УДК 159.9
РАЗВИТИЕ САМОПОНИМАНИЯ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ
© 2018 Б. В. Кайгородов1, Н. Г. Мяснянкина2, Е. В. Борисова3
1докт. психол. наук, профессор, декан факультета психологии, e-mail: [email protected] 2канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры общей и когнитивной психологии, e-mail: [email protected] 3канд. психол. наук, доцент кафедры общей и когнитивной психологии, e-mail: [email protected]
Астраханский государственный университет
В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого являлось установление связи самопонимания с психологическими характеристиками психологической зрелости личности. Статистический анализ данных позволил выявить ряд диагностических показателей психологической зрелости личности, а именно: «самоинтерес», «ориентация во времени», «потребность в познании», «автономность», «аутосимпатия», «контактность» и «гибкость в общении», и установить их статистически значимую связь с уровнями развития самопонимания.
Ключевые слова: зрелость, психическая зрелость, психологическая зрелость, самопонимание, самоотношение.
Культурно-исторические и социальные характеристики жизни современного общества постоянно повышают требования к способностям человека самостоятельно, ответственно и разумно организовывать свою социальную, профессиональную и личную жизнь. В отечественной психологии понятие «психологическая зрелость» рассматривается в рамках субъектно-деятельностного подхода как самостоятельность субъекта, которая включает в себя способность разумно задавать определенные цели, задачи и определять направление своей деятельности.
В современной психологической науке в исследовании категории «зрелость» выделяется несколько теоретических и эмпирических подходов. Так, А.Л. Журавлев выделяет системный подход к целостному изучению этого феномена [Журавлев 2007: 44-54]. Е.А. Сергиенко рассматривает зрелость в нескольких аспектах: как этап онтогенеза; с точки зрения общей тенденции развития; как результат достижения дефинитивной стадии развития; с позиции развития различных структурно-функциональных уровней умственной организации (в этом смысле различают эмоциональную, интеллектуальную, моральную, социальную, биологическую зрелость и т. д.) [Сергиенко 2007]. Н.П. Паттурина предлагает три различные области использования понятия «зрелость»: как характеристики особенностей развития человека на разных возрастных этапах; как характеристики индивидуального возрастного этапа развития человека; как личностной характеристики [Паттурина 2006: 113-126].
В характеристике зрелого человека принято различать биологический, психический и психологический аспекты зрелости. Биологическая зрелость включает зрелость тела, головного мозга, полового созревания. Психическая зрелость - это зрелость психических процессов и механизмов, сенсорно-познавательной деятельности, памяти. Понятие «психологическая зрелость» используется в научной литературе для описания полного функционирования личности как в обществе, так и в отношении к себе; способности человека развиваться дальше [Cook-Greuter 1994; Damon and Hart 1988; Паттурина 2006]. Последнее стало предметом изучения в данной работе.
Начало формирования психологической зрелости связано с подростковым возрастом и проявляется в формирующейся внутренней позиции взрослости и стремлении утвердить свою независимость. Большинство отечественных психологов связывают зрелость личности с присвоением ей социальной сущности, степенью овладения социальным опытом действий и отношений, осознанием себя в обществе, видением себя в других людях, готовностью к ответственному действию в мире. Понятие «зрелая личность» часто сопряжено с понятием «здоровая личность» как его синонимом, что особенно характерно для представителей западной гуманистической психологии [Maslow 1968; Rogers 1980]. Термин «зрелость» отражает высокий уровень развития, который обеспечивает полноценность функционирования: «зрелый» -«достигший полного развития, вполне сложившийся» [Ожегов 1987: 203]. О.Н. Маркова определяет «зрелость личности» как высокий уровень развития психически здоровой личности, обеспечивающий ее полное и разностороннее функционирование в обществе [Маркова 2006].
Обзор литературы
Личностная зрелость предусматривает ее способность к дальнейшему развитию, которое часто обусловлено тем, как человек понимает себя, то есть самопониманием [Cook-Greuter 1994]. Самопонимание представляет собой своего рода точку отсчета, с которой начинается прогнозирование перспектив развития. Известно, что понимание себя тесно связано с самопринятием, позитивной самооценкой и дает человеку возможность более полно жить своей жизнью, «быть собой» в максимальной степени.
Согласно гуманистической теории личности Г. Оллпорта, самопонимание является одним из механизмов развития личности, влияющим на уровень личной и психической зрелости. Б.В. Кайгородов определяет самопонимание как «постижение человеком смысла своего существования, в результате которого происходит когнитивное и эмоциональное согласование продуктов самосознания и реальной действительности» [Кайгородов 1999: 7]. Под продуктами самосознания исследователь подразумевает такие личностные образования, как «Я-образ» и «Я-концепция», а под реальностью - различные моменты человеческой жизнедеятельности. Постижение смысла своего существования обусловлено внутренними компетенциями, присущими «Я-концепции», которые устанавливают контекст для порождения смыслов. Эта компетентность формируется потребностями, идеалами, убеждениями, принципами, сложившимися на основе социального опыта молодого человека. Они помогают соизмерять, согласовывать продукты самосознания и реальности и на этой основе регулировать и контролировать собственное поведение субъектов понимания.
Для более точного определения самопонимания в структуре самосознания Б.В. Кайгородов рассматривает взаимосвязь между понятиями «самопонимание», «самосознание», «самопознание». Он считает, что самопознание позволяет получить знания о «Я» в способностях, полномочиях и границах своего «Я»; но смысл и значение процесса познания определяется самопониманием. Следовательно,
самопонимание позволяет структурировать внутренний мир человека, установить иерархию и приводит к целостности «Я». Оно дает самопознанию новый смысл и само «питается» через самопознание. Достаточно высокий уровень самопознания способствует проявлению потребностно-ценностного познавательного знания, что приводит к уточнению содержания, ориентации в понимаемом. Кроме того, по мнению исследователя, самопонимание не является бесчувственным процессом, оно эмоционально окрашено, приносит удовлетворение или горечь. Эмоциональная сторона самопонимания является своего рода слиянием общего эмоционального отношения к себе и отношения собственно оценочного. Из этого следует, что самопонимание связано с отношением к себе.
В. В. Столин и С. Р. Пантилеев [Пантилеев 1993] выдвинули и обосновали положение о том, что самоотношение можно понимать как выражение смысла «Я» для субъекта, как определенное устойчивое чувство о себе, которое, несмотря на обобщенность, содержит ряд конкретных модальностей (измерений), которые различаются как эмоциональным тоном переживания, так и семантическим содержанием соответствующего отношения к себе. Авторы выделяют следующие аспекты отношения к себе: самоуважение и аутосимпатия.
Самоуважение выражает обобщенную оценку себя по отношению к социально-нормативным критериям: мораль, успех, воля, целеустремленность и т. д. Другими словами, оценочное отношение к себе здесь основано на понимании собственной эффективности и компетентности в достижении цели и связано с эмоциями, сигнализирующими о способности достижения успеха или возможной реализации деятельности. Аутосимпатия не связана ни с социально-нормативными критериями, ни с какими-либо особенностями личности или характера субъекта. Она в чистом виде отражает эмоциональное отношение субъекта к своему «Я».
Проведенный анализ позволил предположить, что психологическая зрелость человека связана с самопониманием. Для проверки гипотезы мы попытались выявить связь самопонимания с характеристиками психологической зрелости личности.
Проведенный контент-анализ характеристик психологически зрелой личности позволил систематизировать перечень наиболее общих и существенных свойств [Брантова 2011], куда включаются:
• синергетичность (способность всесторонне и целостно воспринимать мир и людей, понимать взаимосвязь противоречий);
• автономность (способность доверять собственным суждениям и действовать в соответствии с ними, наличие собственной, независимой системы ценностей);
• ответственность (признание себя автором определенного поступка и принятие на себя обязательств за его последствия);
• контактность (способность быстро устанавливать отношения с другими людьми);
• самопринятие (положительное отношение к себе, несмотря на существующие недостатки);
• децентрация (способность рассматривать явления с разных точек зрения, понимание и принятие того, что другие люди могут воспринимать что-то по-другому, способность воспроизводить точку зрения другого);
• толерантность (терпимость к разным мнениям, беспристрастное отношение к людям и событиям);
• глубинность переживаний (чувство гармонии с миром, способность к переживаниям, в которых приобретается новое отношение к миру);
• наличие жизненной философии (осознание человеком собственной реальности в контексте окружающего мира в поисках смысла жизни, наличие жизненной позиции, принципов, кредо);
• креативность (обостренное восприятие дисгармонии, способность создавать новое - то, что раньше не было, творческая направленность).
В продолжение сказанного отметим, что в теории диспозиции личности Г. Оллпорта созревание человека определяется как непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Он различал зрелую и незрелую личность. Поведение зрелой личности функционально автономно и мотивировано сознательными процессами. Поведение незрелых людей направлено в основном бессознательными мотивами, вытекающими из опыта детства. Основываясь на этих положениях, он описал психологически зрелого человека следующими характеристиками:
- широкие границы своего «Я», то есть осознание себя и своих возможностей;
- способность к теплым межличностным отношениям, то есть проявление дружеской близости и симпатии к другим;
- эмоциональная неозабоченность и самопринятие, то есть способность принимать свои положительные и отрицательные качества, способность к саморегуляции в стрессовых ситуациях;
- опыт, реалистичность в восприятии мира, то есть способность применять свои знания на практике и понимать возможности реализации задуманного и видеть мир таким, какой он есть на самом деле, без искажений и иллюзий;
- самопознание, саморазвитие и юмор; зрелый человек способен познавать мир и самого себя, реагируя на разные ситуации с чувством юмора;
- целостная жизненная философия, то есть изучение окружающих вещей, явлений и качеств с собственной точки зрения.
Кроме того, Н. П. Паттурина обращает внимание на то, что у зрелой личности сформировано устойчивое единство личностных качеств и ценностных ориентаций, развитое нравственное сознание, сложившаяся иерархическая мотивационно-потребностная сфера, где доминируют высшие духовные потребности.
Таким образом, личностная зрелость характеризуется рядом личных свойств, проявляющихся в различной степени. Выделенные личные свойства являются маркерами личностной зрелости, измеряемыми с помощью психодиагностических методик.
Методы исследования
Проведенный теоретический анализ позволил предположить, что психологическая зрелость личности связана с самопониманием. Для подтверждения гипотезы было организовано и проведено эмпирическое исследование, целью которого было выявление связи самопонимания с характеристиками психологической зрелости личности.
Исследование проводилось на базе Астраханского государственного университета. В эмпирическом исследовании участвовало 250 студентов в возрасте от 17 до 21 года, обучающихся по направлениям подготовки «Психология» и «Психолого-педагогическое образование».
Программа исследования включала два этапа: на первом этапе мы проанализировали характеристики психологически зрелой личности, представленные в различных концепциях и теориях отечественных и зарубежных психологов; на втором - изучили связь между диагностическими показателями психологически зрелой личности с самопониманием, а также особенности этой связи в группах испытуемых с высоким и низким уровнем самопонимания.
Прежде чем перейти к описанию методического инструментария, используемого для решения поставленных задач, следует отметить, что современная психодиагностика практически не располагает методами, которые позволили бы изучать уровень
развития психологической зрелости как отдельного психологического явления с точки зрения определенной средней нормы.
Тем не менее теоретический анализ характеристик психологически зрелой личности позволил идентифицировать ряд диагностических показателей этого явления и определить диагностические методики, необходимые для подтверждения выдвинутой гипотезы (табл.1), а именно:
- четвертый вариант русскоязычной адаптации теста для оценки уровня самоактуализации личности - САМОАЛ [Maslow 1952];
- опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева - ОСО [Пантилеев 1993];
- опросник терминальных ценностей (ОТЦ).
Таблица 1
Диагностические показатели психологически зрелой личности
Диагностируемые показатели психологически зрелой личности и их характеристики Методики, используемые для диагностики показателя
Автономность характеризует независимость и свободу личности и является главным критерием ее психического здоровья, целостности и полноты САМОАЛ
Контактность измеряет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими людьми САМОАЛ
Креативность, или стремление к творчеству отражает творческое отношение человека к жизни САМОАЛ
Гибкость в общении/ толерантность соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, со способностью к адекватному самовыражению в процессе общения САМОАЛ
Ориентация во времени показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь на «потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом САМОАЛ
Взгляд на природу человека определяет веру в людей и в могущество человеческих возможностей САМОАЛ
Потребность в познании описывает способность к бытийному познанию: бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей САМОАЛ
Аутосимпатия являясь естественной основой психического здоровья и цельности личности, означает хорошо осознаваемую позитивную «Я-концепцию», служащую источником устойчивой адекватной самооценки САМОАЛ
Самоинтерес отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям, чувствам, уверенности в своей интересности для других. ОСО
Самоуважение отражает тот аспект, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным ОСО
Ценности правила, внутренне обязательные для человека, в безусловную важность которых он верит, ради чего он живет, к чему стремится и чем руководствуется в своих выборах САМОАЛ, ОТЦ
Самоактуализирующий тест личности (САМОАЛ) представляет вопросник, содержащий 100 пунктов, каждый из которых предлагает два альтернативных суждения и 11 шкал, характеризующих основные компоненты личной самоактуализации. Особый интерес для нашего исследования представляли следующие шкалы: ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, потребность в познании, креативность, автономность, аутосимпатия, контактность, гибкость во времени. Кроме того, этот тест использовался для распределения испытуемых на группы с высоким и низким уровнями самопонимания, так как оно является неотъемлемой частью структуры самоактуализации. Адекватность использования этой методики подтверждается в исследованиях Б.В. Кайгородова.
Опросник самоотношения (ОСО) - это психодиагностический инструмент, основанный на принципе стандартизированного самоотчета. Он включает следующие шкалы: шкала I - самоуважение; шкала II - аутосимпатия; шкала III - ожидание позитивного отношения от других; шкала IV - самоинтерес.
Для изучения системы ценностей испытуемых мы использовали вопросник терминальных ценностей, то есть ценностей, которые являются основными жизненными целями человека, отражают его долгосрочную перспективу. Этот опросник включает 8 терминальных ценностей: собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, саморазвитие, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности.
Результаты и обсуждение
С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена выявлена положительная корреляция «самопонимания» с показателями «самоинтерес», «ориентация во времени», «потребность в познании», «автономность», «аутосимпатия», «контактность» и «гибкость в общении» (табл. 2). Коэффициент корреляции указывает, что чем выше уровень развития самопонимания, тем более выражены такие личностные качества и свойства психологически зрелой личности, как интерес к собственным мыслям и чувствам, способность жить в настоящем, жажда нового, независимость и свобода личности, осознаваемая позитивная «Я-концепция», способность устанавливать прочные и доброжелательные отношения с окружающими людьми и отсутствие социальных стереотипов.
Таблица 2
Связь самопонимания с диагностическими показателями психологической зрелости личности
Показатели Значение коэффициента Уровень значимости
Самоуважение - -
Самоинтерес 0,29 р < 0,05
Ориентация во времени 0,42 р < 0,01
Взгляд на природу человека - -
Потребность в познании 0,22 -
Креативность - -
Автономность 0,45 р < 0,01
Аутосимпатия 0,50 р < 0,01
Контактность 0,29 р < 0,05
Гибкость в общении 0,24 р < 0,05
Ценности - -
Полученные данные были подтверждены при изучении групп с высоким и низким уровнем самопонимания; в частности, было установлено, что высокий уровень самопонимания положительно коррелирует с показателями «ориентация во времени»,
«потребность в познании», «автономность» и «аутосимпатия», а низкий уровень отрицательно коррелирует с показателями «контактность» и «гибкость в общении» (табл. 3).
Примечательно, что высокий уровень самопонимания отрицательно коррелирует с ценностями «собственный престиж» и «саморазвитие». Это может означать, что для психологически зрелого человека достижение внешнего признания в обществе, а также познание индивидуальных особенностей и постоянное развитие своих способностей не является внутренней ценностью и самоцелью, а скорее является средством и результатом осуществления продуктивной жизни.
Кроме того, положительный коэффициент корреляции низкого уровня самопонимания с ценностью «креативность» предполагает, что процесс формирования психологической зрелости связан с возможностью реализации творческих способностей человека, стремлением к изменению.
Таблица 3
Связь диагностических показателей психологической зрелости личности с разными уровнями самопонимания
Показатели Значение коэффициента Уровень значимости Значение коэффициента Уровень значимости
высокий уровень самопонимания низкий уровень самопонимания
Самоуважение - - - -
Самоинтерес - - - -
Ориентация во времени 0,49 р < 0,05 - -
Взгляд на природу человека - - -0,49 р < 0,05
Потребность в познании 0,50 р < 0,01 - -
Креативность - - - -
Автономность 0,52 р < 0,01 - -
Аутосимпатия 0,51 р < 0,01 - -
Контактность - - -0,57 р < 0,01
Гибкость в общении - - -0,53 р < 0,01
Ценности: - - - -
собственный престиж -0,55 р < 0,01 - -
креативность - - 0,57 р < 0,01
развитие себя -0,53 р < 0,01 - -
Заключение
Под психологической зрелостью понимается определенное состояние функционирования личности в обществе, в том числе в отношении к самой себе, а также способность к дальнейшему развитию. Зрелость личности связана с присвоением ею общественной сущности, степенью овладения социальным опытом действий и отношений, осознанием себя в обществе, видением себя в других людях, готовностью к ответственному действию в окружающем мире. По мере созревания личности с психологической и социальной точек зрения ее способность к дальнейшему развитию возрастает. Дальнейшее развитие личности связано с ее самопониманием, которое в науке интерпретируется как понимание человеком смысла своего существования, в результате чего происходит когнитивное и эмоциональное согласование продуктов самосознания («Я-образа» и «Я-концепции») и реальности.
Анализ научных текстов по изучаемой проблеме позволил выявить и охарактеризовать перечень наиболее распространенных и значимых показателей психологически зрелой личности: синергетичесность; автономность; ответственность; контактность; самопринятие; децентрация; толерантность; глубинность переживаний; наличие жизненной философии;
креативность. Чтобы подтвердить гипотезу о существовании связи между самопониманием и показателями психологически зрелой личности, были определены диагностические методики, проведено эмпирическое исследование.
Количественный и качественный анализ показал, что психологически зрелая личность характеризуется такими личными качествами, как интерес к собственным мыслям и чувствам, способность жить в настоящем, жажда нового, независимость и свобода личности, осознаваемая позитивная «Я-концепция», способность устанавливать прочные и доброжелательные отношения с окружающими людьми и отсутствие социальных стереотипов, что во многом объясняется уровнем самопонимания. Таким образом, в целом подтверждается предположение о связи между самопониманием и показателями психологически зрелой личности. В то же время полученные результаты дают основание для продолжения исследований в рамках обсуждаемой проблемы, в частности влияния возраста человека на совокупность характеристик психологически зрелой личности, а также определения этой совокупности результативными (как результат становления) или процессуальными (как процесс становления) аспектами психологической зрелости.
Библиографический список
Брантова Ф.С. Представления о психологически зрелой личности в сознании людей разного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: «Компания Спутник+», 2011. 31 с.
Журавлев А.Л. Социально-психологическая зрелость: обоснование понятия // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 2. С. 44-54.
Кайгородов Б.В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте. Астрахань: Изд-во АГПУ, 1999. 160 с.
Маркова О.Н. Отношение к собственности у предпринимателей с разным типом личностной зрелости: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2006. 24 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка.19-е изд. М.: Русский язык. 1987. 750 с.
Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения // Психология общения. Энциклопедический словарь / под ред. А .А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2015. С. 581.
Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 32 с.
Паттурина Н. П. Проблема зрелости в современной психологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2006. № 7(17). С. 113-126.
Сергиенко Е.А. Зрелость: молярный или модулярный подход? // Феномен и категория зрелости в психологии / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2007. С. 13-28.
Allport G.W. Pattern and growth in personality. N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1961. С. 217-461.
Cook-Greuter S.R. Rare Forms of Self-Understanding in Mature Adults // Transcendence and Mature Thought in Adulthood. The Further Reaches of Adult Development / Ed. by M.E. Miller, S.R. Cook-Greuter. London: Rowman and Littlefield Publishers, Inc. 1994. P. 119-143.
Damon W., Hart D. The development of self-understanding. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.
Maslow A.H. Toward a psychology of being (second ed.). Princeton. NJ: Van Nostrad Reinhold, 1968.
Rogers С. A way of being. Boston: Houghton Mifflin, 1980.