Научная статья на тему 'Влияние профессионального стандарта на процесс обучения бакалавров экономического направления'

Влияние профессионального стандарта на процесс обучения бакалавров экономического направления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / БАКАЛАВР / BACHELOR / ФГОС 3+ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / ЭКОНОМИСТ / ECONOMIST / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ / EMPLOYMENT OF UNIVERSITY GRADUATES / САМООРГАНИЗАЦИЯ / SELF-ORGANIZATION / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION / ABILITY / FEDERAL EDUCATIONAL STANDARD 3+

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сундеева Людмила Александровна, Осадчикова Евгения Васильевна

Сегодня высшее образование с полным основанием можно считать важнейшим ресурсом инновационного развития любого современного государства. Знания и творческий потенциал работников становятся главным фактором эффективности экономической системы, без которого недостижим её технический и экономический прогресс. Развитие рыночной экономики, модернизация производства, появление новых наукоемких технологий приводит к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда и к повышению требований работодателей к качеству персонала. В данной статье авторами рассматривается теоретическое содержание таких ключевых понятий современного образования как «компетенция», «компетентность», «общекультурная компетенция». Анализируется различная смысловая нагрузка, вкладываемая учеными в данные понятия. Также авторы анализируют современный федеральный государственный образовательный стандарт поколения 3+ по направлению подготовки «Экономика» уровня бакалавриата на предмет содержания общекультурных компетенций. Рассматриваются проблемы трудоустройства выпускников вузов и влияние на него профессионального стандарта для экономистов, недавно вступившего в силу. Исследуется влияние профессионального стандарта на процесс обучения студентов, как нового ориентира, подсказывающего требования работодателя на будущем рабочем месте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сундеева Людмила Александровна, Осадчикова Евгения Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE PROFESSIONAL STANDARD ON THE TRAINING OF BACHELORS OF ECONOMIC DIRECTION

Now higher education with good reason can be considered as the most important resource of innovation development of any modern state. Knowledge and creative potential of employees become the main factors of the effectiveness of the economic system. Without that factors technical and economic progress are unachievable. The development of a market economy, the modernization of production and the emergence of new science-based technologies leads to a changes in the professional and skill structure of demand in the labor market and to an increase of the employer’s requirements to the quality of personnel. In this article is considered the theoretical content of such key concepts of modern education as “ability”, "competence", "general cultural competence". The various semantics of these concepts are analyzed. Also the authors analyze the modern federal state educational standard (3+) in the direction "Economics" for bachelor's level which includes the concept of general cultural competences. The problems of the employment of university graduates and the impact of a professional standard for economists that have recently entered into practice on these problems are considered. The influence of the professional standard on the process of teaching students as a new guide suggesting the requirements of the employer in the future workplace is investigated.

Текст научной работы на тему «Влияние профессионального стандарта на процесс обучения бакалавров экономического направления»

УДК 373

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

© 2017

Сундеева Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Педагогика и методики преподавания» Осадчикова Евгения Васильевна, магистрант кафедры «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected])

Аннотация. Сегодня высшее образование с полным основанием можно считать важнейшим ресурсом инновационного развития любого современного государства. Знания и творческий потенциал работников становятся главным фактором эффективности экономической системы, без которого недостижим её технический и экономический прогресс. Развитие рыночной экономики, модернизация производства, появление новых наукоемких технологий приводит к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда и к повышению требований работодателей к качеству персонала. В данной статье авторами рассматривается теоретическое содержание таких ключевых понятий современного образования как «компетенция», «компетентность», «общекультурная компетенция». Анализируется различная смысловая нагрузка, вкладываемая учеными в данные понятия. Также авторы анализируют современный федеральный государственный образовательный стандарт поколения 3+ по направлению подготовки «Экономика» уровня бакалавриата на предмет содержания общекультурных компетенций. Рассматриваются проблемы трудоустройства выпускников вузов и влияние на него профессионального стандарта для экономистов, недавно вступившего в силу. Исследуется влияние профессионального стандарта на процесс обучения студентов, как нового ориентира, подсказывающего требования работодателя на будущем рабочем месте.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, общекультурная компетенция, бакалавр, ФГОС 3+, профессиональный стандарт, экономист, рынок труда, трудоустройство выпускников вузов, самоорганизация, толерантность, самообразование.

INFLUENCE OF THE PROFESSIONAL STANDARD ON THE TRAINING OF BACHELORS

OF ECONOMIC DIRECTION

© 2017

Lyudmila Alexandrovna Sundeeva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Chair "Pedagogy and Teaching Methods" Osadchikova Eugenia Vasilievna, Master of the Chair "Pedagogy and Teaching Methods"

Togliatti State University (445020, Russia, Tolyatti, Belorusskaya Street, 14, e-mail: [email protected])

Abstract. Now higher education with good reason can be considered as the most important resource of innovation development of any modern state. Knowledge and creative potential of employees become the main factors of the effectiveness of the economic system. Without that factors technical and economic progress are unachievable. The development of a market economy, the modernization of production and the emergence of new science-based technologies leads to a changes in the professional and skill structure of demand in the labor market and to an increase of the employer's requirements to the quality of personnel. In this article is considered the theoretical content of such key concepts of modern education as "ability", "competence", "general cultural competence". The various semantics of these concepts are analyzed. Also the authors analyze the modern federal state educational standard (3+) in the direction "Economics" for bachelor's level which includes the concept of general cultural competences. The problems of the employment of university graduates and the impact of a professional standard for economists that have recently entered into practice on these problems are considered. The influence of the professional standard on the process of teaching students as a new guide suggesting the requirements of the employer in the future workplace is investigated.

Keywords: ability, competence, general cultural competence, bachelor, Federal Educational Standard 3+, professional standard, economist, labor market, employment of university graduates, self-organization, tolerance, self-education

Введение федерального государственного образовательного стандарта поколения 3+ (ФГОС 3+) в систему отечественного высшего образования привело к изменениям требований, предъявляемых к выпускникам высшего профессионального образования. А значит результат освоения основных образовательных программ бакалавриата оценивается теперь не с позиции освоения «знаний, умений, навыков», а с позиции приобретения «компетенций, компетентности». Понятие «компетентность» определяется многими исследователями не как специфическое предметное знание, навыки, а как конкретный набор компетенций выпускника, дополненный его личными качествами [1]. Так, Дж. Равен, определяет компетентность, как поведение в нестандартных ситуациях, успешное решение не совсем определенных задач с применением полученных теоретических знаний [2]. Л.М. Митина в отношении определения понятия «компетентность» применительно к овладению студентами общекультурными компетенциями, под которыми она понимает «совокупность знаний, умений, навыков, а также способов выполнения деятельности» [3]. На сегодняшний день ключевая часть компетенций сопровождает весь образовательный процесс и объединяет их в единое содержание. Сформированные в средней школе универсальные учебные действия (УУД): личностные

(личностное и профессиональное самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценивание, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические, специфические), коммуникативные (осуществление межличностного взаимодействия и общения) являются базовыми для обеспечения самоорганизации и самообразования. При подготовке бакалавров данные действия получают дальнейшее развитие с учетом специфики направления и направленности подготовки; психолого-возрастных особенностей обучающихся; условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы осуществления профессиональной деятельности. Освоенные знания, умения, технологии самоорганизации и самообразования составляют основу осуществления образовательного процесса по овладению общекультурными, общепрофессиональными, профессиональными компетенциями и соответствующими им учебными дисциплинами (модулями), входящими в ОПОП подготовки бакалавров.

Термин «общекультурная компетенция» впервые предложил доктор педагогических наук, директор Института образования человека А.В. Хуторской в 2002 году: «Это круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать по-

знаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира» [4]. Важность формирования общекультурной компетенции отмечает и член Российской Академии Естествознания М.Г. Синякова: «Общекультурная компетентность является фундаментом для профессиональной готовности, профессиональной компетентности, профессионализма, мастерства, индивидуального творчества и т.д. Она способствует формированию профессиональной мобильности специалиста. Общекультурные компетенции более устойчивы, т.к., профессиональные компетенции постоянно изменяются по объективным причинам (в силу нарастающей смены технологий деятельности, устаревания прикладных знаний и пр.). Зато базовые компетенции (к которым и относятся общекультурные) человек проносит через всю жизнь. Именно общекультурная компетентность определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом» [5]. Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии ГОУ ВПО Удмуртского государственного университета Троянская С.Л. представляет структуру общекультурной компетенции как «совокупность когнитивного, ценностно-ориен-тационного и коммуникативно-деятельностного компонентов» [6].

По мнению исследователей, специалист обладает общекультурной компетенцией, если он компетентен в ситуациях, выходящих за пределы его профессиональной сферы. Кандидат педагогических наук, доцент КТИ ВолгГТУ Н.А. Банько считает, что «в профессиональной компетентности главная роль отводится проблемно-практическому аспекту, а в общекультурной - смысловому и коммуникативному. В целом важны все три аспекта, т.к. профессиональное образование направлено на подготовку общекультурной и компетентной во многих областях личности человека» [7].

Отметим, что федеральный государственный образовательный стандарт поколения 3+ (ФГОС 3+) по направлению подготовки «Экономика» (уровень бакалавриат), и документы, определяющие модернизацию отечественного образования, делают упор именно на овладение универсальными умениями, которые могут поддержать востребованность бакалавров на рынке труда и привить им навыки самостоятельного обучения. Этим обусловлено повышенное внимание к формированию именно общекультурной компетентности бакалавра экономики.

В этой связи общекультурная компетентность может рассматриваться как интегративная способность личности обучаемого, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентированная на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, профессионального характера [5].

Так каким же должен быть состав общекультурных компетенций, которые в совокупности и дают право считать бакалавра экономики высококультурным в своей области.

Основным документом для определения состава общекультурных компетенций бакалавра экономики является ФГОС 3+. В данном документе зафиксировано, какими общекультурными компетенциями дол-

жен обладать выпускник по направлению подготовки «Экономика» с квалификацией (степенью) «бакалавр» [5].

В образовательном стандарте ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» степень бакалавр указано 9 общекультурных компетенций. Особенно хотелось бы выделить следующие [8]: ОК-3 Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности, ОК-6 Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, ОК-7 Способность к самоорганизации и самообразованию.

Однако ФГОС ВО 3+ при всей своей широте и многогранности, по мнению и его создателей, и широкого круга работодателей, не может исчерпывать всех требований современного общества к уровню и степени подготовки бакалавра экономики к работе в постоянно меняющейся социально-экономической ситуации. Поэтому при определении состава общекультурных компетенций выпускника вуза-экономиста необходимо учитывать мнение практиков по данному вопросу.

В условиях современной экономической ситуации компетентностный подход подготовки выпускников вузов связывает образовательный процесс и рынок труда. Многие ведущие компании и государственные ведомства формулируют свои требования к персоналу на языке компетенций или профстандартов [5].

Реестр профстандартов, принятых Министерством труда России и прошедших согласование в Министерстве юстиции, неуклонно пополняется. На конец августа 2016 года в нем содержится более 8 сотен стандартов, однако среди них пока нет единого документа для экономистов.

Трудовой кодекс сделал обязательным применение профессиональных стандартов с 01.06.2016 г., и это новшество часто настолько изумляет работодателей, что они не сразу обращают внимание на разъяснения закона. А они гласят, что профстандарты обязаны буквально применяться только к тем должностям, для которых установлены ограничения, предусмотрены компенсации или возможны льготы. Для всех остальных видов деятельности применение профессиональных стандартов только рекомендовано:

- для регулировки трудовой функции;

- при составлении трудовых договоров и должностных инструкций;

- при установлении заработной платы для различных должностей;

- для аттестации и переаттестации;

- в вопросах образования и развития сотрудников.

Для той области профессиональной деятельности, к

которой относится экономист, ТК РФ не предусматривает особых условий в виде льгот и компенсаций, а также не установлено никаких профессиональных лимитов. Это значит, что профстандарт для этой должности рекомендуется, но не обязателен - конечно, когда будет утвержден отдельным документом.

Экономист - это не в полной мере название должности, скорее, это целая профессиональная область. Экономистом может быть человек, работающий в разных трудовых сферах, среди наиболее узкоспециализированных можно отыскать следующих экономистов:

- по сбыту;

- по финансовому наблюдению и операциям;

- по планированию;

- по договорам;

- по работе с претензиями;

- в кадровом отделе;

- в бухгалтерии.

Должность того или иного экономиста может быть упомянута не только среди других возможных наименований собственно должностей, но и среди базовых названий специальности.

Среди принятых и утвержденных на сегодняшний

день профстандартов есть несколько, созданных для специалистов с возможными трудовыми задачами экономиста. Рассмотрим те из них, которые чаще всего могут быть использованы для работы с должностью «экономист».

Специальность финансового экономиста позволяет занимать должности, где требуется осуществлять микрофинансовые операции. Соответствующий профессиональный стандарт «Специалист по финансовому консультированию» принят Приказом Минтруда России № 167н 19 марта 2015 года.

Такой профессионал уполномочен на следующие базовые функции:

- планирование и выдача микрозаймов, а также сопутствующие операции по ним;

- привлечение финансового обеспечения микрофинансовых процедур.

Должности, которые предлагает профстандарт в этой сфере - «специалист» либо «ведущий специалист по микрофинансам».

Функции внутреннего аудитора могут осуществлять не только юристы и бухгалтерs, но и специалисты экономического профиля. Профстандарт для таких областей деятельности «Внутренний контролер» и «Внутренний аудитор» приняты приказами Минтруда РФ №236н и 398н соответственно с разницей во времени около 2 месяцев (первый 22.04.2015, второй 24.06.2015 г.).

Главная обязанность специалиста по финансовому мониторингу - это отслеживать и пресекать попытки «отмывания» нечестных доходов.

Для всех этих функций в данном профстандарте действует особое ограничение - репутационный допуск. На этой работе не следует трудиться:

- лицам, имеющим судимость за экономические правонарушения, совершенные из корысти;

- тем, кто имеет в трудовой книжке запись об увольнении по инициативе работодателя.

На основании этого ограничения данный профстан-дарт является обязательным. Таким образом, если работодатель выбрал для регламентации работы своего экономиста именно этот документ и зафиксировал свое решение в должностной инструкции или другом нормативном акте, то ему придется придерживаться всех требований, прописанных в стандарте, а за их несоблюдение может угрожать штраф [9].

Из всего вышесказанного следует, что работодатель вправе самостоятельно (без профстандарта) устанавливать ряд личностных качеств, необходимых для реализации профессиональной деятельности сотрудника-экономиста, к которым можно отнести следующие: способность обучаться самостоятельно; наличие коммуникативных умений (включая коммуникацию на иностранном языке); личную организованность; способность работать в команде; стремление к профессиональному развитию; учет и уважение различных точек зрения и взглядов; широкий кругозор.

В этой связи наиболее актуальной становится все более усложняющаяся этно-социокультурная структура российского общества, которая изменяется под воздействием общемировой тенденции интенсификации миграционных процессов. Таким образом, без компетенций в области социокультурного взаимодействия ни один из менеджеров не сможет эффективно выстраивать трудовые процессы. Г.Д.Дмитриев обосновывает теоретическое положение о многокультурности как важной составляющей профессионализма любого специалиста: студенты различных специальностей: «должны уметь работать с различными в культурном отношении людьми, правильно понимать человеческое различие, быть толерантными к ним, уметь утверждать своими личными делами и словами культурный плюрализм в обществе» [10].

В целом исследователи особенностей современных межэтнических отношений считают, что наиболее зна-

чимым качеством современного человека и специалиста, работающего с людьми, является толерантность.

Толерантность можно рассматривать как важнейшее метапрофессиональное качество будущего специалиста, которое должно быть сформировано в результате им освоения общекультурной компетентности в ходе профессионального обучения [5].

Все вышесказанное, на наш взгляд, доказывает возросшую значимость общекультурной подготовки в профессиональной подготовке будущего экономиста.

Кроме определения состава общекультурной компетентности бакалавра экономики важной частью современной системы высшего профессионального образования является наполнение содержания образовательной программы подготовки экономиста и поиск эффективных способов формирования данной компетентности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Авдеева Н. В. Методические аспекты формирования общекультурных компетенций у бакалавров безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 306-308.

2. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. -М., «Когито-Центр», 2002. - 396 с.

3. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М., Флинта, 1998. - 200 с.

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». -2002. - 23 апреля.

5. Синякова М.Г. Основные подходы к определению сущности общекультурной компетентности бакалавра менеджмента // Международный журнал экспериментального образования. -2010. - №9. - С. 23-35

6. Троянская С.Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования // Культурно-историческая психология. - 2008. - №2. - С. 19-23

7. Банько Н. А. Формирование профессионально-педагогической компетентности как компонента профессиональной подготовки менежджеров: Монография / ВолгГТУ. - Волгоград. - 75 с.. 2004

8. Александрова К.Ю. Формирование общекультурной компетентности будущего бакалавра менеджмента в вузе как педагогически организованный процесс // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012. - №151. - С. 259-264

9. http://assistentus.ru/profstandart/ekonomist/

10. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999, с. 116

Статья поступила в редакцию 06.05.2017.

Статья принята к публикации 23.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.