Научная статья на тему 'РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА'

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / YOUTH / SPIRITUAL CULTURE / HUMANITARIAN CULTURE / SOCIAL AND HUMANITARIAN KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кемалова Л.И.

В статье анализируется роль социально-гуманитарного знания в формировании личности будущего специалиста. В процессе трансформаций, происходящих в обществе на протяжении последних десятилетий, в духовной сфере происходят значительные изменения: утрачивается значимость духовных ценностей, размываются границы между гуманным и антигуманным, норма и патология меняются местами. В этих условиях особенно незащищенной оказывается молодежь, поскольку в силу своего переходного статуса она отличается мировоззренческой неустойчивостью, размытостью нравственных ориентиров, нестабильностью и противоречивостью своих взглядов. В статье анализируется роль социально-гуманитарного знания в духовном и социальном развитии личности молодого человека, в формировании ее мировоззренческих установок и активной социальной позиции. Подчеркивается, что современное образование должно быть нацелено не только на то, чтобы дать знания узкопрофессиональной направленности, но и сформировать личность будущего специалиста, обладающего способностью критически мыслить, ориентироваться в современном социокультурном пространстве, способного к самореализации в условиях многомерных отношений и владеющего навыками взаимодействия с другими людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SOCIAL AND HUMANITARIAN KNOWLEDGE IN SHAPING THE PERSONALITY OF A FUTURE SPECIALIST

The article analyzes the role of social and humanitarian knowledge in the formation of the personality of a future specialist. In the process of transformations taking place in society over the past decades, significant changes are taking place in the spiritual sphere: the significance of spiritual values is lost, the boundaries between the humane and the inhuman are blurred, the norm and pathology are changing places. Under these conditions, young people are especially vulnerable, since, due to their transitional status, they are distinguished by worldview instability, blurred moral guidelines, instability and contradictory views. The article analyzes the role of social and humanitarian knowledge in the spiritual and social development of a young person's personality, in the formation of her worldview and active social position. It is emphasized that modern education should be aimed not only at providing knowledge of a narrow professional orientation, but also to form the personality of a future specialist who has the ability to think critically, navigate in the modern socio-cultural space, capable of self-realization in conditions of multidimensional relations and possessing the skills of interaction with others. people.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА»

VII ЯЛТИНСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ЧТЕНИЯ. «ГУМАНИТАРНЫЙ ДИСКУРС В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЕ»

Кемалова Л.И. кандидат философских наук, доцент ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»

квта1оуа@уапёвх. ги

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация: в статье анализируется роль социально-гуманитарного знания в формировании личности будущего специалиста. В процессе трансформаций, происходящих в обществе на протяжении последних десятилетий, в духовной сфере происходят значительные изменения: утрачивается значимость духовных ценностей, размываются границы между гуманным и антигуманным, норма и патология меняются местами. В этих условиях особенно незащищенной оказывается молодежь, поскольку в силу своего переходного статуса она отличается мировоззренческой неустойчивостью, размытостью нравственных ориентиров, нестабильностью и противоречивостью своих взглядов. В статье анализируется роль социально-гуманитарного знания в духовном и социальном развитии личности молодого человека, в формировании ее мировоззренческих установок и активной социальной позиции. Подчеркивается, что современное образование должно быть нацелено не только на то, чтобы дать знания узкопрофессиональной направленности, но и сформировать личность будущего специалиста, обладающего способностью критически мыслить, ориентироваться в современном социокультурном пространстве, способного к самореализации в условиях многомерных отношений и владеющего навыками взаимодействия с другими людьми.

Ключевые слова: молодежь, духовная культура, гуманитарная культура, социально-гуманитарное знание

В условиях глобальных изменений, происходящих в последние десятилетия во всех сферах общественной жизни, особенно актуализируется вопрос о духовном кризисе, охватившем все слои общества. Он проявляется в том, что утрачивается значимость прежних духовных ценностей, бал правит культ денег, теряются смысложизненные ориентиры, а человек оказывается в ситуации размытости границ между гуманным и антигуманным, нормой и патологией. Место реальных ценностей (моральных, культурных, научных) занимают псевдоценности, псевдоидеалы. И эта подмена воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Означенная ситуация вызывает тревогу, требует пристального внимания и поиска ответов на возникшие вопросы. В условиях маргинализации общества все чаще говорят об антропологическом кризисе, или даже антропологической катастрофе, об утрате человеком своих «человеческих качеств».

Наиболее уязвимой частью общества в этих условиях оказывается молодежь, которая в силу неопределенности, переходности (маргинальности) своего статуса (от детства к взрослости) отличается неустойчивостью, размытостью, нестабильностью своих мировоззренческих установок и ценностных ориентиров. Это дает возможность некоторым политическим силам манипулировать неокрепшим сознанием молодых людей, вовлекая их в различные движения и группы сомнительного характер.

Молодежь, в силу своего возраста, склонна к эпатажу, неординарным поступкам, однако в условиях неопределенности, неуверенности в завтрашнем дне, когда сами институты социализации переживают кризис, попытки интегрироваться в общество ставят молодежь перед необходимостью поиска альтернативных каналов интеграции. Социально-психологическая напряженность влечет возрастание иррациональных форм поведения молодежи, таких, как враждебность, агрессивность, равнодушие, «уход в себя».

Помочь молодежи найти нравственные ориентиры, сделать правильный выбор между позитивными и негативными формами поведения, уметь отвечать за свои поступки перед собой и обществом - задача не только семьи, школы, но и системы образования в целом. В данной статье акцент сделан на студенческую молодежь, являющуюся авангардом общества, поскольку от уровня ее образованности, культуры, духовности зависит будущее общества. Целью статьи является анализ роли социально-гуманитарного знания в духовном и социальном развитии личности, в формировании ее мировоззренческих установок и активной социальной позиции.

В условиях современного общества востребован не просто работник, обладающий узкоспециальными навыками и знаниями, а высокопрофессиональный специалист, способный адекватно реагировать на происходящие изменения, быть мобильным, обладать креативным, гибким, многогранным мышлением. Только специалист с активным и творческим профессиональным мышлением способен к осуществлению профессиональной деятельности, соответствующей высокому уровню развития социальных отношений в современном обществе. Данные навыки закладываются в процессе изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла, которые нацелены на формирование личностных качеств будущего специалиста.

Одной из важных функций системы образования в современных условиях является формирование интеллектуальной, гуманитарной культуры. Ее суть заключается в том, чтобы человек не просто получал набор знаний, но и научился самостоятельно и нестандартно мыслить, творить, брать на себя ответственность за принятые решения, обладать навыками коммуникации, прогнозировать результаты своей деятельности. Такие навыки он получает в процессе изучения таких дисциплин, как философия, история, психология, социология, логика, и др. Гуманитаризация образования, как одна из тенденций современного образования, наряду с гуманизацией и демократизацией образования, предполагает не только увеличение количества часов преподавания социально-гуманитарных дисциплин, но и повышение качества их преподавания, их ориентированность на формирование универсальных компетенций будущего специалиста, среди которых перечисленные выше навыки и умения занимают ведущее место.

Однако приходится констатировать, что сегодня технические вузы в большинстве своем нацелены на то, чтобы дать узкопрофессиональные знания, необходимые будущему специалисту, тогда как такие дисциплины, как философия, культурология, религиоведение рассматриваются как второстепенные, и даже лишние. В этом коренится глубочайшее заблуждение по отношению к пониманию профессионализма, основанное на одностороннем и узком его понимании, это превращает высшее образование (призванное дать, помимо узкоспециальных знаний, и универсальные знания о мире, человеке, обществе) в «ремесленное училище». Во многих учебных заведениях доминирует предметное, а не методологическое образование, обеспечивающее целостный подход к обучению будущей профессиональной деятельности.

Подчеркнем, что сама по себе специализация образования не является угрозой всестороннему развитию личности, более того, она является важным компонентом первичной профессионализации личности. Однако, проблема в том, что она при этом вытесняет другие общечеловеческие ценности и объявляет (прямо или косвенно) социально-гуманитарное знание

55

лишним. Следствием чрезмерной специализации профессионального образования становится феномен «разрывности» мышления, что не позволяет специалисту использовать свои знания для целостного системного решения познавательных и профессиональных задач. Такая ситуация приводит к формированию массовых, стандартно мыслящих людей, тогда как заявка эпохи — на творчески мыслящего, способного к новаторству и постоянному совершенствованию человека, обладающего гуманитарной культурой. Сегодня востребован человек культурный — Homo culturae.

Освоение гуманитарных знаний позволяет приобщиться к высшим человеческим ценностям, основанным на гуманизме, развивает личностные качества человека, на основе которых формируются профессиональные качества специалиста. Чем выше уровень гуманитарной культуры, тем эффективнее деятельность в сфере профессиональной деятельности, поскольку полноценнее самореализация творческого потенциала, конструктивнее коммуникации.

К сожалению, засилье технократического подхода к выбору приоритетов в образовании, науке, не только приводит к сокращению количества аудиторных часов в преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла, но и формирует у большинства студентов технических вузов пренебрежительное отношение к ним, как к ненужным для их профессионального становления. Это тревожная тенденция, поскольку чревата негативными для общества последствиями, которые мы уже сегодня наблюдаем в молодежной среде: бездуховность, беспринципность, безответственность, агрессия, неуважение к традициям, культуре своего народы.

Философия, искусство, религия, наука, мораль образуют контур человечности, который способствует воспитанию милосердия и толерантности. Без необходимого уровня общей культуры не получают должного развития точные науки, требующие большого интеллектуального напряжения, а проекты, осуществляемые без гуманитарной экспертизы, приводят к техногенным катастрофам. Гуманитарная культура оберегает человека от примитивного прагматизма и технократического снобизма, а также повышает жизнестойкость и творческий потенциал личности.

В эпоху информационного общества важно донести до каждого, что без знания культуры, языков, литературы, философии, истории невозможно сохранение необходимого уровня цивилизованности страны, иначе нация может превратиться в аморфное сообщество потребителей и производителей. Роль гуманитарных дисциплин заключается не только в том, чтобы передать новому поколению научные знания, но и в том, чтобы формировать их ценностные ориентиры, эстетический, художественный вкус студентов, их человеческие качества. Молодежь, обладающая гуманитарной культурой, будет внутренне защищена от таких отрицательных явлений жизни общества, как национализм, агрессия, преступность, наркомания, социальная пассивность, и сможет противостоять им. Только гармоничное сочетание в образовательном процессе специальных, естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин является залогом успешной профессионализации личности.

Дисциплины социально-гуманитарного цикла способствуют формированию личности студента, критически анализирующего прошлое и современность, сознательно ориентирующегося на основе приобретённых знаний в современном социокультурном пространстве и способного к самореализации в условиях многомерных отношений и взаимодействия с другими людьми.

Литература:

1. Гуманитарное образование в современном обществе. URL: http://akvobr.ru/gumanitarnoe_obrazovanie_v_sovremennom_obshestve.html (дата обращения: 02.11.2020).

2. Ионцева М.Н. Роль гуманитарных дисциплин в познавательной деятельности необходимой для формирования профессиональной мобильности будущего специалиста. URL: https://infourok.ru/problema-gumanitamogo-obrazovaniya-v-sisteme-spo-3242057.html (дата обращения: 02.11.2020).

References:

1. Gumanitarnoe obrazovanie v sovremennom obshhestve[Humanities education in modern society]. URL: http://akvobr.ru/gumanitarnoe_obrazovanie_v_sovremennom_obshestve.html (data obrashhenija: 02.11.2020). (In Russian)

2. Ionceva M.N. Rol gumanitarnyh disciplin v poznavatel'nojdej atel'nostineobhodimoj dlj aformirovanij aprofessional'nojmobil'nostibudushhegospeciali sta [The role of humanitarian disciplines in cognitive activity necessary for the formation of professional mobility of a future specialist]. URL: https://infourok.ru/problema-gumanitarnogo-obrazovaniya-v-sisteme-spo-3242057.html (data obrashhenija: 02.11.2020).(In Russian)

THE ROLE OF SOCIAL AND HUMANITARIAN KNOWLEDGE IN SHAPING THE PERSONALITY OF A FUTURE SPECIALIST

Kemalova L.I.

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kerch State Marine

Technological University"

kemalova@yandex.ru

Abstract: The article analyzes the role of social and humanitarian knowledge in the formation of the personality of a future specialist. In the process of transformations taking place in society over the past decades, significant changes are taking place in the spiritual sphere: the significance of spiritual values is lost, the boundaries between the humane and the inhuman are blurred, the norm and pathology are changing places. Under these conditions, young people are especially vulnerable, since, due to their transitional status, they are distinguished by worldview instability, blurred moral guidelines, instability and contradictory views. The article analyzes the role of social and humanitarian knowledge in the spiritual and social development of a young person's personality, in the formation of her worldview and active social position. It is emphasized that modern education should be aimed not only at providing knowledge of a narrow professional orientation, but also to form the personality of a future specialist who has the ability to think critically, navigate in the modern socio-cultural space, capable of self-realization in conditions of multidimensional relations and possessing the skills of interaction with others. people.

Key words: youth, spiritual culture, humanitarian culture, social and humanitarian knowledge

Для цитирования: Кемалова Л.И. Роль социально-гуманитарного знания в формировании личности будущего специалиста// Архонт, 2020. № 6 (21). С. 54-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.