Научная статья на тему 'Персонализированная педагогическая подготовка кадров высшей квалификации в ординатуре'

Персонализированная педагогическая подготовка кадров высшей квалификации в ординатуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОРДИНАТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КАДРЫ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / PERSONALIZED TRAINING / RESIDENCY / PEDAGOGICAL TRAINING / HIGHLY QUALIFIEDPERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюхина А. И., Чумаков В. И., Кнышова Л. П.

Статья посвящена исследованию проблемы совершенствования педагогической подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре посредством персонализированного обучения. Актуальность заявленной проблемы обусловлена потребностью страны в высококвалифицированных компетентных врачах, уровень педагогической подготовки которых должен соответствовать требованиям профессионального стандарта педагога. Авторы ставят перед собой цель обобщить педагогический опыт курса педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования Волгоградского государственного медицинского университета по персонализированной педагогической подготовке кадров высшей квалификации в ординатуре. На основе методов анализа нормативных документов, теоретического анализа психолого-педагогической литературы и публикаций, проблемного анализа рассматривается современное состояние педагогической подготовки врачей-ординаторов в отечественных медицинских вузах, и обосновываются основные, присущие такой подготовке положения. При использовании методов системного анализа и оценки информации, полученной в процессе теоретического анализа, сравнения, группировки данных, обобщения обозначен комплекс направлений персонализированного обучения педагогике ординаторов медицинского университета основанный на результатах педагогической диагностики. Разработанная система педагогической подготовки ординаторов сочетает все признаки, свойственные персонализированному обучению: мотивацию, совместное созидание, самопознание и социальное строительство. Методы интерпретации полученных в процессе анкетирования данных свидетельствуют об успешной апробации предлагаемой системы. Делаются выводы о том, что педагогическая подготовка врачей-ординаторов в отечественных медицинских вузах находится в состоянии становления и нуждается в совершенствовании. Представлена разработанная и апробированная система персонализированной педагогической подготовки ординаторов, при которой индивидуальная траектория освоения педагогических знаний и умений обуславливается результатами первичной диагностики, комплексом заданий, организацией учебного процесса. Проведено обобщение опыта Волгоградского государственного медицинского университета в персонализированном обучении ординаторов дисциплине «Педагогика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALIZED PEDAGOGICAL TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL IN RESIDENCY COURSE

The article deals with the problem of improving the pedagogical training of highly qualified personnel in residency course through personalized training. The relevance of the stated problem is substantiated by the need for highly qualified competent doctors with the level of pedagogical training meeting the requirements of the professional standard of the pedagogue. The authors aim to generalize the pedagogical experience in personalized pedagogical training of highly qualified personnel in residency course gained by the Department of pedagogy and educational technologies of additional professional education of the Volgograd state medical University. The current state of pedagogical training of residents in domestic medical universities is estimated due to the analysis of normative documents, psychological and pedagogical literature and publications, the problem analysis. The main provisions and statements inherent to such training are justified. Using the methods of system analysis and evaluation of the obtained information in the process of theoretical analysis, comparison, data grouping and generalization, a set of targets for personalized teaching of pedagogy for medical University residents was indicated based on the results of pedagogical diagnostics. The presented system of pedagogical training of residents combines all the features inherent in personalized learning: motivation, cooperative creativity, selfstudy and social construction. Using the method of interpretation of the obtained survey data, the results demonstrating a successful implementation of the proposed system were obtained. Conclusions are drawn that the pedagogical training of resident doctors in Russian medical universities is in a state of formation and needs to be improved. The authors came to the conclusions that the pedagogical training of residents in Russian medical universities is in a state of development and needs further improvement. The article presents a developed and tested system of personalized pedagogical training of residents, in which the individual route of mastering pedagogical knowledge and skills is determined by the results of primary diagnostics, a set of tasks, and the organization of the educational process. The article summarizes the experience of the Volgograd state medical University teaching staff in personalized training of residents in the course of Pedagogy.

Текст научной работы на тему «Персонализированная педагогическая подготовка кадров высшей квалификации в ординатуре»

УДК 378.048.2

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-3-15-19

PERSONALIZED PEDAGOGICAL TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL IN RESIDENCY COURSE

Artyukhina A. I., Chumakov V. I., Knyshova L. P.

Volgograd state medical University, Volgograd, Russian Federation

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ОРДИНАТУРЕ

Артюхина А.И., Чумаков В.И., Кнышова Л.П.

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет», г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы совершенствования педагогической подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре посредством персонализированного обучения. Актуальность заявленной проблемы обусловлена потребностью страны в высококвалифицированных компетентных врачах, уровень педагогической подготовки которых должен соответствовать требованиям профессионального стандарта педагога. Авторы ставят перед собой цель - обобщить педагогический опыт курса педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования Волгоградского государственного медицинского университета по персонализированной педагогической подготовке кадров высшей квалификации в ординатуре. На основе методов анализа нормативных документов, теоретического анализа психолого-педагогической литературы и публикаций, проблемного анализа рассматривается современное состояние педагогической подготовки врачей-ординаторов в отечественных медицинских вузах, и обосновываются основные, присущие такой подготовке положения. При использовании методов системного анализа и оценки информации, полученной в процессе теоретического анализа, сравнения, группировки данных, обобщения обозначен комплекс направлений персонализированного обучения педагогике ординаторов медицинского университета основанный на результатах педагогической диагностики. Разработанная система педагогической подготовки ординаторов сочетает все признаки, свойственные персонализированному обучению: мотивацию, совместное созидание, самопознание и социальное строительство. Методы интерпретации полученных в процессе анкетирования данных свидетельствуют об успешной апробации предлагаемой системы. Делаются выводы о том, что педагогическая подготовка врачей-ординаторов в отечественных медицинских вузах находится в состоянии становления и нуждается в совершенствовании. Представлена разработанная и апробированная система

Abstract. The article deals with the problem of improving the pedagogical training of highly qualified personnel in residency course through personalized training. The relevance of the stated problem is substantiated by the need for highly qualified competent doctors with the level of pedagogical training meeting the requirements of the professional standard of the pedagogue. The authors aim to generalize the pedagogical experience in personalized pedagogical training of highly qualified personnel in residency course gained by the Department of pedagogy and educational technologies of additional professional education of the Volgograd state medical University. The current state of pedagogical training of residents in domestic medical universities is estimated due to the analysis of normative documents, psychological and pedagogical literature and publications, the problem analysis. The main provisions and statements inherent to such training are justified. Using the methods of system analysis and evaluation of the obtained information in the process of theoretical analysis, comparison, data grouping and generalization, a set of targets for personalized teaching of pedagogy for medical University residents was indicated based on the results of pedagogical diagnostics. The presented system of pedagogical training of residents combines all the features inherent in personalized learning: motivation, cooperative creativity, self-study and social construction. Using the method of interpretation of the obtained survey data, the results demonstrating a successful implementation of the proposed system were obtained. Conclusions are drawn that the pedagogical training of resident doctors in Russian medical universities is in a state of formation and needs to be improved. The authors came to the conclusions that the pedagogical training of residents in Russian medical universities is in a state of development and needs further improvement. The article presents a developed and tested system ofpersonalized pedagogical training of residents, in which the individual route of mastering pedagogical

персонализированной педагогической подготовки ординаторов, при которой индивидуальная траектория освоения педагогических знаний и умений обуславливается результатами первичной диагностики, комплексом заданий, организацией учебного процесса. Проведено обобщение опыта Волгоградского государственного медицинского университета в персонализированном обучении ординаторов дисциплине «Педагогика».

Ключевые слова: персонализированное обучение, ординатура, педагогическая подготовка, кадры высшей квалификации.

knowledge and skills is determined by the results of primary diagnostics, a set of tasks, and the organization of the educational process. The article summarizes the experience of the Volgograd state medical University teaching staff in personalized training of residents in the course of Pedagogy.

Keywords: personalized training, residency, pedagogical training, highly qualifiedpersonnel.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1]. Васильева Е.Ю. Педагогика в клинической практике врача : учебное пособие / Е.Ю. Васильева, М.Ю. Гайкина, Т.В. Тагаева. — Архангельск : Издательство Северного государственного медицинского университета, 2017. — 118 с.

[2]. Гринько Е.Н. Педагогика в подготовке врачей-педиатров на уровне ординатуры/ Е.Н. Гринько //Вопросы современной педиатрии. — 2018. — № 17 (1). — С. 16-18.

[3]. Лях Ю.А. Модель организации персонализированного обучения школьников / Ю.А. Лях // Ярославский педагогический вестник. — 2019. — № 3 (108). — С. 16-20.

[4]. Мандриков В.Б. Педагогическое знание в структуре непрерывного медицинского образования/ В.Б. Мандриков, А.И. Артюхина // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. — 2017. — Т. 19. — № 2. — С. 61-63.

[5]. Петрова В.Н. Роль педагогики в процессе обучения ординаторов / В.Н. Петрова // Медицинское образование и вузовская наука. — 2017. — № 1 (9). — С. 39-42.

[6]. Тельнюк И. В. Роль педагогики в повышении квалификации врачей на этапе постдипломного обучения / И.В. Тельнюк // Человек и образование. — 2013. — № 4 (37). — С. 63-65.

REFERENCES

[1]. Vasil'eva E.Yu, Pedagogika v klinicheskoi praktike vracha : uchebnoe posobie / E.Yu. Vasil'eva, M.Yu. Gaikina, T.V. Tagaeva. — Arkhangelsk : Izda-tel'stvo Severnogo gosudarstvennogo med-itsinskogo universiteta. — 2017. — 118 p.

[2]. Grinko E.N. Pedagogy in medical residency training of pediatricians / E.N. Grinko // Voprosy sov-remennoi pediatrii — Current Pediatrics. — 2018. — № 17 (1). — P. 16-18.

[3]. Lyakh Yu. A. The Model of Personalized Learning Organization in Modern School / Yu. A. Lyakh // Yaroslav Pedagogical Bulletin. — 2019. — № 3 (108). — P. 16-20.

[4]. Mandrikov V.B. Pedagogical knowledge in the structure of continuing medical education / V.B. Mandrikov, A. I. Artyukhina // Health & millennium Education. — 2017. —V.19. — № 2. — P. 61-63.

[5]. Petrova V.N. The role of pedagogy in teaching or-dinators / V.N. Petrova // Meditsinskoe obrazovanie i vuzovskaya nauka. — 2017. — № 1(9). — P. 3942.

[6]. Telnyuk I.V. The role of pedagogy in training at the post-graduate stage / I.V. Telnyuk // Chelovek i obrazovanie. — 2013. — № 4 (37). — P. 63-65.

Artyukhina A.I. — SPIN-ID: 1733-7173; ORCID ID: 0000-0003-1004-6697 Chumakov V.I. — SPIN-ID: 4188-6128; ORCID ID: 0000-0002-3119-9337 Knyshova L.P.— SPIN-ID: 3758-7589; ORCID ID: 0000-0001-6002-1231

Author Contributions. Artyukhina A. I.— literature review, writing a text; Chumakov V. I. — statistical data processing; Knyshova L. P.— collection and processing of materials, research concept and design. Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Артюхина А.И. — SPIN-код: 1733-7173; ORCID ID: 0000-0003-1004-6697 Чумаков В.И. — SPIN-код: 4188-6128; ORCID ID: 0000-0002-3119-9337 Кнышова Л.П.— SPIN-код: 3758-7589; ORCID ID: 0000-0001-6002-1231

Вклад авторов. Артюхина А.И.— обзор литературы, написание текста; Чумаков В.И.— статистическая обработка данных; Кнышова Л.П. — сбор и обработка материалов, концепция и дизайн исследования. Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Введение. Высшее медицинское образование в Российской Федерации призвано удовле-

творить потребность страны в высококвалифицированных компетентных врачах, что нашло отражение в приоритетном проекте "Обеспечение

здравоохранения квалифицированными специалистами" государственной программы «Развитие здравоохранения» (утверждена постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1640, вступила в силу с 1 января 2018 г.). Дисциплина «Педагогика» реализуется согласно ФГОС ВО для всех направлений третьего уровня - подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре в рамках базовой части Блока 1, а объем и содержание определяются образовательной организацией самостоятельно. Несмотря на то, что количество часов в программах ординаторов по педагогике несопоставимо меньше, чем у аспирантов, в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» предусмотрены равные права для выпускников клинической ординатуры и аспирантуры реализовывать образовательную деятельность в высшей медицинской школе. Выявленные нами ранее потребности молодых врачей в педагогических знаниях не закрывают всего проблемного поля выбора содержания и организации педагогической подготовки ординаторов, что актуализирует необходимость в данном исследовании [4].

Цель настоящего исследования - обобщить педагогический опыт Волгоградского государственного медицинского университета по персонализированной педагогической подготовке кадров высшей квалификации в ординатуре.

Материалы и методы. Эмпирической базой исследования являлся Волгоградский государственный медицинский университет. Выборка составила 106 клинических ординаторов разных направлений профессиональной подготовки изучающих дисциплину «Педагогика» на курсе педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования. В работе использованы методы теоретического познания наблюдения, системного анализа и оценки информации, сравнения, анкетирования, группировки данных, обобщения.

Результаты и обсуждение. Анализ нормативных документов, психолого-педагогической литературы и публикаций, свидетельствует, что педагогическая подготовка врачей-ординато-

ров в отечественных медицинских вузах находится в состоянии становления, нуждается в совершенствовании и ей присущи следующие характеристики [1, 5, 6].

1. Педагогические составляющие рассматривают среди важнейших компонентов в модели деятельности врача. Результаты психолого-педагогической подготовки представлены как универсальными компетенциями, в частности УК-3: «готовность ординатора к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование», так и профессиональными компетенциями. При подготовке ординаторов по разным специальностям суть профессиональных компетенций заключается, несмотря на разные шифры, в содержании педагогических элементов, например, в готовности к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих [1,2].

2. Формирование компетенций согласно ФГОС ВО представлено в рабочих программах и соответствующих им учебных и учебно-методических пособиях по педагогике для ординаторов 1 курса всех специальностей в компетентностно-деятельностном формате с опорой на современные интерактивные технологии.

3. Теоретическая часть педагогической подготовки ординаторов включает разделы: медицинская дидактика, в том числе представления о сути здорового образа жизни, об основах самосохранения у пациентов и обучении такой деятельности, образовательные технологии, применяемые в работе с разным контингентом (пациенты, младший и средний медицинский персонал, коллеги, студенты), воспитание с акцентом на самовоспитание.

4. Практикум по педагогике нацелен на решение актуальных проблем поведения врача при профессиональном общении, конфликтов и их предотвращения в медицине, формирование

коммуникативной компетентности у ординаторов, что способствует переводу знаний ординаторов из теоретической в практическую плоскость.

Работа с ординаторами по освоению предметно-методических умений, компетенций и мо-тивационной готовности к педагогической работе выстраивалась на семинарах соответственно результатам диагностики с использованием персонализированного обучения, предназначенного для «ускорения обучения путем его адаптации к потребностям и навыкам отдельных лиц в процессе выполнения требований учебной программы» [3,с.17]. Из 106 ординаторов лишь 7,5% при ответе на открытый вопрос о необходимости педагогики для врачей-ординаторов отметили три значения: педагогические знания и умения нужны для выполнения профессиональных обязанностей (коммуникация и обучение), для профессионально-личностного развития (непрерывное медицинское образование), для дома, для семьи (воспитание детей). Ответы ординаторов, посвященные освоенным на предыдущем этапе обучения педагогическим умениям, ранжированы: наиболее слабыми оказались - рефлексивные умения, затем коммуникативные умения, навык целеполагания. Рефлексией своей профессиональной деятельностью занимались ежедневно только 39,6%, раз в неделю -22,6%, иногда 28,3% и не занимались 11,3% респондентов.

Персонализированное обучение ординаторов заключалось, во-первых, в том, что помимо общих заданий практикума, заданий для самостоятельной работы, творческих заданий, вопросов для размышления, предназначенных для всех обучающихся группы, ординаторы получали индивидуальные задания позволяющие восполнить дефицит знаний и умений присущий конкретному ординатору. Причём речь идёт не о разноуровневой подготовке с использованием дифференцированных по сложности заданий, а о комплексе заданий, работа над которыми способствует ликвидации пробелов подготовки именно данного ординатора и отвечает его образовательным потребностям, высказанным в процессе анкетирования.

Во-вторых, персонализированное обучение ординаторов основывалось на компетент-ностно-деятельностном и личностно-ориентиро-

ванном подходах и реализовывалось при проведение семинарских занятий по педагогике в процессе совместного созидания. Например, ординаторы, редко или никогда не занимавшиеся ранее рефлексивной деятельностью осуществляли её как после выполнению конкретных заданий, так и в конце занятия с использованием разных методик. Рефлексивную деятельность ординаторов сочетали с оценочной, поскольку каждый анализировал не только свои недостатки и достижения, но давал самооценку. В процессе дискуссии ординаторы вырабатывали критерии оценки и обосновывали оценку ответа товарища. Ординаторы разрабатывали оценочные средства, создавали электронные образовательные ресурсы.

В-третьих, самопознание ординаторы осуществляли путём психолого-педагогической самодиагностики, поскольку лишь знание слабых и сильных сторон своей личности поможет увидеть пути самосовершенствования.

В-четвёртых, ответственность ординаторов за персонализированное обучение педагогике и формирование компетенций вырабатывали в проектной деятельности. Ординаторы выбирали тему проекта «Методическое указание для проведения занятия», при этом самостоятельно обосновывали кого, чему, как обучать. Защита индивидуальных проектов завершала обучение, а свободная дискуссия подводила итоги освоения ординаторами педагогики.

Все ординаторы отметили удовлетворённость организацией процесса обучения педагогике (95,3% полностью удовлетворены, 4,7 % удовлетворены в большей мере). Результаты изучения дисциплины «Педагогика» по ответам ординаторов ранжированы таким образом: 98% респондентов указали возросшую уверенность в своей готовности к осуществлению педагогической деятельности по образовательным программам среднего и высшего медицинского образования; 91% обучающихся проявили готовность к личностно-профессиональному развитию (составление краткосрочной и долгосрочной программы саморазвития, участия в НМО); 90,5 % ординаторов обратили внимание на понимание пациента как личности в лечебно-диагностическом процессе, отметили, что взгляд на взаимодействие с врачом с позиции пациента помог 85

% обрести уверенность в корректности общения с пациентами, в том числе в сложных клинико-педагогических ситуациях. Работа по индивидуальным заданиям позволила уделить больше внимания на решение своих образовательных проблем, дала представление о важности постоянного целеполагания и рефлексивно-оценочной деятельности и сформировала навык такой деятельности, при этом все ординаторы собираются использовать полученные знания и умения в профессиональной практике. Интересно, что мотивация к изучению педагогики, составлявшая на входном контроле 6,6% возросла до 79,2%, причём 3,7% ординаторов предложили увеличить объём изучения педагогики до двух зачётных единиц. Представленная система персонализированной педагогической подготовки ординаторов, со-

четает все признаки, свойственные персонализированному обучению: мотивацию, совместное созидание, самопознание и социальное строительство [3].

Выводы. Педагогическая подготовка врачей-ординаторов в отечественных медицинских вузах находится в состоянии становления и нуждается в совершенствовании. Представлена разработанная и апробированная система персонализированной педагогической подготовки ординаторов, при которой индивидуальная траектория освоения педагогических знаний и умений обуславливается результатами первичной диагностики, комплексом заданий, организацией учебного процесса. Проведено обобщение опыта Волгоградского государственного медицинского университета в персонализированном обучении ординаторов дисциплине «Педагогика».

Ответственный за переписку: Артюхина Александра Ивановна — доктор педагогических наук, руководитель курса педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет», Волгоград, Российская Федерация,

e-mail: alexandraiart2591@gmail. com

Corresponding Author: Artyukhina Alexandra Ivanovna — Ph.D , Chair, Department of pedagogy and educational technologies of additional professional education, Volgograd state medical University, Volgograd, Russian Federation, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.