Научная статья на тему 'РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
537
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишкина Екатерина Викторовна, Артюхина Александра Ивановна, Чумаков Вячеслав Игоревич, Машлыкина Наталья Дмитриевна

Освещаются место и роль социально-гуманитарных дисциплин в подготовке студентов медицинского вуза, обучающихся на медицинских и гуманитарных специальностях. На основе многолетнего педагогического опыта представлены авторские педагогические технологии, наиболее полно формирующие общекультурные и профессиональные компетенции блока социально-гуманитарных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шишкина Екатерина Викторовна, Артюхина Александра Ивановна, Чумаков Вячеслав Игоревич, Машлыкина Наталья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SOCIAL AND HUMANITARIAN DISCIPLINES IN THE TRAINING OF THE STUDENTS IN MEDICAL UNIVERSITIES

The article deals with the place and role of the social and humanitarian disciplines in the training of the students of the medical and humanitarian specialities in medical universities. There are suggested the authors’ pedagogical technologies based on the pedagogical experience lasting many years that form the common cultural and professional competencies of the unit of the social and humanitarian disciplines.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

Е.В. ШИШКИНА, А.И. АРТЮХИНА,

в.и. чумаков, н.д. машлыкина

(Волгоград)

роль социально-гуманитарных дисциплин в подготовке обучающихся медицинского вуза

Освещаются место и роль социально-гуманитарных дисциплин в подготовке студентов медицинского вуза, обучающихся на медицинских и гуманитарных специальностях. На основе многолетнего педагогического опыта представлены авторские педагогические технологии, наиболее полно формирующие общекультурные и профессиональные компетенции блока социально-гуманитарных дисциплин.

Ключевые слова: социально-гуманитарные дисциплины, педагогические технологии, гуманитаризация, медицинское образование.

Введение. Современные тенденции гуманизации и гуманитаризации высшего медицинского образования находят свое отражение в государственных образовательных стандартах. Значительные изменения произошли в программах подготовки студентов медицинских вузов медицинского, медико-биологического и гуманитарного профилей (менеджеры в сфере здравоохранения, клинические психологи, специалисты по социальной работе в здравоохранении). Ведутся дискуссии о том, не перегружены ли гуманитарные и социальные науки часами в подготовке студентов в высшей медицинское школе? Есть мнение, что необходимо значительно сократить объем нагрузки социально-гуманитарного блока дисциплин в пользу профильных предметов, медицинского и биологического направлений. Разумеется, обучающиеся тратят значительное количество времени и сил на подготовку к занятиям по гуманитарным предметам, а также проектирование и написание многочисленных самостоятельных работ по данным дисциплинам, что обуславливает перегрузку и невротизацию учащихся. В силу этого звучат призывы разгрузить студентов от якобы «излишних» занятий по непрофильным дисциплинам. По мнению В.М. Чижовой, возникает еще одна проблема: стандартизация работы с человеком, а медицина и образование относятся к профес-

кие науки -

сиям системы «человек - человек», рассчитана всегда на среднего человека, т. е. на среднего больного или на среднего студента. Таковых, как известно, в природе не существует. Реальный живой человек уникален по определению, и, соответственно, работа с ним требует учета его индивидуальности. Как совместить усред-ненность стандарта и индивидуальный подход при взаимодействии с человеком - задача, решать которую призваны гуманитарные и общественные науки [12].

Отечественные исследователи утверждают, что теоретические аспекты гуманитаризации медицинского образования стали рассматриваться в начале XX в. и не потеряли своей актуальности до сих пор. одной из главных целей медицинского образования, а также предметом научного поиска педагогики высшего медицинского образования является переход от узкой научной направленности обучения к такому подходу, при котором в равной степени уделяется внимание развитию когнитивных и эмоциональных элементов клинической практики [8]. Исключение гуманитарных наук из системы отечественного медицинского образования привело бы к неблагоприятным последствиям в этом контексте. Гуманизация и гуманитаризация высшего медицинского образования ставят своей целью формирование нравственно и духовно развитого человека - будущего специалиста, вне зависимости от его национальной и культурной принадлежности, готового и способного гармонично сочетать образованность, профессионализм, духовность, нравственную воспитанность. Гуманитарный аспект медицинского образования отражает весь спектр социальных аспектов профессиональной деятельности врача - это и проблемы взаимоотношения с пациентами и членами их семей, коллегами, и вопросы медицинского права, аспекты влияния научных открытий на жизнедеятельность человека и т. д. отсюда вытекают задачи системы высшего профессионального образования - это не только формирование широкого кругозора у студентов, но и воспитание духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества. Приоритетной целью системы образования является обеспечение качества образования, которое будет соответствовать не только российским, но и международным образовательным стандартам [13].

© Шишкина Е.В., Артюхина А.И., Чумаков В.И., Машлыкина Н.Д., 2021

Говоря о функциях гуманитарного знания в системе медицинского образования, необходимо привести точку зрения зарубежного исследователя рассматриваемой нами темы К. Вочтлера. Он выделяет две функции медицинских гуманитарных наук: инструментальную и неинструментальную. Гуманитарные науки выполняют инструментальную функцию, когда они напрямую применяются в ежедневной практике клинициста. Так, изучение изобразительного искусства по сюжетам картин не только позволит проследить эволюцию медицинского знания, но и положительным образом отразится на развитии способностей будущего врача визуально распознавать клинические признаки и симптомы того или иного заболевания у пациента [15]. Интеграция гуманитарной составляющей в клинические дисциплины медицинских вузов позволит не только передать студентам системные знания клинического толка, но и решить задачу подготовки современного конкурентоспособного специалиста с устойчивой системой ценностей, необходимым набором общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих качественно и ответственно выполнять профессиональные обязанности, что, в свою очередь, положительным образом скажется на сохранении престижа профессии врача, снизит рост недоверия к медицине, вызванного отчасти ее дегуманизацией [10].

Большое значение современные студенты придают практикоориентированности тех знаний, которые им дают в вузе. Им не нравится роль пассивных слушателей, они неохотно воспринимают позицию преподавателя вуза как носителя безоговорочных истин, непогрешимого оракула, распространяющего с высокой трибуны академическое знание. Социология призвана сделать обучение более рефлексивным, интерактивным и активизирующим ресурсы каждого субъекта педагогического процесса [5]. Современные студенты довольно прагматичны - четко дифференцируют изучаемые дисциплины на «нужные» и «ненужные». К первым относятся те, которые непосредственно связаны с выбранной профессией, а в разряд «ненужных», как правило, попадает блок гуманитарных и ряд теоретических дисциплин естественно-научного плана. В отношении к этим предметам у студентов одна мотивация: скорее избавиться как от балласта (сдать зачет и экзамен) и забыть навсегда. В основе такого подхода лежит устойчивое представление о медицине лишь как о ремесле, а о враче - как о ремесленнике, который,

усвоив определенные навыки, может довести их до совершенства путем систематического повторения. Но медицина как вид духовно-практической деятельности, как важный компонент социальной сферы, как особая форма межчеловеческой коммуникации - это явление культуры, что требует понимания ценностей, формирующих личность врача [7]. Поэтому, например, студенту-медику важно изучать философию [9]. В целом в отечественной педагогике роль гуманитарного знания в высшем медицинском образовании освещена всесторонне [8], однако задачи этого знания выделены недостаточно кристаллизованно.

Для формирования деонтологически значимых качеств будущего врача целесообразно использовать потенциал дисциплины «Иностранный язык», о чем свидетельствуют педагогические эксперименты отечественных исследователей. Знание иностранного языка, например, позволит читать литературу в оригинале. Литературные произведения являются результатом знаний, накопленных человеком веками, и источником гуманистических ценностей, культурных традиций и духовного наследия, позволяют воспринять и закрепить зарубежный опыт клинической практики. Это, безусловно, может найти эмоциональный отклик среди студентов, что, в свою очередь, является основополагающим условием для формирования гуманистически значимых качеств личности будущего специалиста [9]. основным минусом современного медицинского образования считается недостаточный акцент на гуманитарном воспитании будущего специалиста. Как отмечают многие авторы, существует противоречие между огромным потенциалом гуманитарных предметов и их представленностью как общеобразовательного «придатка» специальных дисциплин [11]. Вопрос о целесообразности изучения гуманитарных наук в медицинских вузах тесно связан с вопросом о состоянии преподавания гуманитарных и социальных дисциплин. от ответа на него формируются две прямо противоположные позиции. Первую из них можно условно назвать «тенденция свертывания», вторую -«ориентацией на расширение» [6]. По нашему мнению, вторая тенденция должна получить более полное развитие.

Необходимо перечислить те задачи, которое гуманитарное знание выполняет в подготовке студента-медика, клинического ординатора, аспиранта в высшем медицинском образовании. одной из задач педагогического знания в подготовке врача является фор-

мирование компетенции по достижению доверительного контакта в диадах «врач - пациент», «врач - родственник пациента», «врач -врач» [14]. Навык проведения занятия клиническими ординаторами оттачивает коммуникативные компетенции обучающегося: аспиранты медицинского вуза ведут занятия у студентов, поэтому им крайне важно освоить основы дидактики, проектирования и проведения занятий [2], сущности и методик формирования критического/клинического мышления у обучающихся, коммуникативные приемы педагогического общения [4]. Педагогика способствует освоению нестандартных для отечественной педагогической практики технологий, таких как сторителлинг (обучение на основе рассказывания историй, что может помочь врачу в объяснении пациенту сложных медицинских тем) [1], событийное образование, что поможет врачу организовывать мероприятия с привлечением как пациентов, так и других специалистов [3].

Задача общегуманитарной педагогической подготовки врача заключается в осознании своего призвания, воспитании общей культуры, получении большой суммы профессиональных знаний и навыков, которые должны найти свою реализацию в повседневной работе лечебно-профилактических учреждений. С этой точки зрения требования к педагогической и профессиональной культуре преподавателя медицинского вуза, его человеческим качествам высоки.

Материалы и методы. Цель исследования - определить роль и задачи социально-гуманитарных дисциплин (педагогики, социологии, иностранного языка) в подготовке студентов, клинических ординаторов, аспирантов медицинского вуза. Методом исследования для данного вида научной работы был выбран опрос в форме анкетирования. опрос проходил в сентябре-октябре 2020 г. анонимно, что позволило более объективно отнестись к формированию и анализу полученных результатов. В опросе приняли участие 325 чел., из них 74,6% женского пола и 25,4% - мужского. Среди респондентов были студенты 1-5-х курсов Волгоградского государственного медицинского университета, а также клинические ординаторы и аспиранты. Большинство опрошенных представляют г. Волгоград и Волгоградскую область (81,4%). В исследовании также приняли участие студенты Ростовской, Саратовской, Воронежской, Самарской, Астраханской областей, Республики Калмыкия, Краснодарского края, г. Москвы, г. Санкт-Пе-

кие науки -

тербурга, Ханты-Мансийского автономного округа, г. Краснослободска, Республики Башкортостан, Республики Дагестан.

Результаты и обсуждения. Были получены следующие результаты анкетирования. Респондентам было предложено назвать наиболее важные, с их точки зрения, гуманитарные предметы, которые они изучают/изучали в университете. Среди релевантных дисциплин наиболее часто упоминались «Иностранный язык», «Латинский язык», «История медицины», «Философия», «Психология», «Экономика», «Биоэтика», «Педагогика», «Менеджмент», «Социология», «Правоведение». Затем были заданы более детальные вопросы относительно ряда дисциплин.

Курс социологии проходит у студентов на 1-2-х курсах на очной и заочной формах обучения. Социологию изучают студенты, которые являются практикующими медицинскими работниками, менеджерами системы здравоохранения, фармацевтами-первостольниками и провизорами. так, опрошенные смогли указать на необходимость изучения социологии, исходя из собственного опыта. К сожалению, почти каждый второй студент медицинского вуза не изучал социологию (49,8%), это говорит о том, что обучающийся ограничен в компетенциях критически оценивать социальную реальность, профессионально анализировать современные социально-политические процессы, составлять социологическую анкету и проводить опросы (например, в школе здоровья или по оценке мнения пациентов по различным аспектам своей деятельности). Возможно, именно минимальное присутствие в подготовке будущего врача социологии и педагогики объясняет недопонимание медицинскими работниками сути медико-социальной работы и социально-психологических аспектов взаимодействия врача с другими специалистами (психолог, специалист по социальной работе, работники системы образования). Проведенный опрос подтверждает наши теоретические выкладки: 36,1% опрошенных считают, что данная дисциплина поможет будущим специалистам лучше понимать общественные процессы, 23,1% утверждают, что в рамках социологии будущий медик сможет научиться составлять социальный портрет пациента, по мнению 29,3% респондентов, изучение социологии способствует пониманию интересов различных социальных групп, представленных в разных категориях пациентов (малообеспеченные, девиантные, мигранты).

На занятиях по педагогике студенты получают системные знания о современных образовательных технологиях, используемых в педагогическом процессе медицинского вуза, формируют педагогический аспект профессиональной направленности личности в контексте приобретаемой специальности. Разработка студентами плана и методики проведения занятия способствует становлению творческого мышления, индивидуального стиля и исследовательского подхода к педагогической деятельности. Изучение научных источников и опыт проведения занятий в студенческой группе обеспечивает условия для получения студентами компетентностного опыта проведения занятий в русле сократического диалога, проблемного изложения, различного вида дискуссий, дебатов и работы в малых группах. Многие студенты проходят курс педагогики, будучи студентами, а затем в качестве клинических ординаторов и аспирантов, что актуализирует потребности в педагогическом самообразовании и постоянном акмеологическом самосовершенствовании. Контекстуальность обучения обеспечивается принципами двойного целеполагания (обсуждение форм и направленности заданий совместно со студентами), интерактивными методами обучения -«ученик в роли учителя» (навык проведения фрагмента занятия студентами), «аквариум» (последовательная смена обучающихся - модераторов дискуссии), майнд-мэппинг (освоение современных приложений для структурирования учебного материала) и peer-assessment (методика «обучающей оценки», которая предусматривает выдачу заданий с последующим развитием у студентов, аспирантов экспертного оценивания и их вовлечением в предоставление обратной связи по результатам выполнения заданий). Студенты, клинические ординаторы и аспиранты проводят научные исследования в предметном поле педагогики по актуальным темам высшего медицинского образования, что обеспечивает формирование компетенций научного характера, с последующей публикацией научных работ в рецензируемых журналах. Все опубликованные статьи и сертификаты по итогам участия в конференции формируют портфолио студента.

В ходе проведения практических занятий по педагогике в рамках послевузовского образования (клинические ординаторы и аспиранты) реализуется методика педагогической рефлексии. Рефлексия одного из студентов группы: один студент анализирует свою работу и работу группы. При такой организации за-

нятия преподаватель выстраивает его ход так, что студенты задумываются о своей деятельности и границе своих представлений. Услышав выражение «Я делал так, поскольку считал, что...», другие участники рефлексии начнут размышлять: «А я считаю так же или иначе?». Варианты организации рефлексивной деятельности студентов зависят от того, в русле какой образовательной технологии проходило занятие. Например, если на занятии студенты выполняли проект, то цель рефлексии его презентации рабочими группами (командами) сводится к анализу студентами стадий подготовки, реализации и демонстрации проекта. В этом случае этапы рефлексии заключаются в обсуждении трудностей и проблем в работе, оценке вклада отдельных команд и участников, в выявлении слабых сторон проекта, возможных путей эффективной реализации проекта. Таким проектом может служить структура школы здоровья в зависимости от специальности студента, коммуникативная модель «врач - пациент», «врач - медсестра», «врач - родственники больного» и т. д. Приобретение навыков педагогического общения, высокой культуры дискуссии, беседы, обоснованной критики является значимым и во многом основным компонентом занятий по педагогике для будущих или действующих медицинских работников. Активно реализуется технология разбора сложных профессиональных ситуаций, кейс-метод с привлечением всех обучающихся к коллективной работе для обеспечения практико-ориентированности содержания занятий по педагогике, формированию такого качества обучающегося, как эм-патийность, и в итоге персонализированного подхода к рассмотрению личности пациента. Согласно данным опроса, 59,7% считают, что данная дисциплина развивает коммуникативные навыки для эффективного взаимодействия с пациентами, 36,% опрошенных говорят о необходимости подобных знаний для последующего общения с несовершеннолетними пациентами, 22,3% обучающихся смогут применить полученные сведения для санитарного просвещения больных и из родственников.

К гуманитарным дисциплинам, изучаемым в медицинском вузе, относится также «Иностранный язык». На занятиях студенты изучают медицинскую лексику, учатся читать и переводить узкоспециализированные тексты, воспринимать на слух речь на иностранном языке, повторяют основы грамматики. Какую пользу в изучении иностранного языка видят будущие специалисты сферы здравоохранения (рис. 1)? Подавляющее большин-

Рис. 1. Роль дисциплины «Иностранный язык» в обучении студента-медика

Рис. 2. достаточно ли знаний латинского языка, полученных в вузе, для вашей профессиональной деятельности?

ство (71,1%) уверены, что знания, полученные в рамках данной дисциплины, помогут им в чтении медицинской литературы на английском, немецком или французском языках. Поскольку профессионализм врача заключается в постоянном обучении, перманентное информирование о новейших методах лечения и диагностики, препаратах, медицинском оборудовании играет огромную роль в становлении медицинского работника. 63,5% опрошенных изучают иностранный язык, чтобы увеличить свои шансы на прохождение зарубежной стажировки, что также является очевидным плюсом в карьере. Процесс глобализации и международный туризм способствуют тому, что медицинские работники все чаще сталкиваются с иноязычными пациентами. В ситуациях, где требуется экстренная помощь, нет времени ждать профессионального переводчика, необ-

ходимо справляться с помощью собственных знаний. Владение медицинской терминологией на иностранном языке помогает быстро наладить коммуникацию и прийти к взаимопониманию. Практически каждый второй респондент (52,7%) рассматривает научную деятельность как неотъемлемую составляющую работы врача. для участия в международных конференциях необходимо уверенное владение иностранным языком.

34% опрошенных считают количество занятий по иностранному языку достаточным для медицинского вуза. Почти 20% заявляют, что им не хватает занятий для усвоения материала. 46,1% обучающихся изъявили желание посещать дополнительные языковые курсы. Поступили также предложения организовать студенческие кружки, где можно было бы общаться на иностранном языке, иниции-

ИЗВЕСТИЯ вгпу

ровать поездки за рубеж и всевозможные стажировки.

Основы латинского языка и медицинской терминологии студенты изучают на первом курсе. Программа курса делится на три модуля: «Анатомическая терминология», «Клиническая терминология» и «Фармацевтическая терминология». 77,4% респондентов уверены, что данная дисциплина поможет им владеть анатомической терминологий, 73,0% считают, что латинский язык способствуют пониманию диагнозов, 68,2% хотят научиться верно составлять рецепты. 48,1% рассматривают

латинский язык как международный язык медицины, который помогает специалистам из разных стран понимать друг друга.

Результаты исследования показали, что большинство опрошенных не понимают, почему студенты медицинских вузов обязаны изучать те или иные гуманитарные дисциплины. Так, на вопрос о необходимости изучения философии и биоэтики многие ответили общими фразами: «для общего развития», «для саморазвития», «для расширения кругозора». Были получены также следующие ответы (орфография и пунктуация авторов сохранены):

Ф постоянно применяю Ф иногда применяю редко применяю Ф никогда не применяю

Рис. 3. Степень применимости полученных знаний дисциплин социально-гуманитарного блока в своей практической деятельности

19,2%

8.5%

72,3%

J

Рис. 4. Возможность проведения социально-гуманитарных дисциплин в дистанционном

режиме на постоянной основе

Чтобы понимать и сопоставлять внутренний мир человека с миром внешним. Уметь правильно говорить про диагноз.

для более глубокого нравственного понимания врачебного дела и для защиты прав и свобод пациента.

Что бы понимать этическую и философскую сторону своей специальности, быть хорошим специалистом не только в механической работе, но и в диалоге с пациентами.

для понимания сути профессии, ее предназначения.

Навык стратегически мыслить, рассуждать, расширение кругозора, знания о морали и нравственности.

Студенту медицинского вуза необходимо изучать философию и биоэтику для того, чтобы иметь структурированное понимание бытия и сознания человека, а также существования человека в бытие.

Изучая философию, люди, как минимум, развивают навыки критического и творческого мышления. Философия учит воспринимать другое мировоззрение, вести диалог с человеком, его представляющим, предоставлять аргументы, доказывать свою точку зрения.

С точки зрения исследователей изучаемой проблемы, «ценностное отношение студентов высшей медицинской школы к гуманитарному компоненту профессионального образования определено как интегративное свойство личности, компонент ценностно-смысловой сферы сознания, отражающий систему гуманитарных ценностей, обеспечивающий готовность к осуществлению гуманитарной экспертизы профессиональных действий и способствующий формированию гуманитарно-ориентированного сознания будущего врача» [11].

Основной целью изучения дисциплин социально-гуманитарного блока является даль-нейшиее применение полученных знаний на практике. Положительным результатом можно считать, что более половины обучающихся иногда реализуют полученные навыки на практике (рис. 3). 18,1% постоянно обращаются к накопленному за годы учебы опыту, однако 6,4%, к сожалению, не видят необходимости в изучении данных дисциплин, поскольку не находят применения полученным знаниям в своей практической деятельности.

На сегодняшний день актуальным вопросом является переход на дистанционное обучение, связанный с пандемией новой корона-вирусной инфекции. Некоторые специальности обучаются дистанционно уже много лет.

КИЕ НАУКИ -

однако медицина предполагает обучение ряду практических навыков, освоение и отработка которых возможны только в стенах медицинских учреждений. Грамотно сформированное расписание могло бы обеспечить частичную цифровизацию высшего медицинского образования. Так, ряд социально-гуманитарных дисциплин не представляется возможным перенести в онлайн-пространство, так считают 72,3% респондентов (рис. 4). 19,2% обучающихся считают, что данные дисциплины необходимо изучать в рамках межличностой коммуникации, а 8,5% является адептами очного обучения и выступают категорически против дистанционного обучения.

Среди положительных сторон дистанционного обучения респонденты указали на возможность обучаться из любой точки мира, а также в период заболеваний. К отрицательным сторонам относятся отсутствие живого общения с преподавателем, ослабление социальных связей среди одногруппников, проблемы с техникой, Интернетом, утомление от постоянной работы за компьютером, наличие отвлекающих факторов по месту обучения (в аудитории концентрация лучше),

В ы в о д ы . таким образом, существует эксплицированное нами противоречие - между необходимостью гуманизации системы здравоохранения через систему высшего медицинского образования и статусом социально-гуманитарных дисциплин как «второстепенного придатка» медицинского знания и практики. Новизной нашего исследования является выделение задач педагогики в подготовке будущего врача - педагогика, как и другие дисциплины неклинического направления, реализует акмеологическую задачу - формирует мотивацию к дальнейшему самообучению и развитию врача, развивает коммуникативные навыки, толерантность к пациентам и широту кругозора специалиста. теоретический анализ литературы позволил выявить синтетическую, интегративную задачу педагогики - налаживание связей между медициной и гуманитарным знанием, что позволяет генерировать новые отрасли - медицинскую педагогику, информационную гигиену и т. д.

Помимо этого гуманитарные дисциплины обеспечивают аксиологические основания медицинской профессии - позволяют осознать социальную значимость профессии врача, научиться организовать коммуникацию с пациентом на основе доверительного контакта. В нашем исследовании определены задачи конкретных дисциплин - знание иностранного

известия вгпу

языка, например, позволит читать литературу в оригинале, освоить научное и культурное наследие зарубежных стран, а социология - профессионально проводить анкетирование и интервью, а также составить социальный портрет пациента. По этой причине социология необходима всем будущим медицинским работникам без исключения. Опрос обучающихся (студенты, клинические ординаторы, аспиранты) позволил выделить круг определенных проблем в проведении занятий по социально-гуманитарным дисциплинам - недостаток мотивированности к изучению таковых, общая информационная перегруженность, недостаточное количество часов по тем или иным дисциплинам; острым является вопрос технологичного наполнения занятий: необходима дельнейшая разработка форм подачи материала на лекциях, методик взаимодействия на семинарских и практических занятиях. Результаты исследования будут использованы на курсах повышения квалификации профессорско-преподавательского состава медицинских вузов, в педагогическом процессе при обучении студентов и клинических ординаторов, а также на методологических семинарах всероссийского уровня.

список литературы

1. Артюхина А.И. Возможности технологии сторителлинга в развитии рефлексивных умений студентов-медиков // Образование в XXI веке: сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. М., 2020. С. 153-157.

2. Артюхина А.И. Опыт формирования организационно-методической готовности аспирантов-медиков к преподавательской деятельности // Непрерывное образование в России: состояние и перспективы. материалы докл. Всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д., 2019. С. 6-11.

3. Артюхина А.И. Событийное образование -перспективный ресурс развития коммуникативной компетентности студентов // Речевая коммуникация: междисциплинарное взаимодействие, проблемы и перспективы: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 2019. С. 121-129.

4. Артюхина А.И., Великанов В.В., Великано-ва О.Ф. Развитие критического мышления студентов на лекции // Профессиональное развитие педагога: материалы Второй Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2017. С. 42-43.

5. Артюхина А.И., Чумаков В.И. Опыт использования педагогической технологии peer assessment при подготовке менеджеров и специалистов по социальной работе // Альманах-2020-1. Волгоград, 2020. С. 233-239.

6. Герасимова Т.В. О проблемах духовно-нравственного воспитания будущих врачей // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения: сб. материалов XI Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е.М. Мосолова. Липецк, 2016. С. 68-72.

7. Кафаров Т.Э. К вопросу о роли гуманитарных дисциплин в медицинском вузе // Вестн. Да-гест. гос. мед. академии. 2013. № 4(9). С. 71-73.

8. Митрофанова К.А. Перспективы гуманитарных наук в медицинском образовании // Инновации в образовании. 2015. № 4. С. 60-72.

9. Мушенко Е.В., Алмазова Н.И. Использование гуманитарного потенциала дисциплины «Иностранный язык» в процессе этико-деонтологической подготовки студентов-медиков // Неделя науки СПбПУ: материалы научного форума с международным участием. лучшие доклады. СПб., 2016. С. 294-297.

10. Симонова Ж.Г. Medical humanities в подготовке будущих врачей как способ преодоления проблемы дегуманизации медицины XXI века // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. С. 69-74.

11. Третьяк С.В. Особенности гуманитарного познания и их отражение в методологии организации учебного процесса в медицинском вузе // Размышление о человеке: кол. моногр. / под общ. ред. В.В. Шкарина. Волгоград, 2020. С. 173-180.

12. Чижова В.М. Задачи преподавания социологии в медицинском вузе [Электронный ресурс] // Грани познания. 2014. № 3(30). URL: http://grani. vspu.ru/files/publics/1394792558.pdf (дата обращения: 20.01.2021).

13. Шаповал Г.Н. Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин в педпроцессе медицинского вуза // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2015. № 52. С. 33-38.

14. Шишкина Е.В., Артюхина А.И., Хаврони-на В.Н., Чумаков В.И. Факторы достижения доверия в диаде преподаватель - студент в педагогическом процессе // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. № 5. С. 13-19.

15. Wachtler C., Lundin S., Troein M. Humanities for medical students? A qualitative study of a medical humanities curriculum in a medical school program // BMC Medical Education. 2006. Vol. 16. P. 6. DOI:

10.1186/1472-6920-6-16.

* * *

1. Artyuhina A.I. Vozmozhnosti tekhnologii stori-tellinga v razvitii refleksivnyh umenij studentov-medi-kov // Obrazovanie v XXI veke: sb. materialov III Mezh-dunar. nauch.-prakt. konf. M., 2020. S. 153-157.

2. Artyuhina A.I. Opyt formirovaniya organiza-cionno-metodicheskoj gotovnosti aspirantov-medikov k prepodavatel'skoj deyatel'nosti // Nepreryvnoe ob-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

razovanie v Rossii: sostoyanie i perspektivy. materialy dokl. Vseros. nauch.-prakt. konf. Rostov n/D., 2019. S. 6-11.

3. Artyuhina A.I. Sobytijnoe obrazovanie - pers-pektivnyj resurs razvitiya kommunikativnoj kompe-tentnosti studentov // Rechevaya kommunikaciya: mezhdisciplinarnoe vzaimodejstvie, problemy i perspektivy: sb. materialov IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Volgograd, 2019. S. 121-129.

4. Artyuhina A.I., Velikanov V.V., Velikano-va O.F. Razvitie kriticheskogo myshleniya studentov na lekcii // Professional'noe razvitie pedagoga: mate-rialy Vtoroj Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Irkutsk, 2017. S. 42-43.

5. Artyuhina A.I., Chumakov V.I. Opyt ispol'zo-vaniya pedagogicheskoj tekhnologii peer assessment pri podgotovke menedzherov i specialistov po so-cial'noj rabote // Al'manah-2020-1. Volgograd, 2020. S. 233-239.

6. Gerasimova T.V. O problemah duhovno-nrav-stvennogo vospitaniya budushchih vrachej // Psiholo-giya i pedagogika: sovremennye metodiki i innovacii, opyt prakticheskogo primeneniya: sb. materialov XI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / otv. red. E.M. Mo-solova. Lipeck, 2016. S. 68-72.

7. Kafarov T.E. K voprosu o roli gumanitarnyh disciplin v medicinskom vuze // Vestn. Dagest. gos. med. akademii. 2013. № 4(9). S. 71-73.

8. Mitrofanova K.A. Perspektivy gumanitarnyh nauk v medicinskom obrazovanii // Innovacii v obra-zovanii. 2015. № 4. S. 60-72.

9. Mushenko E.V., Almazova N.I. Ispol'zovanie gumanitarnogo potenciala discipliny «Inostrannyj yazyk» v processe etiko-deontologicheskoj podgotovki studentov-medikov // Nedelya nauki SPbPU: materialy nauchnogo foruma s mezhdunarodnym uchastiem. Luchshie doklady. SPb., 2016. S. 294-297.

10. Simonova Zh.G. Medical humanities v podgotovke budushchih vrachej kak sposob preodo-leniya problemy degumanizacii mediciny XXI veka // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019. № 3. S. 69-74.

11. Tret'yak S.V. Osobennosti gumanitarnogo po-znaniya i ih otrazhenie v metodologii organizacii uchebnogo processa v medicinskom vuze // Razmysh-lenie o cheloveke: kol. monogr. / pod obshch. red. V.V. Shkarina. Volgograd, 2020. S. 173-180.

12. Chizhova V.M. Zadachi prepodavaniya so-ciologii v medicinskom vuze [Elektronnyj resurs] // Grani poznaniya. 2014. № 3(30). URL: http://grani. vspu.ru/files/publics/1394792558.pdf (data obrashche-niya: 20.01.2021).

13. Shapoval G.N. Vospitatel'nyj potencial gu-manitarnyh disciplin v pedprocesse medicinskogo vuza // Aktual'nye voprosy obshchestvennyh nauk: sociologiya, politologiya, filosofiya, istoriya. 2015. № 52. S. 33-38.

14. Shishkina E.V., Artyuhina A.I., Havroni-na V.N., Chumakov V.I. Faktory dostizheniya doveriya v diade prepodavatel' - student v pedagogicheskom processe // Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2020. № 5. S. 13-19.

The role of social and humanitarian disciplines in the training of the students in medical universities

The article deals with the place and role of the social and humanitarian disciplines in the training of the students of the medical and humanitarian specialities in medical universities. There are suggested the authors'pedagogical technologies based on the pedagogical experience lasting many years that form the common cultural and professional competencies of the unit of the social and humanitarian disciplines.

Key words: social and humanitarian disciplines, pedagogical technologies, humanitarization, medical education.

(Статья поступила в редакцию 04.02.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.