Научная статья на тему 'Изучение готовности педагогов дошкольного профиля к профессиональному взаимодействию в условиях сетевых методических сообществ'

Изучение готовности педагогов дошкольного профиля к профессиональному взаимодействию в условиях сетевых методических сообществ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / СЕТЕВОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORK COMMUNITY / NETWORK METHODOLOGICAL COMMUNITY / PRESCHOOL EDUCATION / PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Геркушенко Георгий Геннадьевич, Гончарова Ольга Витальевна, Геркушенко Светлана Владимировна

Представлены результаты исследования готовности педагогов и студентов дошкольного профиля к взаимодействию в условиях интернет-сообществ. Обозначены компоненты готовности, представлен количественный и качественный анализ полученных данных. Дана характеристика сетевого методического сообщества как среды для организации эффективного профессионального взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Геркушенко Георгий Геннадьевич, Гончарова Ольга Витальевна, Геркушенко Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are suggested the research results of preschool teachers’ and students’ readiness for cooperation in the conditions of the Internet communities. There are noted the components of readiness, given the quantitative and qualitative analysis of the results. There is characterized the network methodological community as the environment for organization of the effective professional cooperation.

Текст научной работы на тему «Изучение готовности педагогов дошкольного профиля к профессиональному взаимодействию в условиях сетевых методических сообществ»

Types of correlations in the educational network community

There are covered the issues of network correlation organization between the members of the educational network community. Based on the analysis of the scientific and pedagogic works there are revealed the characteristics of correlations between the members of the educational network community and pedagogic aspects necessary for effective network correlation.

Key words: educational network community, types of correlation on the Internet, network education.

(Статья поступила в редакцию 21.10.2014)

С.в. геркушенко, о.в. гончарова, г.г. геркушенко

(волгоград)

изучение готовности педагогов

дошкольного профиля к профессиональному взаимодействию в условиях сетевых методических сообществ*

Представлены результаты исследования готовности педагогов и студентов дошкольного профиля к взаимодействию в условиях интернет-сообществ. Обозначены компоненты готовности, представлен количественный и качественный анализ полученных данных. Дана характеристика сетевого методического сообщества как среды для организации эффективного профессионального взаимодействия.

Ключевые слова: сетевое сообщество, сетевое методическое сообщество, дошкольное образование, профессиональное образование, профессиональное взаимодействие.

Для профессиональной деятельности современного педагога актуальными становятся непрерывный характер повышения уровня компетентности, саморазвитие в профессиональной сфере. Это объясняется глубинными сдвигами парадигмальных оснований образо-

*Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект №14-06-12004).

вательного процесса, что, в свою очередь, обусловливает перманентные качественные изменения профессионального труда педагога.

Особенностью профессиональной деятельности в сфере дошкольного образования является ее полифункциональность, предполагающая наряду с организацией образования дошкольников такие виды деятельности, как участие в проектировании программы развития образовательного учреждения, разработка образовательных средств, педагогическое сопровождение и консультирование родителей, проведение исследовательской деятельности, комплексная оценка и самооценка результатов образования и т.д. В этих условиях очевидным становится необходимость организации постоянного «совместного учения» коллектива с целью достижения образовательных целей и задач. Наиболее эффективно такое «совместное учение» будет реализовано в условиях взаимодействия коллег, носящего продуктивный характер.

По мнению И.Б. Котовой и Е.Н. Шияно-ва, профессиональное педагогическое взаимодействие организуется в форме общения, а совместная деятельность является способом его реализации в условиях педагогического процесса [2]. Центральным фактором в системе взаимодействий выступает система форм сотрудничества, обеспечивающая создание общности смыслов, целей, способов достижения результата и формирования саморегуляции индивидуальной деятельности. В качестве формы организации продуктивного взаимодействия выступает личностное общение, основанное на понимании и принятии внутреннего мира другого человека, направленности на формирование общей оценки достигнутых результатов, стремление понять установки и взгляды друг друга, на создание наилучших условий для развития мотивации, творческого характера деятельности. Таким образом, продуктивное взаимодействие в своей организации базируется на личностно-развивающей стратегии, которая реализуется через совокупность приемов и способов личностного общения, общения в стиле сотрудничества участников педагогического взаимодействия. При этом наиболее продуктивным, по мнению И.Б. Котовой, является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, что можно назвать особым стилем педагогического общения, в основе которого лежит единство высокого профессионализма пе-

© Геркушенко С.В., Гончарова О.В., Геркушенко Г.Г., 2014

- ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ И ПРО

дагога и его отношения к педагогической деятельности в целом.

Современные условия профессиональной педагогической деятельности, изобилующей ситуациями неопределенности и новизны образовательных средств, методов и технологий, требуют расширения пространства профессионального взаимодействия от общения коллег внутри одного учреждения до регионального, всероссийского и даже международного уровня. В то же время развитие телекоммуникационных технологий привело к возникновению сетевых связей между педагогами образовательных учреждений, родителями, детьми, самопроизвольно формируются социальные объединения нового типа - сетевые сообщества. По мнению исследователей, сообщество есть некое собрание людей, находящихся во взаимодействии и связанных между собой общими целями и интересами, причем в сетевых сообществах все взаимодействия и интеракции в группе людей происходят в кибер-пространстве [5; 6]. Выделяется также специальный термин сетевое методическое сообщество, который характеризует сообщество педагогов и методистов системы образования, объединенных телекоммуникационной связью. Его целью является оказание поддержки профессиональной деятельности педагога через совместную сетевую практическую деятельность в рамках заданных требований к качеству образования, институциональных ограничений и существующего ресурсного обеспечения в территориальном и уровневом аспектах [7]. Сетевые методические сообщества организуются для:

- предоставления возможности самореализации и самоутверждения педагогов через совместную сетевую деятельность;

- развития и реализации творческих способностей участников сообщества;

- создания инновационного образовательного пространства и поддержки новых образовательных инициатив.

Онлайн-общение в таких сообществах происходит с помощью разнообразных Веб 2.0-сервисов, таких как социальные сети, бло-ги, wiki-системы, чаты, видеосервисы и т.д. Часто такое общение реализуется педагогом спонтанно и зависит от уровня владения интернет-технологиями.

По нашему мнению, для обеспечения повышения качества образования и достижения высокого уровня продуктивности профессионального взаимодействия необходимы специальная организация методического сопровождения педагогов, обеспечение условий эффек-

:ССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ -

тивного включения воспитателей, методистов и других работников системы дошкольного образования в сетевые методические сообщества.

Важным условием эффективного включения педагога в сетевое сообщество является его готовность к взаимодействию с коллегами в рамках такого сообщества. Под готовностью мы вслед за Е.Г. Овчинниковой понимаем сложное целенаправленное проявление личности, включающее ее убеждения, взгляды, мотивы, знания, умения и навыки [3]. При изучении готовности педагогов к взаимодействию в сетевом сообществе за основу возьмем трехкомпонентную модель готовности к деятельности Л.А. Кандыбовича, М.И. Дьяченко, включающую мотивационный (интерес к деятельности, стремление добиться успеха), познавательный (наличие знаний и умений в той области, в которой ведется деятельность, владение способами решения задач и их рациональное использование), эмоционально-волевой (умение сосредоточиться на задаче, преодоление сомнений, удовлетворение от деятельности) компоненты. для нашего исследования наибольшую информативность имели мотиваци-онный и информационно-познавательный компоненты «готовности», которые и стали ключевыми объектами диагностики.

С целью изучения готовности педагогов дошкольного профиля к взаимодействию в условиях сетевого сообщества мы разработали анкету, направленную на анализ вышеобозначенных компонентов готовности. В исследовании приняли участие 110 респондентов, включающих педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) г. Волгограда и Волгоградской области, а также студентов дошкольного отделения Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ). Анкета содержала 9 вопросов и была направлена на выявление общей информационно-коммуникационной активности участников опроса, мотивацион-ной готовности к профессиональному взаимодействию в интернет-пространстве, а также информационно-познавательной готовности к такому взаимодействию.

Анализируя общую информационно-коммуникационную активность опрашиваемых, мы ориентировались на ответы о количестве времени, проводимом за компьютером, планшетом или смартфоном, а также о количестве писем, получаемых ежедневно по электронной почте (см. рис. 1, 2 на с. 56).

рис. 1. Информационно-коммуникационная активность студентов

Высокий уровень

5%

Средний уросснь 59%

рис. 2. Информационно-коммуникационная активность педагогов дошкольного образования

Полученные данные выявили существенную разницу между общей активностью студентов и педагогов в аспекте пользования компьютером и другими информационно-коммуникационными устройствами. Студенты, чей средний возраст составил 20 лет, показали более высокую пользовательскую активность, в среднем они проводят за компьютером более 3 часов ежедневно и очень активны в электронной переписке - получают более 10 писем в сутки. Педагоги ДОУ показали более низкую активность, 36% воспитателей ежедневно получают менее 10 писем либо не получают вовсе, проводя за компьютером не более 1 часа.

С целью уточнения результатов мы проанализировали возраст педагогов, проходивших опрос. Мы выделили следующие возраст-

ные группы, обозначили их процентное соотношение к общему числу респондентов:

- 1-я возрастная группа - моложе 25 лет (23%);

- 2-я возрастная группа - 25-35 лет (58%);

- 3-я возрастная группа - старше 35 лет (19%).

Дополнительный анализ возрастной группы «старше 35 лет» показал, что большинство педагогов именно данной группы (60%) находятся на низком уровне информационно-коммуникационной активности с использованием компьютера и других электронных устройств общения и работы с информацией.

Для анализа мотивационной готовности специалистов дошкольного профиля к профессиональному взаимодействию в интернет-пространстве мы задавали вопрос об их потребности в использовании специализированных интернет-порталов для научной и методической поддержки учебно-профессиональной и педагогической деятельности, а также предлагали перечислить информацию и услуги, которыми хотели бы пользоваться участники опроса.

Полученные данные позволяют судить о достаточно близком соотношении уровней заинтересованности / незаинтересованности студентов и педагогов ДОУ в использовании специализированных интернет-сервисов для профессионального взаимодействия (табл. 1).

Большинство студентов и преподавателей отмечали свое желание пользоваться специализированными порталами, созданными для методической поддержки педагогической деятельности. Однако возникли трудности с конкретизацией услуг и информации, которую хотели бы видеть респонденты на таких порталах. Приведем примеры ответов участников опроса и их процентное соотношение:

• все о работе - 45%;

• информация по моей профессиональной педагогической деятельности - 10%;

• методические материалы: конспекты, планы занятий, сценарии мероприятий и прочее - 10% ;

Таблица 1

мотивационная готовность педагогов и студентов к профессиональному взаимодействию в сетевых методических сообществах

Участники Уровни мотивационной готовности,%

низкий средний высокий

Студенты 9 67 24

Педагоги ДОУ 12 59 29

- инновации в общем ii

Высокий уровень

7%

рис. 3. Информационно-познавательная готовность студентов к взаимодействию в сетевых сообществах

рис. 4. Информационно-познавательная готовность педагогов к взаимодействию в сетевых сообществах

• книги, статьи по дошкольному воспитанию, детской психологии - 10%;

• нормативные документы - 8%;

• конкурсы для педагогов - 7%;

• чат для общения с коллегами - 5%;

• возможность публикации материалов -

3%;

• информация о трудоустройстве - 2%.

таким образом, более половины опрашиваемых не смогли четко сформулировать свой запрос на услуги профессионально ориентированного интернет-портала, всего 5% указали свое желание онлайн-общения с коллегами на профессиональные темы. В студенческих ответах преобладал запрос на информацию о тру-

:ссионлльном образовании -

доустройстве и информационные материалы по учебным курсам и совсем не было представлено желание взаимодействовать с однокурсниками либо педагогами-практиками по вопросам будущей профессиональной деятельности.

Информационно-познавательная готовность к взаимодействию в сетевом методическом сообществе, по нашему мнению, является наиболее значимым компонентом «готовности», поскольку определяет уровень осведомленности о существующих ресурсах и сервисах, навыки целевого использования имеющихся сервисов для решения задач профессионального саморазвития, а также многообразие программных продуктов, используемых для организации профессионального общения. Для выявления общего уровня информационно-познавательной готовности педагогов и студентов к профессиональному общению и взаимодействию в интернет-сообществах наша анкета содержала следующую группу вопросов:

- Пользуетесь ли вы интернет-сообществами / социальными сетями профессиональной направленности?

- С какой целью вы используете профессионально ориентированные интернет-порталы и сервисы?

- Какие интернет-сервисы для общения с коллегами и экспертами в вашей профессиональной сфере вы используете?

Каждый вопрос предполагал несколько вариантов ответа, причем в ряде вопросов можно было выбрать несколько вариантов ответа, что определяло уровень готовности опрашиваемых.

Анализ полученных данных показал, что 18% участников исследования не только не участвуют в профессионально ориентированных интернет-сообществах, но и не знают об их существовании. Не являются пользователями, однако осведомлены о существовании таких сообществ 22% опрошенных, а 41% респондентов пользуются информацией, публикуемой в сообществах, однако не зарегистрированы в них, т.е. занимают пассивную позицию, являясь лишь потребителями чьих-то профессиональных наработок. Активными пользователями сообществ, имеющих свой ак-каунт и участвующих в жизни профессионально ориентированной интернет-группы, оказались 19% студентов и педагогов, большую часть которых составляют педагоги-практики, заинтересованные в обмене информацией и идеями для профессионального использования. целевые ориентиры использования сетевых методических сообществ также различны для студен-

Таблица 2

готовность педагогов и студентов дошкольного профиля к профессиональному взаимодействию

в сетевых методических сообществах

Уровень Характеристика Студенты,% Педагоги,%

Низкий Низкая активность в использовании компьютерных технологий для учебной / профессиональной деятельности; незаинтересованность в использовании профессионально ориентированных порталов и сервисов в сети Интернет; слабая осведомленность о существующих профессиональных сообществах в Сети 35 22

Средний Высокая пользовательская активность в отношении компьютерных технологий для учебной / профессиональной деятельности; заинтересованность в методической поддержке учебной/профессиональной деятельности посредством специализированных интернет-порталов и сообществ; слабая информированность об образовательных сервисах и услугах в сети Интернет; использование Сети преимущественно для поиска информации; низкий уровень навыков использования интернет-сервисов для профессионального общения 45 55

Высокий Высокая пользовательская активность компьютерными технологиями для учебной / профессиональной деятельности; заинтересованность в методической поддержке учебной / профессиональной деятельности посредством специализированных интернет-порталов и сообществ; высокая информированность об образовательных сервисах и услугах в сети Интернет; использование специализированных порталов для общения с коллегами, участия в профессионально значимых проектах, конкурсах для профессиональной самопрезентации; большая вариативность в использовании интернет-сервисов для профессионального общения: чаты, вебинары, социальные сети, специализированные порталы, электронная почта и др. 20 23

тов и работников реального сектора дошкольного образования. Так, большинство студентов (75%) обозначили поиск информации как главную цель посещения подобных интернет-ресурсов, в то время как среди практиков исключительно информационная цель посещения сообществ составила 32%. Педагоги ДОУ пользуются профессиональными интернет-порталами и сервисами в основном для участия в конкурсах и проектах (25%), а также для общения с коллегами и обмена идеями по вопросам профессиональной деятельности (16%).

Среди интернет-сервисов и программных решений для организации интернет-общения с коллегами и экспертами участники нашего исследования предпочитают использовать следующее:

• электронная почта - 95%;

• социальные сети - 46%;

• вебинар - 35%;

• «Скайп» - 10%;

• специализированные образовательные порталы - 7%.

Разница в процентном соотношении уровней информационно-познавательной готовности к профессиональному взаимодействию в методических сообществах сети Интернет сре-

ди педагогов доу и студентов дошкольного отделения видна на диаграммах (см. рис. 3, 4).

Полученные данные свидетельствуют о существенно более высоком уровне информационно-познавательной готовности педагогов-практиков к общению и взаимодействию в сетевых сообществах профессиональной направленности. Это, по нашему мнению, объясняется большей заинтересованностью педагогов в профессиональном общении, чем студентов вуза, имеющих пока только опыт учебной деятельности.

Комплексный анализ анкет участников исследования позволил выделить следующие уровни готовности респондентов к профессиональному взаимодействию в интернет-сообществах (табл. 2).

таким образом, исследование педагогов и студентов дошкольного профиля на предмет готовности к взаимодействию в сетевых методических сообществах для повышения качества образовательного процесса показало в целом недостаточную готовность педагогов и студентов к общению и взаимодействию в профессиональной интернет-среде, однако можно отметить более высокий уровень готовности педагогов к такой деятельности, их

- инновлции в общем и про

высокую заинтересованность в новых формах профессионального взаимодействия.

Основываясь на полученных данных, мы можем сказать, что значительная часть педагогических работников, обладающих навыками использования компьютеров в профессиональных целях, нуждается в специальных мероприятиях по освоению новых инструментов, цифровых образовательных ресурсов и средств, появляющихся в образовательных учреждениях, для того чтобы эффективно получать консультационную поддержку и методическую помощь, быть источником учебных материалов, знакомиться с опытом коллег. В целях непрерывной методической поддержки и сопровождения профессионального взаимодействия педагогических кадров наибольшую эффективность, на наш взгляд, имеет создание и развитие педагогически ориентированных порталов и сообществ в сети Интернет.

литература

1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск : Изд-во БГУ, 1981.

2. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов н/Д., 1993.

3. Овчинникова Е.Г. Обучение учителей планированию опытно-экспериментальной работы : дис. ... канд. пед. наук. М., 1998.

4. Патаракин Е.Д. Стайные сетевые взаимодействия // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2005. № 8(2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Сапов А.М. Влияние интернет-коммуникаций на процесс формирования сообщества российских трейдеров (социологический анализ) : дис. ... канд. социол. наук. Новочеркасск, 2004.

6. Таратухина Ю.В., Мальцева С.В. Сетевые сообщества: коммуникационные аспекты // Автоматизация и современные технологии. 2008. №2. С. 21-26.

7. Фролов И.Н. Влияние сетевого сообщества на качество преподавания // Информационная безопасность в открытом образовании : материалы Все-

рос. науч.-практ. конф. Магнитогорск : МГУ, 2007. * * *

1. Dyachenko M.I., Kandyibovich L.A. Psihologiya vyisshey shkolyi. Minsk : Izd-vo BGU, 1981.

2. Kotova I.B., Shiyanov E.N. Pedagogicheskoe vzaimodeystvie. Rostov n/D., 1993.

3. Ovchinnikova E.G. Obuchenie uchiteley planirovaniyu opyitno-eksperimentalnoy rabotyi : dis. ... kand. ped. nauk. M., 1998.

4. Patarakin E.D. Staynyie setevyie vzaimodeyst-viya // Obrazovatelnyie tehnologii i obschestvo (Educational Technology & Society). 2005. № 8(2).

5. Sapov A.M. Vliyanie internet-kommunikatsiy na protsess formirovaniya soobschestva rossiyskih

гссионлльном образовании -

treyderov (sotsiologicheskiy analiz) : dis. ... kand. sotsiol. nauk. Novocherkassk, 2004.

6. Taratuhina Yu.V., Maltseva S.V. Setevyie soobschestva: kommunikatsionnyie aspektyi // Avtomatizatsiya i sovremennyie tehnologii. 2008. № 2. S. 21-26.

7. Frolov I.N. Vliyanie setevogo soobschestva na kachestvo prepodavaniya // Informatsionnaya bezopasnost v otkryitom obrazovanii : materialyi Vseros. nauch.-prakt. konf. Magnitogorsk : MGU, 2007.

Study of preschool teachers' readiness for professional cooperation in the conditions of network methodological communities

There are suggested the research results of preschool teachers' and students' readiness for cooperation in the conditions of the Internet communities. There are noted the components of readiness, given the quantitative and qualitative analysis of the results. There is characterized the network methodological community as the environment for organization of the effective professional cooperation.

Key words: network community, network methodological community, preschool education, professional education, professional cooperation.

(Статья поступила в редакцию 11.07.2014)

л.П. разбегаева, е.а. фирсова

(волгоград)

исследовательская культура старшеклассников в контексте гуманитарного образования

Обосновывается специфика гуманитарного исследования, раскрываются сущностные характеристики, а также выделяются критериальные основания и показатели сформированности исследовательской культуры старшеклассников.

Ключевые слова: исследовательская культура, исследовательская деятельность, гуманитарное образование, ценностно-смысловая коммуникация, гуманитарная исследовательская культура.

В настоящее время происходят стремительные изменения в обществе, требующие от современного человека новых качеств, таких как способность к творческому мышле-

© Разбегаева Л.П., Фирсова Е.А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.