Научная статья на тему 'Формирование конструктивного взаимодействия детско-родительских отношений в замещающих семьях'

Формирование конструктивного взаимодействия детско-родительских отношений в замещающих семьях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
771
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ / «ФЕНОМЕН РОДИТЕЛЬСТВО» / СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / КОГНИТИВНЫЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТИ / КАК СТРУКТУРНЫЕ ЕДИНИЦЫ / ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ УСЫНОВЛЕННОГО РЕБЕНКА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА УСЫНОВИТЕЛЕЙ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ / СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ / FORMATION OF PARENTAL COMPETENCIES IN SUBSTITUTE FAMILIES / "THE PHENOMENON OF PARENTHOOD" / SOCIAL-PERSONAL COMPETENCIES / COMPETENCE OF SOCIAL INTERACTION / COGNITIVE / EMOTIONAL AND VOLITIONAL CHARACTERISTICS OF THE INDIVIDUAL / COMPETENCE AS A STRUCTURAL UNIT / STUDYING THE HEREDITY OF AN ADOPTED CHILD / SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT OF ADOPTIVE PARENTS / SOCIAL COMPETENCE / COMPETENCE OF SOCIAL WORKERS / SPECIALISTS IN GUARDIANSHIP AND TRUSTEESHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Остапенко Галина Сергеевна, Крапивина Валентина Федоровна, Насонова Дина Викторовна

Формирование детско-родительских компетенций в замещающих семьях это приоритетное направление работы не только педагогов, психологов, но и социальных работников, специалистов по опеке и попечительству, работников Служб по устройству детей в семью. Любое социальное явление может иметь тенденцию развития, если оно основано на общей методологии или методологии компетентного подхода, который определяет научное обоснования заявленной проблемы. Многолетний опыт работы центра по работе с усыновленными детьми показал, что необходимо систематически решать проблемы по конструктивному взаимодействию всех субъектов в системах микро и макросоциального развития. Работа в этом направлении будет эффективной, если сформировать основные компетенции, а структурными единицами, которых являются перечисленные компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Остапенко Галина Сергеевна, Крапивина Валентина Федоровна, Насонова Дина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of constructive interaction of the child parental relations in the replacing families

Formation of child-parent competencies in substitute families is a priority for not only teachers, psychologists, but also social workers, guardianship and guardianship specialists, and employees of the Services for the organization of children in the family. Any social phenomenon can have a developmental tendency if it is based on a general methodology or methodology of a competent approach that determines the scientific basis for the stated problem. Many years of experience of the Center for work with adopted children showed that it is necessary to systematically solve problems on the constructive interaction of all subjects in the systems of micro and macrosocial development. Work in this direction will be effective if the core competence is formed, and the structural units, which are the listed competencies.

Текст научной работы на тему «Формирование конструктивного взаимодействия детско-родительских отношений в замещающих семьях»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Дата публикации: 1.01.2018 № 6 (30). С. 109-117.

удк 159.92 Г. С. Остапенко, В. Ф. Крапивина, Д. В. Насонова

Формирование конструктивного взаимодействия детско-родительских отношений в замещающих семьях

Формирование детско-родительских компетенций в замещающих семьях это приоритетное направление работы не только педагогов, психологов, но и социальных работников, специалистов по опеке и попечительству, работников Служб по устройству детей в семью. Любое социальное явление может иметь тенденцию развития, если оно основано на общей методологии или методологии компетентного подхода, который определяет научное обоснования заявленной проблемы. Многолетний опыт работы центра по работе с усыновленными детьми показал, что необходимо систематически решать проблемы по конструктивному взаимодействию всех субъектов в системах микро и макросоциального развития. Работа в этом направлении будет эффективной, если сформировать основные компетенции, а структурными единицами, которых являются перечисленные компетентности.

Ключевые слова: формирование родительских компетенций в замещающих семьях, «феномен родительство», социально-личностные компетенции, компетенция социального взаимодействия, когнитивные, эмоциональные и волевые характеристики личности, компетентности, как структурные единицы, изучение наследственности усыновленного ребенка, социально-культурная среда усыновителей, социальная компетентность, компетентности социальных работников, специалисты по опеке и попечительству

Perspectives of Science & Education. 2017. 6 (30)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Accepted: 15 November 2017 Published: 1 January 2017 No. 6 (30). pp. 109-117.

G.S.Ostapenko, V.F.Krapivina, D.V.Nasonova

Formation of constructive interaction of the child parental relations in the replacing families

Formation of child-parent competencies in substitute families is a priority for not only teachers, psychologists, but also social workers, guardianship and guardianship specialists, and employees of the Services for the organization of children in the family. Any social phenomenon can have a developmental tendency if it is based on a general methodology or methodology of a competent approach that determines the scientific basis for the stated problem. Many years of experience of the Center for work with adopted children showed that it is necessary to systematically solve problems on the constructive interaction of all subjects in the systems of micro and macrosocial development. Work in this direction will be effective if the core competence is formed, and the structural units, which are the listed competencies.

Keywords: formation of parental competencies in substitute families, "the phenomenon of parenthood", social-personal competencies, competence of social interaction, cognitive, emotional and volitional characteristics of the individual, competence as a structural unit, studying the heredity of an adopted child, social and cultural environment of adoptive parents, social competence, competence of social workers, specialists in guardianship and trusteeship

А ктуальность комплексного решения // проблемы в оказании помощи по конструктивному взаимодействию в системе детско-родительских отношений имеет социально-психологический аспект. Теоретический анализ комплексных исследований данной социальной проблемы позволил определить отсутствие системности и недостаточной осведомленности в области взаимодействия между социальными работниками, специалистами органов опеки и попечительства, а также Службами по устройству детей в семью.

Теоретический анализ источников научной литературы, комплексная работа всех специалистов в ШПР, разноуровневая методическая помощь, изучение опыта других регионов, программное обеспечение занятий с профессиональными приемными семьями - позволили определить новую стратегию взаимодействия всех специалистов Служб по устройству детей в профессиональную замещающую семью в оказании конструктивного взаимодействия всех субъектов. По нашему представлению и анализу существующей проблемы, работа микро социальной системы будет эффективна, если сформировать компетенции и компетентности компе-тентностного подхода. Формирование основных компетенций и компетентностей, как структурных единиц в дальнейшей разработке многофункциональной модели, как ядра методологии компетентностного подхода, как теоретического обоснования [1] в исследовании профессионального взаимодействия социальных работников, специалистов органов опеки и попечительства, а также Служб по устройству детей в семью и развитие системы детско-родительских отношений.

Проблема актуализирована не случайно, потому что, изученный положительный опыт работы и разработанные различные модели с профессиональными семьями за рубежом и в нашей стране, дают основание утверждать, что взаимодействие психологов, родителей, органов опеки и Служб по устройству детей носит противоречивый характер. Специалисты органов опеки и попечительства, а также Службы по устройству детей испытывают профессиональные трудности, которые порождают противоречия между недостаточной осведомленностью о психическом, физическом и психоэмоциональном развитии детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях до приема в семью и реальной существующей проблемой отношений и личностных особенностей будущих родителей. Эта сложность усилена тем, что в замещающей семье необходимо учитывать не только желание стать приемными родителями, но и их интеллектуальный, возрастной, социально-культурный и духовно-нравственный потенциал. Как никогда в настоящее время актуальными стали высказывания Д.И.Фельдштейна о том, что «низкий уровень развития родительской мотивации, слабое вла-

дение навыками общения с детьми, плохая организация бытовой стороны жизни ребенка, его режима. Причем значительное число нынешних родителей испытывают множественные неудачи в семейной и профессиональной и иных сферах, имеют серьезные, профессиональные и личностные проблемы, которые переносят на ребенка. Ребенок находится в атмосфере переживания трудностей, несостоятельности, неуспеха, беспомощности и безнадежности. Возникает своего рода «наследование» опыта семейных неудач и родительской неэффективности» [7, с. 9]. Работа специалистов в Школе приемных родителей показала, что обнаруживается недостаточная осведомленность органов опеки и Служб по устройству детей. Специалистам мало, что известно о «характерном и проблемном развитии» приемных детей их специфики эмоционального развития. Отмечается незнание ими пограничного состояния между нормой и патологией, а также изменениях, которые возможны «в секулярных трендах - астенизации, деселерации, тенденции к леворукости, ювенилизации, грацилизации, андрогонии» (По Д.И.Фельдштейну). Необходим минимум знаний, умений, навыков в организации как самой системы передача, так и профессиональной помощи семьям со стороны органов опеки и Служб по устройству детей. Недостаточное информирование будущих родителей, не сформированные их родительские компетентности, чтобы выполнять воспитательские функции в развитии ребенка, находящегося до этого времени в трудных жизненных условиях приводит к тому, что большинство из них не могут профессионально выполнять функции замещающей заботы. В результате чего, специалистам служб приходится тратить колоссальный ресурс на создание более безопасных способов возврата ребенка в детский дом, или искать другую замещающую семью. Это еще больше порождает недоверие ребенка по отношению к взрослым и порождает сложности в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи в замещающей семье.

Актуализируя данную проблему, мы пришли к тому, что постулированные нами компетенции и компетентности, как структурные единицы выше указанных компетенций наиболее полно отражают суть заявленной нами проблемы. Люди, принимающие детей-сирот на воспитание в семьи, становятся профессиональными родителями-воспитателями. Это обусловлено тем, что, трудная жизненная ситуация, в которой находился ранее ребенок до помещения его в приемную семью, могла деформировать эмоциональное и когнитивное развитие. Отсутствие благоприятных условий проживания и специальной помощи приводит к стойким нарушениям - личностным, социальным и впоследствии профессиональным. Трудно установить границы реабилитации этих детей. Поэтому, ребенку не-

обходима не просто семья, а семья, обладающая определенными ресурсами для его интеграции, обученная профессиональным базовым навыкам, позволяющим ей справиться с проблемами, возникающими во время адаптации, социализации ребенка в замещающей семье.

Таким образом, прием ребенка в семью, ставит перед замещающей семьей новые задачи, требующие существенной перестройки взаимоотношений, наличия специальных знаний и умений. Встает вопрос о необходимости четкого определения критериев оценки ресурсности принимающей семьи, тщательного отбора кандидатов в замещающие родители — воспитатели и их профессиональная подготовка, что предусмотрено региональным законодательством.

Компетенции, которые необходимо сформировать в системе детско-родительских отношений - это сам феномен родительства, как социальное требование (норма), определенный набор знаний внутренних, потенциальных, сокрытых, представлений, которые необходимы для выполнения замещающей заботы в воспитании и развитии приемного ребенка. Для этого необходимо иметь набор личностных качеств, способностей, как некой регулирующей меры выполнять функцию успешного родителя, способного к реализации потребностей на этапе взросления ребенка, успешно выстраивать конструктивные взаимоотношения и выражать эмоции адекватно состоянию ребенка.

Вторая социально личностная компетенция, а компетентность - это изучение наследственности приемного ребенка, это не только получение знаний физиолого-психоло-гических основ развития доверия, автономии, идентификации, причин отставания, виды де-приваций во младенчестве, длительная депри-вация, деприваций длившаяся до 3 лет; возраст в котором началась и закончилась депривация и другие признаки развития и нарушения речи, интенсивное медицинское, дефектологическое, психологическое, воздействие, терапевтическое и создание условий компенсации: реактивации, редидактивного учения, реэдукации, ресоциализации [4, с. 44].

Третья компетенция социального взаимодействия. Эта компетентность предполагает изучение социокультурной среды приемного ребенка. Она ориентирована на накопление знаний психологических особенностей принимающей семьи, как системы этнических, религиозных ценностей, обычаев, традиций, национально-этнических и культурно-исторических ценностей, наличие количества интеракций с кровной семьей. В понимании того, как нахождение в этой системе изменило психоэмоциональное состояние, эмоциональное развитие, насколько глубоко деформировало связи между другими детьми (наличие внешних признаков) смуглой кожи, узкий разрез глаз и т.д.

Четвертая компетенция - формирование социальной компетентности в системе взаимодействия между опекунами, замещающими родителями и социальными работниками, специалистами органов опеки и попечительства, а также Службами по устройству детей в семью. Совместная организованная работа по конструктивному взаимодействию между всеми субъектами образовательных организаций и учреждений опеки и попечительства, способна удовлетворить потребности ребенка в психологической, социальной и инструментальной поддержке (в защите, информации, практической помощи) [4, с.204]. Для этого необходимо обеспечить профессиональную переподготовку сотрудников в умении создать «микросоциальную сеть (актуализация ресурсов поддержки семьи, формирование благоприятного социального контекста вокруг замещающей семьи)» и «реабилитационного пространства» [4, с. 204]. Выше перечисленная компетенция включает компетенции взаимодействия замещающих семей и сотрудников организаций-специалистов органов опеки и попечительства, а также Служб по устройству детей в семью. Отличительная особенность социальной компетенции заключена не просто во владении информации, а в возможности применение ее в коммуникативной, интерактивной, социально-общественной деятельности. Здесь также имеет значение личностная особенность специалиста опеки, его готовность и индивидуальная способность применять знания на практике. Таким образом, сформированные компетентности, как структурные единицы социальной компетенции, могут быть реализованы и включены в структурную модель конструктивного взаимодействия детско-родительских отношений в замещающих семьях.

Детско-родительские отношения в замещающих семьях могут анализироваться, как на субъективном уровне познания, на субъект-объектном уровне взаимодействия, выступать на субъективном уровне в системе межличностных связей. Возникшая структура связей изменяется не только внутри самой системы ребенок - родитель, но и в триаде: (родитель - воспитатель-ребенок; родитель - учитель - ребенок), которые имеют свою динамику.

Одним из важных критериев оценки эффективного влияния внутрисемейных детско-роди-тельских отношений в замещающих семьях на формирование основ личности - это создание условий, обеспечивающих нормальное развитие детей, удовлетворение их потребностей в эмоциональном, социальном, сенсорно-перцептивном, когнитивном развитии. Эффективное развитие внутрисемейных детско-родительских отношений в замещающих семьях может быть достигнуто, если создать единую систему оказания психолого-педагогической и социально-правовой помощи родителям, которые не являются

кровными. Основной задачей этого взаимодействия - это формирование новых компетенций, ориентирующих на поддержание внутрисемейных детско-родительских отношений в замещающих семьях.

В теоретическом истолковании принятые классификации (например, по Равену) уже реализованы на практике. Это разнообразие определений указывает на тот признак, что уже существующие компетенции состоят из множества параметров (особенностей характера, мотивов, поведения, способностей).

Все эти параметры позволят прогнозировать какие могут быть последствия от самого длительного процесса формирования детско-родитель-ских отношений в замещающих семьях с учетом возрастных особенностей и определить уровни эффективности взаимодействия в системах: ребенок - взрослый, ребенок - ребенок, ребенок - родитель. Основываясь на уже существующих дефинициях, дающих полное истолкование всех видов компетенций, у нас сформировалось идентичное представление и адекватная формулировка детско-родительских отношений в замещающих семьях. В течение длительной работы с замещающими семьями, нами определились отдельные положения и критерии оценки специальных компетенций и компетентностей, которые, по нашему мнению, должны быть сформированы у родителей или лиц их замещающих, где есть приемные дети. По нашему мнению, «Формирование детско-родительских компетенций в замещающих семьях - это реализация своих (родительских) способностей в достижении высокого уровня воспитательских, коммуникационных и педагогических функций и создание условий, обеспечивающих базовые потребности ребенка. Гармоничное развитие и реализация «стратегий размещения» (включение ребенка в новую семью, взаимодействие с другими родственниками, приемными братьями, сестрами, бабушками, дедушками), которые могут минимизировать последствия психологических травм» (Авторское).

Сформулированное нами определение, дает основание в дальнейшем структурировать модель формирования родительско-детских отношений в замещающих семьях, элементами которой являются компетенции и компетентности. Обоснование предложенных нами компетенций обусловлено не только требованиями ФГОС [9], где отмечается сотрудничество и обеспечение психолого-педагогического сопровождения семьи в воспитании детей и подростков, но и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах укрепления физического и психического здоровья, индивидуальных особенностей. Первой, наиболее важной компетенцией формирования конструктивных детско-родительских отношений в замещающих семьях - это является осознание самого «фено-

мена родительство» замещающей заботы. Это необходимо для того, чтобы сформировать навыки взаимодействия супругов, которые пока не имеют собственных детей, принять новую роль «родителя» и оказать комплексную помощь семьям, у которых есть собственные дети, и они хотят принять детей, находившихся в трудных жизненных ситуациях или детей, оставшихся без попечения родителей.

Формирование этой компетенции необходимо с одной стороны, чтобы осознать свой социальный статус в качестве родителя, а с другой, получить знания и сформировать необходимые компетенции и структурные единицы компетентности, как степени ответственности, определенного социального научения и получения малознакомого опыта взаимодействия будущих родителей с приемными детьми. Необходимость формирования «феномена родитель-ства», как компетенции, заключается в том, что многие родители, уже имевшие успешный опыт в воспитании собственных детей, готовы трансформировать эту успешность воспитательской деятельности в процесс воспитания и развития других детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Феномен родительства, как компетенции детско-родительских отношений может быть реализован для оказания помощи опекунам-родственникам, которые берут на воспитание детей, родители которых - близкие родственники, но они лишены права воспитывать детей, а также детей, потерявших родителей -родственников по причине ухода из жизни.

Феномен родительства в процессе формирования детско-родительских компетенций в замещающих семьях, необходимо рассматривать, как совокупность устойчивых значимых эмоциональных, социальных, психологических экономических связей, основанных на родительской ответственности, родительских позициях, родительских установках, стилях семейного воспитания, ценностных ориентациях семьи и жизненных смыслах.

Очередной компетенцией в системе формирования детско-родительских отношений в замещающих семьях является изучение наследственности приемного ребенка, как необходимости в отслеживании хода созревания и насколько оно предсказуемо, как развивались моторно-двига-тельные функции, навыки хватания, сидения, ползания, хождения, как они совершенствовались в ходе развития. Физический тип созревания и когнитивные навыки, обусловленные генетическим развитием, и являются основополагающими в понимании отставания одной из функций и ее компенсаторных возможностей. Знания психологических основ развития доверие, автономия, инициатива, предприимчивость, идентификация личности (по Э.Эриксону), необходимы для того, чтобы понять, как они связаны с процессами созревания и их предсказуемость. Все это поможет

сориентироваться родителям из замещающих семей в воспитании и устранении последствий первоначального отставания по мере роста и созревания ребенка, который находился до этого в трудных жизненных условиях существования. Очередной компетенцией это изучение социокультурной среды приемного ребенка, которая повлияла на формирование правил, ценностей, стандартов, норм поведения, как способствовала среда «стимуляции когнитивных функций и параллельному формированию в мозгу нейронных проводящих путей» [6, с. 15].

В необходимости информирования родителей по обеспечению эмоциональной поддержки ребенку, как способствовала среда, (где находился ранее ребенок) формированию доверия, самоуважения, само принятию, насколько правильно сформированы эмоциональные реакции, эмоциональные и социальные связи с миром (закрытость или открытость семьи), каковы психологические особенности ребенка и его жизненный опыт до помещения в приемную семью.

Процесс формирования родительско-детских отношений в замещающих семьях может реализоваться через социальные компетенции, которые необходимо выработать, как структурные элементы детско-родительских отношений в оказании психологической помощи в формировании конструктивных отношений в замещающих семьях. Структура социальной компетенции дополнена перечнем компетентностей взаимосвязи социальными работниками, специалистами органов опеки и попечительства, а также Службами по устройству детей в семью, которые могут качественно изменить характер взаимоотношений между родителями в замещающих семьях и сотрудниками организаций социальной работы, это умения:

а) сформировать систему знаний о типичном и нетипичном развитии детей;

б) уметь распознавать неудовлетворение потребностей, последствия негативного воздействия на физическое и психическое состояние ребенка, который находился в трудных жизненных условиях до того, как его приняла новая семья;

в) знать особенности поведения детей различного возраста и обучить родителей в замещающих семьях адекватным методам воспитания и поддержания дисциплины;

г) способность реализовать воспитателями, родителями и лицами, их замещающими весь комплекс мероприятий по социальным, восстановительным, психологическим и образовательным услугам (психологическая, правовая, медицинская помощь).

Разработка программам, блоков, модулей, курсов, содержание и методическое обеспечение которых будет способствовать здоровому развитию и ликвидации частичного отставания в развитии.

К социальным компетентностям следует отнести:

• формирование знаний возрастных этапов и особенностей нормального развития детей от 0 до 18 лет;

• формирование знаний по симптомам отставания и развития пороков, способность распознавать признаки возникших проблем;

• формирование знаний по целому спектра услуг, которые могут быть оказаны организациями социальной защиты и различными центрами и способность наладить оказание таких услуг.

Процесс формирования конструктивных дет-ско-родительских компетенций в замещающих семьях, может быть длительным и сложным потому, что возникает проблема эмоционально-личностного благополучия и развития кровных детей в условиях приемной семьи. Поэтому формирование компетентностей психологической совместимости является приоритетной задачей в формирования родительско-детских компетенций в замещающих семьях, направленных на решение проблем:

• психологической совместимости приемных детей и родителей, приемных и кровных детей;

• возникновение чувства вина, в случае неудовлетворенности своей воспитательской деятельностью;

• возникновение проблем и реализации его права в расставании как родителя, так и ребенка [5, с. 55];

• проблема кризисов семейных отношений.

Компетентности само понятие наиболее четко отражает те структурные независимые единицы, включающие мотивационные компоненты, здесь можно привести пример компетенций по Раве-ну. Анализ психолого-педагогической литературы и научных статей: А.Г.Бермуса, В.А.Болотова, В.Н.Введенского, Г.Б.Голуб, И.А.Зимней, О.Е.Лебедева, Н.В.Кузьминой, Г.С.Остапенко, Г.К.Селевко, А.В.Хуторского и других, позволил обосновать, что, несмотря на довольно частое употребление рассматриваемых категорий в педагогике, «компетенция» и «компетентность» требуют более обширного толкования и разграничений в различных научных направлениях.

Широкое истолкование этих понятий представлено Дж. Равеном, им трактуется, такое явление, которое «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие - к эмоциональной, эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения» [3, с. 253]. При этом как подчеркивает Дж. Равен, «виды компетентности» суть «мотивированные способности» [3, с. 253].

Компетентностный подход к формированию компетенций и компетентностей в процессе формирования конструктивных детско-родительских отношений у замещающих родителей характеризуется компетентностями, которые необходимо формировать между замещающей заботой и специалистами органов опеки и попечительства, Службами по устройству детей в семью. Формирование этих компетентностей относится, как к когнитивной сфере самих специалистов служб, будущих приемных родителей, так и учитывается в работе специалистов ГБУ ВО "ЦПППиРД" по подготовке граждан, изъявивших желание принять на воспитание в семью несовершеннолетнего, по программе «Школа приемных родителей». Разработанная специалистами программа ориентирована на выполнение поставленных задач правительством Воронежского региона, а ее научно- практическое обоснование и реализация с учетом социального заказа общества. Эта социальная потребность связана с тем, что в Российской Федерации постоянно растет число семей, которые остались без попечения родителей.

Программа и содержание курса

Цель курса: подготовка кандидатов в замещающие родители к приему и воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей (далее -ребенок, дети), формирование у них родительских компетенций. Профилактика отказов от приемных детей.

Задачи курса подготовки:

Содействовать развитию и укреплению социального института замещающей семьи посредством создания и реализации системы профессиональной подготовки и сопровождения семей, принявших на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей.

1. Сформировать вышеперечисленные компетенции и компетентности.

2. Познакомить кандидатов в замещающие родители с существующими формами устройства ребенка в семью и основами законодательства в сфере защиты прав детей.

3. Осознать свои слабые и сильные стороны, ресурсы и ограничения, как личные, так и семейной системы.

4. Познакомить потенциальных замещающих родителей с особенностями развития ребенка в онтогенезе: охарактеризовать периоды и стадии развития, кризисы и новообразования и создать условия, необходимые для гармоничного развития личности ребенка.

Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Примерную программу, должны знать:

свои права и обязанности как приемных родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;

закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;

важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;

этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;

особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;

о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;

санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.

Организация изучения курса подготовки Создать атмосферу для установления партнерских отношений в группе и дать возможность каждому кандидату в замещающие родители проявить себя и оценить уровень своих компетенций, как воспитателя.

Категория слушателей: кандидаты в замещающие родители; а также замещающие родители, уже воспитывающие приемного ребенка (для повышения родительской компетентности).

Информационно-просветительское - включает издание специализированных буклетов о различных формах устройства детей в семьи, предоставление информации в средства массовой информации, детские поликлиники и др. организации о семейных формах устройства детей, разъяснение требований и порядка создания приемной семьи.

Диагностическое - направлено на изучение особенностей граждан, желающих создать приемную семью, особенностей семейных отношений, мотивов принятия ребенка в семью, воспитательного потенциала замещающей семьи.

Образовательное - обучение кандидатов по программе

Консалтинг - индивидуальное консультирование замещающих родителей по проблемам семейных отношений, развития и воспитания приемного ребенка.

Занятия проводятся в форме лекций, практикумов, семинаров - тренингов, ролевых и деловых игр, индивидуальных консультаций со специалистами.

Итоговая аттестация кандидатов в замещающие родители проводится в форме собеседова-

ния в конце всего курса подготовки кандидатов в замещающие родители и завершается выдачей документа о прохождении программы подготовки. Срок подготовки: 80, 5 часов. Форма подготовки: очная

Содержание программы Тема 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители.

Цель: погрузить кандидатов в замещающие родители в проблему сиротства. Познакомить кандидатов в замещающие родители с существующими формами устройства ребенка в семью и основами законодательства в сфере защиты прав детей. Помочь кандидатам в замещающие родители понять свое место в системе защиты прав детей, почувствовать себя полноценным участником этой системы.

Тема 2. Содержание и цели программы подготовки кандидатов в приемные родители.

Цель: знакомство участников друг с другом. Определение целей и задач обучения программе для кандидатов в замещающие родители. Ознакомление с формой проведения занятий и их примерным содержанием. Мотивирование участников на активную и постоянную работу.

Тема 3. Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности развития приемного ребенка. Компетенции (ценности, знания и умения) по его воспитанию и понятие о мотивации приемных родителей.

Цель: помочь кандидатам в замещающие родители осознать свои слабые и сильные стороны, ресурсы и ограничения, как личные, так и семейной системы. Развитие способности понимать потребности ребенка. Сформировать представление о безопасном воспитании ребенка.

Тема 4. Особенности развития ребенка.

Цель: познакомить потенциальных замещающих родителей с особенностями возрастного психического развития ребенка в онтогенезе: охарактеризовать периоды и стадии развития, кризисы и новообразования.

Определить условия, необходимые для гармоничного развития личности ребенка.

Тема 5. Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка.

Цель: дать слушателям знания по детской психологии, развитию ребенка, влиянию прошлого опыта ребенка (депривации, жестокого обращения) на психофизическое развитие и поведение ребенка. Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Тема 6. Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Цель: осознание важности воспоминании о прошлом опыте воспитания ребенка. Восприятие собственного прошлого, своего детского, в том числе негативного, опыта как средства, которое может помочь понять чувства ребенка. Знакомство со стадиями переживания горя ребенком. Определение собственных ресурсов, которые могут помочь ребенку справиться с чувством утраты.

Тема 7. Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка.

Цель: сформировать у кандидатов в замещающие родители представление о семье как о системе, об изменениях, которые произойдут в этой системе после появления ребенка, помочь кандидатам в замещающие родители осознать свои слабые и сильные стороны, ресурсы и ограничения, как личные, так и семейной системы в целом.

Тема 8. Адаптация ребенка и приемной семьи.

Цель: дать информацию об основных этапах адаптации ребенка в приёмной семье. Познакомить слушателей с особенностями каждого этапа, отработать с кандидатом в замещающие родители способы преодоления возникающих трудностей.

Тема 9. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель: Повысить уровень компетенций кандидатов в замещающие родители о причинах «трудного» поведения детей и способах его коррекции дать информацию о видах «несоответствующей» любви к ребенку закрепить навыки использования «языка принятия» в общении с ребенком.

Тема 10. Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка.

Цель: сформировать у кандидатов в замещающие родители представлений о безопасном воспитании детей, особенностях физического развития детей. Формирование родительских компетенций по охраны здоровья ребенка и здоровому образу жизни.

Тема 11. Особенности полового воспитания приемного ребенка.

Цель: формирование родительских компетенций в вопросах полового воспитания приемного ребенка.

Тема 12. Родительские и профессиональные роли приемной семьи и ее дальнейшее взаи-

модействие с другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.

Цель: сформировать мотивацию к сотрудничеству приемных родителей с сопровождающей организацией, научить кандидатов стать замещающим родителем, ориентироваться в системе существующей профессиональной помощи и поддержки замещающим родителям, оценить важность процесса профессионального сопровождения.

Тема 13. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Цель: знакомство кандидатов в замещающие родители с основами законодательства в сфере защиты прав детства. Предоставление приемным родителям необходимой юридической информации. Формирование представлений об особенностях различных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Тема 14. Подведение итогов в освоении курса подготовки кандидатов в приемные родители, итоговые рекомендации по приему ребенка в семью.

Цель: обобщить информацию, полученную кандидатами в школе подготовки кандидатов в замещающие родители и подвести итоги. Познакомить с положительными примерами создания замещающих семей.

Совместное составление итогового заключения о готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание. В целом в Воронежской области сформированы основные элементы взаимодействия участников деятельности по улучшению положения детей и замещающих семей, путей решения проблем, оказания им психолого-педагогической и иной помощи, в том числе в рамках формирования компетенций и компетентностей детско-родительских отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. Материалы к четвертому заседанию методологического семинара. М., 2004. 83 с.

2. Дж. Равен Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002. (англ. 1984).

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

4. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей - сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. 68 с. (Ребенок-сирота: семейное жизнеустройство и социализация).

5. Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования // Оценка качества профессионального образования: Доклад 5 / Под общ. ред. В.И. Байденко, Дж. ван Зантворта. Европейский фонд подготовки кадров. Проект ДЕЛФИ. М.,2001.

6. Райкус Дж. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска: практическое пособие: в 4-х томах, т З.Развитие и благополучие детей / Дж.Ракус, Р. Хьюз. М.: Эксмо, 2009. 288 с.

7. Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребенок и изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. 2010. №2 (4). С.9.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 ред. от 29.07.2017 «Об образовании в Российской Федерации»

9. Хуторской А.В. (редактор-составитель). Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». - М., 2002.

10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С.58-64.

REFERENCES

1. Verbitsky A.A. Competence-based approach and theory of contextual training. Materials for the fourth meeting of a methodological seminar. Moscow, 2004. 83 p.

2. J. Raven Competence of modern society. Identification, development and realization. Moscow, 2002. (English 1984).

3. Winter I.A. Key competences - a new paradigm of result of education. Higher education today. 2003. no. 5.

4. Oslon V.N. Living arrangement of children - orphans: the professional replacing family. Moscow, Genesis, 2006. 68 p. (orphan Child: family living arrangement and socialization).

5. Oskarsson B. Basic skills as obligatory component of high-quality professional education//Assessment of quality of professional education: The report 5 / Under a general edition of V.I. Baydenko, J. van Zantvort. European fund of training. DELFI project. Moscow, 2001.

6. Raykus J. Social psychological assistance to families and children of risk groups: practical grant: in 4 volumes, t 3. Development and wellbeing of children / J. Raykus, R. Hughes. Moscow, Eksmo, 2009. 288 p.

7. Feldstein D.I. The changing child and the changing world: psychology and pedagogical problems of new school. National psychological magazine. 2010. no. 2 (4). p. 9.

8. The federal law from 12/29/2012 of N 273-FZ editions from 7/29/2017 "About Education in the Russian Federation"

9. Khutorskoy A.V. (editor originator). All-subject contents of educational standards. Standard of the General Education project. Moscow, 2002.

10. Khutorskoy A.V. Key competences as a component of the personal focused education. National education. 2003. no. 2. pp. 58-64.

Информация об авторах Остапенко Галина Сергеевна

Доцент, кандидат психологических наук, психолог ГБУ ВО "Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей" E-mail: [email protected]

Крапивина Валентина Федоровна

Руководитель ГБУ ВО "Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей"

Насонова Дина Викторовна

Заместитель руководителя ГБУ ВО "Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей"

Information on authors

Ostapenko Galina Sergeyevna

Associate professor, PhD in Psychological Sciences, Psychologist. Center of psychology and pedagogical support and development of children E-mail: [email protected]

Krapivina Valentina Fiodorovna

Head

Center of psychology and pedagogical support and development of children"

Nasonova Dina Viktorovna

Deputy Head Center of psychology and pedagogical support and development of children"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.