Научная статья на тему 'Роль социально - педагогической подготовки приемной семьи в профессиональном образовании будущих социальных работников'

Роль социально - педагогической подготовки приемной семьи в профессиональном образовании будущих социальных работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БАКАЛАВРИАТ / СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булах Н. В.

Раскрывается актуальность и роль социально педагогической подготовки приемных семей в профессиональном образовании будущих социальных работников в вузе. Особое внимание уделяется формированию компетенций у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булах Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SOCIAL PEDAGOGIC TRAINING OF ADOPTIVE FAMILY IN THE PROFESSIONAL EDUCATION OF FUTURE SOCIAL WORKERS

The article reveals the actuality and the role of social pedagogic training of adoptive parents in the professional education of future social workers. Special attention is given to forming the students’ competencies.

Текст научной работы на тему «Роль социально - педагогической подготовки приемной семьи в профессиональном образовании будущих социальных работников»

УДК 378.147

Н.В. Булах, ассистент, 8-920-783-99-93, [email protected] (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н.Толстого)

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Раскрывается актуальность и роль социально-педагогической подготовки приемных семей в профессиональном образовании будущих социальных работников в вузе. Особое внимание уделяется формированию компетенций у студентов.

Ключевые слова: приемная семья, социально-педагогическая подготовка, бакалавриат, социальный работник.

В реалиях современного российского общества проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает новую актуальность. Увеличивается доля социальных сирот среди общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальное сиротство - часто используемый, но не закрепленный законодательно термин. Он означает детей, оставшихся без попечения биологических родителей при наличии таковых. К социальным сиротам относятся дети-отказники; подкидыши; дети родителей, лишенных родительских прав или признанных судом недееспособными (при наличии психических заболеваний); дети, чьи родители находятся в местах лишения свободы или их местонахождение неизвестно. В последние годы резко увеличилось количество семей, относящихся к категории неблагополучных. Это напрямую связано с трансформацией института семьи в целом. Неспособность членов семьи успешно адаптироваться к новым экономическим и социальным условиям жизни приводит к пьянству, алкоголизму, наркомании. Эти негативные факторы ведут к тяжелым последствиям - деградации семейных и социальных ценностей, а в конечном счете, к социальному сиротству. По официальным данным 2011 года в России зарегистрировано 57,4 тыс. родителей, относящихся к группе риска. В целом, число детей-сирот составило 654,4 тыс., из них социальными является 82 % детей [5].

Для решения проблем детей-сирот в России на уровне государственных органов принята федеральная программа «Россия без сирот» на 20132020 гг. Цель - устройство всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания. В течение 5-7 лет должны быть ликвидированы все детские дома, за исключением специализированных. «В России 108 миллионов дееспособных взрослых, на одного ребенка-сироту приходится тысяча взрослых дееспособного возраста...», -сказал в интервью Павел Астахов, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка [1].

В мировой практике именно приемная семья признана оптимальной формой устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В нашей стране развитие этого института началось относительно недавно. Об этом свидетельствует обновленная законодательная база: Федеральный Закон «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2012 года. В рамках реализации данного закона, был утвержден Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 г. № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» [4].

Развитие института приемной семьи связано с позитивными тенденциями. За последние 5 лет на 42 % сократилось количество детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. Только за 2011 их число уменьшилось на 105,7 тыс., хотя их остается еще очень много. По данным 2012 года в Федеральном банке сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится информация о 126 тыс. [2] Но этот процесс рождает и новые проблемы. Среди оставшихся детей: 70 % - это дети подросткового возраста, 33 % - с ограниченными возможностями здоровья, 40 % -имеют братьев и сестер [5]. В современных условиях материального и нематериального стимулирования потенциальных родителей, передача таких детей на воспитание в семью имеет серьезные трудности. К тому же крайне негативные последствия влечет нерешенная проблема повторного отказа приемной семьи от ребенка.

Часть существующих проблем связана с нехваткой профессиональных кадров социальных работников, которые будут работать с данной категорией семей. Перспективой выхода из сложившейся ситуации мы считаем организацию специальной подготовки будущих социальных работников для подготовки приемных семей. Для этой цели в ходе нашего исследования в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого, где осуществляется социальное образование студентов, разработан специальный курс «Социально-педагогическая подготовка приемной семьи».

Данный курс читается у бакалавров социальной работы очного и заочного отделения. Разработано содержание курса и методика его проведения, которую мы представляем. Курс отвечает требованиям компетент-ностного подхода, который лежит в основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образованию (далее ФГОС ВПО) по направлению подготовки 040400 «Социальная работа» [3]. В учебном процессе активно используются интерактивные формы (кейс-стади с описанием конкретных ситуаций в семьях, взявших при-

емного ребенка; ролевые игры, где обучающиеся поочередно выступают в роли как кандидатов в приемные родители, так и специалистов, работающих с такими семьями; различные социально-психологические тренинги для родителей и специалистов).

В процессе реализации курса мы предлагаем студентам определить уровень их знаний о приемной семье и их отношение к данному предмету. На первом занятии обучающиеся отвечают на анонимную анкету «Что вы знаете о приемной семье?», в которую включены 20 вопросов: демонстративных, открытых, закрытых и вариативных. В нашем опросе участвовало 43 студента. Были получены следующие результаты. Выявлен небольшой тематический вокабуляр, невысокий уровень знаний о приемной семье, законодательной базы, на которой основана ее деятельность, и работе специалиста с данной семьей 63 % опрошенных знают, что приемная семья -эта законодательно определенная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако только 42 % смогли назвать другие формы устройства детей, такие как усыновление, опекунство и попечительство. Различия этих видов выделили только 12 % респондентов. Гендерной и возрастной зависимости в ответах не выявлено. Интерес к изучению курса составил примерно 37 %. После чтения курса нами был проведен повторный опрос, который состоял из тех же вопросов, и заданно сочинение на тему «Каким я вижу идеального социального работника, готовящего кандидатов в приемные семьи». Студентами были показаны высокие результаты. Показатель знаний и терминологии кура по ответам составляет 88 %. 100 % сказали, что изучение им понравилось. 63,4 % выразили желание связать свою деятельность с подготовкой приемных семей. В творческом задании студенты уделяли особое значение нравственным и профессиональным качествам социального работника.

Тематический план курса разделен на пять основных тем и две подтемы. Тема 1 «Цели и задачи курса социально-педагогической подготовки приемной семьи» - определяет объект, предмет, цели, задачи, методы, роль и место предмета в профессиональном образовании социальных работников. Тема 2 «Отечественный и зарубежный опыт подготовки приемных родителей». В рамках лекций по темам 1 и 2 и практического занятия по теме 1 студенты изучают основы курса. Формируется общая компетенция (ОК-2 в ФГОС ВПО), смысл которой заключается в знаниях, умениях и навыках студентов к логичному и аргументированному построению устной и письменной речи. Тема 3 «Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - законодательно определяет требования, ответственность и права как конкретно приемных семей, так и других форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для закрепления знаний студенты решают ряд практических задач. Например, студентам предлагаются карточки с ситуациями, определенные различными параметрами, где объектами выступают ребенок-сирота и по-

тенциальная семья. В задании даны характеристики социально-экономического, медицинского и юридического статуса ребенка и кандидатов в приемные родители. На основании данных,студенты должны верно определить форму устройства такого ребенка, категорию семьи, к которым может подходить данные кандидаты. Тема 4 «Компоненты социально-педагогической подготовки приемных родителей» освещает психолого-педагогический, медицинский, юридический и социально-экономический компоненты. Выполнение практических заданий в рамках тем 2, 3 и 4 направлено на формирование профессиональной компетенции (ПК-11 по ФГОС ВПО) - конкретное использование нормативно-правовых актов различных уровней. Тема 5 «Организация социально-педагогической подготовки приемных родителей» отражает, что основной формируемой компетенцией является готовность работы в коллективе и готовность к сотрудничеству (ОК-3 по ФГОС ВПО). В подтеме 5.1 «Тематический план социально-педагогической подготовки» представлен примерый цикл, расписанных по вопросам занятий, непосредственной социально-педагогической подготовки приемных родителей, сформированный на основании приказа Минобрнауки РФ «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации». Подтема 5.2 «Организация психолого-педагогического и социального сопровождения приемных родителей» обозначает основные этапы и мероприятия для профилактики негативных явлений в приемной семье и решение проблем различной направленности. Выполнение заданий по вопросам подтем 5.1 и 5.2 проводится в форме тренингов, в которых участвуют как реальные члены приемной семьи, так и студенты, играющие их роли. В ходе тренингов студенты-участники планируют каждое мероприятие, составляют список вопросов, на которые студенты-организаторы тренингов отвечают. В рамках изучения этих тем у студентов формируется профессиональная компетенция (ПК-7 по ФГОС ВПО) - решение проблем клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил физических, психических и социальных ресурсов клиента. Каждое практическое занятие мы заканчивали тестом, по результатам которого определялся уровень знаний и умений студентов. Уровень развития компетенций определялся и на выездных занятиях в центрах «Социально-педагогической помощи «Семья» и «Планирования семьи и репродукции» г. Тулы, где каждую неделю, на протяжении двух месяцев студенты имели возможность взаимодействовать с кандидатами в приемные семьи. По окончании подготовки студенты четко и грамотно разъясняли возникающие вопросы в области законодательства и процедуры устройства детей в приемные семьи, они могли компетентно проводить занятия с членами семей по юридическим, социальным и психологическим вопросам програм-

мы подготовки кандидатов в приемные семьи. Студенты дополнили содержание существующих тренингов вопросами того, как лучше укреплять семейные ценности, через приобщение к истории Тульского края, изучение лучших примеров тульской благотворительности. В процессе приобретения профессиональных компетенций, необходимых для подготовки кандидатов в приемные семьи, студенты также учатся использовать различные исследовательские методы: беседу, анкетирование, интервьюирование.

На основании данных исследования, полученных при изучении студентами курса «Социально-педагогической подготовки приемной семьи» мы зафиксированы следующие результаты: способность студентов реали-зовывать профессиональные качества в отношении приемных семей; умение давать социально-педагогическую характеристику этим семьям; возможности организовывать сам процесс социально-педагогической подготовки семей; конструировать занятия в соответствии с реально существующими обстоятельствами и требованиями, определять компетенции, которые формируются у кандидатов в приемные родители; способность к самостоятельной исследовательской деятельности.

Мы считаем, что курс «Социально-педагогическая подготовка приемных родителей» является перспективной дисциплиной в учебном плане подготовки будущих социальных работников. Он не только направлен на формирование важных компетенций у студентов, но и решает проблемы подготовки приемной семьи.

Список литературы

1. Брынцева Г. Сирот у нас не будет // Российская газета. 2012. №

5891.

2. Приемная семья. Усыновление в России. Статистика // Интернет-проект Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: http://www.usynovite.ru/db/ (дата обращения: 1.09.2012).

3. Российская Федерация. Приказ. Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр»): приказ Министерство образования и науки РФ: [подписан Министром А. Фурсенко 08.12.2012 г., №709] [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/1906 (дата обращения: 10.10.2012).

4. Российская Федерация. Приказ. Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации: приказ Министерства образования и науки РФ: [Минобрнауки 20.09.2012]: офиц.текст//Рос. газета. 2012. № 200.

5. Российская Федерация. Указы. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: приказ Президента РФ: [подписан Президентом РФ 1 июня 2012 года]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 2.09.2012).

N.V. Bulah

THE ROLE OF SOCIAL PEDAGOGIC TRAINING OF ADOPTIVE FAMILY IN THE PROFESSIONAL EDUCATION OF FUTURE SOCIAL WORKERS

The article reveals the actuality and the role of social pedagogic training of adoptive parents in the professional education of future social workers. Special attention is given to forming the students' competencies.

Key words: adoptive family, social pedagogic training, baccalaureate, social worker.

Получено 15.10.2012

УДК 378.037.1

Е.Д. Грязева, канд. тех. наук, доц., зав. кафедрой, 8-4872- 35-54-79, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),

О.Ю. Кузнецов, канд. ист. наук, проректор, 8-980-721-83-35, [email protected] (Россия, Москва, Высшая школа социально-управленческого консалтинга (институт)), Г.С. Петрова, канд. мед. наук, доц., 8-4872- 35-54-79, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

Рассматривается вопрос влияния социально-биологического фактора индивидуального физического развития студентов-первокурсников на организацию и содержание педагогического процесса их физического воспитания в условиях современного вуза. Концептуальный акцент делается на необходимость первоначального доведения уровня индивидуальной тренированности обучающихся до состояния медико-биологической нормы как филогенетической базы для последующего целенаправленного развития функциональных возможностей студента средствами физической культуры.

Ключевые слова: антропометрический контроль, физическое развитие обучающихся, функциональная тренированность, гиподинамия, коррекция физического развития, средства физического воспитания

Антропометрический контроль и мониторинг индивидуального физического развития студентов, гармоничности и пропорциональности их телосложения, являющийся ноу-хау кафедры физического воспитания и спорта Тульского государственного университета, методика анализа результатов исследований и определение на их основе уровня функциональной тренированности обучающихся, а также их использование в деле пла-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.