Научная статья на тему 'Потенциал образовательной среды транспортного вуза в формировании современной технической интеллигенции: социокультурный и компетентностный подходы'

Потенциал образовательной среды транспортного вуза в формировании современной технической интеллигенции: социокультурный и компетентностный подходы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современная техническая интеллигенция / образовательная среда транспортного вуза / компетентностный и социокультурный подходы / корпоративные компетенции. / modern technical intelligentsia / educational environment of transport university / competence and socio-cultural approaches / corporate competencies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. Н. Попов, Ю. Н. Егорова, О. Ю. Малахова, А. А. Ярцев

Данная статья посвящена рассмотрению процесса формирования современного технического интеллигента – будущего инженера путей сообщения. Приводится авторская формулировка ключевого понятия. Исследуются подходы (социокультурный, компетентностный) к определению технической интеллигенции, делается акцент на сложном междисциплинарном характере ее дефиниций. Изучаются проблемы определения их значимости и специфики в контексте профессиональной подготовки будущего инженера. Исследуется социокультурный и профессиональный потенциал корпоративных компетенций ОАО «РЖД», детерминирующих формирование инженера – технического интеллигента. Анализируются возможности образовательной среды транспортного вуза в формировании изучаемого личностного качества будущего инженера на основе поисковой работы, приводятся эмпирические результаты. Намечаются перспективы работы по сближению в образовательной среде вуза гуманистических доминант и корпоративных компетенций как базисных основ формирования современной технической интеллигенции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. Н. Попов, Ю. Н. Егорова, О. Ю. Малахова, А. А. Ярцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A TRANSPORT UNIVERSITY IN THE FORMATION OF MODERN TECHNICAL INTELLIGENTSIA: SOCIO-CULTURAL AND COMPETENCE-BASED APPROACHES

The article is dedicated to the process of forming a modern technical intellectual-a future railway engineer. The authors’ formulation of the key concept is given. The authors study approaches (socio-cultural, competence-based) to the definition of technical intelligentsia, and focuses on the complex interdisciplinary nature of its definitions. The problems of determining its significance and specificity in the context of professional training of future engineers are studied. The article examines the socio-cultural and professional potential of corporate competencies of “Russian Railways” JSC that determine the formation of an engineer – technical intellectual. The article analyzes the possibilities of the educational environment of a transport university in the formation of the studied personal quality of a future engineer on the basis of search work, and provides empirical results. The article outlines the prospects of work on the convergence of humanistic dominants and corporate competencies in the educational environment of the university as the basic foundations for the formation of modern technical intelligentsia.

Текст научной работы на тему «Потенциал образовательной среды транспортного вуза в формировании современной технической интеллигенции: социокультурный и компетентностный подходы»

Библиографический список

1. Букреева Н.А., Подъячева Т.Н., Волчек Е.Е. Изучение зависимости восприятия времени от возраста человека. Available at: http:// vestnik.ssu.samara.ru/gum/2006web1/ psih/1002.pdf

2. Киреева З.А. Время как детерминанта онтогенетического развития сознания. Автореферат диссертации ... доктора психологических наук. Одесса, 2010.

3. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Санкт-Петербург: Питер, 2016.

4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учебное пособие для вузов. Москва: Академия, 2000.

5. Кожурова О.А. Особенности оценки переживания времени подростками. Вестник Самарской гуманитарной академии. 2010; № 1 (7). Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-perezhivaniya-vremeni-podrostkami

6. Ковалев В.И. Личностное время и жизненный путь личности. Психология личности и время жизни человека. Черновцы: ЧТУ, 1991.

7. Ермолаев Ю.О. Математическая статистика для психологов. Москва: МПСИ, Флинта, 2003.

References

1. Bukreeva N.A., Pod'yacheva T.N., Volchek E.E. Izuchenie zavisimosti vospriyatiya vremeni ot vozrasta cheloveka. Available at: http:// vestnik.ssu.samara.ru/gum/2006web1/ psih/1002.pdf

2. Kireeva Z.A. Vremya kak determinanta ontogeneticheskogo razvitiya soznaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora psihologicheskih nauk. Odessa, 2010.

3. H'ell L., Zigler D. Teoriilichnosti. Sankt-Peterburg: Piter, 2016.

4. Polivanova K.N. Psihologiya vozrastnyh krizisov: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Akademiya, 2000.

5. Kozhurova O.A. Osobennosti ocenki perezhivaniya vremeni podrostkami. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. 2010; № 1 (7). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-perezhivaniya-vremeni-podrostkami

6. Kovalev V.I. Lichnostnoe vremya i zhiznennyj put' lichnosti. Psihologiya lichnostii vremya zhiznicheloveka. Chernovcy: ChTU, 1991.

7. Ermolaev Yu.O. Matematicheskaya statistika dlya psihologov. Moskva: MPSI, Flinta, 2003.

Статья поступила в редакцию 20.04.20

УДК 378

Popov A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecture, Director, Orenburg Institute of Railway Transport, Branch of SamGUPS (Orenburg, Russia), E-mail: a.n.popov@origt.ru

Yegorova Yu.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Orenburg Institute of Railway Transport, Branch of SamGUPS (Orenburg, Russia), E-mail: egorova333@rambler.ru

Malakhova O.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecture, Orenburg Institute of Railway Transport, Branch of SamGUPS (Orenburg, Russia), E-mail: olgamal74@mail.ru

Yartsev A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecture, Orenburg Institute of Railway Transport, Branch of SamGUPS (Orenburg, Russia), E-mail: art.yarc@yandex.ru

POTENTIAL OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A TRANSPORT UNIVERSITY IN THE FORMATION OF MODERN TECHNICAL INTELLIGENTSIA: SOCIO-CULTURAL AND COMPETENCE-BASED APPROACHES. The article is dedicated to the process of forming a modern technical intellectual-a future railway engineer. The authors' formulation of the key concept is given. The authors study approaches (socio-cultural, competence-based) to the definition of technical intelligentsia, and focuses on the complex interdisciplinary nature of its definitions. The problems of determining its significance and specificity in the context of professional training of future engineers are studied. The article examines the socio-cultural and professional potential of corporate competencies of "Russian Railways" JSC that determine the formation of an engineer - technical intellectual. The article analyzes the possibilities of the educational environment of a transport university in the formation of the studied personal quality of a future engineer on the basis of search work, and provides empirical results. The article outlines the prospects of work on the convergence of humanistic dominants and corporate competencies in the educational environment of the university as the basic foundations for the formation of modern technical intelligentsia.

Key words: modern technical intelligentsia, educational environment of transport university, competence and socio-cultural approaches, corporate competencies.

А.Н. Попов, канд. пед. наук, доц., директор, Оренбургский институт путей сообщения - филиал СамГУПС, г. Оренбург, E-mail: a.n.popov@origt.ru Ю.Н. Егорова, д-р пед. наук, проф., Оренбургский институт путей сообщения - филиал СамГУПС, г. Оренбург, E-mail: egorova333@rambler.ru О.Ю. Малахова, канд. пед. наук, доц., Оренбургский институт путей сообщения - филиал СамГУПС, г. Оренбург, E-mail: olgamal74@mail.ru А.А. Ярцев, канд. пед. наук, доц., Оренбургский институт путей сообщения - филиал СамГУПС, г. Оренбург, E-mail: art.yarc@yandex.ru

ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ

Данная статья посвящена рассмотрению процесса формирования современного технического интеллигента - будущего инженера путей сообщения. Приводится авторская формулировка ключевого понятия. Исследуются подходы (социокультурный, компетентностный) к определению технической интеллигенции, делается акцент на сложном междисциплинарном характере ее дефиниций. Изучаются проблемы определения их значимости и специфики в контексте профессиональной подготовки будущего инженера. Исследуется социокультурный и профессиональный потенциал корпоративных компетенций ОАО «РЖД», детерминирующих формирование инженера - технического интеллигента. Анализируются возможности образовательной среды транспортного вуза в формировании изучаемого личностного качества будущего инженера на основе поисковой работы, приводятся эмпирические результаты. Намечаются перспективы работы по сближению в образовательной среде вуза гуманистических доминант и корпоративных компетенций как базисных основ формирования современной технической интеллигенции.

Ключевые слова: современная техническая интеллигенция, образовательная среда транспортного вуза, компетентностный и социокультурный подходы, корпоративные компетенции.

Изменившаяся геополитическая, экономическая, научно-техническая и социокультурная ситуация в современной России детерминирует необходимость кардинального изменения образовательной среды высшей технической (в том числе транспортной) школы: традиционный (репродуктивный, знани-евый) подход к профессиональной подготовке инженера не отвечает реальному социальному, профессиональному, отраслевому заказу. Именно этими позициями обусловлена проблема профессиональной подготовки специалиста транспортной сферы, которая выдвигает в ранг приоритетных качеств

молодого специалиста следующие качества: квалифицированность, профессиональную компетентность, конкурентоспособность. С данным положением коррелирует и неизменно актуальное «человеческое измерение» труда и его результатов, непреходящая антропологическая ценность любой профессиональной деятельности, что предполагает высокий уровень интеллигентности будущего инженера, проявляющийся в выборе гуманистического, социокультурного, рефлексивного принципов как руководящих ориентиров в трудовой деятельности [1].

В нормативно-правовых документах РФ (в сфере образования) постулируется фундаментальная идея о том, что образовательное пространство вуза не только формирует общественно-экономические отношения, но и гуманизирует их; не только формирует жизненные установки личности молодого человека, но и задает им антропологический вектор. Выпускник вуза, приобретший в процессе профессиональной подготовки набор необходимых компетенций, способен самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, выстраивать собственную трудовую деятельность с учетом ценностно-целевых ориентаций своего коллектива, предприятия, отрасли, страны в целом. Таким образом, проблема изучения возможностей образовательной среды вуза в контексте формирования важного личностного качества - интеллигентности будущего инженера является актуальной, важной, требующей теоретического обоснования и практического исследования.

Рассмотрим дефиниции ключевого понятия. Термин «интеллигенция» (лат Intelligentia - понимание, рассудок, познавательная сила) в смысловом отношении предполагает особую общественную группу, члены которой занимаются интеллектуальным трудом. Данное понятие, сформулированное в середине XIX века, наделено следующими свойствами: в силу своей междисциплинарно-сти обладает широким спектром дефиниций; в смысловом отношении спорно и многогранно; тесно взаимосвязано с умственной работой; предполагает морально-нравственную, аксиологическую обусловленность; детерминировано цивили-зационно и культурно-исторически; гуманистически направлено; закреплено в мировоззрении; проявляется в поведении и деятельности. В данном контексте отметим, что профессиональная деятельность специалиста транспортной сферы не ограничивается взаимодействием с Техникой, а детерминирована взаимосвязью с Человеком; инженер - это и руководитель, который формирует микроклимат в коллективе, выстраивая взаимоотношения с разными людьми, но требующими равного уважительного и ответственного отношения.

Современный транспортный вуз - образовательное пространство, в котором получают профессиональную подготовку будущие инженеры, но при этом они формируются и в личностном отношении, обретают себя не только в профессии, но в обществе, мире культуры. Поэтому важно не только подготовить профессионала, но и настоящего Человека, гражданина, технического интеллигента.

С опорой на работы Гершунского Б.С., Крыловой Н.Б., Зимней И.А., Золотухиной А.В., Заславской Т.И., Беляевой Л.А., Сальникова В.И., Бажутина О.Ю. под технической интеллигенцией мы понимаем особую социальную группу, которая занимается сложным трудом, связанным с техникой, технологиями, требующим навыков интеллектуального труда и специального (технического) образования, занимающаяся не только материальным, но и духовным производством с опорой на гуманистические цели и ценности. Научное педагогическое сообщество [2, 3] единодушно в постулировании необходимости достаточной гуманитарной подготовки студента технического вуза - будущего инженера, руководителя, поскольку освоение антропологии во всех ее научных формах помогает студенту самоопределиться в профессии, найти и интериоризировать жизненные и профессиональные ценности, осознанно учитывать коллективные, корпоративные цели и ценности, преодолеть возможный технократизм мышления, т.е., являясь профессионалом, интеллектуалом, стать и компетентным руководителем, и, как следствие, техническим интеллигентом.

В данном контексте важна позиция ФГОС, в соответствии с которой выпускники технического вуза должны обладать рядом сформированных компетенций (в там числе общекультурных и профессиональных).

Мы солидарны с научными выводами [2 - 5], данные теоретические положения коррелируют с нашим педагогическим опытом и научными изысканиями [6, 7], что позволяет сделать вывод о том, что профессиональная подготовка специалиста с акцентом на формирование его интеллигентности под решающим воздействием образования важна и актуальна. Говоря о подготовке будущих инженеров, важно отметить ожидания потенциальных работодателей: предприятия транспортной отрасли ждут не только высококвалифицированных специалистов, но и добросовестных, культурных работников, которые смогут взять ответственность за сотни других людей. Ведь от профессионализма инженера, его организованности и ответственности во многом зависит рациональное использование рабочей силы и техники. Инженер должен также обладать такими качествами, как инициативность, самостоятельность, умение принимать взвешенные решения. В данной связи важен вопрос о компетентности будущих технических специалистов и, соответственно, базовых компетенциях инженеров транспортной отрасли. В образовательной среде технического вуза у студентов происходит формирование не только компетенций, предусмотренных учебными планами специальностей, но и осуществляется взаимосвязь с потенциальными работодателями - делается акцент на формирование корпоративных компетенций.

В 2009 г в ОАО «Российские железные дороги» были разработаны корпоративные компетенции (проект «4К + Л»), обладание которыми позволит любому сотруднику компании реализовать себя профессионально и личностно, а также внести свой вклад в общее дело, стать частью команды:

1. Клиентоориентированность - ориентация на пользу для клиентов компании.

2. Корпоративность и ответственность - ориентация на корпоративные цели и интересы, умение работать в команде, нацеленность на общий результат.

3. Качество и безопасность - ориентация на качество и эффективность, обеспечение безопасности.

4. Креативность и инновационность - выдвижение инициатив и внедрение инноваций, поддержка инициатив других.

5. Лидерство - воодушевление и вовлечение других, мотивирование и убеждение без административного давления [5].

Эти компетенции детерминированы умениями и деловыми качествами, которыми должны обладать работники компании. Поэтому молодые люди уже на начальном этапе обучения в вузе не только изучают базисные основы будущей профессии, но и соотносят их с постулатами корпоративной культуры, корпоративными компетенциями. Полагаем, что формирование технического интеллигента - инженера транспортной сферы - невозможно без опоры на заявленные и активно внедряемые в практику кампании корпоративные компетенции.

Рассмотрение роли образовательной среды вуза в формировании будущего инженера путей сообщения - технического интеллигента, нацеленного на обладание корпоративными компетенциями, обусловило поисковую работу, направленную на изучение базиса знаний студентов в данной семантической области. Респонденты - студенты очного обучения 1 - 4 курсов Оренбургского института путей сообщения (128 человек).

В исследовании мы использовали классические и инновационные педагогические методы: включенное наблюдение, рефлексивная индивидуальная и коллективная беседа, проблемные вопросы открытого и закрытого характера.

Опишем результаты, полученные в ходе проведенного исследования.

Используя технику «Неоконченное предложение», мы предложили студентам выразить свое мнение: «Современная техническая интеллигенция - это...». Были получены следующие суждения:

- технические специалисты, занятые умственным трудом;

- люди с высоким социально-профессиональным статусом, руководители «нового формата»;

- особый социальный слой, обладающий широким спектром знаний в области техники и технологий;

- не только высококвалифицированные специалисты, но и воспитанные, тактичные люди;

- руководители с высокими моральными, этическими, эстетическими принципами и правилами;

- люди, понимающие личную моральную ответственность за результаты своей жизнедеятельности (в том числе в профессиональном плане), готовые принимать ответственные решения;

- специалисты с гуманитарно-техническим мировоззрением, опирающиеся на «человеческое измерение» в профессиональной деятельности;

- профессионалы, преодолевающие технократизм мышления посредством опоры на общечеловеческие, гуманистические ценности (Добро, Справедливость, Честь, Родина, Профессиональный долг и др.);

Отметим, что в целом студенты, предлагая дефиниции исходного понятия, отмечают его сущностные характеристики: акцент на морально-нравственную, аксиологическую значимость жизненных и профессиональных целей; взаимосвязь с мировоззрением; гуманистическую направленность, готовность осуществлять целеполагание; важность не только для выстраивания успешной трудовой деятельности, но и жизненной самореализации.

Цель следующего вопроса - выяснить, какие пути, способы и направления формирования технической интеллигенции являются наиболее эффективными в современной геополитической и социально-экономической и ситуации, и какова роль образовательной среды вуза в этом процессе.

Приведем наиболее часто встречающиеся ответы:

- целенаправленное непрерывное самообразование;

- формирование профессионализма: накопление теоретических знаний и практического опыта (в том числе в период вузовской подготовки);

- укрепление гражданственности и патриотизма;

- раскрытие личного интеллектуального потенциала в период обучения в

вузе;

- формирование мировоззрения с опорой на специфику будущей профессии;

- формирование чувства ответственности за результаты своей деятельности;

- развитие навыков коллективного труда.

Интересны ответы студентов на следующий открытый вопрос: «Насколько инженер путей сообщения - технический интеллигент - нуждается в обладании корпоративными компетенциями компании? Что дает обладание ими для профессионального и личностного роста?». Подавляющее большинство респондентов (84%) осознают значимость технической интеллигенции в укреплении отрасли и страны в целом; видят ее взаимосвязь с научно-техническим прогрессом; готовы опираться на ценности корпоративной культуры в профессиональной деятельности (91%); считают корпоративные компетенции фундаментом не только личной карьеры, но и благоприятного климата в коллективе (75%). Вместе с тем значительная часть студентов (23%) не считают интеллигентность важным качеством для инженера, выдвигая на лидирующие позиции его профессиональные знания, навыки практической работы, стремление как можно быстрее продви-

гаться по службе без особого учета специфики путей достижения карьерных высот Но большинство студентов (87%) все же полагают, что быть руководителем нового формата - значит быть техническим интеллигентом. Реализация концепции «4К + Л» позволит любому сотруднику ОАО «РЖД» стать не только компетентным профессионалом, но и настоящим техническим интеллигентом. Обладание корпоративными компетенциями позволит инженеру реализовать свою социокультурную миссию, которая характеризует понятие интеллигентности как совокупность гуманистических ценностей, целей и доминант. Одна из ключевых задач вуза состоит в целенаправленном выстраивании образовательной среды, в которой возможно эффективное овладение будущими инженерами не только

Библиографический список

спектра компетенций, постулируемых ФГОС, но и основ корпоративных компетенций, являющихся базисом для формирования комплексного личностного качества - интеллигентности.

Таким образом, проведенное исследование показало значимость интеллигентности как важного профессионально-личностного качества, акцентировало профессиональную личностную и социальную ценность корпоративных компетенций; обозначило потенциал образовательной среды вуза в данном процессе, выявило ряд проблем, требующих дальнейшего изучения и научного обоснования; наметило векторы формирования компетентного технического интеллигента в период его профессиональной подготовки в вузе.

1. Малахова О.Ю. Гуманистический вектор подготовки конкурентоспособного специалиста в условиях современного социального заказа. Сибирский педагогический журнал. 2014; № 2: 109 - 113.

2. Золотухина А.В. Научно-техническая интеллигенция и ее социокультурная роль в информационно-технологическом обществе России. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Уфа, 2004.

3. Бажутина О.Ю. Интеллигентность и педагогика. Вызовы современности и философия: материалы Круглого стола, посвященного Дню философии ЮНЕСКО. Бишкек: КРСУ, 2004: 289 - 293.

4. Егорова Ю.Н., Малахова О.Ю. Подготовка профессионала железнодорожной отрасли с позиции современных образовательных технологий. Школа будущего. 2015; № 1: 18 - 24.

5. Иванова А.П., Маланчева С.Н., Малахова О.Ю. Векторы подготовки конкурентоспособного специалиста в контексте реализации стратегии клиентоориенти-рованности ОАО «РЖД» на основе формирования корпоративных компетенций. Междисциплинарное взаимодействие в контексте подготовки специалистов железнодорожной отрасли: монография. Уфа: Аэтерна, 2017: 34 - 41.

6. Попов А.Н., Малахова О.Ю. Потенциал социально-гуманитарного знания в профессиональной подготовке инженера путей сообщения. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2020; № 1: 24 - 30.

References

1. Malahova O.Yu. Gumanisticheskij vektor podgotovki konkurentosposobnogo specialista v usloviyah sovremennogo social'nogo zakaza. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2014; № 2: 109 - 113.

2. Zolotuhina A.V. Nauchno-tehnicheskaya intelligenciya i ee sociokul'turnaya rol' v informacionno-tehnologicheskom obschestve Rossii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Ufa, 2004.

3. Bazhutina O.Yu. Intelligentnost' i pedagogika. Vyzovy sovremennosti i filosofiya: materialy Kruglogo stola, posvyaschennogo Dnyu filosofii YuNESKO. Bishkek: KRSU, 2004: 289 - 293.

4. Egorova Yu.N., Malahova O.Yu. Podgotovka professionala zheleznodorozhnoj otrasli s pozicii sovremennyh obrazovatel'nyh tehnologij. Shkola buduschego. 2015; № 1: 18 - 24.

5. Ivanova A.P., Malancheva S.N., Malahova O.Yu. Vektory podgotovki konkurentosposobnogo specialista v kontekste realizacii strategii klientoorientirovannosti OAO «RZhD» na osnove formirovaniya korporativnyh kompetencij. Mezhdisciplinarnoe vzaimodejstvie v kontekste podgotovki specialistov zheleznodorozhnoj otrasli: monografiya. Ufa: A'eterna, 2017: 34 - 41.

6. Popov A.N., Malahova O.Yu. Potencial social'no-gumanitarnogo znaniya v professional'noj podgotovke inzhenera putej soobscheniya. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobscheniya. 2020; № 1: 24 - 30.

Статья поступила в редакцию 07.04.20

УДК 371.322.043.2:792

Popova M.I., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: marina_popova777@mail.ru

Ikonnikova A.N., senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: an.ikonnikova@s-vfu.ru

DEVELOPMENT OF ASPIRING TEACHERS' PROFESSIONAL COMPETENCIES UNDER THE CONDITIONS OF SCHOOL-UNIVERSITY PARTNERSHIP.

The article reveals conditions for effective practical training of teachers in the framework of teacher's training educational programme. The study was conducted on the basis of theoretical and empirical level. The study assesses the effectiveness of professionally-oriented training of teachers in the process of school-university partnership. The implementation of a school university partnership turned out to be an effective tool which led to positive results. A focus is on the design of educational programme and the organization and content of students' internship as well as partnership of the institution with the secondary schools. The findings indicate higher level of general and professional competence of students. Practice oriented training includes two educational approaches: practice oriented and competence based, which are based on human activity and leads to the development of professional potential of aspiring teachers. A study conducted among students of higher institutions revealed the most effective forms and types of training that provide practical orientation and professional development.

Key words: school and university partnership, professional development, practice-oriented teacher's training.

М.И. Попова, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: marina_popova777@mail.ru

А.Н. Иконникова, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: an.ikonnikova@s-vfu.ru

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНО-УНИВЕРСИТЕТСКОГО ПАРТНЕРСТВА

В современных условиях профессиональные компетенции будущего учителя качественно отличаются от стандартного набора компетенций, формируемых в процессе традиционной подготовки педагога. Подготовка будущего учителя должна носить практико-ориентированный характер, обеспечивающий формирование профессиональных компетенций, организаторских навыков и навыков осуществления тьюторского сопровождения. Необходимо учитывать тот факт, что современные родители чрезвычайно требовательны к качеству образовательных услуг и ожидают от школы наличие высококвалифицированных и опытных специалистов. Однако объема зачетных единиц, выделяемых на педагогическую практику, недостаточно для формирования учителя нового поколения, обладающего вышеперечисленными компетенциями. Значительное внимание авторы уделяют профессиональному становлению молодого педагога и моделированию условий профессионального развития обучающихся в рамках школьно-вузовского партнерства, которое становится площадкой для дальнейшего профессионального развития. В работе обобщается практический опыт реализации школьно-вузовского партнерства в процессе подготовки будущих учителей иностранного языка.

Ключевые слова: школьно-университетское партнерство, профессиональное становление, практико-ориентированная подготовка.

Авторы статьи обращают внимание на то, что существует проблема соотнесения теоретических знаний, практических навыков и требований к профессиональной деятельности будущего учителя. Начинающий учитель испытывает напряжение между внутренней готовностью личности к новому социальному

положению, требованиями новой социальной роли и фактической подготовкой выпускника к её реализации. Различные факторы субъективного и объективного характера оказывают влияние на профессиональное становление учителя. В статье обобщен опыт школьно-вузовского партнерства в процессе подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.