Научная статья на тему 'Педагогика в подготовке врачей-педиатров на уровне ординатуры'

Педагогика в подготовке врачей-педиатров на уровне ординатуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2383
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ОРДИНАТУРА / ПОДГОТОВКА ВРАЧА-ПЕДИАТРА / PEDAGOGY / RESIDENCY / TRAINING OF A PEDIATRICIAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гринько Елена Николаевна

В подготовке современного врача-педиатра предусмотрено изучение дисциплины «Педагогика» в ординатуре по специальности 31.08.19 «Педиатрия». Актуальность такой подготовки будущего врача сегодня ни у кого не вызывает сомнения. В настоящее время накоплен опыт изучения данной дисциплины в современных отечественных медицинских вузах. Вместе с тем эта работа требует дальнейшего совершенствования и обмена опытом с коллегами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGY IN MEDICAL RESIDENCY TRAINING OF PEDIATRICIANS

The training program for a modern pediatrician involves the study of Pedagogy in medical residency in specialty 31.08.19 Pediatrics. The urgency of such training for the future doctor is uncontroversial today. Currently the experience of studying this discipline has been gained in Russian medical universities. At the same time this work requires further improvement and exchange of experience with colleagues.

Текст научной работы на тему «Педагогика в подготовке врачей-педиатров на уровне ординатуры»

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

DOI: 10.15690/vsp.v17i1.1852 Е.Н. Гринько

Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток, Российская Федерация

Педагогика в подготовке врачей-педиатров на уровне ординатуры

Контактная информация:

Гринько Елена Николаевна, кандидат культурологии, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ТГМУ

Адрес: 690002, Приморский край, Владивосток, пр-т Острякова, д. 2, тел.: +7 (423) 245-17-56, e-mail: [email protected]

Статья поступила: 04.01.2018 г., принята к печати: 26.02.2018 г.

В подготовке современного врача-педиатра предусмотрено изучение дисциплины «Педагогика» в ординатуре по специальности 31.08.19 «Педиатрия». Актуальность такой подготовки будущего врача сегодня ни у кого не вызывает сомнения. В настоящее время накоплен опыт изучения данной дисциплины в современных отечественных медицинских вузах. Вместе с тем эта работа требует дальнейшего совершенствования и обмена опытом с коллегами. Ключевые слова: педагогика, ординатура, подготовка врача-педиатра.

(Для цитирования: Гринько Е. Н. Педагогика в подготовке врачей-педиатров на уровне ординатуры. Вопросы современной педиатрии. 2018; 17 (1): 16-18. doi: 10.15690/vsp.v17i1.1852)

АКТУАЛЬНОСТЬ

Необходимость педагогической составляющей в подготовке будущего врача на всех этапах его обучения, в том числе и на высшем, сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Более того, она включена в Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (подготовка кадров высшей квалификации) практически всех специальностей ординатуры. Среди видов профессиональной деятельности, к которым готовят выпускников, освоивших программу ординатуры по специальности 31.08.19 «Педиатрия», названы профилактическая, диагностическая, лечебная, реабилитационная, психолого-педагогическая и организационно-управленческая. Для осуществления всех этих видов деятельности необходимы педагогические знания и умения в большей или меньшей степени, что нашло свое отражение в формулировке соответствующих компетенций.

Так, универсальная компетенция УК-3 прямо предусматривает «готовность ординатора к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование» [1]. А профессиональная компетенция, необходимая для психолого-педагогической деятельности, определена как «готовность к формированию у населения, пациентов и членов их

семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-9)» [1].

Среди универсальных компетенций может быть также выделена компетентность УК-2, имеющая образовательные и воспитательные аспекты: «готовность к управлению коллективом, готовность толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия» [1].

Лечебный и профилактический вид деятельности предполагают также формирование компетенций, имеющих психолого-педагогические аспекты, поскольку и лечение, и профилактика связаны с общением с пациентами и их представителями, с группами населения в условиях повседневности и в чрезвычайных ситуациях; с обучением детей, подростков и взрослых людей определенным действиям по уходу за больными и при выполнении назначений врача; с воспитанием у пациентов правильного отношения к своему здоровью, к ведению здорового образа жизни. Это такие профессиональные компетенции, как ПК-1, ПК-6 и ПК-7 [1].

Как видим, элементы психолого-педагогической подготовки «встроены» в модель деятельности врача-педиатра и представляют собой одну из важнейших ее составляющих.

Следует обратить внимание на две стороны этого вопроса при педагогической подготовке врача-педиатра в ординатуре.

16

Elena N. Grinko

Pacific State Medical University, Vladivostok, Russian Federation

Pedagogy in Medical Residency Training of Pediatricians

The training program for a modern pediatrician involves the study of Pedagogy in medical residency in specialty 31.08.19 Pediatrics. The urgency of such training for the future doctor is uncontroversial today. Currently the experience of studying this discipline has been gained in Russian medical universities. At the same time this work requires further improvement and exchange of experience with colleagues.

Key words: pedagogy, residency, training of a pediatrician.

(For citation: Grinko Elena N. Pedagogy in Medical Residency Training of Pediatricians. Voprosy sovremennoi pediatrii — Current Pediatrics. 2018; 17 (1): 16-18. doi: 10.15690/vsp.v17i1.1852)

Во-первых, необходимо помочь будущему врачу освоить ряд важных знаний, умений, навыков и компетенций педагогического характера, чтобы он грамотно и более эффективно осуществлял свою деятельность по отношению ко всем категориям лиц, оказывающихся в поле его профессионального внимания, обучал и воспитывал. А, во-вторых, обучение в ординатуре должно предусматривать элементы воспитания, образования, обучения и развития личности самого ординатора и с позиции науки, и с позиции выработки у него педагогически значимых качеств личности.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ НА ВЫСШИХ УРОВНЯХ

ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время в программу ординатуры и аспирантуры включена дисциплина «Педагогика», что является продолжением психолого-педагогической подготовки будущего врача, осуществляемой на 1-6-х курсах. Проводятся научные исследования по указанным проблемам, накоплен опыт педагогической подготовки будущих врачей разных специальностей на высших уровнях обучения, в том числе и по педиатрии.

Так, Е. Ю. Васильева и соавт., обобщая результаты научных исследований по данному вопросу, в предлагаемом учебном пособии говорят о том, что «в системе практического здравоохранения потребность в психолого-педагогической подготовке специалистов-медиков ощущалась уже давно», что претензии к медикам в большинстве случаев касаются не столько профессиональных знаний и умений, сколько качества общения, взаимоотношений врача и пациента, умения выслушать, понять, объяснить, выразить сочувствие [2]. Это с одной стороны. С другой — объяснение этому ученые видят в преобладании патогенетической парадигмы в медицинском образовании: студент в период обучения в вузе все свое внимание направляет на понимание того, как «люди заболевают, болеют и умирают», и плохо представляет себе, как не заболевают и выздоравливают [2]. Кроме того, препятствием на «пути успешного обучения и воспитания пациентов самосо-хранительному поведению» ученые считают «слабо выраженную мотивацию врачей на психолого-педагогическую деятельность при недостаточной готовности к ней» [2]. Авторы в данном пособии, адресованном ординаторам, обобщают и практический опыт, раскрывают содержание, педагогические задачи и технологии психолого-педагогической работы врача с пациентом.

В качестве примера современного подхода к подготовке врачей-ординаторов в области педагогики можно привести опыт кафедры педагогики и психологии факультета последипломного образования Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И. П. Павлова. Описывая этот опыт, И. В. Тельнюк отмечает: «Курс «Педагогика» для слушателей-врачей в постдипломном обучении преследует основную цель — подготовку клинициста к самостоятельной педагогической деятельности, которая интегрирована в его непосредственную профессиональную деятельность и не мыслится без формирующихся особенностей отношений с субъектами лечебно-педагогической ситуации, куда включены врач и другой медицинский персонал, больной и его родные и близкие» [3]. Практическая направленность курса, формирование педагогических навыков в работе с пациентами, освоение основных понятий педагогики обучения и психологии общения, выполнение тестовых заданий, предусматривающих анализ представлений врача о личности больного, о его готовности к сотрудничеству

с врачом, дают, по мнению автора, положительные результаты. Об этом же свидетельствуют и исследования, проведенные в группах слушателей по завершении курса [3].

Таким образом, необходимость включения педагогики в программу подготовки ординаторов в качестве основной (а не вариативной) дисциплины признана всеми, подготовка эта осуществляется на современном этапе в медицинских вузах, имеются научные теоретические исследования и практический опыт ее реализации. Вместе с тем теоретические исследования в этой области, безусловно, требуют своего продолжения, а практический опыт — дальнейшего накопления.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПЕДАГОГИКА» В ТГМУ НА УРОВНЕ ОРДИНАТУРЫ

В учебном плане ординатуры по специальности 31.08.19 «Педиатрия» Тихоокеанского государственного медицинского университета дисциплине «Педагогика» отдано 36 ч, из них 26 — на самостоятельную работу. В остальные часы осуществляются практические занятия и контроль над самостоятельной работой студентов.

Содержание разделено на 4 блока:

• Педагогика как наука;

• Воспитание в системе педагогики;

• Обучение и развитие в системе педагогики;

• Педагогическая коммуникация.

Поскольку на предыдущих ступенях обучения студенты уже имели дело с педагогикой, мы опираемся на имеющиеся представления и знания, однако при этом обращаемся к этой науке как целостной сфере с ее важнейшими категориями, понятиями, закономерностями и принципами.

В разделе «Педагогика как наука» раскрываем методологию и современную научную парадигму, подходы к изучению педагогической реальности, место медицинской педагогики в сфере педагогического знания, цели, задачи и категории педагогики, особенности педагогического процесса. При этом обращаем внимание ординаторов на то, что педагогическая действительность находится не за «семью морями»: она окружает нас дома и на работе и существует независимо от нашего желания, поэтому ее необходимо знать, понимать ее влияние, участвовать самим в педагогическом процессе — там, где возникает потребность в образовании, воспитании, обучении и развитии — самих ли себя, подчиненных, своих пациентов или различных групп населения. Основная цель современной педагогики — «всемерное способствование цивилизованной самореализации каждого человека в жизни и развитию общества, создающего условия для этого» [4]. А среди множества определений основных категорий педагогики (образование, воспитание, обучение и развитие) выделяем такие, которые наилучшим образом передают актуальные задачи педагогики.

Образование — это «обогащение человека системой фундаментальных (глубоких, научных, систематизированных, разнообразных) знаний и соответствующих умений, качеств и способностей, отвечающих современному уровню культуры и цивилизации» [4]. Воспитание — «формирование важнейших социальных качеств человека как личности, гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей (духовных, нравственных, мировоззренческих, патриотических, правовых, культурных, эстетических, этических, трудовых и др.), а группы — как социальной ячейки общества» [4]. Развитие — «количественные и качественные изменения в личности и человеческой общности, ведущие к повышению уровня их возможностей в достижении жизненного успеха» [4]. Обучение — «формирование у людей знаний, навыков и умений по отдельным

00 и о

а.

5

ч

ш

ш а. ш О

и

и о а. с О Ей

17

n a x о о a n a и m oc

n

M

a о

R S

a н n s ч

V с

ОС

и

X

J ^

и

о о

вопросам жизнедеятельности, труда, учебным предметам и их комплексам, сферам окружающего мира и жизни, видам деятельности» [4]. Обращаем внимание на то, что любое, например, воспитывающее действие осуществляется в единстве с обучением, образованием и развитием, а также в структуре педагогического процесса, у которого есть свои закономерности и которые необходимо знать и учитывать, если мы хотим добиться результата.

Раздел «Воспитание в системе педагогики» предусматривает учет особенностей процесса воспитания как сложного, многофакторного, динамичного, длительного и непрерывного явления со своими этапами. Этапы воспитания — это стадии формирования сознания, убеждений, чувств, навыков и привычек поведения. Это значит, например, что одного слова, сказанного врачом, недостаточно: не стоит надеяться в просветительской работе только на правильные слова. Пока нет убеждения, пока не прочувствовано человеком что-то как нечто родное, приятное, полезное, пока это нечто не обрело характер навыка и привычки поведения, нет и воспитательного результата. Ведя разговор о видах и задачах воспитания, мы разбираем с ординаторами те из них, что имеют первостепенное значение для его формирования как врача-педиатра; особое внимание обращаем на самовоспитание, на его приемы и формы.

В разделе «Обучение и развитие в системе педагогики» отмечаем преимущественно те принципы (сознательности и активности, наглядности, прочности, научности, доступности и др.), на которых должно строиться обучение детей и взрослых определенным лечебным и профилактическим действиям; соблюдаем те правила, благодаря которым эти принципы будут работать; отбираем те методы (словесные, наглядные, практические), которые можно использовать в обучении разных категорий пациентов.

Раздел «Педагогическая коммуникация» дает возможность рассмотреть особенности педагогической профессии и свойства педагога как личности и профессионала и найти черты сходства с врачебной деятельностью и фигурой врача. Педагогическая профессия, как и профессия врача, относится к типу «Человек-Человек». В психологической структуре личности учителя и врача могут быть выделены общегражданские, нравственно-психологические и другие качества и способности, необходимые для успешного общения и продуктивной деятельности в целом. Современные научные исследования подтверждают зависимость эффективности лечения от качества взаимодействия врача и пациента. Поэтому в данном разделе речь идет о стилях педагогического (врачебного) общения и типах общения монологического и диалогического режимов. Отводится место и коммуникативной речевой культуре педагога (и врача).

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА»

Для изучения дисциплины «Педагогика» в ординатуре по специальности 31.08.19 «Педиатрия» разработаны учебно-методические комплексы, включающие Федеральный государственный образовательный стандарт специальности, рабочую учебную программу, методические рекомендации для преподавателей по проведению практических занятий, методические рекомендации для ординаторов по подготовке к практическим занятиям, методические рекомендации для ординаторов по самостоятельной работе, а также кейсы (от англ. саве — описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д.), содержащие необходимые материалы. В кейсах предусмотрены информационный материал (организационный и теоретический) для подготовки к занятиям и зачету; готовые ситуационные задачи и ситуационные задачи с прилагаемыми требованиями и указаниями для самостоятельного составления, где необходимо продемонстрировать вариант решения, а также различные задания, которые надо выполнить, опираясь на теоретический материал; вопросы дискуссионного характера.

На практических занятиях обсуждаются все задания, решение ситуационных задач и дискуссионные вопросы, при этом используются индивидуальные выступления и работа в малых группах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение дисциплины «Педагогика» на уровне ординатуры происходит с учетом специфики медицинской сферы как области деятельности будущего педиатра, с учетом обучающего, развивающего, образовывающего и воспитывающего потенциала педагогики.

ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ

Не указан.

FINANCING SOURCE

Not specified.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Автор статьи подтвердил отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.

CONFLICT OF INTERESTS

Not declared.

ORCID

Е. Н. Гринько https://orcid.org/0000-0002-7095-9132

18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. fgos.ru [интернет]. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Подготовка кадров высшей квалификации [доступ от 16.12.2017]. ^е<^егаГпу| gosudarstvennyi 0Ьга20Уа1е1'пу| standart vysshego obrazovaniya. Uroven' vysshego obrazovaniya. Podgotovka ка<пэт vysshei kvalifikatsii. (1п Russ).] Доступ по ссылке http://www. fgos.ru.

2. Васильева Е.Ю., Гайкина М.Ю., Тагаева Т.В. Педагогика в клинической практике врача. Учебное пособие. — Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета; 2017. — 118 с. [Vasil'eva EYu, Gaikina МЛи Tagaeva IV. Pedagogika v klinicheskoi praktike vracha. Uchebnoe posobie.

Arkhangelsk: Izd-vo Severnogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta; 2017. 118 p. (In Russ).]

3. Тельнюк И.В. Роль педагогики в повышении квалификации врачей на этапе постдипломного обучения // Человек и образование. — 2013. — № 4 — C. 63-65. [Telnyuk IV. The role of pedagogy in doctors' training at the post-graduate stage. Chelovek i obrazovanie. 2013;(4):63-65.(In Russ).]

4. Столяренко А.М. Психология и педагогика. Учебноe пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА; 2008. — 527 c. [Stolyarenko AM. Psikhologiya i pedagogika. Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. 2nd ed. Moscow: YUNITI-DANA; 527 p. (In Russ).]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.