ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
УДК 159.922
Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза
В. В. Терещенко, И. М. Чуб
Терещенко Владимир Валерьевич, кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии, Смоленский государственный университет, [email protected]
Чуб Ирина Михайловна, магистрант кафедры общей психологии, Смоленский государственный университет, [email protected]
Приведены данные эмпирического исследования взросления современных подростков. Актуальность исследования обусловлена противоречиями, связанными с изменением критериев взрослости, ухода от их нормативного понимания, удлинением перехода от детства к взрослости. Цель исследования - выявить индивидуально-психологические характеристики взросления подростков. Предположительно взросление - это процесс формирования (становления) зрелой личности, отличающийся созреванием и качественным изменением определенных ее характеристик, детерминированный социализацией и индивидуализацией. Становление зрелости личности в подростковом возрасте определяется как результат взросления ребенка, характеризующийся качественным изменением структурно-содержательных характеристик, оказывающих влияние на процесс взросления. Представлены данные эмпирического исследования индивидуально-психологических характеристик взросления. В исследовании приняли участие обучающиеся в 6-х и 9-х классах в возрасте 11-12 и 15-16 лет (59 обучающихся в 9-х классах и 45 обучающихся в 6-х классах). Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие психодиагностические инструменты: методика диагностики личностной зрелости (В. А. Руженков, В. В. Руженкова, И. С. Лукьянцева); тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев); тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева. Показано, что формирование взросления характеризуется выраженностью характеристик зрелости подростка - ответственности, осмысленности жизни, самоотношения личности (самопринятие, самоуважение), самостоятельности (автономность), самоактуализации (саморазвитие) личности, терпимости при социальном взаимодействии, позитивного мышления и активности личности. Установлено, что уверенность в себе и критичность к суждениям других о себе, целостная Я-концепция формируется чаще к возрасту 15-16 лет. Уточнено, что на границе старшего подросткового возраста усиливается связь между осмысленностью жизни и терпимостью, что может говорить о постепенном усвоении правил и норм социального взаимодействия. Именно в этот период процесс взросления воспринимается подростком как получение права выбора своего жизненного пути, самоопределения. Полученные данные легли в основу составления программы психолого-педагогического сопровождения взросления детей на дистанции подросткового возраста с целью формирования характеристик и качеств личности, способствующих зрелости и гармоничному переходу от детства к взрослости, поддержки в проблемных ситуациях.
Ключевые слова: взросление, зрелость, подросток, самопринятие, автономность, психолого-педагогическая поддержка.
йС1: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-230-239
Актуализация проблемы исследования
Многочисленные изменения, происходящие в современном обществе в настоящее время, выдвигают все больше требований к личности растущего ребенка. Во многих федеральных документах, регулирующих образовательную деятельность в образовательных организациях основного общего и среднего общего образования, указывается на то, что личность молодого человека должна обладать способностью к самостоятельной постановке жизненных целей, возможностью осуществления личного, свободного выбора, уверенностью в себе, независимостью. Социально-экономические условия жизни в России оказывают влияние на проживание детьми периода взросления. В современной психологии до сих пор сохраняется определение подросткового возраста как переходного, критического, трудного, непредсказуемого. Именно данный возрастной этап может рассматриваться в качестве катализатора всего, что происходит в настоящий момент в обществе, во взрослом мире.
В течение всей жизни человека происходит сильная трансформация окружающих его реалий, изменяются условия жизни и как следствие изменяются и особенности взросления подрастающего поколения. В исследованиях Д. И. Фельдштейна [1] отмечается, что чем более динамичной является культура, тем более заметным является то, что каждому новому поколению присущи отличные от других поколений собственный образ мира, система взаимодействия с ним; человеку крайне важно непрерывно выстраивать адекватное взаимодействие с окружающим его миром, при этом постоянно возрастает роль самого человека как субъекта взросления.
В своих работах Д. И. Фельдштейн указывал, что крайне важно организовать интенсивный поиск новых критериев «взросления» растущих людей, определить степень и характер их действия. Им выделяется важность такого взросления: во-первых, раскрытие предпосылок становления человека как личности; во-вторых, определение характера и особенностей воздействия социальной среды и условий личностного развития; в-третьих, анализ содержания и закономерностей процесса взросления; в-четвертых, выявление условий, специфики и механизмов осуществления индивидуализации и социализации в современном мире.
В педагогической психологии на современном этапе основной задачей воспитания и образования являются полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, раскрытие его интеллектуальных способностей и подготовка учащихся к социальному и профессиональному становлению. Неотъемлемой частью становления личности является взросление. «Подростковый возраст - это переход от детства к взрослости, характеризующийся специфическими биоло-
гическими, социальными и психологическими процессами», - писал Д. И. Фельдштейн [2, с. 16]. Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывают возраст от 11-12 до 14-15 лет.
В настоящее время существует большое количество исследований в области психологии развития личности. Вопросами психологии взросления, зрелости индивида занимались А. А. Бодалев [3], О. А. Карабанова [4], Н. Н. Тол -стых [5], Д. И. Фельдштейн [2], О. А. Фиофанова [6], С. В. Чернобровкина [7], Р. М. Шамионов [8], Г. Олпорт [9], Э. Эриксон [10].
Новейшие исследования зрелости представлены в научных работах Л. А. Головей [11], Е. С. Павленко [12], С. А. Безгодовой, А. В. Ми-кляевой [13] и др.
Однако вопросы формирования зрелой личности и особенности взросления современных подростков до сих пор остаются недостаточно изученными.
Все чаще исследования указывают на деформацию образа взрослости в обществе. С одной стороны, наблюдается тенденция к раннему взрослению: стремление к финансовой независимости, ранние половые отношения, общение на равных со взрослыми и пр. Чаще всего это лишь внешнее проявление взрослости, подражание взрослой жизни, в особенности негативным ее сторонам. С другой стороны, отмечается инфантилизация подрастающего поколения, неспособность или нежелание брать на себя ответственность, самостоятельно принимать решения и действовать. Эта тенденция поддерживается многими родителями, которые стремятся дольше опекать свое чадо и не готовы отпустить его в реальную взрослую жизнь. Происходит удлинение детства. Такая биполярная ситуация не позволяет подходить к пониманию личности подростка и воспитанию взрослого человека стандартно, используя подходы, сформировавшиеся в науке и практике воспитания и образования 20-30 лет назад.
В вопросах современного взросления наблюдается ряд основных тенденций, порождающих противоречия с имеющимися научными данными, представленными Дж. Арнеттом [14, 15], Н. Н. Толстых [5], К. Н. Поливановой [16], Н. Постман [17]:
Во-первых, существенно удлиняется переход от детства к взрослости, простираясь до 20 и даже более лет. Наблюдается расцвет особой подростковой субкультуры, к которой присоединяются уже и взрослые, не желающие переставать быть подростками, что выражается в их образе мышления, внешнем виде, поступках, манере общения и роде занятий. Эта тенденция подтверждается многими психологическими, социально-психологическими, социологиче-
скими и культурологическими исследованиями. Обоснованность раздвижения временных рамок перехода от детства к взрослости в последние годы объясняют данные исследований нейро-наук. Это объясняется тем, что мозг человека развивается по меньшей мере до 25 лет - продолжается формирование мозговых структур, которые отвечают за эмоциональный контроль и когнитивную деятельность высокого уровня.
Во-вторых, происходит изменение критериев (маркеров) взрослости. Ранее в качестве характеристик - критериев взрослости выступали объективные, внешние критерии, такие как отделение от родительской семьи, начало профессиональной деятельности, создание собственной семьи и рождение ребенка, финансовая независимость. В последние годы, говоря о взрослении и критериях зрелости личности, чаще указывают на субъективные, внутренние характеристики - ответственность, автономность, самовосприятие, самоактуализацию, активность личности, осмысленность жизни.
В-третьих, наблюдается уход от нормативного понимания как критериев взрослости, сроков перехода от детства к взрослости, так и путей становления зрелой личности. Путь достижения взрослости индивидуализировался. Расхождения в пути, сроках и характеристиках взросления стали зависимыми от многих обстоятельств развития - принадлежности к социальному слою, культуры, особенностей общества и конкретной семьи. Также большую роль играют индивидуальные психологические особенности, которые все более проявляются в условиях демократизации общества, свободы информации, гуманизации образования.
Отсюда возникает необходимость глубокого изучения с точки зрения психологии взросления современных подростков.
Во взглядах психологической науки на взросление и зрелость личности нет однозначного подхода. Сущность взросления и личностной зрелости трактуется разными авторами в зависимости от концептуального подхода.
Например, в рамках психолого-педагогического исследования специфики процесса взросления О. А. Фиофанова [18] ссылается на многочисленные теории, а именно: 1) когнитивную теорию Ж. Пиаже (как «переход к абстрактному и формальному мышлению»), 2) теорию нравственных представлений Л. Кольберга (как «развитие нравственных суждений»), 3) теорию поля К. Левина (как «структурирование и дифференциация жизненного пространства»), 4) теорию ролей Э. Хоффштеттера (взросление как «освоение новых ролей»), 5) культурологическую теорию М. Мид (как «становление устойчивости к неопределенности посредством обретения компетентности в культуре»).
Л. С. Выготский рассматривает взросление как процесс разрешения возрастного кризиса. Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни является индикатором завершения критического возраста [19].
Д. И. Фельдштейн взросление рассматривает как двуединый процесс социализации и индивидуализации, постоянного объективно-направленного структурирования свойств и качеств, которые составляют социальную и психологическую взрослость. Это изменение происходит посредством формирования связей и отношений, которые имеются во взрослом мире. Освоив и присвоив эти отношения, подросток приобретает «взрослую целостность» [2].
Д. Б. Эльконин предпринял попытку исследовать взросление через формирование у подростка чувства взрослости и тенденции к взрослости. Автор описал проявление чувства взрослости (отношение подростка к самому себе уже как к взрослому) через анализ возникающих желаний, чтобы окружающие относились к нему как к взрослому - уважали, доверяли и признавали право на самостоятельность. Было отмечено, что именно неудовлетворение этих потребностей приводит к различным формам протеста, противопоставлению себя взрослым, конфликтам с ними, а также нередко к разнообразным формам отклоняющегося поведения. Чувство взрослости выражается у подростка через новую жизненную позицию, обнаруживается в отношениях со взрослыми и сверстниками, в «копировании» поведения взрослых [20].
Понятие взрослости содержит в себе пространственно-временной континуум: взрослость проявляется в каком-то определенном возрасте, разном для каждого индивида, пути достижения и способы проявления взрослости имеют место у всех индивидов, но также различны по своим проявлениям и свойствам. Следовательно, взросление -процесс гетерохронный, его траектория и темпы вариативны и определяются целой группой разных факторов. Процесс взросления является индивидуальным и неповторимым для каждого человека.
Учитывая все вышесказанное, мы ведем диалог о взрослении как процессе формирования (становления) зрелой личности, отличающейся созреванием или качественным изменением определенных ее характеристик, детерминированной социализацией и индивидуализацией. С точки зрения культурно-исторического подхода нами взросление рассматривается как динамический процесс. В нем анализируются такие характеристики, как гетерохронность, формирование половой идентичности, принятие гендерных ролей, установление новых отношений со сверстниками, завоевание эмоциональной независимости от родителей, формирование смысложизненной позиции, зрелость личности, формирование образа будущего [21].
В связи с проблемой зрелости личности следует привести суждения А. А. Бодалева о том, что понятия «взрослость» и «зрелость» не тождественны [3]. Можно достичь зрелого (взрослого) возраста и не стать зрелой личностью. А. А. Бодалев пишет: «Если человек, достигший совершеннолетия, ведет себя в различных ситуациях в соответствии с общечеловеческими нормами морали и основные ценности жизни стали его собственными ценностями, значит, можно с уверенностью говорить об его личностной зрелости. В других случаях, когда он одни нормы соблюдает, а другие грубо игнорирует, одни ценности поддерживает, а против других восстает, доказывая это своими поступками, можно с полным правом утверждать, что он в личностном отношении оказывается зрелым только частично».
На основании исследования точек зрения разных авторов Е. В. Ковалевская дает следующее определение личностной зрелости: это «реализация общей тенденции развития человека, как способности к постоянному саморазвитию, изменениям при сохранении своей уникальности» [22, с. 48-51].
Л. И. Божович, говоря о зрелой личности, указывала на ее независимость от микросоциального окружения, способность к свободному выбору, ориентированному на собственные цели, наличие активной жизненной позиции [23].
В психологических исследованиях, помимо психологической зрелости, также часто отдельно рассматривается социальная зрелость личности. Она определяется как степень социализированности личности, т. е. способность усвоения личностью стандартов поведения, социальных правил и норм, характерных для конкретной социо- и этнокультурной среды. Однако многие авторы не разделяют индивидуальную психологическую и социальную зрелость, рассматривая понятие личностной зрелости как совокупность индивидуально-психологического и социального в структуре личности индивида.
В нашем исследовании мы акцентируем внимание на психологической и социальной зрелости личности подростка, которая характеризуется осмысленностью и целенаправленностью жизни, самостоятельностью в суждениях и поступках, стремлением к автономии, ответственностью за происходящее в жизни, терпимостью по отношению к окружающим и к себе самому.
Задача полноценного психического и личностного развития каждого ребенка не может быть решена без его всестороннего изучения, а именно личности подростка, индивидуальных психологических особенностей проявления зрелости личности, возрастных различий в процессе формирования зрелости у подростка.
Таким образом, анализируя вышеуказанные позиции, мы считаем, что изучение вопросов, связанных с взрослением современных подростков и формированием зрелой личности, чрезвычайно актуально.
Цель представленного в статье исследования заключается в выявлении индивидуально -психологических характеристик взросления подростков. Гипотезы исследования: взросление нами рассматривается как процесс формирования (становления) зрелой личности, отличающийся созреванием и качественным изменением определенных ее характеристик, детерминированный социализацией и индивидуализацией.
Зрелость личности - системное качество, являющееся завершением процесса взросления, которое характеризуется определенным уровнем развития личности и отдельных ее свойств, позволяющих осознанно принимать решения, эффективно решать жизненные задачи, саморазвиваться и адаптироваться в окружающей среде, не теряя своей уникальности.
Предположительно становление зрелости личности в подростковом возрасте мы рассматриваем как результат взросления ребенка, отличающийся качественным изменением структурно-содержательных характеристик личности подростка. Формирование зрелой личности проявляется в наличии и выраженности таких характеристик зрелости, как ответственность, осмысленность жизни, самоотношение личности (самопринятие, самоуважение), самостоятельность (автономность), самоактуализация (саморазвитие) личности, терпимость при социальном взаимодействии, позитивное мышление и активность личности.
Выборка, методики и методы исследования
Участники исследования. В исследовании приняли участие учащиеся 6-х и 9-х классов МБОУ «СШ № 3» г. Смоленска. Количество испытуемых - 104 человека в возрасте от 11-12 до 15-16 лет: среди них 59 учащихся 9-х классов и 45 учащихся 6-х классов, из которых 42 юноши и 62 девушки.
Методики. Для исследования психологических характеристик зрелости современных подростков применены: методика диагностики личностной зрелости (В. А. Руженков, В. В. Ру-женкова, И. С. Лукьянцева) [24]; тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев) [25]; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева.
Методы. Статистическая обработка количественных данных произведена с использованием программы 81аЙ8йса. Выполнены описательная статистика и корреляционный анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
По результатам исследования уровня личностной зрелости подростков и отдельных ее характеристик по «Методике диагностики личностной зрелости» (В. А. Руженков, В. В. Руженкова,
И. С. Лукьянцева) были выявлены следующие данные: среднее значение показателя личностной зрелости у учащихся 6-х классов - 85,58 балла, учащихся 9-х классов - 86,75 балла, что соответствует среднему уровню (от 51 до 100 баллов).
Средние значения отдельных показателей качеств личностной зрелости у учащихся 6-х классов: «Ответственность» - 18,33 балла, «Терпимость» - 16,2 балла, «Саморазвитие» - 18,36 балла, «Позитивное мышление» - 16,73 балла, «Самостоятельность» - 15,96 балла, что соответствует среднему уровню выраженности качества (11-20 баллов), при этом низкие показатели по отдельным качествам были выявлены у 5 человек из 45, а высокие - у 18 человек из 45.
Средние значения отдельных показателей качеств личностной зрелости у учащихся 9-х классов: «Ответственность» - 18,76 балла, «Терпимость» - 16,47 балла, «Саморазвитие» - 17,11 балла, «Позитивное мышление» - 16,27 балла, «Самостоятельность» - 17,58 балла, что соответствует среднему уровню выраженности качества (11-20 баллов), при этом низкие показатели по отдельным качествам были выявлены у 6 человек из 59, а высокие у 32 человек из 59.
Значимых различий по показателям личностной зрелости учащихся 6-х и 9-х классов не наблюдается, что подтверждено результатами расчета ¿-критерия Стьюдента.
Полученные показатели и отсутствие значимых отклонений в показателях личностной зрелости подростков, обучающихся в 6-х и 9-х классах (11-12 и 14-15 лет), могут говорить о продолжительности во времени процесса формирования зрелой личности. Наличие высоких показателей личностной зрелости у учащихся разных возрастных групп подтверждает тот факт, что личностное развитие подростков происходит индивидуально и не укладывается в рамки возрастной периодизации. Детерминанты такого развития могут быть как социальными, так и субъектными.
По результатам проведения методики «Тест-опросник самоотношения» (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев) были получены следующие данные: среднее значение показателя 5" - «Глобальное самоотношение» - у учащихся 6-х и 9-х классов находится в зоне средней выраженности (68,58% и 68,68% соответственно), средние значения по шкалам «Самоуважение», «Аутосимпатия», «Самоинтерес», «Саморуководство» также находятся в зоне средних величин, что говорит о достаточно согласованном, целостном отношении индивида к себе. Однако показатель по шкале «Ожидаемое отношение других» у обеих групп не выражен (у учащихся 6-х классов - 32,36%, у учащихся 9-х классов - 36,57%), и это позволяет говорить о том, что подростки воспринимают отношение окружающих к себе скорее как негативное, они не уверены в симпатии и одобрении их окружающими.
Это отражает специфику подросткового возраста на уровне зависимости от отношения окружающих, выражающейся в стремлении к поддержке и симпатии со стороны взрослых и сверстников и неуверенности в принятии себя другими.
Показатели осмысленности жизни по методике «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева для обеих групп соответствуют средним значениям. Полученные показатели свидетельствуют о продолжающемся процессе формирования способности личности сознательно управлять своей жизнью путем реалистичного восприятия настоящего и самостоятельной постановки целей на перспективу, а также на восприятие своей роли в управлении собственной жизнью в зависимости от степени адаптирован-ности к конкретной ситуации.
По показателям шкал методики у обучающихся в 6-х и 9-х классах (11-12 и 14-15 лет) значимых различий не выявлено, что подтверждено результатами расчета ¿-критерия Стьюдента.
Значимые прямые связи в обеих группах испытуемых выявлены между большинством показателей (общий показатель личностной зрелости - шкала 5 - «Глобальное самоотношение» (0,338)); общий показатель личностной зрелости - «Осмысленность жизни» (0,594); «Ответственность» - «Осмысленность жизни» (0,592); общий показатель личностной зрелости - «Локус контроля - Я» (0,482); «Ответственность» -«Цели в жизни» (0,527); шкала 5 - «Глобальное самоотношение» - «Осмысленность жизни» (0,405) и др.) (табл. 1, 2), что указывает на взаимообусловленность данных индивидуально-психологических особенностей как компонентов целостной структуры личностной зрелости. Чем сильнее выражено качество, тем больше оснований говорить о зрелости личности подростка.
Были также выявлены различия в связях индивидуальных психологических особенностей, выступающих критериями личностной зрелости подростков на межвозрастных переходах. Остановимся на наиболее значимых.
Для выявления и анализа связей между показателями личностной зрелости у подростков на межвозрастных переходах были применены методы статистического анализа данных с расчетом коэффициента корреляции Спирмена. Обнаружены значимые корреляционные связи между показателями личностной зрелости и показателями самоотношения.
Так, в частности, во-первых, общий показатель личностной зрелости - шкала 5 - «Глобальное самоотношение» в 6-х классах - коэффициент корреляции (р) равен 0,339, связь между исследуемыми признаками прямая, теснота (сила) связи по шкале Чеддока умеренная, критическое значение критерия - 0,023, т. е. рнабл > ркрит зависимость признаков статистически значима
Таблица 1 / Table 1
Значимые связи исследуемых показателей взросления учащихся 6-х классов (р < 0,05) Significant relations between adulting indicators under study for students of the 6th grade (р < 0,05)
Сравниваемые показатели Показатели самоотношения личности по методике В. В. Столина Показатели смысложизненных ориентаций по методике СЖО
Шкала S - глобальное самоотношение Шкала I -самоуважение Осмысленно сть жизни (ОЖ) Субшкала 1 (цели в жизни) Субшкала 2 (процесс жизни) Субшкала З (результат жизни) Субшкала 4 (локус контроля - Я) Субшкала 5 (локус контроля -жизнь)
Показатели личностнои зрелости по методике В. А. Руженкова ОП личностной зрелости 0,33 0,39 0,59 0,49 0,40 0,50 0,48 0,56
Ответственность 0,40 0,59 0,52 0,50 0,44 0,55 0,53
Терпимость 0,32
Саморазвитие 0,32 0,50 0,47
Позитивное мышление 0,33 0,32
Самостоятельность 0,36
Показатели самоотношения личности по методике В. В. Столина Шкала Б - глобальное самоотношение 0,40 0,46 0,42 0,43
Шкала I - самоуважение 0,50 0,44 0,44 0,46 0,43 0,50
Шкала IV - самоинтерес 0,30
Шкала 4 - саморуководство, самопо следовательно сть 0,30 0,32 0,29
Таблица 2 / Table 2
Значимые связи исследуемых показателей взросления учащихся 9-х классов (р < 0,05) Significant relations between adulting indicators under study for students of the 9th grade (р < 0,05)
Сравниваемые показатели Показатели самоотношения личности по методике В. В. Столина Показатели смысложизненных ориентаций по методике СЖО
Шкала S - глобальное самоотношение Шкала I -самоуважение Шкала II -аутосимпатия Шкала III -ожидаемое отношение других Шкала IV -самоинтерес Осмысленность жизни (ОЖ) Субшкала 1 (цели в жизни) Субшкала 2 (процесс жизни) Субшкала З (результат жизни) Субшкала 4 (локус контроля - Я) Субшкала 5 (локус контроля -жизнь)
Показатели личностной зрелости по методике В. А. Руженкова ОП личностной зрелости 0,57 0,53 0,48 0,31 0,59 0,46 0,63 0,58 0,65 0,48
Ответственность 0,54 0,50 0,35 0,58 0,48 0,61 0,33
Терпимость 0,33 0,34
Саморазвитие 0,56 0,366 0,56 0,40
Позитивное мышление 0,59 0,39 0,57 0,56 0,55
Показатели самоотношения личности по методике В. В. Столина Шкала S -глобальное самоотношение 0,56 0,36 0,58 0,59 0,59 0,40
Шкала I - самоуважение 0,62 0,45 0,62 0,54 0,66 0,47
Шкала III - ожидаемое отношение других 0,60
Шкала IV - самоинтерес 0,38 0,45 0,35
(р < 0,05); а в 9-х же классах р = 0,573, связь между исследуемыми признаками прямая, теснота (сила) связи заметная, критическое значение критерия -0,000002, зависимость признаков статистически также значима (р < 0,05).
Во-вторых, общий показатель личностной зрелости - шкала I - «Самоуважение» в 6-х классах р = 0,395, связь между признаками прямая, теснота связи умеренная, критическое значение критерия - 0,007, зависимость признаков статистически значима (р < 0,05). Соответственно в 9-х классах р = 0,538, связь между признаками прямая, теснота связи заметная, критическое значение критерия - 0,00001, зависимость признаков статистически значима (р < 0,05).
Определенные нами различия во взаимосвязях показателей зрелости разных возрастных групп позволили получить следующие данные о процессе взросления у подростков:
- уверенность в себе и критичность к суждениям других о себе, а также более целостная Я-концепция формируется в основном к возрасту 14-15 лет. Младший подростковый возраст определяет сильное влияние окружения на восприятие подростком себя, при этом в данный возрастной период уровень зрелости личности растущего ребенка существенным образом не влияет на восприятие подростком отношения окружающих, поскольку эта взаимосвязь проявляется в более зрелом возрасте;
- становление зрелости растущего подростка взаимосвязано с характеристиками позитивного мышления: чем больше проявляются черты личностной зрелости, тем позитивнее воспринимается отношение других, т. е. подросток с более высоким уровнем личностной зрелости чувствует себя увереннее во взаимоотношениях с окружающими, содержание которых носит более дифференцированный и конструктивный характер;
- межвозрастной переход на границе старшего подросткового и юношеского возраста создает условия для формирования более высокого уровня зрелости подростка. Ему в этот период заметно свойственны самоинтерес и саморефлексия;
- в старшем подростковом возрасте проявляется зависимость между самоотношением подростка и позитивным восприятием мира: чем выше уровень аутосимпатии, тем более благоприятной воспринимается окружающая среда;
- на границе старшего подросткового возраста усиливается связь между осмысленностью жизни и терпимостью, что может говорить о постепенном усвоении правил и норм социального взаимодействия. Именно в этот период процесс взросления воспринимается подростком как получение права на выбор своего жизненного пути, самоопределение. В связи с этим отметим, что важную роль в этом процессе выполняет самосознание, что более подробно раскрывает
уже проведенное совместное исследование подростков из Смоленска и Санкт-Петербурга [26]. Рефлексивная зрелость, соотносящаяся с готовностью растущих молодых людей к роли «взрослого», позволяет доказывать нормативность процесса взросления групп подростков из Смоленского региона, так как рефлексивность, бесспорно являясь одним из ведущих новообразований подросткового возраста, раскрыта в различных теориях возрастных психологов;
- получены данные о постепенном формировании у подростка самоинтереса и его взаимосвязи с показателями «Осмысленность жизни»;
- однако даже при высоком уровне саморуководства способность управлять своей жизнью зависит от степени адаптированности к конкретной ситуации: в привычных для себя условиях подросток может проявлять выраженную способность к личному контролю, а в новых ситуациях регуляционные возможности «Я» ослабевают, усиливается склонность к подчинению средовому воздействию.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу о том, что зрелость личности проявляется в наличии и выраженности у подростка ответственности, осмысленности жизни, самоотношения личности (самопринятие, самоуважение), самостоятельности (автономность), самоактуализации личности (саморазвитие), терпимости при социальном взаимодействии, позитивного мышления и активности личности.
Не удалось выявить значимых возрастных различий в проявлении отдельных признаков зрелости, что говорит об отсутствии зависимости данных признаков от возраста, т. е. значительных различий на межвозрастных переходах. Таким образом, получены новые данные о специфике проявления процесса взросления на границах подросткового периода и показано, что процесс взросления является индивидуальным.
Частично подтверждена гипотеза о существовании индивидуально-психологических различий во взаимосвязи характеристик зрелости на межвозрастных переходах.
Заключение
Приоритетной целью модернизации отечественного образования является не только обеспечение его высокого качества, но и воспитание высоконравственной личности гражданина, разделяющей российские традиционные ценности.
Неотъемлемой частью становления личности является взросление, которое приходится на подростковый период, примерно охватывающий возраст от 11-12 до 14-15 лет. При правильном воспитании происходит гармоничное вхождение подростков в «мир взрослых», становление зрелой личности.
Если рассматривать взросление как процесс перехода личности в качественно новое состояние, то зрелость личности мы понимаем как его результат. Зрелость личности, являясь системным качеством, предполагает наличие индивидуальных психологических различий, которые могут выступать в качестве критериев (маркеров) и компонентов взросления личности подростка и определяют его уровень. Среди них можно выделить ответственность, осмысленность жизни, самоотношение личности (самопринятие, самоуважение), самостоятельность (автономность), самоактуализацию (саморазвитие) личности, терпимость при социальном взаимодействии, позитивное мышление и активность личности.
Старший подростковый возраст играет решающую роль в формировании процесса взросления. Рефлексивная зрелость формирует готовность растущего ребенка к роли «взрослого», позволяет ему успешно освоить правила и нормы социального взаимодействия, получить право на выбор своего жизненного пути.
Полученные результаты легли в основу создания и апробации программы психолого-педагогической поддержки взросления растущих детей. Цель психолого-педагогического сопровождения подростков внутри возрастного периода заключалась в помощи в самопознании, в формировании характеристик и качеств личности, способствующих зрелости и гармоничному переходу от детства к взрослости, поддержки в проблемных ситуациях.
Библиографический список
1. Фельдштейн Д. И. Мир детства в современном мире. Проблемы и задачи исследования. М. : МПСУ ; Воронеж : МОДЭК, 2013. 336 с.
2. Фельдштейн Д. И. Психология взросления : структурно-содержательные характеристики развития личности. М. : Изд-во МПСИ, 1999. 670 с.
3. Бодалев А. А., Васина Н. А. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этический и профессиональный аспекты). М. : Педагогическое общество России, 1999. 272 с.
4. Карабанова О. А. Социальное конструирование детства // Образовательная политика. 2010. № 5-6. С. 52-63.
5. Толстых Н. Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. Детство в XXI веке : риски, угрозы, вызовы. 2015. № 4. С. 7-24. БО1: 10.17759/срр.2015230402
6. Фиофанова О. А. Проектирование модальностей взросления подростков в воспитательном пространстве : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008. 360 с.
7. Чернобровкина С. В. Представление о подростках как фактор их взросления // Вестн. Омск. ун-та. Сер. Психология. 2016. № 3. С. 56-65.
8. Шамионов Р. М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1997.19 с.
9. Олпорт Г. Становление личности : Избранные труды / пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева ; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2002. 343 с.
10. Erikson E. H. Childhood and society. L. : Imago, 1951. 397 p.
11. Психологическая зрелость личности / под общ. ред. Л. А. Головей. СПб. : Скифия-принт, СПбГУ, 2014. С. 23-59.
12. Павленко Е. С. Взросление как процесс формирования идентичности : возможности анализа нарра-тивов // Вестн. РУДН. Сер. Социология. 2016. № 2. С. 258-279.
13. Безгодова С. А., Микляева А. В. Жизненный путь в контексте проблемы зрелости / инфантилизма личности : социально-психологический подход // Интегративная психология жизненного пути. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. С. 123-143.
14. Arnett J. J. Emerging adulthood : A theory of development from the late teens through thetwenties // American Psychologist. 2000. № 55. P. 469-480.
15. Arnett J. J. Emerging adulthood(s) : The cultural psychology of a new life stage // Bridging cultural and developmental approaches to psychology : New synthesis in theory, research, and policy / ed. J. J. Arnett. Oxford : University Press, 2011. P. 255-275.
16. Поливанова К. Н. Детство в меняющемся мире [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5, № 2. С. 5-10. DOI: 10.17759/ jmfp.2016050201
17. Постман Н. «Исчезновение детства». 1988 / пер. с англ. 2006. [Электронный ресурс]. URL: http:// neilpostman.ru (дата обращения: 11.01.2018).
18. Фиофанова О. А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения : учеб. пособие. М. : Флинта, МПСИ, 2012. 118 с.
19. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч. : в 6 т. М. : Педагогика, 1982. Т. 1. С. 5-242.
20. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах : избр. психол. тр. М. : Ин-т практ. психологии, 1995. 414 с.
21. Терещенко В. В. Теоретико-методологические основы личностного развития и взросления подростка // Психология обучения. 2013. № 11. С. 55-63.
22. КовалевскаяЕ. В. Диагностика личностной зрелости у студентов педагогических специальностей // Вестн. Костром. гос. ун-та имени Н. А. Некрасова. 2013. № 19 (3). С. 48-51.
23. Божович Л. И. Проблемы формирования личности : избр. психол. труды. Воронеж : МОДЭК, 2001. 351 с.
24. Руженков В. А., Руженкова В. В., Лукьянцева И. С. Методика диагностики личностной зрелости // Научные ведомости БелГУ. 2016. № 26. С. 65-70.
25. Столин В. В., Пантилеев С. Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике : Психодиагностические материалы. М. Изд-во Московского ун-та, 1988. С. 123-130.
26. Безгодова С. А., Микляева А. В., Терещенко В. В.
Отношение к взрослению у старших подростков Санкт-Петербурга и Смоленска в контексте их жизнестойкости // Вестн. Кемеров. гос.ун-та. 2018. № 3. С. 77-84. Б01: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-3-77-84
Образец для цитирования:
Терещенко В. В., Чуб И. М. Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 3 (31). С. 230-239. Б01: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-230-239
Individual and Psychological Characteristics of Adulting in Adolescent Ontogenesis Period
Vladimir V. Tereshchenko, Irina M. Chub
Vladimir V. Terechenko, https://orcid.org/0000-0003-4189-3901, Smolensk State University, 4 Przheval'skogo St., Smolensk 214000, Russia, [email protected]
Irina M. Chub, Smolensk State University, 4 Przheval'skogo St., Smolensk 214000, Russia, [email protected]
The article presents empirical research data regarding the process of modern adolescents' adulting. The relevance of the study is conditioned by contradictions associated with changes in the adulthood criteria, avoidance of their standard understanding, lengthening the transition period from childhood to adulthood. The purpose of the study is to identify individual and psychological characteristics of adulting process in adolescents. Presumably, adulting is a process of formation (development) of a mature personality, distinguished by maturation and qualitative change of certain characteristics, which is determined by socialization and individualization. Development of personality maturity in adolescence is defined as a result of a child's adulting, which is characterized by qualitative changes in the structural and substantive characteristics that influence the adulting process. The empirical study data regarding individual psychological characteristics of adulting are presented in the article. The study involved students of the 6th and 9th grades aged 11-12 and 15-16 years (59 students of the 9th grade and 45 students of the 6th grade). To solve the problems posed in the study, we used the following psycho-diagnostic tools: methods of diagnosing personal maturity (V. A. Ruzhenkov, V. V. Ruzhenkova, I. S. Lukyantseva); self-attitude questionnaire (V. V. Stolin, S. R. Pantileyev); meaning of life orientations tests by D. A. Leontiev. It is shown that adulting formation is characterized by severity of adolescent maturity characteristics: responsibility, meaningful perception of life, self-attitude of a person (self-acceptance, self-esteem), independence (autonomy), self-actualization (self-development) of a person, tolerance in social interactions, positive thinking and personal activity. It has been established that self-confidence and critical attitude to other people's judgments regarding oneself, as well as integral "I-concept" are more often formed by the age of 15-16. It has been clarified that on the verge of senior adolescence, the relationship between meaningfulness of life and tolerance increases, which may indicate gradual mastering the rules and norms of social interaction. It is during this period that the process of growing up is perceived by a teenager as gaining the right to choose one's life path and discovering self-determination. The obtained data formed the foundation for the compilation of a program of psychological and pedagogical support for children in adolescence in order to form characteristics
and personality traits that promote maturity and harmonious transition from childhood to adulthood, support in problem situations.
Keywords: adulting, maturity, adolescent, self-acceptance, autonomy, psychological and pedagogical support.
References
1. Feldshtein D. I. Mir detstva v sovremennom mire. Prob-lemy i zadachi issledovaniya [The world of childhood in the modern world. Problems and objectives of the study] Moscow; Voronezh, MPSU Publ. ; MODEK Publ., 2013. 336 p. (in Russian).
2. Feldshtein D. I. Psihologiya vzroslenija: strukturno-soderzhatel'nye harakteristiki razvitija lichnosti [The psychology of growing up: structural and content characteristics of personality development]. Moscow, MPSI Publ., 1999. 670 p. (in Russian).
3. Bodalev A. A., Vasina N.A. Poznaniye cheloveka chelove-kom (vozrastnoy, gendernyy, eticheskiy iprofessional'nyy aspekty [Knowledge of man by man (age, gender, ethical and professional aspects]. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii Publ., 1999. 272 p. (in Russian).
4. Karabanova O. A. Social Construction of Childhood. Оbrazovatel'naya politika pducational politics], 2010, no. 5-6, pp. 52-63 (in Russian).
5. Tolstykh N. N. Sovremennoe vzroslenie [Modern growing up]. Consul 'tativnayapsihologiya ipsihoterapiya. Detstvo v XXIveke: riski, ugrozy, vyzovy [Consultative psychology and psychotherapy. Childhood in the XXI century: risks, threats, challenges], 2015, no. 4, pp. 7-24 (in Russian).
6. Fiofanova O. A. Proektirovanie modal'nostej vzroslenija podrostkov v vospitatel'nom prostranstve [Designing modalities older teenagers in educational space]. Diss. Dr. Sci. (Pedag.). Moscow, 2008. 360 p. (in Russian).
7. Chernobrovkina S. V. The notion of teenagers as a factor in their growing. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya Psihologiya [Herald of Omsk University. Series "Psychology"], 2016, no. 3, pp. 56-65 (in Russian).
8. Shamionov R. M. Lichnostnaya zrelost' i professional'noye samoopredeleniye v podrostkovom i yunosheskom vozraste [Personal maturity and professional self-determination in adolescence and youth]. Thesis Diss. Cand. Sci. (Psychol.). St. Petersburg, 1997. 19 p. (in Russian).
9. Allport G. Stanovleniye lichnosti: Izbrannyye Trudy [The formation of personality: Selected Works]. Transl. from Engl. by L. V. Trubitsina, D. A. Leontijev. By total ed. D. A. Leontijev. Moscow, 2002. 343 p. (in Russian).
10. Erikson E. H. Childhood and Society. London, 1951. 397 p.
11. Psihologicheskaya zrelost' lichnosti [Psychological maturity of personality]. Ed. L. A. Golovei. St. Petersburg, Skifiya-print Publ.; St. Petersburg University Publ., 2014, pp. 23-59 (in Russian).
12. Pavlenko E. S. Growing up as a process of identity formation: the possibilities of analyzing narratives. Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Sociology, 2016, no. 2, pp. 258-279 (in Russian).
13. Bezgodova S. A., Miklyaeva A. V. Zhiznennyy put' v kon-tekste problemy zrelosti / infantilizma lichnosti: sotsial'no-psikhologicheskiy podkhod [Life path in the context of personality maturity / infantilism: a socio-psychological approach]. In: Integrativnaya psikhologiya zhiznennogo puti [Integrative psychology of life path]. St. Petersburg, Herzen State Pedagogical University BH., 2016, pp. 123-143 (in Russian).
14. Arnett J. J. Emerging adulthood: A theory of development from the late teens through thetwenties. American Psychologist, 2000, no. 55, pp. 469-480.
15. Arnett J. J. Emerging adulthood(s): The cultural psychology of a new life stage. In: Bridging cultural and developmental approaches to psychology: New synthesis in theory, research, and policy. Ed. J. J. Arnett. Oxford, University Press, 2011, pp. 255-275.
16. Polivanova K. N. Childhood in a changing world. Modern foreign psychology, 2016, vol. 5, no. 2, pp. 5-10. DOI: 10.17759 / jmfp.2016050201 (in Russian).
17. Postman H. Ischeznovenie detstva. 1988 [The disappearance of childhood]. Transl. from Engl. 2006. Available at: http://neilpostman.ru (accessed 11 January 2018).
18. Fiofanova O. A Psikhologiya vzrosleniya i vospitatel'nyye praktiki novogo pokoleniya [Psychology of growing up and educational practices of the new generation]. Moscow, Flinta Publ.; MPSI Publ., 2012. 118 p. (in Russian).
19. Vygotsky L. S. Pedologiya podrostka. Sobr. soch.: v 61. [Pedology of teenager. Collected works. In 6 vols.]. Moscow, Pedagogica Publ., 1982. vol. 1, pp. 5-242 (in Russian).
20. Elkonin D. B. Psikhicheskoye razvitiye v detskikh voz-rastakh: izbrannyepsikhollogicheskie trudy [Mental development in childhood ages: selected psychological works]. Moscow, Institut prakticheskoy psikhologii Publ., 1995. 414 p. (in Russian).
21. Tereshchenko V. V. Theoretical and methodological foundations of personal development and maturing of a teenager. Psikhologiya obucheniya [Educational psychology], 2013, no. 11, pp. 55-63 (In Russian).
22. Kovalevskaya E. V. Diagnosis of personal maturity in students of pedagogical specialties. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova [Vestnik of Nekrasov Kostroma State University], 2013, no. 19 (3), pp. 48-51 (in Russian).
23. Bozovic L. I. Problemy formirovaniya lichnosti: Izbran-nyye psikhologicheskiye Trudy [Problems of the formation of personality: Selected psychological works]. Voronezh, MODEK Publ., 2001. 351 p. (in Russian).
24. Ruzhenkov V. A., Ruzhenkova V. V., Lukyantseva I. S. The method of diagnosing personal maturity. Nauchnye vedomosti BelGU [Scientific Bulletin of Belgorod State University], 2016, no. 26, pp. 65-70 (in Russian).
25. Stolin V. V., Pantileev S. R. Oprosnik samootnosheniya. Praktikum po psihodiagnostike: Psihodiagnosticheskie materialy [Self-relationship questionnaire. Practical work on psychodiagnostics: Psychodiagnostic materials]. Moscow, MSU Publ., 1988, pp. 123-130 (in Russian).
26. Bezgodova S. A., Miklyaeva A. V., Tereshchenko V. V Attitude to Coming-of-Age in Adolescents of Saint-Petersburg and Smolensk in Context of their Resiliency. Vestn. Kemerov. gos. un-ta [Bulletin of the Kemerovo State University], 2018, no. 3, pp. 77-84 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-3-77- 84
Cite this article as:
Tereshchenko V. V., Chub I. M. Individual and Psychological Characteristics of Adulting in Adolescent Ontogenesis Period. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2019, vol. 8, iss. 3 (31), pp. 230-239 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-230-239