2012 г. - 18, в 2013 г. - 13, в 2014 г - 8 ед.), что позволяет ему оперативно реагировать на ситуацию на товарных рынках.
Таким образом, проведенное исследование антикризисного управления экономикой Чувашской Республики позволяет сделать вывод о наличии механизма и системы антикризисного управления, применении органами государственной власти и местного самоуправления инструментов управления для достижения стабилизации социально-экономического положения. Однако приходится констатировать, что эффект от ряда предпринимаемых мер экономика республики получит в среднесрочной и долгосрочной перспективе, тогда как необходима активизация усилий для преодоления кризисных явлений оперативного характера с целью снижения негативных последствий в будущем.
Список литературы
1. Об утверждении Плана действий органов исполнительной власти Чувашской Республики,
направленных на преодоление негативных последствий финансового кризиса и оптимизацию бюджетных расходов, на 2014-2016 гг.: распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.06.2014 г. № 375-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.02.2016).
2. План по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Чувашской Республике на 2015-2017 годы от 13.02.2015 г. № 66-рг. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.02.2016).
3. Дулова Е.Н. Совершенствование механизма антикризисного регионального управления // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 8. С. 28-32.
4. Официальный портал Госкомстата Чувашской Республики. URL: http://chuvash.gks.ru.
5. Официальный портал Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики. URL: http://gov. cap.ru.
ДАНИЛОВА Наталья Вячеславовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: dnv0406@yandex.ru.
DANILOVA, Natalya Vyacheslavovna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: dnv0406@yandex.ru.
УДК 338.46.35
CОСТОЯНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВУЗАХ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
З.Х. Кадырова
В статье дана оценка состоянию подготовки кадров экономических специальностей в высших учебных заведениях Республики Таджикистан, проведен анкетный опрос студентов, выпускников, преподавателей экономических вузов и работодателей в целях выявления мнений заинтересованных в результатах образования сторон относительно проблемы взаимодействия вузов экономического профиля и субъектов рынка труда.
Ключевые слова: субъекты рынка образовательных услуг; субъекты рынка труда; компетенции; специалисты экономического профиля.
Z.H. Kadyrova. TRAINING OF ECONOMIC SPECIALISTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
The article is devoted to the analysis of training of economic specialties in Higher Educational Institutions of the Republic of Tajikistan, a questionnaire survey of students, graduates, academic staff of economic universities and employers is conducted in order to identify the views of interested parties in the results of education concerning the problems of interaction between Higher Educational Institutions and labor market actors.
Keywords: actors of the education services market; labor market actors; competence; economic specialist.
36
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 2(24)
В условиях рыночных отношений специалист выступает в качестве особого «товара», предоставляемого на рынок труда, численность и качественные характеристики которого должны отвечать современным требованиям.
Учитывая, что Республика Таджикистан относится к числу трудоизбыточных регионов, характеристики выпускаемых вузами республики специалистов должны отвечать требованиям не только национального, но и внешнего рынка труда. Особенно это относится к специальностям экономического направления, по которым наблюдается превышение предложения над спросом на внутреннем рынке труда.
В сложившейся ситуации перед вузами Республики Таджикистан, осуществляющих подготовку специалистов экономического профиля, возникает дилемма, заключающаяся в выборе следующих направлений:
1. Сокращать прием студентов на специальностях экономического направления с целью приведения его в соответствие с потребностью национального рынка труда.
2. Обеспечить конкурентоспособность выпускаемых специалистов экономического профиля не только на внутреннем, но и на внешнем рынке труда (без сокращения их численности) посредством повышения качества образования и их компетентность в соответствии с требованиями международных стандартов.
Первое направление является легко достигаемым, поскольку не требует дополнительных затрат труда и средств на свое осуществление. Однако в условиях повышенного спроса на получение этих специальностей оно чревато такими последствиями, как сокращение численности преподавателей, ухудшение финансового положения вузов, снижение их конкурентоспособности и затруднение в признании их дипломов на международном образовательном пространстве.
Наибольшие трудности вызывает второе направление, т.е. решение задачи обеспечения конкурентоспособности выпускаемых специалистов экономического профиля. Оно требует значительных дополнительных затрат труда и финансовых средств, направляемых на развитие и совершенствование материально-технической базы вузов, укрепление их кадрового потенциала, улучшение взаимодействия вузов и субъектов внутреннего и внешнего рынка труда.
Тем не менее выбор второго направления в качестве основной образовательной стратегии, на наш взгляд, является наиболее перспективным. Несмотря на сложность ее реализации, она нацеливает вузы на повышение качества и
усиление практической направленности образования, выявление и удовлетворение изменяющихся потребностей субъектов рынка труда в специалистах различного экономического профиля, на обеспечение своей конкурентоспособности на национальном и мировом рынке образовательных услуг [1].
В настоящее время подготовкой кадров по экономическим специальностям в системе высшего профессионального образования Республики Таджикистан заняты 5 вузов экономического направления и более 20 вузов неэкономического профиля.
В условиях нехватки бюджетных средств появление экономических специальностей в вузах неэкономического профиля привело к увеличению числа студентов, обучающихся на договорной основе, что расширило возможность привлечения внебюджетных средств. В целях повышения своей конкурентоспособности вузы, занятые подготовкой кадров экономического профиля, были вынуждены адаптировать свои учебные планы и программы к потребностям рынка труда или открывать новые специальности, такие как «налогообложение», «банковское дело», «таможенное дело» и т.п.
Расширение перечня специальностей экономического направления и рост числа студентов произошли в силу следующих обстоятельств:
• во-первых, увеличение количества предприятий и фирм различных форм собственности, обусловленное переходом экономики РТ на рыночные рельсы, сопровождалось ростом спроса на специалистов экономического профиля;
• во-вторых, появление новых форм и методов хозяйствования в условиях рынка, расширение функций хозяйственных субъектов обусловили открытие новых специальностей экономического направления в соответствии с потребностями субъектов рынка труда.
Произошедшие изменения привели к повышению доли приёма студентов на экономические специальности вузов. Резкое повышение доли приема студентов на экономические специальности в общей численности их приема в вузы наблюдалось в 2003 и 2004 гг. Так, если значение данного показателя в 2000 г. составило 20,8 %, то в 2003 г. оно достигло 46,5 %, а в 2004 г. - 45,3 %. Начиная с 2005 г. наблюдается постепенное уменьшение приёма студентов на экономические специальности и соответственное снижение их доли в общей численности студентов вузов. За период 2004-2012 гг. доля студентов, поступивших на экономические специальности вузов республики, сократилась
на 15 пунктов и составила на начало 2012-2013 учебного года 30 %. Это связано с тем, что при росте общего приема студентов в вузы прием студентов на экономические специальности за последние годы почти не изменился. За период 2006-2012 гг. выпуск специалистов экономического профиля вузами республики возрос более чем в два раза, а их удельный вес в общей численности выпускаемых вузами специалистов составил в 2012 г 23,6 % [3].
Таким образом, имеющаяся официальная статистическая информация о приеме и выпуске студентов экономических специальностей свидетельствует, что за последние годы темпы роста этих показателей сравнительно ниже темпов роста общей численности студентов. Причиной сложившейся ситуации явилось сокращение количества бюджетных мест, выделяемых на подготовку специалистов экономического профиля, а также сокращение плана приёма студентов на заочную форму обучения, согласно решению Министерства образования и науки Республики Таджикистан.
Степень удовлетворения потребности субъектов рынка труда специалистами экономического профиля определяется как отношение численности выпускаемых специалистов данного профиля к расчетному значению потребности рынка труда в этих специалистах.
Следует отметить, что официальная статистика не располагает данными о трудоустройстве выпускников вузов. Для выявления спроса рынка труда в специалистах экономического профиля нами была изучена структура объявлений о вакантных должностях, опубликованных в СМИ и на сайтах www.somon.tj и www. kor.tj.
Из 2000 объявлений, размещенных в этих источниках с 10 апреля по 25 июля 2015 г., 400 объявлений относились к специалистам экономического профиля. Из данного числа объявлений 260 (65 %) приходилось на специалистов по бухгалтерскому учету и аудиту, 76 (19 %) - на специалистов по маркетингу, 32 % - на менеджеров, 28 (7 %) - на торговых представителей и 1 % - на других специалистов экономического профиля.
К числу требований, выдвигаемых работодателями к специалистам экономического профиля (согласно объявлению), относятся: опыт работы по специальности не менее 5 лет; знание компьютерной технологии и специфических компьютерных программ; знание иностранного языка; умение работать в команде.
В целом результаты анализа содержания объявлений на замещение вакантных должностей, опубликованных в средствах массовой
информации и размещенных на вышеуказанных сайтах, позволили нам сформулировать следующие выводы:
1. С расширением масштабов бизнеса и усилением контроля за использованием финансовых средств со стороны партнеров и государственных органов управления растет потребность в высококвалифицированных бухгалтерах со знанием компьютерной технологии.
2. Повышенный спрос субъектов рынка труда на высококвалифицированных маркетологов не сопровождается ростом числа абитуриентов, поступающих на эту специальность. Это связано с тем, что данная специальность не приобрела должного престижа среди молодежи и ввиду отсутствия достаточной рекламы по ее востребованности.
3. Отсутствие объявлений на замещение вакантных должностей, требующих квалификации финансиста, связано с их перепроизводством, обусловленным устоявшейся тенденцией считать эту специальность одной из наиболее престижных.
В целях выявления мнений заинтересованных в результатах образования сторон относительно проблемы взаимодействия вузов экономического профиля и субъектов рынка труда нами проведен анкетный опрос студентов, выпускников, преподавателей экономических вузов и работодателей. Опросом были охвачены 300 респондентов, из них 50 респондентов - из бизнес-структуры (работодатели), 100 - студенты старших курсов, 50 - выпускники старших курсов, 100 - преподаватели и специалисты вузов.
Анкеты были разработаны с учетом особенностей различных групп заинтересованных сторон. Они охватили широкий круг вопросов, касающихся сложившейся ситуации во взаимоотношении вузов и субъектов рынка труда, возможных форм и методов их взаимодействия.
Известно, что на рынке труда качество профессиональной подготовки специалистов является главным ценообразующим фактором. Качество профессиональной подготовки специалистов экономического профиля оценивается не только посредством оценки полученных знаний на выпускных государственных экзаменах, но и посредством сбора и анализа отзывов руководителей и специалистов предприятий о качестве прохождения практики, отзывов работодателей о качестве профессиональной подготовки трудоустроенных выпускников вузов.
На вопрос «Как бы Вы оценили качество профессиональной подготовки специалистов -экономистов в учебных заведениях республики в настоящее время?» большинство респондентов
(работодатели) оценили его как среднее (40 %), и только 15 % опрошенных ответили, что качество профессиональной подготовки экономистов совершенно не соответствует современным требованиям экономики.
Известно, что существуют различные формы взаимодействия и взаимосвязи вузов и субъектов рынка труда. К их числу можно отнести организацию совместных встреч и «круглых столов», организацию экскурсий по бизнес-структурам, организацию мастер-классов с участием специалистов из бизнес-структур и т.п. Большинство из опрошенных студентов отметили, что в вузах не проводятся ярмарки рабочих мест с участием работодателей (44 %), иногда вузы организуют встречи и «круглые столы» с привлечением руководителей и специалистов из бизнес-структур (48 %), иногда вузы организуют экскурсии в бизнес-структуры (54 %). Более 29 % опрошенных студентов ответили, что вышеуказанные формы взаимосвязи вузов и бизнес-структур во многих вузах отсутствуют.
Ответы студентов на вопрос «Проводят ли у Вас занятия специалисты из бизнес-структур?» отражены на рис. 1.
13% 2 О %__
\_67%
да нет
не знаю
Рис. 1. Результаты ответов студентов на вопрос «Проводят ли у Вас занятия специалисты из бизнес-структур?»
Как следует из рис. 1, большинство опрошенных студентов (67 %) отметили, что им преподают специалисты, которые работают в бизнес-структурах, и только 20 % дали отрицательный ответ. Студенты также подчеркнули, что специалисты из бизнес-структур составляют примерно 20 % общего числа всех преподавателей вуза. (В условиях кредитной технологии обучения в вузах республики студентам предоставляется право выбирать преподавателя, у которого они будут заниматься, посредством изучения его профайла (профайл/CV преподавателей доступен в Интернете вузов) или на основе презентаций предмета, проводимых преподавателями в течение первой недели каждого семестра. Это позволяет студентам получить информацию не только об имеющемся у преподавателя опыте, но и оценить методику преподавания, раздаточный материал и т.п.)
Производственная практика студентов является составной частью основной образовательной программы профессионального обра-
зования. Она проводится с целью приобретения студентами необходимых умений, навыков и опыта практической работы по выбранной специальности, закрепления и углубления знаний, полученных студентами в период теоретического обучения. Производственная практика проходит в организациях, предприятиях и учреждениях, независимо от их организационно-правовых форм, на основе заключенных вузами договоров с бизнес-структурами на предмет прохождения производственной практики.
Результаты ответов студентов на вопрос относительно качества организации производственной! практики отражены на рис. 2.
□ да
□ нет
□ не очень
Рис. 2. Результаты ответов студентов на вопрос
«Удовлетворены ли Вы качеством организации производственной практики?»
Судя по данным рис. 2, большинство студентов не удовлетворены или не очень удовлетворены качеством производственной практики.
Известно, что работодатели имеют полное право устанавливать собственные критерии отбора и условия конкурса по приему специалистов на вакантные должности. Исходя из этого, университетам и выпускникам вузов порою сложно определить, какие критерии приоритетны для работодателей. Практика свидетельствует, что многие работодатели принимают во внимание, прежде всего, наличие высшего образования, специальность, профессиональный опыт, знание языков и другие качества. При опросе выпускников и работодателей относительно критерия отбора при приеме на работу молодых специалистов выяснилось, что мнения выпускников и работодателей расходятся. Выпускники (35 % опрошенных) отметили, что при приеме на работу работодатели обратили внимание на их специальность и приложение к диплому, а работодатели ответили, что для них важен уровень профессиональных знаний, личностные и деловые качества кандидата (соответственно 30 % и 40 % опрошенных).
Проведенный опрос выпускников относительно их трудоустройства показал, что уровень профессиональных знаний и общие способности во многом зависят от полученных ими в вузе теоретических и практических знаний. Та-
42%
42%
ким образом, значительная часть опрошенных выпускников (65%) отметили, что во время прохождения собеседования им пригодились теоретические и практические знания, полученные в вузе. Только 35 % выпускников заметили, что знания, которые они получили, им не пригодились во время трудоустройства на работу.
Из ответов выпускников высших учебных заведений ясно, что 48 % трудоустроились по специальности, а 52 % трудоустроились по другим специальностям по причине низкой заработной платы и отсутствия места работы.
В условиях рыночной экономики важным параметром для обеспечения должного взаимодействия вузов и субъектов рынка труда является участие работодателей в разработке учебных программ, учебных планов и стандартов высшего профессионального образования. Международный опыт свидетельствует, что в Германии, Великобритании, Шотландии и других развитых странах широко распространен такой опыт, и наблюдается участие бизнес-структур в разработке учебных программ, учебных планов и стандартов высшего профессионального образования [2].
Проведенный нами опрос работодателей и преподавателей относительно участия бизнес-структур в разработке учебных планов и программ вузов показал, что учебные планы и программы экономических специальностей вузов, в основном, не согласуются с работодателями. С этим согласились 85 % работодателей и 87 % преподавателей и специалистов вузов. Только 15 % работодателей и 13 % преподавателей и специалистов согласились с тем, что учебные планы и программы согласуются с бизнес-структурами, при этом они не смогли назвать конкретные примеры такой практики.
На вопрос «Соответствует ли содержание действующих образовательных программ экономического направления потребностям рынка труда?» 72 % опрошенных преподавателей вузов ответили положительно и лишь 28 % - отрицательно. Считаем необходимым отметить, что наше мнение расходится с мнением респондентов по данному вопросу. Мы считаем, что содержание большинства действующих образовательных программ по экономическим специальностям не способствует формированию ключевых компетенций у студентов и не отвечает требованиям рынка труда. При этом из общего числа опрошенных преподавателей и специалистов вузов 86 % отметили, что использование компетентностного подхода к разработке учебных планов и программ вузов способствует сближению содержания образования и потребностей рынка труда. Незначительно
варьируется мнение опрошенных (работодателей, выпускников, преподавателей и студентов) относительно пяти важных общих и специфических компетенций для экономистов. Из ответов студентов следует, что важными общими компетенциями для них являются лидерство и умение работать в команде (54 %), ответственность (49 %), способность применять знания на практике (49 %), уважение к другим (44 %) и способность принимать решения (46 %).
Из общего числа специальных компетенций большинство студентов выбрали следующие:
• способность разрабатывать и внедрять стратегический, операционный и тактический бизнес-план (42 %);
• навыки управления рисками (38 %);
• способность использовать информационные технологии для эффективного ведения бизнеса (52 %);
• способность развивать и поддерживать эффективные взаимоотношения с заинтересованными лицами - правительством, институтами, клиентами, поставщиками (38 %);
• навыки финансового менеджмента (43%).
Ответы преподавателей и специалистов вузов относительно важных общих компетенций для студентов-экономистов в основном идентичны ответам студентов. Однако есть мнение преподавателей и специалистов университетов, что инновационное мышление и креативность (34 %), способность применять знания на практике (46 %) и способность принимать решения (32 %), ответственность (38 %), лидерство и умение работать в команде (36 %) являются не менее важными компетенциями для студентов-экономистов.
Преподаватели и специалисты вузов считают, что из числа специальных компетенций более важными для студентов являются следующие пять:
• способность разрабатывать и внедрять стратегический, операционный и тактический бизнес-план (24 %);
• способность обладать инновационными и предпринимательскими навыками (26%);
• способность использовать информационные технологии для эффективного ведения бизнеса (21%);
• навыки финансового менеджмента (24%);
• навыки адаптации и взаимодействия с внутренней и внешней окружающей средой (22 %).
По сравнению со студентами и преподавателями вузов выпускники считают, что важными компетенциями общего характера являются: способность к системному анализу и синтезу (40 %), способность к абстрактному, ло-
гическому и критическому мышлению (52 %), ответственность (36 %), способность работать самостоятельно (36 %).
В ответах выпускников вузов в перечисленных специальных компетенциях (как и в других группах) лидирует компетенция - способность разрабатывать и внедрять стратегический, операционный и тактический бизнес-план (30 %). Такие компетенции, как способность развивать и поддерживать эффективные взаимоотношения с заинтересованными лицами, инновационные и предпринимательские навыки, выбрали 24 % опрошенных выпускников. Способности использовать информационные технологии для эффективного ведения бизнеса и навыки финансового менеджмента выбрали соответственно 28 и 24 % опрошенных.
Работодатели в отличие от других респондентов выбрали другую позицию. Из общих компетенций большинство опрошенных работодателей (60 %) считают, что наиболее важной является способность применять знания на практике. По важности они поставили данную компетенцию на первое место. Кроме того, они отметили важность таких компетенций, как ответственность (40 %), коммуникативные навыки (40 %), навыки грамотного владения государственным языком и минимум двумя иностранными языками (40 %) и способность работать в международных контекстах (20 %).
В качестве пяти важных специальных компетенций работодатели выбрали следующие:
• навыки мониторинга, контроля и отчетности (60 %);
• инновационные и предпринимательские навыки (60 %);
• способность развивать и поддерживать
эффективные взаимоотношения с заинтересованными лицами (40 %);
• навыки финансового менеджмента (60 %);
• навыки адаптации и взаимодействия с внутренней и внешней окружающей средой, принимая во внимание социальные, политические, экономические, правовые и культурные аспекты (60 %).
Таким образом, из анализа ответов всех групп респондентов следует, что наиболее важными компетенциями, которые необходимо формировать у студентов - экономистов в процессе их обучения в вузе, являются следующие:
• способность применять знания на практике;
• способность принимать решения;
• способность разрабатывать и внедрять стратегический, операционный и тактический бизнес-план;
• способность использовать информационные технологии для эффективного ведения бизнеса;
• лидерство, навыки финансового менеджмента, а также ответственность.
Список литературы
1. Повышение эффективности взаимодействия вузов Республики Таджикистан и субъектов рынка труда (на примере экономических специальностей) / З.Х. Кадырова [и др.]. Душанбе: Ир-фон, 2015.
2. Лукичев Г. В поисках эффективного взаимодействия высшего образования и работодателей // Экономика образования. 2005. N° 4. С. 5-21.
3. Рынок труда в Республике Таджикистан. Душанбе, 2013.
КАДЫРОВА Заррина Халимовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации бизнеса. Таджикский государственный университет коммерции. Таджикистан. Душанбе. E-mail: zarinkadirova@gmail.com.
KADYROVA, Zarrina Halimovna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economy and Business. Tajik State University of Commerce. Tajikistan. Dushanbe. E-mail: zarinkadirova@gmail.com.