Научная статья на тему 'Влияние виртуализации образовательного пространства на современного студента'

Влияние виртуализации образовательного пространства на современного студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
491
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ / ИННОВАЦИИ / STUDENTS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / VIRTUALIZATION / INTERNET / INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алисов Евгений Анатольевич, Куракина Елена Сергеевна

Авторы статьи призывают обратить пристальное внимание на то, что педагогическая реальность современной высшей школы характеризуется целым рядом параметров, не свойственных ей несколько десятилетий назад. Предпринимается попытка осмысления значимых аспектов, касающихся восприимчивости личности современного студента к процессу виртуализации образовательного пространства. Анализируется спектр модификаций, приобретаемых образовательной средой вуза под влиянием виртуализации. Материал подается в ключе акцентирования на преимуществах виртуальной образовательной реальности. Выявляются содержательные параметры взаимодействия современного студента и виртуальной образовательной среды, которые могли бы служить своеобразными «маркерами погружения» субъекта в виртуальное образовательное пространство. Отмечается, что достижение целей обучения при использовании интернет-ресурсов способствует развитию личностных качеств обучающихся, таких как: уверенность в себе, способность работать в коллективе; повышает стремление к достижению успеха, а также к высокой самооценке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors are calling to pay more attention to the fact that the reality of the modern pedagogical higher school is characterized by a number of parameters that were not peculiar to her a few decades ago. The author makes an attempt to understand important aspects which related to the susceptibility of the individual student in the process of modern educational space virtualization. The author analyzes the spectrum of modifications, which acquired the educational environment of high school under the virtualization influence. Material is served with an emphasis on the benefits of a virtual educational reality. The author reveals the meaningful interaction parameters of the modern student and virtual educational environment, which could serve as a sort of «markers of immersion» subject in the virtual educational environment. It is noted that the achievement of learning objectives by using Internet resources contributes to the development of personal qualities of students, such as self-confidence, ability to work in a team; increases the desire to achieve success and high self-esteem.

Текст научной работы на тему «Влияние виртуализации образовательного пространства на современного студента»

УДК 378:004

doi: 10.20310/1810-231X-2016-15-4-15-19

ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

Алисов Евгений Анатольевич, Куракина Елена Сергеевна

Московский городской педагогический университет, Россия, г. Москва e-mail: evgenii.alisov@mail.ru

Авторы статьи призывают обратить пристальное внимание на то, что педагогическая реальность современной высшей школы характеризуется целым рядом параметров, не свойственных ей несколько десятилетий назад. Предпринимается попытка осмысления значимых аспектов, касающихся восприимчивости личности современного студента к процессу виртуализации образовательного пространства. Анализируется спектр модификаций, приобретаемых образовательной средой вуза под влиянием виртуализации. Материал подается в ключе акцентирования на преимуществах виртуальной образовательной реальности. Выявляются содержательные параметры взаимодействия современного студента и виртуальной образовательной среды, которые могли бы служить своеобразными «маркерами погружения» субъекта в виртуальное образовательное пространство. Отмечается, что достижение целей обучения при использовании интернет-ресурсов способствует развитию личностных качеств обучающихся, таких как: уверенность в себе, способность работать в коллективе; повышает стремление к достижению успеха, а также к высокой самооценке.

Ключевые слова: студенчество, образовательная среда, виртуализация, Интернет, инновации

Изменяющаяся среда жизнедеятельности человека оказывает на него сильное влияние. В системе факторов, приобретающих все более весомое значение, особо можно выделить интернет-технологии. Они стали неотъемлемой частью жизни людей, в частности - студентов. Студенчество представляет собой самостоятельную социальную группу, занимающуюся накоплением и усвоением научных знаний и овладением профессиональными навыками, обладающую большим ресурсом адаптации к динамично меняющимся социальным контекстам. Студенческая молодежь - это часть общества, которая обладает приоритетом сензитивности к инновационным процессам, что позволяет ей «экспериментировать» с нововведениями в современном обществе.

Педагогическая реальность современной высшей школы характеризуется целым рядом параметров, не свойственных ей несколько десятилетий назад. В качестве полноценной составляющей этой реальности оформляется ее виртуальная составляющая, требующая пристального внимания преподавателей. Очерчивая круг методологических, организационно-содержательных и иных аспектов современного образовательного про-

странства, представляется важным обращение к общей характеристике потенциала образовательного окружения личности [1]. Значимыми становятся вопросы обеспечения эффективности функционирования педагогического процесса, создания условий развития личности с учетом обязательности соответствия нормативным установкам тенденций и вариаций внедрения инновационных преобразований.

В определении содержательных параметров современной педагогической реальности уделяется внимание, в частности, рассмотрению роли компьютера, информационных технологий, мультимедиа в образовании - то есть виртуальной реальности. Всесторонне анализируются преимущества использования подобных средств, совокупность потенциальных возможностей в контексте решаемой проблемы. Однако компьютерные образовательные технологии таят в себе и ряд недостатков, особо актуализирующихся в процессе развития личности. Неоспоримые достоинства новейших информационных технологий в ходе моделирования идеальных условий жизнедеятельности с учетом современного проявления фундаментального антропологического кризиса, с одной стороны,

оборачиваются тенденциями ухода от реальности природной среды, отчужденности, с другой.

Прилагательное «виртуальный» в своем изначальном смысле означает, что, будучи приложенным к отдельному объекту, оно преобразует его в ранг субъекта, наделенного особыми совершенными качествами, врожденной энергией, позволяющей этому субъекту принимать активное участие в преобразованиях и взаимодействиях с другими объектами бытия. Феномен виртуальности воплотил в себе две мечты и два страха человека - его способность воображать и создавать возможные миры, иную реальность, жить в ней, чувствовать, страдать и любить. Вторая мечта и страх более молодые, и относятся они к проблеме технического обеспечения жизни, стремления ее облегчить, украсить, разнообразить, связать с высокими технологиями. Компьютерные технологии выступают в качестве особого средства организации исследовательской деятельности современных студентов. Не учитывать этот факт в процессе ее организации уже невозможно.

Сопряжение технологий виртуальной реальности с международной компьютерной сетью Интернет дает новую образовательную среду, в которой студент может: учиться и творить одновременно; общаться дистанционно с тьюторами и студентами в киберпро-странстве так же, как это происходило бы в реальной обстановке; получать доступ к неограниченному количеству информационных ресурсов, из которых он может выбирать необходимые для обучения; находить любой информационный ресурс практически мгновенно, при помощи гипертекста и большого количества поисковых систем; сохранять в процессе обучения физическое здоровье, используя устройства для придания пользователю состояния естественной динамики в киберпространстве, такие как вирту-сфера и др. Под психологическим виртуалом понимается особая форма психологического отражения. Виртуалу противостоит консуетал, под которым подразумевается психическое отражение «нормальной» действительности. Виртуал и консуетал составляют понятие «психологическая виртуальная реальность».

Под виртуальной образовательной средой понимают информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, корпоративных и глобальных компью-

терных сетей, формируемые и используемые для образовательных целей всеми участниками образовательного процесса.

Виртуальная образовательная среда создана и развивается для эффективной коммуникации всех участников образовательного процесса. Отсутствие у специалиста компетенций владения соответствующими технологиями априори ограничивает его профессиональные возможности, оставляя на «обочине» прогрессивных тенденций в области образования. Образовательная среда должна удовлетворять потребности личности в успешной социальной адаптации, профессиональном становлении.

В качестве составляющих модели студента, обучающегося в виртуальной образовательной среде, выступают следующие группы навыков и умений самостоятельной работы: навыки и умения планирования самообразования, ориентирования в научной и учебной информации, библиографической работы, рационального и правильного слушания и записи лекций, работы с книгой, пользования ресурсами Интернет [2].

Попытка выявления содержательных параметров взаимодействия современного студента и виртуальной образовательной среды, которые могли бы служить своеобразными «маркерами погружения» субъекта в виртуальное образовательное пространство, привела к нижеследующему результату. К таким «маркерам» относятся:

1. Использование интернет-ресурсов для обучения. Уникальные возможности Глобальной сети позволяют сделать акцент на самостоятельной работе студента в рамках специально организованных видах деятельности. С помощью интернет-технологий можно организовать самостоятельную работу обучающихся и развить у них навыки самостоятельной деятельности. Это будет способствовать более качественному усвоению теоретического материала, применению его на практике и в конечном итоге приведет к повышению эффективности высшего образования.

В Концепции государственной информационной политики Российской Федерации отмечается, что достижение целей этой политики требует развития и совершенствования системы всеобщего образования и профессиональной подготовки кадров, обеспечивающей полноценную жизнь и эффективную деятельность человека в информацион-

ном обществе XXI в. Информатизация образования означает не просто использование программно-технических средств - она должна вести к радикальному изменению организации и сущности процессов обучения и развития человека, к формированию творческой личности. Применение компьютерных технологий ведет к существенной перестройке науки и образования, открывая для них новые перспективы для развития информационной компетентности [3].

Наибольшее распространение применения компьютерных технологий в образовании сегодня получил процесс использования интернет-ресурсов. Новые технологии позволяют молодому поколению оперативно получать самую последнюю информацию о том, что происходит в мире. Студенты овладевают «безграничными» возможностями Интернета. Использование этих возможностей в учебной деятельности превращает обыкновенные занятия в чрезвычайно увлекательный и творческий учебный процесс. Современные компьютерные технологии могут обеспечить передачу знаний и доступ к разной учебной информации, наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Они позволяют осуществить принципиально новый подход к изучению различных дисциплин.

Использование интернет-ресурсов в учебной деятельности позволяет изменить и позицию преподавателя. Он становится организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, создания творческих работ и т. д. Достижение целей обучения при использовании интернет-ресурсов способствует развитию личностных качеств обучающихся, таких как: уверенность в себе, способность работать в коллективе; повышает стремление к достижению успеха, а также к высокой самооценке. Позитивные отзывы преподавателей и сокурсников о проделанной работе, позволяют студенту самоутвердиться. В процессе такой работы студенты устанавливают более глубокие и тесные контакты с окружающими их людьми, что способствует их самоактуализации. Студенты обладают огромными возможностями для корректировки, обработки и представления учебного материала.

Особо следует отметить возможности дистанционного обучения. Оно отличается от традиционного обучения тем, что создает новую образовательную информационную

среду, в которую погружается студент. Автономность личности в образовании — это социально-психологическое качество, позволяющее человеку действовать независимо от внутренних и внешних установок, а также демонстрировать способность к самостоятельности и самопониманию. Дистанционная форма обучения обеспечит формирование автономности студентов, так как ее развитие тесно связано с необходимостью проявления познавательной активности, саморазвития, инициативности, ответственности, свободы выбора, мотивации к овладению новыми знаниями и способами действий [4].

2. Степень вовлеченности в интернет-общение. Интернет-социализация представляет безграничные возможности для общения студентов, во многом благодаря социальным сетям. Молодежь является наиболее активной аудиторией пользователей социальных сетей, во многом предпочитая виртуальное общению реальному. Многих студентов в виртуальном общении привлекает быстрота, удобство, отсутствие пространственных ограничений, возможность найти новых друзей, анонимность [5]. Стоит заметить, что именно анонимность - одна из самых привлекательных свойств интернет-общения. Ведь реальное общество не дает возможностей полностью раскрыться личности в общении, сковывая рамками норм и правил. Общаясь виртуально, человек может раскрыться именно настолько, насколько позволяет именно его желание, а не желание окружающих. Также при общении в Интернете можно выбрать некий образ, который может служить студенту возможным ориентиром для саморазвития и самопонимания, так как в процессе освоения новой роли, студенты будут сравнивать «Я-реальное» и «Я-виртуальное».

Межличностное общение студентов представляет собой самостоятельную форму активной деятельности, направленную на взаимодействие друг с другом. Оно выступает как средство, обеспечивающее возможность передачи информации, способствующее раскрытию личности, поддержанию эмоционального равновесия, освоению социальных ролей, формированию идентичности, поиску благоприятных психологических условий взаимодействия и самовыражения [6]. Такое общение с использованием средств Интернета играет большую роль в установлении социальных отношений, предоставляя потенци-

альную возможность связи с любым из миллионов подключенных к сети пользователей. Успех в налаживании контактов с незнакомыми людьми или поддержание уже имеющихся контактов, несомненно, способствует самоутверждению студентов.

3. Общение в Сети создает возможность расширения своего круга общения и знакомства с людьми разных социальных групп. Важной особенностью интернет-коммуникации, по словам В. Нестерова, является очень быстрое расширение круга общения [7]. В виртуальном социуме количество социальных контактов студентов увеличивается, а коммуникативные возможности человека расширяются. В реальности же круг возможных знакомств достаточно ограничен, особенно при устоявшемся образе жизни. Причинами этого могут являться: ограниченность во времени (из-за напряженной учебной деятельности), географические границы, разный социальный статус, организация жизни и т. д. Благодаря интернет-социализации происходит расширение круга общения, однако некоторые отмечают, что глубина взаимоотношений теряется. Многие интернет-пользователи начинают больше ценить людей, находящихся рядом. Это можно рассматривать как следствие формирования ценностных ориентиров. Интернет-взаимодействие может способствовать развитию толерантности к окружающей действительности и гибкости в общении за счет контактов с незнакомыми людьми. Также, благодаря инвариантности и множественности контактов и мнений, может происходить формирование таких черт характера как безоценочность по отношению к поведению себя или других, гибкость взглядов и представлений. Верификации получаемой информации и ее системный анализ в процессе расширения круга общения, может способствовать формированию более адекватного представления о восприятии реальности. Интернет-взаимодействие с людьми различных взглядов и мнений требует от пользователя (студента) постоянного поиска новых форм общения, самопрезентации, расширения собственного кругозора.

Приведенные «маркеры погружения» субъекта в виртуальное образовательное пространство расширяют возможности самоактуализации личности студентов, влияя на систему ценностей. Ценностно-смысловые

доминанты восприятия мира рассматриваются в качестве важных признаков образовательного пространства, в которых раскрывается его педагогический потенциал [8, с. 232]. Вариативный способ организации виртуальной образовательной среды обеспечивает лабильность, функциональную гибкость и разноаспектную полноту проявления показателя насыщенности образовательной среды, задаваемой через образовательные ресурсы, черпаемые для обеспечения свободы выбора возможностей взаимодействия личности и окружающего мира. Таким образом, ценностно-смысловые доминанты восприятия мира в контексте виртуализации современного образовательного пространства приобретают особую значимость и актуальность.

Литература

1. Макарова Л. Н., Копытова Н. Е., Королева А. В. Конструктивные и деструктивные возможности изменяющейся внешней информационной среды // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2012. № 6 (110). С. 84-91.

2. Алисов Е. А. Виртуальная образовательная среда в педагогической реальности современной высшей школы // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста / отв. ред. Л. Н. Макарова, И. А. Шаршов. Тамбов, 2010. С. 315-318.

3. Грибан О. Н. Компьютерные технологии как средство развития информационной компетентности современного педагога // Мультимедиа-технологии в образовании: путь к свободе. Екатеринбург, 2011.

4. Сырцова Е. Л. Возможности дистанционного обучения для развития автономности студентов // Фундаментальные исследования. 2007. № 10. С. 103-104.

5. Интернет-общение студентов как социальный феномен. URL: http://virtualexs.ru/cgi-bin/exsurveys/research.cgi?mode=query&ac=1077&r1 =_q10&query=opinion (дата обращения: 3.09.2016).

6. Лукина Н. А. Психологические особенности опосредованного Интернетом межличностного общения студентов. URL: http://www.dissercat.-com-/content/psikhologicheskie-osobennostioposred-ovan-nogo-internetom-mezhlichnostnogo-obshche-niya-studen (дата обращения: 3.09.2016).

7. Нестеров В. В. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете // Мир Internet. 2000. № 3. С. 58-61.

8. Алисов Е. А. Виртуальные и сенсорно-экологические ценности современного образовательного пространства // Виртуальное пространство культуры / под ред. Е. В. Листвиной. Саратов, 2008. С. 229-235.

References

1. Makarova L. N., Kopytova N. E., Korole-va A. V. Konstruktivnye i destruktivnye vozmozhnosti izmenyayushchejsya vneshnej informacionnoj sredy [Constructive and destructive opportunities of changing out-information environment] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2012. № 6(110). S. 84-91.

2. Alisov E. A. Virtual'naya obrazovatel'naya sreda v pedagogicheskoj real'nosti sovremennoj vysshej shkoly [The virtual educational environment in teaching reality of modern higher school] // Lich-nostnoe i professional'noe razvitie budushchego spe-cialista / otv. red. L. N. Makarova, I. A. SHarshov. Tambov, 2010. S. 315-318.

3. Griban O. N. Komp'yuternye tekhnologii kak sredstvo razvitiya informacionnoj kompetentnos-ti sovremennogo pedagoga [Computer technologies as means of development information competence modern teacher] // Mul'timedia-tekhnologii v obra-zovanii: put' k svobode. Ekaterinburg, 2011.

4. Syrcova E. L. Vozmozhnosti distancionnogo obucheniya dlya razvitiya avtonomnosti studentov [Distance learning opportunities for the development of students' autonomy] // Fundamental'nye issledo-vaniya. 2007. № 10. S. 103-104.

5. Internet-obshchenie studentov kak social'nyj fenomen [Internet communication students as a social phenomenon]. URL: http://virtualexs.ru/cgi-bin/exsurveys/research.cgi?mode=query&ac=1077&r 1=_q10&query=opinion (data obrashcheniya: 3.09.2016).

6. Lukina N. A. Psihologicheskie osobenno-sti oposredovannogo Internetom mezhlichnostnogo ob-shcheniya studentov [Psychological features interpersonal communication of students which mediated the Internet]. URL: http://www.dissercat.com-/content-/psikhologicheskie-osobennostioposredovan-nogoi-nternetom-mezhlichnostnogo-obshcheniya-studen (data obrashcheniya: 3.09.2016).

7. Nesterov V. V. K voprosu ob emocional'noj nasyshchennosti mezhlichnostnyh kommunikacij v Internete [To a question about the emotional richness of interpersonal communication in the Internet] // Mir Internet. 2000. № 3. S. 58-61.

8. Alisov E. A. Virtual'nye i sensor-noekologicheskie cennosti sovremennogo obrazova-tel'nogo prostranstva [Virtual and sensory ecological values of modern educational space] // Virtual'noe prostranstvo kul'tury / pod red. E. V. Listvinoj. Saratov, 2008. S. 229-235.

* * *

INFLUENCE OF VIRTUALIZATION EDUCATIONAL SPACE FOE THE MODERN STUDENTS

Alisov Evgenij Anatolyevich, Kurakina Elena Sergeevna

Moscow city pedagogical university, Russia Federation, Moscow e-mail: evgenii.alisov@mail.ru

The authors are calling to pay more attention to the fact that the reality of the modern pedagogical higher school is characterized by a number of parameters that were not peculiar to her a few decades ago. The author makes an attempt to understand important aspects which related to the susceptibility of the individual student in the process of modern educational space virtualization. The author analyzes the spectrum of modifications, which acquired the educational environment of high school under the virtualization influence. Material is served with an emphasis on the benefits of a virtual educational reality. The author reveals the meaningful interaction parameters of the modern student and virtual educational environment, which could serve as a sort of «markers of immersion» subject in the virtual educational environment. It is noted that the achievement of learning objectives by using Internet resources contributes to the development of personal qualities of students, such as self-confidence, ability to work in a team; increases the desire to achieve success and high self-esteem.

Key words: students, educational environment, virtualization, Internet, innovation

Об авторах:

Алисов Евгений Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории педагогики Московского городского педагогического университета

Куракина Елена Сергеевна, аспирантка кафедры теории и истории педагогики Московского городского педагогического университета

About the author:

Alisov Evgenij Anatolyevich, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Theory and History of Pedagogics Department, Moscow city Pedagogical University

Kurakina Elena Sergeevna, Graduate Student of the Theory and History of Pedagogics Department, Moscow city Pedagogical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.