Научная статья на тему 'Развитие самопонимания как условие становления психологически зрелой личности'

Развитие самопонимания как условие становления психологически зрелой личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1445
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗРЕЛОСТЬ / ПСИХИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ / САМОПОНИМАНИЕ / САМООТНОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кайгородов Б. В., Мяснянкина Н. Г., Борисова Е. В.

В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого являлось установление связи самопонимания с психологическими характеристиками психологической зрелости личности. Статистический анализ данных позволил выявить ряд диагностических показателей психологической зрелости личности, а именно: «самоинтерес», «ориентация во времени», «потребность в познании», «автономность», «аутосимпатия», «контактность» и «гибкость в общении», и установить их статистически значимую связь с уровнями развития самопонимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кайгородов Б. В., Мяснянкина Н. Г., Борисова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие самопонимания как условие становления психологически зрелой личности»

УДК 159.9

РАЗВИТИЕ САМОПОНИМАНИЯ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ

© 2018 Б. В. Кайгородов1, Н. Г. Мяснянкина2, Е. В. Борисова3

1докт. психол. наук, профессор, декан факультета психологии, e-mail: [email protected] 2канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры общей и когнитивной психологии, e-mail: [email protected] 3канд. психол. наук, доцент кафедры общей и когнитивной психологии, e-mail: [email protected]

Астраханский государственный университет

В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого являлось установление связи самопонимания с психологическими характеристиками психологической зрелости личности. Статистический анализ данных позволил выявить ряд диагностических показателей психологической зрелости личности, а именно: «самоинтерес», «ориентация во времени», «потребность в познании», «автономность», «аутосимпатия», «контактность» и «гибкость в общении», и установить их статистически значимую связь с уровнями развития самопонимания.

Ключевые слова: зрелость, психическая зрелость, психологическая зрелость, самопонимание, самоотношение.

Культурно-исторические и социальные характеристики жизни современного общества постоянно повышают требования к способностям человека самостоятельно, ответственно и разумно организовывать свою социальную, профессиональную и личную жизнь. В отечественной психологии понятие «психологическая зрелость» рассматривается в рамках субъектно-деятельностного подхода как самостоятельность субъекта, которая включает в себя способность разумно задавать определенные цели, задачи и определять направление своей деятельности.

В современной психологической науке в исследовании категории «зрелость» выделяется несколько теоретических и эмпирических подходов. Так, А.Л. Журавлев выделяет системный подход к целостному изучению этого феномена [Журавлев 2007: 44-54]. Е.А. Сергиенко рассматривает зрелость в нескольких аспектах: как этап онтогенеза; с точки зрения общей тенденции развития; как результат достижения дефинитивной стадии развития; с позиции развития различных структурно-функциональных уровней умственной организации (в этом смысле различают эмоциональную, интеллектуальную, моральную, социальную, биологическую зрелость и т. д.) [Сергиенко 2007]. Н.П. Паттурина предлагает три различные области использования понятия «зрелость»: как характеристики особенностей развития человека на разных возрастных этапах; как характеристики индивидуального возрастного этапа развития человека; как личностной характеристики [Паттурина 2006: 113-126].

В характеристике зрелого человека принято различать биологический, психический и психологический аспекты зрелости. Биологическая зрелость включает зрелость тела, головного мозга, полового созревания. Психическая зрелость - это зрелость психических процессов и механизмов, сенсорно-познавательной деятельности, памяти. Понятие «психологическая зрелость» используется в научной литературе для описания полного функционирования личности как в обществе, так и в отношении к себе; способности человека развиваться дальше [Cook-Greuter 1994; Damon and Hart 1988; Паттурина 2006]. Последнее стало предметом изучения в данной работе.

Начало формирования психологической зрелости связано с подростковым возрастом и проявляется в формирующейся внутренней позиции взрослости и стремлении утвердить свою независимость. Большинство отечественных психологов связывают зрелость личности с присвоением ей социальной сущности, степенью овладения социальным опытом действий и отношений, осознанием себя в обществе, видением себя в других людях, готовностью к ответственному действию в мире. Понятие «зрелая личность» часто сопряжено с понятием «здоровая личность» как его синонимом, что особенно характерно для представителей западной гуманистической психологии [Maslow 1968; Rogers 1980]. Термин «зрелость» отражает высокий уровень развития, который обеспечивает полноценность функционирования: «зрелый» -«достигший полного развития, вполне сложившийся» [Ожегов 1987: 203]. О.Н. Маркова определяет «зрелость личности» как высокий уровень развития психически здоровой личности, обеспечивающий ее полное и разностороннее функционирование в обществе [Маркова 2006].

Обзор литературы

Личностная зрелость предусматривает ее способность к дальнейшему развитию, которое часто обусловлено тем, как человек понимает себя, то есть самопониманием [Cook-Greuter 1994]. Самопонимание представляет собой своего рода точку отсчета, с которой начинается прогнозирование перспектив развития. Известно, что понимание себя тесно связано с самопринятием, позитивной самооценкой и дает человеку возможность более полно жить своей жизнью, «быть собой» в максимальной степени.

Согласно гуманистической теории личности Г. Оллпорта, самопонимание является одним из механизмов развития личности, влияющим на уровень личной и психической зрелости. Б.В. Кайгородов определяет самопонимание как «постижение человеком смысла своего существования, в результате которого происходит когнитивное и эмоциональное согласование продуктов самосознания и реальной действительности» [Кайгородов 1999: 7]. Под продуктами самосознания исследователь подразумевает такие личностные образования, как «Я-образ» и «Я-концепция», а под реальностью - различные моменты человеческой жизнедеятельности. Постижение смысла своего существования обусловлено внутренними компетенциями, присущими «Я-концепции», которые устанавливают контекст для порождения смыслов. Эта компетентность формируется потребностями, идеалами, убеждениями, принципами, сложившимися на основе социального опыта молодого человека. Они помогают соизмерять, согласовывать продукты самосознания и реальности и на этой основе регулировать и контролировать собственное поведение субъектов понимания.

Для более точного определения самопонимания в структуре самосознания Б.В. Кайгородов рассматривает взаимосвязь между понятиями «самопонимание», «самосознание», «самопознание». Он считает, что самопознание позволяет получить знания о «Я» в способностях, полномочиях и границах своего «Я»; но смысл и значение процесса познания определяется самопониманием. Следовательно,

самопонимание позволяет структурировать внутренний мир человека, установить иерархию и приводит к целостности «Я». Оно дает самопознанию новый смысл и само «питается» через самопознание. Достаточно высокий уровень самопознания способствует проявлению потребностно-ценностного познавательного знания, что приводит к уточнению содержания, ориентации в понимаемом. Кроме того, по мнению исследователя, самопонимание не является бесчувственным процессом, оно эмоционально окрашено, приносит удовлетворение или горечь. Эмоциональная сторона самопонимания является своего рода слиянием общего эмоционального отношения к себе и отношения собственно оценочного. Из этого следует, что самопонимание связано с отношением к себе.

В. В. Столин и С. Р. Пантилеев [Пантилеев 1993] выдвинули и обосновали положение о том, что самоотношение можно понимать как выражение смысла «Я» для субъекта, как определенное устойчивое чувство о себе, которое, несмотря на обобщенность, содержит ряд конкретных модальностей (измерений), которые различаются как эмоциональным тоном переживания, так и семантическим содержанием соответствующего отношения к себе. Авторы выделяют следующие аспекты отношения к себе: самоуважение и аутосимпатия.

Самоуважение выражает обобщенную оценку себя по отношению к социально-нормативным критериям: мораль, успех, воля, целеустремленность и т. д. Другими словами, оценочное отношение к себе здесь основано на понимании собственной эффективности и компетентности в достижении цели и связано с эмоциями, сигнализирующими о способности достижения успеха или возможной реализации деятельности. Аутосимпатия не связана ни с социально-нормативными критериями, ни с какими-либо особенностями личности или характера субъекта. Она в чистом виде отражает эмоциональное отношение субъекта к своему «Я».

Проведенный анализ позволил предположить, что психологическая зрелость человека связана с самопониманием. Для проверки гипотезы мы попытались выявить связь самопонимания с характеристиками психологической зрелости личности.

Проведенный контент-анализ характеристик психологически зрелой личности позволил систематизировать перечень наиболее общих и существенных свойств [Брантова 2011], куда включаются:

• синергетичность (способность всесторонне и целостно воспринимать мир и людей, понимать взаимосвязь противоречий);

• автономность (способность доверять собственным суждениям и действовать в соответствии с ними, наличие собственной, независимой системы ценностей);

• ответственность (признание себя автором определенного поступка и принятие на себя обязательств за его последствия);

• контактность (способность быстро устанавливать отношения с другими людьми);

• самопринятие (положительное отношение к себе, несмотря на существующие недостатки);

• децентрация (способность рассматривать явления с разных точек зрения, понимание и принятие того, что другие люди могут воспринимать что-то по-другому, способность воспроизводить точку зрения другого);

• толерантность (терпимость к разным мнениям, беспристрастное отношение к людям и событиям);

• глубинность переживаний (чувство гармонии с миром, способность к переживаниям, в которых приобретается новое отношение к миру);

• наличие жизненной философии (осознание человеком собственной реальности в контексте окружающего мира в поисках смысла жизни, наличие жизненной позиции, принципов, кредо);

• креативность (обостренное восприятие дисгармонии, способность создавать новое - то, что раньше не было, творческая направленность).

В продолжение сказанного отметим, что в теории диспозиции личности Г. Оллпорта созревание человека определяется как непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Он различал зрелую и незрелую личность. Поведение зрелой личности функционально автономно и мотивировано сознательными процессами. Поведение незрелых людей направлено в основном бессознательными мотивами, вытекающими из опыта детства. Основываясь на этих положениях, он описал психологически зрелого человека следующими характеристиками:

- широкие границы своего «Я», то есть осознание себя и своих возможностей;

- способность к теплым межличностным отношениям, то есть проявление дружеской близости и симпатии к другим;

- эмоциональная неозабоченность и самопринятие, то есть способность принимать свои положительные и отрицательные качества, способность к саморегуляции в стрессовых ситуациях;

- опыт, реалистичность в восприятии мира, то есть способность применять свои знания на практике и понимать возможности реализации задуманного и видеть мир таким, какой он есть на самом деле, без искажений и иллюзий;

- самопознание, саморазвитие и юмор; зрелый человек способен познавать мир и самого себя, реагируя на разные ситуации с чувством юмора;

- целостная жизненная философия, то есть изучение окружающих вещей, явлений и качеств с собственной точки зрения.

Кроме того, Н. П. Паттурина обращает внимание на то, что у зрелой личности сформировано устойчивое единство личностных качеств и ценностных ориентаций, развитое нравственное сознание, сложившаяся иерархическая мотивационно-потребностная сфера, где доминируют высшие духовные потребности.

Таким образом, личностная зрелость характеризуется рядом личных свойств, проявляющихся в различной степени. Выделенные личные свойства являются маркерами личностной зрелости, измеряемыми с помощью психодиагностических методик.

Методы исследования

Проведенный теоретический анализ позволил предположить, что психологическая зрелость личности связана с самопониманием. Для подтверждения гипотезы было организовано и проведено эмпирическое исследование, целью которого было выявление связи самопонимания с характеристиками психологической зрелости личности.

Исследование проводилось на базе Астраханского государственного университета. В эмпирическом исследовании участвовало 250 студентов в возрасте от 17 до 21 года, обучающихся по направлениям подготовки «Психология» и «Психолого-педагогическое образование».

Программа исследования включала два этапа: на первом этапе мы проанализировали характеристики психологически зрелой личности, представленные в различных концепциях и теориях отечественных и зарубежных психологов; на втором - изучили связь между диагностическими показателями психологически зрелой личности с самопониманием, а также особенности этой связи в группах испытуемых с высоким и низким уровнем самопонимания.

Прежде чем перейти к описанию методического инструментария, используемого для решения поставленных задач, следует отметить, что современная психодиагностика практически не располагает методами, которые позволили бы изучать уровень

развития психологической зрелости как отдельного психологического явления с точки зрения определенной средней нормы.

Тем не менее теоретический анализ характеристик психологически зрелой личности позволил идентифицировать ряд диагностических показателей этого явления и определить диагностические методики, необходимые для подтверждения выдвинутой гипотезы (табл.1), а именно:

- четвертый вариант русскоязычной адаптации теста для оценки уровня самоактуализации личности - САМОАЛ [Maslow 1952];

- опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева - ОСО [Пантилеев 1993];

- опросник терминальных ценностей (ОТЦ).

Таблица 1

Диагностические показатели психологически зрелой личности

Диагностируемые показатели психологически зрелой личности и их характеристики Методики, используемые для диагностики показателя

Автономность характеризует независимость и свободу личности и является главным критерием ее психического здоровья, целостности и полноты САМОАЛ

Контактность измеряет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими людьми САМОАЛ

Креативность, или стремление к творчеству отражает творческое отношение человека к жизни САМОАЛ

Гибкость в общении/ толерантность соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, со способностью к адекватному самовыражению в процессе общения САМОАЛ

Ориентация во времени показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь на «потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом САМОАЛ

Взгляд на природу человека определяет веру в людей и в могущество человеческих возможностей САМОАЛ

Потребность в познании описывает способность к бытийному познанию: бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей САМОАЛ

Аутосимпатия являясь естественной основой психического здоровья и цельности личности, означает хорошо осознаваемую позитивную «Я-концепцию», служащую источником устойчивой адекватной самооценки САМОАЛ

Самоинтерес отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям, чувствам, уверенности в своей интересности для других. ОСО

Самоуважение отражает тот аспект, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным ОСО

Ценности правила, внутренне обязательные для человека, в безусловную важность которых он верит, ради чего он живет, к чему стремится и чем руководствуется в своих выборах САМОАЛ, ОТЦ

Самоактуализирующий тест личности (САМОАЛ) представляет вопросник, содержащий 100 пунктов, каждый из которых предлагает два альтернативных суждения и 11 шкал, характеризующих основные компоненты личной самоактуализации. Особый интерес для нашего исследования представляли следующие шкалы: ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, потребность в познании, креативность, автономность, аутосимпатия, контактность, гибкость во времени. Кроме того, этот тест использовался для распределения испытуемых на группы с высоким и низким уровнями самопонимания, так как оно является неотъемлемой частью структуры самоактуализации. Адекватность использования этой методики подтверждается в исследованиях Б.В. Кайгородова.

Опросник самоотношения (ОСО) - это психодиагностический инструмент, основанный на принципе стандартизированного самоотчета. Он включает следующие шкалы: шкала I - самоуважение; шкала II - аутосимпатия; шкала III - ожидание позитивного отношения от других; шкала IV - самоинтерес.

Для изучения системы ценностей испытуемых мы использовали вопросник терминальных ценностей, то есть ценностей, которые являются основными жизненными целями человека, отражают его долгосрочную перспективу. Этот опросник включает 8 терминальных ценностей: собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, саморазвитие, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности.

Результаты и обсуждение

С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена выявлена положительная корреляция «самопонимания» с показателями «самоинтерес», «ориентация во времени», «потребность в познании», «автономность», «аутосимпатия», «контактность» и «гибкость в общении» (табл. 2). Коэффициент корреляции указывает, что чем выше уровень развития самопонимания, тем более выражены такие личностные качества и свойства психологически зрелой личности, как интерес к собственным мыслям и чувствам, способность жить в настоящем, жажда нового, независимость и свобода личности, осознаваемая позитивная «Я-концепция», способность устанавливать прочные и доброжелательные отношения с окружающими людьми и отсутствие социальных стереотипов.

Таблица 2

Связь самопонимания с диагностическими показателями психологической зрелости личности

Показатели Значение коэффициента Уровень значимости

Самоуважение - -

Самоинтерес 0,29 р < 0,05

Ориентация во времени 0,42 р < 0,01

Взгляд на природу человека - -

Потребность в познании 0,22 -

Креативность - -

Автономность 0,45 р < 0,01

Аутосимпатия 0,50 р < 0,01

Контактность 0,29 р < 0,05

Гибкость в общении 0,24 р < 0,05

Ценности - -

Полученные данные были подтверждены при изучении групп с высоким и низким уровнем самопонимания; в частности, было установлено, что высокий уровень самопонимания положительно коррелирует с показателями «ориентация во времени»,

«потребность в познании», «автономность» и «аутосимпатия», а низкий уровень отрицательно коррелирует с показателями «контактность» и «гибкость в общении» (табл. 3).

Примечательно, что высокий уровень самопонимания отрицательно коррелирует с ценностями «собственный престиж» и «саморазвитие». Это может означать, что для психологически зрелого человека достижение внешнего признания в обществе, а также познание индивидуальных особенностей и постоянное развитие своих способностей не является внутренней ценностью и самоцелью, а скорее является средством и результатом осуществления продуктивной жизни.

Кроме того, положительный коэффициент корреляции низкого уровня самопонимания с ценностью «креативность» предполагает, что процесс формирования психологической зрелости связан с возможностью реализации творческих способностей человека, стремлением к изменению.

Таблица 3

Связь диагностических показателей психологической зрелости личности с разными уровнями самопонимания

Показатели Значение коэффициента Уровень значимости Значение коэффициента Уровень значимости

высокий уровень самопонимания низкий уровень самопонимания

Самоуважение - - - -

Самоинтерес - - - -

Ориентация во времени 0,49 р < 0,05 - -

Взгляд на природу человека - - -0,49 р < 0,05

Потребность в познании 0,50 р < 0,01 - -

Креативность - - - -

Автономность 0,52 р < 0,01 - -

Аутосимпатия 0,51 р < 0,01 - -

Контактность - - -0,57 р < 0,01

Гибкость в общении - - -0,53 р < 0,01

Ценности: - - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

собственный престиж -0,55 р < 0,01 - -

креативность - - 0,57 р < 0,01

развитие себя -0,53 р < 0,01 - -

Заключение

Под психологической зрелостью понимается определенное состояние функционирования личности в обществе, в том числе в отношении к самой себе, а также способность к дальнейшему развитию. Зрелость личности связана с присвоением ею общественной сущности, степенью овладения социальным опытом действий и отношений, осознанием себя в обществе, видением себя в других людях, готовностью к ответственному действию в окружающем мире. По мере созревания личности с психологической и социальной точек зрения ее способность к дальнейшему развитию возрастает. Дальнейшее развитие личности связано с ее самопониманием, которое в науке интерпретируется как понимание человеком смысла своего существования, в результате чего происходит когнитивное и эмоциональное согласование продуктов самосознания («Я-образа» и «Я-концепции») и реальности.

Анализ научных текстов по изучаемой проблеме позволил выявить и охарактеризовать перечень наиболее распространенных и значимых показателей психологически зрелой личности: синергетичесность; автономность; ответственность; контактность; самопринятие; децентрация; толерантность; глубинность переживаний; наличие жизненной философии;

креативность. Чтобы подтвердить гипотезу о существовании связи между самопониманием и показателями психологически зрелой личности, были определены диагностические методики, проведено эмпирическое исследование.

Количественный и качественный анализ показал, что психологически зрелая личность характеризуется такими личными качествами, как интерес к собственным мыслям и чувствам, способность жить в настоящем, жажда нового, независимость и свобода личности, осознаваемая позитивная «Я-концепция», способность устанавливать прочные и доброжелательные отношения с окружающими людьми и отсутствие социальных стереотипов, что во многом объясняется уровнем самопонимания. Таким образом, в целом подтверждается предположение о связи между самопониманием и показателями психологически зрелой личности. В то же время полученные результаты дают основание для продолжения исследований в рамках обсуждаемой проблемы, в частности влияния возраста человека на совокупность характеристик психологически зрелой личности, а также определения этой совокупности результативными (как результат становления) или процессуальными (как процесс становления) аспектами психологической зрелости.

Библиографический список

Брантова Ф.С. Представления о психологически зрелой личности в сознании людей разного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: «Компания Спутник+», 2011. 31 с.

Журавлев А.Л. Социально-психологическая зрелость: обоснование понятия // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 2. С. 44-54.

Кайгородов Б.В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте. Астрахань: Изд-во АГПУ, 1999. 160 с.

Маркова О.Н. Отношение к собственности у предпринимателей с разным типом личностной зрелости: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2006. 24 с.

Ожегов С.И. Словарь русского языка.19-е изд. М.: Русский язык. 1987. 750 с.

Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения // Психология общения. Энциклопедический словарь / под ред. А .А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2015. С. 581.

Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 32 с.

Паттурина Н. П. Проблема зрелости в современной психологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2006. № 7(17). С. 113-126.

Сергиенко Е.А. Зрелость: молярный или модулярный подход? // Феномен и категория зрелости в психологии / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2007. С. 13-28.

Allport G.W. Pattern and growth in personality. N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1961. С. 217-461.

Cook-Greuter S.R. Rare Forms of Self-Understanding in Mature Adults // Transcendence and Mature Thought in Adulthood. The Further Reaches of Adult Development / Ed. by M.E. Miller, S.R. Cook-Greuter. London: Rowman and Littlefield Publishers, Inc. 1994. P. 119-143.

Damon W., Hart D. The development of self-understanding. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.

Maslow A.H. Toward a psychology of being (second ed.). Princeton. NJ: Van Nostrad Reinhold, 1968.

Rogers С. A way of being. Boston: Houghton Mifflin, 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.