группах доминирует рефлексивное Я, но пропорциональная доля Социального Я по отношению к Рефлексивному Я меняется (через повышение к 7 классу резко снижается к 8-му), а рефлексивное Я стабильно повышается. Динамика соотношения социального и рефлексивного Я для подростков малого города носит принципиально иной характер. Доминирование Социального Я в 6 классе меняется доминированием Рефлексивного Я в 7 классе и вновь возвращается к первоначальному соотношению. Подростки малого города описывают сою социальную идентичность более разнообразно и используют такие характеристики, как «боровичанин / боровичанка», «мальчик / девочка», «ученик / гимназист», «гражданин России», «человек», «подросток». Дети большого города дают более ограниченный круг характеристик Социального Я, а именно: «мальчик / девочка», «ученик», «сын / дочь».
Список литературы:
1. Микляева A.B., Румянцева П.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: монография. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - С. 8-47.
2. Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - С. 135.
3. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2006. - 176 с.
ПОНЯТИЕ «САМОПОНИМАНИЕ» В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
© Жилкина В.А.*
Астраханский филиал Волгоградской академии государственной службы,
г. Астрахань
В статье рассматривается проблема самопонимания в отечественной психологии, показывается отличие самопонимания от самосознания, самопознания и самоотношения личности. Автор анализирует различные точки зрения отечественных психологов на проблему самопонимания. Освящена роль самопонимания в юношеском возрасте и его влияние на развитие личности.
Термин «самопонимание» довольно часто употребляется в психологической, психотерапевтической и педагогической литературе. Потребность
* Заместитель директора по учебной работе, доцеит кафедры «Менеджмент и маркетинг», кандидат психологических наук.
понять себя, разобраться в своих мотивах и чувствах, мыслях и поступках в той или иной мере свойственна всем людям. Об этом свидетельствует рост количества популярных психологических изданий, которые призывают понять и признать себя.
Основной трудностью исследования самопонимания является неоднозначное толкование термина «самопонимание». Феномен самопонимания в психологическом тезаурусе рассматривается наряду с другими терминами, являющимися ключевыми для психологии личности, описывающими Я личности.
В отечественной психологии проблему самопонимания упоминали главным образом в связи с изучением самосознания личности. Самопонимание рассматривается как синоним самосознания (Л.С. Скворцов), самопознания (А.Н. Леонтьев, Ю.Б. Гиппенрейтер), функция самосознания (В.В. Сто-лин), как признак определенного уровня самопознания (И.И. Чеснокова).
Так, Л.В. Скворцов, изучая культуру самосознания личности, рассматривает «самопонимание субъекта как его самосознание», как «познавательный процесс» [16, с. 174], благодаря которому человек приходит к глубокому самопостижению своей сущности. Адекватное самопонимание, по мнению ученого, является необходимой предпосылкой самоформирования человека как субъекта, способного к решению задач на понимание самого себя.
Чеснокова И.И. в исследовании самосознания не проводит чёткой грани при разделении таких понятий, как «самопонимание» и «самопознание», которые рассматривает в качестве структурных компонентов самосознания личности [18]. Выделяя два уровня самопознания (в системе Я и другой человек и в системе Я и Я), И.И. Чеснокова относит понимание себя, подразумевая под ним понятие о себе и своей сущности, ко второму уровню самопознания, для которого характерно соотнесение себя с самим собой на основе внутренних приемов самоанализа и самоосмысливания.
В свою очередь Б.В. Кайгородов считал, что самосознание может осуществляться и «изнутри», но при этом будет участвовать иной процесс -самопонимание. Таким образом, самопонимание - это отдельно взятый, самостоятельный процесс в структуре самосознания. Базируясь на основных принципах системного подхода (Б.Г. Ананьев, A.B. Петровский, Б.Ф. Ломов, А.Г. Асмолов, Л.И. Анциферова, Б.Б. Коссов и др.), Б.В. Кайгородов теоретически разработал и эмпирически подтвердил общепсихологическое определение самопонимания и обозначил его границы в системе связанных с ним психологических явлений.
Объясняя сущность понятия «самопонимание», Б.В. Кайгородов отделяет его от такого понятия, как «самосознание», говоря, что «самопонимание не есть самосознание, а есть только его момент, и чтобы самопонимание осуществлялось адекватно, требуется достаточный уровень развития самосознания. Самопонимание - это индивидуально-личностная особен-
ность человека, которая заявляет о себе в момент наибольшего напряжения во взаимодействии социального и индивидуального в личности растущего человека» [7, с. 26-27]. По его мнению, формированию самопонимания способствуют следующие приемы: структурированность содержания продуктов самосознания; развитие дивергентного мышления; формирование знаний как ценностей; формирование коммуникативных навыков; формирование компенсаторных возможностей на основе развития позитивных эмоций; снятие внутренних конфликтов на базе переосмысления; создание баланса ме^ду положительными и отрицательными моментами личности человека; повышение эмоциональной устойчивости; развитие доверия к миру к самому себе; внутреннее принятие себя [6].
Кайгородов Б.В. в своих исследованиях научно обосновал, что психологический феномен самопонимания отличается от таких явлений, как самопознание, самосознание, самооценка. Он рассматривал самопонимание, как «постижение человеком смысла своего существования, результатом которого является когнитивное и эмоциональное согласование продукта самосознания личности и ее реального поведения» [7, с. 174]. При этом под продуктами самосознания исследователь подразумевает такие личностные образования, как Я-образ и Я-концепция, а под реальностью -различные моменты жизнедеятельности человека. В том случае, когда понимание направлено на себя, оно будет являться самопониманием [6].
Большинство исследователей признают многомерность, иерархичность системы Я и включают в нее широкий круг форм репрезентаций: представление о себе, эмоционально-ценностное отношение к себе, самооценка, принятие себя, понимание себя. В этой связи в современной литературе все чаще встречаются термины: «самовыражение», «самоопределение», «самоотношение» и, наконец, «самопонимание». Несомненный интерес представляет исследование структуры самопонимания, соотношение в ней когнитивных и эмоциональных компонентов, изучение процесса становления и механизма действия, изменений, происходящих в критических ситуациях, а также в процессе возрастного развития.
Знаков В.В.отмечает взаимообусловленность понимания человеком окружающего мира и понимания себя. Пытаясь понять объективную реальность, человек познает и понимает свой внутренний мир. С позиций психологии человеческого бытия понимание необходимо человеку, чтобы понять себя, определить свое место в мире, поэтому понимание «является выходом вовне и таким актом самопонимания, который оказывается изменением психической реальности понимающего субъекта» [3].
По мнению ученого, самопонимание дает человеку возможность обратиться к своим истокам, ответить на вопросы о том, какой он и что с ним происходит. Развитие самопонимания является одним из важнейших условий становления человеческой субъекгности, онтогенеза формирования субъекта [5].
Брушлинский A.B. отмечал: «Важнейшее из всех качеств человека -быть субъектом, т.е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути». Субъект - это тот, кто обладает свободой выбора и принимает решения, основываясь на резуньтатах своего самопознания и самопонимания [2].
В наиболее обобщенном виде В.В. Знаков определяет самопонимание как процесс и результат наблюдения и объяснения человеком своих мыслей и чувств, мотивов поведения, умение обнаруживать смысл своих поступков, способность отвечать на причинные вопросы относительно своего характера, мировоззрения, а также отношения к себе и другим людям. По его мнению, существует взаимообусловленность понимания и самопонимания, поскольку понимание всегда одновременно является и самопониманием. Смысл нашего бытия действительно состоит в понимании, а главное предназначение субъекта - понять смысл собственной жизни. Понимая мир, человек понимает себя с позиций смысла своего существования [3-5].
По мнению В.В. Знакова, самопонимание, как и вообще понимание, направлено не на поиск новых знаний, а на осмысление, порождение смысла того, что человек узнал о себе во время самопознания. Успешное самопонимание можно определить как осмысленный результат наблюдения и объяснения человеком своих мыслей и чувств, мотивов поведения; умение обнаруживать смысл поступков; способность отвечать на причинные вопросы о своем характере, мировоззрении, отношении к себе и другим людям, а также о том, как другие понимают его [5].
Таким образом, в его трактовке понимание и самопонимание являются идентичными понятиями, что, с нашей точки зрения, неверно. Мы придерживаемся, точки зрения таких исследователей, как Б.В. Кайгородова, И.А. Монаховой, Н.И. Протасовой, О.В. Романовой и др., которые говорили, что понимание и самопонимание - это взаимосвязанные, но, в то же время разные психологические понятия [6, 13-15].
Самопонимание, как процесс, проявляется в непрерывном его движении от одного знания о себе к другому знанию, в формировании отдельных ситуативных образов и смутных, расплывчатых представлений к более или менее устойчивому понятию о себе. Самопонимание функционирует как процесс построения и коррекции образа Я (наполнение самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми и его жизнедеятельностью) [14].
Кайгородов Б.В. отмечает, что самопонимание, как и понимание, зависит от предшествующего опыта человека, который фиксируется и интегрируется в различных составляющих Я-концепции личности человека. Самопонимание, как любое психологическое явление, может выступать как потребность, состояние, свойство, процесс [7].
Самопонимание рассматривается не только как процесс отождествления с самим собой, но и как процесс более сложный, который позволяет постигнуть смысл своего существования, сконструировать оценочно-цен-
ностный внутренний мир, ту смысловую сферу, которая и приводит к целостности личности индивида [7].
В настоящее время можно отметить интенсивное исследование самопонимания. Рассмотрены характеристики самопонимания в старшем школьном возрасте (И.А. Монахова); в профессиональном становлении личности будущих педагогов и психологов (Н.И. Протасова, Н.Г. Мяснянкина); самопонимание как внутренний фактор профессионального общения (Е.В. Борисова); эмоциональный компонент самопонимания в юношеском возрасте (C.B. Агафонова) и т.д.
По мнению многих исследователей [1, 7, 9, 13, 17], самосознание достигает своего пика развития именно в юношеском возрасте, что способствует развитию самопонимания, самопознания, когда они выступают для молодого человека как задачи его развития, которые он должен решить. Поэтому для молодого человека решение задачи на самопонимание является важным моментом, которое способствует его социализации, или, другими словами, его социальному созреванию.
В своем развитии молодой человек проходит одновременно два процесса - индивидуализацию и социализацию [6, с. 212]. Фельдштейн Д.И. выявил, что социализация - это сложный динамичный процесс, который представляет собой единое движение двух противоречивых, но тесно взаимосвязанных сторон - социализации и индивидуализации. Это противоречие ме^ду тем, что собой представляет индивид, и тем социальным пространством, которое он занимает [17]. Исходя из этого, Б.В. Кайгородов отмечал, что самопонимание позволяет снимать эти противоречия и создает основу для появления новых, что и создает эффект движения в сторону социального созревания. Изучение самопонимания позволяет проанализировать процесс индивидуального присвоения социального и его реализации на юношеском этапе онтогенеза [6, с. 218].
Как отмечал И.С. Кон, в юношеском возрасте у молодых людей формируется новая социальная позиция, связанная с актуализацией деятельности по усвоению норм взаимоотношений между людьми, что постепенно обеспечивает осуществление процесса индивидуализации. Особую ак-туальность в данном возрасте приобретают вопросы смысла жизни, назначения человека, выявления специфики собственного Я. Большой интерес проявляется к этическим проблемам, психологии самопознания и самовоспитания [8, 9].
Социализация как единство индивидуализации и социализации создаёт основу различным противоречиям, которые актуализируются и, в свою очередь, составляют основу для развития личности растущего человека [6, с. 233]. Знания о самом себе человек получает путем анализа ситуаций, в которых оказывается, их классификацией. Отношение личности к другим и отношение общества к личности в ситуации согласия, препятствий, конфликта, кризиса способствуют организации мышления о самом себе, по-
стижению своего внутреннего Я. Через оценки и ценности других людей, включенных в отношения личности, субъект приобретает свое место, место своего Я в обществе.
«Я и общество» - это то, что определяет индивидуальный аспект ценности жизни, который предполагает определение значимости её для оценивающего Я. Социальный аспект «Я в обществе» предполагает определение значимости жизни этого Я для общества. Понимание себя здесь выступает на уровне принятия себя и принятия значимых других людей [6, 14, 15].
При актуализации позиции «Я в обществе» самопонимание позволяет разобраться в себе, выявить свои социальные возможности, в позиции «Я и общество» - проверить и реализовать свои возможности. На ранних этапах юношеского возраста происходит смена позиции «Я в обществе» на «Я и общество», возникающая примерно в возрасте 15-17 лет. Смена позиции вызвана теми изменениями смысла в социальном развитии ребенка, которая находит отражение в смене деятельности [6, с. 207].
В юношеском возрасте молодые люди включены в процесс их подготовки как будущих специалистов. Этот процесс построен таким образом, что позволяет осуществлять, интегрировать, дифференцировать, акцентуировать социализацию и индивидуализацию, так как только при взаимодействии, взаимообусловленности они влияют на формирование личности растущего человека [6, с. 194].
В юношеском возрасте на основе качественных и количественных изменений в развитии, представленных в психологии развития в виде новообразований, происходит интенсивное развитие самопонимания. Этому способствует то, что в этом возрасте молодой человек стоит перед решением проблемы личностного и профессионального самоопределения. Молодые люди стоят перед проблемой выбора жизненного пути. Этот выбор представляет собой внутреннюю задачу, которую ему необходимо решить [6, с. 154].
Молодые люди стоят перед решением проблемы личностного и профессионального самоопределения, решают проблему смысла жизни, в связи с чем, отмечается рост и развитие самопонимания. В этом возрасте самопонимание приобретает свои особенности, свое содержание [7].
Другими словами понимание себя включает ценности, т.е. то, что актуально для деятельности (функциональный компонент деятельности). Индивидуальный выбор ценностей во многом определяет направленность личности, проявляющуюся, по B.C. Мерлину, в отношении: к людям, к обществу, к самому себе [10-12].
Человек познает себя по своим делам и оценивает себя по своим успехам и достижениям [7, с. 87]. Жизненная цель позволяет актуализировать понимание себя, постичь смысл своего существования в контексте поставленной цели. Как показывают данные, юноши и девушки чаще ориентированы на успех в жизни, и этот успех будет зависеть от их активности в достижении поставленных целей [6, с. 163].
Таким образом, в результате сложного социально-психологического воздействия формируется субъективное отношение к себе - самопонимание. Мы отметили, что самопонимание, не сводится ни к самопознанию, ни к самоотношению. Если в процессе самопознания задействована в основном когнитивная сфера человека, а в процессе самоотношения - эмоциональная, то в самопонимании эти сферы тесно взаимосвязаны между собой. Поскольку самопонимание является личностной характеристикой, то сформированные в онтогенезе соответствующие качества, скорее всего, будут влиять на развитие личности и на особенности осуществления личностью профессиональной деятельности.
Список литературы:
1. Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков // Вопросы психологии - 1955. - № 1. - С. 98-107.
2. Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта - М.: Изд-во ИП РАН, 1994.
3. Знаков В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 448 с.
4. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24, № 2. - С. 95-106.
5. Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенцио-нальная проблема // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26, № 1. - С. 18-28.
6. Кайгородов Б.В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте: дисс. ... д-ра психол. наук - Астрахань, 1999. - 310 с.
7. Кайгородов Б.В. Самопонимание: миф или реальность - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 184 с.
8. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
9. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
10. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека - Пермь: ПГПИ, 1971.
11. Мерлин B.C. Самосознание // Проблемы экспериментальной психологии личности: ученые записки / Пермский гос. пед. ин-т. - Пермь: ПГПИ, 1970. - Т. 77. - Вып. 6.
12. Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание - Пермь: ПГПИ, 1990.
13. Монахова И.А. Психологические особенности самопонимания в старшем школьном возрасте: дис. ... канд. психол. наук - Астрахань, 2002. - 170 с.
14. Протасова Н.И. Развитие самопонимания юношей и девушек в процессе профессиональной подготовки будущих учителей: дисс. ... канд. психол. наук. - Астрахань, 1999. - 196 с.
15. Романова О.В. Влияние идеала на развитие самопонимания в подростковом возрасте: дис. ... канд. психол. наук - Астрахань, 2002. - 154 с.
16. Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. - М.: Изд-во политической лит-ры, 1989. - 319 с.
17. Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация - содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства // Мир психологии. - 1998. - № 1. - С. 5-11.
18. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: АН СССР; Институт психологии, 1977. - 144 с.
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ ПЕРИОДИЗАЦИИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
© Кленина Л.И.*
Московский энергетический институт, г. Москва
Рассматривается вопрос периодизации возрастного развития человека. Несмотря на то, что этот вопрос имеет многовековую историю, он сохраняет свою актуальность и в современных условиях.
На основании акмеологического подхода к исследованию данной проблемы строится матрица периодизации возрастного развития человека.
В психологии возраст человека - категория, означающая качественно специфическую ступень развития индивида. Каждый возраст в человеческой жизни имеет нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития.
Возраст - понятие очень конкретное, но в то же время и относительное. Смысл, который вкладывает в него человек, зависит от того, что он считает главным в жизни. Вопрос о возможности периодизации жизни человека - выделении периодов жизни, в которых развитие подчиняется особым закономерностям, имеет многовековую историю. Философы древности говорили о десяти важнейших семилетних возрастных циклах (они считаются, начиная с рождения), в каждом из которых даются условия для развития одного из семи планов существования человека. А римляне знали 5 фаз жизни, каждая из которых соответствовала 13-15 годам жизни.
Введение в 40-е годы XX века С.Л. Рубинштейном в научный обиход понятия «жизненный путь» открыло широкие возможности для исследования процессов становления личности, позволило обратить внимание на психологический аспект проблемы жизненного пути, выделить субъек-
* Доцент кафедры Высшей математики, кандидат физико-математических наук, доцент.