Научная статья на тему 'РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО И ПРАВОВОГО ЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТИРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО СПЕЦИАЛИСТА'

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО И ПРАВОВОГО ЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТИРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО СПЕЦИАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ И ПРАВОВОЕ ЗНАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА / ЛИЧНОСТЬ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Анатолий Николаевич, Хандримайлов Алексей Алексеевич, Малахова Ольга Юрьевна

В статье рассматриваются социокультурные и философско-педагогические аспекты формирования мировоззрения студента; исследуются сущность, цели, задачи данного процесса; анализируются некоторые показатели его успешного осуществления; приводятся данные экспериментальной работы по поиску путей интериоризирования мировоззренческих ценностей и формирования профессиональных ориентиров студентов во время их обучения в вузе; обосновываются возможности образовательной среды технического вуза в контексте выстраивания будущим инженером своей аксиологической и профессиональной траектории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов Анатолий Николаевич, Хандримайлов Алексей Алексеевич, Малахова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SOCIO-HUMANITARIAN AND LEGAL KNOWLEDGE IN SHAPING THE WORLD-VIEW AND PROFESSIONAL GUIDELINES OF THE TECHNICAL SPECIALIST

The article examines the socio-cultural and philosophical-pedagogical aspects of the formation of a student's worldview; examines the essence, goals, and tasks of this process; analyzes some indicators of its successful implementation; provides data from experimental work on finding ways to interiorize worldview values and form professional guidelines for students during their studies at the University; substantiates the possibilities of the educational environment of a technical University in the context of building a future engineer's axiological and professional trajectory.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО И ПРАВОВОГО ЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТИРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО СПЕЦИАЛИСТА»

превращаются в инновации социальной направленности, которые помогают обществу двигаться вперед в своем развитии.

Литература:

1. Вдовюк В.И., Фильков С.М. Основы педагогики высшей школы в структурно-логических схемах: Учебное пособие. - М.: МГИМО(У) МИД России, 2004. С. 42.

2. Горев П.М., Утёмов В.В. Инновационная деятельность образовательного учреждения как одно из условий повышения качества образования // Концепт. 2015. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnost-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-kak-odno-iz-usloviy-povysheniya-kachestva-obrazovaniya (дата обращения: 25.11.2020).

3. Истрофилова О.И. Инновационные процессы в образовании: Учебно-методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. С. 4.

4. Торгунская Н.Л. Педагогические инновации как условие личностно-профессионального развития преподавателей высшей школы // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Комсомольск-на-Амуре, 2007.

5. Утёмов В.В. Инновации в педагогической практике системы общего и профессионального образования будущего // Концепт. 2016. № 01.С. 16-20.

6. Хасия Т.В. Педагогические инновационные технологии в вузе // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф.(г. Уфа, июнь 2011 г.). / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. -Уфа: Лето, 2011. С. 120-122.

7. Чапаев Н.К. Этапы осуществления инновационного образовательного процесса / Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 20 Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 22-23 апреля 2015 г. - Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун.-т», 2015. Т. I. С.185-188.

8. Beketova, E., Leontyeva, I., Zubanova, S., Gryaznukhin, A., Movchun, V. Palgrave. Creating an optimal environment for distance learning in higher education: discovering leadership issues. Communications volume 6, Article number: 66 (2020). DOI: 10.1057 / s41599-020-0456-x

9. Korotaeva I.E. Interactive Computer Technologies in the Educational Process. International Journal of Advanced Trends in Computer Science and Engineering. Volume 9. Issue 2. 2020. Номерстатьи 6, Pages 942-950.

10. Liu Zi-Yu, Spitsyna Natalya, Zubanov Svetlana, Vekilova Aygun. Using Internet Resources for Remote Language Learning. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). - Vol. 15, No. 13, 2020.

11. Zeer E.F., Novoselov, S.A. Symaniuk E.E. Innovations as forms of integration of pedagogy and educational practice // Педагогическое образование в России. 2011. № 2. С. 155-163.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Попов Анатолий Николаевич

Оренбургский институт путей сообщения (филиал) Федерального

государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург);

заместитель директора Хандримайлов Алексей Алексеевич

Оренбургский институт путей сообщения (филиал) Федерального

государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург);

кандидат педагогических наук, доцент Малахова Ольга Юрьевна

Оренбургский институт путей сообщения (филиал) Федерального

государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург)

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО И ПРАВОВОГО ЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТИРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО

СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация. В статье рассматриваются социокультурные и философско-педагогические аспекты формирования мировоззрения студента; исследуются сущность, цели, задачи данного процесса; анализируются некоторые показатели его успешного осуществления; приводятся данные экспериментальной работы по поиску путей интериоризирования мировоззренческих ценностей и формирования профессиональных ориентиров студентов во время их обучения в вузе; обосновываются возможности образовательной среды технического вуза в контексте выстраивания будущим инженером своей аксиологической и профессиональной траектории.

Ключевые слова: социально-гуманитарное и правовое знание, образовательная среда технического вуза, личность, мировоззрение, социокультурные ценности, профессиональный рост.

Annotation. The article examines the socio-cultural and philosophical-pedagogical aspects of the formation of a student's worldview; examines the essence, goals, and tasks of this process; analyzes some indicators of its successful implementation; provides data from experimental work on finding ways to interiorize worldview values and form professional guidelines for students during their studies at the University; substantiates the possibilities of the educational environment of a technical University in the context of building a future engineer's axiological and professional trajectory.

Keywords: socio-humanitarian and legal knowledge, educational environment of a technical University, personality, worldview, socio-cultural values, professional growth.

Введение. Современная высшая техническая школа (транспортный вуз) - образовательное, профессиональное и социокультурное пространство, в котором будущему специалисту необходимо не только овладеть прочным технико-технологическим, профессионально направленным знанием. Студенчество, юность - жизненный этап, на котором происходит формирование ключевых мировоззренческих ориентиров

личности, определяются жизненные доминанты, оформляется в реальные планы профессиональная перспектива.

В данном контексте особое значение приобретает контент и социокультурная направленность вузовской подготовки, поскольку инженер - руководитель среднего звена, которому необходимо научиться через призму социально-гуманитарных и правовых наук видеть в каждом сотруднике своего предприятия не только работника, но и личность с собственным мировоззрением и жизненной позицией.

Изложение основного материала статьи. В соответствии с требованиями ФГОС ВО (вузы технической направленности) изучение социально-гуманитарных дисциплин нацелено на формирование универсальных компетенций (УК-4, УК-5): обучающийся должен знать сущность, предметно-целевую основу культуры, основные типы культуры; теоретические основы, принципы и формы межкультурного взаимодействия; способы анализа различных культур; теоретические основы деловых коммуникаций, их предметно-целевое содержание, функции и формы; основные современные коммуникативные технологии; уметь выстраивать межкультурное взаимодействие с учетом разнообразия культур; анализировать, контролировать и совершенствовать свое речевое поведение; выстраивать речевую тактику и стратегию конструктивного выхода из конфликта; владеть навыками межкультурного взаимодействия с учетом разнообразия культур; основными коммуникативными технологиями; навыками публичной речи, установления речевого контакта и обмена информацией. Важно отметить, что изучение дисциплин правового цикла затрагивает не только общекультурные компетенции (ОК-6: готовность использовать нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности), но и акцентируется на профессиональных компетенциях выпускника (ПК-1: владение основами правового регулирования деятельности железных дорог), что свидетельствует об особой значимости и практикоориентированности данной части профессиональной вузовской подготовки.

Философия, культурология, социология, правоведение, педагогика, политология, лингвистика -структурные элементы социально-гуманитарного знания; их парадигмы, законы и принципы значимы для науки в целом, поскольку техническое и естественнонаучное знание во многом опирается на них, а для профессиональной подготовки будущего специалиста, руководителя они, безусловно, являются фундаментальной основой. Их изучение будущими техническими специалистами отвечает современным социокультурным вызовам, поскольку позволяет комплексно осмыслить философско-исторические и социально-политические процессы, представить их в системе, продуктивно использовать результаты этого освоения в своей будущей профессиональной деятельности [11]. На наш взгляд, овладение будущими инженерами целостным социально-гуманитарным и правовым знанием является методологической основой приобретения базовых знаний и профессиональных навыков, а также способом решения различных технико-технологических и управленческих задач.

Изучение социально-гуманитарных и правовых дисциплин во многом способствует формированию обозначенных компетенций, но главной целью, на наш взгляд, является их ключевая роль в формировании мировоззренческого ядра личности и ее профессиональной направленности. Предназначение этого знания -стать смысловой основой образования и личностного развития, необходимым инструментом в социокультурном и профессиональном становлении будущего инженера, руководителя.

Научное сообщество (философы, культурологи, лингвисты, педагоги, специалисты в области управления) [2; 4; 5; 7; 8; 9; 12; 13] активно исследует проблему взаимосвязи и взаимообусловленности процессов личностного, ценностного становления молодежи и ее профессиональной подготовки, подчеркивая, что недостаточная социально-гуманитарная, правовая подготовка является серьезным барьером в трудовой деятельности: молодые технические специалисты не учитывают в работе ее «человеческое измерение», нередко обладают весьма узким техническим мышлением, склонны к технократизму, доминирующему использованию метода «пошаговой детализации».

Мы солидарны с научными взглядами Ю.Д. Мишина и С.М. Чуриковой о том, что для выработки правильной стратегии образования необходимо не ситуативное, а философское и методологическое осмысление его модернизации [6]. Мы также солидарны с научным мнением большинства педагогов о том, что главной ценностью образования в рамках гуманистической парадигмы является личность человека [2; 14; 17], данное положение находит отражение в теоретических работах, посвященных профессиональной [1; 3; 4; 10; 11] и правовой культуре студентов [15; 16].

Вдумчивое, осознанное, мотивированное изучение будущими инженерами философских, психолого-педагогических, культурологических, лингвистических теорий и направлений, политического знания, понимание ими специфики работы с соответствующей литературой - необходимые условия для интеллектуального, профессионального и духовно-нравственного, этического развития их личности, условие формирования гуманистически ориентированного мировоззрения.

В данном контексте, на наш взгляд, с гуманитарными аспектами технического образования тесно связана правоведческая компонента, сопряженная с четким пониманием будущим руководителем необходимой опоры на нормы права и закона при осуществлении профессиональной деятельности, управления коллективом.

Опираясь на теоретические изыскания в области социально-гуманитарного и правового знания, современную философско-педагогическую парадигму, резюмируя свой исследовательский опыт [5; 8-12], можно сделать вывод о том, что проблема поиска ценностно-смысловых ориентиров в личностном и профессиональном становлении будущего технического специалиста под решающим воздействием образования с социально-гуманитарным и правовым акцентами актуальна, сложна и отвечает социокультурным реалиям. Дисциплины гуманитарного и правового циклов в силу специфики своих предметов и мест в системе образования выполняют мировоззренческую и методологическую функции -способствуют формированию гражданской зрелости, убеждённости, умению творчески осмысливать философские положения и самостоятельно применять их при анализе глобальных, цивилизационных, культурных, общественно-политических, личностных, идеологических, научных, моральных и духовных проблем. А процесс овладения социально-гуманитарным и правоведческим знанием, в силу его внутренней логики, активно способствует развитию теоретического, логического и творческого мышления - того, что называется формированием культуры мышления человека, что, в свою очередь, выступает одним из условий формирования целостной, гармоничной личности.

Изучение роли социально-гуманитарного и правового знания в профессиональной подготовке будущего инженера, а также исследование возможностей данного знания в формировании его мировоззренческих

ценностей обусловили необходимость проведения исследования, направленного на изучение совокупности знаний молодежи в данном проблемном поле. В исследовании принимали участие студенты 1-5 курсов очного обучения (девушки и юноши) Оренбургского института путей сообщения - филиала СамГУПС (всего 126 человек).

Методы исследования: активное, включенное наблюдение, анкетирование, беседа, постановка проблемных вопросов, анализ результатов.

Для достижения цели исследования и решения обозначенных задач была разработана мини-анкета, содержащая вопросы открытого и закрытого характера, отражающие различные аспекты проблемы.

Опишем и проанализируем результаты, полученные в ходе проведенной работы.

На открытый вопрос «В чем, на Ваш взгляд, заключается специфика социально-гуманитарного знания?» были получены следующие обобщенные суждения:

■ является частью культуры;

■ целостно, фундаментально;

■ формирует интеллект;

■ не подчиняется общенаучным (техническим, естественнонаучным) законам, следовательно, гипотетично;

■ вторично для инженера, поскольку недоказательно;

■ взаимосвязано с морально-нравственными, этическими и эстетическими ценностями;

■ оказывает ключевое воздействие на формирование мировоззрения;

■ влияет на формирование умения выстраивать коммуникацию;

■ участвует в формировании профессионального имиджа, поскольку является основой формирования корпоративной культуры и др.

На открытый вопрос «В чем, на Ваш взгляд, социокультурная сущность и практическая ценность правового знания в контексте Вашей будущей профессии?» были получены следующие обобщенные ответы:

■ знание актуальных норм права и закона - неотъемлемая часть профессиональной подготовки и каждодневной работы руководителя;

■ правовая подготовка позволит избежать многих проблем на производстве и в повседневной жизни;

■ правовая компетентность повысит уровень уважения коллег и руководства;

■ правовые знания и практические навыки позволят выстраивать эффективные экономические отношения в рамках должностных обязанностей;

■ правовая подготовленность влияет на формирование общей культуры личности, определяя ценностно-смысловые, мировоззренческие приоритеты и др.

Отметим, что, в целом, будущие инженеры, характеризуя социально-гуманитарное и правовое знание, отмечают его сущностные характеристики: взаимосвязь с ценностно-смысловой сферой; фундаментальность и целостность; практическую применимость; морально-нравственную направленность, значимость, как для выстраивания успешной профессиональной деятельности, так и для личностного развития. И, что особенно ценно для нашего исследования, понимают роль такого знания в формировании мировоззрения, выборе аксиологических доминант, определении путей профессионального роста.

В следующем открытом вопросе студентам было предложено указать, какими возможностями обладает образовательная среда технического вуза в контексте формирования мировоззренческих и профессиональных ориентиров в процессе профессиональной подготовки будущих инженеров, и какова роль социально-гуманитарного и правового знания в этом процессе?

Приведем обобщенные ответы:

■ образовательная среда технического вуза наполнена различным теоретическим знанием, его освоение - залог развития интеллекта и профессиональной культуры;

■ такая среда всестороннее образовывает и развивает молодого человека;

■ среда формирует профессионализм: идет накопление теоретических знаний и практического опыта;

■ среда позволяет реализовать интеллектуальный и творческий потенциал;

■ образовательная среда кардинально влияет на формирование целостной мировоззренческой системы личности (Я мыслю, следовательно, я существую!);

■ среда развивает навыки эффективного делового общения;

■ в такой среде происходит овладение способами практического применения не только технического, но и социально-гуманитарного знания;

■ среда формирует общую культуру личности как фундамент для наращивания «человеческого капитала»;

■ знания в области права - необходимый элемент образовательной среды технического вуза, поскольку обеспечивают выстраивание любой деятельности (в т.ч. трудовой) в рамках закона, правового поля, не позволяя скомпрометировать себя и организацию;

■ среда предполагает в качестве ведущего вида деятельности технико-технологическое творчество как совокупность традиционных, новационных и инновационных задач, методов, технологий и др.

На основании полученных эмпирических данных можно сделать вывод о том, что студенты осознают значимость социально-гуманитарных наук и знания в области права для своего профессионального роста; понимают смыслообразующую роль мировоззрения в своем интеллектуальном и личностном развитии; видят потенциал образовательной среды вуза в данном процессе.

Следует отметить, что старшекурсники более обоснованно и развернуто отвечали на открытые вопросы, что, на наш взгляд, свидетельствует о наличии логического и творческого мышления, достаточном общекультурном и профессиональном кругозоре, сформированной системе мировоззренческих доминант, наличии ценностного отношения к образованию и будущей трудовой деятельности.

В ходе дальнейшего исследования: в процессе наблюдений, бесед, итоговых анализа отчетов по учебной и производственной практике мы отмечали, что некоторые студенты испытывают затруднения при практическом использовании социально-гуманитарного знания (но не правового!), не видят возможности его использования в трудовой деятельности. Однако признают его целостный, ключевой характер, выражая желание и готовность овладеть его основами, справедливо отмечая его решающую роль в формировании мировоззрения. Основные функции социально-гуманитарных наук: формирование критического и творческого видов мышления, умения четко, аргументировано и логично выражать свои мысли,

анализировать собственные действия с опорой на гуманистические ценности позволят выстраивать профессиональную траекторию, не нарушая единства научно-технического прогресса и его «человеческого измерения». А эти качества необходимы современному техническому специалисту - инженеру путей сообщения - не только для профессионального становления и карьерного роста, но и для личностного саморазвития, нахождения себя в социуме и мире культуры.

Выводы. Таким образом, проведенное исследование показало актуальность и значимость социально-гуманитарного и правового знания, его гуманистический потенциал в контексте профессиональной подготовки будущего инженера, а также выявило ряд проблем, связанных с данным процессом.

Резюмируя, следует обозначить смысловую и профессиональную ценность данных наук в контексте формирования мировоззренческих и профессиональных ориентиров будущего инженера и выстраивания системы его профессиональных ориентиров: освоение и интериоризация духовно-нравственных ценностей, основ профессиональной культуры, а также формирование мировоззренческого ядра происходит успешнее, если сочетать техническую подготовку с обогащением студентов социально-гуманитарным и правовым знанием, увязывая в рамках образовательной среды вуза интеллектуальное развитие с нравственным становлением личности, с акцентированием гражданской ответственности и патриотизма. В силу своей универсальности социально-гуманитарное и правовое знание детерминирует решение/нивелирование профессиональных и социальных проблем, связанных с коммуникацией; обеспечивает профессионально-личностный рост и реализацию трудового потенциала личности.

Литература:

1. Вавилова, Т.Е. Профессиональная культура как составляющая профессиональной компетенции [Текст] / Т.Е. Вавилова // Мир педагогики и психологии. - 2018. - № 8 (25). - С. 12-19

2. Воробьева, О.Б. Роль культурологии в развитии профессионально-личностных качеств студенческой молодежи [Текст] / О.Б. Воробьева // Перспективы развития высшей школы: Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Тюмень, 2020. - С. 173-175.

3. Емельяненкова, А.В., Данилова, Е.А. Человечность и кибераддикция: мировоззрение современного студента [Текст] / А.В. Емельяненкова, Е.А. Данилова // Бехтерев и современная психология человечности: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции / отв. редактор Л.М. Попов. - М., 2015. - С. 520-525.

4. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 11. - С. 14-20.

5. Малахова, О.Ю. Системная гуманитаризация высшего технического образования как условие профессионально-личностного самоопределения студента в условиях современного социального заказа [Текст] / О.Ю. Малахова // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 4. - С. 55-58.

6. Мишин, Ю.Д., Чурикова С.М. Модернизация отечественного инженерного образования: смена вектора совершенствования [Текст] / Ю.Д. Мишин, С.М. Чурикова // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. - 2019. - № 1 (5). - С. 84-91.

7. Наумлюк, А.Г., Постников, С.В. Философия [Электронный ресурс] / А.Г. Наумлюк, С.В. Постников и др. // под ред. А.В. Немчининова. - Вольск: ВВИМО, 2016.

8. Нурумова, К.К., Малахова, О.Ю. Поиск смысла жизни - ядро философской антропологии [Текст] / К.К. Нурумова, О.Ю. Малахова // Молодежная наука в XXI веке: традиции, инновации, векторы развития: Сборник материалов Международной научно-исследовательской конференции. - Самара, Оренбург: СамГУПС, ОрИПС, 2017. - Ч. 2. - С. 229-230.

9. Попов, А.Н., Малахова, О.Ю. Философско-педагогические аспекты выбора социокультурных ориентиров личности в современном российском образовании [Текст] / А.Н. Попов, О.Ю. Малахова // Наука и образование транспорту: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. -Самара: СамГУПС, 2018. - С. 286-288.

10. Попов, А.Н., Малахова, О.Ю. Роль философского знания в профессиональной подготовке современного инженера [Текст] / А.Н. Попов, О.Ю. Малахова // Наука и культура России. - Самара: СамГУПС, 2019. - С. 16-20.

11. Попов, А.Н., Малахова, О.Ю. Потенциал социально-гуманитарного знания в профессиональной подготовке инженера путей сообщения [Текст] / А.Н. Попов, О.Ю. Малахова // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. - 2020. - № 1. - С. 24-30.

12. Попов, А.Н., Егорова, Ю.Н., Малахова, О.Ю., Ярцев, А.А. Потенциал образовательной среды транспортного вуза в формировании современной технической интеллигенции: социокультурный и компетентностный подходы [Текст] / А.Н. Попов, Ю.Н. Егорова, О.Ю. Малахова, А.А. Ярцев // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3. - С. 87-89.

13. Постников, С.В. Метод определения преподавателем базовых условий подготовки и проведения учебного занятия [Текст] / С.В. Постников // Драгомировские образовательные чтения: Сборник материалов Ii Международной научно-практической конференции / отв. редактор И.И. Грачёв. 2019. - С. 92-97.

14. Солодилова, М.А., Рыжаева, В.Н., Васильева, О.В. Антропология - системная наука, формирующая научно-гуманистическое мировоззрение студента и его личность [Текст] / М.А. Солодилова, В.Н. Рыжаева, О.В. Васильева // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: Сборник материалов X Международной научно-практической конференции. 2016. - С. 17-19.

15. Ромашов, Р.А., Тищенко, А.Г. Правовая культура: ценностный аспект [Текст] / Р.А. Ромашов, А.Г. Тищенко // Правовая культура. - 2006. - № 1. - 7-14.

16. Хурлет, М.А. Правовая культура студентов как социально-педагогическая проблема [Текст] / М.А. Хурлет // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 4. - С. 65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Фалеева, Л.В. Культура, духовно-нравственная культура, профессиональная культура личности: педагогические реалии современного общества [Текст] / Л.В. Фалеева // Педагогика. Общество. Право. -2012. - № 1. - С. 42-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.