Научная статья на тему 'Технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования по специальности «Неонатология» на кафедре госпитальной педиатрии с курсом неонатологии ФДПО'

Технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования по специальности «Неонатология» на кафедре госпитальной педиатрии с курсом неонатологии ФДПО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
126
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОНАТОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / NEONATOLOGY / EDUCATIONAL TECHNIQUES / MEDICAL PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алимова И.Л., Ибатулин А.Г., Каландия М.Р.

В статье обсуждаются технологии обучения, применяемые в системе дополнительного профессионального образования по специальности «Неонатология» на кафедре госпитальной педиатрии с курсом неонатологии ФДПО: модульное, дистанционное и симуляционное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алимова И.Л., Ибатулин А.Г., Каландия М.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION TECHNIQUES IN THE SYSTEM OF FURTHER PROFESSIONAL EDUCATION IN NEONATOLOGY AT THE HOSPITAL PEDIATRICS WITH NEONATOLOGY COURSE DEPARTMENT

The role of Hospital Pediatrics with Neonatology course Department in development of post graduated education in neonatology is discussed in the presented article.

Текст научной работы на тему «Технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования по специальности «Неонатология» на кафедре госпитальной педиатрии с курсом неонатологии ФДПО»

ДИСКУССИИ

УДК 616-053.31:378.147+614.252:374.6

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «НЕОНАТОЛОГИЯ» НА КАФЕДРЕ ГОСПИТАЛЬНОЙ ПЕДИАТРИИ С КУРСОМ НЕОНАТОЛОГИИ ФДПО

Алимова И.Л., Ибатулин А.Г., Каландия М.Р.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28

Резюме. В статье обсуждаются технологии обучения, применяемые в системе дополнительного профессионального образования по специальности «Неонатология» на кафедре госпитальной педиатрии с курсом неонатологии ФДПО: модульное, дистанционное и симу-ляционное обучение.

Ключевые слова: неонатология, технологии обучения, дополнительное профессиональное образование.

EDUCATION TECHNIQUES IN THE SYSTEM OF FURTHER PROFESSIONAL EDUCATION IN NEONATOLOGY AT THE HOSPITAL PEDIATRICS WITH NEONATOLOGY COURSE DEPARTMENT

Alimova I.L., Ibatulin A.G., Kalandia M.R.

Smolensk State Medical University,

28, Krupskaya St., Smolensk, Russia, 214019

Abstract. The role of Hospital Pediatrics with Neonatology course Department in development of post graduated education in neonatology is discussed in the presented article. Key words: neonatology, educational techniques, medical professional education.

Одним из важных требований к подготовке кадров в системе дополнительного профессионального образования является ориентация на потребителей образовательных услуг. Высокие показатели ранней неонатальной смертности среди недоношенных детей в Смоленской области (2012 г. - 3,4:1000), дефицит кадров неонатологов в родовспомогательных учреждениях

Смоленской области (2012 г. укомплектованность врачами-

неонатологами составила 57,6%), а также планирование строительства нового регионального Перинатального центра потребовали внесения изменений в систему подготовки кадров по специальности «Неонатология» на кафедре

госпитальной педиатрии с курсом неонатологии ФДПО.

За последние 4 года (2012-2015 гг.) в рамках реализации данной задачи были проведены следующие основные мероприятия, касающиеся совершенствования технологии обучения.

Внесены изменения в рабочие программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации по специальности «Неонатология», созданы модули «выхаживание детей с экстремально низкой и очень низкой массой тела», «актуальные вопросы перинатологии», «интенсивная терапия в неонатологии». В условиях современного уровня материально-технической оснащенности здравоохранения освоение данных модулей стало воз-

можными, поскольку образовательный процесс проводится на клинических базах кафедры госпитальной педиатрии с курсом неонатологии ФДПО, относящихся к учреждениям 3-го уровня оказания медицинской помощи по профилю «Неонатоло-гия»: ОГБУЗ «Перинатальный центр», ОГБУЗ «Клиническая больница № 1», перинатальный центр, ОГБУЗ «Областная детская клиническая больница», отделение реанимации и анестезиологии. Доцент кафедры Каландия Мака Резоевна, к.м.н., являясь главным внештатным неонатологом Департамента Смоленской области по здравоохранению, заместителем главного врача по педиатрии ОГБУЗ «Перинатальный центр», вместе с коллективом врачей отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных и недоношенных детей ОГБУЗ «Перинатальный центр» стала победителем премии в области перинатальной медицины «ПЕРВЫЕ ЛИЦА -2014» в номинации «Современные технологии выхаживания недоношенных детей».

В рабочих программах профессиональной переподготовки и повышения квалификации по специальности «Неонатоло-гия» дополнены и расширены разделы смежных дисциплин, к преподаванию которых привлекаются сотрудники кафедры госпитальной педиатрии с курсом неона-тологии ФДПО, имеющие соответствующие сертификаты специалистов. Обучающимся предоставлена возможность расширения профессиональной компетентности в вопросах неонатальной кардиологии (нарушения сердечного ритма, врожденные пороки развития сердца, сердечная недостаточность), неонатальной эндокринологии (гипогликемии, врожденная дисфункция коры надпочечников, врожденный гипотиреоз), неонатальной пульмонологии (бронхолегочная дисплазия, врожденные аномалии развития и наследственные болезни легких), функциональной и ультразвуковой диагностики.

На этапе симуляционного обучения активно используются манекены и фантомы новорожденного ребенка, на которых обучающиеся отрабатывают навыки ларингоскопии, интубации трахеи, ручной ИВЛ с

помощью мешка Амбу, закрытого массажа сердца и катетеризации пупочной вены с последующим контролем достижения необходимого уровня компетентности в вопросах оказания первичной реанимационной помощи новорожденному ребенку.

В учебном процессе стали использоваться электронные информацонно-образовательные технологии обучения, в частности, вебинары с возможностью обратной связи, как одной из форм дистанционного образования, по актуальным вопросам перинатологии и неонатологии с привлечением ведущих специалистов Федеральных учреждений здравоохранения (ФГБУ Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова; Перинатальный медицинский центр «Мать и дитя»). Проводятся специализированные тематические семинары, мастер-классы по актуальным вопросам неонатологии, изданы 4 учебных электронных пособия, на кафедре организован для обучающихся выход в интернет с доступом к изданиям электронных библиотечных систем.

Всего за последние 4 года 25 врачей прошли профессиональную переподготовку и 58 врачей - повышение квалификации по специальности «Неонатология». Анализ анкетирования обучающихся по удовлетворенности образовательными услугами на кафедре не выявил замечаний или отрицательных отзывов, были высказаны пожелания о сохранении курса неонатологии и дальнейшем его развитии.

Основными направлениями дальнешего совершенствования технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования по специальности «Не-онатология», обеспечивающих наиболее эффективное достижение конечных целей обучения, являются следующие:

создание на базе СГМУ симуляционно-тренингового центра, оснащенного современным оборудованием для отработки практических навыков различной сложности по оказанию базовой и экстренной медицинской помощи новорожденным детям;

развитие дистанционных образователь- - подготовка к аккредитации специали-

ных технологий и расширение объема стов-неонатологов.

электронного обучения;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.