Научная статья на тему 'Подготовка будущих педагогов к нравственному воспитанию школьников'

Подготовка будущих педагогов к нравственному воспитанию школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL EDUCATION / ПОДГОТОВКА / TRAINING / АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ANALYTICAL SKILLS / ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / COMMUNICATION SKILLS / ОРГАНИЗАТОРСКИЕ УМЕНИЯ / ORGANIZATIONAL SKILLS / КОНСТРУКТИВНЫЕ УМЕНИЯ / DESIGN SKILLS / PREDICTIVE ABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кенжаев Шавкатжон Хусанович

В статье анализируются вопросы подготовки студентов к нравственному воспитанию школьников. В современной педагогике и психологии подчеркивается, что школьный возраст является важным периодом для формирования и воспитания личности. Знания, умения и навыки, полученные в этом возрасте, быстро усваиваются и пускают корни на всю жизнь. Нравственное воспитание имеет огромное значение в формировании личности, поэтому формированию нравственных качеств у учащихся необходимо уделять большое внимание. Исходя из этого, подготовка будущего учителя, педагога требует учета всех передовых взглядов, инноваций, современного подхода к построению воспитательной работы, к проблемам нравственного воспитания, к совершенствованию путей получения требуемых знаний, умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих педагогов к нравственному воспитанию школьников»

3. Таштобаева Б. Э. Разработка дескрипторов Национальной рамки квалификаций Кыргызской Республики. Проблемы современной науки и образования. № 3 (45). Москва, 2016. С. 182-187.

PREPARATION OF THE FUTURE TEACHERS TO MORAL EDUCATION

OF SCHOOLBOYS Kenjaev Sh.

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ Кенжаев Ш. Х.

Кенжаев Шавкатжон Хусанович /Kenjaev Shavkatjon — старший преподаватель, кафедра национальной идеи и философии, социально-экономический факультет, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются вопросы подготовки студентов к нравственному воспитанию школьников. В современной педагогике и психологии подчеркивается, что школьный возраст является важным периодом для формирования и воспитания личности. Знания, умения и навыки, полученные в этом возрасте, быстро усваиваются и пускают корни на всю жизнь. Нравственное воспитание имеет огромное значение в формировании личности, поэтому формированию нравственных качеств у учащихся необходимо уделять большое внимание. Исходя из этого, подготовка будущего учителя, педагога требует учета всех передовых взглядов, инноваций, современного подхода к построению воспитательной работы, к проблемам нравственного воспитания, к совершенствованию путей получения требуемых знаний, умений и навыков.

Abstract: the article analyzes the issues of preparation of students to the moral education of students. In modern pedagogy and psychology emphasizes that the school age is an important period for the formation and education of the person. The knowledge and skills obtained at this age, are quickly digested and putting down roots for a lifetime. Moral education is essential in the formation of personality, so the formation of moral qualities of the students need to pay a lot of attention. On this basis, the preparation of the future teacher, the teacher requires taking into account all the views advanced, innovation, modern approach to the construction of educational work, the problems of moral education, to improve the ways to obtain the required knowledge and skills.

Ключевые слова: нравственное воспитание, подготовка, аналитические умения, прогностические умения, коммуникативные умения, организаторские умения, конструктивные умения. Keywords: moral education, training, analytical skills, predictive ability, communication skills, organizational skills, design skills.

Нравственному воспитанию личности посвящены исследования ряда узбекских ученых, таких как Г. Махмудова, Б. Азимов, А. Мусурмонов, М. Очилов и др. Например, работы М. Очилова посвящены проблеме подготовки студентов вузов к нравственному воспитанию детей, в них определены модель личности специалиста, его нравственного состояния, указаны пути формирования нравственности у студентов. По его мнению, студенты - будущие педагоги должны прислушиваться к голосу совести, понимать свой долг, укреплять способности нравственного поведения. Они должны уметь действовать обдуманно, уметь анализировать, решать нравственные противоречия, использовать нравственные правила и принципы поведения [2, с. 17]. Для педагога необходимы не только повседневные, жизненные ценности, но и система ценностей, направленная на улучшение содержания жизни и претворение в жизнь идей национальной независимости. Кроме этого, необходимы и способности к нравственному творчеству.

Будущие учителя являются не только высококвалифицированными специалистами по своему предмету, но также и педагогами, воспитателями. Учебная работа в образовательных учреждениях (школа, академический лицей, колледж, интернат) идет вровень с духовно-воспитательной работой [1, с. 17]. В процессе подготовки специалистов выясняются нравственные правила и принципы, которые превращаются в ценности через взаимоотношения преподавателей и студентов по мере привлечения их к профессиональной деятельности во время педпрактики. Эффективность подготовки будущего специалиста к нравственно-воспитательной работе тесно связана с созданием системы нравственного воспитания студентов в вузе. В этой системе можно выделить следующие части: общая

личностная подготовка, профессионально-педагогическая подготовка, нравственная подготовка, научно-теоретическая подготовка, практическая подготовка.

Анализ исследований по вопросам подготовки педагогических кадров по нравственному воспитанию студентов вузов и учащихся академических лицеев и профессиональных колледжей показывает, что данная проблема актуальна до сегодняшнего дня.

По нашим наблюдениям, студенты-практиканты Гулистанского госуниверситета во время педагогической практики в школах проводят воспитательную работу, обычно связывая ее со знаменательными датами, тогда как необходимо включать в планы воспитательной работы и темы нравственного воспитания, применяя различные приёмы и методы воздействия на формирование у учащихся нравственных качеств.

Проведение экспериментальных исследований и практических работ по подготовке студентов к нравственному воспитанию учащихся предполагает формирование у них нижеследующих компетенций:

- аналитические умения: умение правильно оценивать вопросы нравственного воспитания студентов, их взаимосвязь с вопросами воспитания учащихся, стремление анализировать отдельные педагогические ситуации, оценивать возможности учащихся в процессе их нравственного воспитания, стимулировать к анализу своей деятельности по нравственному воспитанию учащихся;

- прогностические умения: формирование у студентов умений определять и показать конкретные педагогические вопросы по нравственному воспитанию с учетом возраста учащихся, степени их нравственной воспитанности и индивидуальных особенностей; формирование умений теоретического обоснования выбора организационных форм, приемов и средств по нравственному воспитанию учащихся;

- конструктивные умения: формирование у студентов навыков и умений выбора учебного и внеучебного материала для нравственного воспитания школьников, а также методов и приемов работы с этим материалом; развитие у студентов способностей планирования работ, направленных на нравственное воспитание учащихся.

- организаторские умения: обогащение опыта будущих учителей, создание условий для нравственного воспитания учащихся, стимулирование организации различных видов учебной и внеучебной деятельности по нравственному воспитанию учащихся, регулирование деятельности учителей по непосредственному участию учащихся в нравственном воспитании, побуждение студентов-практикантов к контролю и оценке деятельности по нравственному воспитанию, изучение ими основ управления поведением и активностью учащихся.

Коммуникативные умения: побуждать будущего учителя к проявлению способностей видеть внутреннее состояние школьника; активизация действий студентов по стимулированию учащихся к нравственной деятельности, установление взаимоотношений с коллективом учителей и их управление, формирование умений по созданию благоприятных духовно-психологических условий в коллективе учащихся, побуждение педагога к целесообразным отношениям с учащимися, их родителями, с общественностью и с коллегами; формирование умений по стимулированию нравственных действий учащихся.

Литература

1. Кенжаев Ш. Х. Место духовно-нравственного воспитания в подготовке будущих учителей //

Проблемы педагогики, 2016. № 6 (17). С. 16-18. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://problemspedagogy.ru/images/PDF/2016/17/Problemy-pedagogiki-6-17.pdf/ (дата обращения

10.01.2017).

2. ОчиловМ. Нравственное формирование будущего учителя. Ташкент: Укитувчи, 1979. 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.