Научная статья на тему 'Роль русской филологии в духовном воспитании молодежи Якутии'

Роль русской филологии в духовном воспитании молодежи Якутии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
112
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ФИЛОЛОГИЯ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ЛИТЕРАТУРА / КУЛЬТУРА / УНИВЕРСИТЕТ / ДУХОВНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ПРАВОСЛАВИЕ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ПОЛИЭТНИЧЕСКИЙ РЕГИОН / RUSSIAN PHILOLOGY / RUSSIAN LANGUAGE / LITERATURE / CULTURE / UNIVERSITY / SPIRITUALITY / YOUTH / ORTHODOXY / HUMANITARIZATION / POLYETHNIC REGION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Залуцкая Светлана Юрьевна

В статье описана роль русской филологии в формировании духовного пространства Республики Саха (Якутия). Актуальность проблемы обусловлена спецификой региона, представляющего собой самый большой по территории субъект Российской Федерации, а также мультикультурное, полилингвальное пространство взаимодействия представителей ста двадцати народов. В этих условиях, по утверждению автора, русская филология выступает не только областью гуманитарных знаний и научных исследований, но и значимым средством формирования духовного мира человека: молодежи, студентов будущих учителей русского языка и литературы, словесников, специалистов в сфере массовых коммуникаций. Определено место русской филологии в образовательной среде Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, центра науки, образования и культуры народов Якутии. Подчеркивается, что одна из его задач воспитание всесторонне развитой личности студента, формирование его готовности к адаптации в многополярном мире, в социальной и профессиональной сфере. Важной составляющей такой личности представляется духовность, стремление к высшим человеческим ценностям. Удовлетворение духовных потребностей молодежи наиболее значимая цель гуманитарной среды вуза. Сделан вывод о том, что ее реализации способствует русская филология как комплекс знаний, представлений о культуре народа, нашедшей свое выражение в слове. Приведены примеры приобщения обучающихся к гуманитарным ценностям. Раскрыт вопрос о значении сотрудничества филологического факультета федерального вуза с Якутской и Ленской епархией по вопросам изучения русской филологии, формирования духовной среды университета, сохранения и развития культурных традиций народов северного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Russian Philology in the Spiritual Education of the Youth of Yakutia

The study describes the role of Russian philology in the creation of the spiritual space of the Republic of Sakha (Yakutia). The urgency of this problem stems from the specific nature of the region, i.e. there is a multicultural, polylingual interaction of the representatives of 120 peoples in the largest constituent entity in the Russian Federation. In this context, Russian philology is not only a field of humanitarian knowledge and research but also a significant means of developing the inner world of young people, would-be Russian language and literature teachers, philologists, experts in mass communications. The research identifies the place of Russian philology in the educational environment of North-Eastern Federal University, a scientific, educational, and cultural center of the peoples of Yakutia. One of its pivotal tasks is to educate a many-sided personality of students, develop their readiness to adapt to a multipolar world, social and professional fields. Spirituality and aspirations for the highest human values seem to be an important part of such personality. Meeting the spiritual needs of young people is a great goal of the university’s humanitarian environment. Its achievement is promoted by Russian philology as a combination of knowledge and ideas about the culture of the people expressed in words. The attraction of students to humanitarian values is exemplified. The author reveals the importance of the cooperation of the School of Philology of North-Eastern Federal University with Yakutsk and Lensk diocese in the study of Russian philology, the creation of the university’s spiritual environment, the preservation and development of cultural traditions of the Northern region’s peoples.

Текст научной работы на тему «Роль русской филологии в духовном воспитании молодежи Якутии»

УДК 37.037-053.6:[821.161.1+811.161.1](571.56)

https://doi.org/10.24158/spp.2019.5.14

Залуцкая Светлана Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

РОЛЬ РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ В ДУХОВНОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ ЯКУТИИ

Zalutskaya Svetlana Yuryevna

PhD in Education Science, Professor, Russian Language and Literature Teaching Techniques Department, North-Eastern Federal University

THE ROLE OF RUSSIAN PHILOLOGY IN THE SPIRITUAL EDUCATION OF THE YOUTH OF YAKUTIA

Аннотация:

В статье описана роль русской филологии в формировании духовного пространства Республики Саха (Якутия). Актуальность проблемы обусловлена спецификой региона, представляющего собой самый большой по территории субъект Российской Федерации, а также мультикультурное, полилингваль-ное пространство взаимодействия представителей ста двадцати народов. В этих условиях, по утверждению автора, русская филология выступает не только областью гуманитарных знаний и научных исследований, но и значимым средством формирования духовного мира человека: молодежи, студентов - будущих учителей русского языка и литературы, словесников, специалистов в сфере массовых коммуникаций. Определено место русской филологии в образовательной среде Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммо-сова, центра науки, образования и культуры народов Якутии. Подчеркивается, что одна из его задач -воспитание всесторонне развитой личности студента, формирование его готовности к адаптации в многополярном мире, в социальной и профессиональной сфере. Важной составляющей такой личности представляется духовность, стремление к высшим человеческим ценностям. Удовлетворение духовных потребностей молодежи - наиболее значимая цель гуманитарной среды вуза. Сделан вывод о том, что ее реализации способствует русская филология как комплекс знаний, представлений о культуре народа, нашедшей свое выражение в слове. Приведены примеры приобщения обучающихся к гуманитарным ценностям. Раскрыт вопрос о значении сотрудничества филологического факультета федерального вуза с Якутской и Ленской епархией по вопросам изучения русской филологии, формирования духовной среды университета, сохранения и развития культурных традиций народов северного региона.

Ключевые слова:

русская филология, русский язык, литература, культура, университет, духовность, молодежь, православие, гуманитаризация, полиэтнический регион.

Summary:

The study describes the role of Russian philology in the creation of the spiritual space of the Republic of Sakha (Yakutia). The urgency of this problem stems from the specific nature of the region, i.e. there is a multicultural, polylingual interaction of the representatives of 120 peoples in the largest constituent entity in the Russian Federation. In this context, Russian philology is not only a field of humanitarian knowledge and research but also a significant means of developing the inner world of young people, would-be Russian language and literature teachers, philologists, experts in mass communications. The research identifies the place of Russian philology in the educational environment of North-Eastern Federal University, a scientific, educational, and cultural center of the peoples of Yakutia. One of its pivotal tasks is to educate a many-sided personality of students, develop their readiness to adapt to a multipolar world, social and professional fields. Spirituality and aspirations for the highest human values seem to be an important part of such personality. Meeting the spiritual needs of young people is a great goal of the university's humanitarian environment. Its achievement is promoted by Russian philology as a combination of knowledge and ideas about the culture of the people expressed in words. The attraction of students to humanitarian values is exemplified. The author reveals the importance of the cooperation of the School of Philology of North-Eastern Federal University with Yakutsk and Lensk diocese in the study of Russian philology, the creation of the university's spiritual environment, the preservation and development of cultural traditions of the Northern region's peoples.

Keywords:

Russian philology, Russian language, literature, culture, university, spirituality, youth, orthodoxy, humanitarization, polyethnic region.

Русская филология ввиду своей специфики неразрывно связана с духовной культурой народа, выраженной в языке и литературе. Успешное развитие русской филологии, филологического образования и науки в Якутии «стало возможным благодаря усилиям нескольких поколений энтузиастов, просветителей и ученых, которые создали прочный фундамент гуманитарной культуры» [1, с. 5].

Так, первый профессиональный вклад в становление филологического образования внесли еще в XIX в. устроители и педагоги духовной школы (1801), в которой как основополагающие предметы изучались русская грамматика, чтение, правописание, а позднее - Якутского духовного училища (1818) и Якутской духовной семинарии (1858), где постигали стратегически значимые в этно-регионе учебные предметы: русский и якутский языки. Как справедливо отметил архиепископ Якут-

ский и Ленский Роман, «духовная семинария воистину была кузницей кадров якутской интеллигенции, центром просвещения и утверждения христианских принципов жизни» [2]. На рубеже XIX-XX вв. из ее стен вышла целая плеяда лиц духовного звания, миссионеров, переводчиков, народных писателей, учителей, известных ученых, деятелей культуры и искусства, посвятивших себя продвижению родного языка и литературы, пропаганде русской литературы [3, с. 6].

В начале 20-х гг. ветер революционного реформаторства уничтожил Якутскую семинарию -колыбель духовного образования северных народов. Однако педагогические традиции удалось сохранить в формате педагогического института, а впоследствии - Якутского государственного университета (ЯГУ, 1956). Перед образованием ставились задачи, вписывающиеся в идеологический контекст эпохи, ориентированные на движение вперед без связи с историческим прошлым, расколотым государственным переворотом 1917 г. Но педагогический состав гуманитарного направления подготовки кадров для республики не мог воспитывать Иванов, не помнящих родства, манкуртов без прошлого, без цементирующих российское общество православных ценностей и традиций.

В течение долгих десятилетий функцию наставника, воспитателя якутского студенчества -будущих преподавателей, учителей русского языка и литературы, журналистов, менеджеров рекламы и связей с общественностью - выполнял профессор русской филологии Н.Г. Самсонов (1925-2012). Неутомимый пропагандист культуры русской речи, русист с мировым именем, «яркий защитник русского слова, русской культуры» [4, с. 192] смог в «безбожные времена» донести до каждого студента духовную красоту евангельских текстов и Псалтири, раскрыть глубины мудрости древнейших славянских памятников, увлечь историей жизни христианских проповедников - солун-ских братьев Мефодия и Кирилла. Несмотря на активную борьбу с православием на протяжении десятилетий, наблюдавшуюся в стране, Н.Г. Самсонов собрал уникальную коллекцию духовных книг, в числе которых «Книга церковных гимнов», «Священные истории Ветхого Завета: для гимназий и духовных училищ», «Служебник», Псалтири разных веков. Профессор-славянист, просветитель Самсонов, словом и делом опираясь на богатейший материал этих древнерусских, церковнославянских памятников, честно старался заполнить вакуум духовной жизни якутской молодежи второй половины ХХ в. Его труды дали замечательные плоды: многочисленные ученики продолжили развитие высшего филологического образования в контексте православной культуры.

Сценарий развития современного цифрового общества обостряет характер проблемного вопроса о том, каким должен быть человек, находящийся в эпицентре новейших научных концепций. Резко возросшие требования к качеству человеческого капитала, изменение количества и качества компетенций, которые позволяют личности комфортно существовать в социуме, перманентно обогащать внутренние ресурсы, свой интеллектуальный и творческий потенциал, ведут к необходимости непрерывной модернизации профессиональных умений и мировоззренческих ориентаций. Так характеризуется вызов мировому образовательному пространству, призванному создать условия формирования готовности личности обучающегося к профессиональному и социальному самопроектированию. Одно из таких условий - функционирование образовательной среды, приобщающей молодого человека к гуманитарным ценностям, к богатствам гуманитарной культуры, воспитывающей духовно, нравственно развитую личность.

С целью реализации воспитательной функции образовательной среды вуза в 2001 г. впервые в системе высшего образования России в учебные планы отделения рекламы и связей с общественностью филологического факультета ЯГУ введены «Основы православной культуры». Для чтения лекций приглашены специалисты возрожденной Якутской и Ленской епархии, имеющие научную степень, реализующие принципы контекстного обучения студентов, укрепляющие их общекультурные и профессиональные компетенции. Будущие филологи, коммуникаторы получили возможность расширить свою картину православного мира, представление о русском гуманитарном пространстве, осознать сущность религиозных воззрений великих русских писателей, овладеть ключом к пониманию русской литературы и культуры.

Русская филология в системе высшего образования предполагает изучение духовности, выраженной в первую очередь в слове, в тексте, с которым читатель, слушатель вступает в диалог, осваивая, осознавая, открывая для себя новые смыслы бытия. Умению вести такой диалог следует учить в разных учебных ситуациях. Еще одной духовно значимой для гуманитарного образования, в том числе филологического, площадкой «диалога культур» стала часовня Северо-Восточного федерального университета (СВФУ, 2009). В полилингвальной, мультикультурной среде вуза она явилась точкой духовного роста студенческой молодежи, важной составляющей гуманитарного образовательного пространства, устойчивым имиджевым компонентом СВФУ. В ней проводятся учебные и просветительские экскурсии, студентами-гуманитариями реализуются в формате тематического стенда социально значимые проекты: «100 книг СВФУ», «Библейские мотивы русской классической литературы», «История Якутии: архивные материалы М.З. Винокурова (Якутск - Аляска)», «Литература и иконопись в культурном пространстве России», «Поэты и писатели Якутии» и др.

Разностороннее сотрудничество с Якутской епархией обогащает содержательный аспект филологического образования при существенном сокращении часов, отведенных на преподавание основополагающих дисциплин, знакомит студентов с массивом материалов, посвященных духовно-нравственной проблематике. Реализовать цели помогают приглашенные епархией лекторы. Например, новое прочтение классических текстов представил на мастер-классе выпускник филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат филологических наук, член Союза писателей России, протоиерей Артемий (Владимиров). Для будущих учителей русского языка и литературы, специалистов общественных коммуникаций он провел подробный филологический анализ хрестоматийного стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», раскрывая и комментируя те аспекты программного лирического произведения, которые зачастую остаются за пределами внимания педагогов светской школы.

Приглашенные лекторы участвуют и в работе литературных гостиных филологического факультета. В частности, миссионер, философ Андрей Кураев с позиций нравственности, христианской морали анализировал неоднозначный роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», опираясь на авторские тексты, черновики, свидетельства современников и критические отзывы, архивные материалы. Телеведущий и публицист А.Н. Архангельский презентовал фильм «Идеалист» о писателе В.Г. Короленко, чье имя связано с историей Якутии, и дискутировал с аудиторией о судьбе русской литературы, о новых поколениях читателей. Мастер-классы проводили публицист и литературный критик протоиерей Владимир Вигилянский, главный редактор «Московского журнала» А.Ф. Грушина, главный редактор журнала «Логос» И.А. Дмитриева, российский поэт, прозаик, эссеист, профессор Литературного института им. Горького, член Союза писателей России Олеся Николаева. Постоянными стали встречи студентов с членом Союза писателей России, председателем русскоязычного отделения Союза якутских писателей О.И. Пашкевич, чье творчество вписано в контекст духовного пространства Якутии.

Педагоги вуза также проводят просветительскую работу, инициированную Якутской епархией. Особый интерес вызывает обсуждение со студентами серии фильмов («Якутии небесный покровитель» и др.), посвященных миссионерам, архипастырям, личностям исторического масштаба и их роли в развитии Якутского края. Автор и ведущий архиепископ Роман основную целевую аудиторию фильма «Первый Якутский» определил в следующих словах: «Кто любит Якутию и кто интересуется историей». Документальная лента предлагает зрителю не только факты из жизни великого просветителя, лингвиста, миссионера, епископа Дионисия. Она и о биографии Якутии - огромной полиэтнической части российского государства, прошедшей непростой путь становления от «тюрьмы без решеток» до «центра духовного просвещения северных народов». Фильм с мощным образовательным и воспитательным потенциалом средствами современной документалистики раскрывает роль русского духовенства в развитии образования, языка, культуры, духовной жизни народов северо-востока России. Диалог авторов и героев фильма со зрителем правдив, увлекателен и полезен обращением к вечным вопросам добра, человеколюбия, милосердия, самоотверженности, служения Богу и людям. Честный разговор о «героях духа» значим для якутской молодежи, которая нередко не готова к неспешному, вдумчивому, откровенному диалогу о малой родине и людях, давших ей свет. Фильм учит ценить слово и книгу, любить язык, открывающий богатства «не от мира сего», быть благодарным тем, кто столько трудов отдал духовной жизни Якутии.

В 2013 г. Якутская духовная семинария и СВФУ заключили Соглашение о сотрудничестве. Начался новый этап по «консолидации усилий ученых, педагогов, деятелей культуры, широкой общественности для сохранения ведущей роли литературы и русского языка в воспитании подрастающего поколения, укрепления единого культурно-образовательного пространства, развития лучших традиций отечественного гуманитарного образования, культурно-просветительской деятельности» [5]. Задача невыполнима без поддержки духовенства, ученых, политических деятелей, преподавателей вузов, школьных учителей и библиотекарей, писателей и деятелей культуры, представителей родительского сообщества, общественных организаций, студенчества, т. е. тех, кто не равнодушен к судьбе русской культуры, русского языка и литературы.

Миссия русской филологии в процессе гуманитаризации образовательной среды СевероВосточного федерального университета - формирование личности, готовой к адаптации в многоликой, поликультурной действительности, к адекватному диалогу с другими людьми в многоголосье зачастую англоязычного информационного поля [6, р. 345]; создание духовной «подушки безопасности» для молодых людей, вступающих в самостоятельную профессиональную жизнь. Для выполнения этой миссии духовного воспитания студентов значимо сохранение и обогащение исторически сложившихся педагогических традиций:

- ориентация обучающихся на такие духовные ценности, как добро, сострадание, истина, творчество, милосердие, любовь, красота и др.;

- освоение содержания филологического образования в контексте православной культуры и этнокультурных традиций народов Якутии;

- реализация функции духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе вуза посредством диалоговых технологий, в частности интертекстуального диалога текстов разных авторов, временных эпох (в том числе древнерусских, церковнославянских памятников) с целью формирования опыта их восприятия в аспекте духовной культуры человечества; прояснение при этом понятий, текстов, контекстов, использование символов, метафор, эпиграфов, графических организаторов, языков науки и искусства;

- осуществление постоянной обратной связи, рефлексии, наблюдения педагога за развитием творческой индивидуальности студента, его духовным становлением; активизация обучающихся в прояснении своей ценностно-смысловой позиции, гуманистической, профессиональной;

- повышение уровня педагогической компетентности преподавателей в формате научных конференций, круглых столов, курсов по проблемам духовного воспитания молодежи в условиях национального, конфессионального, этнокультурного многообразия региона;

- сохранение духовной направленности системы воспитания студентов гуманитарного профиля в условиях федерального университета, в том числе мероприятий, нацеленных на практическое усвоение молодежью духовно-нравственных ценностей;

- включение студентов в просветительскую работу с населением региона по продвижению русского языка, литературы и культуры как носителей духовных ценностей.

Плодотворность такого подхода СВФУ к духовному потенциалу русской филологии доказана временем. Как и их предшественники, сегодняшние выпускники, студенты и преподаватели СВФУ в условиях мирового кризиса общечеловеческих ценностей активно участвуют в духовной жизни региона (организации социально-культурных проектов, волонтерском движении, просвещении, духовном воспитании школьников, реализации духовно-культурной функции региональных СМИ и др.). Они показывают пример того, как неразрывно связана профессиональная деятельность учителей, журналистов, филологов, специалистов общественных коммуникаций с русской культурой, филологией, православием, с этими чистыми источниками гуманитарных знаний, ценностей, традиций, вечным фундаментом веры и духовной жизни человека.

Ссылки:

1. Бурцев А.А. Филологический факультет: вчера, сегодня, завтра // Филологический - судьба моя. Юбилейное издание. Якутск, 2006. 209 с.

2. История семинарии [Электронный ресурс] // Сайт Якутской духовной семинарии Якутской епархии Русской православной церкви. 2019. 12 марта. URL: http://www.yapds.ru/o-seminarii/istoriya-seminarii/ (дата обращения: 12.03.2019).

3. Бурцев А.А. Указ. соч. С. 6.

4. Тарабукина М.В., Самсонова Л.Н. Феномен Самсонова (к 90-летию профессора Н.Г. Самсонова) // Вестник СевероВосточного федерального университета имени М.К. Аммосова. 2015. № 3. С. 191-192.

5. Резолюция Первого съезда Общества русской словесности [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского патриархата. 2016. 13 июля. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4560740.html/ (дата обращения: 27.01.2019).

6. Gounko T., Panina S., Zalutskaya S. Establishing World-Class Universities in Russia: Case Study of a Federal University // Assembling and Governing the Higher Education Institution: Democracy, Social Justice and Leadership in Global Higher Education / ed. by L. Shultz, M. Viczko. L., 2016. P. 331-349. https://doi.org/10.1057/978-1-137-52261-0_18.

References:

Burtsev, AA 2006, 'Faculty of Philology: yesterday, today, tomorrow', in Philological is My Fate. Anniversary Edition, Yakutsk, 209 p., (in Russian).

Gounko, T, Panina, S & Zalutskaya, S 2016, 'Establishing World-Class Universities in Russia: Case Study of a Federal University', in L Shultz & M Viczko (eds), Assembling and Governing the Higher Education Institution: Democracy, Social Justice and Leadership in Global Higher Education, London, pp. 331-349, https://doi.org/10.1057/978-1-137-52261-0_18.

Tarabukina, MV & Samsonova, LN 2015, 'Samsonov's Phenomenon (to the 90th Birthday of Professor N.G. Samsonov)', Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta imeni M.K. Ammosova, no. 3, pp. 191-192, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.