Научная статья на тему 'Программа тьюторского сопровождения личностного самоутверждения старшеклассников'

Программа тьюторского сопровождения личностного самоутверждения старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ САМОУТВЕРЖДЕНИЕ / СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТЬЮТОР / PERSONAL SELF-ESTEEM / SENIOR SCHOOL AGE / PEDAGOGICAL MAINTENANCE / TUTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куракина Елена Сергеевна, Алисов Евгений Анатольевич

Рассмотрена проблема самоутверждения личности старшеклассников. Эта проблема является актуальной в современном обществе, которое предъявляет определенные требования к результатам развития личности обучающихся в условиях современной образовательной среды. Для удовлетворения запросов общества в гармонично развитой личности обучающегося, которая обладает определенными характеристиками, предложено реализовать программу тьюторского сопровождения личностного самоутверждения старшеклассников. В целях обеспечения конструктивности личностного самоутверждения обучающихся необходимо определить его показатели. В процессе анализа психолого-педа-гогической литературы были определены девять актуальных в контексте исследования показателей: доминирующая стратегия самоутверждения; общительность личности и установление прочных отношений с представителями разных социальных групп; способность к рефлексии внутреннего мира, собственных возможностей и поведения; сформированность ценностных ориентиров; уровень удовлетворения потребностей; стремление к саморазвитию; адекватность самооценки; мотивация к достижению успеха; креативное отношение к деятельности. Рассмотрены этапы работы тьютора, охарактеризована его деятельность, приведены примеры для реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куракина Елена Сергеевна, Алисов Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTOR MONITORING PROGRAM OF PERSONAL SELF-ESTEEM OF SENIOR HIGH SCHOOL STUDENTS

The problem of self-esteem of seniors’ identity is considered. This problem is urgent in modern society which imposes certain requirements to results of development of the identity of students in the conditions of the modern educational environment. For satisfaction of inquiries of society in harmoniously developed identity of the student who possesses certain characteristics, it is offered to realize the program of tutor maintenance of personal self-esteem of seniors. For ensuring constructability of personal self-esteem of students, it is necessary to define indicators. In the course of the analysis of psychology and pedagogical literature nine indicators, urgent in the context of a research, have been defined: the dominating strategy of self-esteem; sociability of the personality and establishment of the strong relations with representatives of different social groups; ability to a reflection of inner world, own opportunities and behaviour; formation of valuable reference points; level of satisfaction of requirements; aspiration to self-development; adequacy of a self-assessment; motivation to achievement of success; creative relation to activity. Stages of work of the tutor are considered, his activity is characterized and examples for realization are given.

Текст научной работы на тему «Программа тьюторского сопровождения личностного самоутверждения старшеклассников»

УДК 373.1

ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

© Елена Сергеевна КУРАКИНА

аспирант, общеинститутская кафедра теории и истории педагогики Московский городской педагогический университет 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4 Е-mail: [email protected] © Евгений Анатольевич АЛИСОВ доктор педагогических наук, профессор общеинститутской кафедры теории и истории педагогики Московский городской педагогический университет Е-mail: [email protected]

Рассмотрена проблема самоутверждения личности старшеклассников. Эта проблема является актуальной в современном обществе, которое предъявляет определенные требования к результатам развития личности обучающихся в условиях современной образовательной среды. Для удовлетворения запросов общества в гармонично развитой личности обучающегося, которая обладает определенными характеристиками, предложено реализовать программу тьюторского сопровождения личностного самоутверждения старшеклассников. В целях обеспечения конструктивности личностного самоутверждения обучающихся необходимо определить его показатели. В процессе анализа психолого-педагогической литературы были определены девять актуальных в контексте исследования показателей: доминирующая стратегия самоутверждения; общительность личности и установление прочных отношений с представителями разных социальных групп; способность к рефлексии внутреннего мира, собственных возможностей и поведения; сформированность ценностных ориентиров; уровень удовлетворения потребностей; стремление к саморазвитию; адекватность самооценки; мотивация к достижению успеха; креативное отношение к деятельности. Рассмотрены этапы работы тьютора, охарактеризована его деятельность, приведены примеры для реализации.

Ключевые слова: личностное самоутверждение; старший школьный возраст; педагогическое сопровождение; тьютор

DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-54-58

Проблема самоутверждения личности обучающихся в настоящее время является актуальной, а ее решение - неоднозначным и затруднительным. С одной стороны, современное общество характеризуется запросами личности с активной социальной позицией, способной к саморазвитию, самоорганизации, к принятию ответственных решений в собственной жизни, а с другой - педагогическому сопровождению личностного самоутверждения обучающихся в современной образовательной среде не уделяется должного внимания.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет требования к личностным результатам освоения программы, среди которых: готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению; сформиро-ванность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; умение ставить цели и строить жизненные планы и т. д. Перечисленные аспекты рассматриваются в образовательном стандарте как личностные универсальные учебные действия, которые подлежат формированию и развитию у обучающихся на всех образовательных ступенях [1]. Большинство перечисленных характеристик являются элементами самоутверждения и/или влияют на его конструктивность.

Феномен самоутверждения сравнительно недавно исследуется в науке. В ходе его изучения разрабатывались различные научные направления. В частности, изучением самоутверждения в возрастном аспекте занимались Л.И. Божович, С.В. Кривцова, А.В. Мудрик, B.C. Мухина, Д.И. Фельдштейн и др. Типологию и механизмы самоутверждения описывали И.Ф. Ведин, М.Л. Кубышкина,

Д.А. Леонтьев, Е.П. Никитин, В.Г. Ромек, Н.Е. Харламенкова, Р.Х. Шакуров. Как одну из форм саморазвития самоутверждение рассматривал В.Г. Маралов, как одну из форм самоопределения - Л.Н. Коган.

В современных психолого-педагогических исследованиях нет единого определения и толкования феномена самоутверждения. Самоутверждение рассматривается как социально-психологическое явление, обусловленное характеристиками социальной среды и деятельности человека, а также индивидуальными личностными особенностями человека. Сущность самоутверждения состоит в самовыражении, самопроявлении человеком индивидуальных особенностей в процессе взаимодействия с окружающей действительностью. Многие исследователи (А.Г. Ковалев, И.С. Кон, А.А. Орлов, А.В. Петровский, В.А. Петровский) в качестве необходимых элементов самоутверждения выделяют самонаблюдение, самообразование, самодисциплину, самоконтроль, социальную и творческую активность личности.

В работах Д.И. Фельдштейна указывается, что самоутверждение личности является особой, конкретно-возрастной формой поведения человека, присущей в основном подростковому и юношескому возрастам; феномен самоутверждения рассматривается как один из компонентов особого психического состояния, которое является определяющим и способствует развитию социальной зрелости растущего человека. Период становления самоутверждения отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества [2].

На основании проанализированной литературы были сделаны выводы о том, что на фоне многообразия показателей позитивного самоутверждения, существующих в психолого-педагогической диагностике, наиболее ярко выражены у старшеклассников:

- доминирующая стратегия самоутверждения;

- общительность личности и установление прочных отношений с представителями разных социальных групп;

- способность к рефлексии внутреннего мира, собственных возможностей и поведения;

- сформированность ценностных ориентиров;

- уровень удовлетворения потребностей;

- стремление к саморазвитию;

- адекватность самооценки;

- мотивация к достижению успеха;

- креативное отношение к деятельности [3-7].

С учетом потенциальных возможностей образовательных учреждений, решением проблемы становления конструктивного самоутверждения старшеклассников видится реализация программы педагогического сопровождения личностного самоутверждения.

Остановимся подробнее на функциональном значении тьютора в реализации программы педагогического сопровождения личностного самоутверждения. Проектировать и реализовывать программу в процессе тьюторской деятельности необходимо в соответствии с ее структурой.

Структура программы тьюторского сопровождения включает приведенные ниже модули [8].

Диагностический модуль определяет общий уровень развития личности обучающегося, исходный уровень личностного самоутверждения.

Базово-инвариантный модуль реализует идею базового содержания педагогического сопровождения личностного самоутверждения и отражает специфику конкретного образовательного учреждения.

Вариативно-личностный модуль определяет условия для развития коммуникативных, организаторских и социальных компетенций обучающихся, значимых для формирования конструктивности личностного самоутверждения.

Контрольно-развивающий модуль отражает конкретные направления, задачи, средства, ресурсы, предполагаемые результаты тьюторского сопровождения [9]. Реализация модулей программы тьюторского сопровождения личностного самоутверждения старшеклассников осуществляется в ходе четырех этапов.

На первом этапе тьюторского сопровождения необходима диагностика исходного уровня самоутверждения старшеклассников. В частности, зарекомендовали себя следующие методики для исследования: ведущей стратегии самоутверждения - «Стратегии

самоутверждения личности» (Е.П. Никитина, Н.Е. Харламенковой); психологических свойств и состояний личности - «Диагностика самоактуализации личности» (А.В. Лазу-кина в адаптации Н.Ф. Калина), «Методика исследования самооценки личности» (С.А. Будасси); мотивационной сферы -«Мотивация к успеху»/«Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерса) и др. Для оптимизации работы целесообразно использовать возможности современных социальных сервисов, таких как Google Disk, которые позволяют создать анкету/опросник, провести он-лайн-анкетирование, а также математическую обработку данных.

Второй этап тьюторского сопровождения направлен на установление диалога, субъект-субъектных отношений между тьютором и обучающимся. Задачей тьютора является раскрытие перед обучающимися многообразия мира социокультурных ценностей. В ходе этапа осуществляется тьюторское сопровождение поиска обучающимся своей жизненной позиции, ее сравнение с позициями окружающих людей (что способствует осмыслению личностью себя в реальном мире, самоопределению и самоактуализации).

На втором этапе целесообразно проведение лекций и бесед (групповых и индивидуальных), направленных на: осознание обучающимися своих интеллектуальных, творческих, личностных особенностей; развитие своих сильных сторон; осознание своих истинных стремлений и желаний в реальной жизни, а также развитие здоровой уверенности в себе и способностей в реальном общении. Семинары и дискуссии могут быть посвящены развитию лидерских качеств и личностному росту. При проведении тренингов важно расставить акценты на упражнениях, способствующих самопознанию и саморазвитию (например, «Тренинг уверенного поведения», «Тренинг личностного роста», на которых обучающиеся смогут проверить и обогатить свои коммуникационные навыки, повысить уровень уверенности в себе и в своих действиях).

Третий этап тьюторского сопровождения личностного самоутверждения старшеклассников предполагает создание тьютором условий, в которых обучающийся анализирует себя, свои действия, оценивает поступки, эффективность в общении с окружающими

людьми и т. д. Создаются условия для осуществления обучающимся нравственного выбора, активизируется работа, направленная на обеспечение конструктивности личностного самоутверждения. На основе рефлексии происходит переоценка ценностей обучающегося, общения и поведения в реальной и виртуальной жизни, что способствует актуализации процессов саморазвития, самосовершенствования.

На четвертом (заключительном) этапе тьюторского сопровождения личностного самоутверждения тьютор, опираясь на самостоятельность старшеклассников, создает условия для самоактуализации и самовыражения. Позиция обучающегося характеризуется активностью и проявлением инициативы. Он самостоятельно выбирает стратегию взаимоотношений с окружающими людьми. Внутренними регуляторами действий старшеклассника в данном случае являются отношения, установки и ориентации, которые выступают в качестве характеристик личностного самоутверждения человека.

Программой предусматривается разработка рекомендаций для педагогов, родителей по организации образовательного пространства и расширению сферы социальной активности обучающихся [10].

Таким образом, грамотному, последовательному и планомерному тьюторскому сопровождению личностного самоутверждения старшеклассников будет способствовать реализация программы, основанной на комплексе содержательных аспектов, нацеленных на развитие социальной зрелости растущего человека.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011.

2. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 2005. С. 74-137.

3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 23-24.

4. Кон И.С. Психология старшеклассников. М.: Педагогика, 1980.

5. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Российский открытый университет, 1992.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.

7. Подымова Л.С., Макарова Л.Н. Самореализация личности как психолого-педагогическая проблема: синергетический подход // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 1 (69). С. 89-93.

8. Алисов Е. А. Содержательные аспекты подготовки педагогов к проектированию индивидуальной образовательной программы в процессе тьюторской деятельности // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы 11 Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. И.А. Шаршов, Л.Н. Макарова. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2015. С. 276-280.

9. Тьютор в образовательном пространстве / под ред. В.П. Сергеевой. М.: УЦ Перспектива, 2014.

10. Ларина Е.Н. Психологические условия формирования способности к саморазвитию у старших подростков: дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2007.

References

1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [Federal State Educational Standard of Basic General Education]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. (In Russian).

2. Feldshteyn D.I. Psikhologiya razvitiya lichnosti v ontogeneze [Psychology of Personality Development in Ontogenesis]. Moscow, Pedagogika Publ., 2005, pp. 74-137. (In Russian).

3. Bozhovich L.I. Etapy formirovaniya lichnosti v ontogeneze [Stages of personality formation in ontogenesis]. Voprosy Psikhologii, 1979, no. 4, pp. 23-24. (In Russian).

4. Kon I.S. Psikhologiya starsheklassnikov [Upper-former's Psychology]. Moscow, Pedagogika Publ., 1980. (In Russian).

5. Petrovskiy V.A. Psikhologiya neadaptivnoy ak-tivnosti [Psychology of Inadaptive Activivty].

Moscow, Russian Open University Publ., 1992. (In Russian).

6. Petrovskiy A.V., Yaroshevskiy M.G. Osnovy teoreticheskoy psikhologii [Basic Principles of Theoretical Psychology]. Moscow, 1998. (In Russian).

7. Podymova L.S., Makarova L.N. Samorealizat-siya lichnosti kak psikhologo-pedagogicheskaya problema: sinergeticheskiy podkhod [Self-fulfillment of a person as a psychological and pedagogical problem: a synergic approach]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gu-manitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2009, no. 1 (69), pp. 89-93. (In Russian).

8. Alisov E.A. Soderzhatel'nye aspekty podgotovki pedagogov k proektirovaniyu individual'noy obrazovatel'noy programmy v protsesse t'yutor-skoy deyatel'nosti [Substantial aspects of teachers' preparation to the project of personal educational program in the process of tutor activity]. Materialy 11 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Lichnostnoe i pro-fessional'noe razvitie budushchego spetsialista» [Proceedings of the 11th International Scientific-Practical Conference "Personal and Professional Development of the Specialist"]. I.A. Sharshov, L.N. Makarova (executive eds.). Tambov, TRPO "Business-Science-Society", 2015, pp. 276-280. (In Russian).

9. Tyutor v obrazovatel'nom prostranstve [Tutor in the Educational Environment]. V.P. Sergeeva (ed.). Moscow, Learining Centre Perspektiva, 2014. (In Russian).

10. Larina E.N. Psikhologicheskie usloviya formiro-vaniya sposobnosti k samorazvitiyu u starshikh podrostkov. Diss. kand. ... psihol. nauk [Psychological conditions of formation the ability to self-esteem of upper-forms. Cand. psychol. sci. diss.]. Samara, 2007. (In Russian).

Поступила в редакцию 15.05.2017 г. Received 15 May 2017

UDC 373.1

TUTOR MONITORING PROGRAM OF PERSONAL SELF-ESTEEM OF SENIOR HIGH SCHOOL STUDENTS Elena Sergeevna KURAKINA

Post-graduate Student, General-Institute Department of Theory and History of Pedagogy Moscow City University

4 2y Selskokhozyaystvennyy Dr., Moscow, Russian Federation, 129226 E-mail: [email protected] Evgeniy Anatolevich ALISOV

Doctor of Pedagogy, Professor of General-Institute Department of Theory and History of Pedagogy Moscow City University E-mail: [email protected]

The problem of self-esteem of seniors' identity is considered. This problem is urgent in modern society which imposes certain requirements to results of development of the identity of students in the conditions of the modern educational environment. For satisfaction of inquiries of society in harmoniously developed identity of the student who possesses certain characteristics, it is offered to realize the program of tutor maintenance of personal self-esteem of seniors. For ensuring con-structability of personal self-esteem of students, it is necessary to define indicators. In the course of the analysis of psychology and pedagogical literature nine indicators, urgent in the context of a research, have been defined: the dominating strategy of self-esteem; sociability of the personality and establishment of the strong relations with representatives of different social groups; ability to a reflection of inner world, own opportunities and behaviour; formation of valuable reference points; level of satisfaction of requirements; aspiration to self-development; adequacy of a self-assessment; motivation to achievement of success; creative relation to activity. Stages of work of the tutor are considered, his activity is characterized and examples for realization are given.

Key words: personal self-esteem; senior school age; pedagogical maintenance; tutor DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-54-58

Для цитирования: Куракина Е.С., Алисов Е.А. Программа тьюторского сопровождения личностного самоутверждения старшеклассников // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 4 (168). С. 54-58. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-54-58.

For citation: Kurakina E.S., Alisov E.A. Programma t'yutorskogo soprovozhdeniya lichnostnogo samoutverzhdeniya starsheklassnikov [Tutor monitoring program of personal self-esteem of senior high school students]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 4 (168), pp. 5458. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-54-58. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.