петенций преподавателя для обеспечения инновационного подхода непрерывного медицинского образования на современном этапе // Педагогические науки. 2013. № 2. [Электронный ресурс] - Режим доступа. URL: www.science-education.ru/108-8888
3. Бухарина Т. Внедрение инновационных технологий в педагогический процесс медицинского вуза // Врач: научно-практический журнал - 2011. - № 10. - С. 71-73.
4. Есауленко И.Э., Пашков А.Н., Плотникова И.Е. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе: учебное пособие. Воронеж. 2011. - 384 с.
5. Инновационные технологии в формировании научного мышления студентов медицинского ВУЗа // Сборник научно методических трудов. Киров 2013. - 198 с.
6. Кудрявая Н.В. Педагогика в медицине / Под ред. проф. Н.В. Кудрявой М.: «Академия», 2012. -2-е издание. - 22 с.
7. Новикова О.Н. Вопросы медицинского образования / О.Н. Новикова // Вятский медицинский вестник. - 2011. - № 3-4. - С. 71-72.
8. Рябова Е.А., Настаушева Т.Л. Применение инновационных подходов обучения на кафедре госпитальной и поликлинической педиатрии // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XL междунар. науч.-практ. конф. № 5 (40). - Новосибирск: СибАК, 2014.
9. Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Вклад коллективов кафедр СГМА в совершенствование преподавания клинических, медико-биологических и гуманитарных дисциплин / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ. 2015. - № 2 - 287 с.
УДК 616-053.2:378.147+614.252:374.6
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГОЙ КАК ИНСТРУМЕНТ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ НЕОНАТОЛОГИЯ И ПЕДИАТРИЯ
Алимова И.Л., Ибатулин А.Г., Каландия М.Р., Новикова О.Б., Пашинская Н.Б., Плеска-чевская Т.А.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28
Резюме. На основании анализа анкетирования 30 врачей педиатров и неонатологов, получивших профессиональную подготовку в интернатуре и ординатуре в период с 1980 г. по 2015 г., предложены конкретные меры по улучшению качества подготовки кадров высшей квалификации: внедрение тренингов с применением симуляторов, расширение электронных информационно-образовательных ресурсов, дистанционных технологий, междисциплинарных модулей вариативной части программы, способов проведения клинической практики. Ключевые слова: образовательная услуга, ординатура, симуляционное обучение, дистанционные технологии, междисциплинарные модули.
SATISFACTION OF CONSUMERS OF THE EDUCATIONAL SERVICE AS A TOOL TO IMPROVE THE QUALITY OF THE PERSONNEL OF HIGHER QUALIFICATION TRAINING IN THE SPECIALTIES OF NEONATOLOGY AND PAEDIATRICS
AlimovaI.L., IbatulinA.G., KalandiaM.R., NovikovaO.B., PashinskayaN.B., Pleskachevs-kaya A.T.
Smolensk State Medical University,
28, Krupskaya St., Smolensk, Russia, 214019
Summary. Based on the analysis of the survey of 30 pediatricians and neonatologists who have had training in internship and residency in the period from 1980 to 2015, the authors developed specific measures to improve the quality of training of highly qualified personnel. The article describes the following specific measures: implementation of training using simulators, expansion of electronic information and educational resources, remote technology, interdisciplinary modules of the variable part of the program and methods of clinical practice.
Key words: educational service, residency, simulation training, distance technologies, interdisciplinary modules.
Введение. Удовлетворенность потребителей образовательной услугой - приоритетная мера по обеспечению качества образования, в реализации которой важную роль играет обратная связь с выпускниками [6]. Известно, что под качеством образовательной услуги понимается сбалансированное соответствие её ожиданиям потребителей и нормам по заявленным критериям.
Целью работы явилась оценка удовлетворенности потребителей образовательной услугой, предоставляемой в Смоленском государственном медицинском университете (СГМУ) при обучении в интернатуре и ординатуре по специальностям «Педиатрия» и «Неонатология».
Материалы и методы. Была составлена анкета, в которой респондентам предлагалось ответить на вопросы, предусматривающие оценку содержания (теоретическая и практическая подготовка), процессуального качества, результатов и условий образовательного процесса. В опросе приняли участие 30 врачей педиатров и неона-тологов, получивших профессиональную подготовку в интернатуре и ординатуре по специальностям «Педиатрия» и «Неонато-логия» в период с 1980 по 2015 г.
Результаты и обсуждение. Все респонденты, закончившие ординатуру, считают, что двухгодичный срок обучения является достаточным для подготовки к самостоятельной работе по специальностям «Педиатрия» и «Неонатология». Между тем половина респондентов, закончивших интернатуру как по специальности «Педиатрия» и «Неонатология», высказывают точку зрения о недостаточном одногодичном сроке подготовки для освоения данных специальностей. Этот факт заслуживает
особого внимания, так как обязательная интернатура с 2017 г. будет отменена, и, получив диплом о высшем профессиональном образовании, выпускники сразу же без дополнительной подготовки будут приступать к осуществлению профессиональной деятельности в качестве участковых врачей-педиатров.
В нашем опросе примерно треть респондентов ответили, что не полностью удовлетворены объемом теоретических знаний, полученных в процессе обучения. При этом указываются разделы или учебные модули, подготовку по которым, по их мнению, следует расширить, но которые либо не входят в утвержденную программу обучения в интернатуре и ординатуре по специальностям педиатрия и неонатология (например, психиатрия), либо изучаются на смежных кафедрах (организация здравоохранения, юридические аспекты деятельности врача, реанимационная помощь). Безусловно, междисциплинарная интеграция - необходимый процесс медицинского образования. В подготовке кадров высшей квалификации важно, наряду с ориентацией обучения на конкретную деятельность по выбранной специальности, формирование умения комплексного применения знаний и в смежных областях профессиональной деятельности.
На сегодняшний день в системе подготовки кадров высшей квалификации существует несколько механизмов, которые могли бы решить данную проблему. С одной стороны, это персонифицированная система обучения (наставничество, стажировка) или обучение на рабочем месте представителями образовательных организаций, или индивидуальная образовательная траектория с набором инвариантных
междисциплинарных образовательных модулей в рамках специальности. Последний вариант подготовки является наиболее доступным и результативным, особенно для обучающихся на договорной основе.
С другой стороны, хорошо известно, что активность обучающихся может носить и репродуктивный, и творческий характер. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации) значительно увеличены нормативы времени на самостоятельную работу обучающихся при значимом сокращении аудиторных часов, что предполагает расширение индивидуализации учебного процесса при активной позиции личности обучающегося в процессе обучения [4, 5]. В этих условиях электронные образовательные ресурсы, дистанционное обучение являются полезным дополнением к традиционным формам обучения [2, 3]. Однако 12 (40%) респондентов, принявших участие в нашем исследовании, считают, что очная традиционная система подготовки и использование информационных бумажных носителей являются предпочтительными. Как и ожидалось, такой вариант ответа предложили респонденты со стажем работы более 10 лет. Молодые специалисты активнее воспринимают прогрессивные тенденции и считают, что электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации программы ординатуры являются полезными, подчеркивая при этом более высокую доступность к образовательным ресурсам и возможность получать больший объем информации в удобном режиме и в удобное время.
По результатам проведенного нами анкетирования, 6 (20%) респондентов отметили также неполную удовлетворенность практической подготовкой по вопросам оказания реанимационной и неотложной медицинской помощи. При анализе данных анкет такие ответы предоставили специалисты, работающие в стационарах и учреждениях родовспоможения. В качестве пожеланий они отметили необходимость расширения подготовки с использованием симуляционных технологий, а трое
- предоставление возможности пройти стажировку во время обучения в ординатуре на базе крупных Федеральных или международных центров. Безусловно, современные педагогические модели предусматривают широкое использование симу-ляционного обучения, которое дает возможность существенно повысить качество образовательного процесса, благодаря своим известным преимуществам: возможность создания клинических ситуаций, максимально приближенных к реальным, но безопасных для пациентов, неоднократность повторения действий для выработки умения и ликвидации ошибок, возможность выработки и поддержания навыков профессиональных действий в экстренных ситуациях, отработка взаимодействия при командной работе, моделирование редких ситуаций, возможность объективной оценки выполнения задачи, фиксации и анализа действий обучаемых [7]. Однако использование симуляционных технологий требует достаточного оснащения и соответствующей материально-технической базы. На кафедре госпитальной педиатрии с курсом неонатологии ФДПО имеется возможность и проводится отработка обучающимися навыков базовой сердечно-легочной реанимации, интубации трахеи и искусственной вентиляции с помощью мешка Амбу [1]. Однако в условиях высокой технологичности современной медицины, в том числе в неонатологии, этих навыков явно недостаточно. Можно надеяться, что с открытием аккредитационного центра в СГМУ у обучающихся по программам подготовки кадров высшей квалификации появится в ближайшее время возможность работать на современных симуляторах и отрабатывать необходимые профессиональные компетенции. В то же время очевидно, что симуляционное обучение не является панацеей от всех проблем медицинского образования, и ни один тренажер, ни одна симуляционная технология не может воссоздать реальную клиническую ситуацию.
Кроме того, в соответствии с требованиями и вызовами времени, с учетом последних достижений в области медицины, информационной оперативности в совре-
менном мире необходимы постоянное профессиональное общение, обмен опытом и знаниями как среди специалистов своей страны, так и на международном уровне. В СГМУ в последние годы международное управление проводит большую работу по расширению возможностей академической мобильности обучающихся, предоставляя возможность стажировки в клиниках Польши, Германии, Италии. Но для этого обучающимся необходимо иметь достаточный уровень компетентности в области знания иностранных языков.
В целом, несмотря на определенные проблемы, все респонденты оказались довольны полученным уровнем профессиональной подготовки в интернатуре и ординатуре по выбранной специальности и ус-
пешно трудятся в лечебно-профилактических учреждениях педиатрического и неонатологического профилей.
Заключение. В современных условиях первостепенной профессиональной задачей кафедр медицинских вузов остается улучшение качества подготовки специалистов. Включение в программы подготовки кадров высшей квалификации обучающих тренингов с применением симуляторов, расширение электронных информационно-образовательных ресурсов, дистанционных технологий, междисциплинарных модулей вариативной части программы, способов проведения клинической практики является необходимым требованием современного медицинского образования.
Литература
1. Алимова И.Л., Ибатулин А.Г., Каландия М.Р. Технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования по специальности «Неонатология» на кафедре госпитальной педиатрии с курсом неонатологиии ФДПО. // Смоленский медицинский альманах. - 2016. - № 2. - С. 155-157.
2. Матусков М.А. Использование дистанционных технологий в системе дополнительного профессионального образования. // Смоленский медицинский альманах. - 2016. - № 2. - С. 101-107
3. Приказ Минобрнауки России от 9.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
4. Приказ Минобрнауки России от 25.08.2014 г. № 1061 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности
31.08.18 Неонатология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»
5. Приказ Минобрнауки России от 25.08.2014 г. № 1060 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности
31.08.19 Педиатрия (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»
6. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
УДК 616-053.2:378.147
ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ГИБРИДНОЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПЕДИАТРИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА «TAME» ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ МЕДИЦИНСКИХ ОШИБОК
Богуцкая Н.К.
Буковинский государственный медицинский университет, Украина, 58002, Черновцы, Театральная пл.,2, 58008, Черновцы, ул. И. Главки 1/1,