Магомед МАГОМЕДОВ
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В условиях реформирования страны, становления рыночных отношений десятки миллионов людей (несовершеннолетних, пенсионеров, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается число детей-сирот при живых родителях. Распадается каждый второй-третий брак. Ежегодно остаются без одного из родителей около 1 млн. детей.
Как следствие - растет преступность. Примерно треть виновных в грабежах, кражах изнасилованиях - подростки. Россия не только вышла «на передовые рубежи» по числу алкоголиков (около 20 млн. человек), но и уверенно догоняет другие страны по числу наркоманов и токсикоманов. За последний период число молодых людей, потребляющих наркотики, увеличилось в 3,5 раза (возрастная категория наркоманов - 13-25 лет), в 6-8 раз возросла наркомания среди школьников и студентов в крупных городах. Социальное неблагополучие стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми: психологических заболеваний, самоубийств - до 50-80 тыс. в год, только в крупных городах - более 12 тыс. проституток. Спасательным кругом для детей и подростков должна стать социальная защита детства, поскольку от них зависит будущее страны.
По состоянию на 1 января 2006 года в управлении социальной защиты населения районов и городов Дагестана зарегистрировано в среднем 355,1 тыс. получателей ежемесячных пособий на ребенка.
Размеры социальных гарантий и денежных доходов населения являются недостаточным для выполнения семьей своей функции по сохранению здоровья, обеспечения жизнедеятельности и развитию детей. По состоянию на 1 января 2006 года при прожиточном минимуме 2181,5 рубля численность населения имеющих доходы ниже прожиточного минимума в среднем за 2005 год составила около 700 тыс./чел. Или около 27% от общей численности населения1.
Целью социальной защиты детства является решение проблем жизнедеятельности детей, обеспечения благоприятных условий для их выживания и развития.
Социальная защита должна соответствовать решению трех актуальных проблем времени.
Во-первых, реализация комплекса мер социальной защиты, способствующих раннему предупреждению преступности среди несовершеннолетних.
Во-вторых, сохранение в условиях становления рыночной экономики, а в перспективе и расширение возможности для нормального, менее болезненного вступления в общественную жизнь молодого поколения. Речь идет о средствах защиты, социализации и воспитания, которыми обязано обладать общество и которые должны быть защищены законом от расхищения, коммерциализации, использования не по назначению.
И наконец, в-третьих, обеспечение саморазвития подростка в МАГОМЕДОВ интересах общества. Дух наживы и жажда легкого успеха, искаже-
Магомед ние нравственных ценностей, суперменства и смирение перед гру-
Гаджимусаевич - бой силой достаточно распространены в обществе, переживающем
кафедра соцшыжых 1 Информационно-аналитические материалы о положении детей в РД за 2005
технологий ДГУ год. Минтруда РД
смутное время. Самореализация подрастающего человека в нездоровом обществе несет в себе черты общественных болезней — насилия, безответственности, культурного невежества.
Социальная защита — это защита, предоставляемая государством своим гражданам против ситуаций риска в нормальной жизни, таких, как болезнь, безработица, смерть кормильца, старость, инвалидность, таково общее понятие социальной защиты.
История социальной защиты и благотворительной помощи детям уходит корнями еще в Древнюю Русь. Особенно благотворительность расцвела в эпоху царствования императрицы Марии Федоровны. Она организовала Ведомости показаний помощи детям. Ежегодно императрица из своих личных средств расходовала по 9 тыс. руб. на содержание грудных детей с кормилицами1.
Социальная защита детей представляет собой деятельность по социальной и экономической поддержке, оказанию им материальной, медицинской и психологической помощи, создание наиболее благоприятных условий развития каждого растущего человека, содействие становлению его общественной личности.
Уровень цивилизованности общества, авторитет государства, нации сегодня как никогда, становится в прямую зависимость от того положения, которое занимают в обществе дети.
Специфика социально-экономической ситуации в России и ее неблагоприятные последствия для положения детей предопределили основную направленность законодательной деятельности государства по защите и укреплению прав детей, в том числе на социальное обеспечение, медицинское обслуживание и отдых, образование, защиту прав и интересов детей в гражданском, трудовом и административном законодательстве.
Национальные законодательные акты государств по профилактике преступности несовершеннолетних основаны на международных стандартах, договорах и соглашениях, ратифицированных в этих странах. В РФ принят ряд нормативноправовых актов, вытекающих из международных договоров и соглашений, ратифицированных в установленном порядке.
1 В. П. Мельников, Е. И. Холостова. История социальной работы в России. Учеб. пособие М., 2005, стр.57
Первоосновой системы защиты детства выступает правовая база. Она включает международные договора и соглашения, ратифицированные в установленном порядке, которые являются составной частью Конституции РФ, федеральных законов, указов президента РФ, постановлений правительства РФ, а также приказы и инструкции федеральных органов исполнительной власти.
Особо важное значение для обеспечения прав ребенка с учетом положений конвенции имело принятие Семейного кодекса Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации в дополнение к федеральным законам принимаются законодательные акты, направленные на защиту прав и интересов детей, проживающих на их территории, с учетом имеющейся специфики.
Правительство Республики Дагестан приняло ряд постановлений по усилению профилактики преступлений несовершеннолетних.
Всего в республике функционирует 104 комиссии при администрациях городов и районов.
Комиссии возглавили проведение комплексной профилактической операции «Подросток», итоги которой обсуждены на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве Республики Дагестан с участием руководителей всех заинтересованных министерств и ведомств. Вопросы повышения эффективности профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних обсуждаются на заседаниях администрации городов и районов, расширенных совещаниях. В 13 из 53 городов и районов республики разработаны программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в других — планы мероприятий по укреплению общественного порядка и профилактике правонарушений несовершеннолетних. Принятые меры не оказали влияния на конечные результаты борьбы с преступлениями несовершеннолетних. Следовательно, деятельность органов государственной власти требует коренного изменения.
В соответствии с законом Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» функции по профилактике
#
детской безнадзорности, правонарушений и социального сиротства несовершеннолетних возложены на органы и учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, занятости, по делам молодежи.
Управления социальной защиты населения городов и районов провели индивидуальную профилактическую работу в отношении более 2000 безнадзорных несовершеннолетних из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, организовали летний отдых и оздоровление 13 тыс. детей из малообеспеченных семей, из которых более 400 детей — из неблагополучных семей группы риска.
Учреждениями социального обслуживания семьи и детей в 2005—2006 годах приняты 570 безнадзорных детей, что в 1,9 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Указанными учреждениями оказаны различные виды социальной помощи 6922 семьям.
В целях создания условий по приобщению несовершеннолетних и незанятой молодежи к труду более 7,7 тыс. подростков 14—17 лет при содействии органов службы занятости в свободное от учебы время и в период летних каникул трудоустроены на временные работы, что в 1,3 раза больше, чем за аналогичный период 2000 года.
При республиканском Центре охраны здоровья подростков и студенческой молодежи открыто отделение медикосоциальной реабилитации, при наркодиспансере работает «телефон доверия».
В результате проводимой совместной работы сократился удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними с 5,8% — в 2005 году до 5% — в 2006 году.
Вместе с тем принимаемые меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних недостаточны. Не уменьшается число безнадзорных несовершеннолетних, доставляемых в специализированные учреждения органов социальной защиты населения.
Происходит рост удельного веса преступлений, совершаемых подростками в возрасте 14—17 лет, причем каждый третий из них нигде не учится и не работает. Нет достоверного учета подростков, употребляющих наркотические вещества, страдающих алкоголизмом и токсикоманией. Не организован круглосуточный прием несо-
вершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Около 3 тыс. детей не обучаются в общеобразовательных школах, при этом наблюдается тенденция роста числа необучающихся детей по мере увеличения их возраста. Из-за отсутствия в республике специальных школ и профессиональных училищ несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания, остаются неизолированными, продолжают совершать противоправные поступки. Только 0,7% детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, охвачены организованными формами отдыха.
Управления социальной защиты населения городов и районов не выполняют в полном объеме функции, возложенные на них федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Не ведется полный учет безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних и их родителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию или жестоко обращающихся с детьми.
Примерно каждый второй ребенок возвращен в родную семью в результате проведенных социально-реабилитационным учреждением мер по социально-психологической реабилитации, преодолению в семье трудной жизненной ситуации. В 2005 г. возвращены в родную семью 204 ребенка (в 2004 г. — 134).
Помимо специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, ориентированных непосредственно на дезадаптированных детей и подростков, существенную поддержку в устройстве детей оказывают республиканский Центр социальной помощи семье и детям и Центр помощи семье и детям г. Каспийска. В них за 2005 год получили консультативную, психологическую, правовую и социальную помощь более 10 тыс. чел., в том числе 3248 детей.
Органы внутренних дел республики в пределах своей компетенции принимают участие в предупреждении правонарушений несовершеннолетних.
В результате проводимой работы число несовершеннолетних, взятых на профилактический учет в органах внутренних дел, ежегодно увеличивается. В настоящее время оно достигло трех тысяч. Это
способствовало снижению количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, на 30,2% (652 в 2006 г. против 935 в 2005 г.) и числу несовершеннолетних, совершивших преступления на 31,8% (690 против 1011).
Комитетом правительства РД по делам молодежи и туризму проведен ряд мероприятий в населенных пунктах, школах, по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, противодействию наркомании и токсикомании. Создана служба экстренной психологической помощи («телефон доверия»). В рамках Государственной программы по патриотическому и нравственному воспитанию молодежи в Республике Дагестан на 2005—2006 гг. возобновлено проведение военно-спортивной игры «Зарница», организованы шефские концерты в воинских частях Хунзахского погранотряда, проведена научно-практическая конференция «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости».
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, самой значимой проблемой семейного неблагополучия остаются безнадзорность и правонарушения, преступления несовершеннолетних, нарушение их прав, социальная дезадаптация.
В республике более 60 тыс. детей воспитываются в неполных семьях, в том числе более 11 тыс. из-за разводов родителей, 18 тыс. рожденных вне брака одинокими матерями, около 1 тыс. у родителей, пренебрегающих своими обязанностями. По данным на 2005 год, в неполных семьях воспитывались 2666 детей. А дети, родившиеся вне брака, составляла 8696 детей, что составляет 20,6% от всех рожденных. Происходит ежегодный рост исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами. Дополнительным фактором риска является безработица родителей. Ежегодно органами внутренних дел разыскиваются до 400 детей, самовольно ушедших из дома. Около 600 безнадзорных детей и подростков в течение года ранее попадали в Махачкалинский центр временной изоляции несовершеннолетних МВД РД, а в настоящее время
— в специализированные учреждения для несовершеннолетних органов социальной защиты населения.
Прямым следствием безнадзорности является подростковая преступность. Если в структуре детского населения республи-
ки подростки 14—18 лет составляют всего 20,5%, то среди состоящих на учете в органах внутренних дел они составляют 84,2%.
За последние три года отмечается рост числа несовершеннолетних, допускающих немедицинское употребление наркотиков, увеличивается число подростков, употребляющих спиртные напитки,
— соответственно происходит рост правонарушений, совершенных несовершеннолетними в наркотическом и алкогольном опьянении с 2,2% от общего числа преступлений в 2004 г. до 7,0% в 2005 году. В 2006 году по сравнению с 2005 годом преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, возросли на 35%.
Патронаж около 900 неблагополучных семей, осуществляемый органами здравоохранения, показал наличие больших проблем с ранней алкоголизацией и наркоманией несовершеннолетних, ростом числа венерических заболеваний у детей и подростков, высоким уровнем беременности и родов у девочек -подростков
— до 700 родов за год. За последние 3 года отмечается рост числа несовершеннолетних, допускающих немедицинское употребление наркотиков. Ежегодно по поводу токсикомании на диспансерный учет берутся в среднем 50 подростков.
По состоянию на 1.08.2006 года на учете состоят 352 несовершеннолетних наркопотребителя.
Органы здравоохранения республики не имеют достоверного учета подростков с диагнозом наркомания. Несмотря на то, что в республике практически происходит рост числа несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения, в отчетах органов здравоохранения показано снижение.
Отсутствует достоверный учет несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, и как следствие не принимаются эффективные меры профилактики алкоголизма и связанных с этим правонарушений.
Не осуществляется органами здравоохранения республики по причине отсутствия соответствующих учреждений круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Прогрессирующий рост несовершеннолетних, употребляющих наркотические вещества, требует открытия в республике центра медицинской реабилитации несо-
#
вершеннолетних, больных алкоголизмом и наркоманией.
По итогам проведения Минобразования РД единовременного учета в сентябре-октябре 2005 г. по республике получены следующие результаты. В общей сложности не обучались 2802 ребенка в возрасте от 7 до 15 лет, что составляет 0,7% от общего числа несовершеннолетних этой возрастной категории (по РФ 0,3% от общего числа несовершеннолетних этого возраста).
В учреждениях временного содержания несовершеннолетних в республике (центры временной изоляции органов внутренних дел и специализированные учреждения органов социальной защиты населения) 14% составляют дети и подростки, не имеющие места жительства, в том числе 4,2% — дети, оставшиеся по различным причинам без попечения родителей, 7%
— дети, ушедшие из семьи; 1,6% — самовольно ушедшие из детских интернатных учреждений и 3,9 — не имели закрепленного жилья. Образовательные учреждения и органы образования не осуществляют должного контроля за обязательностью обучения каждого ребенка, за немотивированным и бесконтрольным исключением обучающихся из образовательных учреждений. В республике отсутствуют образовательные специальные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, так как имеющееся специальное профессиональное училище ликвидировано, а других учреждений указанного профиля в республике нет.
Меры, принимаемые органами по делам молодежи, по профилактике безнадзорности и правонарушений, направлены на молодежь и детей, не состоящих на учете и не проживающих в семьях группы риска. Не уделяется достаточно внимания индивидуальной профилактической работе с трудными подростками, недостаточно активно развивается сеть клубов по интересам. Не в полную силу задействованы детские и молодежные общественные объединения.
Исходя из вышеизложенного, предлагаем комплекс мероприятий по улучшению состояния дел по профилактике преступлений несовершеннолетних:
— внести предложение в администрации городов и районов о необходимости принять безотлагательные меры по восстановлению ранее существовавшей системы профилактики несовершеннолетних;
— изыскать возможность для восстановления работы детских комнат, кружков, клубов по интересам за бюджетом муниципальных образований;
— восстановить должность методистов-организаторов при домоуправлениях и структурах местного самоуправления;
— предложить городским и районным отделам народного образования провести совместно с органами социальной защиты и правоохранительными органами мероприятия по постановке на учет детей, не обучающихся в школе и не имеющих постоянного места жительства;
— принять меры к расширению наркологических диспансеров, оснащению их современной аппаратурой и препаратами для ранней диагностики и лечения наркомании;
— способствовать активному участию общественных и молодежных организаций в мероприятиях по профилактике преступлений среди несовершеннолетних;
— создать специализированные центры для оказания помощи несовершеннолетним, склонным к девиантным отклонениям;
— разработать специализированную республиканскую целевую программу «Дети Дагестана»;
— провести парламентские слушания с привлечением всех заинтересованных лиц об исполнении Республиканской программы и закона РД «О профилактике наркомании, токсикомании» и принят по этому вопросу соответствующие постановления;
— обобщить опыт работы отдельных муниципальных образований по предупреждению и профилактике преступлений несовершеннолетними;
— обобщить и принять к сведению опыт работы религиозных организаций и духовных лидеров Дагестана по профилактике преступлений несовершеннолетними;
—разработать критерий оценки деятельности работников социальной защиты, образования, правоохранительных органов по осуществлению профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетними;
— считать целесообразным участие несовершеннолетних в качестве присяжных заседателей при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления.