Научная статья на тему 'Основные коммуникативные характеристики современного медико-педагогического дискурса'

Основные коммуникативные характеристики современного медико-педагогического дискурса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / MEDICO-PEDAGOGICAL DISCOURSE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / PROFESSIONAL COMMUNICATION / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / COMMUNICATIVE SKILLS / PEDAGOGIC INTERRELATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клоктунова Наталья Анатольевна, Барсукова Марина Игоревна, Ремпель Елена Александровна, Мальцагов Хаджимурад Мусаевич, Кузьмин Алексей Михайлович

Рассматриваются характерные особенности медико-педагогического дискурса и его коммуникативные, прагмалингвистические и социолингвистические характеристики. Охарактеризованы тенденции его изучения как лингвистического явления, знание которого позволит оптимизировать образовательный процесс в медицинских и фармацевтических вузах.The article presents the research in specific features of medico-pedagogical discourse and its communicative, pragmalinguistic and sociolinguistic characteristics. Tendencies for the study this linguistic phenomenon have been laid out in order to involve the acquired knowledge in optimizing the educational process in medical and pharmaceutical universities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клоктунова Наталья Анатольевна, Барсукова Марина Игоревна, Ремпель Елена Александровна, Мальцагов Хаджимурад Мусаевич, Кузьмин Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные коммуникативные характеристики современного медико-педагогического дискурса»

DOI: 10.25586/RNU.HET.18.05.P.29 УДК 378

Н. А. Клоктунова, М. И. Барсукова, Е. А. Ремпель, Х. М. Мальцагов,

Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского А. М. Кузьмин,

Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова

Основные коммуникативные характеристики современного медико-педагогического дискурса

В контексте задач улучшения качества подготовки медицинских кадров особый интерес представляет исследование характерных особенностей медико-педагогического дискурса [2].

Медико-педагогический дискурс относится к смешанному типу институционального дискурса и подразумевает изучение особенностей профессионального коммуникативного взаимодействия студентов и преподавателей в процессе обучения в медицинских и фармацевтических вузах.

Теория медицинского дискурса в течение последнего десятилетия активно разрабатывалась в трудах отечественных лингвистов В. И. Карасика, Т. В. Кочетко-вой, Л. С. Бейлинсон, В. В. Журы, М. И. Барсуковой, Л. M. Алексеевой, С. Л. Мишлановой. Не осталось без внимания и изучение педагогического дискурса (В. И. Ка-расик, А. К. Михальская, Т. В. Ежова, Ж. В. Милованова и др.).

В центре нашего внимания находятся коммуникативные, прагма-и социолингвистические характеристики медико-педагогического дискурса высшей школы, комплексный анализ которых еще не проведен. Актуальность статьи также обусловлена тем, что:

1) исследование дискурса является одним из самых развивающихся направлений коммуникативной лингвистики;

© Клоктунова Н.А., Барсукова М. И., Ремпель Е

Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского

2) изучение медико-педагогического дискурса, представляющего собой сочетание двух важнейших институциональных дискурсов - медицинского и педагогического, необходимо для повышения уровня коммуникативной подготовки медицинских кадров и оптимизации их профессиональной деятельности.

Теория медико-педагогического дискурса разрабатывает темы устойчивого развития медицинской отрасли, которые дают будущим врачам научные и практические знания о социально-психологических, культурно-образовательных и коммуникативных основах со-

А., Мальцагов Х. М., Кузьмин А. М., 2018

временного общества. Профессиональная коммуникация при этом выступает в качестве обязательной составляющей образовательного процесса в современной медицинской высшей школе [5].

Результаты проведенного исследования могут найти практическое применение в педагогическом процессе медицинских и фармацевтических вузов, а также в специальных учебных и факультативных курсах, посвященных вопросам профессиональной коммуникации, психологии общения, этики и культуры речи.

Материалом для исследования послужил корпус устных текстов, со-

НАТАЛЬЯ

АНАТОЛЬЕВНА

КЛОКТУНОВА

кандидат социологических наук, заведующая кафедрой педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского. Сфера научных интересов: социология медицины, качество образовательной деятельности, педагогика высшей школы, методика преподавания. Автор 28 опубликованных научных работ

\

АЛЕКСЕИ

МИХАЙЛОВИЧ

КУЗЬМИН

ta

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры Саратовского государственного аграрного университета им. Н. И. Вавилова. Сфера научных интересов: вопросы улучшения взаимопонимания в трудовых коллективах, согласованное принятие решений в коллективе, эффективные стратегии коммуникативного поведения. Автор 16 опубликованных научных работ

ЕЛЕНА

АЛЕКСАНДРОВНА РЕМПЕЛЬ

кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского. Сфера научных интересов: речевая коммуникация, профессиональная коммуникация врача, вопросы культуры речи, методики преподавания русского и латинского языков. Автор 12 опубликованных научных работ

МАРИНА

ИГОРЕВНА

БАРСУКОВА

кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского. Сфера научных интересов: речевая коммуникация, медицинский дискурс, профессиональная коммуникация врача, вопросы культуры речи, методики преподавания русского и латинского языков. Автор 37 опубликованных научных работ

ХАДЖИМУРАД МУСАЕВИЧ МАЛЬЦАГОВ

студент 6 курса лечебного факультета Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского. Сфера научных интересов: вопросы повышения качества образования в медицинском вузе. Автор 2 опубликованных научных работ

Рассматриваются характерные особенности медико-педагогического дискурса и его коммуникативные, прагмалингвистические и социолингвистические характеристики. Охарактеризованы тенденции его изучения как лингвистического явления, знание которого позволит оптимизировать образовательный процесс в медицинских и фармацевтических вузах.

Ключевые слова: медико-педагогический дискурс, профессиональная коммуникация, педагогическое взаимодействие, коммуникативные навыки.

The article presents the research in specific features of medico-pedagogical discourse and its communicative, pragmalinguistic and sociolinguistic characteristics. Tendencies for the study this linguistic phenomenon have been laid out in order to involve the acquired knowledge in optimizing the educational process in medical and pharmaceutical universities.

Key words: medico-pedagogical discourse, professional communication, pedagogic interrelation, communicative skills.

бранных в процессе педагогической деятельности в Саратовском государственном медицинском университете им. В. И. Разумовского (видео-, аудио- и письменные записи).

Медико-педагогический дискурс -это сложная динамическая система, которая функционирует в образовательной среде медицинского вуза по строго определенным правилам. Она отвечает за последовательную и системную трансляцию накопленного в образовательном

процессе профильного вуза профессионального и научного опыта (1); за целенаправленную передачу обучающейся аудитории историко-культурных традиций(2).

К свойствам медико-педагогического дискурса относятся динамичность, социальность, инте-гративность, персональность, диа-логичность, контекстуальность, интенциональность, ценностная ориентированность, подвижность и открытость границ относитель-

но других институциональных дискурсов.

Медико-педагогический дискурс характеризуется рядом отличительных признаков. По типовой организации он представляет собой неоднородное образование, обладающее качествами как медицинского, так и педагогического дискурсов и отличающееся их специфической избирательной комбинаторикой. Кроме того, для него типичны вполне определенное жанровое разнообразие, социально-ролевая представленность его постоянных участников, многочисленные коммуникативные техники и приемы передачи информации, а также специфический, хорошо разработанный отраслевой терминологический аппарат, который в течение многих лет находит применение во всех учебных дисциплинах медицинских вузов и в клинической практике.

Среди концептуально значимых теорий, касающихся содержания понятия «дискурс», принято выделять четыре подхода:

1) дискурс как текст, реализованный в определенных условиях с учетом комплекса экстралингвистических параметров;

2) дискурс как процесс общения, реализуемый в ходе различных коммуникативных практик;

3) дискурс как вид речевой коммуникации;

4) дискурс как форма разговорной речи, максимально отклоняющаяся от грамматически и логически стандартного текста.

В рамках образовательного процесса медицинских и фармацевтических вузов находит отражение понимание дискурса как вида речевой коммуникации и как особой формы разговорной речи. При этом он выступает как сложное коммуникативное явление, отражающее динамику использования языка в качестве инструмента профильного педагогического общения и профессионального взаимодействия [1].

Важно подчеркнуть, что медико-педагогический дискурс обладает определенным функциональным на-

значением, структурой и комплексом принципиально значимых характеристик. Он имеет диффузную природу и представляет собой феномен, связанный с педагогической деятельностью и профессиональной коммуникацией.

Основное назначение медико-педагогического дискурса - подготовка высококвалифицированного работника сферы здравоохранения, формирование у него ключевых компетенций, способностей к полноценной социализации в обществе и росту в личностной сфере. В процессе обучения в вузе преподавательский корпус делает все необходимое, чтобы каждый обучаемый мог последовательно, в приемлемой для усвоения форме, в строгом соответствии с рабочими программами по конкретным учебным дисциплинам освоить необходимые знания, определить свой интеллектуальный потенциал и творческие возможности, позволяющие на практике ре-ализовывать свои умения и приобретать новые навыки эффективной коммуникации.

Благодаря изучению медико-педагогического дискурса осуществляются сбор, анализ и систематизация профессиональной информации любой степени сложности как внутри учебного заведения, так и за его пределами, а также обеспечивается необходимый уровень взаимодействия между врачом и пациентом, между коллегами и людьми, связанными по роду своей деятельности со здравоохранением.

Главными участниками медико-педагогического дискурса выступают преподаватели высших учебных заведений (академики, профессора, доценты, старшие преподаватели, ассистенты) и различные группы обучающихся (студенты, аспиранты, ординаторы, слушатели различных курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации). Медико-педагогический дискурс реализуется в образовательном процессе вуза, который проходит в предназначенных для этого помещениях (лекционные ауди-

тории, кабинеты для практических и лабораторных занятий, компьютерные и тренажерные классы, клинические базы университетов). Содержательное наполнение медико-педагогического дискурса находит отражение в педагогическом взаимодействии во время проведения различных консультаций, разноплановых научных конференций, специальных занятий со студентами в период прохождения ими педагогической и производственной практик. Кроме того, его обязательной составляющей является воспитательная работа со студентами на территории вуза, а также в различных социально-культурных учреждениях города и области.

С помощью медико-педагогического дискурса студенты овладевают теоретическим и клиническим образовательным минимумом, формируют у себя необходимые для профессиональной деятельности умения и навыки, способность творчески мыслить и принимать самостоятельные решения в стандартных и нестандартных ситуациях.

Особую значимость медико-педагогический дискурс приобретает за счет органичного сочетания в нем всех видов и способов взаимодействия участников педагогического процесса (дидактическое, социально-педагогическое, воспитательное, межкультурное, межличностное и др.), которое способствует профессиональному становлению и всестороннему развитию личности. В медико-педагогическом дискурсе профильное педагогическое взаимодействие осуществляется в формах:

- индивидуального взаимодействия (между преподавателем и студентом);

- социально-психологического взаимодействия (между преподавателем и студенческой группой, потоком, курсом, факультетом);

- интегрального взаимодействия (воспитательная работа преподавателей вуза, кураторов студенческих групп, тьюторов, учащихся, осуществляемая в рамках меро-

приятий, проводимых не только медицинским вузом, но и другими учебными, культурно-просветительскими центрами города и области).

Центральное место в учебно-педагогическом процессе занимает педагогика сотрудничества, которая позволяет совершенствовать духовные и интеллектуальные потребности всех участников коммуникации. Она способствует не только формированию и становлению личности студента, но и постоянному профессиональному росту педагога, его творческой активности.

Умение сотрудничать с различными национальными, социальными и профессиональными микро-и макрогруппами людей, мастерство воздействия на студенческую аудиторию в течение длительного времени, способность предотвращать конфликты (возможные и реальные), чутко реагировать на социальные вызовы и риски - все это напрямую связано с освоением коммуникативных технологий.

Как известно, язык является универсальным средством общения людей. Только опытный преподаватель, высококвалифицированный специалист, умело владеющий коммуникативными навыками (речевыми, риторическими, общекультурными, дискурсивными), способен передать знания и сформировать у обучающихся коммуникативную компетенцию. Следует особо подчеркнуть, что различные учебные дисциплины и профильные направления подготовки медицинского вуза диктуют преподавателям определенный набор коммуникативных практик. Каждая конкретная профессиональная цель требует определенных коммуникативных техник, которые позволяют добиться необходимых результатов. Для медико-педагогического дискурса такими являются повествование, разъяснение, рассуждение с приведением аргументов, доказательств, критических замечаний.

Опираясь на действующие государственные образовательные

Щ ГРАНИ

Медико-педагогический дискурс на каждом учебном занятии

стандарты и рабочие программы по различным учебным дисциплинам, педагоги высшей школы последовательно формируют универсальные и профессиональные языковые компетенции у выпускников медицинских вузов. Особая ответственность за подготовку лежит на кафедрах гуманитарного блока. В частности, в Саратовском государственном университете имени В. И. Разумов-

ского эту задачу решает кафедра педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации.

В рамках коммуникативного подхода к языку медико-педагогический дискурс оказывается в центре лингвистического анализа как единый текст, погруженный в ситуацию педагогического образовательного процесса медицинского вуза. С од-

ной стороны, он имеет институциональный, ритуализованный, статусный характер, а с другой - его отличает персональность и личностная ориентированность [4].

Таким образом, медико-педагогический дискурс - это предметно-целевая деятельность, в которой содержание каждой коммуникативной формы (лекции, практических занятий, семинаров, консультаций, лабораторных практикумов, научных докладов и сообщений) зависит от главного коммуникативного намерения и ожидаемого результата.

Намеченные тенденции в изучении медико-педагогического дискурса затрагивают теоретические проблемы дискурса как лингвистического явления, определяют концепции его развития, цели, задачи и способы его дальнейшей реализации. Несомненно, что всестороннее изучение медико-педагогического дискурса и его коммуникативных практик будет способствовать формированию компетентного и конкурентоспособного специалиста международного уровня в области здравоохранения, позволит оптимизировать образовательный процесс в медицинских и фармацевтических вузах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барсукова М.И., Кочеткова Т.В. Медицинский дискурс: практика речевого общения // Медицина в системе современных социальных практик. Саратов: Изд -во Сарат. ГМУ им. В. И. Разумовского, 2009. С. 220-248.

2. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.

3. Кочеткова Т.В. Язык как главный инструмент формирования общей и профессиональной культуры врача // Медицинское образование - 2015: сб. тезисов. М.: Изд-во Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, 2015. С. 188-189.

4. Кочеткова Т.В., Ремпель Е.А. Русский язык как средство межнационального общения в современной культурно-речевой ситуации // Развитие отечественной медицины: от земских традиций к цифровым инновациям: бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 104-106.

5. Романцов М. Г., Мельникова И. Ю, Левин Д. Ю, Михайлова Е. В., Клоктунова Н. А, Романовская А. В. Образовательный процесс в медицинском вузе с учетом формирования компетенций // Высшее образование сегодня. 2015. № 3. С. 29-33.

LITERATURA

1. Barsukova M.I., Kochetkova T. V. Medicinskij diskurs: praktika rechevogo obshcheniya // Medicina v sisteme sovremennyh social'nyh praktik. Saratov: Izd-vo Sarat. GMU im. V. I. Razumovskogo, 2009. S. 220-248.

2. Karasik V. I. Yazykovoj krug: lichnost', koncepty, diskurs. Volgograd: Peremena, 2002. 477 s.

3. Kochetkova T. V. Yazyk kak glavnyj instrument formirovaniya obshchej i professional'noj kul'tury vracha // Medicinskoe obrazovanie -2015: sb. tezisov. M.: Izd-vo Pervogo MGMU im. I. M. Sechenova, 2015. S. 188-189.

4. Kochetkova T. V, Rempel'E.A. Russkij yazyk kak sredstvo mezhnacional'nogo obshcheniya v sovremennoj kul'turno-rechevoj situacii // Razvitie otechestvennoj mediciny: ot zemskih tradicij k cifrovym innovaciyam: byulleten' medicinskih internet-konferencij. 2016. T. 6. № 1. S. 104-106.

5. Romancov M. G., Mel'nikova I. Yu, Levin D. Yu, Mihajlova E. V., Kloktunova N. A, Romanovskaya A. V. Obrazovatel'nyj process v medicinskom vuze s uchetom formirovaniya kompetencij // Vysshee obrazovanie segodnya. 2015. № 3. S. 29-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.