Научная статья на тему 'О саморазвитии личности'

О саморазвитии личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3754
487
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / САМОФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / SELF-DEVELOPMENT OF A PERSON / SELF-FUNCTIONING OF A PERSON / SELF-FORMATION OF A PERSON / PSYCHOLOGY OF A PERSON / SELF-ACTUALIZATION OF A PERSON / SELF-PERFECTION OF A PERSON / SELF-REALIZATION OF A PERSON

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Байлук Владимир Васильевич

В статье подвергаются критике представления о саморазвитии личности в психологии. Доказывается, что: 1) саморазвитие личности нельзя рассматривать без диалектической взаимосвязи с самофункционированием. Самофункционирование личности предпосылка ее саморазвития и его результата; 2) процесс саморазвития нельзя исследовать без таких его этапов, как возникновение нового, становление и переход становящегося в ставшее. Новое в жизнедеятельности личности вначале возникает в незрелой форме, затем проходит этап становления и утверждается, превращаясь в функционирующее, и после этого совершенствуется; 3) неправомерно рассматривать наряду с такими формами саморазвития личности, как самоутверждение и самосовершенствование также и такую его форму, как самоактуализация, которая фактически (неявно) отождествляется с самореализацией. Самоактуализация, на наш взгляд, означает перевод потребностей и возможностей саморазвития личности из потенциального состояния в актуальное посредством самопознания. Превращение же возможностей личности в действительность для удовлетворения ее потребностей выступает как самореализация; 4) нельзя согласиться и с отождествлением самореализации личности с продуктивной деятельностью. В реальной жизни людей, как правило, противоречиво сочетаются положительная и отрицательная самореализация. Более того, эти виды самореализации нередко переходят друг в друга. Самореализация свободная деятельность личности, которая сама определяет те потребности, которые она хочет удовлетворить в жизни и сама определяет средства их удовлетворения; 5) одним из серьезных недостатков в разработке проблемы саморазвития личности в психологии является абстрактность, выражающаяся в рассмотрении ее вне тех видов деятельности, в которых она протекает. Посредством выделения эзотерических видов деятельности (самопознания, самообразования, самопознания, самооздоровления и самоуправления) и экзотерических (профессиональная деятельность, социально-политическая, семейная, бытовая, спортивная, эстетическая и др.) автором сделана попытка устранить указанный пробел. Каждый из эзотерических видов деятельности выступает как вид саморазвития личности. Саморазвитие личности в экзотерических видах деятельности зависит от уровня их развития и степени инновационности у них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-DEVELOPMENT OF A PERSON

The article provides a critical overview of different interpretations of a person’s self-development that exist in psychology. It is proved that: 1) self-development should not be analyzed without its dialectic unity with self-functioning. Self-functioning of a person is a prerequisite of their self-development and its result; 2) self-development process should not be analyzed disregard of such stages as appearance of something new, its development and transition of the developing into developed. New in the life of a person appears first in a rough form, then it undergoes certain development, grows, acquires its functions and is perfected after that; 3) it is wrong to include self-actualization into the forms of self-development alongside with self-assertion and self-perfection, although sometimes self-actualization is equated to self-realization. Self-actualization is, in our opinion, a transfer of the needs and opportunities of a person’s self-development from potential to real with the help of self-cognition. Transfer of opportunities into reality to fulfill the needs of a person is self-realization; 4) self-realization should not be equated to productive activity. It is frequent that in real life positive and negative self-realization are combined. Moreover, these types of self-realization may transform into each other. Self-realization is a free activity of a person which determines the needs it will satisfy and the means necessary to do this; 5) one of the main drawbacks in the study of the problem of self-development in psychology is the abstract nature of such research works as they analyze self-development in isolation from those activities where it is actively employed. The article attempts at elimination of these problems by means of identification of esoteric activities (self-cognition, self-education, self-recovery and self-management) and exoteric activities (professional activity, social-political, family, everyday, sport, aesthetic and other activities). Each type of esoteric activities is a kind of a person’s self-development. Self-development of a person in exoteric types of activities depends on the level of the person’s development and the degree of innovativeness.

Текст научной работы на тему «О саморазвитии личности»

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 159.923

ББК Ю953 ГРНТИ 02.15.51 Код ВАК 13.00.01

Байлук Владимир Васильевич,

доктор философских наук, профессор, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический

университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].

О САМОРАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: саморазвитие личности; самофункционирование личности; становление личности; психология личности; самоутверждение личности; самосовершенствование личности; самореализация личности.

АННОТАЦИЯ. В статье подвергаются критике представления о саморазвитии личности в психологии. Доказывается, что: 1) саморазвитие личности нельзя рассматривать без диалектической взаимосвязи с самофункционированием. Самофункционирование личности — предпосылка ее саморазвития и его результата; 2) процесс саморазвития нельзя исследовать без таких его этапов, как возникновение нового, становление и переход становящегося в ставшее. Новое в жизнедеятельности личности вначале возникает в незрелой форме, затем проходит этап становления и утверждается, превращаясь в функционирующее, и после этого совершенствуется; 3) неправомерно рассматривать наряду с такими формами саморазвития личности, как самоутверждение и самосовершенствование также и такую его форму, как самоактуализация, которая фактически (неявно) отождествляется с самореализацией. Самоактуализация, на наш взгляд, означает перевод потребностей и возможностей саморазвития личности из потенциального состояния в актуальное посредством самопознания. Превращение же возможностей личности в действительность для удовлетворения ее потребностей выступает как самореализация; 4) нельзя согласиться и с отождествлением самореализации личности с продуктивной деятельностью. В реальной жизни людей, как правило, противоречиво сочетаются положительная и отрицательная самореализация. Более того, эти виды самореализации нередко переходят друг в друга. Самореализация — свободная деятельность личности, которая сама определяет те потребности, которые она хочет удовлетворить в жизни и сама определяет средства их удовлетворения; 5) одним из серьезных недостатков в разработке проблемы саморазвития личности в психологии является абстрактность, выражающаяся в рассмотрении ее вне тех видов деятельности, в которых она протекает. Посредством выделения эзотерических видов деятельности (самопознания, самообразования, самопознания, самооздоровления и самоуправления) и экзотерических (профессиональная деятельность, социально-политическая, семейная, бытовая, спортивная, эстетическая и др.) автором сделана попытка устранить указанный пробел. Каждый из эзотерических видов деятельности выступает как вид саморазвития личности. Саморазвитие личности в экзотерических видах деятельности зависит от уровня их развития и степени инновационности у них.

Bailuk Vladimir Vasilievich,

Doctor of Philosophy, Professor, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

SELF-DEVELOPMENT OF A PERSON

KEYWORDS: self-development of a person; self-functioning of a person; self-formation of a person; psychology of a person; self-actualization of a person; self-perfection of a person; self-realization of a person.

ABSTRACT. The article provides a critical overview of different interpretations of a person's self-development that exist in psychology. It is proved that: 1) self-development should not be analyzed without its dialectic unity with self-functioning. Self-functioning of a person is a prerequisite of their self-development and its result; 2) self-development process should not be analyzed disregard of such stages as appearance of something new, its development and transition of the developing into developed. New in the life of a person appears first in a rough form, then it undergoes certain development, grows, acquires its functions and is perfected after that; 3) it is wrong to include self-actualization into the forms of self-development alongside with self-assertion and self-perfection, although sometimes self-actualization is equated to self-realization. Self-actualization is, in our opinion, a transfer of the needs and opportunities of a person's self-development from potential to real with the help of self-cognition. Transfer of opportunities into reality to fulfill the needs of a person is self-realization; 4) self-realization should not be equated to productive activity. It is frequent that in real life positive and negative self-realization are combined. Moreover, these types of self-realization may transform into each other. Self-realization is a free activity of a person which determines the needs it will satisfy and the means necessary to do this; 5) one of the main drawbacks in the study of the problem of self-development in psychology is the abstract nature of such research works as they analyze self-development in isolation from those activities where it is actively employed. The article attempts at elimination of these problems by means of identification of esoteric activities (self-cognition, self-education, self-recovery and self-management) and exoteric activities (professional activity, social-political, family, everyday, sport, aesthetic and other activities). Each type of esoteric activities is a kind of a person's self-development. Self-development of a person in exoteric types of activities depends on the level of the person's development and the degree of innovativeness.

Методологическим средством ответа на вопрос о том, что представляет собой саморазвитие личности, являются научные представления о развитии вообще. Развитие, на наш взгляд, это качественное изменение материальных и духовных объектов, характеризующееся необходимостью и направленностью. Наиболее общим по отношению к понятию «развитие» является понятие «изменение». Изменение — это переход системы из одного состояния в другое. Состояние же представляет собой совокупность качественных и количественных характеристик, свойств системы в данный момент времени и в данном пространстве. Из сказанного следует, что развитие — это всегда изменение. Однако далеко не всякое изменение есть развитие. Развитие связано только с качественным изменением объектов. Их же количественные изменения, хотя с развитием и связаны (при нарушении меры, количественные изменения переходят в качественные), но непосредственно сами по себе развитием не являются. Не является развитием и функционирование объектов, их механическое перемещение в пространстве и во времени и их случайное изменение. Но не является развитием и любое качественное изменение объектов вследствие воздействия внешних факторов (напр., переход воды из одного агрегатного состояния в другое, гибель животных вследствие сильного мороза или других внешних причин). Если в первом примере место имеют только качественные изменения, но обратимые, то во втором примере — и качественные, и необратимые изменения. Для того чтобы изменения какого-либо объекта отнести к развитию, он должен характеризоваться не только качественными и необратимыми изменениями, но и направленностью этих изменений. Необратимость в развитии связана с появлением в системе новых возможностей, превращение которых в действительности переводит систему в качественно новое состояние и делает невозможным в полном объеме переход в прежнее качественное состояние (так, например, невозможен возврат из юности в детство, из старости в юность и т.д.). Именно череда появления в системе новых возможностей и превращение их в действительность делает развитие процессом не только необратимым, но и направленным. Вследствие своей необратимости и направленности развитие систем приобретает закономерный характер, так как необходимо вытекает из ее внутренних и внешних условий. Поскольку последние как предпосылки перехода из одного качественного состояния в другое нико-

гда не бывают одинаковыми, то закономерный характер развития не только не исключает, а наоборот, предполагает его альтернативность, многовариантность.

Развитие по своей направленности может быть прогрессивным и регрессивным. Прогресс — это развитие системы от низшего состояния к более высокому состоянию, а регресс — развитие системы в обратном направлении — от более высокого состояния к более низкому.

Интегральным критерием прогрессивного развития общества, на наш взгляд, является продуктивная самореализация каждого его члена в интересах общества и самого себя. Личность не может развиваться прогрессивно, игнорируя истинные требования общества, но и общество тоже не может развиваться прогрессивно, если оно не создает все более благоприятных условий для продуктивной самореализации, удовлетворения истинных потребностей каждого члена этого общества.

Общество и каждый его член могут и должны выступать по отношению друг к другу одновременно и средством и целью. Если же общество (государство) рассматривает человеческих индивидов лишь в качестве средства, то оно от них отчуждается. Если же человеческий индивид рассматривает общество лишь в качестве средства, то он отчуждается от общества. А результат в обоих случаях один и тот же — регресс. «Все прогрессы реакционны, если рушится человек» (А. Вознесенский, русский поэт). Американский социолог А. Ф. Уорд (1841-1913) писал: «Так как конечную цель человеческих усилий составляет счастье, то истинный прогресс непременно должен быть к нему направлен. Поэтому прогресс состоит в увеличении человеческого счастья, или, с отрицательной стороны, в уменьшении человеческих страданий». Русский философ Н. А. Бердяев считал, что «сущность общественного прогресса — увеличение добра и уменьшение зла». «Все критерии прогресса, какими бы они разнообразными не были, — подчеркивал русский социолог П. А. Сорокин, — так или иначе подразумевают и должны включать в себя принцип счастья».

Противоположностью развитию систем (и прогрессивному и регрессивному) является их функционирование, которое может быть положительным и отрицательным. Положительное функционирование имеет место при превращении становящейся системы в ставшую и при эффективном выполнении ею своих функций. Отрицательное функционирование можно назвать за-

© Байлук В. В., 2018

стоем. Застой в общественной и индивидуальной жизни на другом языке означает отставание от жизни. Застой фактически смыкается с регрессом. Справедливо говорится, кто не идет вперед, тот идет назад.

Развитие и функционирование — это диалектические противоположности: развитие систем превращается в их функционирование, а в процессе функционирования создаются предпосылки, возможности для дальнейшего развития. Механизмом развития является накопление в функционирующей системе количественных изменений (возможностей) и переход через скачок к качественному изменению, к превращению возможностей в действительность. Результат развития — всегда нечто новое, которое в целом или в каком-либо отношении качественно отличается от предшествующего.

Процесс развития систем, объектов включает ряд этапов или стадий.

Первый этап. Начало развития — возникновение нового. Возникшее из своих предпосылок новое первоначально выступает как нечто неразвитое, незавершенное. Например, появление идеи решения какой-либо научной проблемы.

Второй этап. Становление нового. В нашем примере — это логическое обоснование идеи и ее экспериментальная проверка. При доказательстве истинности идеи, она из становящейся превращается в ставшую. Ставшее новое затем используется в деятельности человека, то есть функционирует.

Третий этап. Совершенствование нового. В процессе функционирования (потребления) нового в нем выявляются те или иные недостатки или изменяются условия его потребления, что требует его доработки, совершенствования.

При этом развитие в виде совершенствования отличается от развития как возникновения нового тем, что возникновение нового происходит из других предпосылок, а совершенствование нового происходит на собственной основе, так как речь идет о доработке самого нового объекта.

Предметное знание о развитии в методологическом аспекте обобщенно обозначается принципом развития. Использование принципа развития осуществляется посредством метода генетического анализа (термин «генетический» производен от термина «генезис», в переводе с греческого обозначающий «происхождение, возникновение»). Раскрытие посредством генетического анализа закономерного характера развития тех или иных систем, объектов, объяснение механизмов их возникновения и тенденции изменения является основанием для экстраполяции этих тенденций в

будущее, представляющее собой поисковое прогнозирование их предстоящих изменений. Затем на основе результатов поискового прогнозирования и постижения наличных потребностей и возможностей субъекта деятельности и посредством це-леполагания, планирования, моделирования и использования нормативного прогнозирования разрабатывается проект желаемого будущего развивающегося объекта и практически претворяется в жизнь. Благодаря проектированию, развитие объектов становится управляемым.

Проанализируем теперь с позиции принципа развития представление о саморазвитии личности в отечественной психологии (проблема саморазвития в последние два десятилетия исследовалась прежде всего в этой науке). При этом мы будем опираться на монографии В. Г. Маралова [8] и С. А. Минюровой [11], которые посвящены этой проблеме и в которых излагаются различные подходы к ее решению.

Начнем с рассмотрения трактовки понятия «саморазвитие».

По мнению С. А. Минюровой, в отечественной психологии саморазвитие личности трактуется как:

— фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования;

— как активность человека по преобразованию себя;

— как становление субъекта жизнедеятельности;

— как порождение разнообразных вариантов проявления человеком себя в меняющемся мире;

— как личный выбор на основе познания себя;

— как процесс целенаправленного самоизменения;

— как творческий акт, внесение в мир уникального, ранее не существовавшего.

При этом процесс саморазвития, по мнению С. А. Минюровой, как сущностная форма бытия человека начинается вместе с жизнью и разворачивается внутри нас. Но человек долгие годы может и не быть его субъектом, тем, кто инициирует и направляет этот процесс. Эту роль очень долго и слишком часто берет на себя не индивид, а социум, в котором он живет и с которым взаимодействует. Подлинное саморазвитие означает, что человек является не продуктом событий своей жизни, а автором собственной жизнедеятельности, который способен не подчиняться обстоятельствам, а творить их, определять перспективы самосуществования [11, с. 84-85].

На наш взгляд, трактовка саморазвития С. А. Минюровой противоречива и вызывает ряд вопросов.

У автора получается, что вся жизнь человека есть непрерывное саморазвитие. Но как тогда быть с функционироваием в жизнедеятельности человека? Ведь каждый человек во всех видах своей деятельности по определенному образцу множество раз воспроизводит одни и те же действия! Другими словами, как быть в жизнедеятельности с диалектикой изменчивости и устойчивости, движения и покоя?

Далее. На каком основании и процесс целенаправленного самоизменения индивида, и процесс изменения индивида, детерминированный факторами внешней среды (общностью и другими людьми), обозначается одним и тем же термином — «саморазвитие»? Гносеологические истоки этого представления — отождествление саморазвития индивида с его изменением. Всякое развитие, в том числе и саморазвитие, есть изменение, но далеко не всякое изменение есть саморазвитие (не являются саморазвитием количественные изменения индивида в процессе его функционирования, гибель человека в автоаварии и т.д.).

И еще вопрос: Применим ли к жизнедеятельности индивида термин «развитие»? Отметим, что в работе С. А. Минюровой порой наряду с термином «саморазвитие» употребляется и термин «развитие» (правда, так сказать, всуе).

Мы считаем, что исходным понятием для рассмотрения качественных, направленных изменений индивида является понятие «развитие индивида». Развитие же с точки зрения направленности может быть прогрессивным и регрессивным (отметим, что в психологической и педагогической литературе развитие индивида нередко сводится к прогрессивному развитию, то есть к движению от низшего к высшему), а с точки зрения детерминации — развитие, которое в определяющей мере обусловлено внешними факторами, то есть внешней средой, и развитие, которое в определяющей мере обусловлено внутренними факторами, то есть зависит от самого индивида. Только это развитие индивида, по нашему мнению, выступает как его саморазвитие.

Саморазвитие — это сознательная деятельность индивида, направленная на качественные изменения самого себя с целью формирования своей субъектности.

С. А. Минюрова пишет, что, как отмечалось, «подлинное саморазвитие означает, что человек является не продуктом событий своей жизни, а автором своей жизнедеятельности». Мы с этим мнением не согласны в силу того, что в этом случае нужно бу-

дет признать, что всякое развитие индивида при определяющей роли в нем внешней среды есть неподлинное развитие. Но внешняя среда на всех этапах жизни индивида воздействует на него неоднозначно: и позитивно и негативно. Кроме того, внешние воздействия на индивида могут быть целенаправленными (контролируемыми) и стихийными (неконтролируемыми). Поэтому развитие индивида под воздействием внешних факторов может быть как подлинным, так и неподлинным. Кроме того, авторами собственной жизнедеятельности, творцами обстоятельств ее являются не только продуктивные индивиды, но и деструктивные (преступники, аморальные личности и т.д.).

Рассмотрим теперь представления в литературе о саморазвитии как процессе и его формах: самоутверждении, самосовершенствовании и самоактуализации. Термин «самоутверждение» состоит из двух частей: «само» — самостоятельно, без чьей-либо помощи и «утверждения» — стремление сделать в себе нечто твердым. Следовательно, самоутверждаться — это самостоятельно сделать в себе нечто твердым или сделать таковой личность в целом, чтобы это качество не поколебали ни обстоятельства, ни другие люди, ни сам утвердившийся субъект. Самоутверждение определяется как специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению, подтверждению своих определенных качеств, черт характера, способов поведения и деятельности. Мы согласны с тем, что понятие «самоутверждение» отражает определенную сторону саморазвития. Но если саморазвитие рассматривается как процесс, то самоутверждение логичнее рассматривать не как форму, а как этап или стадию. Далее, в саморазвитии всегда утверждается нечто новое. Поэтому возникает следующий вопрос: «А что в процессе саморазвития предшествует самоутверждению?». Ведь прежде чем новое в жизнедеятельности индивида утвердится, оно должно, во-первых, вначале возникнуть, во-вторых, пройти этап становления. Только после этого создается возможность для его утверждения, то есть перехода из состояния становления в состояние ставшего, утвердившегося. За ставшим новым следует его самофункционирование. К сожалению, авторы, исследующие саморазвитие индивида, обходятся без понятия «самофункционирование ».

Самосовершенствование, по мнению В. Г. Маралова, — это наиболее адекватная форма саморазвития [8, с. 83]. А разве возникновение нового, его становление и утверждение — это менее адекватные формы саморазвития? Все формы, а точнее, этапы или стадии саморазвития, одинаково

значимы, то есть необходимы. Самосовершенствование, — пишет В. Г. Маралов, — означает, что индивид сам, (самостоятельно) стремится быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владеет [там же].

Мы согласны с тем, что самосовершенствование — это форма или этап саморазвития. Но, естественно, возникает вопрос: «О совершенствовании чего идет речь?». Совершенствовать можно только то, что уже есть, то есть ставшее, утвердившееся новое. Приобретение же новых качеств, овладение новыми видами деятельности — это не совершенствование их, так как совершенствование предполагает их возникновение, становление и утверждение. И здесь принципиально важно учитывать то, что после самоутверждения индивидом в себе чего-то нового начинается процесс его использования, то есть функционирования, появляются и новые требования к деятельности, изменяется и сам субъект деятельности (например, он приобретает новые знания). Коротко говоря, в деятельности индивида, как потребителя нового, происходят количественные изменения, появляются новые возможности. В итоге возникает противоречие между используемым средством и возможностями его совершенствования или замены принципиально новым средством. В итоге субъект оказывается в ситуации противоречия, дисгармонии с самим собой. Способом разрешения этого противоречия, преодоления дисгармонии и возврата к состоянию относительной гармонии является новый виток или цикл саморазвития личности.

Мы не согласны с Л. И. Анциферовой, что в процессе количественных изменений в функционирующем новом происходит накопление элементов нового, что это есть функциональное развитие [1, с. 41-51]. На наш взгляд, в процессе функционирования того или иного новообразования возникают не элементы нового, а элементы его возможностей.

Таким образом, реальная жизнедеятельность индивида есть процесс непрерывного изменения, в котором количественные изменения через скачок переходят в качественные, а последние завершаются возникновением нового качества, способом бытия которого является его функционирование, устойчивость индивида в каком-либо отношении (например, способность индивида быть честным, уверенным в себе и т.д.). Тем самым непрерывное изменение индивида реализуется через диалектику развития и функционирования и их переходы друг в друга.

Самоактуализация. В трактовке самоактуализации — третьей формы саморазвития — психологи следуют за пониманием ее А. Маслоу, определявшим самоактуализацию как умение человека стать тем, кем он способен стать, то есть что он способен выполнить свою миссию — реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями: истиной, красотой, совершенством и т.д. Цель самоактуализации — достичь полноты ощущения жизни. По мнению В. Г. Маралова, в самоактуализации вплотную смыкаются две линии человеческого бытия — самопознания и саморазвития. Познать себя насколько это возможно — значит приобрести основу для самоактуализации как способности наиболее полно использовать свои таланты, способности, возможности. Самоактуализироваться — обрести смысл жизни, реализовать себя, выполнить свою миссию, предназначение и как итог — ощущение полноты жизни.

Прежде всего, следует отметить необоснованность выделения В. Г. Мараловым в качестве третьей формы саморазвития самоактуализацию. В. Г. Маралов справедливо выделяет в саморазвитии индивида прогрессивную и регрессивную направленность. Но самоактуализация связывается им только с прогрессивной, восходящей направленностью саморазвития. Но к регрессивному саморазвитию индивида этот термин не подходит. Следовательно, самоактуализация не может рассматриваться как третья форма всякого саморазвития индивида.

Далее. Самоактуализация — психологический термин для обозначения полного раскрытия личностного потенциала. А если индивид, например, потенциал в каком-то одном виде саморазвития раскрывает, а в другом не раскрывает, значит следует признать, что термин смоактуализация в данной ситуации не работает.

Кроме того, при рассматриваемом понимании самоактуализации она фактически отождествляется с самореализацией индивида, так как самоактуализироваться — значит реализовать то, что в человеке заложено. Но в человеке заложена и возможность регрессивного саморазвития. Иначе как объяснить разного рода преступные и аморальные явления в обществе? Кроме того, направленность развития индивида зависит не только от его потенциала, но и от востребованности обществом этого потенциала, то есть не только от самодетерминации в развитии индивида, но и от тех социально-исторических условий, в которых он живет.

Наконец, если самоактуализация отождествляется с самореализацией, а самоакту-

ализация — итог саморазвития, то в этом случае и саморазвитие фактически тоже отождествляется с самореализацией.

Итог. Понятие самоактуализации не углубляет представление о саморазвитии индивида, а, наоборот, вносит в него хаос.

В реальной жизни любое саморазвитие индивида предполагает самопознание им потребностей в саморазвитии и необходимых для него возможностей (средств) и на этой основе разработку самопроекта саморазвития и воплощение его в жизни.

На наш взгляд, актуализация или самоактуализация означает перевод потребностей и возможностей саморазвития индивида из потенциального состояния в актуальное посредством самопознания. Превращение же возможностей индивида в действительность для удовлетворения его потребностей выступает как самореализация. При этом любое саморазвитие индивида одновременно является и его самореализацией. Но далеко не всякая самореализация сводится к саморазвитию, так как многие виды самореализации включают в себя также самофункционирование. На вопросе о соотношении саморазвития индивида и его самореализации остановимся ниже.

Рассмотрим трактовку в психологии механизмов саморазвития. С. А. Минюрова отмечает, что в качестве психологических механизмов саморазвития рассматриваются рефлексия (С. Л. Рубинштейн, Л. И. Анциферова и др.), самопринятие и самопрогнозирование (В. Г. Маралов). При этом рефлексивность понимается как способность к ценностной самоориентации, смысловой саморегуляции в контексте деятельности и общения и обеспечивает самоорганизацию и самоутверждение личности в соответствии с жизненными целями и ценностями. Указывается также на то, что рефлексия как бы встроена в сам механизм саморазвития личности [11, с. 101].

Прежде всего, непонятно то, что понимается под механизмом саморазвития. В «Толковом словаре русского языка» (1999) слово «механизм» в переносном смысле имеет два значения: 1. Система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности. 2. Последовательность состояний, процессов, определяющих собой действие, явление. Другими словами, применительно к деятельности человека, механизм — это определенная упорядоченность деятельности, ее внутренняя «логика». Значит, по мнению одних авторов, механизмом саморазвития индивида является рефлексия (рефлексия — это сознательное самопознание), по мнению В. Г. Маралова, механизм саморазвития включает в себя самопринятие и самопрогнозирование. Са-

мопринятие (означает активное восприятие индивидом самого себя) определяет тенденции самоутверждения, самосовершенствования и самоактуализации личности. Завершается механизм саморазвития, по мнению В. Г. Маралова, самопрогнозированием. Обратим внимание на то, что до рассмотрения саморазвития и В. Г. Маралов, и С. А. Минюрова самопознание рассматривали как самостоятельный процесс, так как в названиях их работ самопознание и саморазвитие связываются через союз «и». При рассмотрении же саморазвития, самопознание обозначается не термином «самопознание», а «рефлексией» (и это без всякого пояснения того, как они соотносятся) или сводится к самопринятию результата самопознания. (Но результата какого самопознания индивида? — Самопознания себя в целом или самопознания только того вида его деятельности о саморазвитии которого идет речь?) Но и в том и в другом случаях самопознание — это уже не самостоятельная деятельность, а только элемент саморазвития, так как оно встроено в него либо в виде процесса, либо его результата.

Далее. Так как одним из механизмов саморазвития является самопрогнозирование, а последнее — это тоже форма самопознания индивида, то в итоге получается, что саморазвитие индивида фактически отождествляется с самопознанием. Но в этом случае становится совершенно непонятным, что же в саморазвитии утверждается и совершенствуется. Кроме того, если учесть, что самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализация тоже выражают определенную последовательность в саморазвитии индивида, то возникают следующие вопросы: 1. Почему к механизму саморазвития не отнесены и так называемые его формы? 2. «И как формы саморазвития соотносятся с его механизмами? Поскольку в рассматриваемых работах как на эти, так и на другие вопросы ответы отсутствуют, то создается впечатление серьезной запутанности в психологии представлений о соотношении самопознания и саморазвития индивида.

Одной из причин описываемого явления, на наш взгляд, является отсутствие разграничения в самопознании — общего самопознания индивида и специфического самопознания.

Самопознание индивида, с одной стороны, существует как его самостоятельная деятельность. Это имеет место тогда, когда его объектом являются составляющие индивида в виде определенных его инвариантов, того общего, что проявляется во всех видах его жизнедеятельности. К этому общему относятся: психологические составляющие индивида в виде особенностей его

памяти, способностей, интра- и экстраверт-ности и т.д.; общие качества индивида в их положительном и отрицательном проявлениях; ответственности—безответственности, решительности—нерешительности, уверенности—неуверенности, духовности—бездуховности, креативности—консервативности и др.; общие умения, которые используются индивидом во всех видах деятельности или в ряде их; индивидуальные особенности физического тела.

С другой стороны, самопознание существует как деятельность индивида, «вмонтированная» во все другие виды его деятельности (например, самообразовательную, самовоспитательную, бытовую и др.). Обусловлено это тем, что для осуществления индивидом любой деятельности, он должен хотя бы в какой-то мере познать свои потребности («Чего я хочу?»), возможности (средства) их удовлетворения («Что я могу?») и необходимость осуществления соответствующей деятельности. Результат этого самопознания — в той или иной мере разработанный проект соответствующей деятельности.

Реализация самопроекта и тем самым саморазвитие индивида зависят от степени обоснованности самопроекта и внешних условий соответствующей деятельности.

Одним из серьезных недостатков в разработке проблемы саморазвития в психологии является ее абстрактность. Выражается это в том, что саморазвитие индивида, как правило, рассматривается вообще, вне тех видов деятельности, в которых оно протекает. Поэтому из работ психологов трудно понять, что же в индивидах развивается? Создается впечатление, что все сводится только к развитию общих характерологических качеств индивида.

Но для выполнения индивидом функции той или иной деятельности, то есть для проявления им своей субъектности, в каждом виде деятельности нужна сформиро-ванность не только общих качеств, но и качеств специфических, в виде инструментальных качеств (умений), которые обеспечивают использование конкретных технологий, методов, средств в конкретных видах деятельности.

Рассмотрим теперь место саморазвития индивида в его целостной жизнедеятельности. В ней, на наш взгляд, можно выделять эзотерические (в переводе с греческого — внутренний) и экзотерические (в переводе с греческого — внешний) виды деятельности. Эзотерические виды деятельности индивида — это те виды, в которых он одновременно выступает и как субъект и как объект. К ним относятся: самопознание, самообразование, самовоспитание, самооздоровление

и самоуправление. Каждый из видов эзотерической деятельности выступает как вид саморазвития индивида и выполняет свою специфическую функцию в формировании его субъектности.

Самообразование связано с присвоением индивидом знаний о мире, которые выступают для него как субъективно новые. Поскольку присвоение этих знаний выступает как творческий процесс формирования у индивида когнитивных новообразований и их системы, то истинное самообразование выступает как вид его саморазвития.

Самопознание связано с процессом производства объективно новых знаний о себе, поэтому истинное самопознание индивида всегда выступает как его саморазвитие.

Самообразование и самопознание — это виды когнитивного развития индивида, так как посредством их качественно изменяется его сознание.

Самовоспитание связано с саморазвитием качеств индивида, которые выступают как способы его деятельности и характеризуются устойчивостью своего функционирования. Если жизнь человека — цепь непрерывно сменяющих друг друга действий, то качества выступают как причины этих действий. К основным видам качеств относятся: терминальные качества (определяют направленность деятельности индивида); инструментальные качества (проявляются в умениях индивида использовать в деятельности различные средства воздействия на ее объект); социально-личностные качества (в них выражается отношение индивида к социуму и самому себе). Существенно отметить то, что самовоспитание выступает как вид практического саморазвития индивида.

Самооздоровление связано с саморазвитием индивидом психофизического потенциала своего здоровья и как и самовоспитание, также является видом практического саморазвития и связано с сознательной регуляцией деятельности.

При этом когнитивные виды саморазвития индивида выступают как основа практических видов саморазвития. Проявляется это через использование индивидом знаний о мире и самом себе.

Итак, саморазвитие индивида, выражающееся в формировании его сущности, есть процесс, который обеспечивается органическим единством самообразования, самопознания, самовоспитания и самооздоровления.

К экзотерическим видам деятельности относятся: профессиональная деятельность, социально-политическая (гражданская), семейная, бытовая, спортивная, садово-ого-родническая и художественно-эстетическая.

Развитие индивида в экзотерических

видах деятельности зависит от уровня развития эзотерических видов деятельности (от уровня сформированности в них субъектно-сти), а также от степени инновационности в этих видах деятельности. Именно через внедрение во всех указанных видах деятельности инноваций в них происходит дальнейшее развитие субъектности индивида.

Таким образом, саморазвитие индивида зависит: а) от уровня развития эзотерической деятельности; б) от степени инновационно-сти в экзотерических видах деятельности.

Исследование саморазвития индивида предполагает также рассмотрение вопроса о соотношении его с самореализацией. Анализа их соотношения в литературе мы не встретили.

И в гуманистической психологии, и в отечественной литературе самореализация индивида чаще всего понимается как реализация им своих возможностей. Так, например, по мнению немецко-американского психолога К. Хорни (1885-1952), самореализация — это полная реализация подлинных возможностей человека, с точки зрения американского психолога К. Роджерса (19021982), самореализация — это стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей и способностей, американский психолог А. Маслоу (1908-1970) полагает, что самореализация — это стремление человека стать тем, кем он может стать, раскрытие потенциальных возможностей, самоактуализация.

Отечественные авторы в понимании самореализации индивида в основном следуют представлениям, изложенным выше. Так, например, по мнению А. А. Коросте-левой, самореализация личности — это осуществление ее возможностей посредством собственных усилий, деятельности, содеятельности, сотворчества [5]. С точки зрения Е. Н. Ярославовой, самореализация — это выявление и развитие индивидуальных способностей, талантов и возможностей во всех сферах деятельности, кроме этого, самореализация ассоциируется с такими категориями, как самосознание, самовыражение, самоутверждение, саморазвитие. При этом все названные выше авторы под самореализацией неявно понимают только позитивную, продуктивную самореализацию.

Да, бесспорно, реализация возможностей человека — сущностная характеристика самореализации. Но природу, смысл самореализации определяют не только ее возможности, но и ее социальная направленность, то есть нацеленность на удовлетворение конкретных потребностей, ориентированность на определенные ценности.

Между тем, по направленности саморе-

ализация может быть социальной и асоциальной, гуманной и антигуманной, духовной и бездуховной. Поэтому заслуживают внимания те, пока редко встречающиеся трактовки самореализации, в которых она соотносится с духовностью, предполагает наличие продуктивной активности. О продуктивной самореализации («быть», а не «казаться» и «иметь»), по мнению Э. Фромма, можно говорить тогда, когда человек стремится к наивысшим для себя достижениям, творит свою жизнь, пользуясь продуктивной свободой, сочетающей причастность к миру и независимость от него.

Б. С. Гершунским самореализация связывается с максимально возможной пользой себе, близким, обществу, социуму [5]. По мнению Д. А. Леонтьева, самореализация как объективное явление возможна лишь на основе тесно взаимосвязанных потребности и способности внести социально значимый вклад в культуру и в других людей [7]. Поэтому Д. А. Леонтьев считает единственным критерием самореализации значимый для культуры результат деятельности (было бы целесообразно определить критерии такого значимого для культуры результата).

Мы в основном согласны с приведенными трактовками направленности самореализации. Однако все они связаны только с позитивной самореализацией. Но кроме позитивной самореализации, в социуме существует, развивается и функционирует отрицательная самореализация. Поэтому, отвечая на вопрос о направленности позитивной самореализации, необходимо ответить и на вопрос о направленности отрицательной самореализации (см. об этом ниже).

Итак, из приведенных выше трактовок самореализации индивида на вопрос о соотношении саморазвития индивида и его самореализации являются следующие ответы: самореализация индивида — это то же, что и ее саморазвитие, и наоборот. Доказательство тезиса: 1) самореализация личности — это ее стремление к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей, способностей (К. Роджерс); 2) самореализация — это развитие индивидуальных способностей, талантов и возможностей во всех сферах деятельности (Е. Н. Ярославова). С. А. Минюровой самореализация в профессии трактуется как саморазвитие в профессии на благо как собственного, так и общественного прогресса [12].

Но если понятия «саморазвитие» и «самореализация» идентичны, то одно из них лишнее. Если же они различаются, то тогда в чем это различие?

Самореализация индивида вообще, на наш взгляд, — это его свободная деятель-

ность. В основе этой деятельности лежит естественное право каждого человека на выбор своей жизненной траектории, право самому определять те потребности, которые он хочет удовлетворить в жизни и самому определять способы (средства) их удовлетворения. Другими словами, самореализация — это стремление индивида удовлетворять желаемые потребности желаемыми способами. Поэтому самореализацию следует рассматривать как атрибутивное стремление человека, которое определяет всю его жизнь в любую эпоху.

Антиподом самореализации индивида является такая его деятельность, которая выполняется им в силу внешнего принуждения, насилия, вследствие чего он лишается права выбора и от самого себя отчуждается. Человека под угрозой жестокого наказания можно заставить выполнять ту или иную деятельность, но его нельзя заставить самореализоваться. Решение о своей самореализации он может принимать только самостоятельно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но потребности, которые человек желает удовлетворять, и те средства, которые он выбирает для их удовлетворения, могут быть продуктивными и непродуктивными, гуманными и антигуманными. Этим определяется необходимость выделения в самореализации индивида двух ее видов: продуктивной (положительной) и деструктивной (отрицательной) самореализации. Продуктивная самореализация индивида — это такая его деятельность, которая направлена на созидание благ обществу и самому себе при ненанесении никому вреда. Отрицательная самореализация связана, прежде всего, с получением благ для себя за счет общества, других людей. Отрицательная самореализация своим следствием имеет не только нанесение вреда обществу, другим людям, но, в конечном счете, и ее субъекту (она ведет к его отчуждению от общества, духовной деградации и разрушению здоровья). Разумеется, в реальной жизни каждого индивида, как правило, в том или ином отношении противоречиво сочетается положительная и отрицательная самореализация.

Выделение положительной и отрицательной самореализации индивида в методологическом отношении огромно (особенно для педагогики и социальной педагогики, социальной работы и психологии), так как позволяет познавать реальную жизнедеятельность людей не только в противоречивом сочетании в ней положительной и отрицательной самореализации, но и в их взаимопереходах от одного вида самореализации к другому и тем самым овладевать знаниями о том, что надо делать, чтобы индивид не «проваливался» в отрицательную

самореализацию (например, производство знаний о профилактике), и что надо делать, чтобы переводить индивида из состояния отрицательной самореализации в состояние положительной самореализации.

Теперь попытаемся ответить на вопрос о соотношении саморазвития и самореализации индивида. Мы исходим из того, что любое саморазвитие индивида (и прогрессивное, и регрессивное) одновременно является и его самореализацией, но далеко не всякая самореализация одновременно является и его саморазвитием. Для обоснования этого тезиса мы будем опираться на выделенные нами выше эзотерические и экзотерические виды деятельности. Все выделенные виды эзотерической деятельности (самопознание, самообразование, самовоспитание и самооздоровление) являются не только видами саморазвития, но и видами самореализации индивида. Последними они являются таковыми тогда, когда индивид в процессе их осуществления достигает в себе как субъекте определенных качественных изменений (познание, например, своего темперамента, овладение знаниями о реабилитации и т.д., сформировал в себе такое качество, как лживость и т.д.). Что же касается экзотерических видов деятельности (профессиональной, семейной, гражданской, бытовой, садово-огороднической, спортивной, художественно-эстетической и преступно-безнравственной), то они представляют собой единство саморазвития индивида (если в этих видах деятельности внедряются инновации) и его самофункционирования.

При этом все виды экзотерической деятельности противоречивы, так как всегда сочетают в себе в определенных отношениях положительную и отрицательную самореализацию. Абсолютно отрицательной является только преступная самореализация.

Здесь следует отметить, что критерий положительной самореализации, который Д. А. Леонтьев определяет как способность вносить социально значимый вклад в культуру и в других людей, во многих выделенных видах положительной экзотерической самореализации не работает. Бесспорно, во многих видах профессиональной, гражданской деятельности ее субъект вносит значительный вклад в науку, искусство, управление обществом. Но этого нельзя сказать о бытовой самореализации, садово-огороднической, художественно-эстетической, так как, например, все, что производится субъектами в двух первых видах деятельности, ими же в основном и потребляется (продажу тем или иным садоводом на рынке нескольких килограммов клубники вряд ли можно рассматривать как значительный вклад в культуру и

в других людей).

Но следует ли из этого, что индивиды в указанных видах деятельности себя не реализуют? Разумеется, нет. Более того, рассматриваемые виды самореализации являются не только функциональными (функционирование связано с воспроизведением одних и тех же способов и форм соответствующей деятельности), но включают в себя и саморазвитие (преобразования в быту, использование новых методов и технологий в садовой деятельности и т.д.). Далее. Субъекты художественно-эстетической деятельности — любители балета, музыки, литературы и т.д. — тоже не вносят какого-либо вклада в культуру.

Но потребляя произведения искусства, они саморазвиваются и тем самым эстетически реализуют себя.

Наконец, следует отметить, что в современном обществе пока еще очень и очень много видов профессиональной деятельности, которые в основе своей являются функциональными, то есть исполнительскими (горничные, кондукторы, контролеры, медсестры, охранники, продавцы, водители, каменщики, маляры, кассиры и т.д.). Но если субъекты этих видов деятельности добросовестно выполняют свои обязанности, то они также являются субъектами продуктивной самореализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцыферова Л. И. Некоторые практические проблемы личности // Психология личности. — М., 2001. — Вып. 192. — С. 41-51.

2. Байлук В. В. Профессиональная самореализация личности // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке : сборник материалов и докладов Междунар. конф. (29-30 мая 2014 г. Екатеринбург). — Екатеринбург, 2014.

3. Байлук В. В. Человекознание. Самореализация личности: общие законы успеха. — Екатеринбург, 2013.

4. Гершунский Б. С. Концепция самореализации личности в системе образования ценностей и целей образования // Педагогика. — 2003. — № 10.

5. Коростелева Л. А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности : дис. ... д-ра пед. наук. — М., 2002.

6. Куликова Л. Н. Проблема саморазвития личности. — Благовещенск, 2003.

7. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. — М., 1997.

8. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — М., 2002.

9. Маслоу А. Психология бытия. — М. : Рефл — бук ; Киев, 1997.

10. Мещеряков В. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. — М., 2003.

11. Минюрова С. А. Психология самопознания и саморазвития. — М., 2016.

12. Минюрова С. А. Психология саморазвития человека в профессии. — М., 2008. — С. 53.

13. Ожегов С. Н., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1999.

14. Роджерс К. Быть тем, кто ты действительно есть / Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1990.

15. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

16. Фромм Э. Человек для себя. — Минск : Хорвет, 2003.

REFERENCES

1. Antsyferova L. I. Nekotorye prakticheskie problemy lichnosti // Psikhologiya lichnosti. — M., 2001. — Vyp. 192. — S. 41-51.

2. Bayluk V. V. Professional'naya samorealizatsiya lichnosti // Sotsial'no-professional'naya mobil'nost' v XXI veke : sbornik materialov i dokladov Mezhdunar. konf. (29-30 maya 2014 g. Ekaterinburg). — Ekaterinburg, 2014.

3. Bayluk V. V. Chelovekoznanie. Samorealizatsiya lichnosti: obshchie zakony uspekha. — Ekaterinburg, 2013.

4. Gershunskiy B. S. Kontseptsiya samorealizatsii lichnosti v sisteme obrazovaniya tsennostey i tseley obra-zovaniya // Pedagogika. — 2003. — № 10.

5. Korosteleva L. A. Psikhologiya samorealizatsii lichnosti: osnovnye sfery zhiznedeyatel'nosti : dis. ... d-ra ped. nauk. — M., 2002.

6. Kulikova L. N. Problema samorazvitiya lichnosti. — Blagoveshchensk, 2003.

7. Leont'ev D. A. Samorealizatsiya i sushchnostnye sily cheloveka // Psikhologiya s chelovecheskim litsom: gumanisticheskaya perspektiva v postsovetskoy psikhologii. — M., 1997.

8. Maralov V. G. Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya. — M., 2002.

9. Maslou A. Psikhologiya bytiya. — M. : Refl — buk ; Kiev, 1997.

10. Meshcheryakov V. G., Zinchenko V. P. Bol'shoy psikhologicheskiy slovar'. — M., 2003.

11. Minyurova S. A. Psikhologiya samopoznaniya i samorazvitiya. — M., 2016.

12. Minyurova S. A. Psikhologiya samorazvitiya cheloveka v professii. — M., 2008. — S. 53.

13. Ozhegov S. N., Shvedova N. Yu. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka. — M., 1999.

14. Rodzhers K. Byt' tem, kto ty deystvitel'no est' / Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka. — M., 1990.

15. Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla. — M., 1990.

16. Fromm E. Chelovek dlya sebya. — Minsk : Khorvet, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.