ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Особенности самопонимания старших подростков Маслова Н. Н.
Маслова Наталья Николаевна /Maslova Natalia Nikolaevna - магистрант, кафедра психологии, Университет российского инновационного образования, г. Красноярск
Аннотация: в статье рассматриваются основные исследования самопонимания на подростковом этапе онтогенеза. Представлена специфика самопонимания в старшем подростковом возрасте.
Abstract: in this article the basic research on the self-understanding of the teenage stage of ontogenesis. The specifics of self-understanding in the late teen years are presented.
Ключевые слова: самопонимание, старший подросток, самосознание личности. Keywords: self-understanding, senior teen self-consciousness.
Потребность понять себя, разобраться в своих мыслях, чувствах, намерениях возникает практически у каждого человека; реализация этой потребности влияет на отношение человека к другим, самоотношение и самоуважение.
В связи с этим актуализируется необходимость изучения самопонимания растущего человека. Поэтому в современной психологии все больший интерес теоретиков и практиков приобретают исследования феномена самопонимания.
Тем не менее, толкование данного понятия в современной психологии весьма неоднозначно, что порождает и значительное различие в подходах и методах исследования указанного феномена.
Проблема самопонимания в большинстве случаев рассматривается в рамках изучения юношеского возраста, в рамках профессионализации личности, однако проблема самопонимания подростков является слабо разработанной, тем самым актуализирует проблему исследования особенностей самопознания в старшем подростковом возрасте.
В современной психологической науке изучена сущность самосознания (Л. С. Выготский, Р. Бернс, Л. И. Божович, Т. Л. Миронова, К. Роджерс, А. Г. Спиркин, В. В. Столин, И. И. Чеснокова, Э. Эриксон и другие), и в частности самопонимания (В. В. Знаков,
B. И. Пузько, И. А. Романова). Рассмотрены характеристики самопонимания в старшем школьном возрасте (И. А. Монахова) [3]; эмоциональный компонент самопонимания в юношеском возрасте (А. Ю. Агафонов) [1]. Б. В. Кайгородовым проведено исследование развития самопонимания в юношеском возрасте [2].
Таким образом, проведенный анализ литературных источников позволяет сделать вывод, что проблема самопонимания в большинстве случаев рассматривается в рамках изучения юношеского возраста в рамках профессионализации личности, однако проблема самопонимания подростков является слабо разработанной, тем самым актуализирует проблему исследования особенностей самопознания в старшем подростковом возрасте.
Целью исследования является выявление психологических особенностей самопонимания в старшем подростковом возрасте 14-15 и 15-16 лет.
В исследовании применялись методика исследования самоотношения, разработанную
C. Р. Пантилеевым и В. В. Столиным, тест по оценке уровня самоактуализации личности (САМОАЛ), адаптированный Н. Ф. Калиной.
На основе полученных результатов исследования были сделаны следующие выводы:
1. Старший подростковый возраст является сензитивным периодом для самопонимания. Молодые люди 14-16 лет становятся чувствительными к своим желаниям и потребностям, идентичными своей собственной сущности и субъектными в своих взглядах и оценках. Для них характерны осмысление себя и согласование реального поведения с представлениями и переживаниями самих себя.
2. В старшем подростковом возрасте самопонимание тесно связано со структурными компонентами самоактуализации и самоотношения личности. Это отражается в содержании самопонимания старших подростков и проявляется в увеличении общего количества и в усилении выраженности и значимости данных взаимосвязей. Понимание себя молодыми людьми 15-16 лет способствует появлению у них чувства личной управляемости и
СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 12(14) 2016 | 106 |
предсказуемости своего «Я», а также снижению обвинений в адрес собственного «Я» и повышению удовлетворенности своим настоящим, открытости новому опыту, уверенности в себе и доверия к окружающему миру.
3. Структура самопонимания старших подростков характеризуется дифференцированностью, целостностью, иерархичностью, конкретизированностью, связанностью представлений и переживаний самих себя. Молодые люди 14-16 лет понимают свою индивидуальность. Они положительно и целостно относятся к себе, принимая себя со всеми своими достоинствами и недостатками. У них последовательно осмысляется, конкретизируется и иерархизируется система знаний о себе, расширяются и углубляются представления и переживания себя.
4. Внутри старшего подросткового возраста прослеживается динамичность проявления самопонимания. Наиболее интенсивно самопонимание развивается у подростков 15-16 лет. Их представления и переживания себя более глубоки, насыщены и иерархичны, а взаимосвязи самопонимания со структурными компонентами самоактуализации и самоотношения личности более выражены и значимы, в сравнении с подростками 14-15 лет.
Литература
1. Агафонов А. Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2010. 18 с.
2. Кайгородов Б. В. Самопонимание и его место в структуре самосознания // Мир психологии, 1997. № 1. С. 129-132.
3. Монахова И. А. Психологические особенности самопонимания в старшем школьном возрасте. Автореф. Дисс. канд. пс. наук. М., 2002. 35 с.
4. Романова О. В. К вопросу о проблеме самопонимания личности // Гуманитарные исследования. Астрахань. АГПУ, 2011. № 1. С. 18-23.
Творчество как медитация Слесарева А. А.
Слесарева Анастасия Александровна / Slesareva Anastasia Alexandrovna — магистрант, кафедра городского строительства и архитектуры, Тульский государственный университет, г. Тула
Аннотация: в статье рассмотрен вопрос о том, что является основой любого творчества. Разобраны два основных вида творчества - объективное и субъективное. Проведён сравнительный анализ между медитацией и объективным творчеством.
Abstract: in the article the question of what is the basis of all creativity. Collated two main types of work - objective and subjective. The comparative analysis between meditation and objective creativity.
Ключевые слова: субъективное творчество, объективное творчество, творчество как медитация.
Keywords: subjective creativity, objective work, work as meditation.
Истоки творчества уходят глубоко в века, если, например, обратиться к тому же древнеиндийскому искусству плетения мандал или вышиванию славян. Эти разновидности творчества применялись для наведения порядка в душе человека [1].
Основой любого творческого проявления является самовыражение человека, которое не имеет границ и шаблонов. Конечная его цель - неполучение материального результата, а сам процесс самовыражения. Обусловлено это тем, что люди сдерживают свои эмоции или выражают их на тех, кто слабее них. От этого негативных эмоций становится только больше и с годами они перерастают в различные заболевания. Как бы удивительно это не звучало, но лекарством от этого является творчество.
Д. Садананда в своих учениях пишет о творчестве следующее: «Медитация - это творчество, и творчество - это медитация. Каждый человек несёт в себе частичку вселенной и поэтому каждый человек особенный, даже если не имеет творческих навыков. Он, по сути, есть
| 107 | СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 12(14) 2016