Гудкова Светлана Анатольевна, Осадчикова Евгения Васильевна педагогические
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ПОДГОТОВКИ ... науки
УДК 37.014.5
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА
© 2017
Гудкова Светлана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Теория и практика перевода» Осадчикова Евгения Васильевна, магистрант кафедры «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинский государственный университет (445044, Россия, Тольятти, ул. Дзержинского 38, e-mail: [email protected])
Аннотация. Высшее образование с полным основанием можно считать важнейшим ресурсом инновационного развития любого современного государства. Знания и творческий потенциал персонала становятся главным фактором эффективности экономической системы, без которого недостижим её технический и экономический прогресс. Развитие рыночной экономики, модернизация производства, появление новых наукоемких технологий приводит к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда и к повышению требований работодателей к качеству персонала. В данной статье проводится анализ двух различных концепций в области образования: Европейской стратегии до 2020 года и Концепции развития образования на 2016-2020 годы России. Параллельно рассматриваются вопросы современного состояния образования в Евросоюзе и России, проблемы, с которыми сталкиваются выпускники высших учебных заведений при трудоустройстве, причины возникновения данных проблем, требования работодателей, предъявляемые к выпускникам. А также перечисляются компетенции, которые являются важными для работодателей в Европе и России, и причины, по которым выпускники ими не обладают.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, рабочая сила, работодатель, рынок труда, профессиональное образование, высшее образование, конкурентоспособный сотрудник, конкурентоспособность, профессионализм.
COMPARATIVE ANALYSIS OF COMPETITIVE SPECIALIST TRAINING MODELS
© 2017
Gudkova Svetlana Anatolievna, candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the department
«Theory and practice of translation» Osadchikova Eugenia Vasilievna, Master of the Chair "Pedagogy and Teaching Methods"
Togliatti State University (445044, Russia, Togliatti, Dzerzhinsky St. 38, e-mail: [email protected])
Abstract. Higher education is considered to be the most important resource of innovation development of any modern state. Both knowledge and creative potential of employees are the main factor of the effectiveness of the economic system. The development of a market economy, the modernization of production, the emergence of new science-intensive technologies changed in the vocational qualification structure of demand in the labor market and to an increase in the requirements of employers for quality of personnel. This article analyzes two different concepts in the field of education: the European Strategy for 2020 and the Concept of the Development of Education for 2016-2020 in Russia. The authors reveal , the issues of the current state of education in the European Union and Russia, the problems solved by graduates of higher educational institutions for being competitive on the labor market. The causes of the problems, the requirements of employers presented to graduates are considered. The lists of the competences that are important for employers both in Europe and Russia are represented, and the reasons why graduates do not correspond the labor requirements are studied.
Keywords: competence, broad competence, labor, employer, labor market, vocational education, higher education, competitive employee, skills , competitiveness, professionalism.
На сегодняшний день высшее образование можно считать важнейшим ресурсом для инновационного развития не только Евросоюза, но и России. Главным фактором эффективности экономической системы становятся знания и творческий потенциал работников. Без данных компонентов невозможно достигнуть технического и экономического прогресса государства. Компетенция рабочей силы - это основная ценность развития конкурентоспособной, устойчивой и инновационной экономики.
На уровне Европейского сообщества были предприняты следующие меры, направленные на решение проблем увеличения занятости населения среди которых можно выделить следующие приоритетные направления:
- Повышение эффективности функционирования рынков труда.
- Повышение компетентности кадрового состава, способного не только быстро адаптироваться к технологическим изменениям за счет новых моделей организации работы, но и владеющего творческим потенциалом с перспективой личного вклада интеллектуальной составляющей в развитие компании .
- Постоянное повышение качества рабочих мест и условий труда.
- Ведение политики органами власти, направленной на создание новых рабочих мест и спроса на конкурентоспособную рабочую силу. [1-3].
В соответствии с Сообщением Комиссии Европейского парламента, Совета Евросоюза, Европейского экономического и социального комитета и Комитета регионов « все граждане ЕС ,независимо от возраста, пола, социально-экономического положения, этнической при-38
надлежности должны иметь возможность приобретать и развивать спектр знаний, компетенций и навыков, которые им необходимы для того, чтобы быть успешным на рынке труда» [4].
Национальный совет по обучению взрослых утвержден решением № 86 / 24.06.2008, в соответствии с требованиями Европейского союза и рекомендациями Совета Европейского союза о ключевых компетенциях, необходимых конкурентоспособному специалисту на протяжении всей жизни (2006/962 / ЕС), можно выделить следующий список ключевых компетенций (таблица 1), общих и значимых для различных профессий [5-7]:
Тем не менее, в настоящее время ключевые компетенции являются не единственными, на наличие или отсутствие которых обращают внимание работодатели.
Помимо этого, существует целый ряд других компетенций и общих способностей, которые должен иметь работник (рисунок 1).
Концепция развития образования на 2016-2020 годы была утверждена Правительством РФ и подписана Д.А. Медведевым 29 декабря 2014 года (№ 2765-р). Настоящий документ, официально называемый «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы», определил цели, задачи, направления, мероприятия, средства, этапы реализации перспективной программы развития отечественного образования всех уровней. Концепция развития образования на 2016-2020 годы исходит из требований концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Таблица 1 - Список ключевых компетенций
Гудкова Светлана Анатольевна, Осадчикова Евгения Васильевна СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ПОДГОТОВКИ ...
Компетенция Ее содержание
а) способность общаться на государственном языке Способность выражать и интерпретировать понятия, мысли, чувства, факты и мнения в устной и письменной форме. А также взаимодействовать лингвистически в надлежащей и творческой манере во всех культурных и социальных контекстах: в области образования и профессиональной подготовки, на рабочем месте, на отдыхе и во время досуга.
б) умение общаться на иностранных языках Подразделяется на основные коммуникационные возможности на государственном языке; это основано на способности понимать, выражать и толковать понятия, мысли, чувства, факты и мнения как в устной, так и в письменной форме в адекватных социальных и культурных контекстах (в области образования и профессиональной подготовки, на рабочем месте, на отдыхе и во время досуга), с точки зрения чьих-либо желаний и потребностей.
в) базовые навыки в области математики, науки, техники Способность развивать и применять математическое мышление с целью решения ряда проблем в ежедневных ситуациях. В попытке развить компетенции в отношении работы с основными математическими элементами, акцент должен падать на сам процесс, деятельность, а также на знания. Она включает в себя, в разной степени, способность и готовность использовать типы математического мышления (логическое и пространственное мышление) и способы представления (формулы, модели, конструкции, графики, диаграммы). Компетенция в области науки относится к способности и готовности использовать ряд знаний и методологий с целью объяснения естественного мира, выявлять вопросы и делать выводы на основе фактических данных. Компетентность в области математики рассматривается как реализация этих знаний и методологий в качестве ответа на человеческие потребности или желания.
г) навыки работы с компьютером Включают в себя безопасное использование технологий в информационном обществе в рабочее время, свободное время и для общения. Они устанавливаются с помощью базовых компетенций в области ИКТ: использование компьютера для восстановления, оценки, хранения, производства, презентации и обмена информацией, общения и участия в совместных сетях через Интернет.
д) способность к обучению Способность ставить и настойчиво добиваться поставленной цели в процессе обучения, чтобы организовать свое собственное обучение, в том числе посредством эффективного управления временем и информацией как индивидуально, так и в группах. Эта способность включает в себя осознание процессов самообучения и потребностей путем выявления имеющихся возможностей и способность преодолевать препятствия, чтобы успешно учиться. Она включает в себя приобретение, производство и усвоение новых знаний и навыков, а также использование консультирования.
е) социальные и гражданские компетенции. Включает в себя личные, межличностные и межкультурные компетенции и все виды поведения, открытые для того, чтобы дать индивиду возможность принять участие в конструктивной и эффективной манере в общественной жизни и в сфере труда, и особенно во все более диверсифицированных компаниях, которая дает возможность решать конфликты, если это необходимо. Гражданские компетенции должным образом готовят к активному участию в гражданской жизни, основываясь на знании социальных и политических понятий и структур и на приверженность к демократическому и активному участию.
г) предпринимательские компетенции Способности человека воплощать свои идеи на практике: творчество, инновации, принимать риски, а также способность планировать и управлять проектами с целью достижения поставленных задач. Это помогает людям не только в повседневной жизни, но и на работе, что делает их способными пользоваться возможностями и представляет собой основу для более конкретных навыков и знаний, необходимых для того, чтобы установить или принять участие в социальной или коммерческой деятельности. Компетенция должна включать в себя понимание этических ценностей и содействовать надлежащему управлению.
з) культурные компетенции Признание важности творческого выражения идей, опыта и эмоций, с помощью ряда средств, в том числе музыки, художественной литературы, изобразительного искусства [8]
■ способность кобучению
■ умениеобщаться на государсшенномязыке
■ возможность общаться на иностранныхязыках
■ компьютерных навыков
■ социальные и гражданские компетенции
■ предпринимательских компетенций
■ П рофессионал ьное участие
■ Профессиональная эффективность/КГ]Д
Компетенц ии (экспертиза), спеи ифич ные для области - в за висимости от каждой сферы деятельности
Рисунок 1 - Оценка важности компетенций при приеме на работу
Главная цель программы - это наиболее эффективное развитие образования в России, направленное на «формирование конкурентоспособного человеческого потенциала», который способен реализовать себя не только на родине, но и в мировом масштабе. Достижение данной цели становится возможным при постепенном решении задач, позволяющим выпускникам вузов совершенствоваться с точки зрения получения профессиональных навыков. Данная концепция предлагает распространять опыт научной, практической и творческой деятельности. Ведущим направлением деятельности называется повышение конкурентной способности выпускника российской системы образования на национальном и мировом уровне [9].
Отметим, что приобретение и дальнейшее развитие компетенций имеет решающее значение для улучшения перспектив трудоустройства выпускников, и они способствуют самореализации, социальной интеграции и формированию активной гражданской позиции. Образование, с помощью предлагаемой программы, должно быть адаптировано так, чтобы оно помогало выпускникам приобрести умения и способности, необходимые для немедленной интеграции на рынке труда, а также для непрерывного обучения и их развития. Разработка учебных программ, обучение, оценка и среда обучения должны быть основаны на результатах учебного процесса, а также на знаниях, навыках, умениях и компетенциях, которые должны быть приобретены учащимися [10]. Компетентностная модель специалиста представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза [11].
Отечественная система образования на сегодняшний день мало ориентирована на подготовку инициаторов и инноваторов, которые были бы способны творить конкурентоспособные товары. Одно из печальных последствий данной тенденции - низкая профессиональная адаптация выпускников российских вузов на рынке труда. Как показывают социологические опросы: ежегодно только половина (40-47%) выпускников вузов России трудоустраиваются по полученной профессии [12].
Работодатели считают, что выпускники вузов приступают к трудовой деятельности не подготовленными к ней практически. Основная причина - большинство из них имеют знания, умения и навыки применения типовых технологий к типовым ситуациям, но остаются беспомощными в случае возникновения ситуации нестандартной. В России система высшего образования до сих пор в большинстве вузов ориентирована на транслирование эксплицитных знаний . Однако по данным научных исследований деловая состоятельность лишь на 15% обуславливается профессиональными знаниями, а на 85% — личными качествами и способностями и знаниями имплицитными . Большинство авторов отмечают, что именно наличие над-квалификационных компетенций обеспечивает от 40-80 % успеха продвижения молодого специалиста по карьерной лестнице [13].
Комплекс личностных качеств, внутренние установки, предрасположенности, мотивы и ценности, имеющиеся у человека, которые формируют ее внутреннее
39
Гудкова Светлана Анатольевна, Осадчикова Евгения Васильевна СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ПОДГОТОВКИ .
строение, самоорганизацию действий - это и есть над-квалификационные компетенции работника. Именно эти компетенции позволяют личности действовать самостоятельно и адаптироваться к отдельно взятой ситуации с изменяющимися требованиями. Благодаря над-квалификационным компетенциям работник может поменять свое поведение в непредвиденных обстоятельствах. Именно «над-квалификационные компетенции» обеспечивают почти 80% успеха в профессиональной деятельности. В основе данных компетенций лежат ценности, внутренние установки, амбиции, мотивы, а также внутренние склонности и личностные качества людей, которые сложно оценить. Обычно они формируются уже с детства. Со временем к ним прибавляются ценности культуры и профессиональной среды, где работает человек. Над-квалификационные компетенции могут влиять на мысли, интересы и мотивы человека, а также определять его действия и поведение, а значит опыт и результаты, которые получаются в итоге деятельности [14].
Перечислим недостатки многих начинающих работников: отсутствие сформированного профессионального мышления, современной культуры социально обусловленного общения, навыков адаптации к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям. Работодателям необходим на рабочем месте не выпускник с дипломом бакалавра или магистра (пусть даже и красным), а готовый хороший сотрудник. Естественно, в понятие «хороший сотрудник» работодатель закладывает специальную профессиональную подготовленность. Однако для «хорошего сотрудника» необходимы следующие качества: ответственность, умение работать в команде, адекватная самооценка личностных качеств, самостоятельность в принятии решений, наличие профессиональных социально-этических установок, готовность к перегрузкам и стрессовым ситуациям, умение из них выходить. Именно эти качества становятся ключевыми при рассмотрении кандидатов на различные, в том числе управленческие должности [15].
О том, что качество вузовской подготовки молодых специалистов не соответствует современным требованиям рынка труда говорят запросы, предъявляемые к ним работодателями. Рассмотрим причины отказа в трудоустройстве молодым специалистам, в проранжированном виде они представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Причины отказа работодателями в трудоустройстве молодым специалистам — выпускникам вузов
работать денег. Столкновение этих требований и ожиданий является серьезным препятствием для молодых специалистов при выходе на рынок труда [17].
Мнение выпускников вузов Мнение работодателей
Нежелание работодателя принимать без опыта работы Плохая самопрезентация
Не устроили условия работы Отсутствие опыта работы
Неуверенность в себе Отсутствие плана профессионального роста
Проблемы с самопрезентацией Низкая теоретическая подготовка
Требование взятки Отсутствие желания работать, несоответствие требованиям корпоративной культуры [16]
Таким образом, можно сказать, что выпускник вуза, с точки зрения работодателя, должен быть энергичным, общительным, исполнительным, легко усваивать новую информацию, пробовать себя в разных направлениях профессиональной области, быть свободным от стереотипов в профессиональном подходе, тяготеть к «интересной» работе и стремиться к профессиональному росту, уметь работать в команде. А также у него должны быть: практический опыт, понимание целей профессионального развития, реальные ожидания от работы. Выпускник, в свою очередь, ждет от работодателя возможность попробовать себя в профессиональной сфере, получить при этом необходимые знания и навыки и за-
Рисунок 2 - Портрет высоко востребованного на рынке труда выпускника [18]
Итак, высококвалифицированный сотрудник, максимально соответствующий требованиям работодателя, должен обладать компетенциями, определяемыми миссией и стратегическими целями организации, ее корпоративной культурой и ценностями. Работник, внутренние диспозиции и склонности, мотивы и установки которого близки к требованиям над-профессиональных компетенций, обладает самым большим потенциалом для развития компетенций высококвалифицированного сотрудника. Эти компетенции особенно важны для решения сложных, комплексных систем [19].
Таким образом, сравнивая Европейскую стратегию до 2020 г. и Концепцию развития образования на 2016-2020 годы России, можно прийти к выводу, что оба данных документа направлены на улучшение положения выпускников вузов на рынке труда. Присоединение России к Болонской конвенции в 2003 г. на фоне схожести данных документов представляется как никогда более оправданным, т.к. цели России и Евросоюза в области образования совпадают [20].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Masalimova A. R., Ivanov V.G. Formationof graduates'professional competence in terms of interaction between educational environment and production // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Volume 11. Issue 9. PP. 2735-2743.
2. Gabitova, E. M. Didactic bases of formation of transprofessional competences of specialists of a new quality adequate to the requirements of the employer: PhD Thesis. Ufa, 2015. Pp.150.
3. Grebyonkina, L. K. Formation of professional competence of students of technical University in modern conditions. Ryazan: Publ. Ryaz. edu. Univ. im. S. A. Yessenin, 2012. Pp. 180.
4. Gordon, Jean et al. Key competences in Europe: Opening doors for lifelong learners across the school curriculum and teacher education. CASE Network Reports, 2009. № 87. P. 328.
5. Daniel J. Kealey. Some strengths and weaknesses of 25 years of Research on Intercultural Communication Competence: Personal Reflections // International Journal of Intercultural Relations. 2015. Volume 48. Pp. 14-16.
6. Education & Training 2010. Main policy initiatives and outputs in education and training since the year 2000. 2008.
7. Гущина О. М. Система подготовки конкурентоспособного выпускника на основе формирования профессиональной компетенции // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17).
8. Nagler, C. Empirische Analyse Methoden zur
Bewertung der Kompetenzen und Effektivität der Arbeits im Vergleich, Hamburg. 2011.
9. http://2016-god.com/koncepciya-razvitiya-obra-zovaniya-na-2016-2020-gody/
10. Alina-Teodora Ciuhureanu, Hortensia Gorski, Nicolae Balte? Study on the needs of competencies and abilities for the graduates' adaptation to the requirements of the labour market in the context of Europe 2020 strategy // Annals of the University of Petro§ani, Economics. 2011. № 11(3). pp. 35-46.
11. Арискин М. В., Медведева Л. М., Немова Е. Ю. Адаптация выпускников вузов при выходе на рынок труда. Основные проблемы // Молодой ученый. 2015. №10. С. 1053-1054.
12. Садченкова Ю.П., Новикова И.И. Роль креативного образования в профессиональной адаптации выпускников вузов на рынке труда // В сборнике «Проблемы развития инновационно-креативной экономики». 2010. с. 284-289.
13. Глухова, Л.В. Концептуальные основы управления интеллектуальным ресурсом предприятия //Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Тольятти. 2016. Т.2. № 2. С. 169-175.
14. Каххаров Ш. Над-профессиональные компетенции и управление ими // Организационная психология. 2014. Т. 4. №4. С. 103-120.
15. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")
16. Judith N. Martin. Revisiting intercultural communication competence: Where to go from here // International Journal of Intercultural Relations. 2015. Volume 48. Pp. 6-8.
17. Глухова Л.В., Гудкова С.А. Компетентностная модель специалиста экономического профиля: концептуальные основы и развитие // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2009. № 17
18. Базаров, Т.Ю., Ерофеев, А.К., Шмелев, А.Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания. Вестник Моск. ун-та, Сер. 14. Психологию 2014. № 1. С. 87-102.
19. Hanne Shapiro, John René Keller Lauritzen. Emerging Skills and Competences- A transatlantic study. EU-US Study for the European Commission. 2011. P. 141.
20. Дмитриева Ю. Преодолевая профессиональный стресс. Проблемы адаптации выпускников вузов при выходе на рынок труда // Кадровик. Кадровый менеджмент". 2009. № 4.
Статья поступила в редакцию 29.04.2017.
Статья принята к публикации 23.06.2017.
Гудкова Светлана Анатольевна, Осадчикова Евгения Васильевна СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ПОДГОТОВКИ ...