УДК 159.922
С. В. Чернобровкина
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
КРИЗИС ЮНОСТИ У СТУДЕНТОВ КАК КРИЗИС ВЗРОСЛЕНИЯ
Представлен анализ подходов к изучению социально-психологических характеристик личности современного студента и особенностей его учебной деятельности. Освещается проблема освоения позиции взрослого студентами. Приведены результаты эмпирического исследования выраженности симптомов кризиса у студентов вуза в сравнении со студентами колледжа. Определен фактор переживания и преодоления кризиса юности - интернальность личности.
Ключевые слова: кризис юности; взросление; удовлетворенность жизнью; личностные факторы переживания и преодоления кризиса юности.
S. V. Chernobrovkina
Omsk F. M. Dostoevsky State University
YOUTH CRISIS OF STUDENTS AS CRISIS MATURATION
The article presents an analysis of approaches to the study of social and psychological characteristics of the individual student and the modern features of its training activities. The main problem, put forward in the work - the development of the position of the adult students. Empirical studies showed greater symptom of the crisis of high school students, in comparison with college students. Factor of experience and youth crisis is internality personality.
Keywords: crisis of youth; growing up; life satisfaction; personality factors and experience to overcome the crisis of youth.
Юность как период перехода от детства к взрослости привлекает внимание исследователей в силу решения личностью многих жизненно важных задач. Данный возрастной период анализируется в психологической литературе с разных точек зрения: с позиции выбора профессии и профессионального самоопределения молодых людей, с точки зрения вхождения в самостоятельную жизнь в обществе, обретения нового статуса и новых социальных ролей, в аспекте перестройки внутреннего мира личности, поиска смысла жизни, построения целостной, непротиворечивой Я-концепции и др.
Продолжительность периода юности и его хронологические рамки, определяемые учеными, имеют крайне широкий характер. М. Клее указывает на продолжительность юности в течение 10 лет - от 11 до 21 года [8].
В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев указывают на период от 13 до 21 года. [14]. И. С. Кон выде-
© Чернобровкина С. В., 2014
ляет раннюю (от 14-15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23-25 лет) [9].
Наиболее часто исследователи придерживаются последней точки зрения. Различия в дифференциации хронологических границ юности связаны, по нашему мнению, с позицией авторов в отношении задач развития и личностных приобретений человека в данный период.
Выделяются три группы подходов к анализу новообразований юношеского возраста. Первая группа - подходы, акцентирующие свое внимание на личностных изменениях, формировании идентичности, эмоциональной уравновешенности, самоуважения и др. (А. Гезелл, М. Клее, З. Фрейд, А. Фрейд, Р. Хевигхерст, С. Холл, Э. Эриксон и др.) В подходах второй группы юность рассматривается как период самоопределения - профессионального и личностного (Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург, В. И. Слободчиков и
Е. И. Исаев, И. В. Дубровина, И. С. Кон и др.). Третья группа подходов связана с изучением юности через призму планирования, построения целостного замысла жизни (Л. С. Выготский, Е. И. Головаха, К. Левин, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, Д. Б. Эльконин и др.) [3].
Наиболее изученной в психологии является ранняя юность - старший школьный возраст. При этом ее нельзя отрывать от второго этапа юности, так как важные социальные задачи взросления, определяемые социальной ситуацией развития, распространяются на весь период в целом [6, с. 255].
Социальный статус юноши неоднороден. Период от 14-15 до 18 лет назван И. С. Коном «третьим миром», существующим между детством и взрослостью. «Это период завершения физического созревания... “доделок” и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания» [9, с. 66]. Период от 18 до 23-25 лет - поздняя юность, или, по выражению И. С. Кона, «начало
взрослости». «В отличие от подростка, который в основном еще принадлежит к миру детства. и юноши, занимающего промежуточное положение между ребенком и взрослым, 18-23-летний человек является взрослым и в биологическом, и в социальном отношении. Общество видит в нем уже не столько объект социализации, сколько ответственного субъекта общественно-производительной деятельности, оценивая ее результаты по “взрослым” стандартам» [9, с. 67].
Таким образом, период студенчества, обучения в высшем или средне-специальном образовательном учреждении, рассматривается как период взрослости со своими задачами, требованиями, ориентирами и пр.
Данный тезис лег в основу наших размышлений о периоде поздней юности (студенчестве) как периоде взрослости.
Собственный опыт преподавательской деятельности и руководства внеучебной работой на факультете психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, эмпирические исследования, выполненные под нашим руководством [17; 18], знакомство с работами других исследователей по сходной тематике [3; 7; 10; 20] позволили выделить ряд психологических особенностей учебной деятельности и специфических социально-психологических характеристик личности современных студентов.
1. Трудности учебной деятельности современных студентов.
Доминирование внешней мотивации, не связанной с осуществляемой учебно-профессиональной деятельностью (стремление к материальному достатку в будущем, карьере, получение диплома о высшем образовании, влияние родителей, друзей, знакомых, близость, удобство по отношению к дому, общение и т. п.), и низкий уровень внутренних познавательных мотивов. Для большой части студентов первостепенное значение в определении отношения к учебе имеет требовательность преподавателей, в том числе ведение учета посещаемости занятий, что также свидетельствует о выраженности внешней мотивации учебно-профессиональной деятельности.
Низкий уровень представлений о специфике выбранной специальности, подавляющее большинство «только в общих чертах» имеют представление о том, чем им предстоит заниматься в будущем. Надежды на трудоустройство после окончания вуза в большей степени связаны у студентов с помощью родителей, знакомых и в меньшей степени - с собственной активностью и своими личностно-деловыми характеристиками.
Трудности самоорганизации в процессе учебной деятельности: пропуски занятий,
прокрастинация, фрагментарность подготовки к семинарским и практическим занятиям, трудности систематизации знаний и умений при подготовке к зачетам и экзаменам, использование поведенческого отстранения: большое количество времени проводится в Интернете, социальных сетях, за компьютерными играми.
2. Социально-психологические характеристики личности студентов.
Высокая личностная тревожность, впечатлительность, склонность к рефлексии и низкая стрессоустойчивость. Высокий уровень самопринятия, амбициозность, наличие высоких запросов при отсутствии способов и навыков разрешения проблем. Имеются трудности организации собственного времени, цели подвержены частой смене, планирование малореалистично.
Во взаимодействии - выраженная инди-видуалистичность, ориентация на себя, стремление быть независимым и самостоятельным [7].
Указанные особенности учебной деятельности и личностные характеристики современных студентов позволяют говорить о противоречивости процессов личностного и профессионального самоопределения.
Обучение студентов на младших курсах (1-м и 2-м) сопряжено с адаптацией к нормам и требованиям вузовского образования, романтизацией профессии, удовлетворенностью новым социальным статусом. С 3-го курса студенты начинают переживать этап разочарований - противоречий, связанных с осмыслением правильности выбора профессии. Важнейшее условие преодоления данного кризиса - самостоятельная выработка новых личностных смыслов в обучении и последующей работе [13]. Решение задач профессионального и личностного самоопределения происходит в юности комплексно. Трудности обретения себя в профессии связаны, по нашему мнению, со спецификой взросления современных студентов. Противоречия в освоении позиции взрослого человека, являющемся одной из основных задач периода юности, свидетельствуют о переживании молодыми людьми кризиса юности.
Метафорически данный кризис обозначают как «встреча со взрослостью».
История изучения кризиса юности начинается с трудов Л. С. Выготского и Э. Эриксона [4; 21] и имеет свое продолжение в исследованиях таких отечественных и зарубежных ученых, как Г. С. Абрамова, Б. Ливехуд, К. Н. Поливанова, В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев, Е. Л. Солдатова, О. В. Хухлаева, Г. Шихи и др. [1; 11; 12; 14; 15; 16; 19].
Большинство исследователей соотносят кризис юности с началом третьего десятилетия жизни человека (20-23 года) и связывают с окончанием периода обучения в учебном заведении. Кризис юности рассматривается как нормативный кризис, т. е. неизбежно возникающий на жизненном пути большинства людей и являющийся необходимым условием развития личности взрослого человека (П. Ниемеля, Э. Эриксон).
Основным содержанием кризиса юности является поиск себя и своего места в жизни через «примеривание на себя», опробование роли взрослого. Молодой человек вступает в самостоятельную жизнь и поэтому ставит задачи: эмансипации от родителей, материальной независимости; обретения стабильного места работы; поиска постоянного партнера
(спутника жизни) и формирования устойчивых отношений.
Длительность кризисных переживаний, возможность конструктивного или деструктивного выхода из кризиса в значительной мере определяются типом совладания и отношения личности к неблагоприятной жизненной ситуации. Для совладания с трудностями каждый человек использует определенные копинг-стратегии на основе имеющегося у него опыта и копинг-ресурсов.
Поскольку кризис юности связан с окончанием профессионального обучения, возникает вопрос, существуют ли различия в переживании и преодолении кризиса студентами вузов и средне-специальных профессиональных учреждений.
Юноши, получающие образование в разных типах образовательных учреждений, отличаются специфическими особенностями социальной ситуации развития. Отличия состоят в длительности периода обучения, характере образования, специфике приобретаемой специальности. Данные условия накладывают отпечаток на переживание кризиса юности молодыми людьми. Анализ психоло-го-педагогической литературы позволяет заключить, что студенты колледжа находятся в более оптимальных социальных условиях, позволяющих им овладевать возрастными социальными ролями в момент их готовности к этому. Существует мнение, что обучение в высших учебных заведениях неестественным образом удлиняет молодость, что приводит к более острому переживанию кризиса юности [16]. Но, вместе с тем, у студентов вуза имеется больше времени на самоопределение, «поиск смысла», чем у студентов среднеспециальных учреждений.
Значимой личностной характеристикой, позволяющей пережить и преодолеть кризис юности, является, по нашему мнению, локус контроля, под которым понимается склонность человека видеть источник управления своей жизнью главным образом во внешней среде или же в самом себе (Дж. Роттер), т. е. стремление приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности либо внешним силам (экстернальный локус контроля), либо собственным способностям и стараниям (интер-нальный локус контроля). Интернальный ло-кус контроля как склонность брать ответственность на себя и умение контролировать
свою жизнь является личностным ресурсом для преодоления трудных ситуаций, в том числе в период кризиса.
Целью нашего эмпирического исследования было изучение влияния уровня субъективного контроля на характеристики переживания и преодоления кризиса юности у студентов вузов и колледжей.
Задачи исследования:
1. Изучить уровень духовного кризиса и определить его тенденции у студентов вуза и колледжа.
2. Определить психоэмоциональное напряжение и отношения к различным сторонам жизни студентов вуза и колледжа в период кризиса юности.
3. Выявить доминирующие в период кризиса юности копинг-стратегии у студентов вуза и колледжа.
4. Изучить уровень субъективного контроля студентов вуза и колледжа.
5. Выявить влияние уровня субъективного контроля на переживание и преодоление кризиса юности у студентов вуза и колледжа.
В исследовании приняли участие 100 человек - студентов-выпускников в возрасте от 19 до 23 лет. Среди них: 50 студентов вузов г. Омска (ОмГУ, ОмГТУ, ОГИС) и 50 студентов Омского технологического колледжа. Все студенты обучаются на очной форме обучения, не работают, проживают совместно с родителями, не имеют собственной семьи.
В ходе исследования были использованы следующие психодиагностические методики: методика определения уровня духовного кризиса (Л. В. Шутова, А. В. Лящук); методика экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения и его источников (О. С. Копина, Е. А. Суслова, К. В. Заикин); авторская анкета, позволяющая изучить отношение личности к различным жизненным сферам (к профессии, родительской семье, отношение к себе и к будущему), а также определить значимые для юношей жизненные события и степень трудности их достижения; «Анкета оценки копинг-стратегий» C. S. Carver и соавторов в адаптации Л. И. Дементий [5]; методика определения уровня субъективного контроля (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд).
На основе результатов проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Большинство студентов вуза (58 %) и 42 % учащихся колледжа на этапе окончания учебного заведения (4-5-й курс) переживают собственно критическую стадию кризиса юности, демонстрируя пиковую тенденцию. У трети студентов вуза (32 %) и 40 % учащихся колледжа наблюдается регрессивная тенденция, т. е. они находятся на посткрити-ческой фазе кризиса юности. В целом все студенты обладают примерно равной степенью интенсивности переживаний кризиса. Результаты отражены на рис. 1.
Рис. 1. Средние показатели уровня выраженности духовного кризиса у студентов вуза и колледжа: ДК - вероятность духовного кризиса; НЭВ - напряжение экзистенциального вакуума; ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ - уровень выраженности духовного кризиса в прошлом, настоящем и будущем
Показатели вероятности духовного кризиса и напряженности экзистенциального вакуума студентов вуза и колледжа имеют среднюю степень выраженности, что свидетельствует о наличии кризиса, но также о стремлении преодолеть его, поиске средств и ресурсов для этого. Таким образом, можно говорить о нормальном течении кризиса, без чрезмерной остроты, ведущей к деструктивным изменениям в развитии личности.
2. Показатели психоэмоционального напряжения у студентов вуза и колледжа сходны и имеют средний уровень выраженности. При этом студенты вуза в период кризиса пе-
реживают меньшую удовлетворенность жизнью в отличие от учащихся колледжа (и = 830 при р < 0,01). Результаты отражены в табл. 1.
Значимые различия по показателям отношения студентов к разным сторонам жизни обнаружены в удовлетворенности отношениями с родителями (и = 936 прир < 0,05) и в представлениях о себе как о творце своего будущего (и = 919,5 при р < 0,05), которые у студентов вуза значимо выше, чем у учащихся колледжа, а также в чувстве одиночества (и = 841,5 при р < 0,01), которое значимо выше у студентов колледжа.
Таблица 1
Соотношение групп студентов с разными уровнями удовлетворенности жизнью, %
Уровень Удовлетворенность жизнью Удовлетворенность условиями жизни Удовлетворенность основных потребностей
вуз колледж вуз колледж вуз колледж
Низкий 58 34 0 10 22 28
Средний 28 52 56 56 48 46
Высокий 14 14 44 34 30 26
3. Студенты вуза и колледжа относят следующие приобретения к актуальным жизненным событиям: окончание учебы, получение диплома; независимость от родителей; постоянная работа; устойчивые любовные привязанности; создание семьи. В выделении значимых жизненных событий между студента-
ми вузов и колледжей обнаружено сходство (отсутствие значимых различий). Наиболее труднодостижимыми для студентов вуза и колледжа являются: материальное благополучие, жилищная и материальная независимость от родителей. Результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2
Средние значения степени значимости и трудности достижения актуальных событий жизни
у студентов вуза и колледжа
Актуальное событие Значимость Трудность достижения
вуз колледж вуз колледж
Успешная защита диплома 4,46 4,44 3,5 3,32
Успешная сдача выпускных экзаменов 4,3 4,24 3,46 3,24
Материальное благополучие 4,38 4,48 3,68 3,28
Материальная независимость от родителей 4,06 3,94 3,66 3,14
Жилищная независимость от родителей 4,04 4,34 3,72 3,3
Морально-ценностная независимость от родителей 3,3 3,58 2,48 2,56
Работа по специальности 3,78 3,34 3,28 2,52
Наличие любой постоянной работы 3,82 4,18 2,94 2,98
Наличие любовной привязанности и сексуальных отношений 4,22 4,1 2,54 2,52
Создание собственной семьи 4,3 4,4 3,3 3,1
4. Типичными стратегиями совладания с трудностями в период окончания учебного заведения для студентов вуза являются: «активный копинг», «планирование», «поиск активной общественной поддержки», «положительное истолкование и рост». Для большин-
ства студентов колледжа наиболее типичными копинг-стратегиями являются «фокус на эмоциях и их выражение» и «положительное истолкование и рост». Результаты представлены на рис. 2.
Рис. 2. Выраженность копинг-стратегий у студентов вуза и колледжа, переживающих кризис юности: 1 - активный копинг; 2 - планирование; 3 - поиск активной общественной поддержки; 4 - поиск эмоциональной общественной поддержки; 5 - подавление конкурирующей деятельности;
6 - обращение к религии; 7 - положительное истолкование и рост; 8 - сдерживание; 9 - принятие; 10 - фокус на эмоциях и их выражение; 11 - отрицание; 12 - ментальное отстранение;
13 - поведенческое отстранение; 14 - использование алкоголя и наркотиков; 15 - юмор
Применение и-критерия Манна - Уитни показало наличие значимых различий (при р < 0,01) по следующим проблемно-ориентированным копинг-стратегиям: «активный копинг» (и = 775), «планирование» (и = 477,5) и «поиск активной общественной поддержки» (и = 839). Данные стратегии значимо чаще используют студенты вуза. Проблемно-ориентированный тип копинга предполагает сознательный контроль происходящих событий, активные попытки устранения или ослабления источника стресса, решительное противостояние стрессорам и их последствиям.
Также обнаружено, что при р < 0,01 использование таких эмоционально-ориентированных стратегий преодоления, как «отрицание» (и = 430), «ментальное отстранение» (и = 891,5) и «поведенческое отстранение» (и = 766), преобладает у учащихся колледжа. Данные стратегии нацелены на улучшение и
стабилизацию эмоционального состояния без попыток разрешения проблемной ситуации.
5. Большинство студентов колледжа обладают в целом экстернальным локусом контроля, а также экстернальностью в области неудач, в области семейных и производственных отношении, таким образом, расценивают события своей жизни как случайные или вызванные действиями других людей, не возлагая на себя ответственности за происходящее. Интернальный локус контроля у большинства учащихся колледжа отмечается лишь в области межличностных отношений.
Большинство студентов вуза имеют ин-тернальную локализацию контроля в области достижений, межличностных отношений, здоровья, считая важные событий своей жизни в данных областях результатом собственных усилий, чувствуя ответственность за эти события. Результаты представлены в табл. 3.
Таблица 3
Средние значения показателей интернальности студентов вуза и колледжа
Вид интернальности Вуз Колледж
Общая интернальность 5,52 3,94
Интернальность в области достижений 6,38 5,44
Интернальность в области неудач 4,96 3,64
Интернальность в семейных отношениях 5,26 4,7
Интернальность в области производственных отношений 4,1 3,08
Интернальность в области межличностных отношений 6,32 5,82
Интернальность в отношении здоровья и болезни 6,5 5,54
Применение и-критерия Манна-Уитни показало наличие значимых различий по шкалам «общая интернальность» (и = 616 при р < 0,01), «интернальность в области достижений» (и = 930 при р < 0,05), «интерналь-ность в области неудач» (и = 702 при р < 0,01), «интернальность в области производственных отношений» (и = 768 при р < 0,01) и «интер-нальность в отношении здоровья и болезни» (и = 871 при р < 0,01). Студенты вуза обладают значимо более высоким уровнем субъективного контроля по всем этим шкалам.
Более низкие показатели интернальности студентов колледжа связаны, на наш взгляд, со сниженной степенью контроля своей жизни. Студенты вуза в период окончания учебного заведения достигают более высокого уровня осознанности жизни и ее перспектив, чем студенты колледжа.
6. Интернальность личности оказывает значимое влияние на параметры переживания и преодоления кризиса юности студентами. Результаты представлены в табл. 4.
Таблица 4
Показатели влияния общей интернальности на переживание и преодоление кризиса юности
Показатель переживания и преодоления кризиса Значение критерия Г
Уровень духовного кризиса 5,093**
Кризис в настоящем 4,645*
Кризис в будущем -3,764*
Удовлетворенность жизнью в целом -17,147**
Удовлетворенность условиями жизни 12,674**
Удовлетворенность основных потребностей 15,276**
Активный копинг 6,002**
Фокус на эмоциях и их выражение -3,621*
Отрицание -4,419*
Поведенческое отстранение -6,599**
Примечание: * - значимость влияния при р< 0,05; ** - значимость влияния при р< 0,01.
В результате исследования было выявлено, что интернальность оказывает прямое влияние на степень выраженности духовного кризиса. Чем выше интернальность, тем в большей степени проявляются симптомы духовного кризиса у молодых людей.
Данная зависимость связана, по нашему мнению, со спецификой освоения взрослости студентами. Интернальность как характеристика, отражающая степень ответственности личности, свидетельствует о проявлении позиции взрослого в отношении собственной жизни: осмысленности, управляемости, контроля. Столкновение с жизненными трудностями активизирует у интерналов процессы рефлексии собственного опыта, поиска ресурсов для преодоления, что сопровождается экзистенциальными переживаниями, составляющими сущность духовного кризиса.
Наряду с этим интернальная локализация ведет к большей удовлетворенности условиями жизни и чувству удовлетворенности основных потребностей, но при этом меньшей удовлетворенности жизнью в целом в период кризиса юности.
Интернальный локус контроля приводит к увеличению частоты использования в период кризиса юности стратегии «активного ко-пинга» и уменьшению частоты использования стратегий «фокус на эмоциях и их выражение», «отрицание» и «поведенческое отстранение».
Подводя итог проведенного исследования, важно отметить следующее. Кризис юности как переходный период от юности к ранней взрослости является значимым для молодого человека, оказывающим глубокое влияние на отношение личности к разным сферам жизни, удовлетворенность жизнью, постановку жизненных задач. Однако в теоретическом и эмпирическом плане данная проблема остается мало изученной.
Переживание кризиса юности во многом зависит от специфики социальной ситуации развития молодого человека. В нашем исследовании большая выраженность симптомов кризиса была обнаружена у студентов вузов.
Основное противоречие кризиса юности
- готовность юношей (биологическая, физическая, мотивационная) к переходу во взрос-
лую, самостоятельную жизнь и психологическая незрелость как неготовность решать проблемы, встающие перед взрослым человеком. Далеко не всегда молодые люди способны разрешить данное противоречие самостоятельно.
Сложность, с которой исследователи сталкиваются при рассмотрении проблемы возрастного кризиса юности, заключается в том, что данный переходный период, его возникновение и особенности проживания в значительной степени индивидуальны и определяются личностными и социальными ненормативными факторами.
В нашем исследовании в качестве фактора переживания и преодоления кризиса выступила интернальность личности.
В качестве перспектив исследования можно выделить построение типологий переживания и преодоления кризиса юности студентами как траекторий взросления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. -М. : Академический Проект, 2001. - 704 с.
2. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Международная педагогическая академия, 1995. -209 с.
3. Васильева Н. П. Динамика юношеского возраста : учебное пособие. - Красноярск : Сибирский федеральный ун-т : Ин-т естественных и гуманитарных наук, 2007. - 103 с.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т.
- Т. 4: Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. - М. : Педагогика, 1984. -432 с.
5. Дементий Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. - 2004. - № 3. - С. 20-25.
6. Ермолаева М. В. Психология развития : методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. - 2-е изд.
- М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 376 с.
7. Исаева Е. Р. Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса // Медицинская психология в России : электрон. науч. журн. - 2012. -№ 4 (15). - URL: http://medpsy.ru.
8. Клее М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. - М. : Владос, 1991. -251 с.
9. Кон И. С. Психология ранней юности : кн. для учителя. - М. : Просвещение, 1989. -255 с.
10. Кобзева Н. И. Возрастной и социальнопсихологический портрет современного студента образовательного процесса вуза // Современные исследования социальных проблем : электрон. научн. журн. - 2011. -Вып. 4, т. 8. - 1^1.: Ьііїр:// cyberleninka.ru/ аг^сіе/.
11. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни.
- Калуга : Духовное познание, 1994. -224 с.
12. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. - М. : Академия, 2000. - 184 с.
13. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства. - М. : Академия, 2001. - 480 с.
14. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе : учебное пособие для вузов. - М. : Школьная Пресса, 2000. -416 с.
15. Солдатова Е. Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека : авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук. - Екатеринбург, 2007. - 43 с.
16. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. - М. : Академия, 2006. - 368 с.
17. Чернобровкина С. В. Кризис ранней взрос-
лости: особенности его переживания и преодоления молодыми людьми с различными социально-демографическими характери-
стиками // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2007. - № 2. -С. 27-36.
18. Чернобровкина С. В. Кризис юности: взаимосвязь особенностей переживания с характеристиками социально-психологической адаптации // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2010. - № 2. -
С. 25-38.
19. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. - СПб. : Ювента, 1999. -435 с.
20. Шершнёва Т. В. Проблемы психологической готовности современных студентов к обучению в вузе // Психологическое сопровождение образования: теория и практика : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. на основе интернет-форума (25-27 декабря 2013 г.) - 1^1.: http://mosi.ru/ru/conf/articles/.
21. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.
- М. : Прогресс, 1996. - 208 с.