ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9:316.356.2; 159.9:64
Н. А. Киселева ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ*
Рассматриваются социально-психологические проблемы сиротства в современном обществе, роль замещающей семьи и особенности семейной адаптации приемных детей и родителей.
Ключевые слова: дети-сироты, приемные дети, замещающие семьи, адаптация, социализация.
N. A. Kiseleva
THE PROBLEM OF THE ADAPTATION OF ORPHANED CHILDREN AND PARENTS
IN FOSTER FAMILIES
The article presents the results of the project aiming to study the psychosocial problems of orphaned children in modern society, the role of a substitute family, and peculiarities offamily adaptation offoster children and parents.
Key words: orphaned children, foster children, substitute families, adaptation, socialization.
Проблема воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из острейших проблем современности. По словам председателя думского комитета по делам семьи, женщин и детей Елены Мизулиной в 2010 году в России насчитывалось больше детей-сирот (679 тысяч), чем в военные 1940-е годы (678 тысяч). При этом по последним данным по количеству детей-сирот Россия обгоняет Европу и Америку в 4-5 раз и является третьим по величине источником приемных детей в США после Китая и Эфиопии [1].
Несмотря на это в российских детских домах продолжают проживать около 700 тысяч детей, и число их со временем не уменьшается. Горько сознавать, что более 80 % детей (по данным доклада Министра образования и науки Российской Федерации Д. В. Ливанова от 30.08.2012 года) попадают под разряд «социальные сироты», которые становятся сиротами при живых родителях, лишенных родительских прав по разным причинам, в том числе по собственному желанию. Каждый год только в Москве примерно 500 родителей официально отказываются от ребенка сразу после его рождения. Причинами этого становятся бедность, бытовая неустроенность, боязнь осуждения окружающими и т. д.
В 2011 году по данным ведомства 67,5 тысяч российских детей-сирот обрели семью. Одних взяли под опеку, других приняли к себе приемные семьи, третьи были усыновлены. Но есть и нерадостные цифры: в том же 2011 году отменено по меньшей мере 6337 решений о передаче детей на воспитание в семьи. За последние 2 года в детские социальные учреждения из приемных семей вернулись около 30 тысяч детей [1]. Сначала такие дети оказались без своих родителей, а потом они стали ненужными и в приемной семье — возникла двойная потеря, шок, потрясение. Подобные действия со стороны взрослых психологи называют «гуманитарным ударом» по детям, что наносит непоправимый ущерб личностному развитию детей.
Происходят эти тяжелые жизненные ситуации по разным причинам, чаще всего из-за непосильности обязанностей, взятых на себя приемными родителями, их неподготовленно-
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта N° 13-16-60002.
сти к крутому повороту в своей жизни, к тем дополнительным трудностям и заботам, которые неизбежно входят в их дом вместе с новым приемным членом семьи.
В связи с этим в 2012 году принят приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей [2], в котором речь идёт о внедрении в субъектах Российской Федерации новых эффективных технологий оказания социальной, психолого-педагогической, медицинской помощи детям и семьям, в том числе находящимся в трудной жизненной ситуации. В целях расширения возможностей социализации детей-сирот планируется обеспечить модернизацию системы государственного банка данных о таких детях; реформировать детские дома и интернаты, переориентировав их на содействие семейному устройству с учетом международных норм и современных методов развития, воспитания, реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках данного направления планируются меры поддержки некоммерческих организаций, оказывающих услуги семьям с детьми (в том числе в области дошкольного образования, психолого-педагогической помощи, подготовки приемных родителей), а также создание условий для развития деятельности молодежных и детских общественных объединений в целях расширения участия детей в общественной жизни и принятии решений, затрагивающих их интересы.
План мероприятий согласуется с другими стратегическими документами, определяющими приоритетные направления государственной политики страны в отношении детства. Это Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, приоритетные национальные проекты, федеральные, государственные, региональные стратегии и программы действий в отношении детей.
Таким образом, актуальной является задача изучения роли замещающей семьи в современном обществе и особенностей семейной адаптации приемных детей и приемных родителей. О необходимости исследования психологии замещающей семьи пишут А. Н. Голик,
О. В. Заводилкина, Н. П. Иванова, А. С. Спиваковская, А. Б. Холмогорова и многие другие ученые.
Исследования в области психологии сиротства, проведенные И. В. Дубровиной, В. С. Мухиной, Г. В. Семья, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, показывают, что практика институционального воспитания не всегда способствует успешной социализации и адаптации к жизни в обществе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В последние годы альтернативой институциональному воспитанию в государственных учреждениях для детей-сирот стали приемные семьи, семейные детские дома, детские деревни.
На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией личности к новым условиям, указывают исследования, проведенные в области психологии, педагогики, медицины, физиологии, социологии. В научных исследованиях зарубежных и отечественных авторов можно выделить основные подходы к определению сущности процесса адаптации и социализации: субъект-объектный (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Д. Б. Томас и др.), субъект-субъектный (Д. Г. Мид, У И. Томас, Т. Шибутани и др.) и интегральный (Г. М. Андреева, Л. М. Попов, А. Л. Свенцицкий и др.).
Учеными изучены особенности личностного развития детей-сирот в условиях институционального воспитания (И. В. Дубровина, В. С. Мухина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых); проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот (И. А. Бобылева, А. В. Гаврилин, Г. В. Семья); обоснована необходимость создания новых форм жизнеустройства детей-сирот (В. Н. Ослон, А. М. Прихожан, Г. В. Семья, Н. Н. Толстых). Однако явно недостаточно изучены особенности их адаптации в новых социальных условиях замещающей семьи.
Адаптация является очень важным этапом вхождения ребенка в приемную семью. От того, насколько быстро и качественно сформируются новые межличностные семейные отношения, будет во многом зависеть дальнейшее полноценное развитие детской личности. Современная система специализированного психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи имеет определенные достижения в решении задач диагностики и коррекции нарушений в новой семье, однако в недостаточной мере уделяется внимание протеканию самого процесса адаптации, который носит сложный, неравномерный, поэтапный, многоуровневый характер. Недооценка значения особенностей адаптации приемного ребенка и взрослого влечет за собой не только общий дефицит объективных представлений о развитии личности в условиях замещающей семьи, но и искаженную трактовку признаков возможных нарушений.
Изучение феномена адаптации позволяет говорить о том, что адаптация — это процесс, при котором организм приспосабливается к изменяющимся условиям среды, в результате чего достигается равновесие между средой и организмом. Адаптация в приемной семье — это объективный и регулируемый процесс включения ребенка в новую замещающую семью, сопровождающийся построением новых взаимоотношений и взаимного приспособления, в результате чего создаются условия для жизнедеятельности ребенка и развития семейной системы. Только двусторонний процесс изменения — приемного ребенка и замещающей семьи — можно назвать полноценной адаптацией.
Рассматривая процесс адаптации человека, ученые выделяют три уровня: физиологический, психологический и социальный, которые тесно связаны между собой и являются интегральной характеристикой функционального состояния организма. В зависимости от целей исследования выделяются и различные их сочетания, или подуровни, например, биохимический, психофизиологический, социально-психологический; соответственно выделяются различные типы адаптации: психофизиологическая, социально-психологическая и т. д. Например, приемный ребенок, помещенный в новую семью, привыкает не только к своим новым родителям, но и к новому дому, новому образу жизни, новой пище, а зачастую и к новому климату и новой культуре (особенно при усыновлении иностранцами, что приводит к так называемому культурному шоку). В результате происходит серьезная перестройка функциональных и адаптивных систем ребенка на всех уровнях.
Кроме того с учетом качества деятельности человека можно говорить о различных видах адаптации: учебная, трудовая, профессиональная, семейная, бытовая и др. В данном случае ребенок вливается в новые социальные группы и коллективы: новые родственники, новые соседи, группа детского сада, школьный класс, кружки и клубы по интересам, которые имеют свои устоявшиеся социальные нормы поведения и предъявляют к новичкам определенные требования.
Процесс адаптации происходит параллельно с процессом социализации, в ходе которых, оказываясь в различных проблемных жизненных ситуациях, человек использует уже имеющиеся или приобретает новые механизмы социального поведения и решения задач, способы реагирования и личностные черты. По мнению А. А. Налчаджяна, каждый такой процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психической адаптации личности, который при благоприятном течении приводит человека к состоянию адаптированности [3].
Под социально-психической адаптированностью личности понимается «такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей» [4, с. 18].
Применительно к приемным семьям процесс взаимной адаптации ее членов имеет ряд особенностей, которые выделяют А. В. Гаврилин, В. Н. Ослон, А. Б. Холмогорова и другие
исследователи. Так, для разных типов замещающих семей прослеживаются последовательность периодов социально-психологической адаптации: начальный период адаптации, период регрессии, период прогресса, которые могут длиться от нескольких недель или месяцев до нескольких лет.
Л. Н. Большакова, М. Миллер, Л. В. Фимина [5] выделяют ряд важных моментов на каждом этапе адаптации: например, изменение социальных ролей при появлении нового члена семьи, миф о возникновении мгновенной привязанности приемных детей и родителей (феномен «отсутствие привязанности»), предупреждение у приемных родителей чувства неполноценности и вины за возникающие проблемы, перекладывание вины на ребенка и др.
При появлении приемного ребенка все члены семьи переживают эмоциональные трудности: ребенок переносит на приемных родителей обиды, накопившиеся на своих кровных родителей, приемные родители часто испытывают чувство вины и разочарования, сложную амбивалентность чувств к новому члену семьи. Постепенно приемный ребенок воспринимает нормы и стиль поведения, установленные в данной семье. В свою очередь, семья также подстраивается к особенностям ребенка и претерпевает определенные изменения.
Необходимым условием адаптации ребенка в новой семье является взаимное соответствие ролевых ожиданий ребенка и приемных родителей. Важную роль здесь играет жизненный опыт ребенка, который оказывает влияние на процесс его идентификации с семьей. Идентификация ребенка с приемным родителем является важнейшим критерием эффективности адаптации ребенка в замещающей семье. В традиции психоанализа взросление человека понимается как интеграция личности и эго-функций, тесно связанных с идентификацией. Приемный ребенок в замещающей семье не может принять на себя роль биологического, поэтому его идентификация затруднена, что проявляется в отсутствии статуса в новой семье, проблемах верности приемным и биологическим родителям, чувстве униженности и т. д. Это во многом объясняет тот кризис, который переживают все члены замещающей семьи на первых этапах совместной жизни.
Дети-отказники, не знающие ничего о своем прошлом и о причинах сиротства, приходя в замещающую семью начинают вести борьбу за собственную идентичность. При этом важнейшим условием развития идентичности ребенка является наличие заботливого взрослого и формирование привязанности у ребенка. В таких случаях у детей наблюдается высокий темп развития уже в первые месяцы жизни в новой семье, улучшение речи, укрепление и развитие межличностных отношений, появление чувства уверенности, расширение кругозора и т. д. По результатам наблюдений уже к подростковому возрасту развитие приемных детей, адаптация которых в замещающих семьях прошла успешно, ничем не отличается от развития детей в родных семьях [5].
При изучении перспективы развития взаимоотношений между членами приемных семей к группе риска в плане успешности адаптации ребенка в замещающей семье ученые относят такие семьи, в которых имеет место слишком солидный возраст приемных родителей, длительное отсутствие собственных детей, недостаточная информированность родителей о психологических особенностях ребенка, неадекватное представление родителей о трудностях воспитания приемных детей и т. д.
На течение адаптации ребенка в замещающей семье не могут не оказывать влияние внешние факторы, среди которых можно выделить повышенное внимание посторонних людей к членам профессиональных замещающих семей, подозрительное отношение общества к мотивам усыновления и патронирования детей, обвинение приемных родителей в корысти, высокая сензитивность профессиональных семей к проблемам взаимоотношений с социумом, ухудшение отношений родителей с кровными детьми.
Выявлены прямые и косвенные характеристики адаптации приемных детей и родителей в замещающей семье: эмоциональные состояния (тревога-спокойствие, напряжение-расслабление, уверенность-неуверенность, удовлетворенность-неудовлетворенность, фрустрация, агрессия, страхи, обида, вина, тоска, растерянность и др.), самосознание, самооценка, фор-
мирование привязанности, изменение ролевых позиций, система отношений, поведение, взаимодействие со сверстниками и взрослыми и другие.
При нарушениях процессов адаптации личность оказывается в состоянии дезадаптиро-ванности, которое выражается, с одной стороны, в неспособности удовлетворять собственные потребности и притязания, продуктивно выполнять ведущую деятельность, а с другой стороны, в невозможности идти навстречу тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ней новая социальная среда и новая социальная роль. Важным признаком социально-психологической дезадаптированности личности является переживание ею длительных конфликтов различного типа (внутренних и внешних, внутриролевых и межролевых) при неразвитости психологических защитных механизмов и адаптивных стратегий поведения, необходимых для их разрешения.
Социальная дезадаптация тесно связана с низким уровнем социализации личности, поскольку неуспешная социализация на любом этапе выражается в социальной дезадаптации. С. И. Розум выделяет следующие последствия неудачной социализации [6, с. 298]: тяжелые формы социальной дезадаптации вследствие социальной изоляции и эмоциональной депривации в детском возрасте; личностные дисгармонии у детей, лишенных родительского попечения и с раннего возраста воспитывающихся в институционализированных учреждениях; последствия социальной и педагогической запущенности; психопатии и акцентуации характера как следствие неудачной социализации в семье; формирование личности в антисоциальной среде; формирование аддиктивных форм поведения; психические расстройства, в развитии которых в качестве важного фактора выступают искаженные детско-родительские отношения.
Дети, имеющие такие особенности, при попадании в приемную семью требуют к себе повышенного внимания, понимания, любви, терпения, ответственности приемных родителей. Квалифицированная помощь и поддержка замещающих семей будет способствовать смягчению личностных нарушений и повышению уровня адаптации приемных детей в семье и обществе.
Литература
1. URL: http://www.newsru.com
2. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» // Российская газета. 31 августа 2012.
3. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М.: Эксмо, 2010. 368 с.
4. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности. Ереван: Изд-во АН Армении, 1988. 263 с.
5. Большакова Л. Н. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль. 2004.
6. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь. 2006. 365 с.