УДК 37.035
ПРОБЛЕМЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ
С.В. Митросенко
Лесосибирский педагогический институт — филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
В данной статье рассматриваются проблемы воспитания детей-сирот в замещающей семье. Характеризуя особенности развития и воспитания детей-сирот, автор раскрывает особенности адаптации данной группы детей в семье, определяет компетентности, которыми должны владеть замещающие родители.
Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, приемные дети-сироты, замещающие родители, компетентности, особенности воспитания детей-сирот.
Изменение государственно-общественной политики воспитания детей-сирот, переход от системы учреждений социализации (детских домов, домов ребенка, школ-интернатов и др.) к системе воспитания в замещающих семьях (приемных, опекунских, патронатных семьях) — одна из актуальнейших проблем современной России. Результатом процесса деинституционали-зации должна стать успешная социальная реинтеграция воспитанников детских домов: их социальная адаптация и социальная интеграция, которые, согласно мнению В.А. Петровского, предполагают адаптацию ребенка как социального существа к нормам, формам взаимодействия и деятельности; вхождение его в мир людей, овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм 1
деятельности1.
1 Дубровина И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / И.В. Дубровина, М.И. Лисина // Возрастные особенности
Замещающая семья — это любая семья, в которой ребенок воспитывается некровными родителями (Л.М. Шипицына2). Основная ее функция заключается в замене для ребенка потерянных им родителей. В настоящее время многими исследователями профессионально замещающая семья, в которой осуществляется воспитание детей-сирот, признается наиболее эффективной, альтернативой воспитанию в условиях закрытых учреждений, так как замещающая семья более полно отвечает потребностям ребенка, обеспечивает ребенку жизненную стабильность, приобщает его к обычаям, традициям и ценностям семьи, обучает социальным нормам и правилам, обеспечивает условия для полноценного развития личности (В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова и др.). По мнению Ю.В. Поздняковой, цель замещающей семьи — обеспечить успешную социализацию ребенка, сформировать у него
психического развития детей. — М.: Педагогика,
1982. - 355 с.
2 Шипицина Л.М. Психология детей-сирот. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 628 с.
вторичную привязанность к приемным родителям вместо исходной (вследствие разлуки с родными)3. Система взаимной семейной адаптации замещающей семьи и замещающих детей-сирот — сложное динамическое образование, процесс создания новой семейной структуры, порождающий массу внутрисемейных проблем. Их причинами является ломка-перестройка сложившейся семейной системы, обусловленная возможностями и условиями принятия семьи приемного ребенка, готовностью развивать и изменять существующие семейные традиции и нормы.
С одной стороны, мы имеем обычную семью с ее привычным ритмом жизни, режимом деятельности, сложившимися в течение десятилетий нормами общежития, привязанностями и другими системными составляющими, которые и вкладываются в понятие «семья». С другой — в семью входят новые члены — дети со сформированными в условиях сиротского учреждения установками поведения и взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом привязанности и другими личностными особенностями. Остановимся на них подробнее.
Социальные сироты не могут использовать в качестве референтной группы своих кровных родителей: родовой стержень у сирот или изувечен, или просто отсутствует в силу того, что ребенок оказался в сиротском учреждении уже в период младенческого возраста. Воспитатели не могут поддерживать у ребенка-сироты воспоминания о доме, о семье, так как эти воспоминания носят отрицательную эмоциональную окраску. У многих детей отсутствует
3 Позднякова ЮЮ.В. Социализация детей-сирот в профессиональных замещающих семьях / / Наука и бизнес: пути развития. — № 1. — 2012. — С. 74-77.
понятие семьи, материнства, отцовства. Сироты во всех учреждениях называют мамами всех воспитательниц и нянечек, но не вкладывают в это слово его родовой смысл. Первичными агентами социализации в традиционной нуклеарной семье выступают мама, папа, бабушки и дедушки. У социальных сирот первичные агенты иные: педагоги, сверстники, старшие ребята, у которых социализация носит такой же деформированный характер. Первичная социализация детей-сирот осуществляется в рамках дома малютки, детского дома, школы-интерната. С одной стороны, государство делает попытку создать в этих учреждениях максимум условий для социализации детей-сирот, с другой — их социализация ограничивается стенами воспитательного учреждения, жестким режимом дня, отсутствием или недостатком социальных контактов, круга общения со взрослыми, сверстниками, одноклассниками вне детского дома, влиянием на детей агентов социализации — педагогов, в основном женщин. Вспоминается случай, когда мы пришли на экскурсию в дом малютки с десятиклассниками — учащимися педагогического класса. Приходу старшеклассников-девушек в младшую группу дома малютки никто из детей особенно не удивился, хотя и обрадовался; дискомфорт возник у десятиклассниц, когда малыши стали называть их мамами. Но в состоянии шока оказались мальчики-старшеклассники, когда их тесным кольцом обступили дети-сироты, стали трогать руками и восхищенно произносить: «Дядя! Дядя!» Мальчишки не знали, как на это реагировать, а воспитательница пояснила, что малыши в своей жизни видели из окон только одного мужчину — дедушку-дворника, а «в натуральном» виде они встретились с мальчиками-подростками только сегодня.
Закрытый образ жизни в сиротских учреждениях формирует личность, которая с большим трудом может адаптироваться в жизни, имеет ряд специфических особенностей. У детей, воспитывающихся в детском доме, часто возникает агрессия на положительное принятие их другими людьми. Ребенок не знает, как реагировать, когда его хвалят, его ставят в пример и т. д. Сначала он воспринимает это как должное, а в конечном счете — начинает расценивать как слабость, злоупотреблять добротой, а затем отрицательно относиться к взрослому человеку, считая это качество проявлением бесхарактерности. Особенно сложно понять это неподготовленным приемным родителям, соседям, а зачастую и школьным учителям.
Как правило, у детей-сирот не сформировано понятие личного пространства, которое есть у ребенка, воспитывающегося в семье (у «домашнего ребенка» свои вещи, свой уголок, собственные игрушки, книги, своя комната), и детям-сиротам трудно воспринять то, что у других есть это пространство и нарушать его не рекомендуется. Вспомним художественный фильм «Девчата». Сирота Тося поселилась в комнате женского общежития и начала вести себя «как дома», то есть так, как привыкла вести себя в детском доме: брать чужие вещи, продукты и т. д. После возмущения соседок по общежитию — хозяев их собственных вещей— она открывает свой сиротский чемодан и предлагает им пользоваться своими скудными вещами, тем самым вызывая недоумение у девушек, проживающих с нею в одной комнате. Замещающие родители одного из сел нашего края рассказывали: когда они приняли на воспитание подростка из детского дома, то утром следующего дня обнаружили, что он «проинспектировал» всю кварти-
ру: проверил, что лежит в каждом шкафу, вытащил все, в итоге нашлось все то, что семья искала не один день (поближе положишь...), достал из всех ящиков, комодов все вещи, документы и пр. Родители перевели это в шутку и сказали, что теперь хоть один человек в доме знает, где что лежит. Ребенок-сирота, адаптируясь в семье, нарушает личное пространство других, берет чужие вещи, что вызывает протест со стороны членов замещающей семьи и может приводить к конфликтам, это же отмечает в своих исследованиях и Ю.Б. Гиппен-
~ 4
рейтер4.
Дети-сироты часто без разрешения берут деньги, чтобы с их помощью завязать знакомства, общаться со сверстниками. Благодаря наличию некоторой суммы денег они хотят завести друзей, считая, что это самый надежный метод. Поскольку у ребенка-сироты не сформировано представление о безусловной любви, а в сиротском учреждении его любили за что-то: за отсутствие нарушений дисциплины, за опрятный вид, за успешную учебу, эти условия он переносит и на общение вне детского дома: у него появятся друзья, если он им чем-то понравится. Наиболее простой способ: у него будут деньги, ими можно поделиться, тем самым приобретя друзей. За примерами ходить далеко не нужно: ребенок украл из детского дома упаковку спортивных костюмов, подаренных шефами, продал их на рынке, купил мороженого и накормил им новых друзей, которые, естественно, исчезли так же быстро, как и деньги. Зато на целых два часа у ребенка было много друзей. Дети-сироты — выпускницы школы — уехали в краевой центр поступать в вуз с достаточно крупной суммой денег. На следующий день они по-
4 Гиппенрейтер ЮЮ.Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: ЧеРо, 2002.
звонили приемным родителям и попросили средства на питание. Оказалось, что все деньги они одолжили (по сорок тысяч рублей каждому) двум новым знакомым на проведение свадьбы, которых видели впервые и, естественно, больше не встречали никогда. На удивленные расспросы замещающих родителей они сказали: но ведь это друзья!
Определение зон адаптационного риска детей-сирот в условиях семьи позволяет выявить проблемные зоны и определить пути и средства социально-педагогической поддержки социальной адаптации детей-сирот. Опыт нашей работы с детьми-сиротами, в том числе и студентами детьми-сиротами, позволяет выделить следующие проблемы при воспитании детей-сирот.
1. Иждивенчество. Ожидание постоянной заботы, обязательной помощи со стороны воспитателей, замещающих родителей, учителей, преподавателей профессиональных учебных заведений и других взрослых. («Учусь в институте, потому что платят очень большую социальную стипендию», «Не буду устраиваться по окончании обучения на работу, потому что платят хорошие деньги как безработному» и т. п.). Потребительские установки по отношению к окружающим, замещающей семье, государству.
2. Неразвитость должного отношения к учебе, трудовой деятельности, отсутствие опыта осмысленного и мотивированного труда. Нарушения в системе «цель — трудовая деятельность — результат». Отсутствие опыта эффективного взаимодействия в семье, группе и трудовом коллективе.
3. Несформированность ответственности, выполнения определенной роли в группе, коллективе (сверстников, разновозрастном детском, при взаимодействии со взрослыми), ответственного действия в процессе
обучения, труда: «Я присутствую на занятиях, что Вы еще от меня хотите!», «Если Вы будете меня заставлять что-то делать, я на Вас буду жаловаться», «Это Вы за меня отвечаете, а я Вам ничего не обязан делать».
4. Идеализированный образ родных (биологических) родителей и неприятие других взрослых (замещающих родителей). Непроработанность отношения к замещающим родителям, потребительское отношение к ним, наличие суждений-стереотипов: «У меня нет и не было родителей», «Мои близкие — это детский дом», «Мне и без взрослых хорошо», «Мне не нужны замещающие родители, потому что они любили меня за деньги», «Меня постоянно эксплуатировали в приемной семье: я мыла посуду, по субботам мыла полы», «Родители (приемные) меня не любили: не разрешали гулять по ночам, курить, заставляли учиться» и т. п.
5. Наличие «сиротской печати» на внешности, неумение следить за собой, внешний вид, в котором прослеживается отсутствие должного вкуса, неопрятность, неухоженность, в то же время постоянная трата денег на покупку новых безвкусных вещей по неоправданно высоким ценам и т. д.
6. Экономическая безграмотность, неумение планировать бюджет, бесцельные расходы, использование денег для «покупки друзей» и т. д.
Исходя из этого выделили основные проблемы сопровождающих социальных детей-сирот взрослых, на которые следует обратить внимание при подготовке специалистов, и в первую очередь замещающих воспитателей:
• особенности возрастного развития детей и их учет в процессе воспитания;
• специфика воспитательной, в том числе коррекционной работы с детьми-сиротами;
• юридическая, медицинская, психологическая подготовка замещающих взрослых;
• знание этапов адаптации детей-сирот в новых условиях и их сопровождение;
• коррекция вредных привычек;
• проблема адаптации в школе, общение со сверстниками, педагогами;
• формирование положительной мотивации по отношению к учению:
• профессиональное и жизненное самоопределение;
• профилактика бродяжничества и др.
Исходя из этого необходимость в теоретической и практической подготовке замещающих родителей является очевидной. В отечественной психолого-педагогической литературе выделяют следующие компетентности как профессионально замещающих, так и непрофессионально замещающих взрослых (воспитателей, педагогов, родителей).
1. Педагогическая компетентность (Н.А. Хрусталькова5, С.С. Пиюкова6, Ж. А. Захарова7).
2. Коммуникативная компетентность.
3. Психолого-педагогическая компетентность.
4. Инструментальная компетентность (В.Н. Ослон8).
5 Хрусталькова Н.А. Профессиограмма замещающего родителя // Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы — 2008: Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции (Пенза, 2008 г.). — Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. — С. 112—119.
6 Пиюкова С.С. Формирование педагогической компетентности родителей приемных детей: дис. ... канд. пед. наук. — Самара, 2002.
7 Захарова Ж.А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье: дис. ... д-ра пед. наук. — М., 2009.
8 Ослон В.Н. Замещающая профессиональная семья как условие компенсации деприваци-
Нами была разработана таблица профессионально значимых направлений подготовки замещающих родителей (см. таблицу).
Выделим некоторые общие тенденции, связанные с проживанием детей-сирот в замещающей семье.
1. Тенденция обвинять детьми-сиротами родителей (мать, отца), оценочные суждения в отношении родителей — «незрелость», «неразвитость родительских навыков», «непонимание», «недостаток ответственности»: «они нас взяли из-за денег», «они нас эксплуатировали», «мы им нужны как бесплатные работники», «да нас вообще никто не любил».
2. Негативизм по отношению к замещающей семье, в которой получил(и) воспитание. Дети-сироты практически не замечают, что в каждом из представляемых случаев в семьях имелись также сильные стороны, благодаря которым дети-сироты состоялись как личности, получают высшее профессиональное образование, имеют цель в жизни и т. д.
3. Выделение детьми-сиротами проблем только по отношению к родителям: «они не правы, а мы правы», «ведь мы же дети», «ведь мы же сироты»; «нарушение отношений из-за родителей», «личные проблемы матери», «да у них нет родительской компетентности».
4. Трудности в определении профессиональных ролей замещающих родителей. Кто же на самом деле: педагог, психолог, социальный работник, тьютор? От замещающих родителей ждут выполнения всех вышеперечисленных (и даже более) профессиональных ролей не только дети-сироты, но и службы сопровождения замещающего воспитания.
онных нарушений у детей-сирот: дис. ... д-ра пед. наук. — М., 2002.
Направления подготовки замещающих родителей и их содержание
Направление подготовки Необходимый минимум
Обеспечение безопасности Знание: 1) законодательства о защите детей; 2) основ медицинских знаний, основ сохранения здоровья детей; 3) основ гигиены; 4) норм детского питания; 5) основ безопасности жизнедеятельности. Умение создавать безопасные условия жизни приемных детей-сирот
Развитие личности Знание: 1) факторов и условий, вызывающих задержки психического и физического развития; 2) нарушений привязанности. Умение: 1) распознавать задержки психического и физического развития у детей; 2) применять оптимальные методы работы с детьми; 3) безусловно принимать ребенка
Образование и обучение Знание: 1) особенностей психического и физического развития ребенка на разных этапах онтогенеза; 2) методов, технологий воспитания и развития, соответствующих возрастному этапу развития ребенка. Умение: 1) развивать и поддерживать адекватную самооценку ребенка; 2) развивать базовые жизненные навыки ребенка
Коррекция Знание: 1) основ специальной и коррекционной психологии и педагогики; 2) основ обеспечения физического и психического здоровья ребенка с нарушениями в развитии. Умение использовать методы и приемы коррекции в процессе воспитания детей
Социально-педагогическая поддержка Знание методов и приемов социально-педагогической поддержки. Умение: 1) эмоционально поддержать ребенка; 2) развивать социальные контакты ребенка в социуме
Социализация Знание: 1) социокультурной ситуации развития ребенка; 2) традиций и ценностей кровной семьи; 3) культурных, социальных, экономических сходств и различий с кровной семьей. Умение создавать условия для успешной социализации детей-сирот в микросоциуме
Окончание таблицы
Адаптация Знание: 1) особенностей социальной адаптации детей-сирот; 2) знание проблем, возникающих в собственной семье в связи с принятием и адаптацией приемного ребенка. Умение: 1) создавать условия семейного благополучия; 2) осознавать последствия принятия ребенка в семью
Профилактика вторичного сиротства Знание: 1) последствий перехода ребенка из одной приемной семьи в другую; 2) причин ухода детей из замещающей семьи; 3) особенностей адаптации детей в замещающей семье. Умение создавать условия для успешной адаптации ребенка в приемной семье
Ответственность Знание: 1) прав и обязанностей замещающих родителей; 2) границ ответственности в связи с принятием ребенка в семью. Умение вести себя в рамках границ ответственности
Родственные связи Знание: 1) специфики отношений ребенка с кровной семьей; 2) специфики подготовки ребенка к встрече с кровной семьей. Умение: 1) создавать условия для контактов приемного ребенка с кровной семьей; 2) корректировать последствия контактов ребенка с кровной семьей
Один из основных предлагаемых методов помощи замещающим родителям — индивидуальная или групповая работа по психолого-педагогическому всеобучу, социально-психологическая поддержка родителей, оказание им разносторонней помощи со стороны органов социальной защиты детства. При этом следует отметить, что такая работа требует много времени и высокой квалификации специалистов.
Таким образом, сопровождение замещающих семей должно быть ориентировано на разностороннюю помощь семье в кризисных ситуациях с учетом реально существующих проблем, связанных с адаптацией ребенка в условиях новой для ребенка жизни в семье со всеми ее особенностями.
Литература
Базарова Е.Б. Замещающая семья как институт социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Бурятского государственного университета. — 2011. — № 5. — С. 236—243.
Володина ЮА. Особенности деинститу-ционализации детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства // "УЕБТЫПК УБРи. — 2008. — № 3 (56). — С. 17—52.
Дубровина И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / И.В. Дубровина, М.И. Лисина // Возрастные особенности психического развития детей. — М.: Педагогика, 1982. — 355 с.
Зеленецкая Т.И. Социальное партнерство в образовании: школа и местное сообщество // Идеи и идеалы. — 2012. — № 2(12). — С. 84—90.
Колокольникова З.У., Митросенко С.В. Образ семьи у детей-сирот // Образование и социализация личности в современном обществе:
материалы VI Международной научной конференции: в 2 т. — Т. 1. — Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. — Красноярск, 2009. — С.190—196.
Котова Т.Е. Особенности идентичности как фактора готовности кандидатов к замещающему родительству // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. — 2011. — № 1. — С. 126—128.
Николаева Е.И. и др. Диагностический инструментарий в помощь специалистам, работающим по семейному устройству детей-сирот. — М.: Проспект, 2011.
Палиева Н.А. Мотивация принятия приемного ребенка в замещающую семью / Н.А. Па-лиева и др. // Общество. Среда. Развитие (Тег-гаНитапа). — 2011. — № 1. — С. 132—137.
Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. — 1984. — № 4. — С. 15—30.
Позднякова Ю.В. Понятие «замещающая семья» в России: сущность и содержание // Вестник Университета Российской академии образования. — 2011. — № 5(58). — С. 83—84.
Рыбакова М.С. К вопросу осознания семьи в становлении девиантного поведения подростков // Вестник ТвГУ. — 2011. — № 1. — С. 166—170.
Хрусталькова НА. Профессиограмма замещающего родителя // Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы — 2008: Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции (Пенза, 2008 г.). — Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. — С. 112—119.
Шипицина Л.М. Психология детей-сирот. — СПб.: Из-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 628 с.