Научная статья на тему 'Возможности использования социальных сервисов в условиях информационно-коммуникационной образовательной среды'

Возможности использования социальных сервисов в условиях информационно-коммуникационной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
523
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SOCIAL SERVICES / INFORMATIONAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куракина Елена Сергеевна, Алисов Евгений Анатольевич

Современный этап развития общества характеризуется глобальной информатизацией, которая постепенно меняет осмысление действительности людьми и их подход к окружающему. Новые технологии позволяют сделать жизнь людей проще, а организацию обучения интересней. Социальные сервисы являются популярным средством коммуникации в условиях информатизации жизни. Новая информационно-коммуникационная образовательная среда, использующая эти сервисы, способна изменить традиционные взгляды на систему образования за счет новых методов, форм и средств работы. Обоснованы некоторые проблемы и предпосылки формирования современной информационно-коммуникационной образовательной среды, а также охарактеризованы возможности информационно-коммуникационной образовательной среды (социальных сервисов) для обеспечения личностного развития обучающихся. Проанализированы наиболее популярные и часто используемые социальные сервисы: социальные сети, сервисы обмена мультимедийными данными, сервисы обмена документами, сервисы коммуникации в реальном времени, сервисы для сотрудничества, сервисы блоггинга и микроблоггинга. Организация обучения с помощью новых «инструментов» позволят обогатить образовательный процесс, сделав его более простым и привычным для обучающихся. Созданные условия для личностного развития будут направлены на удовлетворение образовательных потребностей, интересов и их личностных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куракина Елена Сергеевна, Алисов Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR SOCIAL SERVICES USE IN THE CONDITIONS OF INFORMATION AND COMMUNICATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The modern stage of the development of society is characterized by global informatization, which gradually changes people’s comprehension of reality and their approach to the environment. New technologies make life easier for people, and the organization of training is more interesting. Social services are a popular means of communication among people in the context of informatization of life. A new information and communication educational environment can change traditional views on the education system through new methods, forms and means of work using these services. Some of the problems and prerequisites for the introduction of the information and communication educational environment, as well as the possibilities of the information and communication educational environment (social services) to ensure the personal development of students is substantiated. The most popular and frequently used social services are analyzed: social networks, multimedia data exchange services, document exchange services, real-time communication services, collaboration services, blogging and microblogging services. Organization of training with the help of new “tools” will enrich the educational process, making it more simple and familiar for students. And the created conditions for personal development will be aimed at satisfaction of educational needs, interests and their personal characteristics.

Текст научной работы на тему «Возможности использования социальных сервисов в условиях информационно-коммуникационной образовательной среды»

УДК 373.1

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

© Елена Сергеевна КУРАКИНА

аспирант, общеинститутская кафедра теории и истории педагогики Московский городской педагогический университет 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4 E-mail: [email protected] © Евгений Анатольевич АЛИСОВ доктор педагогических наук, профессор общеинститутской кафедры теории и истории педагогики Московский городской педагогический университет Е -mail: [email protected]

Современный этап развития общества характеризуется глобальной информатизацией, которая постепенно меняет осмысление действительности людьми и их подход к окружающему. Новые технологии позволяют сделать жизнь людей проще, а организацию обучения интересней. Социальные сервисы являются популярным средством коммуникации в условиях информатизации жизни. Новая информационно-коммуникационная образовательная среда, использующая эти сервисы, способна изменить традиционные взгляды на систему образования за счет новых методов, форм и средств работы. Обоснованы некоторые проблемы и предпосылки формирования современной информационно-коммуникационной образовательной среды, а также охарактеризованы возможности информационно-коммуникационной образовательной среды (социальных сервисов) для обеспечения личностного развития обучающихся. Проанализированы наиболее популярные и часто используемые социальные сервисы: социальные сети, сервисы обмена мультимедийными данными, сервисы обмена документами, сервисы коммуникации в реальном времени, сервисы для сотрудничества, сервисы блоггинга и мик-роблоггинга. Организация обучения с помощью новых «инструментов» позволят обогатить образовательный процесс, сделав его более простым и привычным для обучающихся. Созданные условия для личностного развития будут направлены на удовлетворение образовательных потребностей, интересов и их личностных особенностей.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная образовательная среда; социальные сервисы; информатизация

DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3(166)-33-38

Глобальная информатизация на современном этапе развития общества оказывает влияние на все его сферы. В результате такого влияния общество становится информационным, что приводит к необходимости модернизации образования; обозначаются новые требования к качеству и содержанию информационно-коммуникационной образовательной среды [1; 2].

Переход к новым образовательным стандартам и изменение сложившихся десятилетиями норм и особенностей обучения является глобальной проблемой для многих стран. Среди наиболее актуальных проблем можно отметить:

- технические особенности введения новых технологий в образовательный процесс;

- финансовую составляющую покупки и поддержки;

- методическую разработку программ, включающую работу методистов, педагогов и психологов;

- темпы компьютеризации и сетевого взаимодействия информационных ресурсов [3];

- потребность в мобильных высококвалифицированных профессионалах, способных принимать нововведения в условиях динамично меняющейся действительности, заинтересованных в продвижении и популяризации образования за счет информатизации, которая может сделать образование «модным» и интересным для молодежи.

Информатизация общества - глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляе-

мые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного обмена [4]. Помимо реализации свободного доступа каждого человека к всеобщим информационным ресурсам, положительной стороной информатизации является переход к новым формам занятости. Также среди других положительных последствий информатизации следует отметить рост, развитие и возможность удовлетворения информационных потребностей людей за счет многообразия и доступности ресурсов.

Переход к новым образовательным стандартам требует пересмотра целей и задач функционирования традиционной образовательной среды, формирования новой, информационно-коммуникационной, образовательной среды (далее ИКОС), основанной на применении информационно-коммуникационных технологий и направленной на обеспечение условий для развития личностных особенностей обучающихся, их самостоятельности, конкурентоспособности и творческих способностей.

Под ИКОС мы понимаем совокупность условий, влияний и возможностей, обеспечивающих эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательных отношений с помощью информационных ресурсов, интерактивных средств, информационно-коммуникационных технологий, ориентированных на достижение современных образовательных результатов.

Уникальные возможности интернет-технологий и различных устройств позволяют организовать работу обучающихся лучшим образом и развить у них навыки самостоятельной деятельности, что способствует более качественному усвоению теоретического материала, применению его на практике, ведет к повышению эффективности системы образования. Активное использование обучающимися возможностей новых технологий в учебной деятельности, в частности, старшеклассниками, превращает обыкновенные занятия в чрезвычайно увлекательный и творческий учебный процесс. Современные компьютерные технологии могут обеспечить передачу знаний и доступ к разной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Они позволяют осуществить принци-

пиально новый подход к изучению различных дисциплин. Меняется и роль преподавателя. Перестав быть «источником знаний», он становится организатором процесса исследования. Достижение целей обучения при использовании интернет-ресурсов способствует развитию социальных и психологических качеств обучающихся, таких как уверенность в себе, способность работать в коллективе; повышает стремление к достижению успеха; а также повышает самооценку. В процессе такой работы обучающиеся устанавливают более глубокие и тесные контакты с окружающими их людьми, что способствует их самоактуализации и самоутверждению. Выступая инструментом обучения, информационно-коммуникационные средства способствуют и творческому развитию личности, ее креативности, предоставляя возможность для корректировки, обработки и представления учебного материала. Это дает возможность обучающимся самим выбирать как содержание, так и оформление работ [5].

Новые технологии представляют безграничные возможности для общения обучающихся. Многих обучающихся в «удаленном», виртуальном, общении привлекает быстрота, удобство, отсутствие пространственных ограничений, возможность найти новых друзей, анонимность [6]. Возможность полностью раскрыться личности в общении, не сковываясь рамками норм и правил, способствует поддержанию эмоционального равновесия, освоению социальных ролей, формированию идентичности, поиску благоприятных психологических условий взаимодействия и самовыражения [7]. Важной особенностью интернет-коммуникации, по словам В. Нестерова, является очень быстрое расширение круга общения. Виртуальный социум, использование сервисов и мессенджеров для удаленного общения позволяет увеличить количество контактов и расширить коммуникативные возможности [8].

В условиях ИКОС существенно меняются роли и сущность взаимодействия участников образовательных отношений с новой направленностью на создание условий для личностного развития и саморазвития (образовательных потребностей, психологических особенностей, познавательных способностей и других интересов обучающихся). Н.Н. Новикова выделяет следующие виды учебной

деятельности обучающихся в условиях ИКОС, соответствующие новым ориентирам:

- выполнение поисково-аналитических заданий;

- исследовательская и проектная деятельность, групповая деятельность;

- взаимодействие в сетевых сервисах;

- участие в обсуждениях [9].

Рассмотрим подробнее возможности

различных социальных сервисов и приложений для использования в образовательном процессе. К наиболее популярным и часто используемым социальным сервисам относятся: социальные сети, сервисы обмена мультимедийными данными, сервисы обмена документами, сервисы коммуникации в реальном времени, сервисы для сотрудничества, сервисы блоггинга и микроблоггинга.

Социальная сеть - это социальная платформа для непосредственного общения, объединяющая людей с общими интересами по всему миру. К наиболее популярным в России социальным сетям относятся: Facebook, УК, Одноклассники, Google+.

Они предоставляют следующие возможности для использования в образовательном процессе:

- создание закрытых групп для стимулирования общения и обмена информацией;

- обмен и хранение любых материалов (тексты, аудио- и видеозаписи, анимационные файлы);

- возможность иметь доступ ко всем материалам курса в одном месте, что делает курс более организованным, экономит время и позволяет всем участникам ориентироваться в материалах и ресурсах курса;

- поддержание круглосуточной коммуникации с обучающимися;

- создание специальных приложений в виде онлайн-тестов и заданий, а также объявлений и напоминаний (исходя из потребностей обучающихся), которые помогут всегда быть в курсе событий;

- возможность проведения тестов или опросов;

- обратная связь по любому вопросу;

- возможность проводить опросы касательно текущих организационных вопросов темы/модуля/курса.

Сервисы обмена мультимедийными данными - это мультимедийная платформа, которая предлагает творческие, адаптивные и

безопасные учебные ситуации для участников образовательных отношений. К ним можно отнести: Youtube/Rutube, Picasa, Realtimeboard. Использование этих сервисов в образовательном процессе имеет ряд возможностей и преимуществ, таких как:

- организация как индивидуальной, так и групповой работы обучающихся;

- возможность для создания любого мультмедийного «продукта» для обучения (постеров, портфолио, проектов, смысловых карт и т. д.);

- возможность интегрировать в продукт файлы любых форматов (тексты, аудио-, видеоизображения, анимация/моделирование);

- использование проблемно-ориентированного подхода к обучению или модели формирования понятий;

- обмен сообщениями, что дает дополнительные возможности для коммуникаций.

Сервисы обмена документами (Dropbox, Google Диск, Яндекс Диск) - тип социальных сервисов, который базируется на технологии облака.

Если Dropbox представляет возможность только обмениваться и хранить файлы, без возможности создания нового документа, то Google Диск (сервис для обмена и синхронизации файлов, поддерживаемый платформой Google) охватывает более широкий спектр возможностей. Во-первых, это персональная облачная система хранения данных в режиме онлайн, доступ к которым возможен с любого устройства, имеющего выход в Интернет. Во-вторых, Google Диск дает возможность создавать документы прямо на этих сервисах, обмениваться документами и работать над ними одновременно с теми, у кого есть доступ к ним. Эти сервисы позволяют делиться работами обучающихся в рамках курса или при использовании URL-адреса, делать их общедоступными, а также предоставляют возможность комментирования публикации файлов.

Сервисы коммуникации в реальном времени - это платформы для мгновенного обмена сообщениями и общения посредством (видео-) чата. К таким сервисам относятся: Skype, Viber, WhatsApp, Google Hangouts.

Платформа Google Hangouts, как и Viber или WhatsApp, дает возможность общения между двумя и более пользователями. Эти сервисы можно использовать как способ

привлечения обучающихся к коллективной практике обучения, а также для организации видеоконференций. Они прекрасно подходят для проведения дискуссий. С их помощью можно «создать встречу» и пригласить обучающихся для участия в обсуждении актуальных вопросов. Google Hangouts позволяет на экране совместно работать над документами в Google Docs.

Сервисы для сотрудничества - это бесплатный сетевой хостинг (от англ. hosting -размещение) для совместной работы над текстами. Например, Wikispaces позволяет создать рабочее пространство для выполнения работы и управления всеми ресурсами, обсуждениями и проектами в рамках темы/курса из одного места, что весьма важно для организации учебного процесса и совместной работы. Рабочее пространство доступно всем участникам образовательных отношений когда угодно и где угодно. Педагог, например, может сообщать домашнее задание или задания для групповой работы, а также учебные цели, обновляя их в течение семестра в режиме реального времени. Обучающиеся могут работать как индивидуально, так и совместно. При написании текста можно использовать файлы самых разных форматов: изображения, видеоролики, анимацию. Обучающиеся могут комментировать работу друг друга, а педагог может организовать обсуждение по той или иной теме. Что немаловажно, есть возможность наблюдать за работой обучающихся в режиме реального времени (в буквальном смысле видеть, как они печатают текст, не меняя при этом обычного графика работы), оставлять отзывы о работе спустя некоторое время, комментировать работу конкретных обучающихся, групп или оценивая проект в целом. В рамках данного сервиса возможно использование портфолио для оценки работы обучающихся (для этого каждый из них создает уникальное онлайн-пространство для демонстрации своей работы в течение курса, и педагог оценивает динамику достижений). Много преимуществ у Wikispaces и для проектного обучения: необходимая структура и инструменты для создания проекта, возможность разделения обучающихся на проектные группы, распределения заданий и управления проектом на всех этапах его выполнения. За-

вершенные проекты можно делать публичными для любой целевой аудитории [10].

Сервисы блоггинга и микроблоггинга, например Twitter, используются в целях интерактивного общения и ведения дискуссий. В условиях ИКОС Twitter можно использовать:

- для оценки достижений обучающихся (дав задание создать блог, Twitter поддерживает функцию обмена мгновенными сообщениями);

- для развития дискуссионных навыков и критического мышления;

- для повышения вовлеченности обучающихся в процесс обучения;

- для стимулирования общения и сотрудничества среди обучающихся;

- для вовлечения обучающихся в процесс обучения за пределами аудитории.

Представленные возможности социальных сервисов в рамках ИКОС позволяют обогатить образовательный процесс, сделав его более простым и привычным для обучающихся, с одной стороны; с другой - созданные условия для личностного развития будут направлены на удовлетворение образовательных и личностных потребностей обучающихся.

Список литературы

1. Рогальский Е.С., Елисеева Е.В., Злобина С.Н., Курбеева ИА., Роголев А.Л., Кручинина Г.А., Кручинин М.В., Макарова Л.Н., Голушко Т.К., Бушило И.Д., Лукьянович И.Р., Холод АА. Современные информационно-коммуникационные технологии в образовании. Красноярск, 2012.

2. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Изменяющаяся внешняя информационная среда: анализ конструктивного и деструктивного потенциала // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 4 (38). С. 170-176.

3. Шестернин А.С. Информатизация образования. Современные проблемы информационно-образовательной среды // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 96. С. 1-12.

4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.

5. Алисов Е.А., Куракина Е.С. Влияние виртуального образовательного пространства на современного студента // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т. 15. № 4. С. 15-19.

6. Интернет-общение студентов как социальный феномен. URL: http://virtualexs.ru/cgi-bin/exsurveys/research.cgi?mode=query&ac=107 7&r1=_q10&query=opinion (дата обращения: 18.01.2017).

7. Лукина Н.А. Психологические особенности опосредованного Интернетом межличностного общения студентов. URL: http://www.disser-cat.com/content/psikhologicheskie-osobennosti-oposredovannogo-internetom-mezhlichnostnogo-obshcheniya-studen (дата обращения: 28.12.2016).

8. Нестеров В.В. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете. URL: http://flogiston.ru/ articles/netpsy/netemotions (дата обращения: 18.01.2017).

9. Новикова Н.Н. Формирование информационно-коммуникационной среды технологического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 6. С. 66-70.

10. Why Wikispaces classroom? URL: https://www. wikispaces.com/content/classroom/about (дата обращения: 18.01.2017).

References

1. Rogalskiy E.S., Eliseeva E.V., Zlobina S.N., Kurbeeva I.A., Rogolev A.L., Kruchinina G.A., Kru-chinin M.V., Makarova L.N., Golushko T.K., Bu-shilo I.D., Lukyanovich I.R., Kholod A.A. Sovre-mennye informatsionno-kommunikatsionnye tekh-nologii v obrazovanii [Modern Information and Communication Technologies in Education]. Krasnoyarsk, 2012. (In Russian).

2. Sharshov I.A., Makarova L.N. Izmenyayu-shchayasya vneshnyaya informatsionnaya sreda: analiz konstruktivnogo i destruktivnogo poten-tsiala [The changing external information environment: analysis of constructive and destructive potential]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy - Social and Economic Phenomena and Processes, 2012, no. 4 (38), pp. 170-176. (In Russian).

3. Shesternin A.S. Informatizatsiya obrazovaniya. Sovremennye problemy informatsionno-obrazo-vatel'noy sredy [Informatization of studying process. the modern issues of informational education field]. Politematicheskiy setevoy elektron-nyy nauchnyy zhurnal Kubanskogo gosudarst-

vennogo agrarnogo universiteta - Polythematic Online Scientific Journal of Kuban State Agrarian University, 2014, no. 96, pp. 1-12. (In Russian).

4. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskiy entsiklopedi-cheskiy slovar' [Pedagogical Encyclopedic Dictionary]. Moscow, 2002. (In Russian).

5. Alisov E.A., Kurakina E.S. Vliyanie virtual'nogo obrazovatel'nogo prostranstva na sovremennogo studenta [Influence of virtualization educational space foe the modern students]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus - Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus, 2016, vol. 15, no. 4, pp. 15-19. (In Russian).

6. Internet-obshchenie studentov kak sotsial'nyy fenomen [Students' communication in the Internet as a social phenomenon]. (In Russian). Available at: http://virtualexs.ru/cgi-bin/ exsur-veys/research.cgi?mode=query&ac=1077&r1=_ q10&query=opinion (accessed 18.01.2017).

7. Lukina N.A. Psikhologicheskie osobennosti opo-sredovannogo Internetom mezhlichnostnogo obshcheniya studentov [Psychological special features of Internet-based communication of students]. (In Russian). Available at: http://www.dissercat.com/content/psikhologiche skie-osobennosti-oposredovannogo-internetom-mezhlichnostnogo-obshcheniya-studen (accessed 28.12.2016).

8. Nesterov V.V. K voprosu ob emotsional'noy nasyshchennosti mezhlichnostnykh kommu-nikatsiy v Internete [To the question about emotional intension of student's communication in the Internet]. (In Russian). Available at: http://flogiston.ru/articles/netpsy/netemotions (accessed 18.01.2017).

9. Novikova N.N. Formirovanie informatsionno-kommunikatsionnoy sredy tekhnologicheskogo obrazovaniya [Formation of information and communication environment of technological education]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» - Scientific and Methodological Electronic Journal "Koncept", 2014, no. 6, pp. 66-70. (In Russian).

10. Why Wikispaces classroom? Available at: https://www.wikispaces.com/content/classroom/ about (accessed 18.01.2017).

Поступила в редакцию 21.02.2017 г. Received 21 February 2017

UDC 373.1

OPPORTUNITIES FOR SOCIAL SERVICES USE IN THE CONDITIONS OF INFORMATION AND COMMUNICATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT Elena Sergeevna KURAKINA

Post-graduate Student, General Institute Department of Theory and History of Pedagogy Moscow City University

4 2-y Selskokhozyaystvennyy Dr., Moscow, Russian Federation, 129226 E-mail: [email protected] Evgeniy Anatolevich ALISOV

Doctor of Pedagogy, Professor of General Institute Department of Theory and History of Pedagogy Moscow City University E-mail: [email protected]

The modern stage of the development of society is characterized by global informatization, which gradually changes people's comprehension of reality and their approach to the environment. New technologies make life easier for people, and the organization of training is more interesting. Social services are a popular means of communication among people in the context of informatization of life. A new information and communication educational environment can change traditional views on the education system through new methods, forms and means of work using these services. Some of the problems and prerequisites for the introduction of the information and communication educational environment, as well as the possibilities of the information and communication educational environment (social services) to ensure the personal development of students is substantiated. The most popular and frequently used social services are analyzed: social networks, multimedia data exchange services, document exchange services, real-time communication services, collaboration services, blogging and microblogging services. Organization of training with the help of new "tools" will enrich the educational process, making it more simple and familiar for students. And the created conditions for personal development will be aimed at satisfaction of educational needs, interests and their personal characteristics.

Key words: information and communication educational environment; social services; informational support DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-33-38

Информация для цитирования:

Куракина Е.С., Алисов Е.А. Возможности использования социальных сервисов в условиях информационно-коммуникационной образовательной среды // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 3 (167). С. 33-38. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-33-38.

Kurakina E.S., Alisov E.A. Vozmozhnosti ispol'zovaniya sotsial'nykh servisov v usloviyakh informatsionno-kommunikatsionnoy obrazovatel'noy sredy [Opportunities for social services use in the conditions of information and communication educational environment]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 3 (167), pp. 33-38. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-33-38. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.