Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хандримайлов Алексей Алексеевич, Попов Анатолий Николаевич, Малахова Ольга Юрьевна

В статье рассматриваются основные образовательные тенденции в контексте трансформации современного социального заказа. Отмечается, что одним из центральных признаков данного процесса является реализация инновационных педагогических технологий, что отвечает современной личностно-ориентированной педагогической парадигме. В работе исследуются сущность, цели, задачи интерактивной образовательной технологии; обосновывается ее роль в формировании компетенций (в т.ч. универсальных) будущего инженера транспортной сферы. В работе исследуются принципы и свойства интерактивной дидактической модели: непрерывность, осознанность и активность взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, культуросообразность, вариативность, рефлексивный характер. Анализируются возможности интерактивной технологии в процессе формирования и развития образовательных, научно-исследовательских, творческих навыков студента в контексте формирования универсальных компетенций. Анализ опыта реализации педагогической интерактивной технологии в вузе позволяет сделать вывод о том, что целенаправленно сконструированная образовательная среда становится эффективным условием реализации образовательного, поискового потенциала студента, предоставляя будущему специалисту альтернативу выбора индивидуального маршрута профессионального и личностного развития, и требует пересмотра векторов и моделей педагогической деятельности с акцентом на активизацию самостоятельной работы студента, активизацию его интереса к диалогическому взаимодействию во всех сферах жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хандримайлов Алексей Алексеевич, Попов Анатолий Николаевич, Малахова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF INTERACTIVE TECHNOLOGY IN FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCIES OF TRANSPORT UNIVERSITY STUDENTS

The article examines the main educational trends in the context of the transformation of the modern social order. It is noted that one of the central features of this process is the implementation of innovative pedagogical technologies, which corresponds to the modern personality-oriented pedagogical paradigm. The work examines the essence, goals, objectives of interactive educational technology; substantiates its role in the formation of competencies (including universal ones) of a future transport engineer. The work examines the principles and properties of the interactive didactic model: continuity, awareness and activity of interaction of all subjects of the educational process, cultural consistency, variability, reflective nature. The possibilities of interactive technology in the process of formation and development of educational, research, creative skills of a student in the context of the formation of universal competencies are analyzed. Analysis of the experience of implementing pedagogical interactive technology in a university allows us to conclude that a purposefully designed educational environment becomes an effective condition for the implementation of the educational, search potential of a student, providing the future specialist with an alternative to choosing an individual route for professional and personal development, and requires a revision of the vectors and models of pedagogical activity with with an emphasis on enhancing the student's independent work, enhancing his interest in dialogical interaction in all spheres of life.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА»

помогать учебному офису в организации траекторий. На наш взгляд, одной из ключевых компетенций обучающихся, сегодня является их психологическая готовность к свободе и к самоорганизации.

Также проблемными маркерами являются: анализ рентабельности индивидуальных траекторий с точки зрения экономики образования, изучение новых требований, выдвигаемых индивидуальными траекториями к преподавателям, вопрос о нарушении индивидуальными траекториями основы сертификации конкретных профессиональных компетенций.

Литература:

1. Старостин Вадим Геннадьевич Особенности формирования профессионально важных качеств курсантов образовательных организаций МВД России // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2020. №1 (9). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 13.02.2021).

2. Русскова Юлия Николаевна, Ульянова Ирина Валентиновна Формирование профессиональных компетенций курсантов образовательных организаций МВД России посредством интерактивных технологий // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. №4 (75). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 13.02.2021).

3. Витютнев Е.Е., Ахметов Р.С. Междисциплинарные практические занятия по специальной физической и тактико-специальной видам подготовки и административной деятельности как активная форма формирования профессионально важных компетенций у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru / (дата обращения: 13.02.2021).

4. International Association of Chiefs of Police. Police Use of Force in America. International Association of Chiefs of Police; Arlington, VA, USA: 2017. [Google Scholar]

Педагогика

УДК 378.2

заместитель директора Хандримайлов Алексей Алексеевич

Оренбургский институт путей сообщения (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Попов Анатолий Николаевич

Оренбургский институт путей сообщения (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Малахова Ольга Юрьевна

Оренбургский институт путей сообщения (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются основные образовательные тенденции в контексте трансформации современного социального заказа. Отмечается, что одним из центральных признаков данного процесса является реализация инновационных педагогических технологий, что отвечает современной личностно-ориентированной педагогической парадигме. В работе исследуются сущность, цели, задачи интерактивной образовательной технологии; обосновывается ее роль в формировании компетенций (в т.ч. универсальных) будущего инженера транспортной сферы. В работе исследуются принципы и свойства интерактивной дидактической модели: непрерывность, осознанность и активность взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, культуросообразность, вариативность, рефлексивный характер. Анализируются возможности интерактивной технологии в процессе формирования и развития образовательных, научно-исследовательских, творческих навыков студента в контексте формирования универсальных компетенций. Анализ опыта реализации педагогической интерактивной технологии в вузе позволяет сделать вывод о том, что целенаправленно сконструированная образовательная среда становится эффективным условием реализации образовательного, поискового потенциала студента, предоставляя будущему специалисту альтернативу выбора индивидуального маршрута профессионального и личностного развития, и требует пересмотра векторов и моделей педагогической деятельности с акцентом на активизацию самостоятельной работы студента, активизацию его интереса к диалогическому взаимодействию во всех сферах жизнедеятельности.

Ключевые слова: образовательная среда вуза, современные педагогические технологии, технология интерактивного обучения, личностно-ориентированные технологии, компетентность, универсальные компетенции, социально-гуманитарное знание.

Annotation. The article examines the main educational trends in the context of the transformation of the modern social order. It is noted that one of the central features of this process is the implementation of innovative pedagogical technologies, which corresponds to the modern personality-oriented pedagogical paradigm. The work examines the essence, goals, objectives of interactive educational technology; substantiates its role in the formation of competencies (including universal ones) of a future transport engineer. The work examines the principles and properties of the interactive didactic model: continuity, awareness and activity of interaction of all subjects of the educational process, cultural consistency, variability, reflective nature. The possibilities of interactive technology in the process of formation and development of educational, research, creative skills of a student in the context of the formation of universal competencies are analyzed. Analysis of the experience of implementing pedagogical interactive technology in a university allows us to conclude that a purposefully designed educational environment becomes an effective condition for the implementation of the educational, search potential of a student, providing the future specialist with an alternative to choosing an individual route for professional and personal development, and requires a revision of the vectors and models of pedagogical activity with with an emphasis on enhancing the student's independent work, enhancing his interest in dialogical interaction in all spheres of life.

Keywords: educational environment of the university, modern pedagogical technologies, interactive learning technology, student-centered technologies, competence, universal competencies, social and humanitarian knowledge.

Введение. Современный социокультурный и социально-экономический заказ требует кардинального изменения транспортного вуза - образовательного пространства, в котором осуществляется профессиональная подготовка будущих инженеров, перенося дидактические и ценностно-смысловые акценты с узкоспециальной «заточенности» на формирование компетентной, широко эрудированной, мобильной, готовой к непрерывному обучению личности, стремящейся обрести себя не только в профессии, но и в социально-культурном пространстве.

Данный заказ переориентирует систему вузовской подготовки (в т.ч. технической), предполагая широкое применение в образовательном пространстве не только традиционных, но и инновационных дидактических форм, детерминируя смену образовательной парадигмы, пересмотр существующих целей и способов их достижения [1; 4; 12; 15].

В данной связи особое значение приобретает педагогический контент и социокультурные векторы вузовской подготовки, поскольку инженер - это руководитель, которому необходимо научиться через призму теоретического знания и практического опыта видеть в каждом работнике предприятия личность с собственным мировоззрением, жизненными целями и ценностями и на этой основе выстраивать свою управленческую стратегию. Для обеспечения эффективности такой деятельности будущему инженеру необходимо обладание универсальными компетенциями, формирование которых происходит в процессе освоения социально-гуманитарного знания.

Изложение основного материала статьи. В соответствии с требованиями ФГОС ВО изучение социально-гуманитарных дисциплин нацелено на формирование универсальных компетенций (УК-4, УК-5): обучающийся должен знать сущность, предметно-целевую основу культуры, основные типы культуры; теоретические основы, принципы и формы межкультурного взаимодействия; способы анализа различных культур; теоретические основы деловых коммуникаций, их предметно-целевое содержание, функции и формы; основные современные коммуникативные технологии; уметь выстраивать межкультурное взаимодействие с учетом разнообразия культур; анализировать, контролировать и совершенствовать свое речевое поведение; выстраивать речевую тактику и стратегию конструктивного выхода из конфликта; владеть навыками межкультурного взаимодействия с учетом разнообразия культур; основными коммуникативными технологиями; навыками публичной речи, установления речевого контакта и обмена информацией [6; 15; 16; 17].

Важно отметить, что значимость применения технологии интерактивного обучения в образовательном процессе вуза коррелирует с требованиями ФГОС ВО: действующий Стандарт предполагает качественную модернизацию педагогического содержания, форм и методов для достижения качественного нового уровня профессиональной подготовки студентов транспортного вуза.

Целью нашей работы является исследование потенциала педагогической технологии интерактивного обучения в формировании универсальных компетенций будущего инженера путей сообщения в процессе получения им высшего образования. При этом мы делаем акцент на дидактических возможностях социально-гуманитарного знания в силу его отличительных свойств: целостности, диалектичности, гуманистической направленности и универсальности. Изучение социально-гуманитарных дисциплин во многом способствует формированию обозначенных компетенций, но главной целью, на наш взгляд, является их ключевая роль в формировании мировоззренческого ядра личности и ее профессиональной направленности. Предназначение этого знания - стать смысловой основой образования и личностного развития, необходимым инструментом в социокультурном и профессиональном становлении будущего инженера, руководителя.

В научной литературе [2; 3; 7-9; 114 13; 14; 17] под технологиями интерактивного обучения понимают совокупность педагогических алгоритмов, которые позволяют всем субъектам образовательного процесса овладевать умением гармонично взаимодействовать друг с другом. Цель использования интерактивной технологии в образовательном процессе - обеспечение взаимодействия участников, их межличностного общения, в ходе которого каждый необходимо осознает и учитывает значимого Другого (М.М. Бахтин), вырабатывает рефлексивные умения, учится анализировать возможную или реальную образовательную/профессиональную ситуацию и на основе выработанной позиции способен принимать обоснованные и ответственные решения (в т.ч. управленческие).

Опираясь на вышеназванные теоретические социально-гуманитарные изыскания, современную философско-педагогическую парадигму, резюмируя свой исследовательский опыт, полагаем, что интерактивная дидактическая модель, в основу которой положены принципы культуросообразности, вариативности, рефлексивности, а также непрерывного, осознанного, активного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, в котором преподаватель и студент выступают равноправными участниками, стимулирует обучающегося к:

■ осуществлению коммуникативной деятельности, позволяя точно, лаконично, грамотно выразить свои мысли и чувства, что способствует успешному формированию коммуникативной компетентности;

■ комплексному осмыслению мировых и государственных философско-исторических, социально-политических, экономических, образовательных и иных процессов, представлению их в целостной системе;

■ продуктивному использованию результатов этого освоения в своей будущей профессиональной деятельности.

Важным аспектом, на наш взгляд, является учет специфики использования технологии интерактивного обучения в образовательном процессе транспортного вуза: она детерминирована особенностями профессиональной подготовки студентов: с одной стороны, им необходимо приобрести прочные теоретические знания в сфере избранной специальности, с другой - сформировать гуманистический взгляд на будущую профессию на основе необходимости ее «человеческого измерения».

Рассмотрим основные возможности технологии интерактивного обучения в техническом (транспортном) вузе, способствующие возрастанию интереса к избранной профессии, укреплению готовности студентов к изучению не только технического, но и социально-гуманитарного знания, формированию на основе альянса теории и практики профессиональной, коммуникативной и социокультурной компетентности будущих инженеров.

1. В процессе коллективного общения осуществляется взаимодействие всех участников образовательного процесса, что создает оптимальные условия для раскрытия творческого потенциала каждого субъекта процесса. В групповых дискуссиях, спорах, заданиях, в ходе выполнения которых используется диалог в решении практикоориентированных задач, приобретаются и развиваются управленческие и коммуникативные навыки, опирающиеся на универсальные принципы гуманизма и сотрудничества.

2. Организация процесса обучения с использованием интерактивной технологии предполагает включенность всех участников в активную мыслительную и познавательную деятельность, при этом ключевым является осознание и личная интерпретация наличных и приобретаемых знаний, оперирование ими в практической деятельности. Абсолютно неприемлемым здесь является доминирование «единственно верного» теоретического положения, практического вывода или участника (даже если это преподаватель). Важным является создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и, при необходимости, взаимопомощи, что способствует развитию творческого потенциала студентов, объединяет их. Сквозная диалогичность, являющаяся важнейшим свойством интерактивного обучения, предполагает развитие критического и творческого мышления всех коммуникантов, которые анализируют разнообразные ситуации, с учетом полярных мнений и мировоззренческих позиций, обсуждают их с другими участниками во время дискуссий, обоснованно отстаивая собственную точку зрения, не игнорируя иную.

3. Образовательная технология интерактивного обучения позволяет преподавателю широко использовать межпредметные связи: знания из области философии, культурологии, политологии, педагогики, правоведения, лингвистики, менеджмента органично дополняют профессиональный цикл, делают процесс освоения технических и специальных дисциплин увлекательным, творческим, при этом расширяется общекультурный кругозор студентов, повышается их мотивация к освоению всего образовательного контента; при этом формируется стойкое убеждение в практической значимости разного вида знания, его социокультурной и профессиональной значимости.

4. В процессе реализации технологии интерактивного обучения студенты вовлекаются в целенаправленно выстраиваемые ситуации успеха в осуществлении учебной и практической деятельности, при этом обогащается их эмоциональная, профессиональная, творческая сферы. Особую значимость приобретает центральное условие эффективности использования данной технологии - умелое управление данного процесса преподавателем с ориентацией на достижение образовательных целей и решение соответствующих задач.

На наш взгляд, рассмотренные возможности в полной мере способствуют формированию универсальных компетенций, поскольку задают векторы профессионального и личностного роста будущего технического специалиста, предполагая соответствующие знания, умения и владения. Выстраивание диалогического взаимодействия между участниками образовательного процесса с использованием данной технологии объективно предполагает самостоятельный поиск информации, ее осмысление и критическую переработку, формулирование на основе этого собственной мировоззренческой и позиции и соответствующей модели поведения, при этом формируются качества, свидетельствующие о личностной и профессиональной зрелости будущих инженеров.

Анализ теоретических источников [2; 4; 6-9; 11-14], собственный педагогический опыт [1; 5; 9; 10; 15; 16; 17] позволяют сделать вывод о том, что использование инновационных педагогических технологий, в т.ч. данной технологии в процессе формирования универсальных компетенций является фундаментальным основанием эффективности познавательной и культуротворческой активности студентов, условием их профессиональной и коммуникативной компетентности, залогом конкурентоспособности и трудовой успешности.

Таким образом, использование технологии интерактивного обучения в контексте формирования универсальных компетенций способствует решению многих образовательных задач: расширению культурного кругозора всех участников образовательного процесса, приобретению ими опыта полемики, формированию эмоциональных связей между участниками образовательного процесса, укреплению навыков совместной работы, диалоговому взаимодействию, формированию коммуникативной компетентности студентов, в том и межкультурной.

В образовательной среде Оренбургского института путей сообщения существует диалогический альянс субъектов образовательного процесса - студентов и преподавателей, что позволяет в полной мере использовать потенциал интерактивной педагогической технологии, применяя ее на всех уровнях взаимодействия. Так, Международная научно-исследовательская конференция «Молодежная наука в XXI веке: традиции, инновации, векторы развития» - значимый научно-образовательный проект, в котором принимают активное участие студенты вузов, старшеклассники, молодые ученые и начинающие специалисты-практики, является площадкой интерактивного взаимодействия, позволяя молодежи обсудить проблемы и перспективы НТП с учетом современных научных достижений и требований в сфере транспорта; обозначаются роль и место науки в развитии современных технологий, анализируются перспективные векторы развития фундаментальных и прикладных исследований в контексте модернизации экономики, управления, образования, науки и техники; намечаются возможности внедрения их результатов в единую социально-экономическую систему. Важно отметить взаимосвязь теоретических и практических исследований, расширение и укрепление связей вузов с органами власти, предприятиями, организациями с целью внедрения результатов научных исследований в производственную деятельность; расширение сотрудничества с научными и студенческими сообществами России и мира с целью обмена научно-исследовательским, технико-технологическим и социально-экономическим опытом. Участники конференции обсуждают различные теоретические и практические результаты экономических, управленческих, естественнонаучных, технических, информационных и социокультурных исследований, что позволяет им проанализировать концепции современного образования, что, в свою очередь, способствует эффективному формированию среды для научно-исследовательского общения молодежи. Участие в данных мероприятиях позволяет студентам и преподавателям - научным руководителям - в полной мере реализовать потенциал интерактивной технологии, активизировать научный поиск и творческие возможности.

Иные образовательные и исследовательские проекты: внутривузовские конкурсы научных работ студентов, предметные и межпредметные олимпиады («Марафон знаний», «Экспресс надежды»), студенческий научно-исследовательский кружок «Проблемы и перспективы развития социокультурного

пространства современной России», Диалог-клуб «Сила Слова», Философский круглый стол также являются форматами реализации интерактивной технологии. Результаты этой работы - выступления и полемика студентов и преподавателей на заседаниях научного кружка, участие в работе Диалог-клуба, круглого стола, участие в научных мероприятиях различного формата (региональных, всероссийских, международных) -яркие примеры перспективности данной технологии, поскольку свидетельствуют о повышении образовательного и исследовательского интереса будущих инженеров, наличии сформированных профессиональных и личностных качеств, являющихся фундаментальными основами профессионального и жизненного развития.

Выводы. Таким образом, личностно-ориентированная интерактивная технология, ставящая в центр вузовской образовательной среды личность будущего специалиста, предполагает диалогичность любого взаимодействия, интериоризацию целей и ценностей образования, активизацию субъектной позиции. Реализация интерактивной технологии в образовательной среде вуза (при освоении студентами цикла социально-гуманитарных дисциплин, в процессе научно-исследовательской работы) позволит сформировать все виды компетенций, в т.ч. универсальных, предполагающих диалектическое единство профессионального и личностного роста.

Литература:

1. Адер А.В., Криволапов В.Г., Малахова О.Ю. Междисциплинарный подход в образовательном процессе транспортного вуза в контексте формирования корпоративных компетенций // Современная медиадидактика: направления, проблемы, поиски. - Ялта: КФУ, 2020. - С. 5-11.

2. Бабалыкин Д.А., Тимкин А.В. Интерактивные и интегративные метапредметные образовательные технологии // Наука и образование. - 2020. Т. 3. - № 2. - С. 195.

3. Безродных Т.В. Интерактивные технологии в вузе - технологии формирования социально-педагогической компетентности студента // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. -№ 52-5.

4. Везетиу Е.В. Классификация профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности // Современная медиадидактика: направления, проблемы, поиски. -Ялта: КФУ, 2020. - С. 45-50.

5. Егорова Ю.Н., Малахова О.Ю. Подготовка профессионала железнодорожной отрасли с позиции современных образовательных технологий // Школа будущего. - 2015. - № 1. - С. 18-24.

6. Иванова А.П., Маланчева С.Н., Малахова О.Ю. Формирование конкурентоспособной личности специалиста // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. -Оренбург: ОГУ, 2018. - С. 295-299.

7. Клименко И.С. Интерактивные технологии и методологические инструменты формирования профессиональных компетенций // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования. -М., 2019.

8. Маланчева С.Н., Малахова О.Ю. Потенциал современных образовательных технологий в контексте выстраивания компетентностно-ориентированного образовательного процесса технического вуза // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - № 4. - Т.5. - С. 251-255.

9. Малахова О.Ю. Реализация педагогической технологии портфолио в рефлексивно-образовательной среде вуза // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - № 3 (24). - Т.7. - С. 257-262.

10. Малахова О.Ю., Попов А.Н. Философско-педагогические аспекты выбора социокультурных ориентиров личности в современном российском образовании // Наука и образование транспорту. - Самара: СамГУПС, 2018. - С. 286-288.

11. Мамаева А.Н. Интерактивные технологии в современном образовании // Теория и практика современной науки. - 2020. - № 5 (59). - С. 275-278.

12. Мишин Ю.Д., Чурикова С.М. Модернизация отечественного инженерного образования: смена вектора совершенствования // Вестник СГУПС: Гуманитарные исследования. - 2019. - № 1 (5). - С. 84-91.

13. Новикова А.С. Активные и интерактивные технологии, используемые в педагогике // Современные проблемы в образовании: теория и практика. - В 2-х ч. Под ред. А.В. Лексиной, А.В. Леоновой. 2018. -С. 83-87.

14. Плаксина И.В. Интерактивные образовательные технологии. - М., 2020.

15. Попов А.Н., Егорова Ю.Н., Малахова О.Ю., Ярцев А.А. Потенциал образовательной среды транспортного вуза в формировании современной технической интеллигенции: социокультурный и компетентностный подходы // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3. - С. 87-89.

16. Попов А.Н., Малахова О.Ю. Роль философского знания в профессиональной подготовке современного инженера // Наука и культура России. - Самара: СамГУПС, 2019. - С. 16-20.

17. Хандримайлов А.А., Попов А.Н., Малахова О.Ю. Реализация технологии проблемного обучения на бинарных занятиях по циклу социально-гуманитарных дисциплин в образовательной среде технического вуза // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2020. - Ч 3. - С. 76-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.