Научная статья на тему 'Использование социальных сервисов и их влияние на личность обучающихся'

Использование социальных сервисов и их влияние на личность обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SOCIAL SERVICES / EDUCATIONAL PROCESS / INFORMATIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куракина Елена Сергеевна, Алисов Евгений Анатольевич

Авторы статьи обращают внимание на происходящие изменения в образовательном процессе общего образования, появившихся новых возможностей в результате происходящей информатизации общества. В статье характеризуется новая образовательная среда, новые технологии и приложения, использование которых меняют взгляды на систему образования. Социальные сервисы являются популярным средством коммуникации среди обучающихся в условиях новой образовательной среды за счет новых методов, форм и средств работы. Новая информационно-коммуникационная образовательная среда школы может создать условия для личностного развития обучающихся. Рассматривается информационно-коммуникационная образовательная среда (ИКОС), а также характеризуются возможности работы с социальными сервисами (социальные сети, сервисы обмена мультимедийными данными, сервисы обмена документами, сервисы коммуникации в реальном времени, сервисы для сотрудничества, сервисы блоггинга и микроблоггинга) в условиях образовательного процесса. Организация обучения с помощью социальных сервисов позволяет обогатить образовательный процесс и способствует развитию личности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куракина Елена Сергеевна, Алисов Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF SOCIAL SERVICES AND THEIR INFLUENCE ON THE IDENTITY OF STUDENTS

Authors of article pay attention to the happening changes in educational process of the general education, the appeared new opportunities as a result of the happening informatization of society and characterize the new educational environment, new technologies and appendices which use views of an education system changed. Social services are the popular communication medium among students in the conditions of the new educational environment at the expense of new methods, forms and means of work. The new information and communication educational environment of school can create conditions for personal development of students. Authors consider the information and communication educational environment (ICEE) and also characterize possibilities of work with social services (social networks, services of exchange of multimedia data, services of exchange of documents, services of communication in real time, services for cooperation, services of blogging and microblogging) in the conditions of educational process. The organization of training by means of social services allows to enrich educational process and promotes development of the identity of students.

Текст научной работы на тему «Использование социальных сервисов и их влияние на личность обучающихся»

]

УДК 373.1

doi: 10.20310/1810-231X-2017-16-1-45-49

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Куракина Елена Сергеевна, Алисов Евгений Анатольевич

Московский городской педагогический университет, Россия, г. Москва, e-mail: [email protected]

Авторы статьи обращают внимание на происходящие изменения в образовательном процессе общего образования, появившихся новых возможностей в результате происходящей информатизации общества. В статье характеризуется новая образовательная среда, новые технологии и приложения, использование которых меняют взгляды на систему образования. Социальные сервисы являются популярным средством коммуникации среди обучающихся в условиях новой образовательной среды за счет новых методов, форм и средств работы. Новая информационно-коммуникационная образовательная среда школы может создать условия для личностного развития обучающихся. Рассматривается информационно-коммуникационная образовательная среда (ИКОС), а также характеризуются возможности работы с социальными сервисами (социальные сети, сервисы обмена мультимедийными данными, сервисы обмена документами, сервисы коммуникации в реальном времени, сервисы для сотрудничества, сервисы блоггинга и микроблоггинга) в условиях образовательного процесса. Организация обучения с помощью социальных сервисов позволяет обогатить образовательный процесс и способствует развитию личности обучающихся.

Ключевые слова: образовательная среда, социальные сервисы, образовательный процесс, информатизация

Глобальная информатизация на современном этапе развития общества оказывает влияние на все его сферы. В результате такого влияния общество становится информационным, что приводит к необходимости модернизации образования; обозначаются новые требования к качеству и содержанию информационно-коммуникационной образовательной среды.

Переход к новым образовательным стандартам и изменение сложившихся десятилетиями норм и особенностей обучения является глобальной проблемой для многих стран. Среди наиболее актуальных проблем можно отметить:

- технические особенности введения новых технологий в образовательный процесс;

- финансовую составляющую покупки и поддержки;

- методическую разработку программ, включающую работу методистов, педагогов и психологов;

- темпы компьютеризации и сетевого взаимодействия информационных ресурсов [1];

- потребность в мобильных высококвалифицированных профессионалах, способ-

ных принимать нововведения в условиях динамично меняющейся действительности, заинтересованных в продвижении и популяризации образования за счет информатизации, которая может сделать образование «модным» и интересным для молодежи.

Информатизация общества - глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного обмена [2]. Помимо реализации свободного доступа каждого человека к всеобщим информационным ресурсам, положительной стороной информатизации является переход к новым формам занятости. Также среди других положительных последствий информатизации следует отметить рост, развитие и возможность удовлетворения информационных потребностей людей за счет многообразия и доступности ресурсов.

Переход к новым образовательным стандартам требует пересмотра целей и задач функционирования традиционной образовательной среды, формирования новой, информационно-коммуникационной, образовательной среды (далее ИКОС), основанной на применении информационно-коммуникационных технологий и направленной на обеспечение условий для развития личностных особенностей обучающихся, их самостоятельности, конкурентоспособности и творческих способностей.

Под ИКОС мы понимаем совокупность условий, влияний и возможностей, обеспечивающих эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательных отношений с помощью информационных ресурсов, интерактивных средств, информационно-коммуникационных технологий, ориентированных на достижение современных образовательных результатов.

Уникальные возможности интернет-технологий и различных устройств позволяют организовать работу обучающихся лучшим образом и развить у них навыки самостоятельной деятельности, что способствует более качественному усвоению теоретического материала, применению его на практике, ведет к повышению эффективности системы образования. Активное использование обучающимися возможностей новых технологий в учебной деятельности, в частности старшеклассниками, превращает обыкновенные занятия в чрезвычайно увлекательный и творческий учебный процесс. Современные компьютерные технологии могут обеспечить передачу знаний и доступ к разной учебной информации, наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Они позволяют осуществить принципиально новый подход к изучению различных дисциплин. Меняется и роль преподавателя. Перестав быть «источником знаний», он становится организатором процесса исследования.

Достижение целей обучения при использовании интернет-ресурсов способствует развитию социальных и психологических качеств обучающихся, таких как: уверенность в себе, способность работать в коллективе; повышает стремление к достижению успеха, а также к высокой самооценке. В процессе такой работы обучающиеся устанавливают более глубокие и тесные контакты с окружающими их людьми,

что способствует их самоактуализации и самоутверждению. Выступая инструментом обучения, информационно-коммуникационные средства способствуют и творческому развитию личности, ее креативности, предоставляя возможность для корректировки, обработки и представления учебного материала. Это дает возможность обучающимся самим выбирать как содержание, так и оформление работ [3].

Новые технологии представляют безграничные возможности для общения обучающихся. Многих обучающихся в «удаленном», виртуальном, общении привлекает быстрота, удобство, отсутствие пространственных ограничений, возможность найти новых друзей, анонимность [4]. Возможность полностью раскрыться личности в общении, не сковываясь рамками норм и правил, способствует поддержанию эмоционального равновесия, освоению социальных ролей, формированию идентичности, поиску благоприятных психологических условий взаимодействия и самовыражения [5]. Важной особенностью интернет-коммуникации, по словам В. Нестерова, является очень быстрое расширение круга общения. Виртуальный социум, использование сервисов и мессенджеров для удаленного общения позволяет увеличить количество контактов и расширить коммуникативные возможности [6].

В условиях ИКОС существенно меняются роли и сущность взаимодействия участников образовательных отношений с новой направленностью на создание условий для личностного развития и саморазвития (образовательных потребностей, психологических особенностей, познавательных способностей и других интересов обучающихся). Н. Н. Новикова выделяет следующие виды учебной деятельности обучающихся в условиях ИКОС, соответствующие новым ориентирам:

- выполнение поисково-аналитических заданий;

- исследовательская и проектная деятельность, групповая деятельность;

- взаимодействие в сетевых сервисах;

- участие в обсуждениях [7].

Рассмотрим подробнее возможности различных социальных сервисов и приложений для использования в образовательном процессе. К наиболее популярным и часто используемым социальным сервисам относятся: социальные сети, сервисы обмена мультимедийными данными, сервисы обмена документами,

сервисы коммуникации в реальном времени, сервисы для сотрудничества, сервисы блоггин-га и микроблоггинга.

Социальная сеть - это социальная платформа для непосредственного общения, объединяющая людей с общими интересами по всему миру. К наиболее популярным в России социальным сетям относятся: Facebook, УК, Одноклассники, Google+, LinkedIn.

Они предоставляют следующие возможности для использования в образовательном процессе:

- создание закрытых групп для стимулирования общения и обмена информацией;

- обмен и хранение любых материалов (тексты, аудио- и видеозаписи, анимационные файлы);

- возможность иметь доступ ко всем материалам курса в одном месте, что делает курс более организованным, экономит время и позволяет всем участникам ориентироваться в материалах и ресурсах курса;

- поддержание круглосуточной коммуникации с обучающимися;

- создание специальных приложений в виде онлайн-тестов и заданий, а также объявлений и напоминаний (исходя из потребностей обучающихся), которые помогут всегда быть в курсе событий;

- возможность проведения тестов или опросов;

- обратная связь по любому вопросу;

- возможность проводить опросы касательно текущих организационных вопросов темы/модуля /курса.

Сервисы обмена мультимедийными данными - это мультимедийная платформа, которая предлагает творческие, адаптивные и безопасные учебные ситуации для участников образовательных отношений. К ним можно отнести: Youtube/Rutube, Picasa, Realtimeboard. Использование этих сервисов в образовательном процессе имеет ряд возможностей и преимуществ, таких как:

- организация как индивидуальной, так и групповой работы обучающихся;

- возможность для создания любого мультмедийного «продукта» для обучения (постеров, портфолио, проектов, смысловых карт и т. д.);

- возможность интегрировать в продукт файлы любых форматов (тексты, аудио-, видеоизображения, анимация/моделирование);

- использование проблемно-ориентированного подхода к обучению или модели формирования понятий;

- обмен сообщениями, что дает дополнительные возможности для коммуникаций.

Сервисы обмена документами (Dropbox, Google Диск, Яндекс Диск) - тип социальных сервисов, который базируется на технологии облака.

Если Dropbox представляет возможность только обмениваться и хранить файлы, без возможности создания нового документа, то Google Диск (сервис для обмена и синхронизации файлов, поддерживаемый платформой Google) охватывает более широкий спектр возможностей. Во-первых, это персональная облачная система хранения данных в режиме онлайн, доступ к которым возможен с любого устройства, имеющего выход в Интернет. Во-вторых, Google Диск дает возможность создавать документы прямо на этих сервисах, обмениваться документами и работать над ними одновременно с теми, у кого есть доступ к ним. Эти сервисы позволяют делиться работами обучающихся в рамках курса или при использовании URL-адреса, делать их общедоступными, а также предоставляют возможность комментирования публикации файлов.

Сервисы коммуникации в реальном времени - это платформы для мгновенного обмена сообщениями и общения посредством (видео-) чата. К таким сервисам относятся: Skype, Viber, WhatsApp, Google Hangouts.

Платформа Google Hangouts, как и Viber или WhatsApp, дает возможность общения между двумя и более пользователями. Эти сервисы можно использовать как способ привлечения обучающихся к коллективной практике обучения, а также для организации видеоконференций. Они прекрасно подходят для проведения дискуссий. С их помощью можно «создать встречу» и пригласить обучающихся для участия в обсуждении актуальных вопросов. Google Hangouts позволяет на экране совместно работать над документами в Google Docs.

Сервисы для сотрудничества - это бесплатный сетевой хостинг (от англ. hosting -размещение) для совместной работы над текстами. Например, Wiki Spaces позволяет создать рабочее пространство для выполнения работы и управления всеми ресурсами, обсуждениями и проектами в рамках те-

мы/курса из одного места, что весьма важно для организации учебного процесса и совместной работы. Рабочее пространство доступно всем участникам образовательных отношений когда угодно и где угодно. Педагог, например, может сообщать домашнее задание или задания для групповой работы, а также учебные цели, обновляя их в течение семестра в режиме реального времени. Обучающиеся могут работать как индивидуально, так и совместно. При написании текста можно использовать файлы самых разных форматов: изображения, видеоролики, анимацию. Обучающиеся могут комментировать работу друг друга, а педагог может организовать обсуждение по той или иной теме. Что немаловажно, есть возможность наблюдать за работой обучающихся в режиме реального времени (в буквальном смысле видеть, как они печатают текст, не меняя при этом обычного графика работы), оставлять отзывы о работе спустя некоторое время, комментировать работу конкретных обучающихся, групп или оценивая проект в целом. В рамках данного сервиса возможно использование портфолио для оценки работы обучающихся (для этого каждый из них создает уникальное онлайн-пространство для демонстрации своей работы в течение курса, и педагог оценивает динамику достижений). Много преимуществ у Wiki Spaces и для проектного обучения: необходимая структура и инструменты для создания проекта, возможность разделения обучающихся на проектные группы, распределения заданий и управления проектом на всех этапах его выполнения. Завершенные проекты можно делать публичными для любой целевой аудитории.

Сервисы блоггинга и микроблоггинга, например Twitter, используются в целях интерактивного общения и ведения дискуссий. В условиях ИКОС Twitter можно использовать:

- для оценки достижений обучающихся (дав задание создать блог, Twitter поддерживает функцию обмена мгновенными сообщениями);

- для развития дискуссионных навыков и критического мышления;

- для повышения вовлеченности обучающихся в процесс обучения;

- для стимулирования общения и сотрудничества среди обучающихся;

- для вовлечения обучающихся в процесс обучения за пределами аудитории.

Представленные возможности социальных сервисов в рамках ИКОС позволяют обогатить образовательный процесс, сделав его более простым и привычным для обучающихся, с одной стороны; с другой, созданные условия для личностного развития будут направлены на удовлетворение образовательных и личностных потребностей обучающихся.

Литература

1. Шестернин А. С. Информатизация образования. Современные проблемы информационно-образовательной среды // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 96. С. 1-12.

2. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М. 2002.

3. Алисов Е. А., Куракина Е. С. Влияние виртуального образовательного пространства на современного студента // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т. 15. № 4. С. 15-19.

4. Интернет-общение студентов как социальный феномен. URL: http://virtualexs.ru/cgi-bin/exsurveys/research.cgi?mode=query&ac=1077&r 1 =_q 10&query=opinion

5. Лукина Н. А. Психологические особенности опосредованного Интернетом межличностного общения студентов. URL: http://www.-dissercat.com/content/psikhologicheskie-osobennos-ti-oposredovannogo-internetom-mezhlich-nostnogo-obshcheniya-studen

6. Нестеров В. В. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете // Флогистон [2004]. URL : http ://flogiston.ru/articles/netpsy/netemotions

7. Новикова Н. Н. Формирование информационно-коммуникационной среды технологического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 6. С. 66-70.

8. Why Wikispaces classroom? URL: https://www.wikispaces.com/content/classroom/about

References

1. Shesternin А. S. Informatizatsiya obrazova-niya. Sovremennye problemy informatsionno-obrazovatel'noj sredy [Education informatization. Modern problems of the information and education environment] // Politematicheskij setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2014. № 96. S. 1-12.

2. Bim-Bad B. M. Pedagogicheskij entsiklope-dicheskij slovar' [Pedagogical encyclopedic dictionary]. M. 2002.

3. Alisov E. A., Kurakina E. S. Vliyaniye vir-tual'nogo obrazovatel'nogo prostranstva na sovremen-nogo studenta [Influence of virtual educational space on the modern student] // Psikhologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. 2016. T. 15. № 4. S. 15-19.

4. Internet-obshcheniye studentov kak sot-sial'nyj fenomen [Internet communication of students as social phenomenon]. URL: http://virtualexs.ru/cgi-bin/exsurveys/research.cgi?mode=query&ac=1077&r1 =_q10&query=opinion

5. Lukina N. A. Psikhologicheskiye osobennosti oposredovannogo Internetom mezhlichnostnogo obsh-cheniya studentov [Psychological features of the interpersonal communication of students mediated by the

Internet]. URL: http://www.-dissercat.com/content-

/psikhologicheskie-osobennos-ti-oposredovannogo-

internetom-mezhlich-nostnogo-obshcheniya-studen

6. Nesterov V. V. K voprosu ob emotsional'noj nasyshchennosti mezhlichnostnykh kommunikatsij v Internete [To the issue about an emotional saturation of interpersonal communications on the Internet] // Flogiston [2004]. URL: http://flogiston.ru/artic-les/netpsy/netemotions

7. Novikova N. N. Formirovaniye informat-sionno-kommunikatsionnoj sredy tekhnologicheskogo obrazovaniya [Formation of the information and communication environment of technological education] // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Kontsept». 2014. № 6. S. 66-70.

8. Why Wikispaces classroom? URL: https://www.wikispaces.com/content/classroom/about

* * *

USE OF SOCIAL SERVICES AND THEIR INFLUENCE ON THE IDENTITY OF STUDENTS

Kurakina Elena Sergeevna, Alisov Evgeny Anatolyevich

Moscow city pedagogical university, Russia, Moscow, e-mail: [email protected]

Authors of article pay attention to the happening changes in educational process of the general education, the appeared new opportunities as a result of the happening informatization of society and characterize the new educational environment, new technologies and appendices which use views of an education system changed. Social services are the popular communication medium among students in the conditions of the new educational environment at the expense of new methods, forms and means of work. The new information and communication educational environment of school can create conditions for personal development of students. Authors consider the information and communication educational environment (ICEE) and also characterize possibilities of work with social services (social networks, services of exchange of multimedia data, services of exchange of documents, services of communication in real time, services for cooperation, services of blogging and microblogging) in the conditions of educational process. The organization of training by means of social services allows to enrich educational process and promotes development of the identity of students.

Key words: educational environment, social services, educational process, informatization

Об авторах:

Куракина Елена Сергеевна, аспирант кафедры теории и истории педагогики Московского городского педагогического университета

Алисов Евгений Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории педагогики Московского городского педагогического университета

About the author:

Kurakina Elena Sergeevna, Post-graduate Student of the Theory and History of Pedagogics Department. Moscow City Pedagogical University

Alisov Evgenij Anatolyevich, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Theory and History of Pedagogics Department, Moscow City Pedagogical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.