УДК 614.252.1:616.31
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА СГМУ
Морозов В.Г., Левченкова Н.С.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28
Резюме. В статье описаны изменения в системе подготовки медицинских кадров, законодательно закрепленных приказами Министерства здравоохранения и Министерства образования и науки России в 2013 и 2015 г.г. Обсуждается процесс проведения первичной аккредитации специалистов, который начат в 2016 г. Предлагаются пути для повышения качества подготовки выпускников медицинских вузов.
Ключевые слова: выпускники вузов, первичная аккредитация, компетенции, практические навыки, симуляционный класс.
EXPERIENCE OF INITIAL ACCREDITATION OF GRADUATES OF THE FACULTY
OF DENTISTRY OF THE SSMU
Morozov V.G., Levchenkova N.S.
Smolensk State Medical University, 210019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia
Summary. The article describes changes in the system of medical training that are regulated by the orders of Ministry of Health and Ministry of Education of Russia in 2013 and 2015. The process of initial accreditation of students that launched in 2016 is discussed. We suggest ways to improve the quality of training of graduates of medical universities.
Key words: university graduates, initial accreditation, competence, practical skills, simulation class
Введение. Поэтапная реформа системы образования в медицинских вузах началась в 2015 году [1, 4]. Тогда Департаментом кадровой политики и медицинского образования Минздрава был разработан и утвержден новый трехступенчатый экзамен для выпускников-медиков -аккредитация, успешное прохождение которой должно подтвердить способность выпускников работать в медицинском учреждении. Первый этап введения аккредитации стартовал весной 2016 года -в дополнение к Государственной итоговой аттестации новый экзамен сдавали выпускники фармацевтических и стоматологических факультетов. Со следующего года на такую систему должны перейти еще шесть медицинских специальностей. Понятие «аккредитация»,
пришедшее на смену «сертификации», законодательно закреплено в 2015 г., когда была изменена статья 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности». Эта статья гласит, что первичная аккредитация - это процедура определения соответствия квалификации лица, выполнившего учебный план по основной образовательной программе высшего или среднего образования в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами,
требованиям к квалификации
медицинского работника в соответствии с профессиональным стандартом для
самостоятельного осуществления
медицинской или фармацевтической деятельности. Таким образом,
Федеральный закон закрепляет
возможность допуска к осуществлению медицинской деятельности выпускника медицинского вуза без предварительного обучения в интернатуре или ординатуре [2,
3].
Цель настоящей работы - представить анализ проведения процедуры первичной аккредитации выпускников
стоматологического факультета и разработать рекомендации для
преподавателей по организации повышения качества подготовки выпускников медицинских вузов.
Аккредитация состояла из трех этапов -электронного тестирования, практического задания на симуляционном оборудовании (проверка практических навыков) и решения клинических ситуационных задач в формате собеседования с членами аккредитационной комиссии. Экзамен проходил под видео- и аудионаблюдением в помещениии Центра аккредитации СГМУ, оборудованном и оснащенным в соответствии с рекомендациями МЗ РФ [5]. При этом за год до старта аккредитации было закуплено симуляционное оборудование, предназначенное для проведения практической части экзамена.
Интервал между этапами соствлял 1-2 дня. Критерием перехода от одного этапа к другому являлось «сдано» или «не сдано». «Проходной балл» на каждом - первом и втором этапах - это не менее 70 процентов выполненных заданий, практических манипуляций. Если аккредитуемый не проходил один из этапов, то были даны две новые попытки пройти этап.
Особенность первого этапа заключалась в том, что специальное программное обеспечение, на основании сопоставления профессионального и образовательного стандартов формирует для каждого аккредитуемого индивидуальный вариант тестовых заданий с учетом спецификации оценочного средства. За 60 минут с помощью электронного доступа (через проксимити-карту либо логин и пароль) надо выполнить 60 тестовых заданий. Все
это формируется в Федеральном методическом центре и передается вузам, которые проводят аккредитацию.
Второй этап - проверка практических навыков в симулированных условиях по принципу объективного
структурированного клинического
экзамена. Это необходимо для оценки подготовки выпускника к самостоятельной деятельности, понимания, достаточно ли у него компетенций для того, чтобы приступить к лечебной практике. Выпускнику предложено пройти цепочку из пяти симуляционных станций, четыре из которых-стоматологического профиля, и одна - по демонстрации навыков базовой сердечно-легочной реанимации.
На каждой станции четко ограниченное время пребывания выпускников (10 минут), электронное наблюдение, разработанный банк ситуаций и стандартизованные чек-листы.
Третий этап состоял из решения ситуационных задач. Здесь важная роль отводилась аккредитационной комиссии: формируется индивидуальный вариант из трех ситуационных задач, каждая задача имеет пять вопросов, и комиссия заслушивает ответ выпускника. На третьем этапе члены комиссии заполняют оценочные листы.
Приказом Минздрава России аккредитационная комиссия по первичной аккредитации выпускников
стоматологического факультета была утверждена в количестве 6 человек. В нее вошли на паритетных началах представители некоммерческих
профессиональных организаций,
представители работодателей и представители иногороднего медицинского ВУЗа.
81 выпускник СГМУ был допущен к первому этапу. 5 из них не прошли этот этап с первой попытки. Четверо были допущены ко второму этапу после повторной сдачи тестирования, а один -после третьей попытки.
Второй этап- оценку практических навыков, прошли с первой попытки все выпускники. Решение ситуационных задач (третий этап) прошли с первой попытки 79
аккредитуемых и два выпускника преодолели этот этап со второй попытки. Таким образом, все 100% выпускников успешно преодолели рубеж первичной аккредитации специалистов и получили право на допуск к медицинской деятельности на территории Российской Федерации. Хотелось бы отметить высокую практическую подготовку выпускников-стоматологов и, как следствие,- 100% успешное прохождение второго этапа.
Заключение. Процедура первичной аккредитации специалистов позволила выявить слабые моменты в теоретической и практической подготовке выпускников, что послужило основанием для разработки плана мероприятий по закреплению освоенных практических навыков на современном симуляционном
оборудовании, увеличения количества тренировочных попыток тестирования и решения кейс-заданий в период подготовки к аккредитации.
Литература
1. КузнецоваО.Ю.,ФроловаЕ.В.Нужна ли аккредитация непрерывного последипломного образования семейных врачей в Европе? // Российский семейный врач, 2007. - № 2. - С. 4-8.
2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.09.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
3. Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 (ред. от 25.03.2015) «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования».
4. Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н (ред. от 30.09.2015) «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2012 № 24726).
5. Перечень оборудования, рекомендованного для проведения первичной аккредитации по специальностям Лечебное дело и Педиатрия с использованием технологии ОСКЭ (письмо МЗ РФ от 23.09.15. № 16-015/142). http://www.vademec.ru/article/minzdrav_podvel_itogi_pervoy_akkreditatsii_vypusknikov
medvuzov/