Научная статья на тему 'Взросление в подростковом периоде онтогенеза: теоретико-методологические основы исследования'

Взросление в подростковом периоде онтогенеза: теоретико-методологические основы исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2101
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗРОСЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ЗРЕЛОСТЬ / ВОЗРАСТНОЙ ПЕРЕХОД / GROWING UP / PERSONAL DEVELOPMENT / SUBJECTIVE PERCEPTIONS / MATURITY / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Терещенко Владимир Валерьевич

Изложено теоретическое обоснование эмпирического исследования взросления подростка. Актуализирована проблема взросления личности на дистанции перехода от Детства к зрелости в процессе онтогенеза, где освоение взросления, зрелости и понимания задач самореализации и самовыражения на дальнейшем жизненном пути включается в систему детерминант целостного развития. Анализируются представления о личностном развитии и взрослении подростка в рамках современного Детства. Предпринята попытка рассмотрения процесса взросления как особой линии становления субъекта социального действия в системе развития. Обоснована необходимость целенаправленного развития особой области психологического знания и практики психологии взросления, направленной на изучение содержащих возможности взросления психологических условий. Аргументируется важность изучения субъективных представлений подростков о понятиях «взросление», «взрослость». Акцентируется внимание на перспективе взросления в условиях трансформации социальной ситуации детей, переживающих возрастной переход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Growing up in Adolescence Ontogenesis: the Theoretical and Methodological Basis of Research

The article describes theoretical explanation of the empirical study of a teenager transiting to adulthood. The author puts emphasis on the problem of growing personality from childhood to adulthood during ontogenesis with such determinants of the integral development as the development of adulthood, maturity and understanding of the problems of self-realization and self-expression in the future. The paper analyses the idea of personal development and maturing teenager in terms of modern childhood and attempts to review the process of growing up as a special means of becoming the subject of social actions in the development system. It provides an explanation for the necessity of targeted development of a particular area of psychological knowledge and practice the psychology of maturity aimed at studying maturing possibilities regarding psychological conditions. The research gives reasons for the importance of studying subjective perceptions of teenagers such concepts as «maturity», «adulthood». The attention is focused on the prospect of maturity concerning transformation of the social situation of adolescent children.

Текст научной работы на тему «Взросление в подростковом периоде онтогенеза: теоретико-методологические основы исследования»

теоретико-методологические подходы к исследованию развития психики

УДК 159.9

взросление в подростковом периоде онтогенеза: теоретико-методологические основы исследования

В. В. Терещенко

Терещенко Владимир Валерьевич - кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии, Смоленский государственный университет, Россия E-mail: [email protected]

Изложено теоретическое обоснование эмпирического исследования взросления подростка. Актуализирована проблема взросления личности на дистанции перехода от Детства к зрелости в процессе онтогенеза, где освоение взросления, зрелости и понимания задач самореализации и самовыражения на дальнейшем жизненном пути включается в систему детерминант целостного развития. Анализируются представления о личностном развитии и взрослении подростка в рамках современного Детства. Предпринята попытка рассмотрения процесса взросления как особой линии становления субъекта социального действия в системе развития. Обоснована необходимость целенаправленного развития особой области психологического знания и практики - психологии взросления, направленной на изучение содержащих возможности взросления психологических условий. Аргументируется важность изучения субъективных представлений подростков о понятиях «взросление», «взрослость». Акцентируется внимание на перспективе взросления в условиях трансформации социальной ситуации детей, переживающих возрастной переход.

Ключевые слова: взросление, личностное развитие, субъективные представления, зрелость, возрастной переход.

DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-2-110-114 Актуализация проблемы взросления

Анализируя проблемы личностного развития и взросления подрастающих детей [1-3], опираясь на материалы исследований, прежде всего, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Реана, В. С. Собкина, Д. И. Фельдштейна, А. Валлона, Ф. Дольто, Э. Эриксона, мы определись с точкой отсчета, которая фиксирует современную ситуацию развития подростка и существенно меняет наши представления о Детстве.

Фокусом рассмотрения является «постмодернистский» период, который дает нам возможность увидеть современные процессы как разрушающие традиционные представления о Детстве, детях, условиях взросления и развития. Главные каналы взросления современного подростка, такие как семья и школа, на сегодняшний день «креолизи-руются» (интенсивно впитывают ценности других культур), и их роль в социализации изменяется и уменьшается. Вместо них все большее влияние приобретают разные формы культуры сверстников (молодежные субкультуры, масс-медиа, Интернет), по К. Н. Поливановой.

В наши дни мы все чаще акцентируем внимание на развитии инфантилизации поколения, трансформации образа взрослости в обществе. Имеющие место изменения в социально-культурной сфере оказывают существенное влияние и на систему образования, и на весь спектр условий возрастного развития детей. Стираются внешние границы между возрастами, ухудшается качественное содержание пси-

© В. В. Терещенко, 2016

хического развития растущих детей (Е. О. Смирнова, А. А. Реан, Д. И. Фельдштейн, Р. НаГ:осо1^, J. КиАт, R. Seginer и др.) [2-4]. Исходя из положений культурно-исторической теории, следует признать существенные сдвиги в социальной ситуации развития современных детей, которые сказываются на их субъективном восприятии себя как взрослеющих и изменяющихся, на их представлениях о своем возрасте и отношении к перспективе взросления. Происходящие изменения должны найти отражение в восприятии ребенком своего возраста относительно более младших и более старших - детей и взрослых. Адекватность восприятия своего возраста, в частности, может сказываться на успешности усвоения ребенком новых социальных ролей и норм или провоцировать отклоняющиеся формы поведения, возвращаясь к более ранним стадиям развития. В последние несколько лет проблема психологического возраста привлекает большое количество исследователей-психологов как теоретиков, так и практиков. Однако большинство представленных работ ориентировано на контингент испытуемых, у которых понятия возраста, взросления, зрелости достаточно сформированы и осознанны (взрослый, зрелый возраст, пожилой человек) (Е. И. Го-ловаха, Л. А. Головей, А. А. Кроник, Ж. Нюттен, Т. Н. Березина, К. А. Абульханова-Славская и др.) [4]. Немногочисленны работы, связанные с изучением психологического времени и временной перспективы (Н. Н. Толстых, Н. Л. Белопольская, Е. Н. Дмитриева и др.). В последнее время психологическая наука оказывается перед необходимостью обосновать целенаправленное развитие особой области психологического знания и практики - психологии взросления, нацеленной на изучение содержащих возможности взросления психологических условий, закономерностей формирования взросления. Актуальность проблемы взросления растущих детей на дистанции перехода в процессе онтогенеза определяется комплексом существенных противоречий:

- между несоответствием новых и текущих возможностей детей, связанных с идеей взросления и возможностями развивающей деятельности, провоцирующей инфантилизацию подростков;

- между разрозненными представлениями в психологии об освоении взрослости, зрелости подростков и неразработанностью целостной концепции психологии взросления, системно обеспечивающей психолого-педагогическое сопровождение взросления личности в системе образования;

- между имеющимися теоретическими и эмпирическими исследованиями о взрослении растущего человека и отсутствием теоретической систематизации структурно-содержательных характеристик взросления в педагогической психологии и психологии развития. В работе предполагается использовать концептуальный подход к решению проблемы взросления подростка,

на основе которого можно будет решить задачу индивидуализации психолого-педагогического сопровождения субъектами образования формирования личности в период перехода к взрослости и освоения зрелости как основы самореализации субъекта жизни.

Несмотря на то, что существует большое количество исследований в области психологии развития личности подрастающих людей, особенности взросления остаются до сих пор недостаточно изученными. В связи с этим целью нашего исследования является раскрытие феномена взросления, выявление его генезиса, структурно-содержательных характеристик становления в межвозрастной переход от Детства к зрелости. Для ее реализации мы провели анализ междисциплинарных работ по проблеме в областях психологии, педагогики, социологии, философии, медицины.

соотношение понятий «взросление», «развитие», «функционирование»

Проведенный анализ имеющихся психолого-педагогических и философских работ (исследования А. И. Извекова [5], Е. В. Косиловой [6], К. Н. Поливановой [1], Д. И. Фельдштейна [7], О. А. Фиофановой [8], Н. Е. Хагуровой [9], Н. Е. Харламенковой [10] и др.) подвели нас к необходимости еще более обстоятельного, глубокого изучения проблемы взросления на этапе подросткового возраста. В истории отечественной психологии существуют различные точки зрения на проблему развития. Широко распространена трактовка «развития», основанная на положениях, заложенных в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, в трудах Л. И. Божович, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина [2, 3]. Развитие определяется, прежде всего, через формирование новообразований и смены ведущих видов деятельности. В последние годы произошли определенные и немаловажные изменения в понимании движущих сил психического развития ребенка. Развитие осмысливается с точки зрения процесса «самодвижения» личности (А. Б. Орлов, Ю. М. Орлов и др.), причем в активном взаимодействии с другими (А. Г. Асмолов, Е. И. Исаев, А. В. Петровский, В. А. Петровский, В. И. Сло-бодчиков, Д. И. Фельдштейн и др.) [3]. Но вопрос о том, каким образом развитие взаимосвязано с взрослением, что эти процессы объединяет, что различает, все еще остается недостаточно исследованным. Обратившись к этимологии слов взрослый, взрослость, мы обнаруживаем, что взрослый - это человек, вошедший в года, зрелый. Существительное взрослость указывает на абстрактное качество, собирательный признак, присутствующий во всех существах, обладающий данным качеством. В самом слове взрослый зашифровано время и пространство: года и способы

бытия. Показательно, что понятие «взросление» в психологической литературе до настоящего времени нигде специально не определяется, за исключением работы Д. И. Фельдштейна и Н. Е. Харламенковой. Д. И. Фельдштейн определяет взросление как процесс постоянного изменения объективно направленного структурирования определенных качеств и свойств, составляющих взрослость (не физиологическую, а социальную, психологическую взрослость), посредством формирования «тех отношений и связей, которые уже имеются во взрослом мире и, освоив, присвоив которые, растущий человек приобретает взрослую целостность» [7, с. 134].

Анализируя специфику самоутверждения подростка, Н. Е. Харламенкова [10] сравнивает понятия «развитие», «функционирование» и «взросление». Первые два, эвристично описанные ею, относятся к области динамики психической жизни, обозначая варианты этой динамики. С развитием соотносят такой ее тип, при котором, как уже отмечалось в ее более ранних работах, происходит формирование новой системы личности, которая создает возможности для ее более свободного функционирования в дальнейшем. Развитие обеспечивает формирование качеств, которые, с одной стороны, определяют уровень адаптации, состоятельности личности, а с другой - последующее многообразие ее проявлений, возможности осуществления собственной активности и субъектности. Функционирование личности соотносят с процессом многообразия взаимодействий человека с действительностью на основе достигнутого уровня развития. Именно функционирование является относительно свободной деятельностью личности, предполагающей апробацию и использование тех возможностей, которые были получены на очередном этапе развития. По мнению Н. Е. Харламенковой, понятие «взросление» конкретизирует термин «развитие» и означает достижение личностью определенного уровня дифференциации, предполагающего освобождение от стереотипных форм поведения, расширение своих возможностей за счет интеграции новых способов функционирования, решения поставленных перед человеком задач. Взросление означает достижение относительной свободы деятельности и обретение ответственности за свои поступки, способствуя расширению области функционирования. Таким образом, каждый жизненный период связан с решением определенного круга проблем. Процесс их решения определяется именно понятием «развитие».

Разрешая данные проблемы, совладая с ними, человек становится относительно независимым от них, что и осознается как взросление. Говоря другими словами, взросление есть результат осознания того, что было достигнуто в ходе развития. Любое развитие и его конкретное воплощение во взрослении предполагает преобразование действительности, формирование новой системы, способной перейти к «новому режиму функци-

онирования». В качестве критериев взросления личности Н. Е. Харламенкова выделяет успешность в решении возрастных задач, достижение в процессе их решения нового уровня дифференциации Я-Другой и осознание личностью своих достижений как результата решения задач и последующей дифференциации Я-Другой на очередном этапе взросления, принятие себя в новом качестве. С учетом позиции современных исследователей особенности взросления подростка определяются решением задач, которые обеспечивают дальнейшее функционирование личности, свободу ее выбора и относительную автономию от жестких требований среды.

В гносеологическом плане развитие, функционирование и взросление можно разделить следующим образом: развитие связано с обретением новообразований в определенные периоды онтогенеза, взросление происходит на основе достижений развития, позволяя принять их, используя для расширения опыта, функционирование осуществляется на основе развития и взросления и не имеет жесткой привязанности к ведущей деятельности и стадиям развития. Взросление подростка связано с решением ряда задач или достижением ряда целей. Д. Б. Эльконин полагал, что развитие в подростковом возрасте происходит под знаком взросления, определяющимся у подростков чувством взрослости и тенденции к взрослости. Чувство взрослости как отношение подростка к самому себе уже как к взрослому проявляется в возникновении желания, чтобы окружающие относились к нему как к взрослому: уважали, доверяли и признавали права на определенную самостоятельность. Неудовлетворение этих потребностей приводит к различным формам протеста, противопоставлению себя взрослым, конфликтам с ними. Чувство взрослости выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний, аффективных реакций.

Большой интерес представляют собой исследования О. А. Фиофановой [8]. Ею в рамках проблемы воспитания подростков сконструированы воспитательные практики, в центре которых расположены ключевые единицы (встреча, диалог, проба), являющиеся сущностными атрибутами взросления детей. На основании многолетних исследований автор пришла к выводу, что воспитательные события являются формой инициирования взросления. Отсутствие событийности нарушает воспроизводство взрослости в воспитании, становление акмеоформы взросления - социальной зрелости личности. Особую проблему в психологической науке составляет выделение собственно критериев взросления. Учеными высказывается предположение, что различные характеристики взрослых людей выполняют функции эталонов по отношению к различным состояниям роста, становления личности в период Детства.

На эти эталоны ориентированы имеющиеся оценки динамики в развитии зрелости человека. Мы подошли к анализу показателей социальной зрелости, которые, по мнению А. А. Реана [1], характеризуют взросление современного подростка. В модели социальной зрелости личности автором были выделены четыре компонента, являющиеся базовыми, фундаментальными: ответственность, терпимость, самостоятельность, позитивное отношение к миру. В целом можно констатировать, что в психологии накоплен определенный теоретический материал относительно характеристик взрослеющей личности, уровней ее активизирующих. Однако при наличии ряда вышеуказанных работ в настоящее время нет еще системно представленной картины поэтапного формирования конструктов взросления, образующихся в развитии ребенка в онтогенезе.

обоснование постановки проблемы исследования

Представленные положения доказывают актту-альность исследования и служат основанием для определения нами его проблемы, заключающейся в поисках ответов на вопросы: как разворачивается во времени взросление растущего ребенка (особенно в межвозрастной переход, в границах младшего школьного и подросткового, а также подросткового и периода юности) каковы этапы взросления подростка в процессе его становления в ходе онтогенетического развития; каковы структурно-содержательные характеристики взросления, условия, влияющие на этот процесс? Мы считаем принципиально важным понять, какие субъективные представления скрываются за понятиями «взросление», «взрослость», выявить отношение ребенка к взрослости и к перспективе взросления. Таким образом, приоритет исследования состоит в необходимости получения современных данных о состоянии проблемы развития представлений о своей зрелости, перспективе взросления в условиях трансформации социальной ситуации детей, переживающих возрастной переход.

В работе предполагается использовать концептуальный подход к решению проблемы взросления подростка, на основе которого можно будет решить задачу индивидуализации психолого-педагогического сопровождения субъектами образования формирования личности в период перехода к взрослости и освоения зрелости как основы самореализации субъекта жизни.

Заключение

Итак, на основании междисциплинарного анализа полученных данных мы определили: 1) взросление подростка в процессе онтогенетического развития происходит в соответствии с принципом гетерохронии: в онтогенезе периоды преимущественного развития физиологического

взросления сменяются периодом психологического; 2) взросление в подростковом периоде онтогенеза в условиях трансформации социальной ситуации развития детей, переживающих возрастной переход, следует рассматривать; а) как присущее ребенку свойство и результативный момент его развития, б) как динамический процесс особой линии становления субъекта социального действия в системе развития.

Процесс становления взросления формируется на протяжении подросткового возраста. Он включает обретение подростком нескольких измерений зрелости:

- когнитивной - общий уровень интеллекта, познавательная активность и самостоятельность, интеллектуальная активность, продуктивность познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), творческое воображение, креативность (способность к конструктивному и нестандартному мышлению: быстрота, оригинальность, глубина, критичность, точность);

- эмоциональной — эмоциональная стабильность (устойчивость), управление настроением, позитивный эмоциональный контроль (отношение к себе, к социальному окружению: семье, школе), эмоциональная децентрация (сочувствие, соучастие социальным правилам);

- поведенческой - самообладание, самоконтроль, дисциплинированность, точность в выполнении социальных требований, подчинение правилам, ответственный стиль жизнедеятельности, выполнение заданного или внутреннего плана действий, достижение правильного результата, оценка результатов своего действия, ответственность, умение отвечать за свои поступки, умение доводить начатое дело до конца, настойчивость в достижении цели.

По нашему мнению, процесс взросления подростка имеет сложную структуру, которая представлена шестью этапами, связанными с освоением ребенком определенных видов деятельности: 1) деятельность, имеющая общепризнанный характер; 2) формирование у подростка своеобразного чувства зрелости как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому; 3) осознание подростком своего места в будущем, своей жизненной перспективы;

4) появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни;

5) развитие рефлексии и на ее основе - самосознания (социальное знание, перенесенное внутрь);

6) готовность к личностному и жизненному самоопределению (14-16 лет).

Полученные нами новые эмпирические данные (об индивидуально-типологических особенностях, чертах личности, самоотношении, ориентациях и др.) дополнят имеющиеся научные представления о сущностных характеристиках психического и личностного развития индивида в подростковом периоде онтогенеза. Будет пред-

ложена модель психолого-педагогического сопровождения взросления подростка, включающая комплекс методов определения освоения зрелости, нарушений развития, приводящих к отклоняющемуся поведению, средств дифференциации подростков группы риска с целью профилактики нарушенного поведения специалистами образования (психологами, педагогами). Новые материалы и обобщения, полученные в анализе взросления во взаимодействии детей в современном социуме, помогут нам определить риски социализации личности в трансформирующейся социокультурной среде современной системы образования.

Библиографический список

1. Поливанова К. Н. Изменение детства : проверка гипотезы // На пороге взросления : сб. науч. тез. / ред. Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова. М., 2011. С. 48-59.

2. Психология подростка : учебник / под ред. А. А. Реана. СПб., 2008. 512 с.

3. Терещенко В. В. Теоретико-методологические основы личностного развития и взросления современного подростка // Психология обучения. 2013. № 11. С. 55-63.

4. Нилопец А. М. Представления о своем возрасте и отношение к перспективе взросления у детей 6-8 лет : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 24 с.

5. Извеков А. И. Взросление человечества : кризис переходного возраста. СПб. 2011. 127 с.

6. КосиловаЕ. В. Философия возраста. Взаимосвязь экзистенциального и познавательного взросления человека. М., 2014. 160 с.

7. Фельдштейн Д. И. Мир детства в современном мире. Проблемы и задачи исследования. М. ; Воронеж, 2013. 336 с.

8. Фиофанова О. А. Проектирование модальностей взросления подростков в воспитательном пространстве : дис. ... д-ра пед. наук, М., 2008. 360 с.

9. Хагурова Н. Е. Деформация культурно-институционального пространства взросления в современном российском обществе : дис. ... канд. социол. наук. Майкоп, 2015. 186 с.

10.Харламенкова Н. Е. Самоутверждение подростка. М., 2007. 384 с.

Growing up in Adolescence ontogenesis: the Theoretical and Methodological Basis of Research

Vladimir V. tereshchenko

Smolensk State University

4, Przhewalskogo str., Smolensk, 214000, Russia

E-mail: [email protected]

The article describes theoretical explanation of the empirical study of a teenager transiting to adulthood. The author puts emphasis on the problem of growing personality from childhood to adulthood during ontogenesis with such determinants of the integral development as the development of adulthood, maturity and understanding of the problems of self-realization and self-expression in the future. The pa-

per analyses the idea of personal development and maturing teenager in terms of modern childhood and attempts to review the process of growing up as a special means of becoming the subject of social actions in the development system. It provides an explanation for the necessity of targeted development of a particular area of psychological knowledge and practice - the psychology of maturity aimed at studying maturing possibilities regarding psychological conditions. The research gives reasons for the importance of studying subjective perceptions of teenagers such concepts as «maturity», «adulthood». The attention is focused on the prospect of maturity concerning transformation of the social situation of adolescent children. Key words: growing up, personal development, subjective perceptions, maturity, adolescence.

References

1. Polivanova K. N. Izmenenie detstva: proverka gipotezy (Change of childhood: testing hypothesis). Na poroge vzrosleniya: sb. nauch. tez. (on thereshold: collection of scientific abstracts). Eds. L. F. Obuchova, I. A. Korepanova. Moscow, 2011, pp. 48-59 (in Russian).

2. Psikhologiyapodrostka: uchebnik(Teenager's psychology: textbook). Ed. A. A. Rean. St.-Petersburg, 2008. 512 p. (in Russian).

3. Tereshchenko V. V. Teoretiko-metodologicheskie os-novy lichnostnogo razvitiya i vzrosleniya sovremennogo podrostka (Theoretical and methodological foundations of modern teenager's personal development and maturation). Psikhologiya obucheniya (Educational Psychology), 2013, no.11, pp. 55-63 (in Russian).

4. Nilopets A. M. Predstavleniya o svoem vozraste i ot-noshenie kperspektive vzrosleniya u detey 6-8 let: avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk (Performances of his age and attitude to prospect of growing up in children 6-8 years: autoref. diss. ... cand. of psychology). Moscow, 2011. 24 p. (in Russian).

5. Izvekov A. I. Vzroslenie chelovechestva: krizisperekhod-nogo vozrasta (Growing humanity: crisis of adolescence). St.-Petersburg, 2011. 127 p. (in Russian)

6. Kosilova E. V. Filosofiya vozrasta. Vzaimosvyaz' ekzistentsial'nogo i poznavatel'nogo vzrosleniya cheloveka (Philosophy of age. Interrelation of man's existential and cognitive growing). Moscow, 2014. 160 p. (in Russian).

7. Feldshtein D. I. Mir detstva v sovremennom mire. Problemy i zadachi issledovaniya (World of childhood in world today. Problems and challenges of research). Moscow, Voronezh, 2013. 336 p. (in Russian).

8. Fiofanova O. A. Proektirovanie modal'nostey vzrosleniya podrostkov v vospitatel'nom prostranstve: diss. ... d-ra ped. nauk (Designing modalities of teenagers' growing in educational space: diss. ... doct. of pedagogy). Moscow, 2008. 360 p. (in Russian).

9. Khagurova N. E. Deformatsiya kul 'turno-institutsional'nogo prostranstva vzrosleniya v sovremennom rossiyskom obsh-chestve: diss. . kand. sotsiol. nauk (Deformation of cultural institutional space of growing up in modern Russian society: diss. ... cand. of sociology). Maykop, 2015. 186 p. (in Russian).

10. Kharlamenkova N. E. Samoutverzhdeniepodrostka (Teenager's assertiveness). Moscow, 2007. 384 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.