Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы педагогического процесса в аспекте применения информационных технологий'

Проблемы и перспективы педагогического процесса в аспекте применения информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ / ПРОГРАММЫ / ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / УСЛОВИЯ / ПРЕИМУЩЕСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / INFORMATION TECHNOLOGIES / EDUCATION / COMMUNICATION TECHNOLOGIES / PROBLEMS OF TRAINING / FEATURES OF TRAINING / PROGRAMS / FACTORS INFLUENCING PROCESS OF INFORMATIZATION OF EDUCATIONAL INSTITUTION / CONDITIONS / ADVANTAGES OF INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьев С.А., Слесарев С.В., Федюков С.В., Терехова М.А., Клоктунов С.А.

В статье рассмотрены проблемы и особенности информатизации высшего образования. Представлены задачи информационных технологий в образовательном процессе. Проанализированы факторы, влияющие на процесс информатизации образовательного учреждения. Для достижения положительных результатов использования информационных технологий в обучении предлагается внедрить в учебный процесс новые предметные программы, которые позволят, определить методы преподавания и условия осуществления учебного процесса. Применение предметных программ предоставят пользователю возможность построения своего алгоритма обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects of pedagogical process in the aspect of application of information technologies

The article deals with the problems and features of Informatization of higher education. The problems of information technologies in the educational process are presented. The main advantage of it is that they contribute to the creation of an effective multi-sensory interactive learning environment with great potential for use by teachers and students. The factors influencing the process of Informatization of educational institutions are analyzed. In order to achieve positive results of the use of information technologies in training, it is proposed to introduce new subject programs in the educational process, which will allow to determine the methods of teaching and the conditions of the educational process. The use of subject programs will provide the user with the opportunity to build their learning algorithm.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы педагогического процесса в аспекте применения информационных технологий»

Проблемы и перспективы педагогического процесса в аспекте применения информационных технологий

С.А. Игнатьев, С.В. Слесарев, С.В. Федюков, М.А. Терехова, С.А. Клоктунов

Саратовский государственный медицинский университет

имени Разумовского В.И., Россия, Саратов

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы и особенности информатизации высшего образования. Представлены задачи информационных технологий в образовательном процессе. Проанализированы факторы, влияющие на процесс информатизации образовательного учреждения. Для достижения положительных результатов использования информационных технологий в обучении предлагается внедрить в учебный процесс новые предметные программы, которые позволят, определить методы преподавания и условия осуществления учебного процесса. Применение предметных программ предоставят пользователю возможность построения своего алгоритма обучения. Ключевые слова: информационные технологии, образование, коммуникационные технологии, проблемы обучения, особенности обучения, программы, факторы влияющие на процесс информатизации образовательного учреждения, условия, преимущества информационных технологий.

Поэтапное внедрение информационных технологий (ИТ) в современном обществе предусматривает информатизацию высшего образования, которая содержит целостную систему методов, программных и технических средств, а так же соответствующих процессов обучения, включающих сбор, обработку, накопление, распространение и использование информационных ресурсов для высококачественной подготовки студентов [1,2]. Задачей информатизации является интенсификация интеллектуальной деятельности преподавателей и студентов на основе широкого применения новых информационных технологий (компьютерные,

телекоммуникационные), которые позволят обеспечить следующие организационно-технические возможности:

- оптимизировать познавательную деятельность студентов при обучении;

- вовлечение всех видов восприятия студентов в мультимедийный контекст и обеспечить их интеллект новым инструментарием;

- сформировать для студентов индивидуальную траекторию обучения;

- привлечь к активному обучению студентов, проявляющих склонность к будущей профессиональной деятельности;

- широко использовать возможности компьютеров, позволяющие индивидуализировать процесс обучения и воспользоваться новыми познавательными средствами;

- повысить интенсивность учебно-воспитательного процесса за счет интерактивного общения студентов и преподавателей с компьютером.

Основным преимуществом ИТ является то, что они способствуют созданию эффективной мультисенсорной интерактивной среды обучения с большими потенциальными возможностями для использования преподавателями и студентами [3]. По сравнению с известными техническими средствами обучения ИТ направлены не только на наполнение студента большим объемом знаний, но и на развитие интеллектуальных способностей студентов, их творческой активности, на самостоятельное приобретение знаний и взаимодействие с различными источниками информации [4,5].

В настоящее время наиболее целесообразным следует рассматривать подход, в соответствии с которым компьютер не противопоставляется преподавателю, а является средством поддержки деятельности педагога [6,7].

В силу того, что процесс проектирования и конструирования целостного компьютеризированного курса представляет собой технологический процесс, то его можно представить в виде блок-схемы представленной на рисунке.

Этапы

1-й этап Поисковые

2-й этап Основной

3-й этап Заклнчп-тельные

Содержание этапов

1 Анализ сущепЕукшшк учебных электронных средств по данной области знаний: оценка их педагогической полезности и принятий решения по созданию целостного компьютеризированного курса; формирование команды «Разработчик*; созданий графика выполнения проекта; 2. Анализ содержания учебного пред:.! ега: отбор и компоновка содержания. котороее палкообразно использовать в пелосном компьютеризированном курсе; т. Форм упироедниг лелей н задач целостного гомпьютерн-зпро ванного курса;

4. Разработка схемы целостного компьютеризированного курса.

1. Подготовка педагогического сценария;

2. Выбор технологии обучения и разработка алгоритма управления учебной деятельностью обучающихся;

Оценка и выбор инструментальной среды и создание отдельных компьютерных программ илп их комплекса;

4. Разработка вспомогательных сервисных программ;

5. Увязка ы компоновка составляющих пелостаого компьютеризированного курса;

6. Разработка системы зашиты пглзстного компьютерпзп-ро ванного ьурса;

7. Экспериментальная проверка целостного компьютеризированного курса в реальном педагогическом процессе:

3. Анализ экспериментальных данных и внесение необходимых изменений в содержание целостного компьютеризированного курса, программное обеспечение, педагогические спенарип и коммуникации.

9. Подготовка методического и документального сопровождения цепоствога компьютеризированного курса;

10. Апробация целостного компьютеризированного курса на экспериментальных площадках и выработка рекомендаций по внедрению в образовательные учреждения, в том числе и в систему дистанционного обучения.

1. Подготовка презентационных материалов (демо-ролпксь презентаций, плакатов);

2. Регистрапия и сертификация целостного компьютерпзп-рс ванного курса;

Организапия выпуска и тиражирования целостного компьютеризированного вурса на различных носителях ин-ф орыации и разм ешенгсе его в ИОС;

Рисунок - Технология создания компьютеризированного учебного

курса

При построении информационно-образовательной среды (ИОС) в вузе необходимо учитывать факторы, влияющих на процесс информатизации

образовательного учреждения (ОУ). При этом можно выделить объективные и субъективные факторы, влияющие на построении ИОС.

Объективные (наличие в ОУ современных средств информатизации; убежденность руководства вуза в необходимости информатизации ОУ; создание в ОУ необходимого дидактического обеспечения; отсутствие нормативно-правового обеспечения нормирования возросших объёмов труда преподавателей при внедрении средств информатизации; реализация мониторинга процесса информатизации ОУ).

Субъективные (готовность студентов и преподавателей к освоению и использованию средств информатизации; компетентность педагога в разработке и внедрению средств информатизации в ОУ; медицинские показатели здоровья студентов и преподавателей; заинтересованность педагогов и студентов в применении средств информатизации в своей дальнейшей профессиональной деятельности).

В результате обеспечивается повышение уровня подготовки специалистов.

Для достижения положительных результатов использования информационных технологий в обучении недостаточно просто внедрить их в учебный процесс, но и необходимо разработать новые учебные программы, предусматривающие применение компьютеров на протяжении всего процесса обучения[8]. Данные учебные программы будут определять соответствующие методы преподавания, указывая состав усваиваемых знаний и их связи, тем самым позволяя сформировать научный стиль мышления, необходимый студентам для освоении учебного материала с использованием информационных технологий. Обеспечить это можно путем сочетания информационных и традиционных методов обучения. Учебные программы должны быть направлены на реализацию возможности студенту

построения индивидуального алгоритма обучения, а не использование готового [9,10].

Положительное влияние на эффективное использование информационных технологий оказывает применение в ВУЗе как информационно-образовательной среды, так и ресурсов дистанционного обучения, которые должны быть грамотно построены для удобства пользования студентами и преподавателями.

Литература

1. Барсукова М.И., Клоктунова Н.А., Шешнева И.В. К вопросу о мотивационной составляющей образовательного процесса в медицинском вузе // За качественное образование: материалы III Всероссийского форума. Саратов: Сарат. гос. мед. ун-т, 2018. C.46-50.

2. Игнатьев С.А., Слесарев С.В., Федюков С.В., Терехова М.А. Вопросы использования информационных технологий в высших учебных заведениях // Инженерный вестник Дона. 2018. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine /archive/n3y2018/5171.

3. Федюков С.В. Формирование стратегии инвестиционной политики предприятия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. // Самарский государственный экономический университет. Саратов, 2008. 20 с.

4. Костина Е.И., Поздникова И.Р. Качество высшего образования: современный этап и тенденции развития // Международный журнал экспериментального образования. 2010. №4. С.28-29.

5. Лежнева М.С. Технология формирования готовности будущих IT-специалистов к межпрофессиональному взаимодействию // Инженерный вестник Дона, 2013, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1563.

6. Жильцова Е.С., Журавлева Н.А., Евдокимова А.И., Евдокимов Н.А. Использование инновационных технологий в СГМУ имени В.И.

Разумовского // Автоматизация и управление в машино- и приборостроении. Сборник научных трудов. Саратов: Саратовский государственный технический университет. 2019. С. 112-114.

7. Ремпель Е.А., Кудашева З.Э., Рамазанова А.Я., Яксанова Е.Г. Опыт использования активных методов обучения в медицинском вузе. // За качественное образование: материалы III Всероссийского форума. - Саратов: Сарат. гос. мед. ун-т, 2018, С.459-463.

8. Fedjukov S.V., Sheshneva I.V., Rodionova T.V.Peculiarities of formation, accumulation and development of human resources in contemporary economic conditions // Modern European Researches. 2018. № 4. С. 58-62.

9. Chandler A.D. Strategy and Structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises. Cambridge, Mass, MIT Press, 1962, 463 p.

10. Harmon P. Business Process Reengineering with Objects - Part 2. Object-Oriented Strategies,1995,vol.5, no 1, pp.1-13.

References

1. Barsukova M.I., Kloktunova N.A. SHeshneva I.V., K voprosu o motivacionnoj sostavlyayushchej obrazovatel'nogo processa v medicinskom vuze. Za kachestvennoe obrazovanie: materialy III Vserossijskogo foruma. Saratov [For quality education: materials of the III All-Russia Forum]: Sarat. gos. med. un-t, 2018. pp. 46-50.

2. Ignatiev S.A., Slesarev S.V., Fedukov S. V., Terechova M. A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2018, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2018/5171

3. Fedyukov S. V. Formirovanie strategii investicionnoj politiki predprijatija. Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata jekonomicheskih nauk. [Formation of investment policy strategy of the enterprise author's thesis for the degree of candidate of economic Sciences]. Samarskij gosudarstvennyj jekonomicheskij universitet. Saratov, 2008, 20 p.

4. Kostina E.I., Pozdnikova I.R. Mezhdunarodnyj zhurnal ehksperimental'nogo obrazovaniya. 2010. №4. pp.28-29.

5. Lezhneva M.S. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1563.

6. ZHil'cova Е.S., ZHuravleva N.A., Еvdokimova A.I., Еvdokimov N.A. Avtomatizaciya i upravlenie v mashino- i priborostroenii. Sbornik nauchnyh trudov. Saratov: Saratovskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet. 2019. pp. 112-114.

7. Rempel' Е.A., Kudasheva Z.E., Ramazanova A.YA., YAksanova Е.G. Za kachestvennoe obrazovanie: materialy III Vserossijskogo foruma. Saratov: Sarat. gos. med. un-t, 2018, pp.459-463.

8. Fedjukov S.V., Sheshneva I.V., Rodionova T.V. Modern European Researches. 2018. № 4. pp. 58-62.

9. Chandler A.D. Strategy and Structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises. Cambridge, Mass, MIT Press. 1962, 463 p.

10. Harmon P. Business Process Reengineering with Objects. Part 2. Object-Oriented Strategies, 1995, vol.5, no 1, pp.1-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.