УДК 378.4:616.9 С.С. Слепцова, П.С. Дьячковская, В.К. Семенова
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА КУРСЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ В МЕДИЦИНСКОМ ИНСТИТУТЕ СВФУ
Несмотря на значительные успехи в профилактике и лечении инфекционных заболеваний, ситуация по ним в регионе сохраняется достаточно напряженной, что диктует необходимость усовершенствования подходов как в борьбе с инфекционными заболеваниями, так и в подготовке специалистов. Повышение эффективности, содержательности и практической направленности обучения будет способствовать улучшению качества оказываемой медицинской помощи и эпидемиологической обстановки по инфекционным заболеваниям.
Приоритетным направлением в преподавании является обзорный (системный) принцип, отражающий вопросы диагностики, лечения, профилактики наиболее распространенных инфекционных заболеваний. Предметом изучения инфекционных болезней является семиотика инфекционных заболеваний. В рабочей программе дисциплины указаны цель и задачи, ее актуальность в современной инфектологии, определен перечень базисных знаний и умений по всем изучаемым блокам дисциплины.
Лекции читаются по наиболее важным разделам программы и носят проблемный характер, в зависимости от сложившейся эпидемиологической ситуации и с учетом современных достижений медицинской науки. Прежде всего студенты знакомятся с эпидемиологическим подходом к изучению инфекционных заболеваний, на занятиях в инфекционном отделении разбираются клинические случаи и архивные истории болезни по изучаемым темам. Практические занятия проводятся с целью усвоения студентами основных теоретических, методических и организационных разделов программы. В процессе обучения широко используется текущие и итоговые формы контроля. Самостоятельная работа студента включает изучение отдельных тем, которые не могут быть представлены на практическом занятии, с контролем исходного и окончательного уровня знаний в виде собеседования, решения ситуационных задач и тестовых заданий. Важная роль отводится клинической работе в инфекционном отделении под руководством преподавателей, студенты учатся самостоятельно оценивать состояние больного, выделять основные клинико-лабо-раторные синдромы при инфекционных заболеваниях, устанавливать клинический диагноз и определять тактику ведения пациента.
Ключевые слова: учебный процесс, студенты, компетенции, образовательный стандарт, дисциплина, рабочая программа, учебно-методическая работа, инфекционные болезни, эпидемиология, профилактика.
СЛЕПЦОВА Снежана Спиридоновна - доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней, фтизиатрии и дерматовенерологии Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Тел.: 8-914-2718770. Адрес: 677010, г Якутск, ул. Ойунского, 27. E-mail: [email protected]
SLEPTSOVA Snezhana Spiridonovna - Doctor of Medical Sciences, Head of Department of Infectious Diseases, Phthisiology and Dermatovenerology, Medical Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. Address: 677013, Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. Tel.: +7 914 271 87 70. E-mail.: [email protected] ДЬЯЧКОВСКАЯ Парасковья Семеновна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры инфекционных болезней, фтизиатрии и дерматовенерологии Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Адрес: 677013, г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Тел.: 8-9246629519. E-mail: [email protected]
D'IACHCOVSKAIA Paraskoviia Semenovna - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Department of Infectious Diseases, Phthisiology and Dermatovenerology, Medical Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. Address: 677013, Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. Tel.: +7 924 662 95 19. E-mail.: [email protected]
СЕМЕНОВА Валентина Климовна - старший преподаватель кафедры инфекционных болезней, фтизиатрии и дерматовенерологии Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Адрес: г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Тел.: 8-924-5977227. E-mail.: [email protected].
SEMENOVA Valentina Klimovna - Senior lecturer, Department of Infectious Diseases, Phthisiology and Dermatovenerology, Medical Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. Address: 677013, Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. Tel.: +7 924 597 72 27. E-mail.: [email protected]
S.S. Sleptsova, ES. D'iachkovskaia, VK. Semenova
The organization of educational and methodical work in the Infections Diseases course at NEFU Medical Institute
Despite the significant progress in prevention and treatment of infectious diseases, the situation in the region remains difficult. That fact dictates the necessity of modernizing approaches to infectious disease prevention and specialists' education. Improving the efficiency, consistency and practical orientation of the education will contribute to enhanced quality of healthcare and improve the epidemiological situation on infectious diseases.
A priority in teaching is synoptical (systemic) principle, covering the issues of diagnosis, treatment, and prevention of the most common infectious diseases. The subject of study of infectious diseases is the semiotics of infectious diseases. The program includes the goal and objectives of the discipline, its actuality in contemporary infectology, the list of basic knowledge and skills in all the studied blocks of the discipline.
The lectures cover the most relevant topics in the curriculum and have the problem format, according to a current epidemiologic situation and considering the development of medicine. First, students learns the epidemiologic approach to studying infectious diseases during the practical course works with real clinical cases. The aim of the practical course is acquisition of basic theoretical, methodical and organizational parts of the curriculum. During the course we widely use the opening, mid-term and final forms of control. Students' take-home work includes some topics that cannot be studied in the practical course and controlled by tests, clinical cases and interview methods. An important role is attributed to the internship at the infectious disease hospital department under lecturer's supervision, where students learn to examine patients, distinguish main syndromes, formulate preliminary diagnosis and determine treatment tactics.
Keywords: educational process, training of students, competence, standard, educational department, learning program, infectious diseases, analysis of educational and methodical work, epidemiology, prophylaxis.
Введение
Инфекционные болезни занимают важное место в структуре общей заболеваемости и смертности. Появляются новые инфекции, ухудшается экологическая обстановка, увеличивается миграция населения, изменяется структура практического здравоохранения, растет доля оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе. Необходимо отметить, что на приеме в поликлинике и при посещении на дому инфекционные больные составляют более 35%, а в период эпидемий достигают 80%. Диагностика и дифференциальная диагностика инфекционных болезней становится все более сложной задачей из-за эволюции их клинического течения, широкого распространения микст-инфекций, завозных болезней и появления новых нозологических форм. Кроме этого, существует постоянная угроза чрезвычайных ситуаций природного, социального и военного характера с негативными санитарно-эпидемиологическими последствиями (грипп H1N1 (09), холера, эшерихиозы (EHES, STEC), SARS, геморрагические лихорадки Эбола, Зика и др.). Решение проблемы минимизации проявлений экстремальных событий и ликвидации их эпидемических последствий профессионально и экономически разумными действиями является острой необходимостью в рамках обеспечения безопасности населения муниципалитета, субъекта Российской Федерации, страны в целом [1].
Все это предъявляет возрастающие требования к работе противоэпидемической, микробиологической и инфекционной служб Российской Федерации на всех уровнях государственной системы здравоохранения. Учитывая все вышеизложенное, врач первичного звена должен иметь глубокие знания по всем разделам медицины, в т.ч. в области инфекционных заболеваний [1, с. 32-35; 3; 5]. Преподавание инфекционной патологии в системе высшего профессионального образования является неотъемлемой частью подготовки врача [2].
Анализ учебно-методической работы
Клинической базой для подготовки студентов, интернов, ординаторов, аспирантов и слушателей факультета последипломного обучения врачей Медицинского института Северо-Восточного федерального университета по дисциплине «Инфекционные болезни» является инфекционное отделение ГБУ РС (Я) «Якутская городская клиническая больница». Данная дисциплина преподается сотрудниками кафедры курса инфекционных болезней кафедры инфекционных болезней, фтизиатрии и дерматовенерологии Медицинского института.
В 2005 г. по инициативе профессора М.Н. Алексеевой (1946-2010) была открыта первая в республике кафедра инфекционных болезней, в дальнейшем преобразованная в кафедру инфекционных болезней, фтизиатрии и дерматовенерологии. В настоящее время на курсе инфекционных болезней Медицинского института СВФУ преподают специалисты с многолетним клиническим опытом, проходившие обучение на базе ведущих кафедр инфекционных болезней в Российской Федерации. Результаты научных исследований преподавателей кафедры регулярно докладываются на международных, всероссийских, республиканских конференциях, симпозиумах и конгрессах, а новые достижения активно внедряются в практическую работу инфекционного отделения. Проводится совместная работа инфекционной службы республики с НИИ и кафедрами ведущих учебных заведений РФ [6].
Целью освоения дисциплины «Инфекционные болезни» является подготовка выпускника, ориентированного в вопросах общей и частной инфектологии. В результате изучения базовой части модуля обучающийся должен быть способен и готов использовать в лечебно-диагностической деятельности знания о возбудителях, этиологии, эпидемиологии, патогенезе и клинических проявлениях инфекционных заболеваний; факторах и механизмах противоинфекционной защиты организма; клинико-лабораторных признаках инфекционной патологии, современных методах профилактики и лечения, дифференциальной диагностики; уметь диагностировать инфекционные заболевания и оказывать неотложную врачебную помощь пациентам с инфекционной патологией.
В задачи изучения дисциплины входит обеспечение необходимой информацией для овладения теоретическими знаниями и практическими навыками диагностики инфекционных болезней; приобретение, освоение, закрепление знаний и умений ранней клинической диагностики инфекций, выяснение анамнеза болезни и эпидемиологического анамнеза у больных с инфекционными заболеваниями, обучение основам диагностики специфических осложнений у инфекционных больных и оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
На занятиях по инфекционным болезням студентов знакомят не только с основами инфекто-логии, но и с историей инфекционной службы республики. Опыт работы талантливейших педагогов М.Н. Алексеевой, Л.Е. Гриненко и А.В. Тимченко способствует дальнейшему развитию профессорско-преподавательского состава кафедры и определяет их готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в настоящий момент стандартами и требованиями.
Для обеспечения образовательного процесса разработан учебно-методический комплекс «Инфекционные болезни», который включает в себя учебный план и рабочую программу дисциплины, обеспечивающих воспитание и качество подготовки обучаемых, программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы. При чтении лекций, проведении семинаров и практических занятий широко используются технические средства обучения. Лекционный материал демонстрируется в виде презентаций PowerPoint и частично в форме видеоматериалов. Тематический план лекций включает конкретные нозологические формы, которые являются актуальными для нашей республики в зависимости от сложившейся эпидемиологической ситуации и с учетом современных достижений медицинской науки. Для студентов 6 курса и врачей-терапевтов часть лекций носит обзорный проблемный характер, семинарские занятия включают клинические разборы тематических больных и архивных историй болезни.
Необходимой частью учебного процесса является внеаудиторная самостоятельная работа с изучением и проработкой отечественной и иностранной литературы последних лет, а также методических пособий и материалов кафедры. Практикуется обязательное участие интернов, ординаторов и аспирантов в консультациях, обходах, а также в образовательных мероприятиях кафедры.
Оценка усвоения материала и качества знаний студентов в процессе изучения курса инфекционных болезней проводится в соответствии с разработанной балльно-рейтинговой системой Данная система предусматривает комплексную оценку знаний, умений и навыков при изучении дисциплины. В балльно-рейтинговой системе учитываются посещение и подготовка студентов к занятиям и лекциям, разбор и решение ситуационных клинических задач, проверка знаний с
помощью тестовых заданий. Комплект учебно-методических материалов дисциплины «Инфекционные болезни» размещен в сетевой системе дистанционного образования Moodle Якутского глобального университета (http://yagu.s-vfu.ru) СВФУ, где размещены конспекты и презентации лекций, методические указания к конкретному виду деятельности, тестовые материалы и ситуационные задачи по каждой теме. Предусмотрено несколько уровней тестового контроля: текущий по каждой теме, промежуточный по каждому разделу и итоговый по завершению цикла обучения - экзамен. Результатом освоения дисциплины является определенный набор сформированных профессиональных компетенций, где можно выделить три уровня сформированности: минимальный, базовый и повышенный. Минимальный уровень оценивается «удовлетворительно», базовый - «хорошо», повышенный - «отлично». На основании паспорта компетенций разработаны и применяются контрольно-измерительные материалы для итоговой государственной аттестации в виде ситуационных задач [2].
Заключение
Качество обучения студентов по инфекционным болезням зависит от квалификации преподавателей как врачей-инфекционистов, а также от их педагогической компетентности, где немаловажную роль играют традиционные методы обучения, заложенные педагогами, стоявшими у истоков основания кафедры. Кроме этого, мотивация студентов к обучению оказывает огромное влияние на формирование профессионального статуса будущего врача.
Несомненно, совершенствование высшего медицинского образования обусловлено внедрением новых педагогических и информационных технологий, новых методик обучения. Ком-петентностная основа высшего медицинского образования позволит повысить в дальнейшем конкурентную способность выпускника в соответствии с требованиями рынка труда в современных условиях [2].
Литература
1. Инфекционные болезни: национальное руководство / Под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
2. Кашуба Э.А. Подходы к преподаванию курса инфекционных болезней, детских инфекций и эпидемиологии в профессиональном цикле в рамках ФГОС ВПО III поколения при подготовке студентов медицинского ВУЗа на кафедре инфекционных болезней / Э.А. Кашуба, А.А. Бельтикова, Н.А. Морозов // Наука и образование: современные тренды: коллективная монография / гл. ред. О.Н. Широков. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. - С. 121-136. - (Серия «Научно-методическая библиотека»). - ISBN 978-5-906626-19-6.
3. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе: учебно-метод. пособие / А.И. Артюхина [и др.]: под ред. Е.В.Лопановой. - Электрон. текстовые дан. - М.: Флинта, 2014. - 256 с. [Электронный ресурс].
19. Педагогика: учебное пособие / под ред. Т.И. Пидкасистого. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 511 с.
4. Романцов, М.Г. Педагогические технологии в медицине: учебное пособие / М.Г. Романцов, Т.В.Сологуб. - М.: Гэотар Медиа, 2007. - 111 с.
5. Слепцова С.С. Флагманы инфекционной службы // Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 70-летию инфекционного отделения г Якутска (Якутск, 17 марта 2012). - Якутск, 2012. - С. 96-99.
References
1. Infekcionnye bolezni: nacional'noe rukovodstvo [Infectious diseases: national guidelines]. In Yushchuk N.D., Vengerov Yu.Ya. (eds). - Moscow.: GEHOTAR-Media. 2010. - Pp.32-35.
2. Kashuba Eh.A. Podhody k prepodavaniyu kursa infekcionnyh boleznej, detskih infekcij i ehpidemiologii v professional'nom cikle v ramkah FGOS VPO III pokoleniya pri podgotovke studentov medicinskogo VUZa na kafedre infekcionnyh boleznej [Approaches to the teaching of the course of infectious diseases, children's infections and epidemiology in the professional cycle in the framework of the GEF VPO third generation in the training of medical students at the Department of infectious diseases]. Kashuba Eh.A., Bel'tikova A.A., Morozov
N.A.. Nauka i obrazovanie: sovremennye trendy: kollektivnaya monografiya [Science and education: current trends: the collective monograph]. - CHeboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2014. - Pp. 121-136.
3. Artyuhina A.I. Kompetentnostno-orientirovannoe obuchenie v medicinskom vuze: uchebno-metod. posobie [ Competence-oriented teaching in medical school: teaching method. allowance]. In Lopanova E.V. (ed).
- EHlektron. tekstovye dan. - Moscow. Flinta, 2014. - 256 p.
4. Pedagogika: uchebnoe posobie [Pedagogy: study guide]. Pidkasistogo T.I. (eds), - 3-e izd., ispr. i dop. -Moscow.: Yurajt, 2012. - 511 p.
5. Romancov M.G. Pedagogicheskie tekhnologii v medicine: uchebnoe posobie [Pedagogical technologies in medicine: a tutorial]. M.G.Romancov, T.V.Sologub. - Moscow. Goehtar Media, 2007. - 111 p.
6. Slepcova S.S. Flagmany infekcionnoj sluzhby [Flagships infectious service]. Materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 70-letiyu infekcionnogo otdeleniya [Materials of the interregional scientific-practical conference, dedicated to the 70th anniversary of the Department of infectious].
- Yakutsk, 2012. - Pp. 96-99.