УДК 37.061
Сергеев Алексей Николаевич
доктор педагогических наук, профессор кафедры информатики и информатизации образования Волгоградского государственного социальнопедагогического университета
Соколов Михаил Владимирович
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ В СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВАХ ИНТЕРНЕТА
Sergeev Alexey Nikolayevich
D.Phil. in Education Science, Professor, Computer Science and Education Informatization Department, Volgograd State University for Social and Education Sciences
Sokolov Mikhail Vladimirov^h
PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF TEACHERS IN THE INTERNET COMMUNITIES
Аннотация:
Анализируется понятие профессионального саморазвития педагогов, описываются формы саморазвития: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализация. Обосновываются возможности профессионального саморазвития педагогов в сетевых сообществах Интернета. Раскрывается значение функций сетевых сообществ (коммуникативной, гностической, самопрезентации) для реализации процесса саморазвития педагогов.
Ключевые слова:
саморазвитие личности, профессиональное саморазвитие, самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация, Интернет, сетевое сообщество, функции сетевых сообществ.
Summary:
The article deals with the professional self-development of teachers, and describes its forms: self-affirmation, self-perfection, and fulfillment. The resources of online communities for professional self-development of teachers are corroborated. The authors show the value of the functions of network communities (communicative, gnostic, self-presentation) for implementation of the self-development by the teachers.
Keywords:
personal self-development, professional self-development, self-affirmation, self-perfection, fulfillment, internet, network community, function of online communities.
Современное общество характеризуется наличием технического прогресса, социальных преобразований и других фундаментальных изменений в самых разных областях. В этих условиях все больше возрастает роль знаний человека, его собственного видения и понимания происходящих процессов, самостоятельного конструирования социальной реальности. Это невозможно без непрерывного самодвижения и самопостроения как акта саморазвития личности в общечеловеческом и профессиональном плане. Особое значение процесс саморазвития приобретает для профессии педагога, так как педагог не только сам должен следовать времени, но и создавать условия для освоения опыта саморазвития учениками.
Как раскрывается феномен саморазвития в современной науке? Результатом научного осмысления данного феномена стало выдвижение ряда основополагающих идей: развития как основной формы существования всего живого; представления о природе человека с присущим ему стремлением к самосовершенствованию; представления о саморазвитии как общественно и личностно значимом качестве человека [1]. О саморазвитии можно говорить как о фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни. С этой точки зрения саморазвитие можно определить как процесс сознательного, качественного и необратимого изменения личностью своих нравственных качеств, интеллектуальных и социальных способностей и возможностей, своих физических, психических и духовных сил с целью «достроить» себя до идеального образа целостной личности [2].
Как отмечает В.Г. Маралов, если обратиться к саморазвитию как специфическому процессу, разворачивающемуся во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, то следует отметить его неоднозначность и многоплановость. Не случайно в русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития: самопрезентация, самовыражение, самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация, самореализация и др. Все они составные: первая часть «само» указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек, вторая - характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться, реализоваться, совершенствоваться. Среди всех форм саморазвития в качестве наиболее важных и описывающих саморазвитие в своей совокупности отмечают самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию [3].
- 7G -
Так, самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности. Цели самоутверждения могут быть различными. В зависимости от особенностей сфер самоутверждения, мотивов и потребностей они могут значительно варьироваться. Результаты самоутверждения дают человеку ощущение своей нужности, полезности, наполняют смыслом собственную жизнь.
Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу и означает, что человек самостоятельно стремится быть лучше, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел. В качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько цели самоутверждения, сколько цели достижения новых и более значимых результатов.
Самоактуализация позволяет выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни. Самоактуализация в определенной степени включает в себя две предыдущие формы саморазвития, однако здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека. Цель самоактуализации состоит в достижении полноты ощущения жизни, самопознания и самореализации.
Понятие профессионального саморазвития в современной науке возникает на основе идеи детерминации развития личности деятельностью, в связи с чем появляется возможность изучения личности с позиций соответствия человека профессии и успешной деятельности в ней.
Так, Т.А. Макаренко видит профессиональное саморазвитие как процесс усвоения различных аспектов труда (профессиональных ролей, мотивации, знаний, умений, опыта). Р.С. Немов под профессиональным саморазвитием понимает источник делового самосовершенствования, связанного с развитием у человека целого комплекса профессионально необходимых качеств, включая способности, умения и навыки, важные для успешной работы по избранной специальности. Е.Е. Чудина рассматривает профессиональное саморазвитие как внутренне обусловленное прогрессивное самоизменение человека, выражающееся в изменении качества его профессиональной деятельности и диалектически связанное с динамикой изменения этого качества. Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина определяют профессиональное саморазвитие как сознательную деятельность, направленную на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку. Е.А. Власова под профессиональным саморазвитием понимает многокомпонентный личностно и профессионально значимый процесс, способствующий формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогающий осмыслению передового опыта и собственной самостоятельной деятельности, а также являющийся средством самопознания и самосовершенствования.
Как видим, категория профессионального саморазвития понимается различными авторами с трех позиций: личности, деятельности и их диалектического единства. Это означает, что профессиональное саморазвитие педагога будет направлено как на развитие личностной сферы, так и сферы компетенций профессиональной деятельности педагога. Реализация указанных процессов возможна лишь в условиях широкого социального взаимодействия педагогов на основе профессионального общения, познания нового и представления (презентации) себя. В современных условиях источником развития указанных процессов может являться сеть Интернет, понимаемая как глобальная социокультурная среда, в структуре которой представлены индивидуальные пользователи и сетевые сообщества.
Теория сетевых сообществ глубоко раскрывает феномен Интернета, технологические и социально-психологические особенности способов деятельности людей на основе телекоммуникаций. Само сетевое сообщество возможно описать как коллективный субъект социально-информационной деятельности в сети Интернет, что при анализе из фундаментальных свойств сообществ Интернета дает возможность обратиться к исследованиям феномена групповой и индивидуальной субъектности, раскрыть образовательные возможности сетевых сообществ как фактора личностного развития и субъектного становления обучаемых, реализации образования как «вхождения в культуру» информационного общества, формированию у личности представления о себе [4].
Проанализируем возможности сетевых сообществ в плане реализации условий профессионального саморазвития педагогов в сетевой компьютерной среде. Эти возможности проявляются в функциях сетевых сообществ - коммуникативной, гностической и самопрезентации.
Так, коммуникативная функция является ключевой для сетевых сообществ. По мнению В.Л. Волохонского в структуре данной функции можно выделить два компонента - общение и расширение круга общения [5]. При этом в контексте профессионального саморазвития педагога ценным является личностное и профессиональное общение участников сетевого сообщества, в ходе которого происходит активная интеракция по вопросам профессионального характера и
перцепция в рамках удаленного общения, позволяющая участникам интернет-сообщества познавать друг друга. Таким образом, коммуникативная функция обеспечивает возможности прежде всего самоутверждения как компонента профессионального саморазвития педагога.
Гностическая функция сетевых сообществ проявляется в том, что сетевые сообщества строятся вокруг информационного поля Интернета, обладают доступом к любому роду информации, накопленной за время существования глобальной компьютерной сети. Участие в сетевых сообществах дает возможность получать отсортированную, качественно проверенную, актуальную информацию, «переработанную» членами сообщества и превратившуюся в знания. Это позволяет говорить о гностической функции сетевых сообществ, благодаря которой субъект имеет возможность получать профессиональные знания и опыт у других членов сообщества, а также делиться собственным профессиональным опытом и информацией. Гностическая функция, таким образом, обеспечивает возможности самосовершенствования педагогов как участников профессионального сообщества в сети Интернет, что реализуется посредством стимулирования участников сообщества желания приобретать и совершенствовать собственные профессиональные знания и навыки, востребованные и применимые в профессиональной среде.
Функция самопрезентации. Сетевые сообщества стали личным пространством, где каждый может найти техническую и социальную базу для создания своего виртуального «Я» [6]. При этом, как указывает Д.В. Богданов, каждый пользователь получает возможность не просто общаться и творить, но и делиться плодами своего творчества с аудиторией сообщества или какого-либо другого сетевого ресурса. Эта функция связана с тем, что социальные ресурсы предоставляют возможность участникам создать образ иного «Я», к которому автор стремится. При этом публичность персональной страницы вынуждает пользователей вести работу над ней постоянно, более грамотно структурировать свои мысли, что помогает им лучше понять переживаемые события. Таким образом, функция самопрезентации сетевых сообществ создает условия самоактуализации личности педагога, что реализуется посредством стимулирования потребности в рефлексии собственной профессиональной педагогической деятельности, умения выстроить образ себя на основе адекватной самооценки.
Как видим, сетевые сообщества обладают функциями, обеспечивающими условия реализации ведущих компонентов профессионального саморазвития в педагогической среде. Указанный фактор может служить основой проектирования системы интернет-поддержки профессионального саморазвития педагогов, разработки новых подходов к повышению квалификации и совершенствованию педагогического мастерства. Помимо этого, актуальным является вопрос формирования готовности к профессиональному саморазвитию в сетевых сообществах Интернета у студентов педагогического вуза как будущих педагогов. Данный вопрос исследуется нами в аспекте разработки системы педагогических средств формирования готовности будущих педагогов к профессиональному саморазвитию в сетевых сообществах Интернета, разработки концепции и программно-технического обеспечения социальной образовательной сети педагогического вуза как технологической основы деятельности сетевых образовательных сообществ [7].
Ссылки:
1. Ларина Е.Н. Психологические условия формирования способности к саморазвитию у старших подростков : дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2007, 204 с.
2. Власова Е.А. Профессиональное саморазвитие будущих социальных педагогов : монография. Балашов, 2008. 116 с.
3. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития : учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений. 2-е изд. М., 2004. 256 с.
4. Сергеев А. Н. Обучение в сетевых сообществах Интернета как направление информатизации образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». 2011. № 8 (62). С. 73-77.
5. Волохонский В.Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность / под ред. В.Л. Волохонского, Ю.Е. Зайцевой, М.М. Соколова. СПб., 2006.
6. Богданов Д.В. Социальные функции Интернета // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2011. № 1 (21). С. 114-120.
7. Исследование выполнено при финансовой поддержке Минобрнауки России на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания № 2014/411 (код проекта: 724).