Научная статья на тему 'Компетенции как результат обучения'

Компетенции как результат обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПОДГОТОВКА КАДРОВ / COMPETENCE APPROACH TRAINING / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / РАБОТОДАТЕЛИ / EMPLOYERS / ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / AND LIGHT INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслянова Фатима Ибрагимовна

В статье рассматриваются компетенции выпускников для легкой промышленности, а также проблемы реализации компетентностного подхода. С целью формирования универсальных компетенций был проведен опрос среди выпускников, работодателей и профессорско-преподавательского состава, а также выявления соответствия уровня подготовки кадров для отрасли легкой промышленности Кыргызстана. Для исследования данной проблемы была использована методика проведения опроса работодателей, выпускников и представителей академического сообщества, приведенная в литературе 2. Для определения значимости предложенных компетенций применена методика априорного ранжирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маслянова Фатима Ибрагимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетенции как результат обучения»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

COMPETENCES AT LEARNING OUTCOMES Maslyanova F. КОМПЕТЕНЦИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ Маслянова Ф. И.

Маслянова Фатима Ибрагимовна /Maslyanova Fatima — доцент, кафедра технологии изделий легкой промышленности, Кыргызский государственный технологический университет им. И. Раззакова, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматриваются компетенции выпускников для легкой промышленности, а также проблемы реализации компетентностного подхода. С целью формирования универсальных компетенций был проведен опрос среди выпускников, работодателей и профессорско-преподавательского состава, а также выявления соответствия уровня подготовки кадров для отрасли легкой промышленности Кыргызстана. Для исследования данной проблемы была использована методика проведения опроса работодателей, выпускников и представителей академического сообщества, приведенная в литературе 2. Для определения значимости предложенных компетенций применена методика априорного ранжирования.

Abstract: the article deals with the competence of the graduates for light industry, as well as problems of implementation of the competence approach. In order to form the universal competence survey was conducted among graduates, employers and teaching staff, as well as to identify the level of compliance training for light industry of Kyrgyzstan. To investigate this problem, a technique has been used the survey of employers, graduates and members of the academic community, present in the literature 2. To determine the significance of the proposed technique is applied apriori competence ranging.

Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход подготовка кадров, высшее профессиональное образование, работодатели, легкая промышленность.

Keywords: competence, competence approach training, higher education, employers, and light industry.

В связи с разработкой и внедрением стандартов нового поколения в систему высшего образования Кыргызстана глобальное значение получает употребление понятие «результат обучения». А это предполагает осуществление многих организационно-методических действий в системе образования [1].

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования должны обладать принципиальными отличиями: позволяющим понимать и признавать ожидаемые результаты образования по данному направлению, быть инструментом сопоставимости и признания, понятных как работодателям, так и представителям иных образовательных систем [2]. Образовательные же программы высшего профессионального образования в Кыргызстане ориентированы на государственные образовательные стандарты третьего поколения с уровневой системой высшего профессионального образования: бакалавриат и магистратура.

Эти уровни образования отличаются степенью развития компетенций и результатов обучения выпускников, которые определены в Национальной рамке квалификаций Кыргызской Республики. Результаты обучения даны через описания теоретических и фактических знаний, практических умений и навыков, степени самостоятельности и ответственности, как общие рекомендации для определения уровня квалификации [3].

При реализации компетентностного подхода большинство проблемных вопросов возникает именно в выстраивании взаимоотношений «преподаватель - студент - работодатель». Исходя из западноевропейского опыта, компетентностный подход в образовании может быть реализован в полной мере только при тесной взаимосвязи вышеперечисленных участников. Сегодня встает острая необходимость в выработке новых подходов в формировании взаимоотношений вуза и работодателей, а также использовании многочисленного арсенала методов, форм и способов взаимодействия [2].

С целью разработки перечня компетенций для подготовки бакалавров по направлению «Технология и конструирования изделий легкой промышленности» и их формирования в образовательном процессе был проведен опрос среди работодателей, преподавателей и выпускников кафедры «Технология изделий легкой промышленности». В данном опросе участвовали 143 выпускников, 34 представителей производств данной отрасли, а также 15 профессоров и преподавателей, специализирующихся в данной области. При этом была использована методика

проведения опроса работодателей, выпускников и представителей академического сообщества, приведенная в литературе 2.

В анкете для опроса выпускников и работодателей требуется дать ответы двух типов:

• Важность / уровень достижения компетенции;

• Ранжирование пяти компетенций, которые признаются наиболее важными для данного направления обучения.

Для 30 компетенций участники должны были указать:

• Важность компетенции, по мнению респондента, для их работы по их профессии;

• Уровень достижения компетенции, которые они достигли по завершении обучения.

Для ответов предложена шкала от 1- «нулевая» до 4 - «высокая». На вопрос «Считаете ли вы, что университет обеспечил вашему сотруднику надлежащую подготовку для работы в вашей компании?».

По оценке работодателей только 25% считают, что университет обеспечил высокое качество подготовкивыпускников. 62,5% составляют выпускники, получившие в некоторой степени качества подготовки. 12,5% составляют выпускники, имеющие подготовку в очень большой степени качества.

Из 30 предложенных компетенций работодатели должны были привести 5 (от самой важной до наименее важной), по их мнению, компетенций. Следует отметить, что мнение работодателей по данным опроса оказались неоднозначными. Ими были выделены следующие наиважнейшие компетенции (приведены в порядке убывания значимости компетенций):

1. Способность применять знания на практике;

2. Способность учиться;

3. Способность выдвигать новые идеи;

4. Забота о качестве;

5. Работа в команде.

Выпускники должны были ответить на два вопроса: первый вопрос «Считаете ли вы, что полученное в университете образование является полезным?».

Опрос выпускников поданному вопросу показал, что большая их часть (70%) считает полученное образование полезным и необходимым для них.

Результаты опроса по второму вопросу «Как вы оцениваете перспективы трудоустройства по специальности?», свидетельствуют о хороших возможностях их трудоустройства. Значительные (53,4%) и хорошие (24%) перспективы трудоустройства выпускников указывают на восстребованность специалистов данной отрасли. Количество выпускников с плохими и очень плохими возможностями трудоустройства составила всего 16,6%. Возможно, это то количество выпускников, которых не достает на рынке труда, так как очень часто на кафедру «Технология изделий легкой промышленности» обращаются сами представители производств с просьбой предоставить им специалистов-выпускников. Данные по этому вопросу показывают, что отсутствие системы трудоустройства молодых специалистов приводит к таким проблемам, как обеспечение кадрами для отрасли легкой промышленности. Процесс трудоустройства осуществляется силами самих выпускников и организацией мероприятия «Ярмарка вакансий» с участием Ассоциации «Легпром КР».

Для профессоров и преподавателей предложена анкета, где приведены 17 универсальных компетенций, которые признаны важнейшими для профессионального развития выпускников. Они должны были ранжировать их в порядке важности. Используя методику априорного ранжирования, предложенные универсальные компетенции, по мнению преподавателей, расположились по степени значимости в следующем порядке (табл. 1).

№ Наименование компетенций ППС Работодатели

1. Способность работать в команде Базовая подготовка по основам профессиональных знаний Способность применять знания на практике

2. Принятие различий и мультикультурности Способность обучаться Способность обучаться

3. Базовые знания в области самообучения Способность к анализу и синтезу Способность выдвигать новые идеи;

4. Базовая подготовка по основам профессиональных знаний Способность к применению знаний на практике Забота о качестве;

5. Способность к анализу и синтезу Способность работать в команде Работа в команде.

6. Способность к применению знаний на практике Принятие решений Способность адаптироваться к новым ситуациям

7. Способность порождать новые идеи Способность порождать новые идеи -

8. Способность адаптироваться к новым ситуациям Способность адаптироватьсяк новым ситуациям -

9. Способность обучаться Навыки проведения исследований -

10. Способность критике и самокритике Элементарные навыки работы с компьютером -

11. Принятие решений Навыки межличностного общения -

12. Элементарные навыки работы с компьютером Способность критике и самокритике -

13. Приверженность этическим ценностям Базовые знания в области самообучения -

14. Навыки межличностного общения Приверженность этическим ценностям -

15. Знания второго языка Принятие различий и мультикультурности -

16. Устная и письменная коммуникация на втором языке Знания второго языка -

17. Навыки проведения исследований Устная и письменная коммуникация на втором языке. -

Как видно из таблицы 1, для преподавателей важной первостепенной значимостью является компетенция «Базовая подготовка по основам профессиональных знаний».

Данная компетенция усваивается в результате посещения лекций, чтения и обсуждения специальной литературы, а также в результате оценки в виде устных и письменных экзаменов. В то время, для представителей бизнес производств важным является компетенция «Способность применять знания на практике».

Важность компетенции «Способность обучаться», отметили как работодатели, так и преподаватели. Работодатели отметили наиболее важными компетенциями из предложенных им такие, как «Способность выдвигать новые идеи», «Работа в команде», «Забота о качестве», и «Способность адаптироваться к новым ситуациям». Данные компетенции по результатам ранжирования мнений преподавателей имеют меньшую значимость, чем для представителей производств.

Таким образом, в заключении следует отметить, что акцентирование и развитие перечисленных компетенций может явиться основанием для определения целей программы подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов для легкой промышленности.

Литература

1. Калдыбаее С. К. О сущности и роли результата обучения на современном этапе развития высшего образования. Современная высшая школа: инновационный аспект, 2014. № 1. С. 61-67.

2. Методические рекомендации по проектированию ГОС ВПО на основе компетентностного подхода и конструированию на их основе учебных планов и программ в вузах Кыргызской Республики. Б.: 2012. 92 с.

3. Таштобаева Б. Э. Разработка дескрипторов Национальной рамки квалификаций Кыргызской Республики. Проблемы современной науки и образования. № 3 (45). Москва, 2016. С. 182-187.

PREPARATION OF THE FUTURE TEACHERS TO MORAL EDUCATION

OF SCHOOLBOYS Kenjaev Sh.

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ Кенжаев Ш. Х.

Кенжаев Шавкатжон Хусанович /Kenjaev Shavkatjon — старший преподаватель, кафедра национальной идеи и философии, социально-экономический факультет, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются вопросы подготовки студентов к нравственному воспитанию школьников. В современной педагогике и психологии подчеркивается, что школьный возраст является важным периодом для формирования и воспитания личности. Знания, умения и навыки, полученные в этом возрасте, быстро усваиваются и пускают корни на всю жизнь. Нравственное воспитание имеет огромное значение в формировании личности, поэтому формированию нравственных качеств у учащихся необходимо уделять большое внимание. Исходя из этого, подготовка будущего учителя, педагога требует учета всех передовых взглядов, инноваций, современного подхода к построению воспитательной работы, к проблемам нравственного воспитания, к совершенствованию путей получения требуемых знаний, умений и навыков.

Abstract: the article analyzes the issues of preparation of students to the moral education of students. In modern pedagogy and psychology emphasizes that the school age is an important period for the formation and education of the person. The knowledge and skills obtained at this age, are quickly digested and putting down roots for a lifetime. Moral education is essential in the formation of personality, so the formation of moral qualities of the students need to pay a lot of attention. On this basis, the preparation of the future teacher, the teacher requires taking into account all the views advanced, innovation, modern approach to the construction of educational work, the problems of moral education, to improve the ways to obtain the required knowledge and skills.

Ключевые слова: нравственное воспитание, подготовка, аналитические умения, прогностические умения, коммуникативные умения, организаторские умения, конструктивные умения. Keywords: moral education, training, analytical skills, predictive ability, communication skills, organizational skills, design skills.

Нравственному воспитанию личности посвящены исследования ряда узбекских ученых, таких как Г. Махмудова, Б. Азимов, А. Мусурмонов, М. Очилов и др. Например, работы М. Очилова посвящены проблеме подготовки студентов вузов к нравственному воспитанию детей, в них определены модель личности специалиста, его нравственного состояния, указаны пути формирования нравственности у студентов. По его мнению, студенты - будущие педагоги должны прислушиваться к голосу совести, понимать свой долг, укреплять способности нравственного поведения. Они должны уметь действовать обдуманно, уметь анализировать, решать нравственные противоречия, использовать нравственные правила и принципы поведения [2, с. 17]. Для педагога необходимы не только повседневные, жизненные ценности, но и система ценностей, направленная на улучшение содержания жизни и претворение в жизнь идей национальной независимости. Кроме этого, необходимы и способности к нравственному творчеству.

Будущие учителя являются не только высококвалифицированными специалистами по своему предмету, но также и педагогами, воспитателями. Учебная работа в образовательных учреждениях (школа, академический лицей, колледж, интернат) идет вровень с духовно-воспитательной работой [1, с. 17]. В процессе подготовки специалистов выясняются нравственные правила и принципы, которые превращаются в ценности через взаимоотношения преподавателей и студентов по мере привлечения их к профессиональной деятельности во время педпрактики. Эффективность подготовки будущего специалиста к нравственно-воспитательной работе тесно связана с созданием системы нравственного воспитания студентов в вузе. В этой системе можно выделить следующие части: общая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.