Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание студентов и учащихся на уроках чтения'

Духовно-нравственное воспитание студентов и учащихся на уроках чтения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ЧТЕНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ТЕКСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Айше Эдемовна

В статье анализируется роль чтения в духовно-нравственном воспитании студентов и учащихся. Раскрываются развивающая и воспитательная функции чтения на уроках иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание студентов и учащихся на уроках чтения»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ Алиева А.Э.

Алиева Айше Эдемовна — преподаватель, кафедра английского языка и литературы, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируется роль чтения в духовно-нравственном воспитании студентов и учащихся. Раскрываются развивающая и воспитательная функции чтения на уроках иностранного языка.

Ключевые слова: иностранный язык, чтение, духовно-нравственное воспитание, диалог культур, текст.

Сегодня в качестве одной из ведущих целей обучения становится формирование и развитие духовно богатой, всесторонне развитой, творческой креативной личности, готовой принять активное участие во всех общественно-политических процессах, происходящих в обществе и государстве, а также способной к продуктивной высокопрофессиональной деятельности. Процесс духовно-нравственного воспитания по своей сути и требованиям направлен на формирование знаний, исповеданий, навыков, качеств, облика личности, системы стабильных привычек, поведения и морали [4, с. 17]. Задача учителя и преподавателя иностранного языка состоит в том, чтобы превратить необходимые требования общества во внутренние стимулы личности каждого учащегося, такие как долг, честь, совесть, достоинство, патриотизм в рамках предмета. Путь воспитания при чтении - это путь опосредованный: от текстов, от полученной информации к мыслям, к выработке взглядов, убеждений, формированию мировоззрения. Очень важное место в процессе воспитания занимает домашнее чтение. К развивающей функции домашнего чтения относятся формирование самостоятельного эстетического отношения к окружающему миру, критического, творческого мышления, гуманистических ценностных ориентаций в процессе знакомства с лучшими литературными произведениями зарубежной литературы [1, с. 118-119]. Чтобы усвоенное и продуманное в ходе чтения стало действительным, нашло свое воплощение в повседневной жизни учащихся, полезно проведение участниками конференций и докладов, представление проектов и написание эссе и сочинений, обсуждение той или иной проблемы.

В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики и т.д. Система нравственно-эстетических и социальных представлений и чувств задается отбором фактического круга чтения и методами работы. Чтение текстов обеспечивает возможность одновременного обращения к языку и культуре, позволяет в комплексе и более эффективно решать стоящие перед вузом и школой задачи через посредство иностранного языка, используя его образовательный, развивающий и воспитательный потенциал [2, с. 63]. Большое место на уроках английского языка и литературы должна занимать работа с текстами, имеющими воспитательно-познавательный характер. Их использование способствует формированию нравственно-этических качеств личности. Использование текста при обучении создает условие для осуществления личностно- ориентированной педагогики - эта работа позволяет воспитать свободную личность, наделённую субъективным опытом и реализующую свои способности и возможности на интеллектуальном, речевом, духовно-нравственном уровне. Безусловно, что текст, используемый на уроках в качестве дидактического материала, должен обладать стилевой безупречностью, позитивной нравственной позицией автора, доступностью содержания, способностью вызвать не только интеллектуальный, но и эмоциональный отклик [5, с. 215].

Чтение на иностранном языке предоставляет возможности для расширения кругозора учащихся, для воздействия на их интересы, чувства и эмоции (посредством формирования ценностной ориентации, личностного отношения к содержанию иноязычного текста). Оно оказывает влияние на систему нравственных норм и черт характера [3, с.80]. Воспитательный потенциал чтения велик, т.к. позволяет формировать у школьников личностно-значимое отношение к нравственным и духовных явлениям, обеспечивающим личностное постижение вырабатываемых обществом духовно-нравственных ценностей, идей, принципов, идеалов.

Список литературы

1. Алиева А.Э. Домашнее чтение на уроках английского языка // Наука, техника и образование, 2016. № 5 (23). С. 118-119.

2. Алиева А.Э. Роль аутентичных текстов в обучении чтению // Достижения науки и образования, 2017. № 4 (17). С. 62-63.

3. Ахмедова Г.У., Салимова С.Ф. Чтение на иностранном языке как средство развития опыта общения учащихся // Достижения науки и образования, 2017. № 4 (17). С. 79-80.

4. Кенжаев Ш.Х. Место духовно-нравственного воспитания в подготовке будущих учителей // Проблемы педагогики, 2016. № 6 (17). С. 16-18.

5. Сахатова Г.Г. Текст как дидактический материал в обучении русскому языку // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 5 (47). С. 214-217.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.