Научная статья на тему 'Сущность самореализации личности и ее структура'

Сущность самореализации личности и ее структура Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5334
571
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРОДУКТИВНОЕ САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ / САМООТЧУЖДЕНИЕ / СВОБОДА / НЕОБХОДИМОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СТРУКТУРА САМОРЕАЛИЗАЦИИ / SELF-REALIZATION / EFFICIENT SELF-ACTUALIZATION / SELF-ALIENATION / FREEDOM / NECESSITY / RESPONSIBILITY / STRUCTURE OF SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Байлук Владимир Васильевич

Раскрывается сущность саморелизации человека как деятельности по производству благ самому себе и другим. Обосновывается выделение трех групп видов самореализации: базовой (познавательная, нравственная, эстетическая); эзотерической (самопознавательная, самообразовательная, самовоспитательная, самооздоровительная) и экзотерической (профессиональная, гражданская, правовая, семейная, коммуникативная и бытовая, экономическая и досуговая).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE OF SELF-REALIZATION AND ITS STRUCTURE

The essence of self realization of a person as an activity of producing goods for himself and others is regarded in the article. The author proves there are three groups of self-realization: standard (cognitive self-realization, moral esthetic), esoteric (self-cognitive self-realization, self-educational, self-instructional, self-therapeutic) and exoteric (professional, civil, legal, family, communicative and living, economical and recreational).

Текст научной работы на тему «Сущность самореализации личности и ее структура»

УДК 159.923 ББК Ю9 5 2

В. В. Байлук

Екатеринбург

СУЩНОСТЬ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СТРУКТУРА

ГСНТИ 14.07.05 Код ВАК 13.00.01 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самореализация; продуктивное самоосуществление; самоотчуждение; свобода; необходимость; ответственность; структура самореализации.

АННОТАЦИЯ. Раскрывается сущность саморелизации человека как деятельности по производству благ самому себе и другим. Обосновывается выделение трех групп видов самореализации: базовой (познавательная, нравственная, эстетическая); эзотерической (самопознавательная, самообразовательная, самовоспитательная, самооздоровительная) и экзотерической (профессиональная, гражданская, правовая, семейная, коммуникативная и бытовая, экономическая и досуговая).

V. V. Bailuk

Ekaterinburg

ESSENCE OF SELF-REALIZATION AND ITS STRUCTURE

KEY WORDS: self-realization; efficient self-actualization; self-alienation; freedom; necessity; responsibility; structure of self-realization.

ABSTRACT. The essence of self realization of a person as an activity of producing goods for himself and others is regarded in the article. The author proves there are three groups of self-realization: standard (cognitive self-realization, moral esthetic), esoteric (self-cognitive self-realization, self-educational, self-instructional, self-therapeutic) and exoteric (professional, civil, legal, family, communicative and living, economical and recreational).

В «Толковом словаре русского языка» (М., 1999) С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой слова «реализовать», «реализоваться» означают соответственно «осуществить», «осуществиться». Поэтому реализовать себя или самореализоваться — значит осуществить себя, достигнуть желаемых целей, добиться необходимых результатов, успеха.

Саморелизация связана прежде всего с переходом из жизни в своем внутреннем мире, в мире своего самосознания, к жизни во внешнем мире, т. е. от самопознания в широком смысле слова (оно включает познание своего

© Байлук В. В., 2011

Я-реального, Я-идеального и Я-саморе-ализующегося) к практике.

Естественно, возникает вопрос о том, чем отличается самопознание Я-реального от самопознания Я-само-реализующегося? Для ответа на этот вопрос необходимо целостную жизнедеятельность каждого человека обозначить термином «жизнеосуществле-ние», которое может от человека и зависеть и не зависеть. Протекание жизнедеятельности человека от него не зависит, когда оно всецело определяется внешними факторами (напр., жизнь захваченных в плен заложников). Если же жизнедеятельность человека зави-

сит от него самого, тогда ее осуществление выступает как самоосуществле-ние.

Самоосуществление — это непрерывная цепь действий, каждое из которых может совершаться тем или иным образом на основе свободного выбора. При этом оно может детерминироваться внешними и внутренними факторами, быть продуктивным и непродуктивным, творческим и репродуктивным, истинным и ложным. Са-моосуществление, строящееся в согласии с объективными законами бытия, с культурой, есть продуктивное само-осуществление. Самоосуществление же, имеющее своим основанием осознанное или неосознанное игнорирование законов бытия, культуры, есть непродуктивное самоосуществление. Продуктивная жизнедеятельность в силу своей законосообразности созидательна, есть высшее благо, т. е. жизнь вообще как благо и продуктивная жизнь — это фактически одно и то же. Продуктивная жизнедеятельность — источник истинных удовольствий, радостей. Непродуктивная жизнедеятельность, наоборот, всегда разрушительна, деструктивна, не благо, она является источником ложных удовольствий.

Из сказанного следует, что самореализация — это всегда позитивная жизнедеятельность человека, связанная только с его продуктивным самоосущест-влением. Поэтому самореализоваться — значит жить продуктивной жизнью. А жить продуктивной жизнью — значит во всех формах своей жизнедеятельности творить блага для себя и для других людей. В выражении «творить благо себя и для других» заключен глубинный смысл самореализации, содержится ответ на вопрос о том, ради чего необходимо «дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми, хотя и в разной степени, наделен каждый человек» (Э. Фромм).

Самореализация — это истинная судьба каждого человека, его земная миссия. Противоположностью, антиподом самореализации выступает само-отчуждение. Самоотчуждение — это

то в жизнедеятельности человека, что зависит от него самого, но противоречит его существенным силам и разрушает его человеческую природу. Само-отчуждение всегда есть следствие сознательного или бессознательного нарушения человеком требований законов природы, общества и своих собственных, игнорирования норм культуры. Формы самоотчуждения людей столько же многообразны, сколько многообразны нарушения ими требований законов своего индивидуального бытия, проявления непродуктивной жизнедеятельности.

Самореализация — это путь к свободе, к истинным удовольствиям, к жизни, самоотчуждение — бегство от свободы, путь к ложным удовольствиям, путь к смерти. «Я верю, что основной выбор человека — это выбор между жизнью и смертью. Каждый поступок предполагает этот выбор» (Э. Фромм). Если самореализацию человека, опирающуюся на истинное знание законов своего индивидуального бытия, олицетворить с божественным в нем, а самоотчуждение — с дьявольским, то человеческую жизнь можно представить как борьбу в ней, а также в отношениях между людьми, человеческого, божественного и античеловеческого, дьявольского.

«Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день идет за них на бой»

(И. Гете).

Путь самореализации — это путь непрерывной борьбы с самоотчуждени-ем, это широкая дорога, но по ее обеим сторонам находятся обрывы и пропасти. И стоит человеку хоть на немного отпустить «вожжи» самореализации, как он сразу же попадает в «объятия» самоотчуждения, сваливается в обрыв, в пропасть. В огороде все хорошо растет до тех пор, пока мы ведем борьбу с сорняками. Но стоит борьбу прекратить хотя бы на непродолжительное время, как огород тут же оказывается в «плену» сорняков. Способом (механизмом) осуществления самореализации является свобода.

Самореализация неотделима от свободы, но ей далеко не тождественна. Общим моментом любой формы прояв-

ления свободы является право на выбор. Объективное основание выбора — спектр потребностей и возможностей самого человека и поле возможностей окружающего мира, тех жизненных обстоятельств, в которых он живет.

Различие между самореализацией и свободой обнаруживается при анализе содержания выбора: выбор может быть как истинным, так и ложным. Значит, и свобода человека также может быть и истинной, и ложной, или псевдосвободой. Истинная свобода своим основанием имеет объективные законы природы, общества и самого индивида. Эти законы выступают как разного рода необходимости, проявляющиеся через те или иные нормы как «требования» к индивиду действовать в соответствии с логикой этих необходимостей или, по-другому, с логикой тех объектов, с которыми он вступает во взаимодействие: нельзя вырастить хорошего урожая огурцов, не выполняя тех требований, которые предъявляются к выращиванию этой культуры; нельзя строить нормальные отношения с другими людьми, игнорируя требования норм нравственности; нельзя человеку стать таким, каким он должен стать по своему призванию, игнорируя требования программы своего Я-уникального в виде особенностей своих способностей, физического тела и т. д.

Подлинно свободный выбор всегда предполагает определенные ограничения и несовместим с произволом. «Свобода, если она не ограничена, аннулирует самое себя» (К. Поппер).

Основным условием истинной свободы человека является познание им разнообразных необходимостей. Еще древнегреческий философ Сократ подчеркивал решающую роль знания в осуществлении свободы. Подлинно свободный, нравственный поступок, отмечал он, возможен лишь на основе ясных познаний и доблести. Познание разнообразных необходимостей на

уровне отдельного индивида выступает как самопознание им своих истинных потребностей, своих возможностей и соотношение того и другого между собой.

Но свобода не ограничивается только познанием необходимости. Главное в свободе — это реальная деятельность человека в соответствии со знанием необходимости, объективация своего проекта в практике, переход от истинной жизни в своем внутреннем мире к истинной жизни во внешнем мире. Поэтому свобода — это не только истинное познание необходимости, но и способность действовать в соответствии с истинным знанием дела.

Подлинная свобода, выступая основанием самореализации человека, предполагает также и его ответственность за ее результаты. «Свобода, если она не проживается с точки зрения ответственности, может вылиться в простой произвол» (В. Франкл). Специфика ответственности заключается в способности и готовности (намеренно, добровольно): 1) совершать правильный выбор на основе ясно поставленных целей, хорошо продуманного плана; 2) выполнять содержащиеся в принятом решении все истинные требования, нормы культуры; 3) достигать таких результатов, которые бы не причиняли вреда ни самому человеку, ни окружающей среде. Если человек готов и способен выполнять все перечисленные требования к различным видам своей самореализации, то он выступает как их подлинный субъект, проявляет свою зрелую субъ-ектность.

В проблеме ответственности и ее антипода — безответственности выявляется одно из глубинных оснований различия самореализации и самоотчужде-ния. Ведь самоотчужденный по своей воле человек в ответственности просто не нуждается, так как он строит свою жизнь не на основе познанных объективных необходимостей, а на основе произвола, своеволия, принципа «Что хочу, то и ворочу».

Представление об истинной свободе и ответственности дает возможность ответить на вопрос о том, каковы основания самореализации человека и каковы ее механизмы осуществления. Самореализация — это построение человеком целостной жизнедеятельности в соответствии с истинным знанием

разнообразных необходимостей своего индивидуального бытия. Она предполагает созидание благ для общества, природы (ненанесения ей вреда) и самого себя путем раскрытия всех своих задатков, способностей и дарований. Очевидно, что самореализация человека по своей природе эгоальтруистична, так как требует гармоничного сочетания личных и общественных интересов.

Какова структура самореализации личности? Этот вопрос в литературе пока разработан явно недостаточно. Основанием для структурирования целостной самореализации, с некоторыми оговорками, может быть предложенная автором модель деятельностных Я личности, включающая: Я-познавательное, нравственное, эстетическое, концептуальное, самообразовательное, самовос-питательное, оздоровительное, профессиональное, общественно-политическое, правовое, экономическое, семейное, коммуникативное, бытовое и досуговое [1. С. 29—34]. Если исходить из тех конкретных объектов, с которыми взаимодействуют эти Я, и тех целей, которые в них ставит человек, то можно выделить три группы видов самореализации.

К первой группе относятся те виды самореализации, в которых объект активности индивида находится и в нем самом, и вне его, целью является получение благ и для самого себя, и для других и которые, с одной стороны, являются относительно самостоятельными видами самореализации, а с другой — выступают сторонами, аспектами всех других видов самореализации. Это познавательная самореализация, нравственная и эстетическая. Так как эти виды самореализации связаны с такими общими, базовыми ценностями человеческого бытия, как истина, добро, красота, то их можно назвать общими, или базовыми, видами самореализации, а все их в единстве — общей, или базовой, самореализацией. Все виды базовой самореализации образуют систему, в которой каждый элемент воздействует на каждого: познавательная самореализация воздействует на нравственную и эстетическую и наоборот (поэтому, например,

существуют нравственные аспекты научного познания, изучаемые этикой науки), а нравственная воздействует на эстетическую и наоборот (так, например, то или иное содержание нравственности человека предопределяет в его жизни прекрасное или безобразное).

Системообразующей в базовой самореализации личности, на наш взгляд, является познавательная самореализация, потому что она связана с решением вопроса о том, что в познании и жизни человека считать истинным, а что ложным. А от решения этого вопроса зависит и ответ на вопрос о том, что считать подлинно нравственным и безнравственным (добром и злом) и что считать действительно прекрасным и безобразным.

Ко второй группе относятся те виды самореализации, объектом в которых является сам человек. Это: 1) са-мопознавательная, или концептуальная, самореализация. Она является частью нашего познавательного Я, связанного с нашим целостным познавательным отношением к миру; 2) самообразовательная самореализация. Она, как и концептуальная, является частью познавательной самореализации. Самообразовательная реализация — это самостоятельно осуществляемое репродуктивное познание мира, которое является не только особым видом самореализации, но и путем к осуществлению всех других видов самореализации. Продуктом самообразовательной реализации, как и самопозна-вательной, являются знания. А «мы столько можем, сколько знаем. Знание — сила» (Ф. Бэкон). Невежество же, неграмотность, незнание и нежелание их преодолевать представляют собой формы самоотчуждения индивида от самого себя через отчуждение от духовной культуры. Поскольку культура есть воплощение совокупных сил всех человеческих индивидов, живших во все времена и эпохи до нас и живущих ныне, то отчуждение от культуры есть отчуждение от могущественных сил человеческого рода, а значит, и от своего Я-универсального; 3) самовос-питательная самореализация —

сознательная, целенаправленная активность индивида, направленная на формирование положительных ценностных ориентаций в виде целей, идеалов и мотивов, т. е. терминальных ценностей, и в виде положительных черт характера, многообразных умений и навыков, т. е. инструментальных ценностей; 4) самооздоровительная самореализация. Она направлена на постоянное производство и самопроиз-водство индивидом своего здоровья.

Поскольку все перечисленные виды самореализации направлены на нас самих, протекают внутри нас, то их можно назвать эзотерическими (греч. esoterikos — внутренний), а все их в виде системы — эзотерической, или внутренней, самореализацией. Из системной природы этой самореализации вытекает то, что все ее элементы (самопознание, самообразование, самовоспитание и самооздоровление) взаимно воздействуют друг на друга и зависят друг от друга. Так, например, самовоспитание невозможно без познания индивидом черт своего характера, которые нуждаются либо в преодолении, либо в совершенствовании, а самопознание невозможно без самообразования, в ходе которого приобретаются знания о мире, выступающие в качестве методов самопознания.

Системообразующим видом внутренней самореализации, на наш взгляд, является самопознавательная реализация, так как от нее в решающей степени зависит и самообразование, и самовоспитание, и самооздоровление. Непосредственная цель эзотерической самореализации — самоизменение, самосовершенствование, творчество внутри себя.

К третьей группе видов самореализации относятся те их них, в которых объект активности человека находится вне его, выступая по отношению к нему как нечто внешнее. Назовем эти виды самореализации экзотерическими

(греч. exoterikos — внешний), а все их в виде целостности — экзотерической, или внешней, самореализацией. Непосредственная цель различных видов экзотерической самореализации — либо производство благ преимущест-

венно только для самого себя, либо как для самого себя, так и для других людей, общества и природы. В зависимости от целей экзотерической самореализации в ней можно выделить две особые подгруппы видов самореализации. К первой подгруппе относятся те виды экзотерической самореализации, в которых производство благ осуществляется только для самого себя. Это бытовая, экономическая и досуговая самореализация. В чистом виде все эти виды самореализации имеют место лишь в том случае, если взрослый человек живет один. Если же у человека есть семья, то многие проявления указанных видов самореализации также направлены на производство благ для других членов семьи. Ко второй подгруппе относятся те виды экзотерической самореализации, в которой осуществляется производство благ как для самого себя, так и для других людей, общества и природы. Это профессиональная, общественно-политическая (гражданская), правовая, семейная и коммуникативная самореализация.

Экзотерическая самореализация, как и эзотерическая, представляет собой систему, в которой каждый ее элемент воздействует на каждый другой: профессиональная, общественно-политическая, правовая, духовно-семейная и коммуникативная самореализация воздействуют друг на друга и на бытовую, экономическую и досуговую самореализацию, а последние оказывают воздействие на первые и друг на друга.

Системообразующим фактором в экзотерической самореализации для значительной части взрослых людей является прежде всего профессиональная самореализация, для определенной части это может быть также семейная самореализация и некоторые другие.

Базовая самореализация, эзотерическая (внутренняя) самореализация и экзотерическая (внешняя) в их взаимосвязи и взаимодействии образуют целостную систему самореализации человека. При этом, на наш взгляд, эзотерической самореализации принадлежит решающая роль (жизнь человека зависит прежде всего от того, насколько

он познал себя, в какой мере воспитал себя и в какой степени заботится о своем здоровье), экзотерической — определяющая (она обеспечивает физическое воспроизводство человека и самореализацию в ее ведущих видах — профессиональной и семейной), а базовой самореализации — ведущая (она связана с ориентацией на утверждение в жизни основных ценностей бытия или его системообразующих смыслов). Без определения человеком того, к чему следует стремиться: к истине или лжи, добру, справедливости или злу, несправедливости, к прекрасному или безобразному, и эзотерическая и экзотерическая самореализация становятся неопределенными, беспорядочными.

Достижение между базовыми экзотерической и эзотерической самореализацией относительной гармонии, относительного равновесия, понимаемых как динамический процесс, — это примерно то, что в советском обществе называли всесторонним и гармоничным развитием личности. Целостная самореализация личности — это всегда

всесторонняя и относительно гармоничная самореализация. Конечным назначением или высшим смыслом целостной самореализации каждой личности, на наш взгляд, является удовлетворение основных, здоровых, разумных потребностей (без их деления на высшие и низшие, как это делает американский психолог А. Маслоу, и без закрепления понятия «самоактуализация» (самореализация) только за удовлетворением высших потребностей) путем использования адекватных им средств удовлетворения ради производства благ себе и другим, ради счастья, понимаемого как переживание удовлетворения от полноты жизни. Еще Сенека утверждал: «Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе, не в смысле последствий, но самим актом делания добра, так как сознание сделанного добра само по себе дает уже большую радость».

Самореализация человека — высший идеал его земного бытия.

ЛИТЕРАТУРА

1. БАЙЛУК В. В. Человекознание. Кн. 1 : Самопознание. Екатеринбург, 1998.

Статью рекомендует канд. пед. наук, проф. В. А. Дегтерев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.