Научная статья на тему 'Образование как фактор социально-экономического и духовно-нравственного развития молодежи'

Образование как фактор социально-экономического и духовно-нравственного развития молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3976
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / СИНТЕЗ ЗНАНИЙ / ОБЩЕГУМАНИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ / ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ / КУЛЬТУРНЫЙ МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / EDUCATION / CULTURE / SYNTHESIS OF KNOWLEDGE / HUMANITARIAN DEVELOPMENT / SPIRITUAL BASES OF EDUCATION / STRATEGY OF EDUCATION DEVELOPMENT / MAINTENANCE OF EDUCATION / EFFECTIVE TERMS / CULTURAL YOUNG SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева С. В.

В статье рассматривается феномен образования, являющийся основой культуры человека, прослеживается влияние синтеза знаний и духовной составляющей личности на е. общегуманитарное развитие. В содержании образования подчеркиваются общекультурные, социально-экономические и духовные стратегические ориентиры, наличие эффективных условий, которые в комплексе способствуют формированию образа культурного молодого специалиста, его социально-экономического и духовно-нравственного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AS A FACTOR OF SOCIO-ECONOMIC AND SPIRITUAL-MORALIS DEVELOPMENT OF YOUTH

The phenomenon of education being basis of human culture is examined in the article. The influence of the synthesis of knowledge and spiritual part of a personality on the humanitarian development is traced. Cultural, socioeconomic and spiritual strategic directions, the availability of the effective terms which in whole are instruments for forming the image of a cultural young specialist, his socio-economic and spiritual-moralis development are underlined in the content of education.

Текст научной работы на тему «Образование как фактор социально-экономического и духовно-нравственного развития молодежи»

УДК 378.0:371.044.4 С.В. Тимофеева

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматривается феномен образования, являющийся основой культуры человека, прослеживается влияние синтеза знаний и духовной составляющей личности на её общегуманитарное развитие. В содержании образования подчеркиваются общекультурные, социально-экономические и духовные стратегические ориентиры, наличие эффективных условий, которые в комплексе способствуют формированию образа культурного молодого специалиста, его социально-экономического и духовнонравственного развития.

Ключевые слова: образование, культура, синтез знаний, общегуманитарное развитие, духовные основы образования, стратегия развития образования, содержание образования, эффективные условия, культурный молодой специалист.

S.V. Timofeeva

EDUCATION AS A FACTOR OF SOCIO-ECONOMIC AND SPIRITUAL-MORALIS DEVELOPMENT OF YOUTH

The phenomenon of education being basis of human culture is examined in the articleThe influence of the synthesis of knowledge and spiritual part of a personality on the humanitarian development is traced. Cultural, socioeconomic and spiritual strategic directions, the availability of the effective terms which in whole are instruments for forming the image of a cultural young specialist, his socio-economic and spiritual-moralis development are underlined in the content of education.

Keywords: education, culture, synthesis of knowledge, humanitarian development, spiritual bases of education, strategy of education development , maintenance of education, effective terms, cultural young specialist.

«Я мыслю себе XXI век как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия честности...»

Д.С. Лихачев

«Без путей Красоты не может быть образования»

Н.К. Рерих

Многие отечественные и зарубежные исследователи все более однозначно утверждают, что главным ресурсом развития XXI века станет «человеческий капитал»: высокий уровень знаний, культуры, информационной оснащенности граждан рассматривается как важнейшее конкурентное преимущество одних государств перед другими [7]. «Знание становится единственным источником долговременного устойчивого конкурентного преимущества... знание может быть использовано только через квалификацию индивидов» (Л.Туроу). Во всех развитых странах взят курс на опережающее развитие образования. Динамичный век наш и современные условия актуализируют потребность в комплексных знаниях: «Смелость изучения мира должна быть близка каждому молодому сердцу» (Е.И. Рерих), во всестороннем познании и целостном изучении мира - это является одной из базовых потребностей современного человечества [11]. Можно вспомнить и М. Мамардашвили: «Человек не может добиться серьезных достижений в одной области, если он равен нулю в других».

Образование представляется как общественно необходимый процесс: экономическое процветание общества все более зависит от способности добывать новые знания и применять их в жизни. По некоторым оценкам к середине XXI века в производственной деятельности будет занято 5-7% населения (К.Н. Соловь-енко, Е.Г. Пугачева). Следовательно, возникнет огромный человеческий резерв, который бы мог успешно работать над переустройством общества, созданием новой цивилизации в режиме коэволюции (Н.Н. Моисеев). И потому образование сегодня выдвигается на первый план как фактор развития человечества, фактор его выживания (К.Н. Соловьенко, Е.Г. Пугачева). Образование по сути становится национальной ценностью государства, выступая методологией развития Будущего.

Отмечается двоякое значение слова «образование»: «выставлять образец и устанавливать предписания»; «формировать уже имеющиеся задатки» (БСЭ). Само слово «образование» не является специфичным для употребления только в привычном педагогическом контексте: многогранность языка позволяет говорить об «образовании понятий», «новообразованиях в организме», «горообразовании», «муниципальных образованиях» и так далее. Данное слово указывает на возникновение (формирование, становление) того, чего не было ранее; выделяет нечто из остального мира и в этом смысле сродни понятию «организованность». Современные философские концепции [4; 9; 12; 15] раскрывают понятие «образование» как возможность формирования разнообразных символических смыслов, образов. «Образ» имеет большую смысловую наполненность, играет роль структурного принципа в системе культуры, на котором она держится, значимость образа обусловлена влечением человека к запоминающемуся, яркому, образному мышлению, порой афористично выраженному. Образ дает человеку импульс к процессу внутреннего саморазвития. Образ же человека складывается и из наблюдений в жизни и из представлений о сущности человека, его отношений с миром (М. Бахтин, А. Лосев, М. Мамардашвили).

Понятие «образование» в расширительном контексте связывается с образованием человека: образованный человек - значит содержащий, несущий в себе некий культурный человеческий образ, который доминирует в нем; еще древние греки изображали необразованность и невежество как великую трагедию, а Гаутама Будда выразил это афоризмом «Невежество есть худшее из преступлений». Этимологическое значение слова «образ» - «изобразить» нацеливает на родственное «выглядеть», «создать имидж». В психологии «образ» - субъективное отражение объективной реальности, в нем может воплощаться абстрактное содержание. Образ - важнейший компонент действий субъекта: он ориентирует в ситуации, направляет на достижение целевого результата. Полнота и качество образа определяют степень совершенства образа.

«Образование» традиционно понимается как процесс и результат усвоения человеком теоретических знаний, умений и навыков. Образование является основой культуры, они взаимосвязаны: в процессе образования происходит передача от поколения к поколению знаний культурных духовных и материальных богатств человечества, овладение социально значимым опытом, усвоение результатов общественноисторического познания, отражённых в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, творческой деятельности, также овладение трудовыми навыками и умениями. Образование выступает в качестве необходимого условия сохранения и развития духовной культуры, подготовки человека к жизни, труду; как основное средство приобщения человека к ценностям культуры, овладение ими; база для развития культуры. Нас привлекает глубокая трактовка понятия (приведенная ниже), данная в Философском энциклопедическом словаре под редакцией Е.Ф. Губского (1997): «Образование - духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, также процесс воспитания, шлифовки, то есть процесс формирования облика человека. При этом главным является не объем знаний, а соединение знаний с общими качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями... В конце XVIII века означало общий духовный процесс формирования человека (Гете, Песталоцци) в противоположность воспитательной технике. Образование как защита против сил, обезличивающих человека, в демократическом обществе стало вопросом жизни людей и общества в целом».

В.М. Видгоф (ТГУ) в монографии «Современное образование в контексте целостного подхода» пишет следующее: «В культуре образование представляет собой многомерную систему, формирующую человека. Предмет ее двуедин. С одной стороны, он выражает меру своей самодостаточности и самоценности в формировании и развитии человеческих качеств человека, с другой - это многосложный, многофакторный и по-лифункциональный феномен развивающегося социума» [12, 3]. И этот феномен рефлексируется сегодня всеми социальными слоями дифференцированного российского общества.

Безусловно, что «образование есть философская проблема» (Ф.Т. Михайлов) и система образования всегда предполагает определенное влияние науки, основывается на определенной концепции науки; влияние системы образования и философии всегда было взаимным (А.П. Огурцов). Взгляд в историю подсказы-

вает, что уже в начале XIX века возникшая новая философская концепция образования делает акцент на становлении самосознания личности, на процессе её самоформирования в актах самосознания культуры. Этот подход подхватывается немецкой классической философией (Гегель, Гербер, Гумбольдт) и приводит к процессу гуманитаризации образования, к утверждению права личности на образование: личность, понятая как самосознание, формирует себя как субъект культуры, служит основой для поиска новых форм образования, ряда педагогических реформ, ориентированных на культурно-гуманитарные идеалы, например, программа В. Гумбольдта (Ф.Т. Михайлов). Постепенно изменяются и подходы к пониманию образованности в человековедческих науках, связанных с формированием личности. В педагогике, например, наряду с традиционными подходами, сегодня складываются и более многосторонние представления о Человеке, уровне его образованности, происходит смена антропологических оснований педагогики. Образованный человек -сегодня это не столько «человек знающий» (даже со сформировавшимся мировоззрением), сколько подготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, духовно готовый к встрече с её ценностями, способный к творческой мыследеятельности, отстаивающий ценностные позиции, осмысливающий своё место в Школе жизни, своё эволюционное предназначение [1; 2; 5; 8-10; 12; 14-15].

По М.М. Бахтину, культура лежит на границах. Философы данное положение трактуют в том смысле, что внутри самой себя культура не осознаётся: только при взаимодействии, встрече, диалоге различных культур основания и особенности собственной культуры становятся взаимными и понятными (Ф.Т. Михайлов, Н.Г. Алексеев), более ярко высвечиваются. Образованный человек соответственно является и культурным: понимает и принимает иные культурные позиции и ценности, умеет пойти на диалог, понимает ценность не только собственной независимости, но и чужой, терпим и толерантен к Другому. «Образованный человек» должен быть человеком высокой, даже элитарной культуры (а значит способный на возделывание себя, на нелегкий постоянный труд души). Образование формирует идеалы, которые с течением развития культуры видоизменялись: известная максима Вольтера «Только человек образованный, человек просвещенный свободен» и сегодня актуальна; Ш.А. Амонашвили обозначает смысл идеала предельно кратко -«Способствовать становлению, развитию, воспитанию Благородного Человека [1, 33], что естественно достигается в процессе впитывания лучших образцов культуры, а потому «Идеал культуры должен быть высок, труден, чтобы разбудить и напрячь все духовные силы» человека (Г. Федотов), способствовать развертыванию богатейшего ресурса-потенциала («духовно-творческого» по В.В. Игнатовой).

Сегодня мировое гуманитарное сообщество с тревогой говорит о кризисе образования в постиндустриальном технократическом обществе, вступившем в стадию информационной эпохи. Возрождается закономерный интерес учёных к ценностным основам образования, его философско-историческим аспектам и параллелям, культурным императивам и стратегическим ориентирам. В 1998 году (Бостон, США) организовывается XX Всемирный философский конгресс на тему «Пайдейя: философия в воспитании человека». «Пайдейя» (от греческого - воспитание) - новогуманистическое название элементов воспитания и образования, характерных для культуры Древней Греции, вызванных к жизни существованием полиса (ФЭС). Общеизвестно, что образование предполагает обучение и воспитание - это его необходимые элементы и детерминируемые процессы (реализуемые в античности Учителями-философами в единстве и целостности). Главная идея XX конгресса выражается содержанием доклада Пьера Аубенкю «Образование через природу человека»: французский философ утверждает, что единая природа человека двойственна, только образование (пайдейя) делает человека человеком; посредством образования возможно создать иную (более окультуренную - А.Н. Чумаков) природу человека, потому необходимо направить образование против насилия и культивировать в человеке его разумное начало. В понятии «пайдейя» важен сам процесс образования, в результате которого ребенок становится взрослым, следовательно, пайдейя склоняет человека к саморазвитию (А.Н. Чумаков). Среди учёных утверждается тенденция возрождения пайдейи - великой античной традиции (Д.И. Корнющенко).

Одним из важных воспитательных принципов античности выступает, как известно, принцип природо-сообразности, взаимосвязь Человека, Земли, Космоса, чувство слитности их, человек рассматривается частью космоса, потому картина мира не расчленена - природа, человек, божество в ней слиты. В то же время античность - первый шаг на пути обособления человека, дистанцирования его от целостного космоса, человеческие проблемы уже начинают выходить на первый план. Общеизвестно, что развитие эволюционное идет по спирали, и ученые сегодня рассматривают вопрос образования на его следующем содержательном витке, вдыхают новую жизнь классическим традициям, закономерен потому и вопрос философа «Возврат к античности или новое прочтение пайдейи?» (А.Н. Чумаков). В результативном значении пайдейя - это состояние полного духовного развития человека, который осуществил все свои возможности, став Человеком в полном смысле (А.И. Мару). С таким трактованием пайдейи удачно коррелирует центральное понятие ан-

тичной эстетики «калокагатия» (буквально: «прекрасный» и «нравственно совершенный»), означающее гармонию внешнего и внутреннего, которая является условием красоты индивида (Д.И. Корнющенко). Кстати, «калокагативный принцип целостности.» очень подробно исследует В.М. Видгоф в уже упоминаемой монографии [12].

В контексте нашей темы (и под знаком возрождения глубокого интереса ученого сообщества к античной образовательной традиции, её ценностям и приоритетам) необходимо также выделить важную концептуальную идею В.И. Кабрина (ТГУ), выстраиваемую учёным в русле транскоммуникативной психологии: сегодня необходимо говорить о становлении «Человека Ноэтического», его духовно-космической универсальности, обозначаемой символически синтезом, и это понятие есть символ восточной и древнегреческой философии как отражение космического сознания и самосознания в образоподобном Микро-, Макрокосмосе [6]. «Человек Ноэтический» - это изначальная целостность, Идеал, высокая эволюционная ступень, движение к которой современному человеку XXI века даётся возможность получить через синтез знаний, через трудный путь духовности и истинной, высокой образованности и культуры.

Вернемся к пайдейе. В январе 2002 года (Вена, Австрия) проводится международная философская конференция «Пайдейя для XXI века?», теоретическим фундаментом которой служит знаменитое эссе «Кризис образования» (Ханна Арендт, 1960), развертывается дискуссия на тему «Учить - для чего? Образовывать и воспитывать - зачем?». Большинство ученых выражают мнения, что обновление образования, даже спасение образования является насущной необходимостью не только в гуманитарном аспекте, но также во всех общественных науках: любая гуманистическая пайдейя, укрепляющая свое имя в XXI веке, должна обращаться лицом к повседневным проблемам общественных институтов, не ограничиваться только кулуарами университетов (Д.И. Кор-нющенко); желательно в воспитательном движении расширять сферы познания человека, стремиться к пониманию того, что лежит за пределами будущего, а также и нашего прошлого (А. Олсон, И. Тууль).

В марте 2003 года (Бостон) международная философская конференция рефлексирует тему «Пайдейя и религия: Образование во имя демократии?». Учеными обсуждается главный вопрос: стала ли идея пай-дейи объединяющей силой, интегрирующей философов различных стран? Для того чтобы пайдейя стала реальностью, а не только красивой идеей, необходимо всему культурному человеческому сообществу мыслить категориями, отражающими интересы человеческого сообщества как Целого (А.Н. Чумаков). Представлен проект «Пайдейя» (профессор А. Олсон, Бостонский университет), основанный на фундаментальном вопросе (и ставший «вечным вопросом» людей, посвятивших себя образованию): «Для чего нужно образование?» (Д.И. Корнющенко). Проект является примером эффективного международного сотрудничества: своим содержанием подчеркивает, что «образование должно осуществляться во имя демократии», мировое человечество должно прийти к культурному и религиозному плюрализму, к совместным этическим принципам, основанным на понимании ценности морали (А.Олсон, И. Туули, Л. Стайнер).

Наши отечественные учёные Б.С. Гершунский, Н.В. Наливайко, В.И. Парщиков, Я.С. Турбовской и другие плодотворно работают в данном направлении. Стратегия развития образования, считает Б.С. Гер-шунский [4], зависит от нескольких взаимозависимых составляющих: Человек - Социум - Цивилизация; в блоке «Человек» важны сущностные его характеристики - особенно ментальные, мыслительные основания личности, предопределяющие мировоззренческие и поведенческие качества, прогнозируемые поступки, отношение человека к различным аспектам материальной и духовной жизни общества. Все эти же компоненты блока являются и объектом целенаправленного формирования, коррекции и преобразования, средствами образования и культуры. Содержание блока «Социум» детерминирует развитие сферы образования и в то же время зависит от качества её состояния, тенденций развития. В блоке «Цивилизация» учёным акцентируются общечеловеческие параметры нравственных приоритетов надгосударственного характера, предопределяющие систему ценностей, отношений мирового человеческого сообщества для движения человечества к целостности, конвергенции и всеединству [4].

Образование обусловлено требованиями социума, уровнем развития науки, техники, культуры. Основной путь получения образования - обучение в учебных заведениях, где оно связывается с воспитанием; важными выступают и процессы самообразования, развития, саморазвития личности. Цель образования -способствовать формированию полноценной духовной, творческой, нравственной личности. По мнению учёных (Ю. Азаров, А.Ф. Ахматов, В.Н. Сагатовский, Ю.В. Сенько и др.), в образовании необходимо утверждение определяющей роли его духовных основ, содержащих систему подлинных базовых ценностей и нравственных идеалов [12], образование должно быть одухотворённым [2]. Образование, гуманистически ориентированное, в своем содержании имеет приоритеты развития общекультурных компонентов, утверждает общегуманистические принципы воспитания человека (способного осваивать ценности культуры, устрем-

лённого реализовывать в жизни гуманистические идеалы) и таким образом успешно влияет на формирование личностной зрелости обучаемых (Л.М. Зеленина).

Данный социальный институт обязан создавать условия (комплекс условий) для развития Человека как такового: и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного, и родового, и его личности, а также всех сторон человека, о которых ещё недостаточно знаний: тело (телесное существо), психика (психическое существо), дух (духовное существо), социальный индивид (родовое существо); создавать условия для формирования свободной личности, её саморазвития, самообразования и самопознания, для понимания других людей, для формирования мышления, общения, для практических действий и поступков человека. Нужно, чтобы образованный человек был готов и к испытаниям, иначе как он может способствовать преодолению кризиса культуры (Ф.Т. Михайлов, Н.Г. Алексеев), важна его творческая мыследеятельность [14], «дисциплина ума, самостоятельность мышления» (Е.И. Рерих).

В образовании речь должна идти о целостности изучения и развития всех сфер человека, его социальной устойчивости. Необразованный человек не способен позитивно влиять на социум, легкоуправляем. Образованность же ведет личность к осмыслению совокупности культурных достижений, расширению философско-культурологических знаний о себе и мире, взаимопониманию между поколениями, к возможности вести диалог с представителями других культур. Сегодня в образовании меняется основная образовательная цель: важна не столько знаниевая подготовка, а обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности. Психология высшего образования подчеркивает, что современный человек должен уметь учиться: искать и находить необходимую информацию для решения проблем, использовать различные источники информации, постоянно приобретать дополнительные знания [7-8; 13].

Б.С. Гершунский, исследуя феномен образования [4], задается наиважнейшими человекосущностными вопросами: что движет людьми в их нравственном, духовном, культурном развитии? Ведь сегодня налицо очевидное замедление этого движения, даже движение вспять. В чем причины, возможно ли познать механизмы стремления человека к нравственному совершенствованию? Лежат ли они в самой природе человека, можно ли их стимулировать, мотивировать внешней образовательной сферой или они заложены Богом (многозначно понимаемым)? Земные распространенные человеческие качества - зависть, неумеренное честолюбие, жестокость, безразличие к ближнему, общественная пассивность, терпимость к злу - неужели фатальны и неизбежны? Что может и (главное) что должна сделать система образования для нравственного оздоровления общества, является ли она в этом смысле сеятелем «разумного, доброго, вечного», но и общественным «санитаром», выкорчевывающим разнообразные пороки человека и социума? Это злободневные вопросы, по мнению ученого, и какая наука ответит на них, если они восходят к самим истокам жизни, к истокам Веры, имеют глубочайший мировоззренческий, космологический, религиозный смысл... [4]. Возможно ответы лежат за пределами традиционного научного знания.

А ответы искать необходимо, особенно пытливым молодым, только укрепляющимся в пространстве образования, выстраивающим свою индивидуальную «стратегию жизни» (К.А. Абульханова-Славская).

Приведем интересные суждения Р.А. Парошиной, которая подробно (в контексте педагогической антропологии) исследует проблему духовно-нравственного развития: учёный убежденно считает, что ...нравственность, а на сегодня уже и духовность, должны составлять основу не только среднего, но и высшего профессионального образования [10]. Духовно-нравственное развитие помогает человеку в поисках своего неповторимого «я», отстоять право на самореализацию, самоопределение, вырабатывает самостоятельность мышления, создает ценностное культурное поле. Ученый в качестве философских оснований своей концепции духовно-нравственного развития человека использует антропокосмические и философско-этические идеи космизма, идеи синтеза науки, религии, философии для раскрытия многогранной сущности Человека, его природы, эволюционного назначения. Такой подход ученого дает новый содержательный импульс и новое дыхание традиционным педагогическим взглядам на Человека и возможностей быть образованным в постоянно меняющемся и развивающемся мире.

Р.А. Парошина пишет: «Проблема духовно-нравственного развития человека волновала лучших представителей человечества во все времена. К ней обращалась в прошлом, как зарубежная, так и отечественная философская, религиозная и научно-педагогическая мысль. В настоящее время разработка теоретической концепции духовно-нравственного развития человека вновь выделена Российской академией образования одним из приоритетных направлений фундаментальных научных исследований. При этом характерной особенностью современного научно-педагогического видения обозначенной проблемы является её включённость в проблематику не только личности, но именно человека во всей его целостности» [10, 299] -далее ученый цитирует мысль Д.И. Фельдштейна из его доклада на пленуме ВАК Минобразования РФ

20 ноября 2002 года - «.и как существа биологического в общей универсальной эволюции, и как носителя социального, и как творящего особый мир культуры, и как главного действующего лица исторического прогресса» [10, 229]. «Постановка проблемы в таком ракурсе далеко не случайна. Ситуация глобальных изменений в мире, которая сложилась на рубеже XX-XXI столетий, в корне отличается от социокультурной и образовательной ситуации предыдущих веков. Сегодня, в условиях духовно-экологического общепланетарного кризиса, с особой остротой разразившегося в последние десятилетия, необходимо. говорить уже не только о социальной, исторической, но и космопланетарной ситуации развития человека» [10, 299].

«В связи с этим современными учёными выдвигается первоочередной значимости глобальная цель, своего рода сверхзадача человечества, - обеспечение его эволюционно-ориентированного развития в гармонии с природой, в гармонии с ноосферой, в гармонии с Космосом, поскольку именно такое развитие является доминантным для Вселенной в целом [10, 300]. «Выживаемость человечества. может быть обеспечена только при осуществлении социально-экономического развития на основе ноосферного аттрактора, являющегося по своему содержанию ноосферно-синергетическим критерием. При этом «цель в виде ноосферного аттрактора автоматически подразумевает возможность её реализации только при ориентации на критерии духовности и нравственности, а это прямо следует из самого смысла понятия ноосферы, как сферы разума, по определению В.И. Вернадского» [10, 307]. Новые условия жизни активно требуют обновления сознания, воспитания чувства ответственности человека за Природу в себе и себя в Природе, осознания себя органической частью единой космической реальности» [10, 301].

Р.А. Парошина подчёркивает, что «.идеи космизма помогают понять внутреннюю сущность самого термина «духовно-нравственное» становление и развитие человека», которое есть «.синтез двух неотъемлемых для человеческого становления и развития компонентов - духовности и нравственности, каждый из которых имеет свои характеристики. Вычленение и определение на первый план духовной компоненты обусловлено доминирующей ролью в становлении человека Человеком именно духовности», «.духовность и нравственность - явления не тождественные и не рядоположенные. Человек в своей полноте (целостности) имеет сложную многокомпонентную структуру. Чаще всего в этой структуре выделяются три компонента: индивид (биологическое), личность (социальное), индивидуальность (духовное). Или в другой (философско-религиозной) терминологии соответственно тело, душа, дух. Если соотнести рассматриваемые выше понятия», считает Р.А. Парошина, то «нравственность характеризует личность человека, его социальную сущность. Пространственная направленность нравственности - «горизонтальные», социальные связи. Нравственность - это своего рода мерило принятия, присвоения человеком общественных норм и ценностей, а потому она, в определённой степени, может быть воспитана» [10, 302].

«Духовность же имеет «вертикальную» направленность, поскольку она скорее «мост» от социального, личностного, «дольнего» к духовному, высшему, «горнему» миру. Мост между личностью и индивидуальностью, между душой и духом, между земным и небесным, между человеком и Богом. Именно духовность позволяет духу (высшему Я) проявить себя, свои духовные качества («плоды духа») - любовь, мило-ердие, сострадание, целомудрие, воздержание, терпение - через личность человека. Духовность нельзя воспитать извне, она может быть развиваема только изнутри. Нравственность же (но только истинная, сознательная) является необходимым средством, условием для развития духовности. Не всякий нравственный человек духовен, но каждый духовный человек непременно нравственен. Понять во всей полноте духовное, духовность невозможно без понимания сущности самого человека. Антропокосмические идеи космизма позволяют взглянуть на человека именно с космической точки зрения, понять его истоки, предназначение и смысл жизни, без осмысления и осознания которых все педагогические концепции и системы всегда будут выстраиваться на «песке», а не на прочном фундаменте - «скале духа» [10, 304]. Учёный еще раз подчеркивает «основную истину о человеческой сущности: человек есть космическое существо. Он - гражданин Вселенной, неотъемлемая часть Космоса» [10, 304].

Безусловно, данный контекст концепции Р.А. Парошиной, её взгляд на духовно-нравственное развитие человека инновационный, и сегодня практически все большее количество ученых (А.Е. Акимов, И.И. Ги-тельзон, В.П. Казначеев, Н.Н. Моисеев, А.П. Назаретян, А.И. Субетто, Г.И. Шипов и другие) приходят к общему мнению о необходимости рассматривать Человека во всеединстве знаний, как «космо-био-социо-культурное исторически конкретное духовно активное существо, принадлежащее одновременно разным по своей природе системам: Вселенной, живой природе Земли, социуму в его цивилизационном и культурном движении во времени и пространстве» (И.А. Колесникова). Идеи синтеза знаний, идеи космизма, ноогенеза находят своих сторонников не только в высшей школе [9]. Таким образом, можно сделать предварительный,

несколько метафоричный вывод: образование необходимо для преодоления «несокрушимого невежества человечества».

Понятие «фактор» (как психолого-педагогическое понятие), по мнению В.В. Игнатовой, имеет два значения: это постоянно действующая движущая сила; первооснова, первопричина какого-либо педагогического или психологического явления, процесса [5, 62]. Факторы оказывают влияние на процессы, имеют определенную ориентацию, и действие факторов обеспечивается посредством создания и реализации совокупности условий. Высшее образование (при наличии благоприятных условий) оказывает огромное влияние на развитие всех уровней психики молодого человека, развитие его личности: это определяет направленность ума, разносторонность взглядов, формирует склад мышления, который характеризует и профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития (И.С. Кон), в частности, процессов восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определенным кругом логических операций [13].

Образование выступает важнейшим фактором экономического, социокультурного, духовного развития личности. Следовательно, содержание образования (как общего, так и специального) должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание оптимальных условий для её самореализации, оно должно обеспечить формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира [8-9; 12-13]. В связи с этим единая цель образовательной системы на всех её уровнях и этапах - создание эффективных условий для культурного всестороннего развития личности молодого специалиста. Государственная «доктрина всеобщности образования» представляется явно недостаточной, если не содержит внутренней ценностно-смысловой необходимости самой становящейся личности образовываться. Статистика говорит, что статус образования среди молодежи растет, ими востребована ценность образования: они признают, что вуз, образованность дает понимание культуры, её ценностей, интеллектуального труда, образованность влияет на формирование лучших качеств личности молодых. Личность - открытая саморазвивающаяся система, реализация разумной устойчивой личностью своего естественного права быть образованной, культурной, наполненной Знаниями для практического применения, в данных социальных условиях должно вызывать у человеческого сообщества уважение такой личности.

Из вуза должен выйти образованный человек. Рост образованности сегодня является основным элементом качества подготовки специалистов. Современный специалист должен быть подготовлен так, чтобы всегда быть готовым идти нога в ногу с прогрессом науки и технологии, его образование должно воспитывать в нем способность, как к интеллектуальному творчеству, так и к интеллектуально активному восприятию, сделанного другими (М.И. Фишер). Современному обществу нужны люди, умеющие учиться, самостоятельно работать с информацией, тогда они смогут рассчитывать на успех в информационном обществе [7-8]. Чем гармоничнее общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим становится человек. Учеными отмечается, что «узкая специализация предельно сужает культурное пространство современного человека», важна «духовная оснащенность личности» (В.М. Видгоф) [12], «невозможно сообщение знаний без соответствующей моральной доминанты». В период переоценки ценностей, в переходный период развития общества позитивно оптимистичной и человекосущностной становится Идея высокого профессионализма, а это невозможно без высокого уровня образованности личности: высшей школой предполагается не столько обучение «специалиста» (по меткому выражению А.И. Солженицина - «образованца»), сколько формирование «культурного специалиста», обладающего личностным уровнем диалога с Миром и обществом, несущего Гармонию в себе и облагораживающего социум на путях Культуры и Духовности [5; 8; 11]. Получается в итоге, что образование выступает культурным императивом, выходит за временные рамки современного бытия человека, приобретает эволюционный смысл, становясь стратегией Будущего.

Литература

1. Амонашвили, Ш.А. Школа Жизни / Ш.А. Амонашвили. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили,

2000. - 144 с.

2. Ахматов, А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование / А.Ф. Ахматов // Педагогика. - 2003. -

№ 8. - С. 35-41.

3. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - 444 с.

4. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. - М.: Флинта, 1998. - 608 с.

5. Игнатова, В.В. Духовно-творческое становление личности: моногр. / В.В. Игнатова. - Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2007. - 272 с.

6. Кабрин, В.И. Ренессанс и перспектива образования «человека ноэтического» / В.И. Кабрин // Современная педагогическая антропология в системе непрерывного образования: мат-лы VI Всерос. науч.-практ. семинара (25-26 марта 1998 года, г. Томск). - Томск: Изд-во ТГУ, 1998. - С. 10-17.

7. Копытов, А.Д. Тенденции развития образования в современном мире / А.Д. Копытов, М.П. Пальянов, Б.Г. Долгун // Проблема реализации личностного потенциала молодежи в современных условиях: тр. Всерос. науч.-практ. конф. (2-3 ноября 2004 г., г. Томск). - Томск, 2004. - С. 121-124.

8. Лукин, Н.Н. Культурно-историческое творчество и профессиональное образование (социальнофилософский анализ): науч.-метод. пособие / Н.Н. Лукин; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2004. - 160 с.

9. Ноогенез и образование. Построение ноосферной школы: мат-лы и тезисы 2-й Междунар. конф. (2-4 апреля 1996 г.) / под ред. А.М. Буровского. - Красноярск: Изд-во НМЦ НЭО, 1996.

10. Парошина, Р.А. Проблема духовно-нравственного развития Человека в идеях космизма / Р.А. Паро-

шина // Вестн. КрасГАУ. - 2006. - № 12. - С. 299-306.

11. Рерих, Е.И. Письма / Е.И. Рерих. - Новосибирск: Вико, 1992. - Т. 2. - С. 190-193.

12. Современное образование в контексте целостного подхода (к обоснованию метода эстетико-

продуктивной педагогики) / под ред. В.М. Видгофа. - Томск: Изд-во ТГУ, 2005. - 252 с.

13. Столяренко, Л.Д. Психология профессионального образования / Л.Д. Столяренко // Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2002. - С. 427-520.

14. Тимофеева, С.В. Педагогика духовно-творческого развития: учеб. пособие / С.В. Тимофеева, В.В. Иг-

натова; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2008. - 150 с.

15. Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования / П.Г. Щедровицкий. - М., 1994. - 310 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.