Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2015. № 2. С. 24-29.
УДК 159.922
С. В. Чернобровкина
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ЛИЧНОСТНОЕ ВЗРОСЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ: СПЕЦИФИКА И ФАКТОРЫ ОБРАЗА И САМООЦЕНКИ ВЗРОСЛОСТИ
Представлен анализ подходов к изучению взросления личности в период студенчества. Исследуются специфика образа взрослости у студентов, обучающихся по разным образовательным программам (специалитет и бакалавриат), факторы образа взрослости и самооценки взрослости у них: самоотношение, локус контроля, временная перспектива.
Ключевые слова: взросление студентов; образ взрослости; самооценка взрослости; самоотношение; локус контроля; временная перспектива.
S. V. Chernobrovkina
Omsk State University n.a. F. M. Dostoevskiy
PERSONAL ADULTNESS OF MODERN STUDENTS:
SPECIFICS AND FACTORS OF THE IMAGE AND SELF-ESTEEM OF THE ADULTNESS
The analysis of approaches to studying of adultness of students is presented in article. There are specific features of formation of the image of adultness at students in various educational programs: "specialty" and "bachelor". Factors of an image of adultness and self-esteem of adultness at students are: self-relation, control locus, temporary prospect.
Keywords: adultness of students; adultness image; self-esteem of adultness; self-relation; control locus; temporary prospect.
Юношеский возраст принято рассматривать «как фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового созревания, а с другой - достижение социальной зрелости» [6].
В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев определяют юность как завершающий этап первичной социализации и как период самоопределения личности. Исследователи отмечают, что самоопределение является основной задачей юношеского возраста и включает социальные, личностные, профессиональные, духовные и практические аспекты. Выбор будущей сферы деятельности составляет основу самоопределения [11].
Основная задача юношеского возраста -выбор и первоначальное освоение профессиональной деятельности. Социальное и личностное самоопределение предполагает ста-
новление стабильной направленности личности и нахождение своего места во взрослой жизни. Это связано с развитием механизмов самосознания, становлением мировоззрения. В ранней юности (14-15 - 18 лет) происходит первичная социализация. Поздняя юность (18 - 23-25 лет) - начальный период общественно-производительной деятельности человека [6].
Отечественный исследователь Д. И. Фельдштейн, изучая период юности, отмечает: «Грани перехода от детства к взрослости условны. И не потому, что кто-то чего-то недодумал. Неопределённость возрастных групп объясняется объективными факторами» [10, с. 239]. Окончание периода юности характеризуется социальной зрелостью, которая определяется следующими критериями: завершением образования и приобретением профессии; началом профессиональной деятельности и экономической самостоятельности;
© Чернобровкина С. В., 2015
24
Личностное взросление современных студентов: специфика и факторы образа и самооценки...
политическим, гражданским совершеннолетием; созданием семьи [13].
Характеристики взрослой (зрелой) личности как ориентир развития в юности стали предметом анализа многих отечественных и зарубежных исследователей.
Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Дер-кач, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан рассматривают взрослость с позиции её значимости для общества и акцентируют внимание на формирующихся свойствах, условиях становления, которые помогают человеку приобрести эту значимость. В качестве антипода взрослости учёные выделяют социальный инфантилизм. Социальным инфантам характерно не принимать ответственность на себя и уходить от самостоятельности выбора [14].
А. А. Реан выделяет ответственность и самостоятельность как основные характеристики взрослости, которые являются фундаментом для формирования множества других личностных качеств [9].
А. Г. Асмолов относит к показателям индивидуально-психологической зрелости способность к самостоятельному прогнозированию своего поведения в любых жизненных ситуациях; умение мобилизоваться для реализации собственного решения; самоконтроль, проявления оценочной рефлексии; извлечение уроков из собственного поведения в различных ситуациях [1].
И. С. Кон определяет взрослость «как стадию жизненного пути, характеризующуюся, с одной стороны, адаптацией, приспособлением к наличным социальным условиям и способностью их воспроизводить, а с другой - самостоятельностью, способностью и умением инициировать нечто новое, изменяя своей, совместно с другими людьми деятельностью унаследованные от прошлого обстоятельства» (цит. по [10, с. 264]).
Ориентиром взрослости для личности в период юности является имеющийся у нее образ взрослости, оценка у себя качеств взрослого человека.
Таким образом, отечественные ученые выделяют в качестве основных личностных характеристик взрослого человека: ответственность, самостоятельность, развитое самосознание, умение планировать и прогнозировать события собственной жизни.
Принятие, освоение и овладение качествами зрелой личности происходит в процессе взросления.
Д. И. Фельдштейн отмечает: «Взросле-
ние - это процесс постоянного изменения объективно направленного структурирования определённых качеств и свойств, составляющих взрослость посредством формирования тех отношений и связей, которые уже имеются во взрослом мире и, освоив, присвоив которые растущий человек приобретает взрослую целостность» [13, с. 10].
Каждый из периодов взросления определяется уровнем социального развития, а также открывает новое пространство социального взросления. В нашем исследовании это период окончания юности и начало взрослости.
Д. И. Фельдштейн характеризует взросление как двуединый процесс социализации и индивидуализации, происходящий в период детства, как процесс постоянного изменения структуры определенных качеств и свойств, составляющих социальную и психологическую взрослость. Процесс преобразования индивидуальной структуры происходит посредством формирования и усвоения тех отношений и связей, которые уже имеются во взрослом мире и присвоив которую подросток приобретает взрослую целостность. Д. И. Фельдштейн выделяет у подростка появление чувства социальной ответственности (отвечать за себя и общее дело) в результате приобщения к миру взрослых [13].
Таким образом, взросление определяется как стремление выработки собственных образцов и критериев взрослости, которым следует человек и которые он отстаивает [4]. Образ взрослости представляет собой особую проекцию идеальной формы, определяющей целостность детства и являющейся основным способом и опорой для представления детьми их будущего [2].
Взросление рассматривается нами как сложный, многоплановый процесс, включающий формирование образа взрослости и самооценку качеств взрослого человека личностью.
Взросление юношей происходит в процессе профессионального и личностного самоопределения и связано с их индивидуально-психологическими характеристиками. Особое внимание, на наш взгляд, в этой связи необходимо уделить студенческому возрасту (периоду поздней юности).
Образование в вузе даёт студенту основу и формирует готовность выстраивать свою жизнь в соответствии с приобретённым опы-
25
С. В. Чернобровкина
том и социально-психологическими качествами, характерными для взрослой личности.
И. С. Кон считает период 18-25 лет «началом взрослости» и отмечает, что «18-25летний человек является взрослым и в биологическом, и в социальном отношении» [6, с. 67].
Таким образом, период студенчества, обучения в высшем или средне-специальном образовательном учреждении рассматривается автором как период взрослости со своими задачами, требованиями, ориентирами и пр.
Собственный опыт преподавательской деятельности и руководства внеучебной работой на факультете психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, собственные эмпирические исследования [15], знакомство с работами других исследователей по сходной тематике позволили выделить ряд психологических особенностей учебной деятельности и специфических социально-психологических характеристик личности современных студентов:
1. Трудности учебной деятельности современных студентов.
Доминирование внешней мотивации, не связанной с осуществляемой учебнопрофессиональной деятельностью (стремление к материальному достатку в будущем, карьере, получение диплома о высшем образовании, влияние родителей, друзей, знакомых, близость, удобство по отношению к дому, общение и т. п.) и низкий уровень внутренних познавательных мотивов. Для большой части студентов первостепенное значение в определении отношения к учебе имеет требовательность преподавателей, в том числе ведение учета посещаемости занятий, что также свидетельствует о выраженности внешней мотивации учебно-профессиональной деятельности.
Низкий уровень представлений о специфике выбранной специальности. Подавляющее большинство имеют представление «только в общих чертах», о том, чем им предстоит заниматься в будущем. Надежды на трудоустройство после окончания вуза связаны у студентов с помощью родителей, знакомых и в меньшей степени с собственной активностью и своими личностно-деловыми характеристиками.
Трудности самоорганизации в процессе учебной деятельности: пропуски учебных занятий, прокрастинация, фрагментарность
подготовки к семинарским и практическим занятиям, трудности систематизации знаний и умений при подготовке к зачетам и экзаменам, использование поведенческого отстранения - большое количество времени, проводимого в Интернете, социальных сетях, за компьютерными играми.
2. Социально-психологические характеристики личности студентов.
Высокая личностная тревожность, впечатлительность, склонность к рефлексии и низкая стрессоустойчивость. Высокий уровень самопринятия, амбициозность, наличие высоких запросов при отсутствии способов и навыков разрешения проблем. Трудности организации собственного времени, цели подвержены частой смене, планирование малореалистично.
Во взаимодействии выраженная индиви-дуалистичность, ориентация на себя, стремление быть независимым и самостоятельным.
Указанные особенности учебной деятельности и личностные характеристики современных студентов позволяют говорить о противоречивости процессов личностного и профессионального самоопределения.
Обучение студентов на младших курсах (1 и 2-м) сопряжено с адаптацией к нормам и требованиям вузовского образования, романтизацией профессии, удовлетворенностью новым социальным статусом. С 3-го курса студенты начинают переживать этап разочарований - противоречий, связанных с осмыслением правильности выбора профессии. Важнейшее условие преодоления данного кризиса - самостоятельная выработка новых личностных смыслов в обучении и последующей работе [5; 8].
Решение задач профессионального и личностного самоопределения происходит в юности комплексно. Трудности обретения себя в профессии связаны, по нашему мнению, со спецификой взросления современных студентов. Противоречия в освоении позиции взрослого человека, являющейся одной из основных задач периода юности, свидетельствуют о переживании молодыми людьми кризиса юности.
Основное противоречие кризиса юности - готовность юношей (биологическая, физическая, мотивационная) к переходу во взрослую, самостоятельную жизнь и психологическая незрелость как неготовность решать проблемы, встающие перед взрослым челове-
26
Личностное взросление современных студентов: специфика и факторы образа и самооценки...
ком. Далеко не всегда молодые люди способны разрешить данное противоречие самостоятельно.
Личностное и профессиональное самоопределение являются относительно совпадающими этапами социализации и развития современных студентов, существенным основанием для которых является образ взрослости. Принятие образа взрослости обеспечивает осознание цели и смысла своей дальнейшей жизнедеятельности студентами.
Наше эмпирическое исследование было направлено на выявление специфики самооценки и образа взрослости у студентов, обучающихся по разным программам - специа-литета и бакалавриата - и взаимосвязи данных параметров взрослости с личностными характеристиками студентов. Факторами, оказывающими значимое влияние на оценку личностью у себя качеств взрослого человека, выступили такие психологические конструкты, как самоотношение, локус контроля, временная перспектива.
Самоотношение - проявление специфики отношения личности к собственному «Я». Отношение человека к себе является базовым конструктом личности, оказывает регулирующее влияние на поведение человека, играет важную роль в межличностных отношениях, в постановке и достижении целей [7]. Позитивное устойчивое самоотношение является важным фактором в формировании самостоятельности, ответственности, способствует взрослению личности.
Значимым качеством, оказывающим влияние на взросление личности, является локус контроля. Локус контроля - склонность человека видеть источник управления своей жизнью главным образом во внешней среде или же в самом себе [3]. При экстернальном локусе контроля человек приписывает ответственность за происходящие с ним события внешним силам. Чем более интернален локус контроля, тем более ответственен человек за свои действия и, как следствие, взрослее.
Временная перспектива, указывая на способность к восприятию и интеграции прошлого, настоящего и будущего, лежит в основе формирования целостного образа себя, непрерывности существования и взаимодействия с миром, построения и осуществления произвольной целенаправленной активности. «Сбалансированная» структура временной перспективы позволяет гибко переключаться
между прошлым, будущим и настоящим в зависимости от ситуативных требований [12]. Такая временная перспектива является наиболее оптимальным фактором взросления личности.
В нашем исследовании приняли участие студенты (60 человек) факультета психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, обучающиеся по программам «специалитет» и «бакалавриат». Данные программы отличаются по длительности периода и содержанию обучения, что влияет на результат образования, на формирование образа взрослости и, вследствие этого, на личностное и профессиональное самоопределение студентов.
В качестве теоретической гипотезы исследования было выдвинуто следующее предположение: самоотношение, локус контроля, временная перспектива являются факторами образа взрослости и самооценки взрослости у студентов.
В исследовании были использованы следующие методы сбора эмпирических данных: авторская анкета по выявлению образа взрослости и самооценки взрослости у студентов (образ и самооценка взрослости оценивались по следующим критериям: реалистичность мышления (воплощение замыслов), ответственность за другого, ответственность за себя, самостоятельное принятие решения, экономическая самостоятельность); «Опросник
самоотношения» (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев); тест «Локус контроля» (Дж. Роттер), «Опросник временной перспективы» (Ф. Зим-бардо, в адаптации А. Сырцовой и др.).
При статистической обработке данных использовались: методы первичной описательной статистики, угловое преобразование Фишера, критерий Манна - Уитни, критерий Колмогорова - Смирнова, коэффициент корреляции r Пирсона.
В результате эмпирического исследования были сделаны следующие выводы:
• Образ взрослости у студентов характеризуется такими качествами, как ответственность за себя, ответственность за другого, самостоятельное принятие решений, финансовая независимость. При этом в группе сту-дентов-специалистов существует тенденция к преобладанию частоты встречаемости данных характеристик.
• Студенты-специалисты в сравнении со
студентами-бакалаврами характеризуются
27
С. В. Чернобровкина
склонностью к более высокой оценке у себя качеств взрослого человека по шкалам: ответственность за себя, ответственность за другого, социально-экономическая самостоятельность, реалистичность (воплощение замыслов), самостоятельность в принятии решений.
• Самоотношение студентов-специалистов и студентов-бакалавров имеет высокие показатели выраженности таких факторов, как глобальное самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, самоуверенность, самопринятие, самопоследовательность, самопонимание, и низкими показателями выраженности таких факторов, как ожидаемое отношение от других, самообвинение.
• Локус контроля студентов-специалис-тов и студентов-бакалавров имеет интерналь-ную направленность.
• Временная перспектива студентов двух форм обучения характеризуется устремленностью в будущее. Также в структуре прошлого временной перспективы приоритетным является позитивное прошлое, а в настоящем - гедонистическое настоящее. Негативное прошлое и фаталистическое настоящее выражены значительно меньше в структуре временной перспективы личности студентов двух форм обучения.
• В группе студентов-специалистов были обнаружены следующие взаимосвязи изучаемых параметров. Личностные факторы «глобальное самоотношение», «самопоследовательность» (в структуре самоотношения), «интернальный локус контроля» положительно коррелируют с самооценкой взрослости по критерию «ответственность за другого». Экстернальный локус контроля отрицательно коррелирует с самооценкой взрослости по критерию «ответственность за другого»; «самоуважение», «отношение других» в структуре самоотношения отрицательно коррелируют с самооценкой взрослости по шкале «экономическая самостоятельность».
• В группе студентов-бакалавров были обнаружены следующие взаимосвязи. Интер-нальный локус контроля положительно коррелирует с самооценкой взрослости по параметру «ответственность за себя». Личностные факторы: «самопоследовательность» отрицательно коррелирует с самооценкой взрослости по критерию «экономическая самостоятельность»; «гедонистическое настоящее» в структуре временной перспективы отрицательно коррелирует с самооценкой взросло-
28
сти по шкале «реалистичность мышления»; экстернальный локус контроля отрицательно коррелирует с самооценкой взрослости по параметру «ответственность за себя».
Проведенное исследование показало наличие дифференцированного образа взрослости у студентов, основанием которого являются такие значимые характеристики, как ответственность и самостоятельность. Студенты высоко оценивают собственную взрослость, считая наиболее выраженными у себя качества самостоятельности, ответственности, реалистичности. При этом студенты, обучающиеся по программе «специалитет», имеют тенденцию к более высоким показателям самооценки взрослости.
Полученные взаимосвязи показали, что оценка собственной взрослости у студентов по критерию «ответственность» (за себя и другого) положительно коррелирует с компонентами самоотношения и интернальным локусом контроля, что указывает на гармоничность и целостность взрослеющей личности.
Противоречия существуют, по нашему мнению, в оценке собственной взрослости по критерию «экономическая самостоятельность». Данный показатель отрицательно взаимосвязан у студентов с самоуважением, отношением других, самопоследовательностью. Чем выше самоуважение, самопоследовательность, чем позитивнее отношение других, тем ниже самооценка студентов по критерию «экономическая самостоятельность». Полученные результаты требуют дальнейшего осмысления. Предположительно: стремление молодых людей к финансовой независимости даже при наличии выраженного самоуважения пока не находит желаемых форм реализации, что сказывается на оценке себя как взрослого человека.
Полученные результаты дают возможность нового осмысления интересов и потребностей современных студентов в контексте процесса взросления.
Существующая в настоящее время стандартизация системы высшего образования, ориентация на нормативность, неготовность прежде всего административно-педагогического корпуса к изменениям приводит ко все более заметному разрыву между потребностями студентов и требованиями образовательного стандарта.
Указанное противоречие разворачивается в условиях экономической нестабильности
Личностное взросление современных студентов: специфика и факторы образа и самооценки...
и социальной неопределенности, которые требуют формирования у современных студентов качеств зрелой личности, составляющих основу их социальной мобильности, успешности и уверенности в себе.
В связи с этим необходима реализация в ходе профессионального образования специальных комплексных программ, развивающих личность студента, позволяющих осуществить рефлексию имеющихся и поиск новых ресурсов для овладения позиции взрослого.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. - 365 с.
2. Выготский Л. С. Педология подростка: проблема возраста // Собр. соч. : в 6 т. - М., 1984. - Т. 4. - С. 5-220, 244-269.
3. Дементий Л. И. Ответственность: типология и личностные основания : монография. -Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2001. - 192 с.
4. Ермолаева М. В. Психология развития : методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. - 2-е изд. - М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2003. - 376 с.
5. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования : учебное пособие. - 2-е изд., перераб. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2003. - 480 с.
6. Кон И. С. Психология ранней юности : книга для учителя. - М. : Просвещение, 1989. -252 с.
7. Пантилеев С. Р. Самоотношение // Психология самосознания : хрестоматия. - Самара : БАХРАХ-М, 2000. - С. 208-242.
8. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения : учебное пособие. - М. : МГППИ, 1999. - 97 с.
9. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - СПб. : Прайм
- ЕВРОЗНАК, 2004. - 416 с.
10. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии : учебное пособие для студентов / сост. Л. М. Семенюк ; под ред. Д. И. Фельдштейна. - 2-е изд., доп. - М. : Институт практической психологии, 1996. -304 с.
11. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе : учебное пособие.
- М., 2013. - 560 с.
12. Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе // Психологическая диагностика : научно-методический и практический журнал / ред. М. К. Акимова, В. Г. Колесников.
- 2007. - № 1. - С. 85-107.
13. Фельдштейн Д. И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. - М. : Флинта : Московский психолого-социальный институт, 1999.
14. Фиофанова О. А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения. - M. : Флинта : НОУ ВПО «МПСИ», 2012. - 120 с.
15. Чернобровкина С. В. Кризис юности у студентов как кризис взросления // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2014. - № 1. - С. 24-31.
29