Научная статья на тему 'Место духовно-нравственного воспитания в подготовке будущих учителей'

Место духовно-нравственного воспитания в подготовке будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / FUTURE TEACHER / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL-MORAL EDUCATION / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HUMANITARIAN FORMATION / ГАРМОНИЧНАЯ ЛИЧНОСТЬ / HARMONIOUS PERSONALITY / PREPARING THE PERSONNEL (FRAMES)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кенжаев Шавкатжон Хусанович

В статье анализируется место духовно-нравственного воспитания и гуманитарного образования в подготовке высококвалифицированных специалистов. Раскрываются задачи, стоящие перед вузами в сфере подготовки и воспитания будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место духовно-нравственного воспитания в подготовке будущих учителей»

В заключение следует сказать, что в настоящее время применяются такие технологии, как компьютерно-информационные, мультимедийные, интерактивные, технологии дистанционного обучения, образовательные программы. Все они способствуют повышению эффективности обучения и развитию у студентов различных способностей и навыков в целях подготовки высококвалифицированных специалистов.

Мультимедийные технологии позволяют с помощью различных технических аппаратных средств свободно выбирать логику ознакомления с информацией из базы знаний, объединять информацию со звуковыми, с видео и кинофрагментами, с мультипликацией и анимацией. Вместе с тем они создают возможность создавать различные дидактические и развивающие игры, компьютерные игры, познавательные и развивающие программы. Следовательно, возможности информационных технологий очень разнообразны и эффективность их применения при обучении иностранным языкам зависит от преподавателя, его информационной и профессиональной компетенции.

Литература

1. Алиева А. Э. Особенности использования информационных технологий на уроках чтения и письма. // International scientific review. 2015. № 3 (4). С. 59-61 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scientificconference.com/images/PDF/2 015ßntemational%20srientific%20review% 203%20(4).pdf/ (дата обращения: 16.06.2016).

2. Мухаммедова Ф. Р. Роль активных методов в обучении иностранному языку. // Наука, техника и образование. 2015. № 5 (11). С. 148-150. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://3minut.ru/images/PDF/2015/11.pdf/ (дата обращения: 8.09.2016).

Место духовно-нравственного воспитания в подготовке будущих

учителей Кенжаев Ш. Х.

Кенжаев Шавкатжон Хусанович /Kenjaev Shavkatjon Khusanovich - преподаватель,

кафедра национальной идеи, основ духовности и правового образования, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируется место духовно-нравственного воспитания и гуманитарного образования в подготовке высококвалифицированных специалистов. Раскрываются задачи, стоящие перед вузами в сфере подготовки и воспитания будущих учителей.

Abstract: in article is analysing the place spiritual-moral education and humanitarian formation in preparation high skilled specialist. Open the problems, costing before high school in sphere of preparation and upbringing the future teachers.

Ключевые слова: будущий учитель, духовно-нравственное воспитание, духовность, подготовка кадров, гуманитарное образование, гармоничная личность. Keywords: future teacher, spiritual-moral education, spirituality, preparing the personnel (frames), humanitarian formation, harmonious personality.

Формирование нового поколения кадров, способных выдвигать перспективные задачи и решать их, а также всесторонне развитых и адаптированных к жизни в обществе специалистов является одной из важнейших задач высших учебных заведений.

Подготовка и воспитание будущих учителей ставят перед собой решение нижеследующих задач:

- адаптирование к процессам построения развитого правового, демократического государства, обновление системы образования и подготовки кадров;

- подготовка будущих учителей, исходя из перспектив социально-экономического развития страны, потребностей общества, современных достижений науки, культуры, техники и технологий;

- разработка эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания будущих учителей и их внедрение в учебно-воспитательный процесс в вузе.

Духовно-нравственное воспитание молодежи, в том числе и студентов вузов, направлено на воспитание национального патриотизма, чувства гордости за свою Родину, историю и культуру, толерантности, всесторонне развитой гармоничной личности.

Как известно, духовность - это внутренний мир человека, выражающая его «я», «самость» в обществе, его мировоззрение и взгляды, образованность и культурность. А современный специалист - это широко образованный человек, в какой-либо конкретной области имеющий фундаментальную подготовку, способный к постоянному повышению квалификации [2, с. 150].

В условиях вузовского обучения предоставляются широкие возможности проявить и развить свои творческие и интеллектуальные способности, поскольку сегодня в качестве одной из ведущих целей обучения становится формирование и развитие духовно богатой, всесторонне развитой, творческой креативной личности, готовой принять активное участие во всех общественно-политических процессах, происходящих в обществе и государстве, а также способной к продуктивной высокопрофессиональной деятельности. В этом деле особую роль играют гуманитарные науки и гуманитарное образование. Гуманитарное образование является важнейшим средством формирования мировоззрения, играет огромную роль в общем развитии людей, в их умственном, нравственном и идейно-политическом воспитании [3, с. 11].

Процесс духовно-нравственного воспитания по своей сути и требованиям направлен на формирование знаний, исповеданий, навыков, качеств, облика личности, системы стабильных привычек, поведения и морали. В этом процессе в качестве важных направлений можно отметить конкретность воспитательных целей, совместную деятельность воспитателя и воспитанников, добровольность, коллективность и др. [1, с. 62-63]. Будущие учителя являются не только высококвалифицированными специалистами по своему предмету, но также и педагогами, воспитателями. Учебная работа в образовательных учреждениях (школа, академический лицей, колледж, интернат) идет вровень с духовно-воспитательной работой. Поэтому каждый будущий учитель должен получить гуманитарное образование и иметь достаточные знания по общественно-гуманитарным дисциплинам. Только тогда они могут внести свой достойный вклад в дело воспитания молодого поколения, способного построить государство с великим будущим.

Литература

1. Профессиональное становление личности XXI века в системе непрерывного образования: теория, практика и перспективы. Материалы научно-практической конференции. Том VI. - Ташкент, 2016.

2. Кенжаев Ш. Х., Хусанов А. Ш. Организационно-педагогические критерии профессиональной ориентации будущих специалистов. // Наука, техника и

17

образование. Июнь, 2015. № 5 (11). [Электронный ресурс]. URL: http://3minut.ru/images/PDF/2015/11.pdf/ (дата обращения: 8.06.2016).

3. Хилтухина Е. Г. Гуманитарное образование - основа совершенствования человека. // Наука и образование сегодня. Март, 2016. № 1 (2). С. 4-11. [Электронный ресурс]. URL: http://publikacija.ru/images/PDF/2016/Science-and-education-today-1-2-2016.pdf/ (дата обращения: 8.06.2016).

Коммуникативный подход в обучении чтению Алиева А. Э.

Алиева Айше Эдемовна /Alieva Ayshe Edemovna - преподаватель, кафедра английской филологии, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируется коммуникативный подход в обучении чтению с помощью использования различных методик. Подчеркивается, что особое место занимает работа с мультимедийными ресурсами, материалами из Интернета. Abstract: the article analyzes the communicative approach to teaching reading by using different methods. It is emphasized that occupies a special place to work with multimedia resources and materials from the Internet.

Ключевые слова: чтение, коммуникативный подход, текст, самостоятельность, навыки, анализ.

Keywords: reading, communicative approach, text, independence, skills analysis.

Развитие и широкое распространение в последние годы компьютерных технологий, средств связи, сетевых коммуникаций (Интернет) привело к тому, что знание английского языка оказывается необходимым не только для многих видов профессиональной деятельности, но в значительной мере для ориентации в современной повседневной жизни. Владение английским языком для молодых людей, входящих в жизнь, становится все более важным, влияющим на их общественный статус [2, с. 26]. Поэтому очень важно при обучении английскому языку развивать коммуникативную компетентность студентов, особенно путем коммуникативного подхода в обучении чтению.

Основная цель обучения чтению на занятиях иностранного языка в вузе -формирование у студентов навыков чтения - вслух и про себя, а также пересказа, анализа различных текстов, отрывков из произведений, заучивания стихотворных произведений и т. д.

В процессе обучения чтению преподаватель может использовать такие дополнительные средства, как просмотр телепередач, прослушивание радиопередач, просмотр видеофильмов, близких к изучаемому, прочитанному тексту или к теме изучения. После ознакомления с текстом можно разделить группу на подгруппы (мини-группы) и дать каждой подгруппе такие задания, как составление беседы, вопросов и ответов, изложения, кроссворда по тексту.

Основные задача обучения чтению:

- развивать навыки говорения, для чего: а) добиваться понимания содержания читаемого текста; б) развивать умение самостоятельного изложения содержания текста; в) развивать умение высказывать свою мысль о значении текста; г) развивать умение делать выводы.

- формировать способности по страноведению, литературоведению;

- совершенствовать у студентов навыки самостоятельного анализа прочитанного и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.