Научная статья на тему 'Диалектическая взаимосвязь форм саморазвития в контексте решения проблем психологического сопровождения личности'

Диалектическая взаимосвязь форм саморазвития в контексте решения проблем психологического сопровождения личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1114
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ФОРМ САМОРАЗВИТИЯ / САМОУТВЕРЖДЕНИЕ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОРАЗВИТИЯ / SELF-DEVELOPMENT / DIALECTICAL RELATIONSHIP OF SELF-DEVELOPMENT FORMS / SELF-ASSERTION / SELF-IMPROVEMENT / SELF-ACTUALISATION / SELF-REALISATION / PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маралов Владимир Георгиевич

Статья посвящена теоретическому анализу форм саморазвития личности (самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации и самореализации) в контексте решения проблем психологического сопровождения личности. Названные формы саморазвития отличаются друг от друга потребностями, целями, мотивами и стратегиями осуществления. Обсуждается дискуссионный вопрос о роли самореализации в структуре саморазвития. В итоге делается вывод о том, что самореализация является одновременно и самостоятельным процессом, и формой саморазвития. Результатом саморазвития во всех его формах является личностный рост. Его специфика и качественное своеобразие будет определяться выбором личностью тех или иных стратегий самоутверждения, самосовершенствования и самоактуализации. Раскрываются особенности диалектической взаимосвязи форм саморазвития. Она состоит в том, что каждая из форм саморазвития, выполняя свою специфическую функцию, способствует одновременно и реализации функций, присущих другим формам, обусловливая тем самым единство и направленность процесса саморазвития в целом. Обосновывается, что во временном аспекте первичным является самоутверждение, в рамках которого «вызревают» другие формы саморазвития. Самоутверждение остается ведущей формой вплоть до подросткового возраста. Начиная же с подросткового возраста, при благоприятных условиях на первый план выдвигается самосовершенствование. Саморазвитие взрослого человека характеризует в большей степени самоактуализация и самореализация. В конечном итоге показывается, что в ходе осуществления психологического сопровождения саморазвития личности практический психолог может четко выделить стратегические ориентиры. До подросткового возраста таким ориентиром будет оказание помощи в самоутверждении личности, конкретно, в выборе конструктивной стратегии самоутверждения, создания условий для преодоления доминантной стратегии или стратегии самоподавления. Начиная с подросткового возраста, и в старшем школьном возрасте акцент смещается на поддержку самосовершенствования, оказание помощи в выборе соответствующих его стратегий: приобретения, избавления, преобразования и ограничения. При этом продолжают решаться и задачи позитивного самоутверждения, создаваться предпосылки для самоактуализации личностного потенциала и реализации его в жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dialectical Relationship Between Forms of Self-Development in the Context of Problems Pertaining to a Person''s Psychological Support

The paper deals with analysis of personality's forms of self-development: self-assertion, self-improvement, self-actualisation and self-realisation in the context of addressing psychological support of a person. These forms of self-development differ from each other as to the needs, goals, motives and strategies for implementation. The author discusses the controversial question of self-realization role in the structure of self-development. He concludes that self-realisation is both an independent process, and the form of self-development. The result of self-development in all its forms is personal growth. Its specifics and qualitative singularity will be determined by the choice of particular strategies of self-assertion, self-improvement and self-actualisation. The paper also explores the peculiarities of the dialectical relationship between forms of self-development. They are characterised by the fact that each of the self-development forms has a specific function, and at the same time contributes to the realisation of functions inherent in other forms thereby causing cohesion and self-orientation of the whole process. In terms of time primary thing is self-affirmation, in which "mature" other forms of self-development. Self-affirmation is the leading form until adolescence. Starting from adolescence, under favorable conditions, the self-improvement begins to dominate. Development of an adult person is largely characterised by that of self-actualisation and self-realisation. A practical psychologist can clearly identify the strategic guidelines in the course of psychological support of self-development.Prior to adolescence, it will be assistance in the self-affirmation of the individual, particularly in the choice of self-affirmation strategies, create conditions for overcoming the dominant strategy or self-suppression strategy. In adolescence and high school age the focus is shifted to self-improvement support, to assist in the appropriate strategies selection: the acquisition, redemption, conversion and limitations. At the same time goals of positive affirmation continue to be addressed, and preconditions for self-actualisation and realisation of personal potential in life continue to be created.

Текст научной работы на тему «Диалектическая взаимосвязь форм саморазвития в контексте решения проблем психологического сопровождения личности»

INTEGRATION OF EDUCATION, vol. 19, no. 2, 2015 ^^^

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.922/.923

DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.117

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ФОРМ САМОРАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

В. Г. Маралов (Череповецкий государственный университет, г. Череповец, Россия)

Статья посвящена теоретическому анализу форм саморазвития личности (самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации и самореализации) в контексте решения проблем психологического сопровождения личности. Названные формы саморазвития отличаются друг от друга потребностями, целями, мотивами и стратегиями осуществления. Обсуждается дискуссионный вопрос о роли самореализации в структуре саморазвития. В итоге делается вывод о том, что самореализация является одновременно и самостоятельным процессом, и формой саморазвития. Результатом саморазвития во всех его формах является личностный рост. Его специфика и качественное своеобразие будет определяться выбором личностью тех или иных стратегий самоутверждения, самосовершенствования и самоактуализации. Раскрываются особенности диалектической взаимосвязи форм саморазвития. Она состоит в том, что каждая из форм саморазвития, выполняя свою специфическую функцию, способствует одновременно и реализации функций, присущих другим формам, обусловливая тем самым единство и направленность процесса саморазвития в целом. Обосновывается, что во временном аспекте первичным является самоутверждение, в рамках которого «вызревают» другие формы саморазвития. Самоутверждение остается ведущей формой вплоть до подросткового возраста. Начиная же с подросткового возраста, при благоприятных условиях на первый план выдвигается самосовершенствование. Саморазвитие взрослого человека характеризует в большей степени самоактуализация и самореализация. В конечном итоге показывается, что в ходе осуществления психологического сопровождения саморазвития личности практический психолог может четко выделить стратегические ориентиры. До подросткового возраста таким ориентиром будет оказание помощи в самоутверждении личности, конкретно, в выборе конструктивной стратегии самоутверждения, создания условий для преодоления доминантной стратегии или стратегии самоподавления. Начиная с подросткового возраста, и в старшем школьном возрасте акцент смещается на поддержку самосовершенствования, оказание помощи в выборе соответствующих его стратегий: приобретения, избавления, преобразования и ограничения. При этом продолжают решаться и задачи позитивного самоутверждения, создаваться предпосылки для самоактуализации личностного потенциала и реализации его в жизни.

Ключевые слова: саморазвитие; диалектическая взаимосвязь форм саморазвития; самоутверждение; самосовершенствование; самоактуализация; самореализация; психологическое сопровождение саморазвития

DIALECTICAL RELATIONSHIP BETWEEN FORMS OF SELF-DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF PROBLEMS PERTAINING TO A PERSON'S PSYCHOLOGICAL SUPPORT

V. G. Maralov (Cherepovets State University, Cherepovets, Russia)

The paper deals with analysis of personality's forms of self-development: self-assertion, self-improvement, self-actualisation and self-realisation in the context of addressing psychological support of a person. These forms of self-development differ from each other as to the needs, goals, motives and strategies for implementation. The author discusses the controversial question of self-realization role in the structure of self-development. He concludes that self-realisation is both an independent process, and the form of self-development. The result of self-development in all its forms is personal growth. Its specifics and qualitative singularity will be determined by the choice of particular strategies of self-assertion, self-improvement and self-actualisation. The paper also explores the peculiarities of the dialectical relationship between forms of self-development. They are characterised by the fact that each of the self-development forms has a specific function, and at the same time contributes to the realisation of functions inherent in other forms thereby causing cohesion and self-orientation of the whole process. In terms of time primary thing is self-affirmation, in which "mature" other forms of self-development. Self-affirmation is the leading form until adolescence. Starting from adolescence, under favorable conditions, the self-improvement begins to dominate. Development of an adult person is largely characterised by that of self-actualisation and self-realisation. A practical psychologist

© Маралов В. Г., 2015 117

can clearly identify the strategic guidelines in the course of psychological support of self-development.Prior to adolescence, it will be assistance in the self-affirmation of the individual, particularly in the choice of self-affirmation strategies, create conditions for overcoming the dominant strategy or self-suppression strategy. In adolescence and high school age the focus is shifted to self-improvement support, to assist in the appropriate strategies selection: the acquisition, redemption, conversion and limitations. At the same time goals of positive affirmation continue to be addressed, and preconditions for self-actualisation and realisation of personal potential in life continue to be created.

Keywords: self-development; dialectical relationship of self-development forms; self-assertion; self-improvement; self-actualisation; self-realisation; psychological support for self-development.

Проблема саморазвития относится к одной из актуальных проблем современной психологии, а попытки найти приемлемое их разрешение привели к созданию целого научного направления, которое с успехом развивается в настоящее время. Особую значимость данная проблема приобретает, когда речь идет об онтогенезе человека, процессах становления его как личности. В историческом плане сменились три парадигмы взглядов на ребенка. Согласно первой парадигме, ребенок есть лишь объект воздействия, на ней выстроена вся традиционная система обучения и воспитания, которая была заложена Я. А. Коменским. Вторая парадигма опирается на идею развития, поэтому и обучение, и воспитание должны носить развивающий характер. Центральное место здесь занимают положения Л. С. Выготского об опережающей роли обучения в развитии, о зонах ближайшего и актуального развития, о стадиальности развития и т. д. Третья парадигма возникла недавно и основывается на идеях саморазвития личности. Основной смысл ее состоит в том, что ребенок не просто является субъектом учения, которому необходимо создавать условия для полноценного развития, но и субъектом, автором своей жизнедеятельности, поэтому в процессах обучения и воспитания необходимо создавать условия для саморазвития, строить их по принципу психолого-педагогического сопровождения и осуществляемой в его рамках психолого-педагогической поддержки.

В настоящее время в психологической науке идея значимости и важности психологического сопровождения развития личности уже не подвергается сомнению и признается многими учеными и практиками. Разработаны и апробированы различные ее модели. В то же

время, если говорить о сопровождении саморазвития личности, мы продолжаем сталкиваться с определенными трудностями, связанными не столько с проблемами технологического характера, сколько с теоретической неразработанностью ряда вопросов, касающихся понимания самой сути саморазвития и форм его осуществления. Например, в специальной литературе иногда как рядоположенные употребляются такие понятия, как саморазвитие, самосовершенствование, самоактуализация, самореализация и др. Это вносит определенную путаницу, а в практическом плане затрудняет выработку со стороны практического психолога стратегий и тактики выбора форм и методов поддержки саморазвития человека на разных этапах его онтогенеза.

Исходя из сказанного, цель настоящей статьи состоит в выявлении диалектической взаимосвязи различных форм саморазвития личности.

Одними из первых в отечественной психологии на данную проблему обратили внимание В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев, которые определили саморазвитие как фундаментальную способность человека «...становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [11, с. 147]. В последующем появилось множество исследований, где предпринимались попытки рассмотреть содержательные стороны данного психологического феномена. Как отмечается в специальном обзоре, сделанном М. А. Щукиной, в современных теоретических концепциях саморазвитие предстает либо как особого рода деятельность, либо как режим жизни, либо как способ деятельности, либо как стратегия жизни или жизненная ориентация [14].

Тем не менее, несмотря на многообразие подходов, большинство ученых сходится на мысли о том, что саморазвитие - это некоторый процесс, детерминируемый изнутри. Этот процесс тесно связан со способностью человека становиться субъектом собственной жизнедеятельности и своего самоизменения. Наиболее удачно эту мысль выразила Н. А. Низовских, которая отмечает, что личностное саморазвитие - это есть ничто иное как «специфическая деятельность человека по созданию качественно нового в своем сознании, отношениях, переживаниях и поведении, осуществляемая в соответствии с жизненными задачами и внутренними побуждениями при помощи специальных психологических средств» [7, с. 9].

Значение саморазвития в жизни человека трудно переоценить. Выстраивая свой жизненный путь, личность сталкивается с проблемой выбора: в каком направлении ей двигаться, какие качества и черты следует развивать, чтобы достичь своих жизненных целей, реализовать наилучшим образом намерения и планы. В силу этого индивидуальные векторы саморазвития многообразны. В то же время их можно объединить и классифицировать определенным образом. В самом общем плане саморазвитие может осуществляться в рамках обычной деятельности (учение, труд, познание и др.), может быть направлено на достижение определенных состояний (как это практикуется, например, в восточных религиях), а может быть и целенаправленным процессом приобретения и создания в себе чего-то принципиального нового.

Саморазвитие осуществляется в разнообразных формах. Наиболее распространенными из них следует признать самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализацию и самореализацию [5].

Самоутверждение. Традиционно в философской, социологической и психологической литературе под самоутверждением понимается стремление человека к высокой оценке и самооценке и вызванное этим стремлением поведение. Такое определение можно найти в ряде психологических словарей. Более точным,

на наш взгляд, является определение, данное Н. Е. Харламенковой. По ее мнению, самоутверждение - это «стремление к получению подтверждения о собственной ценности посредством установления эквивалентных отношений между оценкой Я и объектами, обладающими ценностью» [13, с. 8]. Как отмечает автор, ценность «Я» -очень подвижный конструкт, его содержание меняется в зависимости от многих факторов, но самый существенный из них - изменение ценности «Я» с возрастом. Изменение ценности стимулирует человека к ее утверждению, которое и обусловливает его убежденность в силе собственного «Я».

В основе самоутверждения лежит одноименная потребность, т. е. потребность в самоутверждении. Ее возникновение обусловлено необходимостью существования в обществе, жить среди людей, подчиняться социальным законам. У человека она находит выражение в различных мотивах. Например, в стремлении «быть, как все», «быть лучше, чем другие», и в негативном плане - «быть хуже всех», а также в желании «быть на уровне своих требований», «реализоваться в другом» и т. д.

Исходя из специфики доминирующих мотивов и занимаемой позиции, человеком ставятся и соответствующие цели самоутверждения. В самом общем плане в зависимости от сфер самоутверждения и доминирующих мотивов они могут значительно варьировать. Для одних это будет приобретение уверенности, а для кого-то возможность доказать, что он не хуже других, или стремление испытать превосходство над другими.

Наличие различных целей самоутверждения обусловливает и различные его стратегии. В частности, Н. Е. Харламенкова выделяет три стратегии: конструктивную, доминирования и самоподавления [13]. Названные стратегии могут проявляться у людей в различных ситуациях по-разному. Однако с течением времени какая-либо одна их них может приобретать ведущее значение, т. е. становиться ведущей стратегией для данной личности.

Самосовершенствование. Самосовершенствование - наиболее адекватная форма саморазвития, означающая, что человек самостоятельно стремится быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел. Другими словами, самосовершенствование представляет собой процесс управления развитием личности, своих качеств и способностей.

Самосовершенствование может быть рассмотрено в двух аспектах. Первый аспект обозначим как стремление к совершенству, второй - стремление к самосовершенствованию. В первом случае акцент делается на конечном результате, к которому стремится личность, т. е. достижению некоторого идеала, в роли которого может выступать Бог, образ Идеального человека и т. д. В психологическом плане эта проблема изучается с позиций перфекционизма - стремления человека к совершенству и безупречности. Во втором - на самом человеке, который посредством самосовершенствования желает сегодня быть лучше, чем был вчера. В психологическом плане это означает выявление специфики конкретных актов самосовершенствования, которые и дают «приращение» личности.

Необходимо отметить, что самосовершенствование, как и самоутверждение, может осуществляться разными путями. В одних случаях - это приобретение социально значимых свойств и качеств, в других — аналогичных, но асоциальных характеристик, которые самой личностью воспринимаются как позитивные.

В основе самосовершенствования как формы саморазвития лежит одноименная потребность. Уровень выраженности данной потребности существенно различается у разных людей: у одних она выражена достаточно ярко, у других — практически не выражена. Жизнь последних базируется на использовании установок и стереотипов.

Потребность в самосовершенствовании находит выражение в широком спектре мотивов. А. Адлер считает, что это стремление к превосходству [1], К. Юнг -

индивидуация, т. е. раскрытие самости [15]. В современной психологии описано множество мотивов, которые побуждают человека к самосовершенствованию. Это могут быть и мотивы утверждения себя как в глазах других людей, так и в собственных, мотивы достижения некоторого идеального образа самого себя, а также духовно-нравственные и мотивы перфек-ционизма (стремления к безупречности).

В соответствии с потребностью в самосовершенствовании и доминирующими мотивами человек ставит цели самосовершенствования. В качестве таковых могут выступать приобщение к Богу, общественным ценностям, достижение определенных состояний психики, высоких нормативов, овладение различными видами деятельности, а также самоограничение или избавление от чего-либо, например, вредных привычек.

Сочетание целей и мотивов самосовершенствования определяют и его стратегии. Выделяются 4 стратегии:

— приобретения, когда личность продвигается в своем саморазвитии вперед, приобретает то, чего у нее не было раньше;

— ограничения, например, в еде, в общении;

— преобразования, когда личность изменяет свои взгляды, установки, ориентации, способы поведения и др.;

— избавления от нежелательного или вредного.

Наличие стратегий обусловливает и конкретные способы достижения целей самосовершенствования.

Самоактуализация. Самоактуализация является высшей и одновременно интегрирующей формой саморазвития и вбирает в себя в определенной степени все предыдущие формы, особенно самосовершенствование, имея во многом с ней общие цели и мотивы. Отличие же ее от предыдущих форм состоит в том, что здесь начинают доминировать высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека, а также акцент делается не на утверждении чего-либо в себе или приобретении какого-то свойства, а на выявлении личностного потенциа-

ла с последующим использованием его в жизни. С точки зрения А. Маслоу, самоактуализация - это умение человека стать тем, кем он способен стать. Самоактуализация - это миссия, которую человек должен выполнить в жизни [6]. К. Роджерс рассматривает стремление к самоактуализации как универсальную направленность живых организмов к росту, развитию, созреванию [10].

Потребность в самоактуализации, согласно концепции А. Маслоу, составляет вершину пирамиды потребностей и возникает только тогда, когда потребности более низкого порядка удовлетворены. На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы в поисках смысла собственной жизни в целом и отыскание их в реализации ценностей созидания, переживания, отношения (В. Франкл [12]). Цель самоактуализации состоит в том, что при достижении полноты ощущения жизни как очень короткого промежутка времени и при самоактуализации человека наступает высшая удовлетворенность собой и своей жизнью. Главным условием самоактуализации и одновременно ее стратегией является самопознание. Только постоянно познавая себя, человек может выявить свой личностный потенциал и использовать его уже в ходе самореализации.

Самореализация. С определением самореализации дело обстоит сложнее. В одних исследованиях она отождествляется с самоактуализацией, в других -самореализация наряду с саморазвитием в целом рассматривается как самостоятельный процесс. В частности, А. А. Дер-кач и Э. В. Сайко считают, что саморазвитие и самореализация являются базовыми составляющими развития индивида. Это своего рода бинарная позиция-оппозиция двух сторон его движения-развития в жизненном пространстве [2]. Есть и такая точка зрения, где самореализация является более общим понятием по отношению к самоактуализации. Например, Д. А. Леонтьев самореализацию рассматривает как более широкое понятие, так как оно используется в различных психологических теориях и направлениях. Самоактуализация - это термин, характер-

ный для гуманистического направления в психологии [4]. Л. А. Коростылева также считает, что самореализация - это самостоятельный процесс как «осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый данный момент времени» [3]. Имеющиеся противоречия в понимании самореализации приводят нас к выводу, что самореализация - это одновременно и форма саморазвития, и самостоятельный процесс.

В основе самореализации лежит потребность в самореализации, которая базируется на другой потребности, а именно на потребности быть личностью или, говоря иным языком, - в персона-лизации (В. А. Петровский [9]). Наличие указанных потребностей определяет и широкий спектр мотивов в самореализации. Все многообразные мотивы, связанные с жизнью, деятельностью и творчеством человека, где он стремится выразить себя, могут быть отнесены к мотивам самореализации. Отсюда и ее цель - достижение ощущения полноты жизни, убежденности, что использованы все способности и таланты для самоосуществления. В науке также отмечается, что стратегии самореализации могут существенно отличаться у людей. Так, Л. А. Коростылева выделяет адекватную и неадекватную стратегии самореализации [3, с. 52]. Адекватная стратегия характеризуется способностью личности принимать решение с учетом сложившейся ситуации и прошлого опыта на основе согласования таких мотиваци-онных тенденций, как «Хочу», «Могу» и «Надо». Неадекватная стратегия самореализации, как указывает автор, может быть диффузной, недифференцированной, хаотичной, стихийной, стереотипной и т. д.

Личностный рост как результат саморазвития. Все указанные ранее формы саморазвития так или иначе обусловливают личностный рост человека, который и является результирующей их составляющей. Он имеет свою специфику в каждой форме.

Если говорить о самоутверждении с использованием конструктивной страте-

гии, то личностныи рост здесь очевиден и будет проявляться в ощущении ценности своего «Я», повышении уровня самоидентичности, и, как следствие, появлении самоуважения и чувства уверенности в себе. Если в процессе самоутверждения преобладает стратегия доминирования, то и личностныИ рост может приобретать деформированный характер. При актуализации стратегии самоотрицания ни о каком личностном росте не может быть и речи, а способность человека сменить стратегию доминирования (тем более стратегию самоотрицания на конструктивную) сама по себе будет свидетельствовать о личностном росте.

Суть личностного роста наиболее ярко просматривается, когда мы говорим о самосовершенствовании. Самосовершенствование не будет самосовершенствованием, если он не сопровождается личностным ростом. Освоил человек какой-либо новый вид деятельности, овладел профессией, достиг мастерства - лич-ностно вырос. Приобрел какое-то новое личностное свойство или положительную черту характера - личностно вырос. Научился входить в ресурсное состояние, управлять собой - личностно вырос. Избавился от вредной привычки или от стереотипных форм поведения - личностно вырос. Изменил свое отношение к людям,

научился принимать их такими, какие они есть, - также личностно вырос.

Личностный рост заметен, когда речь идет о самоактуализации и самореализации личности. Уже сами по себе способности и стремление к самоактуализации и реализации себя свидетельствуют о личностном росте человека. В процессах самоактуализации и самореализации человек постепенно приобретает черты зрелой личности, обретает свою состоятельность как личности. В. А. Петровский выделяет 5 видов состоятельности человека, характеризующих его рост: самоактуализации (в процессе чего рождается чувство «смогу», интуиция возможностей); самореализации (достижение желаемого «я смог»); самопрезентации (успешность в деле); самотрансляции (меня принимают); самотрансценденции (чувство собственной востребованности) [8, с. 41].

Итак, кратко охарактеризовав основные формы саморазвития, сделаем некоторые теоретические обобщения.

Анализ показывает, что названные формы саморазвития, с одной стороны, существуют независимо друг от друга и выполняют свои специфические функции в процессе саморазвития, с другой -тесно взаимосвязаны и даже пересекаются, позволяя решать задачи, характерные для других форм саморазвития (рисунок).

V Саялоактуализация__у

ь 1 <

С а м о р а з в и т и t е

С

Самореализация

Взаимосвязь форм саморазвития личности Relationship between the forms of personality's self-development

Все три формы пересекаются друг с другом и органически связаны с самореализацией. Например, утверждая себя, человек одновременно и самосовершенствуется, так как приобретает уверенность в себе, а в глазах других - новый статус и возможности. Эти возможности являются свидетельством актуализации его личностного потенциала. Поскольку все эти процессы не могут осуществляться вне деятельности и общения, то объективно он в той или иной степени и реализует себя. Подобным же образом можно описать и все другие формы саморазвития. Так, Л. А. Коростылева, говоря о самореализации как самостоятельном феномене, прямо отмечает, что самореализация - это и некое стремление к совершенствованию [3, с. 39].

В процессе самоутверждения человек убеждается сам или убеждает других в существовании у него определенных качеств и характеристик, присущих только ему. Самосовершенствуясь, он приобретает что-то новое в себе (знания, навыки, качества личности), ограничивает или преодолевает нежелательные свойства. В ходе самоактуализации накапливает и осознает свой личностный потенциал и собственные возможности, а в процессе самореализации использует его в жизни, удовлетворяя свою потребность быть личностью.

Как правило, в жизни человек не ставит специальных целей по самоутверждению, самосовершенствованию или самоактуализации: «Сейчас я буду самоутверждаться, а потом - актуализировать свой потенциал». Такого не происходит. Он просто живет, трудится, учится, общается, занимается творчеством. Все указанные формы выступают в единстве, определяя процесс саморазвития; цели и мотивы саморазвития представляют собой определенную иерархию, где одни из них доминируют, другие находятся в соподчинительном положении. В зависимости от того, какие из них находятся в доминирующем положении, и определяется, какая из названных форм саморазвития является ведущей на определенном этапе жизненного пути или выполнения той или иной деятельности.

Следующий вопрос, который неизбежно возникает в процессе анализа взаимосвязи форм саморазвития, состоит в выявлении временной последовательности развертывания форм саморазвития.

Первичным является самоутверждение. На этот факт указывали многие исследователи. В частности, А. Маслоу называл самоутверждение предтечей самоактуализации [6], хотя, как это следует из сказанного ранее, самоутверждение содержит в себе потенциал и всех других форм. Для того чтобы совершенствоваться и актуализироваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других людей. На первичность самоутверждения указывает и возрастной аспект анализа проблемы. Ребенок начинает самоутверждаться уже в раннем возрасте (вспомним знаменитое «Я сам»). Многие исследователи сходятся во мнении, что вплоть до подросткового возраста включительно основной формой саморазвития является самоутверждение. Становясь субъектом своего саморазвития, личность приобретает новые возможности, которые обусловливают ее стремление к самосовершенствованию и актуализации своего личностного потенциала, что повышает вероятность самореализации в жизни и деятельности. У взрослого человека при благоприятных условиях доминируют самоактуализация и самореализация, органически включающие в себя и самоутверждение, и самосовершенствование.

Что это дает в практическом плане с позиций реализации идей психологического сопровождения саморазвития? Это позволяет практическому психологу образования четко выделить стратегические ориентиры в процессе сопровождения саморазвития личности. Например, до подросткового возраста таким ориентиром будет оказание помощи в самоутверждении личности (выборе конструктивной стратегии самоутверждения, создания условий для преодоления доминантной стратегии или стратегии самоподавления). Это не исключает поддержки стремления к самосовершенствованию, но в контексте решения задач позитивного самоутверждения. В подростковом и старшем

школьном возрасте такой акцент смещается уже на поддержку самосовершенствования, оказания помощи в выборе соответствующих его стратегий: приобретения, избавления, преобразования и ограничения. При этом продолжают решаться и задачи позитивного самоутверждения. Решая задачи, связанные с самоутверждением и самосовершенствованием личности, необходимо создавать предпосылки для осознания развивающейся личностью своего потенциала и эффективного его использования в жизни.

Таким образом, можно резюмировать, что саморазвитие - это сложный нелинейный многоплановый процесс, который имеет свои специфические формы, находящиеся в диалектическом единстве и взаимосвязи. Каждой из этих форм присущи свои цели, мотивы и стратегии,

реализация которых позволяет человеку осуществлять акты саморазвития. В настоящей работе мы попытались показать, что каждая из форм саморазвития, выполняя свою специфическую функцию, способствует одновременно и реализации функций, присущих другим формам, обусловливая тем самым единство и направленность процесса саморазвития в целом. В практическом плане в ходе организации деятельности по психологическому сопровождению саморазвития личности необходимо прежде всего обращать внимание на ведущую форму саморазвития, характерную для того или иного возраста, оказывать помощь в постановке и осознании конкретных целей, а также в выборе адекватных стратегий саморазвития и путей их реализации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адлер, А. Практикам теория индивидуальной психологии /А. Адлер. - Москва : Институт психотерапии,2002. -224 с.

2. Деркач, А. А. Самореализация как структурообразующий конструкт и процесс в онтогенезе / А. А. Деркач, Э. В. Сайко // Мир психологии. - 2009. - № 2. - С. 222-235.

3. Коростылева, Л. А. Психология самореализации личности : затруднения в профессиональной сфере / Л. А. Коростылева. - Санкт-Петербург : Изд-во «Речь», 2005. - 222 с.

4. Леонтьев, Д. А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ / Д. А. Леонтьев // Современная психология мотивации. - 2002. - С. 13-47.

5. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития / В. Г. Маралов. - Москва : Академия, 2004.

6. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - Санкт-Петербург : Евразия, 1999. - 478 с.

7. Низовских, Н. А. Человек как автор самого себя : психосемантическое исследование жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности / Н. А. Низовских. - Москва : Смысл, 2007. - 255 с.

8. Петровский, В. А. Семь пространств существования личности : формальные модели состоятельности / В. А. Петровский // Мир психологии. - 2009. - № 1. - С. 25-42.

9. Психология развивающейся личности / под ред. А. В. Петровского. - Москва : Педагогика, 1987. - 224 с.

10. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - Москва : Прогресс, 1994. - 478 с.

11. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека : развитие субъективной реальности в онтогенезе : учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - Москва : Школьная Пресса, 2000. - 421 с.

12. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - Москва : Прогресс, 1990. - 196 с.

13. Харламенкова, Н. Е. Самоутверждение подростка / Н. Е. Харламенкова. - Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 384 с.

14. Щукина, М. А. Саморазвитие личности : история и современное состояние проблемы в отечественной психологии / М. А. Щукина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2009. - № 1-1. - С. 154-164.

15. Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени / К. Г. Юнг. - Москва, Академический проект, 2007. - 130 с.

По ступила 04.02.15.

Об авторе:

Маралов Владимир Георгиевич, профессор кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» (Россия, г. Череповец, пр. Луначарского, д. 5), доктор психологических наук, [email protected]

Для цитирования: Маралов, В. Г. Диалектическая взаимосвязь форм саморазвития в контексте решения проблем психологического сопровождения личности / В. Г. Маралов // Интеграция образования. -2015. - Т. 19, № 2. - С. 117-125. DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.117

REFERENCES

1. Adler A. Praktika i teorija individual'noj psihologii [The practice and theory of individual psychology]. Moscow, Institute of Psychotherapy Publ., 1995, 224 p.

2. Derkach A. A., Saiko E. V. Samorealizacija kak strukturoobrazujushhij konstrukt i process v ontogeneze [Self-realisation as a structure and construct process in ontogenesis]. Mir psihologii = World of Psychology. 2009, no. 2. pp. 222-235.

3. Korostyleva L. A. Psihologija samorealizacii lichnosti: zatrudnenija v professional'noj sfere [Psychology of a person's self-identity: difficulties in the professional sphere]. Saint Petersburg, Speech Publ., 2005, 222 p.

4. Leontiev D. A. Samoaktualizacija kak dvizhushhaja sila lichnostnogo razvitija: istoriko-kriticheskij analiz [Self-actualisation as a driving force of personality development: historical and critical analysis]. Sovremennaja psihologija motivacii = Modern psychology of motivation. 2002, pp. 13-47.

5. Maralov V. G. Osnovy samopoznanija i samorazvitija [Fundamentals of self-knowledge and self-development]. Moscow, Academy Publ., 2004, 256 p.

6. Maslow A. Motivacija i lichnost' [Motivation and Personality]. Saint Petersburg, Eurasia Publ., 1999, 478 p.

7. Nizovskikh N. A. Chelovek kak avtor samogo sebja: psihosemanticheskoe issledovanie zhiznennyh principov v strukture samorazvivajushhejsja lichnosti [Person as the author oneself: Psychosemantic research in vital principles in the structure of a self-developing personality]. Moscow, Meaning Publ., 2007, 255 p.

8. Petrovsky V. A. Sem' prostranstv sushhestvovanija lichnosti: formal'nye modeli sostojatel'nosti [Seven domains of existence of personality: formal models of consistency]. Mir psihologii = World of Psychology. 2009, no. 1, pp. 25-42.

9. Psihologija razvivajushhejsja lichnosti [Psychology of developing personality]. Ed. A.V. Petrovskiy. Moscow, Pedagogics Publ., 1987, 224 p.

10. Rogers K. Vzgljad na psihoterapiju. Stanovlenie cheloveka [A look at psychotherapy. Becoming a person]. Moscow, Progress Publ., 1994, 478 p.

11. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologija razvitija cheloveka: razvitie subektivnoj real'nosti v ontogeneze: uchebnoe posobie dlja vuzov [Foundations of psychological anthropology. Psychology of human development: the development of subjective reality in ontogenesis: a teaching aid for universities]. Moscow, High School Print media Publ., 2000, 421 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla [Man's Search for Meaning]. Moscow, Progress Publ., 1990, 196 p.

13. Kharlamenkova N. E. Samoutverzhdenie podrostka [Self-affirmation of a teenager]. Moscow, RAS Institute of Psychology Publ., 2007, 222 p.

14. Shchukina M. A. Samorazvitie lichnosti: istorija i sovremennoe sostojanie problemy v otechestvennoj psihologii [Self-identity: history and current state of the problem in the Russian psychology]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 12. Psihologija. Sociologija. Pedagogika = Bulletin of St. Petersburg University. Series 12: The Psychology. Sociology. Pedagogy. 2009, no. 1-1, pp. 154-164.

15. Yung K. G. Problemy dushi nashego vremeni [The problem of the soul of our time]. Moscow, Academic project Publ., 1993, 130 p.

Submitted 04.02.15.

About the author:

Maralov Vladimir Georgievich, professor, Chair of psychology and pedagogics, Cherepovets State University (5, Lunacharsky Pr., Cherepovets, Russia), Dr. Sci. (Psychology), [email protected]

For citation: Maralov V. G. Dialekticheskaja vzaimosvjaz' form samorazvitija v kontekste reshenija problem psihologicheskogo soprovozhdenija lichnosti [Dialectical relationship between forms of self-development in the context of problems pertaining to a person's psychological support]. Integracija obrazovanija = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 2, pp. 117-125. DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.