. Самарина. Фундаментальными для исследования проблемы личностно-профессионального самосовершенствования явились идеи зарубежных представителей гуманистической психологии (А. Адлер, А. Р. Бернс, Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) и классического психоанализа (Э. Эриксон, З. Фрейд, К. Юнг).
Личностно-профессиональное самосовершенствование, как проявление индивидуальных качеств, в последние десятилетия стало предметом исследований отечественных ученых в сфере психолого-педагогических наук, таких как В.И. Андреева, А.Г. Асмолова, А.В. Брушлинского, К.Я. Вазиной,
B.А. Деркунской, И.А. Донцова, И.А. Зимней, В.В. Знакова, А.Г. Ковалева, И.С. Кона, Л.Н. Куликовой, Н.В. Кузьминой, В.Г. Маралова, С.А. Минюровой, Ю.М. Орлова, А.А. Реана, Л.И. Рувинского, Б.И. Сарсенбаевой, И.Н. Семенова, В.И. Слободчикова, В.В. Столина.
Изложение основного материала статьи. Идеи о самосовершенствовании и самопознании человека нашли отражение в философской, психологической и педагогической науке. В данной статье остановимся на характеристике основных положений рассматриваемой проблемы в истории психологии. Системно-исторический анализ представлений о развитии идеи самопознания и самосовершенствования человека позволяет рассматривать некоторые аспекты данного феномена с позиций общих методологических подходов к данной проблеме. Все многообразие подходов к указанной проблеме можно свести к следующим распространенным в истории психологии установкам, которые были проанализированы С.А. Минюровой [2, 3] и систематизированы и представлены нами в таблице 1:
Таблица 1
Контент-анализ подходов к развитию идеи самосовершенствования и самопознания в истории
психологии
Естественнонаучный подход Дж.Ст. Милль (1806-1873) - связывал появление «Я» с памятью о совершенном действии; Выделили в проблеме «Я» качественно новую предметную сферу: изучение физиологических оснований процесса самопознания.
В. Вундт (1832-1920) - развивал теорию «физиологической психологии», понимая «Я» как чувство связи всех индивидуальных психических переживаний, придавая значение в его генезисе кинестетическим переживаниям;
И.М. Сеченов (1829-1905) - обосновал идею, о том, что в основе познания лежит рефлекторная деятельность мозга, которая дает возможность создавать многообразные связи между отдельными ощущениями, идущими от органов чувств;
Социально-психологический подход У. Джемс (1842-1910) - разграничивал «познающее Я», «поток сознающей мысли» как «I» и «эмпирическое Я» - «те», как итог всего, что человек может назвать своим; Объяснили социальные источники формирования представлений человека о себе, с другой стороны, расшили спектр анализа познаваемых человеком в себе характеристик «Я».
Ч.Х. Кули (1864-1929) - сформулировал основные положения теории «зеркального Я», в которой «образ Я» формируется в результате усвоения установок и оценок индивида по отношению к другому человеку;
П. Жане (1859-1947) - развивал идею о том, что развитие психики человека обусловлена процессом социального взаимодействия;
Дж. Г. Мид (1863-1931) - исследовал развития «Я -индивида» во взаимодействии с другими индивидами, на основе выполнения личностных ролей;
Личностный подход З. Фрейд (1856-1939) - акцентировал внимание на познании собственного бессознательного; Выявили новые области внутреннего мира, на которые может быть направлено познание человеком себя, а также процессов внутреннего мира, связанных с самосовершенствованием и самопознанием.
К.Г. Юнг (1875-1961) - интерпретировал «коллективное бессознательное», открывающее во внутреннем мире человека архетипы, врожденные идеи и воспоминания, предрасполагающие воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом;
К.Р. Роджерс (1902-1987) - ввел представление о «Я-концепции», отражающей те характеристики человека, которые он воспринимает как часть себя;
Г.У. Олпорт (1897-1967) - сформулировал идею о познании себя и развитии разнообразных черт позволяет человеку руководить своим поведением;
Дж. Келли (1905-1966) - рассматривал человека как исследователя, который использует сложные методы для сбора и оценки данных об окружающем мире и самом себе;
А.Х. Маслоу (1908-1970) - подчеркивал уникальность человека, обращая внимание на изучение самоактуализации, включающей развития способностей жить осмысленно.
Огромный вклад в развитие идеи самопознания внес российский физиолог И.М. Сеченов (1829-1905), который считал, что в основе самопознания человека лежит рефлекторная деятельность мозга, имеющая возможность создавать многообразные связи между отдельными ощущениями, идущими от органов чувств.
В отечественной психологии второй половины XX - начала XXI столетий на основе изучения самопознания и самосовершенствования профессиональной деятельности в контексте антропоцентрического подхода (Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский, В.А. Бодров, Л.Г. Дикая, К.Л. Куликова), структурно-функционального подхода (Е. А. Климов, С.А. Минюрова), системного и информационного подходов (А.А. Крылов, Г.В. Суходольский), в рамках концепции системогенеза профессиональной деятельности (Л.Я. Рогинский, В.Д. Шадриков) осуществлен анализ проблематики развития профессионально важных качеств человека (Ю.П. Поваренков, В.Е. Орел, Н.П. Анисимова).
Изучение различных аспектов становления профессионала позволяет говорить о том, что в эти годы активно развивалось направление, определяющее развитие личности как целостный, непрерывный процесс становления и совершенствования индивидуальности специалиста (К.А. Абульханова-Славская, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Е.М. Борисова, Л.М. Митина, В.А. Машин, Е.С. Романова). В рамках этого направления подчеркивалась значимость саморазвития человека в профессии, как феномена, определяющего основное противоречие профессионализации: между становлением индивида в той или иной системе общественной деятельности и саморазвитием человека в профессии (В.И. Андреев, В.А. Деркунская).
В качестве содержания саморазвития личности при этом рассматривается ориентировочно-исследовательская активность (В.В. Знаков, В.А. Машин), поиск и выделение значимых, ценностных, смыслообразующих для субъекта аспектов в профессии (В.И. Андреев, А.К. Маркова). В акмеологии саморазвитие и самосовершенствование профессионала рассматриваются как его потребность, способность, деятельность в контексте проблематики личностно-профессионального развития как особого вида прогрессивного развития зрелой личности, который ориентирован на высокий уровень профессионализма и личностно-ориентированных достижений (А. А. Бодалев, К.Я. Вазина, Э.Ф. Зеер). При этом подчеркивается, что в процессе личностно-профессионального развития происходит возрастание потребности в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании на основе самопознания (Л.А. Коростылева, С.А. Минюрова, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, В.В. Столин, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман).
Однако существует определенная диспропорция в проработанности тех или иных аспектов изучения проблемы личностно-профессионального развития, в том числе самосовершенствования и самопознания человека. На данном этапе преобладают исследования профессионализма деятельности и профессионального мастерства (А.Л. Емельянов, Н.В. Васина, В.А. Храпик). Существенно меньше работ, которые связаны с изучением профессионализма личности (А.К. Маркова, Н.Н. Гришина, Г.П. Филиппова), и практически отсутствуют научные труды, посвященные изучению самопознания, саморазвития и самосовершенствования субъектов деятельности. Доминируют разработки деятельностного аспекта проблемы, что не в полной мере соответствует важному методологическому принципу единства личности и деятельности. Поэтому актуальными являются исследования, направленные на изучение различных аспектов проблемы самосовершенствования профессионала на основе самопознания.
Вместе с тем, на данном этапе развития отечественной психологии накоплен значительный материал о становлении человека с точки зрения его профессионализации. Так, выделены стадии профессионального развития: по основанию онтогенетического развития (В.Б. Бунак, Б.Г. Ананьев, В.Ф. Моргун, Е.И. Степанова), по основанию отношения личности к профессии (Т.В. Кудрявцев, Э.Ф. Зеер, Н.Н. Нечаев, А.К. Маркова), по культурноценностному основанию (С.И. Краснов, Р.Г. Каменский), по этапам становления субъекта деятельности (С.А. Огнев, Д.А. Григорьев, Н.Г. Алексеев). Выполнены исследования профессионального становления как продуктивного процесса развития и саморазвития личности в рамках рассмотрения проблемы профессионального самоопределения (Е.А. Климов, И.С. Кон, Е.С. Романова, А.П. Чернявская, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова). Изучены психологические характеристики профессионала, как субъекта, способного управлять собственной деятельностью, в рамках осмысления проблемы критериев профессионализма (Н.Г. Алексеев, С.И. Крягже, В.И. Слободчиков, А.Р. Фонарев). В научных трудах раскрываются особенности регуляции и саморегуляции профессиональной деятельности и профессионального развития в рамках проблемы управления профессиональным опытом субъекта (Е.А. Климов, В.А. Машин, А.Р. Фонарев, Ф.С. Исмагилова, Е.П. Ермолаева).
Отмечая важность рассматриваемой проблемы в современной психолого-педагогической литературе, следует отметить, что в этом плане определенный интерес вызывают работы Л.И. Рувинского, С.И. Хохлова «Как воспитать волю и характер» (1984), А.Г. Ковалёва «Личность воспитывает себя» (1989), В.Г. Куценко «Пути самосовершенствования личности» (1987), И.С. Кон «Открытие «Я» (1978), И.А. Донцова «Самовоспитание личности» (1984), в которых освещены различные аспекты проблемы самопознания, самовоспитания и самосовершенствования личности.
Самосовершенствование в настоящее время является одно из базовых категорий проблемы развития человека, индивида, личности, индивидуальности. Как подчеркивает А.А. Гулов «изменение представлений о самосовершенствовании человека позволяет рассматривать вопрос о философско-антропологическом статусе данного понятия, с целью изъятия его из контекста мистицизма, где оно понимается как особое состояние сознания, и выведения на свет антропологической рефлексии, найти его место в системе категории философской антропологии и глубинной психологии» [4, с. 8-9].
В этой связи, феномен самосовершенствования, исходя из вышеуказанных положений, в научной действительности является объектом философско-антропологического, психологического и педагогического изучения. Именно в различных научных поисках определяется социальная сущность, роль и значение самосовершенствования как движущей силы развития человека и общества. Анализ и объективная оценка роли самосовершенствования дает основание понять некоторые состояния психики человека, осмыслить такие действия личности в деятельности, как самоуправление, самоконтроль, самооценка, самокоррекция. Все перечисленные компоненты тесно связаны с феноменом «самосовершенствование», взаимодействуют с ним и определяют общую стратегию личностно-ориентированного развития личности на протяжении всей жизнедеятельности. Сущностная характеристика личностно-профессионального самосовершенствования субъекта любой деятельности определяется «мотивационными, интеллектуальными и практико-ориентированными факторами, которые определяются уровнем осмысленности себя и своей роли в профессиональной среде, стремлением к самопознанию, самоутверждению, самовыражению, самореализации, самоактуализации» [5, с. 31].
Одним из важных методологических аспектов проблемы является феномен самопознания, который в истории психологии также являлся предметом научных изысканий. Так, ряде работ (И.С. Кон, В.Г. Маралов,
С.А. Минюрова), самопознание рассматривается как процесс изучения личностью собственных психических и физических особенностей, свойств и качеств личности. В исследовании И.И. Звягинцевой [6] представлена модель самопознания, обладающая высокой «емкостью» каждой отдельно выделяемой области. Данная модель содержит шесть основных сфер самопознания, представленных в таблице 2.
Таблица 2
«Высокоемкостная» модель самопознания личности (по И.И. Звягинцевой)
Название области самопознания Характеристика данной области
Индивидуально-личностная область Самопознание своих личностных особенностей, темперамента, реакций, качеств личности и свойств характера, выражающих личностное отношение к происходящему вокруг (к другим людям, к профессиональной и трудовой деятельности, к самому себе, к вещам, окружающему миру и т.п.).
Ценностно-мотивационная область Самопознание своих побуждений, интересов, мотивов, ценностей, которые являются определяющими в последующей деятельности и поведении.
Эмоционально-волевая область Самопознание собственных эмоциональных проявлений, превалирующих чувств, путей реагирования на стресс, умения в нужный момент мобилизировать себя, проявить волю, упорство, настойчивость, целеустремленность и другие подобные качества.
Социально-поведенческая область Самопознание моделей взаимоотношений с другими людьми: человек анализирует, как складываются его связи с другими - близкими и не очень близкими людьми, как строится взаимодействие, анализирует стратегии собственного поведения, конфликты и барьеры.
Профессионально-деятельностная область Познание себя с точки зрения профессиональных и деятельностных качеств, умений, наклонностей.
Рефлексивность и самоотношение Самопознание собственного отношения к себе же, а также своих склонностей к проведению работы по самоанализу и самопониманию.
Рассматривая различные точки зрения по поводу проблемы самосовершенствования и самопознания личности, подчеркнем, что в настоящее время данные понятия создают методологическую основу для осмысления сущности развития человека в профессиональной деятельности. Реализация личностно-ориентированного подхода к самосовершенствованию на протяжении всей жизнедеятельности направлена на стратегию профессиональных достижений, связанных с формированием целостной мотивационной и нравственно-ценностной сферы человека. Вместе с тем, различные аспекты самосовершенствования на основе самопознания личности - специалиста - профессионала, в настоящее время по-прежнему остаются не достаточно изученными.
Выводы. Психологический контекст анализа проблемы в истории психологии инициирует современное обсуждение сущности самосовершенствования и самопознания через обозначения и соотнесения их базовых категорией в современной науке. Так, самопознание представляет собой осмысленный процесс системного изучения личных свойств с последующей трансформацией их в личностные качества, реализуемые в процессе непрерывной жизнедеятельности. В свою очередь, самосовершенствование - это внутренний процесс осознанной целенаправленной самопознавательной (ценностно-мотивированной) непрерывной жизнедеятельности на основе системного целеполагания, самоорганизации, самоанализа, самооценки и самокоррекции, направленных на совершенствование индивидуальных качеств и личностно-профессионального роста. Близким по своей сущности к данным категориям относятся категории «самосознание» и «саморазвитие». Так, психологический феномен самосознание выступает как специфическое «я», наделенное мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию и включает в себя процессы самопознания, самоиндентификации, самоопределения. В свою очередь, саморазвитие определяется как «внутренне необходимое спонтанное, самопроизвольное изменение таких целостных систем как человек и общество, которое обусловливается их противоречиями, опосредствующими воздействие внешних факторов и условий. Этот тип самодвижения имеет причину в самом себе, связан с направленным, необратимым изменением и переходом систем на более высокую степень организации» [1].
Литература:
1. Евтух, Н.Б., Пиньковская, Э.А., Черкашина, Т.В. Методики личностно-профессионального самосовершенствования субъекта педагогической деятельности на основе самопознания: учебно-методическое пособие / Н.Б. Евтух, Э.А. Пиньковская, Т.В., Черкашина. - Черкассы: Издатель Чабаненко Ю.А., 2016. - 406 с.
2. Минюрова, С.А. Психология самопознания и саморазвития: Учебник / С.А. Минюрова -Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. - 316 с.
3. Минюрова, С.А. Психология саморазвития человека в профессии: монография / С.А. Минюрова. -М.: Компания Спутник +, 2008. - 298 с.
4. Гулов, А.А. Самосовершенствование человека как философско-антропологическая проблема: дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / А.А. Гулов. - Душанбе, 2012. - 134 с.
5. Звягинцева, И.И. Самопознание личности молодых и взрослых людей: проблема, специфика, перспективы исследования / И.И.Звягинцева // «Образование и наука в России и за рубежом». - 2018. - № 10 (Vol. 45).