Научная статья на тему 'Кризис ранней взрослости: особенности его переживания и преодоления молодыми людьми с различными социально-демографическими характеристиками'

Кризис ранней взрослости: особенности его переживания и преодоления молодыми людьми с различными социально-демографическими характеристиками Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9513
662
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернобровкина Светлана Владимировна

Author analyses psychological peculiarities of experience and coping of crisis by young people. In the article are results of research. The main idea is following: different groups of young people go through age crisis and have different peculiarities of experience and coping of it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кризис ранней взрослости: особенности его переживания и преодоления молодыми людьми с различными социально-демографическими характеристиками»

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2007. № 2. С. 27-36.

© С.В. Черноброекина, 2007 УДК 159.922

КРИЗИС РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ: ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПЕРЕЖИВАНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ С РАЗЛИЧНЫМИ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ

С.В. ЧЕРНОБРОВКИНА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Author analyses psychological peculiarities of experience and coping of crisis by young people. In the article are results of research. The main idea is following: different groups of young people go through age crisis and have different peculiarities of experience and coping of it.

Кризис ранней взрослости как переход от периода юности к периоду ранней взрослости анализируется в психологической литературе с разных точек зрения: с позиции выбора профессии и дальнейшего профессионального самоопределения молодых людей, с точки зрения вхождения в самостоятельную жизнь в обществе, обретения нового статуса и новых социальных ролей и, наконец, в аспекте перестройки внутреннего мира личности, обретения смысла жизни, построения целостной, непротиворечивой Я-концепции.

Большинство исследователей соотносят кризис ранней взрослости с началом третьего десятилетия жизни человека (20-23 г.) и связывают с окончанием периода обучения в учебном заведении. В литературе можно встретить метафорическое определение данного кризиса как «встреча со взрослостью». Кризис ранней взрослости рассматривается как нормативный кризис, т. е. кризис, неизбежно возникающий на жизненном пути большинства людей и являющийся необходимым условием развития личности взрослого человека (П. Ниемеля, Э. Эриксон) [3; 8].

История изучения кризиса ранней взрослости начинается с трудов зарубежных авторов: Б. Ливехуда, Г. Шихи, Э. Эриксона [2; 7; 8] и имеет свое продолжение в исследованиях отечественных ученых: Г.С. Абрамовой, К.Н. Поливановой, В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева,

О.В. Хухлаевой и др. [1; 4; 5; 6].

Всякий возрастной кризис характеризуется возникновением перед индивидом проблем, серьезно затрудняющих или делающих невозможной реализацию жизненных замыслов. Для молодежи это может быть блокировка базовых потребностей возраста: потребности в самоутверждении, независимости, самореализации, в самоопределении настоящего и будущего.

По мнению К. Юнга, основным содержанием кризиса ранней взрослости является столкновение человека с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют его собственным представлениям. Часто это связано со слишком большими ожиданиями, с недооценкой внешних трудностей, с необоснованным оптимизмом или, наоборот, негативизмом. Начинается распад детской веры и чрезмерного оптимизма. Но нередко молодой человек довольно долго продолжает сохранять детскую позицию, ожидая, что все придет к нему само собой в соответствии с его желаниям [6].

В литературе поднимается вопрос: насколько влияет на развитие личности продолжение образования в вузах? С одной стороны, оно, конечно, затягивает и затрудняет вхождение во взрослую жизнь. Б. Ливехуд говорит о том, что учеба в университетах и другие формы высшего образования удлиняют совершенно неестественным образом молодость, из-за этого нарушается развитие первой фазы взрослого бытия, в ходе которого и должна быть достигнута извест-

ная степень личной ответственности. Однако с другой стороны, включение молодого человека сразу после школы в профессиональную деятельность не дает ему времени на осмысление главных вопросов юности, создание собственного мировоззрения, осознание собственной ответственности за выбор жизненного пути [2].

О.В. Хухлаева предлагает рассмотреть следующую динамику протекания кризиса ранней взрослости. Кризису предшествует предкризисное состояние. Оно обычно характеризуется еще детским идеализмом молодых, верой в собственное всемогущество, ощущением буйства чувств и энергии. Молодому человеку кажется, что он всем нужен и все его ждут. Но постепенно эйфория этого периода сменяется сначала потерей интереса к «смерчу общения», а потом появляются ощущение пустоты внутри, странная апатия, нежелание что-либо делать, даже получать информацию, учиться [6].

Особое значение приобретает в этот период чувство одиночества. Следует подчеркнуть, что это - именно чувство, а не фактическое одиночество. Нередко ощущение одиночества сопровождается чувством ненужности. Одним из значимых показателей кризиса ранней взрослости является размывание представления о самом себе, кажущаяся невозможность разобраться в самом себе, своих желаниях и возможностях («Вокруг понятно все, а внутри - ничего»). Может отмечаться и некоторое разочарование в себе («Что я могу? Кто я?»). К этому присоединяется неуверенность в выборе профессии. Очень значимой становится тема выбора, личной ответственности. Нередко страхи и волнения концентрируются вокруг размышлений о смысле собственной жизни.

Разрешение кризиса связывается с принятием ответственности за свою жизнь, за самого себя, с выбором собственного пути в жизни. Субъективно это переживается как появление удовлетворенности самим собой и своей жизнью, повышение интереса к жизни и получаемого от жизни удовольствия, избавление от страхов. Перестраиваются отношения с окружающими, которых уже теперь не хочется переделать, а хочется принимать такими, какие они есть. Становится интересным не только то, что в тебе, но и то, что в других. Коренным образом меняются отношения с родителями.

В этот период изменяется отношение к одиночеству - теперь оно перестает тяготить и рассматривается как необходимое условие общения с собой. Многие по-новому открывают богатство самих себя. Происходит принятие своей индивидуальности и неповторимости, осознание своего собственного пути: личностного, профессионального, социального, а также своих стремлений и надежд. Можно сказать, что появляется осмысленность происходящего, складывается индивидуальное мировоззрение, впервые не заимствованное у кого-либо. Меняется отношение и к жизни в целом. Теперь уже становится ясно, что происходит не подготовка к жизни, а сама жизнь. По-другому воспринимается и прошлое, и будущее. Уходит желание казаться взрослым, стыд проявить детские черты [6].

Подводя итоги рассмотрению динамики протекания кризиса ранней взрослости, можно заключить, что его основным содержанием является поиск себя и своего места в жизни через примеривание на себя роли взрослого.

Наше эмпирическое исследование, проведенное в марте - апреле 2007 г., было направлено на определение феноменологии кризиса ранней взрослости. (В статье использованы результаты эмпирического исследования, представленного в дипломной работе студентки факультета психологии ОмГУ А. Высоцкой и выполненного под нашим руководством).

Специальным образом была подобрана выборка испытуемых. В исследовании приняли участие молодые люди (юноши и девушки), различающиеся между собой по определенным социально-демографическим характеристикам: уровню образования и роду занятий (студенты очного и заочного отделения вузов, включенные в трудовую деятельность, работающие молодые люди, имеющие законченное среднее специальное образование и постоянное место работы), семейному положению (молодые люди, состоящие в гражданском или официальном браках, незамужние и холостые), условиям проживания (совместно с родителями и отдельно от них). Всего в исследовании приняли участие 240 человек.

В ходе исследования были использованы следующие психодиагностические методики:

Методика экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его

источников (О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. За-икин), направленная на комплексное исследование уровня ПЭН и измерение его различных аспектов (удовлетворенности жизнью в целом, условиями жизни, основных жизненных потребностей);

Методика определения уровня духовного кризиса (Л.В. Шутова, A.B. Лящук), позволяющая изучить вероятность духовного кризиса, напряженность экзистенциального вакуума и тенденцию духовного кризиса посредством выявления уровня напряженности в жизни личности таких экзистенциальных беспокойств, как неудовлетворенность жизнью, одиночество, страдание (несоответствие внутренних ожиданий человека реальности), страх смерти, ответственность, свобода, бессмысленность, грех (осознание неправильности течения своей жизни).

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что 38 % испытуемых (90 чел.) имеют пиковую тенденцию духовного кризиса, т. е. наибольшие переживания они испытывают в настоящем, 62 % испытуемых (150 чел.) имеют регрессивную тенденцию кризиса, т. е. постепенное снижение во времени переживаний. Молодые люди, переживающие пик кризиса,

отмечают в настоящем высокий уровень неудовлетворенности жизнью, страдания, одиночества, бессмысленности и греха. В будущем они прогнозируют снижение этих показателей, а также увеличение свободы и ответственности. Молодые люди, имеющие регрессивную тенденцию, наиболее сильные переживания отмечают в прошлом. Таким образом, можно сказать, что пик кризиса у этой группы уже миновал. В настоящем они отмечают снижение напряжения и увеличение ответственности и свободы.

Определив группу молодых людей, переживающую кризис ранней взрослости, рассмотрим, каковы особенности переживания кризиса в зависимости от социально-демографических характеристик испытуемых. По критерию гендерной принадлежности были получены следующие результаты. Девушки, находящиеся в ситуации кризиса ранней взрослости, более удовлетворены условиями своей жизни, чем ЮНОШИ (и = 670 при р < 0,05). По уровню удовлетворенности жизнью значимых различий не обнаружено.

Не было обнаружено значимых различий и при определении тенденции духовного кризиса. Юноши и девушки демонстрируют пиковую тенденцию, т. е. испытывают ярко выраженные негативные переживания (рис. 1).

-4—юноши -И—девушки

прошлое

настоящее

будущее

Рис. 1. Тенденции духовного кризиса юношей и девушек, переживающих кризис ранней взрослости

Происходит пересмотр жизненных взглядов и позиций. Испытуемые отмечают наличие неудовлетворенности, одиночества, страдания и бессмысленности в настоящем. В будущем ожидается снижение этих показателей в жизни молодых людей. Они отмечают в настоящее время недостаток свободы, что является свидетельством зависимости молодых людей от родителей, и недовольство этим положением. В будущем молодые люди прогнозируют повышение степени свободы, ответственности и в некоторых случаях страха смерти.

Рассмотрим, как протекает кризис ранней взрослости у молодых людей в зависимости от уровня образования и рода деятельности.

Студенты заочных отделений более других групп удовлетворены тем, как развивается их жизнь (табл. 1) (И = 307 при р < 0,05 и И = 312 при р < 0,05). Они получают высшее образование, что, безусловно, ценится в обществе. При этом они уже имеют опыт работы и опыт профессионального общения. Заочники осознают выгоды от такого положения и более позитивно оценивают свои жизненные перспективы.

Таблица 1

Удовлетворенность жизнью у молодых людей, переживающих кризис, в зависимости от уровня образования и рода деятельности

Категория испытуемых Показатель удовлетворенности жизнью (мах 15 баллов)

Студенты 6

Работающая молодежь 5,1

Студенты-заочники 7,7

Тенденции духовного кризиса трех групп работающая молодежь, и заочники находятся в

испытуемых представлены на рис. 2. Все тен- состоянии духовного кризиса.

денции являются пиковыми, т. е. и студенты, и

студенты

■ работающая

молодежь

—А- заочники

Рис. 2. Тенденции духовного кризиса у молодых людей, переживающих кризис ранней взрослости, в зависимости от уровня образования и рода деятельности

Коэффициент духовного кризиса в настоящем примерно одинаков у всех трех групп испытуемых, т. е. студенты, работающая молодежь и заочники переживают духовный кризис с одинаковой интенсивностью. Коэффициент духовного кризиса в прошлом наиболее высок у студентов заочных отделений по сравнению с другими группами (И = 291 при р < 0,01 и И = 310 при р < 0,05). Коэффициент духовного кризиса в будущем высок у работающих молодых людей (И = 274 при р < 0,01 и И = 301 при р < 0,05). Молодые люди, получающие высшее образование, в наибольшей степени имеют возможность духовно и интеллектуально развиваться. Тогда как молодые люди, чьей основной деятельностью является трудовая, не могут в полной мере посвятить себя своему духовному развитию. Прогнозирование студентами-заоч-

никами значительного снижения кризиса в будущем обусловлено их уверенностью в завтрашнем дне в связи с получением высшего образования и наличием опыта работы. За свое будущее опасаются студенты очных отделений. Они не прогнозируют быстрого избавления от духовного кризиса. Работающая молодежь также не ожидает быстрого снижения кризиса в связи с неопределенностью своего положения: отсутствие высшего образования может помешать успешной профессиональной карьере.

При изучении различий переживания кризиса ранней взрослости молодыми людьми в зависимости от семейного положения и условий проживания были получены следующие результаты.

Тенденции духовного кризиса двух групп испытуемых представлены на рис. 3.

молодые люди, не состоящие в браке

и проживающие с родителями

молодые люди, состоящие в браке

и проживающие отдельно от родителей

Рис. 3. Тенденции духовного кризиса у молодых людей, переживающих кризис ранней взрослости, в зависимости от их семейного положения и условий проживания

Обе тенденции пиковые, т. е. наибольшие переживания приходятся на настоящее. Но существуют и некоторые значимые различия. Уровень духовного кризиса (И = 644 при Р< 0,05), экзистенциального вакуума (И = 625 при р < 0,01) и коэффициента духовного кризиса в настоящем (И = 621 при р < 0,01) выше у не состоящих в

браке молодых людей, проживающих с родителями. Они отмечают у себя наличие высокого уровня неудовлетворенности, бессмысленности, одиночества и греха. При этом они прогнозируют в будущем повышение свободы, ответственности и понижение страха смерти. Молодые люди, состоящие в браке и проживающие отдельно,

напротив, отмечают снижение свободы и повышение страха смерти. Объясняется это, по нашему мнению, тем, что, вступив в брак, молодой человек приобретает множество обязательств, которые ограничивают его свободу, он также начинает нести ответственность не только за себя, но и за свою семью.

Изучение особенностей переживания кризиса ранней взрослости молодыми людьми с различными социально-демографическими характеристиками позволяет сделать следующие выводы.

1. 38 % от общего числа испытуемых переживают кризис ранней взрослости. Для них характерен высокий уровень неудовлетворенности жизнью и пиковая тенденция духовного кризиса.

2. Кризис ранней взрослости переживается как юношами, так и девушками. Значимых различий не выявлено. При этом девушки более, чем юноши, удовлетворены условиями своей жизни.

3. Кризис ранней взрослости переживается всеми молодыми людьми вне зависимости от уровня образования и рода занятий. При этом студенты заочных отделений имеют более высокий коэффициент духовного кризиса в прошлом, а работающая молодежь - в будущем.

4. Молодые люди, не состоящие в браке и проживающие с родителями, испытывают более высокий уровень духовного кризиса, чем молодые люди, состоящие в браке и проживающие отдельно.

Полученные результаты отражены на рис. 4.

Рис. 4. Группы молодых людей с различными социально-демографическими характеристиками,

переживающих кризис ранней взрослости

Далее нами изучались особенности пре- торые наиболее проблемны для молодых лю-

одоления кризиса ранней взрослости молоды- дей (табл. 2).

ми людьми. Были выявлены сферы жизни, ко-

Таблица 2

Сферы жизни, оцениваемые как наименее благополучные молодыми людьми, переживающими кризис ранней взрослости

Проблемная сфера жизни Частота встречаемости, %

1. Неудовлетворенность материальным положением 87

2. Нехватка времени для отдыха 74

3. Неудовлетворенность отношениями в семье 62

4. Неудовлетворенность своим положением в обществе 49

5. Отсутствие любовной привязанности и сексуальных отношений 42

6. Плохие условия учебы/труда 38

Как видно из табл. 2, наибольшую неудовлетворенность молодые люди испытывают из-за своего материального положения. При этом не имеет значения тот факт, зависят ли молодые люди в материальном плане от своих родителей или же зарабатывают самостоятельно. Нехватка времени для отдыха свидетельствует о чрезмерной загруженности молодых людей на учебе и работе, невозможность восстанавливать свои силы ведет к переутомлению и дискомфорту. Неудовлетворенность отношениями в семье связана с трудностями взаимодействия с родителями, которые, по мнению молодых людей, ограничивают их в проявлении самостоятельности. При отъезде из родительского дома неудовлетворенность семейными отношениями снижается. Неудовлетворительная оценка своего положения в обществе молодыми людьми связана с отсутствием, по их мнению,

каких-либо жизненных достижений. Из-за отсутствия любовной привязанности переживают только молодые люди, не состоящие в браке. У молодых людей, создавших собственную семью, потребность в любви и сексуальных отношениях удовлетворена. Кроме того, некоторые испытуемые указывают на неудовлетворенность условиями своей учебы/работы, а также тем, какие возможности она предоставляет.

С изучением удовлетворенности различными сторонами жизни возникает вопрос о способах преодоления молодыми людьми переживаемых трудностей. Соотношение предпочитаемых копинг-стратегий представлено на рис. 5. Молодым людям предлагалось выбрать наиболее значимую для себя сторону жизни, сопряженную с переживанием трудностей и оценить используемые способы преодоления.

70

ПОК ЭОК КОИ отвлечение соц.отвлечение

Рис. 5. Копинг-стратегии, предпочитаемые молодыми людьми, переживающими кризис ранней взрослости: ПОК - проблемно-ориентированные копинг-стратегии; ЭОК - эмоционально-ориентированные копинг-стратегии; КОИ - копинг-стратегии, ориентированные на избегание

Как видно из рисунка, молодые люди, переживающие кризис, предпочитают использовать проблемно-ориентированный копинг, предполагающий конструктивное решение проблемы через ее многосторонний анализ. Реже молодые люди, переживающие кризис, использу-

ют эмоционально-ориентированный копинг и избегание решения проблемы.

Далее нами определялась значимость различий в предпочитаемых копинг-стратегиях у молодых людей в зависимости от их социально-демографических характеристик. По крите-

рию гендерной принадлежности было выявлено следующее. Значимых различий в применении проблемно-ориентированного копинга не обнаружено. И юноши, и девушки используют этот стиль довольно часто. Применение эмоционально-ориентированных копинг-стратегий и избегания в большей степени характерно для деву-

шек (рис. 6). Значимые различия составляют И = 642 при р < 0,05 и И = 668 при р < 0,05. Таким образом, девушки более склонны к эмоциональному реагированию, чаще избегают решения проблемной ситуации за счет отвлечения и отдаления от нее.

70

59,7 59

с;

с;

го

ю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с;

I-

го

со

ГО

О

С

30

20

10

41,3

43,2

-46,6

19,5 17 3 174

□ 1

юноши

девушки

ПОК

ЭОК

КОИ отвлечение соц.отвлечение

0

Рис. 6. Копинг-стратегии, предпочитаемые молодыми людьми, переживающими кризис ранней взрослости,

в зависимости от гендерной принадлежности

В зависимости от рода деятельности испытуемых были выявлены следующие значимые различия в применении копинг-стратегий (рис. 7). Студенты очных и заочных отделений в большей степени склонны применять проблемноориентированный копинг (И = 284 при р < 0,01 и И = 261 при р < 0,01). То есть они стремятся решать проблемы быстро и конструктивно, анализируя ситуацию и применяя наиболее адекватные методы. Работающая молодежь чаще, чем студенты и заочники, прибегает к эмоционально-ориентированному копингу (И = 298 при р < 0,05 и И = 311 при р < 0,05), проявляющемуся в эмоциональных реакциях, раздражительности и ссорах с людьми.

При сравнении копинг-стратегий, предпочитаемых молодыми людьми, переживающими

кризис ранней взрослости, в зависимости от их семейного положения и условий проживания были обнаружены значимые различия в предпочтении копинг-стратегий, ориентированных на избегание (см. рис. 8). Молодые люди, не состоящие в браке и проживающие с родителями, склонны избегать решения проблемных ситуаций в большей степени (И=639 при р<0,05). Связано это, по нашему мнению, со стремлением искать помощи у родителей, а часто и перекладывать на них ответственность за решение проблемных ситуаций. Молодым людям, живущим отдельно от родителей, в большей степени приходится рассчитывать на свои силы.

ц

го

ю

ц

ф

н

го

со

ГО

О

□ студенты

■ работающая молодежь

* заочники

ПОК

ЭОК

КОИ

отвлечение соц. отвлечение

Рис. 7. Копинг-стратегии, предпочитаемые молодыми людьми, переживающими кризис ранней взрослости, в зависимости от уровня образования и рода деятельности

70

59,6 59,3

с;

с;

го

ю

с;

ф

н

го

со

го

О

С

| молодые люди, не состоящие в браке

и проживающие с родителями

П молодые люди, состоящие в браке

и проживающие отдельно от родителей

ПОК

ЭОК

КОИ

отвлечение соц.отвлечение

Рис. 8. Копинг-стратегии, предпочитаемые молодыми людьми, переживающими кризис ранней взрослости, в зависимости от семейного положения и условий проживания

Таким образом, подводя итог изучению стратегий совладания с кризисом ранней взрослости, можно выделить следующее.

1. Наиболее напряженными сторонами жизни молодых людей, переживающих кризис ранней взрослости, являются: неудовлетворенность материальным положением, отношениями в семье, высокая загруженность работой (учебой) и нехватка времени для отдыха.

2. Наиболее предпочитаемыми стратегиями преодоления трудностей являются копинг-стратегии, ориентированные на решение проблемы.

3. Существуют значимые различия в предпочтениях копинг-стратегий у молодых людей, переживающих кризис ранней взрослости в зависимости от их социально-демографических характеристик. Девушки чаще, чем юноши, применяют эмоционально-ориентированный копинг и копинг, ориентированный на избегание. Студенты очных и заочных отделений используют копинг-стратегии, ориентированные на решение проблемы, а работающие молодые люди -эмоционально-ориентированный копинг. Молодые люди, проживающие с родителями и не состоящие в браке, чаще избегают решения

проблем, чем молодые люди, проживающие отдельно и имеющие собственную семью.

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. -М.: Академический проект, 2001. - 704 с.

2. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. - Калуга: Духовное познание, 1994. -224 с.

3. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы.

- М.: Эксмо, 2005. - 416 с.

4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Издат. центр «Академия», 2000.

- 184 с.

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.

6. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. - М.: Издат. центр «Академия», 2006. - 368 с.

7. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. - СПб.: Ювента, 1999. -435 с.

8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Изд. группа «Прогресс», 1996. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.