ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 159.923
ББК Ю953 ГРНТИ 02.15.51 Код ВАК 13.00.01
Байлук Владимир Васильевич,
доктор философских наук, профессор, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический
университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
О САМОРАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: саморазвитие личности; самофункционирование личности; становление личности; психология личности; самоутверждение личности; самосовершенствование личности; самореализация личности.
АННОТАЦИЯ. В статье подвергаются критике представления о саморазвитии личности в психологии. Доказывается, что: 1) саморазвитие личности нельзя рассматривать без диалектической взаимосвязи с самофункционированием. Самофункционирование личности — предпосылка ее саморазвития и его результата; 2) процесс саморазвития нельзя исследовать без таких его этапов, как возникновение нового, становление и переход становящегося в ставшее. Новое в жизнедеятельности личности вначале возникает в незрелой форме, затем проходит этап становления и утверждается, превращаясь в функционирующее, и после этого совершенствуется; 3) неправомерно рассматривать наряду с такими формами саморазвития личности, как самоутверждение и самосовершенствование также и такую его форму, как самоактуализация, которая фактически (неявно) отождествляется с самореализацией. Самоактуализация, на наш взгляд, означает перевод потребностей и возможностей саморазвития личности из потенциального состояния в актуальное посредством самопознания. Превращение же возможностей личности в действительность для удовлетворения ее потребностей выступает как самореализация; 4) нельзя согласиться и с отождествлением самореализации личности с продуктивной деятельностью. В реальной жизни людей, как правило, противоречиво сочетаются положительная и отрицательная самореализация. Более того, эти виды самореализации нередко переходят друг в друга. Самореализация — свободная деятельность личности, которая сама определяет те потребности, которые она хочет удовлетворить в жизни и сама определяет средства их удовлетворения; 5) одним из серьезных недостатков в разработке проблемы саморазвития личности в психологии является абстрактность, выражающаяся в рассмотрении ее вне тех видов деятельности, в которых она протекает. Посредством выделения эзотерических видов деятельности (самопознания, самообразования, самопознания, самооздоровления и самоуправления) и экзотерических (профессиональная деятельность, социально-политическая, семейная, бытовая, спортивная, эстетическая и др.) автором сделана попытка устранить указанный пробел. Каждый из эзотерических видов деятельности выступает как вид саморазвития личности. Саморазвитие личности в экзотерических видах деятельности зависит от уровня их развития и степени инновационности у них.
Bailuk Vladimir Vasilievich,
Doctor of Philosophy, Professor, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
SELF-DEVELOPMENT OF A PERSON
KEYWORDS: self-development of a person; self-functioning of a person; self-formation of a person; psychology of a person; self-actualization of a person; self-perfection of a person; self-realization of a person.
ABSTRACT. The article provides a critical overview of different interpretations of a person's self-development that exist in psychology. It is proved that: 1) self-development should not be analyzed without its dialectic unity with self-functioning. Self-functioning of a person is a prerequisite of their self-development and its result; 2) self-development process should not be analyzed disregard of such stages as appearance of something new, its development and transition of the developing into developed. New in the life of a person appears first in a rough form, then it undergoes certain development, grows, acquires its functions and is perfected after that; 3) it is wrong to include self-actualization into the forms of self-development alongside with self-assertion and self-perfection, although sometimes self-actualization is equated to self-realization. Self-actualization is, in our opinion, a transfer of the needs and opportunities of a person's self-development from potential to real with the help of self-cognition. Transfer of opportunities into reality to fulfill the needs of a person is self-realization; 4) self-realization should not be equated to productive activity. It is frequent that in real life positive and negative self-realization are combined. Moreover, these types of self-realization may transform into each other. Self-realization is a free activity of a person which determines the needs it will satisfy and the means necessary to do this; 5) one of the main drawbacks in the study of the problem of self-development in psychology is the abstract nature of such research works as they analyze self-development in isolation from those activities where it is actively employed. The article attempts at elimination of these problems by means of identification of esoteric activities (self-cognition, self-education, self-recovery and self-management) and exoteric activities (professional activity, social-political, family, everyday, sport, aesthetic and other activities). Each type of esoteric activities is a kind of a person's self-development. Self-development of a person in exoteric types of activities depends on the level of the person's development and the degree of innovativeness.
Методологическим средством ответа на вопрос о том, что представляет собой саморазвитие личности, являются научные представления о развитии вообще. Развитие, на наш взгляд, это качественное изменение материальных и духовных объектов, характеризующееся необходимостью и направленностью. Наиболее общим по отношению к понятию «развитие» является понятие «изменение». Изменение — это переход системы из одного состояния в другое. Состояние же представляет собой совокупность качественных и количественных характеристик, свойств системы в данный момент времени и в данном пространстве. Из сказанного следует, что развитие — это всегда изменение. Однако далеко не всякое изменение есть развитие. Развитие связано только с качественным изменением объектов. Их же количественные изменения, хотя с развитием и связаны (при нарушении меры, количественные изменения переходят в качественные), но непосредственно сами по себе развитием не являются. Не является развитием и функционирование объектов, их механическое перемещение в пространстве и во времени и их случайное изменение. Но не является развитием и любое качественное изменение объектов вследствие воздействия внешних факторов (напр., переход воды из одного агрегатного состояния в другое, гибель животных вследствие сильного мороза или других внешних причин). Если в первом примере место имеют только качественные изменения, но обратимые, то во втором примере — и качественные, и необратимые изменения. Для того чтобы изменения какого-либо объекта отнести к развитию, он должен характеризоваться не только качественными и необратимыми изменениями, но и направленностью этих изменений. Необратимость в развитии связана с появлением в системе новых возможностей, превращение которых в действительности переводит систему в качественно новое состояние и делает невозможным в полном объеме переход в прежнее качественное состояние (так, например, невозможен возврат из юности в детство, из старости в юность и т.д.). Именно череда появления в системе новых возможностей и превращение их в действительность делает развитие процессом не только необратимым, но и направленным. Вследствие своей необратимости и направленности развитие систем приобретает закономерный характер, так как необходимо вытекает из ее внутренних и внешних условий. Поскольку последние как предпосылки перехода из одного качественного состояния в другое нико-
гда не бывают одинаковыми, то закономерный характер развития не только не исключает, а наоборот, предполагает его альтернативность, многовариантность.
Развитие по своей направленности может быть прогрессивным и регрессивным. Прогресс — это развитие системы от низшего состояния к более высокому состоянию, а регресс — развитие системы в обратном направлении — от более высокого состояния к более низкому.
Интегральным критерием прогрессивного развития общества, на наш взгляд, является продуктивная самореализация каждого его члена в интересах общества и самого себя. Личность не может развиваться прогрессивно, игнорируя истинные требования общества, но и общество тоже не может развиваться прогрессивно, если оно не создает все более благоприятных условий для продуктивной самореализации, удовлетворения истинных потребностей каждого члена этого общества.
Общество и каждый его член могут и должны выступать по отношению друг к другу одновременно и средством и целью. Если же общество (государство) рассматривает человеческих индивидов лишь в качестве средства, то оно от них отчуждается. Если же человеческий индивид рассматривает общество лишь в качестве средства, то он отчуждается от общества. А результат в обоих случаях один и тот же — регресс. «Все прогрессы реакционны, если рушится человек» (А. Вознесенский, русский поэт). Американский социолог А. Ф. Уорд (1841-1913) писал: «Так как конечную цель человеческих усилий составляет счастье, то истинный прогресс непременно должен быть к нему направлен. Поэтому прогресс состоит в увеличении человеческого счастья, или, с отрицательной стороны, в уменьшении человеческих страданий». Русский философ Н. А. Бердяев считал, что «сущность общественного прогресса — увеличение добра и уменьшение зла». «Все критерии прогресса, какими бы они разнообразными не были, — подчеркивал русский социолог П. А. Сорокин, — так или иначе подразумевают и должны включать в себя принцип счастья».
Противоположностью развитию систем (и прогрессивному и регрессивному) является их функционирование, которое может быть положительным и отрицательным. Положительное функционирование имеет место при превращении становящейся системы в ставшую и при эффективном выполнении ею своих функций. Отрицательное функционирование можно назвать за-
© Байлук В. В., 2018
стоем. Застой в общественной и индивидуальной жизни на другом языке означает отставание от жизни. Застой фактически смыкается с регрессом. Справедливо говорится, кто не идет вперед, тот идет назад.
Развитие и функционирование — это диалектические противоположности: развитие систем превращается в их функционирование, а в процессе функционирования создаются предпосылки, возможности для дальнейшего развития. Механизмом развития является накопление в функционирующей системе количественных изменений (возможностей) и переход через скачок к качественному изменению, к превращению возможностей в действительность. Результат развития — всегда нечто новое, которое в целом или в каком-либо отношении качественно отличается от предшествующего.
Процесс развития систем, объектов включает ряд этапов или стадий.
Первый этап. Начало развития — возникновение нового. Возникшее из своих предпосылок новое первоначально выступает как нечто неразвитое, незавершенное. Например, появление идеи решения какой-либо научной проблемы.
Второй этап. Становление нового. В нашем примере — это логическое обоснование идеи и ее экспериментальная проверка. При доказательстве истинности идеи, она из становящейся превращается в ставшую. Ставшее новое затем используется в деятельности человека, то есть функционирует.
Третий этап. Совершенствование нового. В процессе функционирования (потребления) нового в нем выявляются те или иные недостатки или изменяются условия его потребления, что требует его доработки, совершенствования.
При этом развитие в виде совершенствования отличается от развития как возникновения нового тем, что возникновение нового происходит из других предпосылок, а совершенствование нового происходит на собственной основе, так как речь идет о доработке самого нового объекта.
Предметное знание о развитии в методологическом аспекте обобщенно обозначается принципом развития. Использование принципа развития осуществляется посредством метода генетического анализа (термин «генетический» производен от термина «генезис», в переводе с греческого обозначающий «происхождение, возникновение»). Раскрытие посредством генетического анализа закономерного характера развития тех или иных систем, объектов, объяснение механизмов их возникновения и тенденции изменения является основанием для экстраполяции этих тенденций в
будущее, представляющее собой поисковое прогнозирование их предстоящих изменений. Затем на основе результатов поискового прогнозирования и постижения наличных потребностей и возможностей субъекта деятельности и посредством це-леполагания, планирования, моделирования и использования нормативного прогнозирования разрабатывается проект желаемого будущего развивающегося объекта и практически претворяется в жизнь. Благодаря проектированию, развитие объектов становится управляемым.
Проанализируем теперь с позиции принципа развития представление о саморазвитии личности в отечественной психологии (проблема саморазвития в последние два десятилетия исследовалась прежде всего в этой науке). При этом мы будем опираться на монографии В. Г. Маралова [8] и С. А. Минюровой [11], которые посвящены этой проблеме и в которых излагаются различные подходы к ее решению.
Начнем с рассмотрения трактовки понятия «саморазвитие».
По мнению С. А. Минюровой, в отечественной психологии саморазвитие личности трактуется как:
— фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования;
— как активность человека по преобразованию себя;
— как становление субъекта жизнедеятельности;
— как порождение разнообразных вариантов проявления человеком себя в меняющемся мире;
— как личный выбор на основе познания себя;
— как процесс целенаправленного самоизменения;
— как творческий акт, внесение в мир уникального, ранее не существовавшего.
При этом процесс саморазвития, по мнению С. А. Минюровой, как сущностная форма бытия человека начинается вместе с жизнью и разворачивается внутри нас. Но человек долгие годы может и не быть его субъектом, тем, кто инициирует и направляет этот процесс. Эту роль очень долго и слишком часто берет на себя не индивид, а социум, в котором он живет и с которым взаимодействует. Подлинное саморазвитие означает, что человек является не продуктом событий своей жизни, а автором собственной жизнедеятельности, который способен не подчиняться обстоятельствам, а творить их, определять перспективы самосуществования [11, с. 84-85].
На наш взгляд, трактовка саморазвития С. А. Минюровой противоречива и вызывает ряд вопросов.
У автора получается, что вся жизнь человека есть непрерывное саморазвитие. Но как тогда быть с функционироваием в жизнедеятельности человека? Ведь каждый человек во всех видах своей деятельности по определенному образцу множество раз воспроизводит одни и те же действия! Другими словами, как быть в жизнедеятельности с диалектикой изменчивости и устойчивости, движения и покоя?
Далее. На каком основании и процесс целенаправленного самоизменения индивида, и процесс изменения индивида, детерминированный факторами внешней среды (общностью и другими людьми), обозначается одним и тем же термином — «саморазвитие»? Гносеологические истоки этого представления — отождествление саморазвития индивида с его изменением. Всякое развитие, в том числе и саморазвитие, есть изменение, но далеко не всякое изменение есть саморазвитие (не являются саморазвитием количественные изменения индивида в процессе его функционирования, гибель человека в автоаварии и т.д.).
И еще вопрос: Применим ли к жизнедеятельности индивида термин «развитие»? Отметим, что в работе С. А. Минюровой порой наряду с термином «саморазвитие» употребляется и термин «развитие» (правда, так сказать, всуе).
Мы считаем, что исходным понятием для рассмотрения качественных, направленных изменений индивида является понятие «развитие индивида». Развитие же с точки зрения направленности может быть прогрессивным и регрессивным (отметим, что в психологической и педагогической литературе развитие индивида нередко сводится к прогрессивному развитию, то есть к движению от низшего к высшему), а с точки зрения детерминации — развитие, которое в определяющей мере обусловлено внешними факторами, то есть внешней средой, и развитие, которое в определяющей мере обусловлено внутренними факторами, то есть зависит от самого индивида. Только это развитие индивида, по нашему мнению, выступает как его саморазвитие.
Саморазвитие — это сознательная деятельность индивида, направленная на качественные изменения самого себя с целью формирования своей субъектности.
С. А. Минюрова пишет, что, как отмечалось, «подлинное саморазвитие означает, что человек является не продуктом событий своей жизни, а автором своей жизнедеятельности». Мы с этим мнением не согласны в силу того, что в этом случае нужно бу-
дет признать, что всякое развитие индивида при определяющей роли в нем внешней среды есть неподлинное развитие. Но внешняя среда на всех этапах жизни индивида воздействует на него неоднозначно: и позитивно и негативно. Кроме того, внешние воздействия на индивида могут быть целенаправленными (контролируемыми) и стихийными (неконтролируемыми). Поэтому развитие индивида под воздействием внешних факторов может быть как подлинным, так и неподлинным. Кроме того, авторами собственной жизнедеятельности, творцами обстоятельств ее являются не только продуктивные индивиды, но и деструктивные (преступники, аморальные личности и т.д.).
Рассмотрим теперь представления в литературе о саморазвитии как процессе и его формах: самоутверждении, самосовершенствовании и самоактуализации. Термин «самоутверждение» состоит из двух частей: «само» — самостоятельно, без чьей-либо помощи и «утверждения» — стремление сделать в себе нечто твердым. Следовательно, самоутверждаться — это самостоятельно сделать в себе нечто твердым или сделать таковой личность в целом, чтобы это качество не поколебали ни обстоятельства, ни другие люди, ни сам утвердившийся субъект. Самоутверждение определяется как специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению, подтверждению своих определенных качеств, черт характера, способов поведения и деятельности. Мы согласны с тем, что понятие «самоутверждение» отражает определенную сторону саморазвития. Но если саморазвитие рассматривается как процесс, то самоутверждение логичнее рассматривать не как форму, а как этап или стадию. Далее, в саморазвитии всегда утверждается нечто новое. Поэтому возникает следующий вопрос: «А что в процессе саморазвития предшествует самоутверждению?». Ведь прежде чем новое в жизнедеятельности индивида утвердится, оно должно, во-первых, вначале возникнуть, во-вторых, пройти этап становления. Только после этого создается возможность для его утверждения, то есть перехода из состояния становления в состояние ставшего, утвердившегося. За ставшим новым следует его самофункционирование. К сожалению, авторы, исследующие саморазвитие индивида, обходятся без понятия «самофункционирование ».
Самосовершенствование, по мнению В. Г. Маралова, — это наиболее адекватная форма саморазвития [8, с. 83]. А разве возникновение нового, его становление и утверждение — это менее адекватные формы саморазвития? Все формы, а точнее, этапы или стадии саморазвития, одинаково
значимы, то есть необходимы. Самосовершенствование, — пишет В. Г. Маралов, — означает, что индивид сам, (самостоятельно) стремится быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владеет [там же].
Мы согласны с тем, что самосовершенствование — это форма или этап саморазвития. Но, естественно, возникает вопрос: «О совершенствовании чего идет речь?». Совершенствовать можно только то, что уже есть, то есть ставшее, утвердившееся новое. Приобретение же новых качеств, овладение новыми видами деятельности — это не совершенствование их, так как совершенствование предполагает их возникновение, становление и утверждение. И здесь принципиально важно учитывать то, что после самоутверждения индивидом в себе чего-то нового начинается процесс его использования, то есть функционирования, появляются и новые требования к деятельности, изменяется и сам субъект деятельности (например, он приобретает новые знания). Коротко говоря, в деятельности индивида, как потребителя нового, происходят количественные изменения, появляются новые возможности. В итоге возникает противоречие между используемым средством и возможностями его совершенствования или замены принципиально новым средством. В итоге субъект оказывается в ситуации противоречия, дисгармонии с самим собой. Способом разрешения этого противоречия, преодоления дисгармонии и возврата к состоянию относительной гармонии является новый виток или цикл саморазвития личности.
Мы не согласны с Л. И. Анциферовой, что в процессе количественных изменений в функционирующем новом происходит накопление элементов нового, что это есть функциональное развитие [1, с. 41-51]. На наш взгляд, в процессе функционирования того или иного новообразования возникают не элементы нового, а элементы его возможностей.
Таким образом, реальная жизнедеятельность индивида есть процесс непрерывного изменения, в котором количественные изменения через скачок переходят в качественные, а последние завершаются возникновением нового качества, способом бытия которого является его функционирование, устойчивость индивида в каком-либо отношении (например, способность индивида быть честным, уверенным в себе и т.д.). Тем самым непрерывное изменение индивида реализуется через диалектику развития и функционирования и их переходы друг в друга.
Самоактуализация. В трактовке самоактуализации — третьей формы саморазвития — психологи следуют за пониманием ее А. Маслоу, определявшим самоактуализацию как умение человека стать тем, кем он способен стать, то есть что он способен выполнить свою миссию — реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями: истиной, красотой, совершенством и т.д. Цель самоактуализации — достичь полноты ощущения жизни. По мнению В. Г. Маралова, в самоактуализации вплотную смыкаются две линии человеческого бытия — самопознания и саморазвития. Познать себя насколько это возможно — значит приобрести основу для самоактуализации как способности наиболее полно использовать свои таланты, способности, возможности. Самоактуализироваться — обрести смысл жизни, реализовать себя, выполнить свою миссию, предназначение и как итог — ощущение полноты жизни.
Прежде всего, следует отметить необоснованность выделения В. Г. Мараловым в качестве третьей формы саморазвития самоактуализацию. В. Г. Маралов справедливо выделяет в саморазвитии индивида прогрессивную и регрессивную направленность. Но самоактуализация связывается им только с прогрессивной, восходящей направленностью саморазвития. Но к регрессивному саморазвитию индивида этот термин не подходит. Следовательно, самоактуализация не может рассматриваться как третья форма всякого саморазвития индивида.
Далее. Самоактуализация — психологический термин для обозначения полного раскрытия личностного потенциала. А если индивид, например, потенциал в каком-то одном виде саморазвития раскрывает, а в другом не раскрывает, значит следует признать, что термин смоактуализация в данной ситуации не работает.
Кроме того, при рассматриваемом понимании самоактуализации она фактически отождествляется с самореализацией индивида, так как самоактуализироваться — значит реализовать то, что в человеке заложено. Но в человеке заложена и возможность регрессивного саморазвития. Иначе как объяснить разного рода преступные и аморальные явления в обществе? Кроме того, направленность развития индивида зависит не только от его потенциала, но и от востребованности обществом этого потенциала, то есть не только от самодетерминации в развитии индивида, но и от тех социально-исторических условий, в которых он живет.
Наконец, если самоактуализация отождествляется с самореализацией, а самоакту-
ализация — итог саморазвития, то в этом случае и саморазвитие фактически тоже отождествляется с самореализацией.
Итог. Понятие самоактуализации не углубляет представление о саморазвитии индивида, а, наоборот, вносит в него хаос.
В реальной жизни любое саморазвитие индивида предполагает самопознание им потребностей в саморазвитии и необходимых для него возможностей (средств) и на этой основе разработку самопроекта саморазвития и воплощение его в жизни.
На наш взгляд, актуализация или самоактуализация означает перевод потребностей и возможностей саморазвития индивида из потенциального состояния в актуальное посредством самопознания. Превращение же возможностей индивида в действительность для удовлетворения его потребностей выступает как самореализация. При этом любое саморазвитие индивида одновременно является и его самореализацией. Но далеко не всякая самореализация сводится к саморазвитию, так как многие виды самореализации включают в себя также самофункционирование. На вопросе о соотношении саморазвития индивида и его самореализации остановимся ниже.
Рассмотрим трактовку в психологии механизмов саморазвития. С. А. Минюрова отмечает, что в качестве психологических механизмов саморазвития рассматриваются рефлексия (С. Л. Рубинштейн, Л. И. Анциферова и др.), самопринятие и самопрогнозирование (В. Г. Маралов). При этом рефлексивность понимается как способность к ценностной самоориентации, смысловой саморегуляции в контексте деятельности и общения и обеспечивает самоорганизацию и самоутверждение личности в соответствии с жизненными целями и ценностями. Указывается также на то, что рефлексия как бы встроена в сам механизм саморазвития личности [11, с. 101].
Прежде всего, непонятно то, что понимается под механизмом саморазвития. В «Толковом словаре русского языка» (1999) слово «механизм» в переносном смысле имеет два значения: 1. Система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности. 2. Последовательность состояний, процессов, определяющих собой действие, явление. Другими словами, применительно к деятельности человека, механизм — это определенная упорядоченность деятельности, ее внутренняя «логика». Значит, по мнению одних авторов, механизмом саморазвития индивида является рефлексия (рефлексия — это сознательное самопознание), по мнению В. Г. Маралова, механизм саморазвития включает в себя самопринятие и самопрогнозирование. Са-
мопринятие (означает активное восприятие индивидом самого себя) определяет тенденции самоутверждения, самосовершенствования и самоактуализации личности. Завершается механизм саморазвития, по мнению В. Г. Маралова, самопрогнозированием. Обратим внимание на то, что до рассмотрения саморазвития и В. Г. Маралов, и С. А. Минюрова самопознание рассматривали как самостоятельный процесс, так как в названиях их работ самопознание и саморазвитие связываются через союз «и». При рассмотрении же саморазвития, самопознание обозначается не термином «самопознание», а «рефлексией» (и это без всякого пояснения того, как они соотносятся) или сводится к самопринятию результата самопознания. (Но результата какого самопознания индивида? — Самопознания себя в целом или самопознания только того вида его деятельности о саморазвитии которого идет речь?) Но и в том и в другом случаях самопознание — это уже не самостоятельная деятельность, а только элемент саморазвития, так как оно встроено в него либо в виде процесса, либо его результата.
Далее. Так как одним из механизмов саморазвития является самопрогнозирование, а последнее — это тоже форма самопознания индивида, то в итоге получается, что саморазвитие индивида фактически отождествляется с самопознанием. Но в этом случае становится совершенно непонятным, что же в саморазвитии утверждается и совершенствуется. Кроме того, если учесть, что самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализация тоже выражают определенную последовательность в саморазвитии индивида, то возникают следующие вопросы: 1. Почему к механизму саморазвития не отнесены и так называемые его формы? 2. «И как формы саморазвития соотносятся с его механизмами? Поскольку в рассматриваемых работах как на эти, так и на другие вопросы ответы отсутствуют, то создается впечатление серьезной запутанности в психологии представлений о соотношении самопознания и саморазвития индивида.
Одной из причин описываемого явления, на наш взгляд, является отсутствие разграничения в самопознании — общего самопознания индивида и специфического самопознания.
Самопознание индивида, с одной стороны, существует как его самостоятельная деятельность. Это имеет место тогда, когда его объектом являются составляющие индивида в виде определенных его инвариантов, того общего, что проявляется во всех видах его жизнедеятельности. К этому общему относятся: психологические составляющие индивида в виде особенностей его
памяти, способностей, интра- и экстраверт-ности и т.д.; общие качества индивида в их положительном и отрицательном проявлениях; ответственности—безответственности, решительности—нерешительности, уверенности—неуверенности, духовности—бездуховности, креативности—консервативности и др.; общие умения, которые используются индивидом во всех видах деятельности или в ряде их; индивидуальные особенности физического тела.
С другой стороны, самопознание существует как деятельность индивида, «вмонтированная» во все другие виды его деятельности (например, самообразовательную, самовоспитательную, бытовую и др.). Обусловлено это тем, что для осуществления индивидом любой деятельности, он должен хотя бы в какой-то мере познать свои потребности («Чего я хочу?»), возможности (средства) их удовлетворения («Что я могу?») и необходимость осуществления соответствующей деятельности. Результат этого самопознания — в той или иной мере разработанный проект соответствующей деятельности.
Реализация самопроекта и тем самым саморазвитие индивида зависят от степени обоснованности самопроекта и внешних условий соответствующей деятельности.
Одним из серьезных недостатков в разработке проблемы саморазвития в психологии является ее абстрактность. Выражается это в том, что саморазвитие индивида, как правило, рассматривается вообще, вне тех видов деятельности, в которых оно протекает. Поэтому из работ психологов трудно понять, что же в индивидах развивается? Создается впечатление, что все сводится только к развитию общих характерологических качеств индивида.
Но для выполнения индивидом функции той или иной деятельности, то есть для проявления им своей субъектности, в каждом виде деятельности нужна сформиро-ванность не только общих качеств, но и качеств специфических, в виде инструментальных качеств (умений), которые обеспечивают использование конкретных технологий, методов, средств в конкретных видах деятельности.
Рассмотрим теперь место саморазвития индивида в его целостной жизнедеятельности. В ней, на наш взгляд, можно выделять эзотерические (в переводе с греческого — внутренний) и экзотерические (в переводе с греческого — внешний) виды деятельности. Эзотерические виды деятельности индивида — это те виды, в которых он одновременно выступает и как субъект и как объект. К ним относятся: самопознание, самообразование, самовоспитание, самооздоровление
и самоуправление. Каждый из видов эзотерической деятельности выступает как вид саморазвития индивида и выполняет свою специфическую функцию в формировании его субъектности.
Самообразование связано с присвоением индивидом знаний о мире, которые выступают для него как субъективно новые. Поскольку присвоение этих знаний выступает как творческий процесс формирования у индивида когнитивных новообразований и их системы, то истинное самообразование выступает как вид его саморазвития.
Самопознание связано с процессом производства объективно новых знаний о себе, поэтому истинное самопознание индивида всегда выступает как его саморазвитие.
Самообразование и самопознание — это виды когнитивного развития индивида, так как посредством их качественно изменяется его сознание.
Самовоспитание связано с саморазвитием качеств индивида, которые выступают как способы его деятельности и характеризуются устойчивостью своего функционирования. Если жизнь человека — цепь непрерывно сменяющих друг друга действий, то качества выступают как причины этих действий. К основным видам качеств относятся: терминальные качества (определяют направленность деятельности индивида); инструментальные качества (проявляются в умениях индивида использовать в деятельности различные средства воздействия на ее объект); социально-личностные качества (в них выражается отношение индивида к социуму и самому себе). Существенно отметить то, что самовоспитание выступает как вид практического саморазвития индивида.
Самооздоровление связано с саморазвитием индивидом психофизического потенциала своего здоровья и как и самовоспитание, также является видом практического саморазвития и связано с сознательной регуляцией деятельности.
При этом когнитивные виды саморазвития индивида выступают как основа практических видов саморазвития. Проявляется это через использование индивидом знаний о мире и самом себе.
Итак, саморазвитие индивида, выражающееся в формировании его сущности, есть процесс, который обеспечивается органическим единством самообразования, самопознания, самовоспитания и самооздоровления.
К экзотерическим видам деятельности относятся: профессиональная деятельность, социально-политическая (гражданская), семейная, бытовая, спортивная, садово-ого-родническая и художественно-эстетическая.
Развитие индивида в экзотерических
видах деятельности зависит от уровня развития эзотерических видов деятельности (от уровня сформированности в них субъектно-сти), а также от степени инновационности в этих видах деятельности. Именно через внедрение во всех указанных видах деятельности инноваций в них происходит дальнейшее развитие субъектности индивида.
Таким образом, саморазвитие индивида зависит: а) от уровня развития эзотерической деятельности; б) от степени инновационно-сти в экзотерических видах деятельности.
Исследование саморазвития индивида предполагает также рассмотрение вопроса о соотношении его с самореализацией. Анализа их соотношения в литературе мы не встретили.
И в гуманистической психологии, и в отечественной литературе самореализация индивида чаще всего понимается как реализация им своих возможностей. Так, например, по мнению немецко-американского психолога К. Хорни (1885-1952), самореализация — это полная реализация подлинных возможностей человека, с точки зрения американского психолога К. Роджерса (19021982), самореализация — это стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей и способностей, американский психолог А. Маслоу (1908-1970) полагает, что самореализация — это стремление человека стать тем, кем он может стать, раскрытие потенциальных возможностей, самоактуализация.
Отечественные авторы в понимании самореализации индивида в основном следуют представлениям, изложенным выше. Так, например, по мнению А. А. Коросте-левой, самореализация личности — это осуществление ее возможностей посредством собственных усилий, деятельности, содеятельности, сотворчества [5]. С точки зрения Е. Н. Ярославовой, самореализация — это выявление и развитие индивидуальных способностей, талантов и возможностей во всех сферах деятельности, кроме этого, самореализация ассоциируется с такими категориями, как самосознание, самовыражение, самоутверждение, саморазвитие. При этом все названные выше авторы под самореализацией неявно понимают только позитивную, продуктивную самореализацию.
Да, бесспорно, реализация возможностей человека — сущностная характеристика самореализации. Но природу, смысл самореализации определяют не только ее возможности, но и ее социальная направленность, то есть нацеленность на удовлетворение конкретных потребностей, ориентированность на определенные ценности.
Между тем, по направленности саморе-
ализация может быть социальной и асоциальной, гуманной и антигуманной, духовной и бездуховной. Поэтому заслуживают внимания те, пока редко встречающиеся трактовки самореализации, в которых она соотносится с духовностью, предполагает наличие продуктивной активности. О продуктивной самореализации («быть», а не «казаться» и «иметь»), по мнению Э. Фромма, можно говорить тогда, когда человек стремится к наивысшим для себя достижениям, творит свою жизнь, пользуясь продуктивной свободой, сочетающей причастность к миру и независимость от него.
Б. С. Гершунским самореализация связывается с максимально возможной пользой себе, близким, обществу, социуму [5]. По мнению Д. А. Леонтьева, самореализация как объективное явление возможна лишь на основе тесно взаимосвязанных потребности и способности внести социально значимый вклад в культуру и в других людей [7]. Поэтому Д. А. Леонтьев считает единственным критерием самореализации значимый для культуры результат деятельности (было бы целесообразно определить критерии такого значимого для культуры результата).
Мы в основном согласны с приведенными трактовками направленности самореализации. Однако все они связаны только с позитивной самореализацией. Но кроме позитивной самореализации, в социуме существует, развивается и функционирует отрицательная самореализация. Поэтому, отвечая на вопрос о направленности позитивной самореализации, необходимо ответить и на вопрос о направленности отрицательной самореализации (см. об этом ниже).
Итак, из приведенных выше трактовок самореализации индивида на вопрос о соотношении саморазвития индивида и его самореализации являются следующие ответы: самореализация индивида — это то же, что и ее саморазвитие, и наоборот. Доказательство тезиса: 1) самореализация личности — это ее стремление к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей, способностей (К. Роджерс); 2) самореализация — это развитие индивидуальных способностей, талантов и возможностей во всех сферах деятельности (Е. Н. Ярославова). С. А. Минюровой самореализация в профессии трактуется как саморазвитие в профессии на благо как собственного, так и общественного прогресса [12].
Но если понятия «саморазвитие» и «самореализация» идентичны, то одно из них лишнее. Если же они различаются, то тогда в чем это различие?
Самореализация индивида вообще, на наш взгляд, — это его свободная деятель-
ность. В основе этой деятельности лежит естественное право каждого человека на выбор своей жизненной траектории, право самому определять те потребности, которые он хочет удовлетворить в жизни и самому определять способы (средства) их удовлетворения. Другими словами, самореализация — это стремление индивида удовлетворять желаемые потребности желаемыми способами. Поэтому самореализацию следует рассматривать как атрибутивное стремление человека, которое определяет всю его жизнь в любую эпоху.
Антиподом самореализации индивида является такая его деятельность, которая выполняется им в силу внешнего принуждения, насилия, вследствие чего он лишается права выбора и от самого себя отчуждается. Человека под угрозой жестокого наказания можно заставить выполнять ту или иную деятельность, но его нельзя заставить самореализоваться. Решение о своей самореализации он может принимать только самостоятельно.
Но потребности, которые человек желает удовлетворять, и те средства, которые он выбирает для их удовлетворения, могут быть продуктивными и непродуктивными, гуманными и антигуманными. Этим определяется необходимость выделения в самореализации индивида двух ее видов: продуктивной (положительной) и деструктивной (отрицательной) самореализации. Продуктивная самореализация индивида — это такая его деятельность, которая направлена на созидание благ обществу и самому себе при ненанесении никому вреда. Отрицательная самореализация связана, прежде всего, с получением благ для себя за счет общества, других людей. Отрицательная самореализация своим следствием имеет не только нанесение вреда обществу, другим людям, но, в конечном счете, и ее субъекту (она ведет к его отчуждению от общества, духовной деградации и разрушению здоровья). Разумеется, в реальной жизни каждого индивида, как правило, в том или ином отношении противоречиво сочетается положительная и отрицательная самореализация.
Выделение положительной и отрицательной самореализации индивида в методологическом отношении огромно (особенно для педагогики и социальной педагогики, социальной работы и психологии), так как позволяет познавать реальную жизнедеятельность людей не только в противоречивом сочетании в ней положительной и отрицательной самореализации, но и в их взаимопереходах от одного вида самореализации к другому и тем самым овладевать знаниями о том, что надо делать, чтобы индивид не «проваливался» в отрицательную
самореализацию (например, производство знаний о профилактике), и что надо делать, чтобы переводить индивида из состояния отрицательной самореализации в состояние положительной самореализации.
Теперь попытаемся ответить на вопрос о соотношении саморазвития и самореализации индивида. Мы исходим из того, что любое саморазвитие индивида (и прогрессивное, и регрессивное) одновременно является и его самореализацией, но далеко не всякая самореализация одновременно является и его саморазвитием. Для обоснования этого тезиса мы будем опираться на выделенные нами выше эзотерические и экзотерические виды деятельности. Все выделенные виды эзотерической деятельности (самопознание, самообразование, самовоспитание и самооздоровление) являются не только видами саморазвития, но и видами самореализации индивида. Последними они являются таковыми тогда, когда индивид в процессе их осуществления достигает в себе как субъекте определенных качественных изменений (познание, например, своего темперамента, овладение знаниями о реабилитации и т.д., сформировал в себе такое качество, как лживость и т.д.). Что же касается экзотерических видов деятельности (профессиональной, семейной, гражданской, бытовой, садово-огороднической, спортивной, художественно-эстетической и преступно-безнравственной), то они представляют собой единство саморазвития индивида (если в этих видах деятельности внедряются инновации) и его самофункционирования.
При этом все виды экзотерической деятельности противоречивы, так как всегда сочетают в себе в определенных отношениях положительную и отрицательную самореализацию. Абсолютно отрицательной является только преступная самореализация.
Здесь следует отметить, что критерий положительной самореализации, который Д. А. Леонтьев определяет как способность вносить социально значимый вклад в культуру и в других людей, во многих выделенных видах положительной экзотерической самореализации не работает. Бесспорно, во многих видах профессиональной, гражданской деятельности ее субъект вносит значительный вклад в науку, искусство, управление обществом. Но этого нельзя сказать о бытовой самореализации, садово-огороднической, художественно-эстетической, так как, например, все, что производится субъектами в двух первых видах деятельности, ими же в основном и потребляется (продажу тем или иным садоводом на рынке нескольких килограммов клубники вряд ли можно рассматривать как значительный вклад в культуру и
в других людей).
Но следует ли из этого, что индивиды в указанных видах деятельности себя не реализуют? Разумеется, нет. Более того, рассматриваемые виды самореализации являются не только функциональными (функционирование связано с воспроизведением одних и тех же способов и форм соответствующей деятельности), но включают в себя и саморазвитие (преобразования в быту, использование новых методов и технологий в садовой деятельности и т.д.). Далее. Субъекты художественно-эстетической деятельности — любители балета, музыки, литературы и т.д. — тоже не вносят какого-либо вклада в культуру.
Но потребляя произведения искусства, они саморазвиваются и тем самым эстетически реализуют себя.
Наконец, следует отметить, что в современном обществе пока еще очень и очень много видов профессиональной деятельности, которые в основе своей являются функциональными, то есть исполнительскими (горничные, кондукторы, контролеры, медсестры, охранники, продавцы, водители, каменщики, маляры, кассиры и т.д.). Но если субъекты этих видов деятельности добросовестно выполняют свои обязанности, то они также являются субъектами продуктивной самореализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анцыферова Л. И. Некоторые практические проблемы личности // Психология личности. — М., 2001. — Вып. 192. — С. 41-51.
2. Байлук В. В. Профессиональная самореализация личности // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке : сборник материалов и докладов Междунар. конф. (29-30 мая 2014 г. Екатеринбург). — Екатеринбург, 2014.
3. Байлук В. В. Человекознание. Самореализация личности: общие законы успеха. — Екатеринбург, 2013.
4. Гершунский Б. С. Концепция самореализации личности в системе образования ценностей и целей образования // Педагогика. — 2003. — № 10.
5. Коростелева Л. А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности : дис. ... д-ра пед. наук. — М., 2002.
6. Куликова Л. Н. Проблема саморазвития личности. — Благовещенск, 2003.
7. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. — М., 1997.
8. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — М., 2002.
9. Маслоу А. Психология бытия. — М. : Рефл — бук ; Киев, 1997.
10. Мещеряков В. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. — М., 2003.
11. Минюрова С. А. Психология самопознания и саморазвития. — М., 2016.
12. Минюрова С. А. Психология саморазвития человека в профессии. — М., 2008. — С. 53.
13. Ожегов С. Н., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1999.
14. Роджерс К. Быть тем, кто ты действительно есть / Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1990.
15. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
16. Фромм Э. Человек для себя. — Минск : Хорвет, 2003.
REFERENCES
1. Antsyferova L. I. Nekotorye prakticheskie problemy lichnosti // Psikhologiya lichnosti. — M., 2001. — Vyp. 192. — S. 41-51.
2. Bayluk V. V. Professional'naya samorealizatsiya lichnosti // Sotsial'no-professional'naya mobil'nost' v XXI veke : sbornik materialov i dokladov Mezhdunar. konf. (29-30 maya 2014 g. Ekaterinburg). — Ekaterinburg, 2014.
3. Bayluk V. V. Chelovekoznanie. Samorealizatsiya lichnosti: obshchie zakony uspekha. — Ekaterinburg, 2013.
4. Gershunskiy B. S. Kontseptsiya samorealizatsii lichnosti v sisteme obrazovaniya tsennostey i tseley obra-zovaniya // Pedagogika. — 2003. — № 10.
5. Korosteleva L. A. Psikhologiya samorealizatsii lichnosti: osnovnye sfery zhiznedeyatel'nosti : dis. ... d-ra ped. nauk. — M., 2002.
6. Kulikova L. N. Problema samorazvitiya lichnosti. — Blagoveshchensk, 2003.
7. Leont'ev D. A. Samorealizatsiya i sushchnostnye sily cheloveka // Psikhologiya s chelovecheskim litsom: gumanisticheskaya perspektiva v postsovetskoy psikhologii. — M., 1997.
8. Maralov V. G. Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya. — M., 2002.
9. Maslou A. Psikhologiya bytiya. — M. : Refl — buk ; Kiev, 1997.
10. Meshcheryakov V. G., Zinchenko V. P. Bol'shoy psikhologicheskiy slovar'. — M., 2003.
11. Minyurova S. A. Psikhologiya samopoznaniya i samorazvitiya. — M., 2016.
12. Minyurova S. A. Psikhologiya samorazvitiya cheloveka v professii. — M., 2008. — S. 53.
13. Ozhegov S. N., Shvedova N. Yu. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka. — M., 1999.
14. Rodzhers K. Byt' tem, kto ty deystvitel'no est' / Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka. — M., 1990.
15. Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla. — M., 1990.
16. Fromm E. Chelovek dlya sebya. — Minsk : Khorvet, 2003.