В тоже время, в рамках философии русского космизма, одним из основателей которого был Н.Ф. Федоров, сформировалось представление о возможности и необходимости изменения физической природы человека. Исходя из положения о том, что человек с помощью научных достижений может преодолеть свою смертность и освоить космическое пространство, представители русского космизма предлагали различные концепции трансформации человеческого тела.
Н. Фёдоров, говоря о сущности трансформации, отмечал, что «питание этого организма есть сознательно-творческий процесс обращения человеком элементарных космических веществ в минеральные, потом растительные и, наконец, живые ткани. Органами этого организма сделаются и те способы аэро- и эфиронавтичсские, с помощью коих он будет перемещаться и добывать в пространстве вселенной материалы для построения своего организма». [2, с.416]
В начале XX века идеи трансформации человеческой природы развивал один из последователей Н. Фёдорова - В.Н. Муравьёв. Человек способен
преодолеть стихийный и разрушительный ход времени. Человек может овладеть временной стихией с помощью генетики, посредством создания новых организмов. Муравьёв считал, что «человек должен быть изменён всецело, одинаково в духовной и физической сшей природе, ибо, пока он остаётся, как теперь, немощным, подверженным болезни и смерти, никакое моральное не пойдёт в счёт; и он будет по-прежнему оставаться во власти полузрячей природы». [3,с.111]
По мнению В.Н. Муравьева, человек может воздействовать не только на внешнюю среду, но и на собственный организм, что влечёт за собой изменение естественного типа человека, вплоть до восстановления умерших предков. Человек рассматривался как творец новой формы времени в единстве прошлого, настоящего и будущего.
Таким образом, мы можем констатировать, что философсмо-антропологические учения, сложившиеся в русской религиозной философии и под её влиянием на рубеже веков поставили вопрос о природе тела человека и возможности её трансформации.
Литература
1. Соловьёв B.C. Сочинения в двух томах. Т.2.- М.: Мысль. 1988.
2. Фёдоров Н.Ф. Сочинения,- М.: Раритет. 1994.
3. Макаров В.Г. Муравьёв В.Н.: Очеловеченное время// Вопросы философии.-2002.-№4.
ПРОБЛЕМА ВЗРОСЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫХ СЕМЬЯХ
Терещенко В. В.
Смоленский государственный университет
Резюме. В статье дается обоснование определения проблемы изучения процесса взросления на подростковом периоде онтогенеза, условий взросления растущих детей на этапе межпоколенческо-го перехода молодежи и важности психолого-педагогического сопровождения взросления в современном образовательном пространстве.
Ключевые слова; взросление, подросток, межпоколенческие отношения, психолого-педагогическое сопровождение.
CHALLENGES OF GROVING ADOLESCENTS IN MODERN FAMILIES
Tereshchenko V.V.
Smolensk State University,
AbstractThe article gives a justification defining the problem of studying the process of growing up in the adolescence of ontogenesis, growing children growing conditions at the stage of inter-generational transition of young people and the importance of psycho-pedagogical support of growing up in modern educational space. Keywords: growing, teen, intergenerational relationships, psychological and educational support.
/U
Современная ситуация в России и за рубежом, существенно влияющая на Детство подталкивает нас к более глубокому пониманию психологии взросления подростка. Последнее десятилетие, определяемое К.Н. Поливановой (2011) как «постмодернистский» период, даст нам возможность видеть современные процессы развития личности на этапе подростничества, как разрушающие традиционные представления о Детстве, детях, условиях их взросления. Наблюдаемая в последние годы ложная трансформация социальных и культурных пространств, проявляется в разрушении института семьи, инфантилизме значительной части молодежи, ее социальной апатии, агрессии, несомненно, затрагивает сферу Детства в том числе весь цикл взросления растущего человека. В психолого-педагогических реалиях нашего времени феномен взросления нередко уходит из пространства социализации, обучения, развития современной молодежи.
В наши дни проблемы взросления в научном сообществе определяются единичными педа-ютическими, социологическими и психологическими исследованиями. В работах Д.И. Фель-дштейна [4;5] сущностью периода детства является взросление, которое становится особо актуальным в подростковом возрасте, содержащем необходимые новообразования для «освоения, присвоения, реализации взрослости».
Проведенный нами анализ проблемы взросления личности [1;2;3] и свое рассмотрение получил, начиная с середины XX века в работах В,В. Абраменковой, A.A. Бодалёва, Л.И. Божо-вич, J1.C. Выготского, В.В. Давыдова, В.В. Зень-ковского, Д. В. Колесова, А.К. Осницкого, В.И. Слободчикова, Д.И. Фельдпггейна, Г.А. Цукер-ман, Д.Б, Эльконина, П.М. Якобсона и др. В зарубежной психологической науке проблема представлена работами А. Валлон, Ф. Дольто, Р. Крат-чфилда, Д. Креча, J1. Кольберга, Н. Ливсона, Ж. Пиаже, Э. Эриксона и др. В педагогической науке решения вопросов взросления представлены в трудах К.Н. Вентцеля, П.Ф. Лесгафта, В.Н. Со-роки-Росинского, С.Т. Шацкого. В современной педагогической науке решение проблем воспитания с позиции целостности представлено в теории воспитательных систем и пространств Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, В.А. Караковско-го, A.A. Остапенко и др. Продуктивны способы построения подростковой школы через специфическую организацию учебной деятельности (B.C. Библер, C.B. Курганов), через осмысление
скрытых реальностей образования и организацию пространственно-предметной среды школы (И.Д. Фрумин, Е.А. Ямбург); через организацию школы самоопределения (А.Н. Тубельский) и т.д. В социологическом направлении представлены исследования рисков взросления подростков современной России (Т.А. Хагуров).
Важно также отметить, что в последнее время понятие взросление нигде специально самостоятельно не определяется, но при этом довольно часто используется, в связи с изучением обретения подростками чувства взрослости (И.В. Дубровина 1995, Т.В. Драгунова, 1996, Д.Б. Элько-нин, 1996, Д.И. Фельдштейн (2006, 2010,2013), в рамках изучения проблем современного Детства и его границы взросления на фоне радикальных перемен социальных ролей C.B. Березин, К.С. Лисецкий, К.Н. Поливанова 2007, Д.И. Фельдштейн 2013), а также в связи с проектированием модальностей взросления подростков в воспитательном пространстве Фиофановой О.А, 2008). Большинство психологов признает значимость рассмотрения взросления в контексте онтогенеза. Однако, исследований в которых бы аспект взросления явился предметом специального рассмотрения, практически нет. Надо признать, что в большинстве работ взросление исследуется либо в контексте решения других психологических проблем (В. Г. Казанская, О.В. Курошева, К.Н. Поливанова, Н.Е. Харламенкова, A.A. Чернова, и др.), либо применительно к юношескому возрасту и периоду взрослости (Л.А. Головей).
Вместе с тем, проблема взросления имеет серьезный прикладной характер, а ее значимость существенно возрастает в современных условиях российского общества, где усиливается нравственная дезориентация подрастающих людей. В этой ситуации усиливается значимость и ответственность институтов современного образования (школ, гимназий, лицеев). Осознавая неэффективность имеющихся методов педагогического воздействия на подростков, педагоги стремятся найти эффективные средства оптимизации выбора подростком высокого личностного роста через формирование процесса взросления.
Анализ полученных многолетних результатов автора [1;2], по-прежнему подтверждаем что переживание и понимание дефицитарноста отношений взаимодействия «ребенок-взрослый» выступает для подростка важным психологическим условием, способным неоднозначно влиять на его личностное развитие и взросление. Пережи-
вание и понимание подростками дефицитарности отношений взаимодействия «ребенок-взрослый» (46% от всех изученных детей, почти каждым вторым) способно повлиять на нормативность их личностного развития и взросления: в отдельных случаях, при частичном сохранении условно благополучными семьями гармоничности отношений, приводить ребенка к границам нормы поуровневого личностного развития, в других, когда дефицитарность четко устанавливается в диссоциальных семьях (13% случаев), личностное развитие приобретает аномальный характер.
Представленные позиции доказывают актуальность исследования и служат основанием
для определения его проблемы, заключающейся в поисках ответов на вопросы: как разворачивается во времени на протяжении подросткового возраста процесс взросления молодежи, какие основные этапы проходит взросление в процессе онтогенеза, каковы его структурно-содержательные характеристики, какие конкретно возрастные периоды являются более сензитивными для формирования взросления, каковы условия взросления растущих детей на этапе межпоколенческого перехода и каковы условия, содержание психолого-педагогического сопровождения взросления в реалиях современного образования.
Литература
1. Терещенко В.В. Современный подросток в системе отношений взаимодействия «ребенок-взрослый» / Психология обучения. 2013. №2. С.95-105.
2. Терещенко В.В. Теоретико-методологические основы личностного развития и взросления современного подростка / В.В. Терещенко // Психология обучения. 2014, № 9. С.55-63.
3. Терещенко В.В. Влияние нарушенных отношений «ребенок-взрослый» на личностное развитие подростка провинции / В.В. Терещенко /У Психология обучения. 2014. № 9. С.78-85.
4. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн. - М.: МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2010.
5. Фельдштейн Д.И. Мир детства в современном мире. Проблемы и задачи исследования. М.: МГ1СУ; Воронеж: МОДЭК, 2013.
ПРОБЛЕМА СЕКСУАЛЬНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ИНДИИ
Тищенкова Т. В.
Смоленский государственный медицинский университет,
Резюме. Статья посвящена проблеме полового воспитания в современной Индии, анализируются мнения представителей различных общественных, политических и медицинских структур. Ключевые слова: Сексуальное просвещение, СПИД, ранняя беременность, воспитание.
THE PROBLEM OF SEXUAL EDUCATION IN MODERN INDIA
Tischenkova Т. V.,
Smolensk State Medical University,
Abstract. The article is devoted to the problem of sexual education in modem India. There is an analysis of different meanings ofpolitical, social and medical representatives. Key words: Sexual education, AIDS, early pregnancy, upbringing.
Культура Индии всегда была самобытной и уникальной. Несмотря на культурное и религиозное многообразие, вся страна едина как цивилизация с древнейшим наследием. На протяжении веков в Индии складывались
традиции воспитания, которые главным образом опирались на религию и кастовую систему. Система воспитания современной Индии вобрала в себя все лучшее, что мог дать сплав индуистской, буддистской и мусульманской