Научная статья на тему 'Подготовка и сопровождение приемных родителей: новое направление непрерывного образования'

Подготовка и сопровождение приемных родителей: новое направление непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1157
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА-СИРОТЫ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / УСТАНОВЛЕНИЕ ИНТИМНЫХ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-НАСЫЩЕННЫХ И УСТОЙЧИВЫХ ОТНОШЕНИЙ С ОБЪЕКТОМ ПРИВЯЗАННОСТИ / ДЕПРИВАЦИЯ / КРИЗИС УСЫНОВЛЕНИЯ / ПРАВДА ОБ УСЫНОВЛЕНИИ / ПОТЕРЯ И ГОРЕ / ПЕРЕЕЗД РЕБЕНКА В НОВУЮ СЕМЬЮ / PROFESSIONAL FOSTER FAMILY / THE SOCIALIZATION OF A CHILD-ORPHAN / PUBLIC EDUCATION / THE ESTABLISHMENT OF INTIMATE / EMOTIONALLY-RICH AND STABLE RELATIONSHIP WITH THE OBJECT OF ATTACHMENT / DEPRIVATION / ADOPTION / CRISIS / THE TRUTH ABOUT ADOPTION / LOSS AND GRIEF / THE CHILD MOVED INTO A NEW FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лобанова М. Ю.

В статье освещается малоизученное явление в социальной и возрастной психологии оказание психологической помощи замещающей семье в воспитании ребенка-сироты. Автором разработана, апробирована и внедрена программа для потенциальных замещающих семей, включающая диагностику, подготовку и длительное (до трех лет) сопровождение. Программа позволяет учитывать психологические особенности замещающих родителей, специфические особенности детей-сирот и адаптирована к реальным условиям. Многогранная деятельность по оказанию психологической помощи замещающей семье в воспитании ребенка-сироты автор предлагаем рассматривать как одно из направлений непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article regards the phenomenon in the social and age psychology. Has a psychology effect on Foster family in the socialization of a child-orphan is regarding in this article as phenomenon in the social and age psychology. The Program was made, tested and inculcated by the author. The Program consists of the diagnostics, education and accompanied by psychologist the Foster Families in three years. The Program was adapted to the modern life and let's bears in mind psychologies special features of Foster families and child-orphan. The versatile activities of psychologists for turning the psychology help to foster families in the socialization of child-orphans the author lets watch as one of the way of the continual education.

Текст научной работы на тему «Подготовка и сопровождение приемных родителей: новое направление непрерывного образования»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

УДК 37.014.5-025.32: [159.922.767+159.9:316.356.2]

М. Ю. Лобанова

Подготовка и сопровождение приемных родителей: новое направление непрерывного образования

В статье освещается малоизученное явление в социальной и возрастной психологии - оказание психологической помощи замещающей семье в воспитании ребенка-сироты. Автором разработана, апробирована и внедрена программа для потенциальных замещающих семей, включающая диагностику, подготовку и длительное (до трех лет) сопровождение. Программа позволяет учитывать психологические особенности замещающих родителей, специфические особенности детей-сирот и адаптирована к реальным условиям. Многогранная деятельность по оказанию психологической помощи замещающей семье в воспитании ребенка-сироты автор предлагаем рассматривать как одно из направлений непрерывного образования.

In this article regards the phenomenon in the social and age psychology. Has a psychology effect on Foster family in the socialization of a child-orphan is regarding in this article as phenomenon in the social and age psychology. The Program was made, tested and inculcated by the author. The Program consists of the diagnostics, education and accompanied by psychologist the Foster Families in three years. The Program was adapted to the modern life and let’s bears in mind psychologies special features of Foster families and child-orphan. The versatile activities of psychologists for turning the psychology help to foster families in the socialization of child-orphans the author lets watch as one of the way of the continual education.

Ключевые слова: профессиональная замещающая семья, социализация ребенка-сироты, общественное воспитание, установление интимных, эмоционально-насыщенных и устойчивых отношений с объектом привязанности, депривация, кризис усыновления, правда об усыновлении, потеря и горе, переезд ребенка в новую семью.

Key words: professional foster family, the socialization of a child-orphan, public education, the establishment of intimate, emotionally-rich and stable relationship with the object of attachment, deprivation, adoption, crisis, the truth about adoption, loss and grief, the child moved into a new family.

Понятие «профессиональная замещающая семья» лишь недавно вошло в научный и повседневный оборот в связи с появлением в обществе семей, которые в силу определенных обстоятельств неспособны выполнять родительские функции, с одной стороны, и наличием семей, которые, являясь социально адаптивными, не могут иметь детей, но хотели бы воспитывать ребенка.

Исследование влияния условий воспитания детей в детском доме на развитие и социализацию выявили задержку их эмоционального, когнитивного и социального развития. Проблема коренится не в самом общественном воспитании, а в отсутствии условий, при котором ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, смог бы установить интимные, эмоционально-насыщенные и устойчивые отношения с объектом привязанности, что способствовало бы его нормальному психическому развитию.

В 80-90 гг. в России был проведен ряд исследований, которые указали на имеющиеся негативные черты общественного воспитания, в частности: неправильная организация общения взрослых и детей в сиротских учреждениях, проявляющаяся в жесткой регламентации поведения ребенка; неадекватность программ обучения и воспитания, не компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи; бедность конкретно-чувственного опыта детей, постоянное нахождение детей в условиях коллектива и т. п. В исследованиях отечественных психологов высказывается идея формирования особого типа личности у ребенка-сироты, воспитывающегося в условиях интернатного воспитания. А. Н. Прихожан и Н. Н. Толстых, указывая на гипертрофированную потребность в общении со взрослым у ребенка-сироты, описывают формирование личности с недоразвитием внутренних механизмов инициативного поведения и указывают на преобладание зависимого и реактивного поведения, различных компенсаторных реакций, специфической формы взаимодействия со взрослыми и его отношения к окружающему миру [2; 3]. Наилучшая среда для воспитания ребенка - это семья, если она не является дисфункциональной и в ней не практикуются различные формы насилия. В последние годы активно развивается такая форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как замещающая семья. Замещающая семья - это форма семейного жизнеустройства ребенка, утратившего связи с биологической семьей и приближенная к естественным семейным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации, учитывающая возрастные и специфические особенности ребенка-сироты.

Современные исследования российских и зарубежных психологов и социологов отмечают специфичные психологические особенности приемных родителей и детей-сирот. Так, Г. Риан (Ryan G.) отмечает,

что переживания, связанные с эмоциональной депривацией и плохим обращением, надолго сохраняются в психике ребенка. У детей-сирот может развиться посттравматическое стрессовое расстройство, связанное с ранее пережитыми травмами. Даже когда они находятся в благоприятном окружении, то у них могут актуализироваться следы прежних травм [7]. А. Хартман и Дж. Лард (1990) отмечают следующие типичные проблемы приемных родителей: чувство бессилия; частые апелляции к «плохой наследственности», используемой для объяснения имеющихся у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений; противоречия между «официальной историей» и историей, которую родители создают для ребенка [5]. Боулби Дж. (1988) считает, что травма, вызванная отделением от биологических родителей, накладывает глубокий отпечаток на развитие усыновленных детей. Для таких детей характерно проявление конфликтного поведения в ситуациях, связанных с установлением эмоциональной близости с приемными родителями. Такое поведение может серьезно травмировать приемных родителей [4]. Б. Лифтон (1979) пишет, что приемным родителям свойственно создавать легенды об истории усыновления ребенка. В таких легендах часто фигурируют образ спасателя, героя, хорошего или плохого приемного ребенка, но категорически игнорируется важная реальная информация о прошлом ребенка, в результате - внутрисемейные отношения заходят в тупик [6].

Разработка и активное внедрение новых содержательных программ сопровождения приемных семей в современной российской ситуации - важная психологическая и социальная задача, получившая государственную поддержку.

Наш четырехлетний опыт работы в этой области показывает, что и замещающие родители (при любой форме семейного устройства -усыновление, опека, приемная семья, патронат) сталкиваются с различными трудностями даже при благоприятных условиях. Неумение справляться с возникшими трудностями приводит их к тяжелым психологическим переживаниям: фрустрации, чувству вины, беспомощности, снижению уровня самооценки, повышению уровня тревожности, развитию психосоматических заболеваний.

Нами разработана программа психологической помощи потенциальным замещающим родителям в процессе принятия ребенка в семью. Программа предусматривает диагностику, подготовку и сопровождение (до трех лет). Реализация данной программы началось в 2006 г. на базе Областного центра социальной помощи семье и детям «Журавушка» (г. Нижний Новгород), где проходит подготовка потенциальных замещающих родителей. Программа осуществляется совместно с Социальнореабилитационным центром для несовершеннолетних «Надежда» (г. Нижний Новгород), в котором проходит подготовка детей-сирот к

приему в новую семью. Обе программы в настоящее время объединены в программу «Под защитой семьи», целью которой является содействие семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Программа предусматривает работу с разными типами семей, которые в нашем исследовании распределись следующим образом: полные семьи, воспитывающие одного или нескольких несовершеннолетних детей (10 %); полные семьи, дети в которых достигли совершеннолетия и живут отдельно (15 %); полные семьи, по тем или иным причинам не имеющие биологических детей (50 %); неполные семьи, имеющие потенциальную возможность принять ребенка, оставленного без попечения родителей (25 %).

Основными формами работы в рамках вышеуказанной программы являются: информационно-просветительская работа,

консультирование, социально-психологический тренинг, социальнопсихологическое сопровождение. Субъектами данной программы являются приемные родители и дети, которых они берут на воспитание.

В программе пять основных разделов, в которых подробно описаны цель и задачи, диагностический инструментарий, тематическое планирование.

Первый раздел «Социально-психологическая подготовка потенциальных замещающих родителей» содержит описание работы службы по организации психологической и медико-правовой подготовки принимающей семьи, а также ставятся задачи: помочь потенциальным приемным родителям осознать во всей полноте свои чувства, мотивы и ожидания в процессе принятия решения взять ребенка в семью; формирование у них четких представлений о роли семьи и семейного воспитания в процессе развития личности ребенка; административно-юридическая подготовка и информирование приемных родителей об особенностях развития и состояния здоровья отказных детей, возможных механизмах их реабилитации и т. п. Темы, предлагаемые для обучения и тренинга, в рамках данного раздела: «Значение факта принятия ребенка в семью», «Сознательное родительство», «Законодательные основы принятия ребенка в семью», «Виды семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей и их отличия», «Административная процедура процесса принятия ребенка в семью», «Особенности соматического и психофизического состояния детей, оставшихся без попечения родителей».

Раздел второй «Подготовка ребенка к переходу в новую семью». Его цель - формирование положительного образа взрослого в сознании ребенка и оптимизация развития его самосознания.

Раздел третий «Взаимодействия ребенка и принимающей семьи». Его цель - содействие принимающим семьям в их подготовке к осознанному выбору ребенка и созданию оптимальных условий для

его психологического перехода из детского учреждения в новую семью. В соответствии с этой целью выдвигается и ряд задач: создание условий для осознания потенциальными приемными родителями своих ожиданий, желаний и критериев выбора ребенка; информирование потенциальных приемных родителей об особенностях подготовки ребенка для передачи в семью; подготовка принимающей семьи к знакомству и сближению с ребенком в учреждении. Темы раздела: «Выбор ребенка принимающей семьей», «Подготовка ребенка к новой семье», «Первые шаги навстречу к новой семье».

Раздел четвертый «Приемный ребенок и его биологические родители». Цель, выдвигаемая в этом разделе, направлена на формирование у потенциальных замещающих родителей адекватной позиции в отношении факта происхождения ребенка и его возможных отношений с кровными родителями. К числу задач относятся: создание условий для адекватного восприятия факта рождения приемного ребенка и факта появления его в замещающей семье; формирование психологической готовности ответить на вопросы ребенка о его происхождении и появлении в замещающей семье; формирование реалистичной позиции по проблеме отношений приемного ребенка с его кровной семьей; содействие построению нового адекватного сценария жизни замещающей семьи. Темы, изучаемые в данной программе: «Зачем говорить ребенку о его биологических родителях?», «Идеальный и реальный образ родителя», «Как и когда ребенку сказать, что он приемный?», «Анализ родословной и жизненных сценариев биологических родителей», «Выработка индивидуальной тактики и стратегии у замещающих родителей в вопросах возможного взаимодействия биологических родителей с ребенком», «Развитие гибкости и готовности к изменению у замещающих родителей» и др.

Раздел пятый «Сопровождение принимающих семей». Цель этого раздела в соответствии с общей логикой программы - подготовка принимающих родителей и приемного ребенка к жизнедеятельности в новых условиях. Ей отвечают следующие задачи: формирование реалистичных представлений о процессе адаптации ребенка в новой семье; информирование новых родителей об основных особенностях процесса формирования привязанности у детей в новой семье; повышение психолого-педагогической компетентности и воспитательных возможностей принимающих родителей и др. Темы раздела: «Адаптация ребенка в замещающей семье», «Развитие чувства привязанности у детей, принятых в семью», «Особенности семейного воспитания детей в замещающей семье».

Нами выявлено, что на эффективность замещающей заботы значимо влияют следующие факторы:

• психологические особенности ребенка и его жизненный опыт до помещения в приемную семью;

• психологические особенности принимающей семьи;

• наличие или отсутствие кровной семьи ребенка, количество и качество контактов ребенка с кровной семьей.

Данная программа получила официальную поддержку Департамента социальной защиты г. Нижний Новгород и

рекомендована к практическому внедрению кафедрой психологии Нижегородского института развития образования. Результаты

практического осуществления данной программы отражены в методическом пособии [1].

Работа по этой программе ведется в постоянно действующей «Школе приемных родителей». За это время консультативную помощь получили более 200 опекунов, усыновителей и потенциальных приемных родителей. При этом не зафиксировано ни одного случая возврата ребенка приемными родителями, однако в 15 % случаев потенциальные приемные родители отказывались от идеи

организации замещающей семьи, что следует рассматривать как положительный результат их зрелого решения.

Мы полагаем, что еще предстоит исследовать феноменологию рассмотренного выше социального явления, определить его место и роль в системе непрерывного образования.

Список литературы

1. Гринберг С. Н., Савельева Е. В., Вараева Н. В., Лобанова М. Ю. Программа психологического сопровождения потенциальных замещающих родителей в процессе принятия ребенка в семью: метод. пособие. - Н. Новгород: Речь, 2006. - 343 с.

2. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Вопр. психологии. - 1982. -№ 2. - С. 80-86.

3. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Развитие личности в условиях психической депривации // Формирование личности в онтогенезе. - М., 1991.

4. Boulby J. Maternal care and mental health / Geneva: World Health Organization, 1951.

5. Hartman A., Laiard J. Family retirement after adoption: common themes // The psychology of adoption. D.M. Broclzinsky, M.D. Schecter (Ed.) - New York: Oxford University Press, 1990.

6. Lipfon B.J. Lost and found. The Adoption Experience. New York: Dial. Child. Human Services Development Institutes, University of Southern Maine, 1990.

7. Ryan G. Sexual behavior in childhood\\ Afoptionand the Sexually Abused Child / J. McNamara (Ed.) Human Services Development Institute University of Southern Maine, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.